Путешествия по Беларуси: Мир и Мирский замок. Отзыв о посещении Мирского замка (часть 2: интерьеры и музейная экспозиция замка)

Рубрики: Беларусь, лето 2013-2014,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 15 августа 2014, в 15:21

В прошлый раз мы полюбовались Мирским замком снаружи и прогулялись по территории замкового комплекса. Теперь заглянем внутрь замка и посмотрим, что представляет собой его восстановленный интерьер и какие музейные экспозиции придуманы для туристов.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Напомним, что входной билет в Мирский замок дает право на осмотр всех объектов замкового комплекса: основной музейной экспозиции замка, отдельной экспозиции «Мирское гетто», двух башен, тюремного подвала и усыпальницы князей Святополк-Мирских. Подробная информация о стоимости билетов, часах работы и порядке посещения Мирского замка приводится тут. Об архитектуре Мирского замка можно почитать в первой части отзыва.

Интерьеры Мирского замка после реставрации

Есть замки, снаружи совершенно новодельные, зато внутри сохранившие подлинный интерьер и обстановку, дух старины. А есть другие — их экстерьер в значительной степени аутентичный, а вот «начинка» — привнесенная. К числу последних относится и Мирский замок. Внешне он воспринимается как цельный гармоничный образ, величественное средневековое сооружение. Внутри всё не столь однозначно.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Подсчитано, что после окончания реставрационных работ в фасадах замка использовано всего 10-15% современных материалов, а вот во внутренней отделке — все 90%.

С одной стороны, это было неизбежно, учитывая, что из прежних интерьеров до наших дней ничего не сохранилось, архивы последних владельцев замка практически полностью утрачены, а северный дворцовый корпус, в котором сейчас и находится экспозиция, к моменту начала работ вообще не имел перекрытий и зиял пустыми окнами (подробнее о состоянии комплекса и его судьбе в XX веке читайте в заметке об истории Мирского замка). С другой стороны, уровень реставрационных работ далек от идеального, причем это отмечают не только специалисты, но и простые туристы.

Справедливости ради, надо сказать, что качество реставрации в Мирском замке вполне приемлемое — по сравнению, например, с реставрацией Лидского замка. Однако и тут встречаются, например, места, где качество кладки просто убийственное.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Реставрация историко-культурных объектов в Беларуси — вообще тема болезненная. Особенно острые дискуссии вызвало качество работ, проведенных в Несвижском и Мирском замках. Оно и понятно: это главные достопримечательности Беларуси, включенные во все путеводители и отнесенные ЮНЕСКО к лучшим памятникам мировой культуры.

На реставрацию Мирского замка были выделены огромные средства. Однако итог вызвал массу нареканий. Такие несуразные вещи, как современные двери «а-ля торговый центр», светильники в стиле «хай-тек», тротуарная плитка, стеклопакеты в бойницах и вообще обилие новодела — всё это приводит к тому, что посетитель просто не может проникнуться духом старины и ощутить, что находится в резиденции магнатов. Ясно, что далеко не все стройматериалы пригодны для применения в историческом антураже. Наиболее вопиющий пример — пресловутый лифт, которым не возмутился разве что ленивый.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Касаемо самой экспозиции: местами залы заполнены множеством случайных предметов, не согласованных ни с интерьерами, ни с историей самого сооружения. Обилие муляжей (копий, репродукций) не создает исторической атмосферы. Вероятно, в дальнейшем экспозиция будет, по крайней мере частично, пересмотрена.

Экспозиция Мирского замка действительно спорная, но интересные залы, безусловно, есть. Далее описываются все основные помещения, которые можно посмотреть во время внутреннего осмотра замка.

Вводные залы

Осмотр музейной экспозиции Мирского замка начинается на втором этаже.

В вестибюле, помимо печально известного лифта с развесистым светильником и облицовкой типа «плиточка для ванной», можно увидеть макет Мирского замка.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Тут же демонстрируется несколько фотографий последнего владельца замка — Михаила Николаевича Святополка-Мирского (1870-1938) (подробнее о князе и его роде читайте в заметке об истории Мирского замка).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Соседний вводный зал носит название «Оборонительное зодчество Великого княжества Литовского XIV-XVII вв.». Здесь представлены макеты белорусских замков и храмов, а также копии старинных фотографий, карт, планов, гравюр.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Макеты и фотографии достаточно интересны. Хотя они и не имеют прямого отношения к Мирскому замку, но помещают его в определенный исторический контекст.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Мирский замок был построен в период расцвета на белорусских землях готики, и параллельно с ним был возведен целый ряд других сооружений, для которых характерны единые черты декора и строительного материала.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Примерами таких построек могут служить замечательные церкви оборонительного типа: Михайловская церковь (Михаила Архангела) в деревне Сынковичи, церковь Рождества Богородицы в деревне Мурованка, костёл Иоанна Крестителя в городке Камаи (Камайский костёл).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Эти христианские храмы выполняли оборонительную функцию наряду с замками.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Рядом с фотографиями и макетами церквей можно увидеть макеты белорусских замков, в том числе макет Старого замка в Гродно времен Стефана Батория. Последний напоминает огромный свадебный торт. Посмотреть любопытно, особенно когда видел, что замок представляет собой сейчас (замок в Гродно в скором времени планируют восстановить, и тогда, видимо, он тоже будет похож на торт).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Макет Лидского замка периода Витовта:

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Эксперты сильно критикуют всю эту экспозицию: мол, непропорциональные макеты других сооружений в залы Мирского замка вставлять не следовало, поскольку они не связаны с историей самого замка, да и вообще все эти макеты, «информационные щиты» и наклеенные на стены иллюстрации полностью уничтожают интерьер. Такие экспонаты больше уместны в школьном музее. Может, оно и так. Но всё-таки определенная просветительская польза от этого зала точно есть.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Туристы, впервые приехавшие в Белоруссию и мало знающие о стране и ее достопримечательностях, будут поражены ее архитектурным богатством. Да, Мирский и Несвижский замки знают почти все, а вот о других белорусских замках и уникальных храмах оборонительного типа слышал далеко не каждый. Так что осмотр этой экспозиции наверняка расширит ваш кругозор.

Экспозиция следующего зала, «Первые владельцы Мира», посвящена представителям рода Ильиничей, которые, как известно, и являются основателями замка (подробнее читайте в заметке об истории Мирского замка). В числе экспонатов — генеалогическое древо рода Ильиничей, у основания которого указан дед основателя замка, Юрия Ильинича. Сын Юрия, Ильинич Щасный, был женат на Софье Радзивилл, копия портрета которой также представлена в этом зале.

