Биография Туве Янссон: жизнь и творчество (часть 2)

Рубрики: Новости культуры, Теги: ,
Foxy @ 10 апреля 2014, в 13:44

В связи с юбилейной выставкой к 100-летию Туве Янссон наш сайт публикует биографию этой знаменитой финской писательницы и художницы. В первой части биографии речь шла о детстве и юности Туве, годах учебы, юношеских путешествиях и увлечениях, а также карикатурах и сатирических иллюстрациях, создававшихся в трудное военное время.

Туве Янссон. Автопортрет с муми-троллями (© Moomin Characters™)

Во второй и заключительной части рассказа мы поговорим о том, как появился муми-тролль и первые книги о муми-семействе, как к Туве Янссон пришел всемирный успех, какие возможности и проблемы он с собой принес, а также как складывалась личная жизнь писательницы. Помимо литературного творчества Янссон, мы затронем тему рисунка и живописи: она всегда стремилась реализоваться именно как художник и работала в разных жанрах изобразительного творчества, создавая не только традиционные картины на холсте, но и книжные иллюстрации, а также монументальные росписи для общественных зданий.

Рождение Муми-тролля

В каком-то смысле можно сказать, что именно войне мы обязаны появлением образа Муми-тролля. Работа над первой книгой о муми-троллях была начата в 1939 году. Погружение в сказочный мир позволяло Туве хотя бы на время отключиться от мрачных мыслей военного времени. Туве Янссон вспоминает: «Была военная зима 1939 года. Всякая работа застопорилась, казалось совершенно невозможным даже пытаться рисовать картинки. Возможно, покажется естественным и понятным, что мне внезапно захотелось написать что-нибудь начинавшееся словами: “Жили-были...” Ведь продолжение могло бы превратиться в сказку — это было неизбежно».

Строго говоря, Муми-тролль родился первоначально как графический, а не литературный персонаж. Помните то уродливое существо, которое Туве нарисовала на стене туалета для устрашения младшего брата? Впоследствии похожий образ стал появляться в ее дневнике и многочисленных иллюстрациях в качестве своего рода эмблемы или личной подписи Туве Янссон. Еще в 1934 году, во время поездки в Германию, Туве нарисовала первый, как считается, портрет «прото-муми-тролля». В том же году в журнале Garm была опубликована ее шуточная иллюстрация, где это существо — тогда Туве Янссон еще называла его Снорком — появляется в кошмарных видениях бредущего домой пьяницы.

Туве Янссон, 1956 год

В начале 1940-х годов Снорк уже не сходил со страниц журнала Garm. Оно регулярно фигурировало в нижнем углу антифашистских карикатур Туве, рядом с ее подписью. Это был небольшой рисунок с изображением сердитого длиннохвостого создания с узкой мордочкой, небольшим ртом и ушками наподобие рогов. Существо выполняло не просто роль персональной подписи, но играло активную роль в общей композиции. Его выражение глаз и поза подчеркивали смысл сатиры. Снорк-муми-тролль комментировал события на рисунке словами и жестами: он падает в обморок, когда шокирован, задиристо высовывает язык или заходится в диком танце.

Подпись Туве Янссон. Снорк (прообраз муми-тролля)

Позднее этот сердитый персонаж превратился в знакомого всем Муми-тролля и постепенно приобрел более мягкий, округлый, «бегемотоподобный» облик.

Мастерская на всю жизнь

Из-за тесных связей с родителями Туве длительное время оставалась ребёнком: она окончательно начала жить отдельно лишь в возрасте 28 лет.

Дом-мастерская Туве Янссон на Ullanlinnankatu

В 1942 году 28-летняя Туве Янссон начинает полностью самостоятельную жизнь: переезжает от родителей в собственную квартиру на улице Vänrikki Stoolin katu. Там ею была написана картина «Натюрморт с нарциссами» (1943), проникнутая светлым весенним настроением.

Туве Янссон. «Натюрморт с нарциссами» (1943)

С 1944 года и до конца жизни (2001 год) Туве занимала дом и мастерскую на улице Ullanlinnankatu, 1 (угол с Kasarminkatu) в хельсинкском районе Каартинкаупунки (Kaartinkaupunki).

Дом-мастерская Туве Янссон на Ullanlinnankatu

Это была обширная светлая мастерская на верхнем этаже. В том же здании с башней находилась мастерская ее коллеги и спутницы жизни — художницы Тууликки Пиетиля (Tuulikki Pietilä).

Туве Янссон в своей мастерской, начало 1950-х (© Moomin Characters™)

Сегодня на доме помещена небольшая мемориальная доска (2005) со скульптурным портретом Туве Янссон, выполненным ее отцом Виктором. Наряду с родным домом Туве, статуями Виктора Янссона и некоторыми другими достопримечательностями, это здание входит в число основных памятных мест в Хельсинки, связанных с именем Туве Янссон (правда, сама мастерская, к сожалению, для публики закрыта, хотя и отлично сохранилась).

Дом-мастерская Туве Янссон на UllanlinnankatuДом-мастерская Туве Янссон на Ullanlinnankatu, мемориальная доска

Перечень и фотографии всех памятных мест в Хельсинки, связанных с именем Туве Янссон, можно увидеть здесь, в заметке «По следам Туве».

Туве Янссон в мастерской, 1956 год (© Moomin Characters™)

В своей новой мастерской Туве отпраздновала окончание войны. Здесь начался новый плодотворный период экспериментов и самопознания. Янссон много работала, но не была отшельницей или аскетом. У нее был обширный круг друзей. Как мы помним, в детстве она была свидетельницей многочисленных богемных вечеринок в доме своих родителей. Став взрослой, Туве сама устраивала подобные «пирушки» у себя в студии.

Туве Янссон. «После вечеринки» (1941)

В ее доме проходили буйные вечеринки художников, во время которых гости всю ночь танцевали, разговаривали, флиртовали. Домой расходились только под утро.

Зрелый художник

1940-е годы стали периодом профессиональной зрелости Туве Янссон. В это время она пишет брызжущие цветом пейзажи, светлые натюрморты, интерьерные картины и виды Хельсинки. Туве создаёт искусство, отражающее ее собственную жизнь. Источниками вдохновения для картин становятся друзья, знакомая обстановка, личные переживания. Она рисует своих родных и возлюбленных, а также саму себя.

Туве Янссон. «Натюрморт» (1945)Туве Янссон. «Вид на балкон» (1961)

Автопортреты Туве Янссон, в которых явственно выражается страстная независимость ее натуры, позволяют проследить, как менялся облик художницы и ее представление о себе. Эти портреты в каком-то смысле могут считаться визуальной автобиографией художницы с юного возраста до старости. Рекордное количество автопортретов (не меньше пятнадцати) было создано в 1930-х-1940-х годах.

Туве Янссон в мастерской (© Moomin Characters™)

К 1940 году относится автопортрет «Курящая девушка» (1940), с которого на нас смотрит сосредоточенная, независимая девушка. Курение было обычным делом в то время, особенно в богемных кругах. Туве и сама всю жизнь курила и часто изображала себя на автопортретах с сигаретой.

Туве Янссон. «Курящая девушка (Автопортрет)» (1940) (© Moomin Characters™)

На картине «Рысье боа (Автопортрет)» (1942) Туве Янссон предстаёт уверенной в себе молодой женщиной, которая с решимостью смотрит в будущее. Ее фигура в строгом костюме выделяется на более мягком и расплывчатом импрессионистическом фоне. Сама художница так писала об этой своей работе: «В этих желтоватых мехах я похожа на кошку с холодными раскосыми глазами и гладкими волосами, завязанными в пучок». Обернутый вокруг шеи мех, который так любила Туве, и сама ее кошачья внешность — всё это подчеркивает независимость художницы, ее чувство собственного достоинства, а мужской пиджак напоминает о том, что она претендует на равное положение в мире искусства.

Туве Янссон. «Рысье боа (Автопортрет)» (1942) (© Moomin Characters™)

В 1930-х-1940-х годах Туве несколько раз участвовала в коллективных выставках в Финляндии и за границей. Первая персональная выставка Туве Янссон прошла в Хельсинки, в галерее Bäcksbacka, в 1943 году. Ее работы имели успех, и некоторые даже удалось продать. «Решение провести персональную выставку очень важное, это как если бы я решила выйти замуж!» — писала Туве.

В то же время ее полотна критиковали за незаконченность и избыточное количество деталей. Поездка во Францию и Италию в 1948 году позволила Туве лучше уяснить свои художественные задачи. Она перестала перегружать свои картины и научилась создавать более лаконичные, точные композиции, что было замечено уже на ее персональной выставке в 1955 году.