Генеалогическое древо рода Ильиничей

Единственный сын Ильинича Щасного и Софьи Радзивилл Юрий Ильинич — младший (ок. 1535 – ок. 1569) был бездетным и умер довольно рано. Он завещал Мирское графство князю Николаю Христофору Радзивиллу по прозвищу «Сиротка» (1549-1616), который был двоюродным братом Юрия и сыном его опекуна Николая Радзивилла Чёрного. В зале можно увидеть копию завещания Юрия Ильинича — младшего на имя князя Николая Радзивилла Сиротки (1568). Еще один любопытный экспонат — копия привилея, полученного местечком Мир от князя Сиротки в 1579 году. Данный документ вводил в поселке некоторые права городского самоуправления (неполное магдебургское право). Подробнее читайте в заметке об истории местечка Мир.

Привилей Николая Сиротки Миру (1597), копия с оригинала, экспозиция Мирского замка

Еще в зале демонстрируется копия письма Юрия Щасновича Ильинича Николаю Христофору Радзивиллу из Граца (1567).

Копия письма Юрия Щасновича Ильинича Николая Криштофу Радзивиллу

Теперь посмотрим экспозицию «Битва под Миром 10-11 июня 1792 года», также расположенную на втором этаже северного корпуса замка (в восточном корпусе сейчас открыт дорогой отель «Мирский замок»). Зал рассказывает о сражении под Миром — эпизоде войны 1792 года России с Речью Посполитой. Война стала ответом Екатерины II на попытки реформировать общественно-политический строй государства (принятие 3 мая 1791 года первой в Европе Конституции). Сражение между российским корпусом и польским произошло неподалеку от Мирского замка и завершилось отступлением войск Речи. Гарнизон Мирского замка принимал участие в сражении. Многие современные историки считают, что именно тогда была повреждена северо-восточная башня Мирского замка (а не в период войны 1812 года, как длительное время было принято считать). Итогом боевых действий стал второй раздел Речи Посполитой, после которого большая часть белорусских земель была присоединена к Российской империи. Однако местечко Мир еще 2 года находилось в составе Речи Посполитой — до ее третьего, последнего, раздела.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

В этой части замка сохранилась подлинная кирпичная кладка северной стены. Перед нами так называемый архитектурный зондаж. Он дает представление об эволюции строительной техники и стилистики с XV по XVIII век (речь идет о трех основных эпохах Мирского замка: готике, ренессансе и барокко). В проемах хорошо видна впечатляющая толщина стен. На откосе окна стоят муляжные пушечки.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Вид на эту зону сверху (с третьего этажа):

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Также в зале экспонируется оригинальный кавалерийский сигнальный барабан XVIII века (литавра). Подобные барабаны использовались в радзивилловской кавалерии. Громкие звуки барабанов служили сигналом к атаке. В других витринах можно увидеть образцы холодного и огнестрельного оружия, в том числе пушечные ядра и гранаты (Россия, конец XVIII века).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Рядом устроен очень скромный Рыцарский зал, дающий представление о защитном вооружении литвинов (жителей ВКЛ). Здесь представлены реконструкции доспехов XVI-XVII века: кираса в «максимиллиановском» стиле, детский полудоспех для мальчика 6-8 лет, германский доспех.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Очень интересен доспех летучего гусара Речи Посполитой XVII века (1620-1640 гг.). К кирасе прикреплялись эффектные «крылья», имеющие деревянную основу и перья. Изначально они были небольшие и крепились к щиту либо у седла. Во время движения крылья своим шумом пугали лошадей противника. К середине XVII века крылья были увеличены в размерах. Крепились они к спинной части доспехов и нависали над головой всадника. Помимо устрашения лошадей противника, крылья защищали гусара от петли аркана, от сабельного удара со спины, а при падении — от тяжелых травм головы.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Еще в зале экспонируется картина неизвестного автора первой половины XVI века «Битва под Оршей 1524 года». Она посвящена сражению в ходе русско-литовской войны 1512-1522 годов, в котором русское войско противостояло объединённым войскам ВКЛ и Королевства Польского. Битва окончилась тактической победой польско-литовского войска и отступлением русской армии.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Перейдем теперь в зал Радзивиллов, интерьер которого особого интереса не представляет. Основные экспонаты зала — портреты представителей знаменитого рода Радзивиллов, владевшего Мирским замком с 1569 до 1812 года (подробнее читайте в заметке об истории Мирского замка). Первый владелец замка из этого рода, Николай Радзивилл «Сиротка», возвел трехэтажный дворец, в северном корпусе которого сейчас и расположена постоянная экспозиция музея Мирского замка. В зале можно увидеть, среди прочего, портрет самого Сиротки в лавровом венке (точнее, копию с портрета, хранящегося в Национальном музее в Варшаве).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Помимо этого, демонстрируются копии портретов других знаменитых представителей рода Радзивиллов: князя Михаила Казимира «Рыбоньки» (1702-1762), Кароля Станислава «Пане Коханку» (1734-1790) и Доминика Иеронима Радзивилла (1786-1813). Об их роли в развитии облика замка читайте в заметке об истории Мирского замка.

Также экспозиция рассказывает о знаменитых радзивилловских мануфактурах, на которых производились, в частности, слуцкие пояса с золотыми и серебряными нитями. Слуцкий пояс был неотъемлемым элементом парадного шляхетского костюма. В зале можно увидеть пример мужского костюма шляхтича Новогрудского повета, на территории которого располагался Мирский замок.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

После смерти Доминика Иеронима Радзивилла, выступавшего на стороне Наполеона и погибшего во Франции в 1813 году, начались долгие годы судебных тяжб наследников князя: его дочери Стефании и троюродного брата Антония. Стефания Радзивилл (1809-1832) вышла замуж за Льва Петровича Витгенштейна (1799-1866), и после ее ранней смерти Мирский замок перешел к роду Витгенштейнов (подробнее читайте в заметке об истории Мирского замка).

Периоду, когда Мирским замком владели Витгенштейны, посвящена отдельная небольшая экспозиция. Здесь можно, в частности, увидеть генеалогическое древо «Владельцы Мирского замка из рода Витгенштейнов». Экспозиция позволяет узнать о древнем роде Витгенштейнов, из которого вышел супруг Стефании Радзивилл, декабрист и один из богатейших помещиков Российской империи Лев Витгенштейн (сын героя войны 1812 года Петра Витгенштейна).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Тут же демонстрируется картина К. Русецкого «Портрет семьи Витгенштейнов, 1846» (разумеется, копия; оригинал находится в Литовском художественном музее в Вильнюсе).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Стефания Радзивилл воспитывалась в Петербурге под покровительством императрицы Марии (матери Александра I) и была одной из первых красавиц при дворе. Ей посвящали стихи А. С. Пушкин и И. И. Козлов. Один из любопытных экспонатов этого зала — копия автографа А.С. Пушкина с изображением женского профиля: по некоторым данным, это портрет Стефании Радзивилл (1820-е годы). Вот парадоксы судьбы: в кампании 1812 года Доминик Радзивилл и Петр Витгенштейн были врагами, а их дети поженились.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Свадьба 19-летней Стефании и Льва состоялась в апреле 1828 года в костёле Св. Екатерины в Санкт-Петербурге. После свадьбы молодожены переехали на Украину. В 1828 году у них родилась дочь Мария. Первая беременность серьезно подорвала здоровье Стефании, у нее обнаружились признаки туберкулеза, и муж вывез ее в Италию. Во Флоренции у них родился сын. Вторая беременность оказалась роковой: в возрасте 22 лет Стефания умерла и была похоронена в специально построенном по проекту А. Брюллова храме Св. Стефаниды в имении Дружноселье неподалеку от Петербурга.