На той стороне (Личная жизнь Туве Янссон)

Как мы уже знаем, в конце 1930-х годах возлюбленным Туве Янссон был ее друг и наставник Сам Ванни. Когда их роман закончился, они остались друзьями. Ванни в 1941 году женился, но Туве тоже не оставалась одна. Во время войны у нее была связь с художником Тапио Тапиоваара (Tapio Tapiovaara) (1908-1982), а ближе к концу войны и после нее, в середине 1940-х годов, девушка поддерживала романтические отношения с финским журналистом, философом-коммунистом и членом парламента Атосом Виртаненом (Atos Kasimir Wirtanen)(1906-1979). Виртанен писал, в частности, для социал-демократических журналов Arbetarbladet и Ny Tid (и был главным редактором последнего в 1947-1953 годах).

Туве Янссон ок. 1950 года (© Moomin Characters™)

Именно Виртанен с его вечной зелёной шляпой послужил прототипом для ведущего бродячую жизнь Снусмумрика — известного персонажа книг про муми-троллей. Одно время Туве Янссон с Виртаненом даже были помолвлены. Отношения продолжались несколько лет. Любовники несколько раз обсуждали возможность замужества и рождения детей, но дальше разговоров дело не пошло. По одной из версий, Туве Янссон сама была непреклонна в этом вопросе и отвергала семейную жизнь, по другой — ее оттолкнул Виртанен (когда Янссон спросила его о женитьбе, тот пренебрежительно ответил, что считал, что они и так женаты; политика для него всегда была на первом месте).

Снусмумрик (© Moomin Characters™)

Так или иначе, эта связь стала последним романом Туве Янссон с мужчиной. После разрыва с Виртаненом она поддерживала близкие отношения исключительно с женщинами.

Туве Янссон в 1956 году (© Moomin Characters™)

Столкновение с мужской черствостью или какие-то иные причины привели Туве «на секретную сторону»: она стала лесбиянкой. В 1946 году, в период послевоенного оптимизма, Туве Янссон познакомилась с театральным режиссером Вивикой Бандлер (Vivica Bandler). Начался роман, который полностью изменил жизнь Янссон. Туве была счастлива и хотела кричать о своей любви, но Вивика предупреждала ее, что они должны быть очень осторожны. Мало того что вплоть до 1971 года гомосексуальность была в Финляндии незаконной (а до 1981 года считалась заболеванием), так Вивика еще и была замужем. Страстный, но короткий лесбийский роман, который продолжался 3 с небольшим недели, оборвался, когда Вивика уехала работать в Париж.

Свою тайную любовь к Вивике Туве выразила в своей третьей и самой успешной книге о муми-троллях, «Шляпа волшебника» (1948). Как раз в разгар романа с Вивикой были придуманы забавные персонажи Тофсла и Вифсла (заметьте сходство с реальными именами прототипов) — совершенно неразлучные существа, которые говорят на непонятном для остальных языке. Тофсла и Вифсла тайком овладевают гигантским рубином (символ любви), который они пытаются спрятать от злобной Морры (символ порицания окружающих). После окончания романа с Вивикой они продолжали дружить и вместе реализовали несколько театральных проектов. В 1951 году Туве и Вивика совершили совместное путешествие в Италию, Северную Африку и Париж.

Тофсла и Вифсла (© Moomin Characters™)

В 1955 году, в сложный застойный период изматывающей работы над комиксами о муми-троллях, Туве Янссон повстречала свою новую музу, которой суждено было стать ее спутницей на всю жизнь. Дело было на вечеринке ассоциации художников, где она познакомилась с художницей и графиком Тууликки Пиетиля (Tuulikki Pietilä) (1917-2009). Вскоре после этого Тууликки пригласила Туве к себе в гости послушать джазовые записи. Женщины пили вино, говорили о Париже. Между ними завязались романтические отношения. Янссон писала: «Я люблю тебя, околдована и... я в мире с собой, я не боюсь ничего, что нам предстоит».

Туве Янссон и Тууликки Пиетиля (© Moomin Characters™)

Любовь к Тууликки возродила интерес Туве Янссон к теме муми-троллей и вдохновила на написание новой книги. Тууликки стала прототипом мудрой, практичной, трогательной и заботливой Туу Тикки в бретонском свитере и берете, впервые появившейся в повести «Волшебная зима» (Trollvinter) (1957).