После смерти Стефании местечко Мир и Мирский замок достались роду Витгенштейнов не сразу. Лишь после нескольких судебных процессов, в 1840-е годы, имение перешло к Людвигу Витгенштейну. После его смерти в 1866 году Мирское графство получил его сын Петр, но он, как и отец, проводил большую часть времени за границей. Когда Петр скончался в 1887 году, не оставив наследников, вся земельная собственность перешла к его сестре Марии, мужем которой был немецкий князь Хлодвиг Карл Виктор Гогенлоэ. Поскольку по российскому закону 1887 года иностранцы, имевшие владения в пределах империи, должны были либо принять российское подданство, либо продать эту собственность, семейство решило избавиться от замка, и в 1891 году его купили князья Святополк-Мирские. Князья владели имением (которое тогда называлась Замирье) с 1891 по 1939 год (подробнее читайте в заметке об истории Мирского замка).

Сени Мирского замка

Подробнее о роли Святополк-Мирских в судьбе Мирского замка мы поговорим, когда посмотрим воссозданные княжеские комнаты начала XX века.

А пока проходим в небольшой красивый зал с расписным потолком и изразцовой печью — сени. Подобные помещения обычно объединяли парадные залы магнатских резиденций с жилыми. В XVI-XVII веках в Мирском замке было несколько сеней. В сени со двора вели лестницы, огражденные перилами с балясинами. Такие помещения считались самыми теплыми, поскольку в них выводились топки печей соседних комнат. В Мирском замке сени использовались для отдыха слуг прибывших гостей и для хранения вещей в ларях и сундуках. На стенах сеней часто размещали картины и охотничьи трофеи, пол выкладывали кирпичом или настилали досками.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Сейчас пол в сенях плиточный, а перекрытие потолка — дощатое, по балкам. Потолок гармонично расписан растительно-геометрическим орнаментом по восточноевропейским образцам XVII века.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Сени украшены охотничьими трофеями: головой оленя и шкурой волка. Также установлен шкаф орехового дерева с высоким резным навершием и дубовый сундук на массивных ножках. В XVI-XVII веках такие сундуки использовали для хранения белья и прочего домашнего имущества. Иногда их задействовали также в качестве скамьи или стола.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Оформление реконструированных сеней отчасти соответствует традициям XVII века, хотя вид портят современные светильники — очередной пример досадных ошибок и недоработок реставраторов. Эксперты отмечают: приобретение заказчиком импортных светильников серийного производства под маркой их индивидуального изготовления на предприятиях Республики Беларусь исказило облик многих музейных интерьеров.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Под потолком в одном из углов помещения сохранился фрагмент крестового свода, появившегося во время ремонта замка в XVIII века.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

В тот период вместо деревянных перекрытий между вторым и третьим этажами дворца появились кирпичные крестовые своды.

Комнаты Святополк-Мирских

Дальше нас ждет несколько комнат, рассказывающих о последних владельцах Мирского замка — князьях Святополк-Мирских. Пожалуй, в этой части музейная экспозиция наконец приобретает какую-то живую атмосферу эпохи, хотя полностью ею пропитаться не позволяют дисциплинирующие столбики с бархатными канатами ограждения. Понятно, что эта часть экспозиции не имеет никакого отношения к средневековому периоду замка, что может огорчать, но, с другой стороны, замок всегда был живым организмом и на каждом этапе был по-своему ценен и интересен. Можно было бы воссоздать замок по состоянию на определенный исторический этап, но тогда пришлось бы пожертвовать наслоениями других эпох. Отсюда — «фрагментарная реставрация стилевых образований XVI-XX веков».

Как мы уже знаем (подробнее об этом можно прочитать в заметке об истории замка), в 1891 году Мирский замок и земли приобрел князь Николай Иванович Святополк-Мирский (1833-1898) — герой Крымской войны, наказной казачий атаман Войска Донского. Что характерно, никакого отношения к названию местечка Мир фамилия Святополк-Мирских не имела: князья носили ее задолго до поселения в Мире. Николай Иванович ветхим замком не занимался, а жил с семьей в построенном рядом новом дворце (дворец сгорел в 1914 году, сейчас его планируют восстановить).

Николай Иванович Святополк-Мирский

Его сын — эрудит, полиглот и отставной дипломат Михаил Николаевич Святополк-Мирский (1870-1938), в 1921 году поселился в Мирском замке и, решив привести его в божеский вид, начал неспешный ремонт («в год по комнате»). Князь подыскал толковых управляющих, благоустроил дороги, пригласил специалистов из разных городов для ведения хозяйства и строительства. В южной стене замка он велел прорубить в окно и сделать балкончик, куда часто выходил с подзорной трубой любоваться видом на озеро (что видно на следующей фотографии). Временами князь любил философски изрекать: «Мирский замок — это руина, а другая руина — я сам».

Михаила Николаевича считали самым блестящим из всех отпрысков Николая Ивановича Святополк-Мирского. В молодости это был денди, военный и дипломат, знакомый с деятелями мировой политики, а в зрелые годы — крупный землевладелец. В истории культуры Польши и Беларуси он остался как инициатор первой основательной реставрации Мирского замка в 1920–1930-х годах (подробнее об этом можно прочитать в заметке об истории замка).

Михаил Николаевич Святополк-Мирский

Михаил Николаевич Святополк-Мирский вел уединенный и почти спартанский образ жизни. Он был убежденным холостяком, балов не любил (правда, иногда устраивал застолья). Князь пользовался среди жителей поселка Мир исключительной популярностью, хотя и производил впечатления чудака: носил окладистую бороду, одевался в красную шелковую косоворотку, лично приветствовал каждого, кто проходил мимо замка, и простукивал замковые стены в поисках «заколдованных сокровищ».

Несмотря на то что жители Мира и князь жили как бы в двух параллельных мирах, он зачислялся ими в категорию «своих». Видимо, этому способствовало то, что, владея 14 языками (!), с местными жителями князь общался по-белорусски. О том, что значили и значат Мирский замок и его обитатели для простых мирян (так называют жителей поселка Мир), свидетельствует тот факт, что и сегодня в семейных альбомах старожилов Мира хранятся фотографии членов княжеской семьи Святополк-Мирских.

Интерьеры комнат Святополк-Мирских воссозданы по сохранившимся фотографиям.

Мирский замок, гостиная Михаила Святополк-Мирского

В северном корпусе Мирского замка воссоздан интерьер гостиной Михаила Николаевича Святополк-Мирского, хотя исторически эта комната находилась в восточном корпусе (там, где теперь отель). Стены гостиной украшены картиной польского художника Фелициана Коварского «Мирский замок» (1929), а также фотографиями родителей князя и генеалогическим древом рода Святополк-Мирских. Зона отдыха в гостиной выделена ковром и включает мебельный гарнитур конца XIX века.

Мирский замок, гостиная Михаила Святополк-МирскогоМирский замок, гостиная Михаила Святополк-Мирского

В гостиной собирались родственники князя: его братья и племянники. Тут слушали музыку на пластинках и песни в исполнении княжеской племянницы Надежды Ивановны, играли в шахматы, иногда принимали гостей из соседних имений. Слева от входа в гостиной стоит деревянная графанола 1920-х годов — механическое переносное устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В застекленном шкафу у стены демонстрируются вазы, посуда, фарфоровые статуэтки. Известно, что князю Михаилу принадлежал набор фарфоровых статуэток «Восемь бессмертных» (династия Цин). Китайцы верят, что наличие в доме таких статуэток дарит счастье, успех и хорошее здоровье всем членам семьи, символизирует мудрость.

Следующая комната — библиотека Михаила Николаевича Святополк-Мирского. Аналогично гостиной, исторически она размещалась в соседнем восточном, а не северном корпусе Мирского замка.

Мирский замок, библиотека Михаила Святополк-Мирского

Князь Михаил, как и его родители, любил книги и чтение и не упускал возможности пополнить домашнюю библиотеку редкими экземплярами. В Мирском замке для хранения книг был выделен отдельный зал, где стояли большие напольные часы, секретер со множеством ящичков и потайных замков и круглый стол, за которым князь и его гости читали газеты и журналы, рассматривали гравюры. В библиотеке князя имелись инкунабулы, псалтырь в переплете из слоновой кости, энциклопедии, литература по шахматам. Были в ней не только книги, но и семейные архивы, гравюры, карты, журналы, газеты.

Мирский замок, библиотека Михаила Святополк-Мирского

Значительную часть библиотеки занимали книжные шкафы, где на полках хранилось около 2 тысяч книг на английском, французском, немецком, итальянском, польском, русском, арабском и китайском языках (князь, как известно, был полиглотом). После прихода в местечко Мир Красной Армии в 1939 году библиотека Святополк-Мирских оказалась утрачена: наиболее ценные фолианты были вывезены в неизвестном направлении, часть разрешенной литературы была передана в городскую библиотеку (которая сгорела в июне 1941 года), а остальные книги — брошены на замковом дворе и в послевоенный период использовались школьниками в качестве тетрадей и писчей бумаги (дети писали между строк). Сейчас в реконструированной замковой библиотеке находятся книги на иностранных языках, переданные замку из Национальной библиотеки Беларуси.

Мирский замок, библиотека Михаила Святополк-МирскогоМирский замок, библиотека Михаила Святополк-Мирского

Посмотрим еще просторный рабочий кабинет Михаила Николаевича Святополк-Мирского. Обстановка этого помещения, устроенного в северо-западной башне Мирского замка на втором этаже, реконструирована по воспоминаниям современников и сохранившимся фотографиям 1930-х годов.

Мирский замок, кабинет Михаила Святополк-Мирского

В комнате демонстрируются письменный стол, камин, часы с двумя канделябрами, кресла (два из них оригинальные, изготовленные в замковой мастерской).

Мирский замок, кабинет Михаила Святополк-Мирского

В обитой зеленым сукном конторке хранились письма и документы. Остальное пространство кабинета занимали диван и шахматный стол. Князь начал увлекаться шахматами еще в молодости и не оставлял этого увлечения и в зрелом возрасте.

Мирский замок, кабинет Михаила Святополк-МирскогоМирский замок, кабинет Михаила Святополк-Мирского

На письменном столе можно заметить телефон, что было редкостью по тем временам. При князе Михаиле в Мирском замке появились многие бытовые удобства: были подведены вода и электричество, канализация. В замке у князя была и ванна, в которой с его разрешения мылась даже прислуга. Имелись также легковой и грузовой автомобили, хотя сам князь предпочитал им конную повозку с шестью лошадьми.

Парадные залы третьего этажа: столовая изба и портретный зал

Теперь пора со второго этажа замка подняться на третий этаж. Высота ступеней в замковой башне — внушительная, примерно полметра. Заносить ногу приходится прилично. К счастью, есть крепкие перила.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Поднявшись на третий этаж, попадаем в одно из самых пышных и просторных помещений Мирского замка — столовую избу или, попросту говоря, столовую. Столовая изба являлась основным парадным помещением европейских дворцов эпохи Ренессанса. Она занимала в планировке дворцов центральное место, отличалась значительными размерами и всегда располагалась на верхних этажах.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Столовая изба Мирского замка реконструирована в стиле XVII века в соответствии с сохранившимися инвентарями и европейскими аналогами того времени.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Одна из главных достопримечательностей зала — три красочные изразцовые печи (конечно, не подлинные). Это реконструкция на период конца XVI – начала XVII века, дающая представление о полихромных печах той эпохи. Часть изразцов изображает герб князей Радзивиллов «Тромбы»: орёл, а на его груди — щит с тремя охотничьими рожками. Известно, что при князе Радзивилле Сиротке во всем дворце было множество изразцовых печей (климатические условия Беларуси заставляли уделять внимание отоплению помещений), причем кафель производили на радзивилловских мануфактурах. Многочисленные богато украшенные кафельные печи являлись одновременно и художественными акцентами в интерьере, усиливая значимость помещения. Богатейшая коллекция изразцов XVI–XVIII века была найдена во время археологических исследований Мирского замка (см. заметку об истории замка).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Столовая изба была призвана производить впечатление на приглашенных гостей. И действительно интерьер достаточно эффектный. Особое внимание привлекает кессонный потолок, украшенный резьбой, росписью и позолотой. Правда, текущая реконструкция смотрится несколько аляповато.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Стены по моде того времени белились или покрывались фресками. Отдельным видом украшения было использование шпалер. Сейчас в столовой избе Мирского замка демонстрируется подлинная фламандская шпалера «Охота на тура» конца XVI века. Шпалеры в интерьерах замков выполняли двойную функцию: утепление стен и украшение. Тема охоты была знаковой и приоритетной для украшения интерьеров большинства замков, а охота на тура (дикого быка, близкого сородича зубра) была наиболее опасной, а потому считалась особо почетной для шляхтича. Известно, что последнего тура на территории Речи Посполитой уничтожили в 1627 году. В экспозиции музея Мирского замка в этом зале можно увидеть оригинальные рога тура, найденные при раскопках под Слонимом.