Иллюстрация Янссон к повести «Волшебная зима» (© Moomin Characters™)

Этот персонаж стал родной душой Муми-троля, так же как Тууликки для Туве. Сходство с прототипом прослеживается и в имени, и в характере, и во внешнем облике персонажа. Тууликки очень гордилась тем, что подруга увековечила ее образ в книгах, и не раз говорила: «Вы знаете, что Туу Тикки — это я? Туве списала этот персонаж с меня». Повесть «Волшебная зима» — одно из лучших произведений Туве Янссон. Сама писательница признавалась: «Туути заставила меня написать эту книгу о том, каково бывает в трудные времена».

Туве Янссон и Тууликки Пиетиля в Париже весной 1968 года

Осенью 1959 года Тууликки и Туве отправились в свое первое большое совместное путешествие. Они путешествовали на поезде через всю Европу, затем отдыхали в Греции, а потом отправились на Рождество в Париж. Следующая поездка в Париж состоялась весной 1968 года, после того как Туве написала повесть «Дочь скульптора». Тогда же подруги отдыхали в небольшой деревушке в Бретани, наслаждались природой, гуляли вдоль побережья, собирали цветы, рисовали, навещали коллег и друзей.

Туве Янссон и Тууликки Пиетиля в путешествии

В Хельсинки у Тууликки была мастерская на соседней улице, но они могли попасть друг к другу через чердак. Каждая художница сохраняла творческую независимость, что было очень важно для обеих; но лето они проводили вместе. Тууликки Пиетиля была постоянной спутницей жизни Туве Янссон на протяжении 45 лет.

Заказы для общественных зданий

Во время и после войны Туве Янссон выполнила несколько заказов на художественное оформление интерьеров общественных учреждений в разных регионах Финляндии. В противоположность мрачности военного времени, тематикой этих росписей были волшебные пейзажи, сказочные истории, отдыхающие люди и танцующие дети среди пышных цветов и птиц. В частности, она выполнила росписи по стеклу для ресторана Tullinpuomi на проспекте Маннергейма и для школы для девочек на Аполлонкату, украсила двери лифта студенческого общежития Domus Academica, написала две крупных композиции для столовой завода Strömberg в районе Питяйянмяки, создала настенные росписи для детской больницы Aurora в Хельсинки и отеля Seurahuone в Хамине.

Туве Янссон.  Фрески для мэрии Хельсинки (1947)

Самыми красивыми работами Туве Янссон в жанре монументальной живописи являются большеформатные фрески, созданные ею в 1947 году для ресторана Kaupunginkellari в мэрии Хельсинки (сегодня эти фрески находятся в вестибюле хельсинкского шведскоязычного образовательного центра для взрослых «Арбис», Arbetarinstitutet Arbis). По контрасту с депрессивным послевоенным периодом, который тогда переживала страна, фрески отличает откровенная жизнерадостность. Обе фрески, «Праздник в городе» и «Праздник в деревне», изображают увеселения и отдых: первая — на городской террасе, где люди танцуют в вечерних нарядах, вторая — на фоне идиллической пасторальной природы. Фрески посвящены радостям и удовольствиям жизни, которые Туве любила и сама.

Туве Янссон.  Фрески для мэрии Хельсинки (1947)

На безмятежной, казалось бы, фреске «Праздник в городе» (также известна как «Осенняя вечеринка») Туве Янссон изобразила саму себя, переживающую личный кризис — конец романа с Вивикой Бандлер.

Туве Янссон. Фреска «Праздник в городе» (1947), фрагмент

Она сидит за столиком в одиночестве, с непременной сигаретой, в то время как ее темноволосая возлюбленная танцует у нее за спиной с другим партнёром. В своем письме 1947 года к Вивике она писала: «Я знаю, что сейчас в моей живописи происходят изменения. Она становится сильнее, живее, и всё благодаря тебе. Линии и краски ни к чему, если в них нет выразительности и накала, даже если это накал отчаяния».

Туве Янссон. Фреска «Праздник в городе» (1947), фрагмент

На столике возле бокала Туве Янссон сидит собственной персоной муми-тролль, ее постоянный спутник с этого времени. Муми-тролль прячется и на второй фреске: там он выглядывает из цветов в левой части композиции.