Понятно, что главным назначением столовой избы было проведение застолий, так что основными предметами обстановки были большие столы и скамьи для гостей. Посуда была как металлическая, так и керамическая с глазурью, а также фарфоровая. Пили из серебряных и стеклянных рюмок, кружек, для членов княжеской семьи закупалось венецианской стекло. Представленная в экспозиции столовой избы оловянная посуда подлинная: относится к эпохе XVII – XIX веков (произведена в Западной Европе).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Серебряная и стеклянная посуда иностранного производства хранилась в шкафах-буфетах (креденцах). Шкаф запирался на замок, дверцы были резные, могли окрашиваться или расписываться. В столовой избе Мирского замка находится подлинная деревянная креденца (шкаф для посуды) XVII века голландской работы.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Также в зале можно увидеть сундук-кассоне, произведенный в XVII веке в Италии. Подобные ларчики использовались в то время в качестве декора и очень дорогой мебели. Их покрывали оригинальной резьбой, превращая в изысканные произведения искусства. Помимо этой мебели, интерьер столовой украшают резные кресла с тисненой кожей, выполненные в Западной Европе в XIX веке по образцу XVII столетия, и деревянный шкаф, изготовленный в Германии в XVII веке.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Поскольку банкеты обычно сопровождались музыкой, в зале демонстрируются старинные музыкальные инструменты: волынка, виола да гамба, лютня и спинет (всё это реконструкции по образцам XVI – начала XVII века). Музыканты обычно располагались на специальном балконе (правда, в воссозданном интерьере балкон почему-то находится на уровне пола).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Еще в зале стоят манекены с мужским и женским костюмами по образцам начала XVII века. Среди богатых шляхтянок было популярно платье без рукавов, которое надевалось поверх рубахи с полупрозрачными рукавами из белого батиста. Воротник был высокий, с кружевами на проволочном каркасе («воротник Медичи»). Подобные костюмы были широко распространены в ВКЛ.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Пол столовой избы чаще всего делали из деревянных досок. Сейчас здесь сделан паркет из массива дуба паркетной фабрики Coswick. Туристов в этом зале заставляют надевать бахилы и ходить в них почти до самого конца осмотра (то есть и в соседних залах тоже). На вид паркет ничего особенного из себя не представляет. Но так считают не все. Специалисты, занимавшиеся установкой полов, утверждают, что «переходя из одного зала в другой, ловишь себя на ощущении, что ты действительно находишься в средневековом замке, а все, что тебя окружает, – поистине подлинное. Величественность четких линий, массивный дубовый паркет добавляют интерьеру надежности и солидности».

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

На следующих фотографиях — вид из окон этого зала на внутренний двор Мирского замка. Отсюда хорошо видно, как была устроена оборонительная система западной и южной стен: на нижнем уровне располагались бойницы подошвенного боя; средний боевой ярус проходил в середине каждой стены на высоте около 8 метров от земли и имел вид галереи с полукруглым сводом и многочисленными бойницами в стенах; а верхний ярус представлял собой боевую площадку (боевой ход).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

В соседнем охотничьем зале, устроенном в северо-западной башне, рассказывается о традициях охоты в ВКЛ. В свое время в Мирском замке и правда существовал зал для демонстрации охотничьих трофеев, украшенный рогами и головами животных, а также волчьими, медвежьими и кабаньими шкурами. В сундуках и шкафах хранилась одежда для охоты, а на специальных стеллажах — охотничьи ружья. Комната также использовалась для послеобеденного отдыха гостей: тут можно было покурить и послушать охотничьи байки хозяина. В магнатских владениях организация охоты имела большое значение. В XVI-XIX веках в имениях князей Радзивиллов проходили шикарные охоты, соперничавшие с королевскими. На охоте добывались ценные шкуры для украшения покоев замка и изготовления одежды, а заодно и истреблялись волки, наиболее злостные хищники, уничтожавшие домашний скот.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Далее посмотрим экспозицию «Жизнь при свечах. Материальная культура (ВКЛ)». Здесь реставраторы попытались дать представление о повседневной жизни во времена Радзивиллов. В зале можно увидеть женские перчатки, веера и прочие галантные вещицы — атрибуты беспечной жизни, наполненной балами и банкетами. Всё говорит о том, что на образ жизни зажиточной белорусской шляхты и магнатов в этот период заметно влияла западноевропейская мода, преимущественно французская.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

В зале демонстрируется несколько портретов представительниц семейства Радзивиллов. Портреты довольно сомнительного качества, но исторический интерес, конечно, представляют. Впрочем, как и во всех остальных залах, портреты присутствуют исключительно в виде репродукций.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

В стеклянных кубических витринах выставлена старинная посуда.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Есть затейливые предметы высокого качества, вот только смущает бессистемность подбора экспонатов, их неувязка с концепцией экспозиции: так, чайник и кубки XVIII века соседствуют с графином начала XX века. Видимо реставраторы старались насытить интерьеры всем, что только удалось найти.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Наконец попадаем во второй парадный зал Мирского замка — воссозданный портретный зал XVIII века с камином. Зал, безусловно, очень пышный, но производит впечатление возмутительного новодела, хотя, наверное, на фотографиях это несколько сглаживается.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Паркет считается ценным, и по залу даже не позволяется ходить (хотя все туристы к этому моменту уже облачены в бахилы).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Портретный зал Мирского замка реконструирован по материалам инвентарей середины XVIII века, сделанных при Михаиле Казимире Радзивилле «Рыбоньке». В этот период придворные живописцы Радзивиллов (Казимир Лютницкий и Ксаверий Доминик Гески) создали для Мирского замка по распоряжению князя галерею портретов в лавровом венке. Изображения предков и самих владельцев замка отражали историю семьи, свидетельствовали о древности рода Радзивиллов, подчеркивали высокий статус магнатов и их роль в государственной жизни. Сейчас в зале находятся копии портретов Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки и его жены Франтишки Уршули, а также их сына Кароля Станислава «Пане Коханку». Среди старейших членов княжеской семьи — портреты Николая Радзивилла «Сиротки» и родителей «Рыбоньки», Кароля Станислава Справедливого и Анны Катажины.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Зал украшают зеркала в декоративных рамах и хрустальные люстры. Одно зеркало является современной реконструкцией, второе — хорошо сохранившееся подлинное зеркало XIX века в деревянной золоченой раме в стиле рококо. Может, это и ценный экспонат, но опять-таки непонятно, что он делает в зале, посвященном эпохе барокко. Что же касается третьего зеркала (того, что над камином), то оно выглядит откровенной дешевкой.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Прочие детали интерьера: мраморный камин, хрустальные люстры, мебельный гарнитур 1840-х годов, бюст на резной деревянной подставке, пузатый шкаф-витрина конца XIX – начала XX века с реконструкциями изделий радзивилловских мануфактур. В шкафу выставлены реконструкции кубков по образцам Уречской стекольной мануфактуры XVIII века и набора посуды по образцам Сверженской фаянсовой мануфактуры первой половины XVIII века. К сожалению, большинство предметов обстановки, пусть даже часть из них подлинная, не соответствуют эпохе барокко, которую предполагалось воссоздать в этом зале. Как отмечают специалисты, в залах этого периода экспонатов должно быть крайне мало, но подлинных и соответствующих времени; в действующей же экспозиции эти залы заняты средним по уровню антиквариатом рубежа XIX–XX веков.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Также в портретном зале демонстрируется шпалера конца XVII– начала XVIII века. Гобелен был специально закуплен в Лондоне, но эксперты придерживаются мнения, что он совершенно неуместен: на самом деле здесь должна была стоять печь.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

«Богатый» лепной потолок с позолотой производит довольно отталкивающее впечатление, и, наверное, его стоит признать неудачей реставраторов. Тем более что по первоначальному проекту тут должен был находиться живописный плафон. С камином — тоже неувязка. Данный камин (заказанный в Китае) изготовлен из натурального камня, тогда как в период барокко чаще применялся искусственный камень.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Все эти проблемы эксперты связывают с тем, что разработка документации на воссоздание интерьеров музейной части Мирского замка была поручена ОО «Белорусский комитет ИКОМОС», штатные сотрудники которой никогда не занимались реставрационным проектированием. Все имеющиеся эскизы, равно как и материалы комплексных научных исследований, были проигнорированы.

На выходе из портретного зала снимаем бахилы и шагаем через несколько проходных залов, посвященных архитектурному и археологическому изучению Мирского замка.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Тут можно увидеть различные зарисовки, чертежи, гравюры и узнать о том, как проходили археологические раскопки в замке, на основании каких сведений строились восстановительные работы, а также каковы планы по дальнейшей реставрации территории вокруг замка.

Подвал Мирского замка

Спускаемся теперь в подвал Мирского замка. Здесь, в подвале северного корпуса, обустроено несколько помещений, дающих представление об устройстве хозяйства и повседневного быта в замке. Конечно, подлинных предметов здесь почти нет, но создать аутентичную атмосферу в целом получилось. Пузатые бочки, медная посуда, старинные весы, бочки для вина, всяческая кухонная утварь — всё это выглядит весьма колоритно. Разве что столбики ограждения и стандартные таблички со словом «Выход» над дверьми вторгаются в ощущение старины.

Посмотрим сначала популярный среди туристов винный погреб — кирпичное сводчатое помещение. При составлении интерьера «пивницы» в Мирском замке реставраторы ориентировались на аналогичные помещения в замках Восточной и Западной Европы.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Как и в подвалах любого другого замка, в Мирском замке хранились алкогольные напитки, достойные княжеского стола. Вдоль стен на специальном помосте лежали бочки, а на стеллажах были сложены бутылки. Хозяин замка лично приводил в «пивницу» гостей и устраивал дегустации. Особым почетом пользовались вина, которые в XVII-XVIII веках привозились из Италии, Греции, Молдавии, Франции, Испании и Венгрии. На территорию ВКЛ вина привозили не только в бутылках, но и в бочках. Если бутылки сразу попадали на стол магната, то вино из бочек требовалось разлить. Как правило, для этого использовали медный кувшин (в экспозиции имеется медный кувшин начала XX века). Привозные вина считались признаком принадлежности к высшей аристократии. Зеленые винные бутыли и деревянные бочки в этом погребе являются реконструкцией по образцам XVII-XVIII века.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Винные погреба обычно устраивались глубоко в подземных помещениях, чтобы напиток не страдал от посторонних запахов, света и перепадов температур. Более того, их старались располагать подальше от улицы, чтобы не образовывался осадок от «встряхивания» при поезде тяжелого воза или экипажа.

Из местных напитков в Мирском замке особенно уважали пиво и «питной мёд». Была известна и водка. Для сохранения вкуса напитков в «пивнице» круглый год поддерживалась температура около 8 градусов и была налажена хорошая вентиляция.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Соседнее подвальное помещение — кладовка и весовая. Трудно представить, как оно выглядело в прошлом, но, видимо, припасов здесь было видимо-невидимо: в XVII веке для европейских замков нормой считался запас продуктов, рассчитанный на три года осады!

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Продукты в кладовых Мирского замка хранили в бочках, корзинах, глиняных кувшинах. Большие бочки использовались для подвоза воды и были двудонными. Бочки под зерно иногда не имели днищ и закреплялись на глиняной основе. Бочки средних размеров шли под квашеную капусту, свеклу. Небольшие по размеру бочонки — для моченых яблок, соленых грибов, огурцов, квашеного щавеля, березового или кленового сока. В ушатах для удобства переноса в ушках просверливали отверстия, в которые можно было продеть палку. В воссозданной кладовке можно увидеть утварь 1920-30-х годов: зауженную кверху бочку под названием дежа (использовалась для заквашивания теста), ушат и другие емкости.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

В кладовой Мирского замка представлен большой ларь (опять же 1920-х годов), в каких хранили муку, зерно и разные крупы. Основной сельскохозяйственной культурой в первой половине XVII века оставалась рожь. Также выращивали пшено, ячмень, овес, гречиху. Из-за границы привозили рис.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

В процессе приготовления пищи и заготовки продуктов использовались различные весы. В кладовых Мирского замка велся строгий учет. Для учета и проверки правильности получения и выдачи зерна и других продуктов существовала специальная книга.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Рядом с кладовой обустроено хозяйственное помещение для хранения посуды и обработки продуктов. Здесь мололи крупы и специи, чистили овощи, разделывали мясо и рыбу, сушили травы, грели воду. Корзины с овощами и фруктами, рыба, раки, сыр, сахар, а также подвешенные под сводом подвала колбасы, лук и чеснок дают представление о продуктах, которые употребляли в Великом княжестве Литовском в XVII-XVIII веках.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

В экспозиции замкового подвала также имеется коллекция медной посуды конца XIX– начала XX века: разнообразные котлы, кастрюли, горшки, сковороды, черпаки. Такую посуду нужно было постоянно чистить мелким хвощом и следить за тем, чтобы на ней не появилась патина.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Рядом находится кухонная изба, которой мы и завершаем осмотр подвала Мирского замка. В инвентаре Мирского замка за 1688 год упомянута «изба белая кухонная каменная». Так называлась столовая для тех, кто работал в замке. Кухонная изба всегда была полна народу, в ней постоянно кто-то подкреплял силы.