Туве Янссон. Фреска «Праздник в городе» (1947), фрагмент

Обратите внимание на новую информацию: с января 2016 года две вышеописанные фрески Туве Янссон, а также ее картину «Перед маскарадом» можно увидеть в рамках постоянной экспозиции Художественного музея Хельсинки (Helsinki Art Museum, HAM), который расположен во Дворце тенниса. Это первая постоянная экспозиция работ Туве Янссон в Финляндии. Подробнее читайте на сайте музея, а также тут.

Летом 1953 года Туве Янссон выполнила росписи для алтаря церкви финского городка Теува (Teuva) по предложению архитектора храма, Элси Борг (Elsi Borg).

Туве Янссон. Алтарь для церкви в городке Теува

Церковь тогда еще только строилась и стояла без окон. Эта работа в новом для нее религиозном жанре очень вдохновляла художницу. Композиция получилась исключительно крупной: пять метров ширину и около полутора в высоту. В качестве мотива росписи Янссон выбрала притчу о десяти девах.

Туве Янссон. Алтарь для церкви в городке Теува

Это единственный алтарь, созданный Туве Янссон, так что он имеет статус раритета.

Книги о муми-троллях: детские и взрослые

Как мы уже знаем, Туве начала писать о муми-троллях в тяжелое военное время, еще в 1939 году. Затем эти писания были заброшены, но после войны друзья уговорили ее опубликовать повесть. Первая книга Туве Янссон о муми-троллях — «Маленькие тролли и большое наводнение» (Småtrollen och den stora översvämningen) — вышла в издательстве Söderström & Co в 1945 году (на шведском языке). На ее страницах читатель впервые знакомится с Муми-троллем и его замечательной Муми-мамой, которые отправляются на поиски беспокойного Муми-папы и в конце приходят все вместе в красивейшую долину Муми-дол. Книга была, как и последующие, проиллюстрирована рисунками автора. В этом виде творчества одаренность Туве Янссон как художника великолепно совместилась с ее писательским талантом.

Туве Янссон. Иллюстрации к истории про муми-троллей (© Moomin Characters™)

В каком-то смысле в приключениях героев Туве Янссон отразились трудности того времени, когда сочинялась повесть: отсюда, например, мотив беженцев, пропавших людей и разделенных семей. Отголоски войны, как считается, ощутимы и в следующей сказке — «Муми-тролль и комета» (Kometjakten/Kometen kommer) (1946), где герои сталкиваются с новой катастрофой, причем комета напоминает атомную бомбу. В этой повести даётся подробное описание Муми-дола, который стал местом действия большинства последующих историй.

Обложка книги Янссон «Муми-тролль и комета» (© Moomin Characters™)

Несмотря на идиллическую обстановку, в сказочном мире Янссон часто присутствует ощущение надвигающейся катастрофы. Повести всегда заканчиваются хорошо, но в них никогда не обходится без опасных приключений или бедствий в виде наводнения, кометы, урагана или какого-нибудь чудища. Более того, Янссон не боится затрагивать в своих книгах такие серьезные темы, как смерть или алкоголь, долго считавшиеся запретными в детской литературе.

Иллюстрация Янссон к повести «Папа и море» (© Moomin Characters™)

Третьей книгой муми-серии стала «Шляпа волшебника» (Trollkarlens hatt) (1949), положившая начало настоящему «муми-буму» в разных странах мира. Муми-тролли завоевали огромную популярность благодаря свободолюбивому духу персонажей, тонкому юмору и важной экзистенциальной теме одиночества. Благодаря такому сочетанию книги Янссон стали любимы как детьми, так и взрослыми.

Иллюстрация Янссон к повести «Муми-тролль и комета» (1946) (© Moomin Characters™)

Исследователи творчества Туве Янссон всегда подчеркивали, какое большое значение имели для нее дом и родители. В книгах Янссон образ дома тоже играет особую роль. Это очаг безопасности и защищенности, уютная гавань, где тебя ждут родные люди. Тут всегда горит свет, готова вкусная еда и тёплая постель. Как раз это смешение ролей ребенка и взрослого стало одной из главных причин успеха ее книг про муми-троллей. Хорошая детская литература, вызывающая подлинный интерес читателя, рождается не тогда, когда автор воспринимает себя как взрослого человека, который пишет для детей. Писатель должен в первую очередь быть способен установить контакт с самим собой, со своим внутренним ребёнком. Точно так же смотрела на писательское творчество и сама Туве Янссон: «Если писатель приступает к работе с единственным намерением написать детскую книгу, результат будет никчемным. В любом деле важно прежде всего твое собственное желание это сделать, непреодолимая тяга выразить себя именно таким образом». Писательница размышляла: «Полагаю, что писала в основном для самой себя; может быть, из желания вернуть летние месяцы своего детства — привольные, безмятежные и полные приключений. Но, возможно, иногда я пишу для детей, которые чувствуют себя отвергнутыми и запуганными».