Обстановка избы состоит из лавок и столов. Стоящая на полках и столах посуда демонстрирует разнообразие кухонной утвари XVII-XVIII века. В экспозиции имеется муляж «Кухмистерской книги», опубликованной в Москве в 1837 году. В этой книге содержались рецепты различных блюд и советы по ведению домашнего хозяйства. Попытки зафиксировать кулинарные традиции Великого княжества Литовского впервые были сделаны в XIX веке, когда вышла книга А. Тюндевицкой «Литовская хозяйка» (1848) — основательная энциклопедия по хозяйственным вопросам: как лечить овец, сушить грибы, хранить ветчину и солить мясо, готовить настойки и ликеры (книга переиздана в 2012 году).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Кстати, согласно легенде, знаменитые белорусские драники впервые были приготовлены как раз в такой кухонной избе. Было это во второй половине XVIII века. Картофель тогда был редкостью, и пока знать вкушала отборные «плоды», повар собрал картофельные остатки, растер, всыпал муки и испек для гостей простого звания что-то наподобие блинчиков.

Мирское гетто. Центральная въездная башня Мирского замка, тюремный подвал и подъем на башню

Из подвальных помещений выходим обратно в замковый двор. С основной музейной частью мы покончили, но из внутреннего двора есть еще отдельный вход на экспозицию «Гетто в Мирском замке» (этот вход с непримечательной табличкой на двери виден на следующей фотографии).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Данная экспозиция разместилась в Мирском замке неслучайно. Местечко Мир традиционно было многоконфессиональным, причем до войны евреи составляли более половины населения. Во время немецкой оккупации еврейская община Мира была в значительной степени истреблена (а те, кто остался жив, бежали за границу). Первый расстрел состоялся в ноябре 1941 года, а в мае 1942 года в Мирском замке было создано еврейское гетто. В августе 1942 года более 200 евреям удалось бежать. Они вырвались на свободу благодаря помощи 20-летнего Освальда Руфайзена, который выдал себя за выходца из польско-немецкой семьи, прекрасно владел немецким и служил переводчиком в местном отделении немецкой полиции. Через три дня оставшиеся в гетто люди (около 650 человек) были расстреляны фашистами в лесу неподалеку от Мира. Кстати, на истории жизни Освальда Руфайзена основан роман Людмилы Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик».

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Гетто в Мирском замке было ликвидировано в августе 1942 года. Сегодня, кроме этой скромной экспозиции, о жизни еврейской общины в Мире мало что напоминает; правда, в поселке сохранился ряд уникальных исторических построек синагогального двора.

Возвращаемся во внутренний двор Мирского замка. Теперь у нас есть возможность осмотреть изнутри центральную въездную башню (о некоторых ее интересных особенностях и архитектуре мы писали, когда любовались башней с внешней стороны замка). При входе показываешь билет, поскольку башня считается отдельной экспозицией и просто так сюда туристов не пускают. Видите, у башни сидит смотритель?

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Итак, проходим через ворота и оказываемся на первом ярусе въездной башни. Справа будет вход в тюремный подвал, а слева — подъем на башню.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Также слева можно увидеть один из каминов, сохранившихся со времени первого этапа строительства Мирского замка. Этот камин, расположенный в юго-восточном углу башни, видимо, использовался для обогрева караульными, которые несли круглосуточное дежурство (источник фото).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Спустимся теперь по узкой лестнице с высокими ступенями в тюремный подвал Мирского замка, который считается единственной сохранившейся в Беларуси средневековой замковой тюрьмой. В эпоху ВКЛ заключению здесь подвергались подневольные люди: крестьяне, мещане, ремесленники, воины нижнего ранга. Фактически, согласно данным инвентарей 1681 и 1688 годов, темница состояла из двух помещений: первое при входе называлась Верхняя тюрьма, второе — Нижняя (предназначалась для более тяжких преступников).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Сейчас в тюремном подвале можно увидеть наиболее распространенные механизмы наказаний в ВКЛ: колодки и цепь с ошейником. Туристы с гоготом налетают на эти орудия пыток, начинают строить рожи и высовывать языки, фотографироваться на дыбе и приковывать себя кандалами.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Справа видна небольшая лестница, которая ведет из подвала в толщу стены и кончается тупиком (видимо, вентиляционным проемом). Как рассказывают экскурсоводы, поступавший отсюда свет прорезал мрак тюремного помещения и хотя бы позволял узнику понять, ночь или день наверху, давая призрачную надежду и минимальную связь с внешним миром. Этот рассказ звучит романтично, но не склонные к сантиментам историки возвращают нас на землю: оказывается, единственное вентиляционное отверстие из тюрьмы Мирского замка выходило непосредственно к месту сброса нечистот! Воздух в тюрьме и так-то вряд ли был свежим, а тут еще господа магнаты дополнительно гадят, в буквально смысле, у тебя под носом.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Отхожее место в Мирском замке существовало еще в начальный, готический период истории. Этот средневековый туалет можно увидеть и сейчас, если посмотреть на внешнюю сторону западной стены (туалет нависает над стеной в виде своеобразного выступа или эркера, там-то и располагались «тайные покои»).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Нелегко было тогдашним узникам. Надо сказать, что в подвале и сейчас не слишком-то уютно, хотя и ничем не пахнет. Но если толпы туристов вдруг ушли и ты остался в одиночестве в этой сумрачной темнице, хочется поскорее выйти на свет.

Вернувшись на первый ярус центральной въездной башни, шагаем через проход с надписью «Вход в центральную башню» и начинаем подъем по неудобной крутой лестнице.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Ощущение тут всамделишное, средневековое. Лестница очень узкая, тесная и с высокими ступенями под полметра, так что, видимо, не каждый турист имеет шанс забраться на верхние ярусы. Ограничения по комплекции явно имеются.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Подъем на башню происходит в несколько этапов.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Останавливаясь на очередном этаже, имеешь возможность полюбоваться живописными пейзажами и панорамой местечка Мир. В частности, через бойницы хорошо видны такие достопримечательности Мира, как Троицкая церковь и Николаевский костёл.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

В некоторых бойницах вставлены окна слишком уж современного вида, да и кладка местами откровенно халтурная.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

На третьем ярусе стоит выйти из башни на воздух и прогуляться по реконструированной галерее (боевому ходу), проложенной по двум крепостным стенам Мирского замка, южной и западной.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

С боевой галереи открывается отличный вид во внутренний двор Мирского замка, особенно на северо-восточный угол, где красуются два корпуса ренессансного дворца, возведенного по распоряжению Радзивилла Сиротки в конце XVI века – начале XVII века (подробнее читайте в заметке об истории Мирского замка).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Наконец добираемся до верхнего этажа центральной замковой башни. Толщина стен в проемах впечатляет, равно как сложная конструкция перекрытий башни.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Желающие могут посетить не только центральную, но и угловую юго-западную башню замка. Это тоже весьма интересно. В подвале юго-западной башни представлена коллекция кирпичей и других строительных фрагментов, найденных при раскопках и реставрации замка (источник фото).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

На других этажах юго-западной башни имеются другие скромные залы. Так, на втором ярусе открыта экспозиция на тему художественного оформления печей и каминов в XVI – начале ХХ века, а на третьем ярусе демонстрируются копии рыцарских доспехов и подлинные каменные пушечные ядра. Эта экспозиция, оружейня, посвящена вооружению и военным приспособлениям, получившим распространение в Великом княжестве Литовском в XVI-XVII веках (источник фото).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

Экспозиция на четвертом этаже юго-западной башни называется «Изразцы Гродненщины» и рассказывает об искусстве белорусских изразцов с XV по начало XX века. Особо стоит обратить здесь внимание на деревянный потолок с корзиной и прямоугольным люком по центру. Перед нами — оригинальная конструкция так называемого «замкового лифта». Веревка спускалась с самого верха башни до третьего яруса. В деревянных перекрытиях были сделаны люки с откидными дверцами. Через эти люки на блоке опускался и поднимался плетеный короб (корзина). Вся эта конструкция использовалась для подъема мелкого военного снаряжения и амуниции. В замковом дворе, в свою очередь, имелось приспособление для доставки грузов на третий ярус.

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

И вот, наконец, самый верхний, пятый, ярус юго-западной башни Мирского замка. Видим тот самый люк (в полу) и крепление лифтового короба (источник фото).

Мирский замок, Беларусь (Белоруссия)

На этом наша самостоятельная экскурсия по Мирскому замку закончена. Приезжайте в Беларусь!

Посещение Мирского замка: часы работы, цена билетов, как добраться и прочие полезные детали для туристов

Стоимость входных билетов в Мирский замок составляет 70 тыс. белорусских рублей для взрослых и 35 тыс. белорусских рублей для школьников и студентов (в переводе на российские рубли это около 250 и 125 рублей соответственно). Цена билетов приводится по состоянию на 2014 год.

Для желающих есть аудиогид. Помимо аудиогида, можно руководствоваться объяснительным текстом на русском и белорусском языках, который имеется в некоторых залах.

Билет дает право на посещение всех объектов замкового комплекса Мир: в стоимость билета входит основная музейная экспозиция плюс экспозиция «Мирское гетто», а также подъем на две башни, осмотр тюремного подвала с орудиями пыток и посещение усыпальницы князей Святополк-Мирских.

Каждый последний понедельник месяца Мирский замок можно посетить бесплатно.

Режим работы Мирского замка: музейный комплекс открыт для посещения ежедневно: с понедельника по четверг с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:20), с пятницы по воскресенье — с 10:00 до 19:00 (касса до 18:20). Санитарные часы: с 9:00 до 13:00 последний вторник месяца.

Как и Несвижский замок, Мирский лучше посещать в будний день. В остальные дни в замке гораздо больше туристов, суеты и очередей (в том числе на услуги экскурсовода). Самым загруженным днем традиционно является суббота.

Фотографировать в Мирском замке разрешается. За право фотосъемки отдельно платить не требуется, но снимать со вспышкой запрещено.

На кассе, помимо входных билетов, продаются диски, книги, путеводители, сувениры, карты. Отдельный сувенирный магазин есть и во дворе замка.

Кроме того, на площадке у стен замка разместился своего рода сувенирный рынок: тут много палаток с сувенирами, парочка летних кафе и лотков с пивом, мороженым и прочими закусками. На этом сувенирном рынке можно приобрести всевозможные магниты, тарелочки и кружечки с видом Мирского замка разного качества, но по крайней мере по очень доступной цене (примерно от 20 рублей на российские деньги). Подробнее о сувенирах из Мирского замка читайте тут.

О том, как самостоятельно добраться до Мира и Мирского замка на общественном транспорте, читайте тут.

Наряду с музеем, в замке работает созданы отель, ресторан и конференц-зал.

♦♦♦♦♦♦♦

См. также:

- Отзыв о посещении Мирского замка (часть 1)

- Подробная иллюстрированная история Мирского замка

- Прогулка по улицам Мира. Достопримечательности Мира. Что посмотреть, кроме замка?

- Мир и Мирский замок. История местечка Мир

♦♦♦♦♦♦♦

Карта поселка Мир (Белоруссия) с достопримечательностям

Поселок Мир невелик, и заблудиться в нем сложно. Тем не менее, предлагаем вам скачать туристическую карту Мира с достопримечательностями.

Карта поселка Мир, Беларусь (Белоруссия)

На карте обозначена также автобусная станция Мира, куда прибывают автобусы из Минска и других городов Белоруссии. Подробнее о том, как на общественном транспорта добраться до Мира и Мирского замка, читайте тут.

Еще одна карта поселка Мир (с официального сайта Мирского замка):

Карта поселка Мир, Беларусь (Белоруссия)

Достопримечательности Мира: что посмотреть

К достопримечательностям белорусского городка Мир относятся:

- разумеется, главная достопримечательность Мира — Мирский замок, и его стоит посмотреть в первую очередь; помимо собственно замка в комплекс входят живописные парки и пруд, а также часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских. Другие интересные места Мира:

- центральная площадь 17 Сентября (бывшая Рыночная) с частично сохранившейся исторической застройкой

- Троицкая церковь

- Николаевский костёл

- ансамбль бывшего синагогального двора

- частный музей «Мирский посад»

♦♦♦♦♦♦♦

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. coolday пишет:

    Прочитала статью и просто нестерпимо захотелось побывать в Мирском замке. Спасибо за увлекательную статью

  2. Светлана пишет:

    Замечательное местечко очень интересное и красивое! В замке красота не передать словами своего впечатления это нужно видеть своими глазами !Те кто не были в этом прекрасном местечке многое упустили !Спасиб за прекрасное местечко в котором хорошо уютно и интересно а еще хочется поблагодарить экскурсоводов за их интересный расссказ!Приежайте не пожелееете