Персонажи муми-семейства Туве Янссон (© Moomin Characters™)

В книгах о муми-троллях оживают многие детские воспоминания Туве Янссон и образы ее близких людей. Самого Муми-тролля считают альтер-эго писательницы, ее автопортретом. Это чувствительное, трепетное и незащищенное существо, искреннее и отзывчивое. Малышка Мю, которую также называют портретом самой Янссон, воплощает в себе не столь добрые наклонности: она умеет пакостить и сердиться, не стесняется говорить правду в глаза, у нее непослушный, дерзкий и даже нахальный нрав. О прототипах некоторых других членов муми-семейства мы уже говорили выше. Что касается образа жизни муми-троллей, то он вполне соответствует той богемной среде, в которой выросла Туве Янссон. У муми-троллей нет постоянных занятий, и непонятно, за счет чего они живут; при этом люди с «настоящей» работой зачастую вызывают у них насмешки и критику. В то же время, как представители богемного мира, муми-тролли отличаются такими качествами, как остроумие, нонконформизм, индивидуализм и терпимость к непохожим на них созданиям. Кроме того, они живут в гармонии с природой. Повести про муми-троллей нередко представляют собой смешение разных жанров: тут встречаются элементы фантастической, приключенческой и мемуарной литературы, а также сатиры и пародии.

Персонажи муми-семейства Туве Янссон (© Moomin Characters™)

Большое место в книгах о муми-троллях занимают природные циклы и проблема взросления. Постепенно интонация автора становится всё более серьезной, переходя от легкой летней «Шляпы волшебника» и «Опасного лета» (ранних, романтически-веселых произведений цикла) к более меланхоличным и осенним повестям «Папа и море» и «В конце ноября». Эти книги затрагивают трагические аспекты жизни, такие как одиночество, старение, отчуждение, отчаяние, хрупкость всего на свете. При этом во всех произведениях Янссон обязательно присутствует здоровая доля иронии, и она не упускает случая добродушно высмеять отупляющее влияние социальных и сексуальных условностей. В общем, книги про муми-троллей содержат несколько повествовательных слоев и подходят как для взрослых, так и для детей. В них одновременно присутствует страх и безопасность, странное и знакомое, полная угроз природа и тепло уютного дома. И у них всегда счастливый конец.

Муми-мания и муми-бизнес

Первые две книги из муми-серии имели умеренный коммерческий успех и привлекли не слишком много внимания, но после выхода в свет повести «Шляпа волшебника» — и особенно ее перевода на английский язык под названием «Finn Family Moomintroll» (1950, Puffin Books) — герои Туве Янссон начали стремительно продвигаться к всемирной славе.

Туве Янссон. Книга Finn Family Moomintroll (© Moomin Characters™)

В 1947 году Туве начала публикацию серии комиксов с персонажами своих волшебных повестей в финско-шведском еженедельном журнале Ny Tid, главным редактором тогда был ее бывший возлюбленный Атос Виртанен (публикация продолжалась до 1948 года).

Туве Янссон. Комиксы про муми-троллей

Прочитав истории о муми-троллях в переводе на английский, менеджер агентства Associated Press Чарльз Саттон (Charles Sutton) лично приехал из Лондона в Хельсинки, чтобы познакомиться с автором. Встреча проходила в знаменитом фешенебельном отеле Kämp. Саттон сделал Туве Янссон заманчивое предложение: создавать комиксы про муми-троллей для британской газеты Evening News. Предложение было тем более привлекательным, что, несмотря на растущую популярность, Туве Янссон пока что оставалась малообеспеченной художницей, которой часто не хватало денег даже на отопление. Под влиянием предприимчивого Саттона она также согласилась на выпуск разнообразных «сопутствующих продуктов», после чего муми-рынок стал расти как снежный ком. Универмаги Stockmann в Хельсинки и NK в Стокгольме начали продавать обширный ассортимент товаров по мотивам историй про муми-троллей: мягкие игрушки, детские обои, ручки, значки, галстуки, корзинки, копилки, кружки и проч. В 1957 году универмаг NK даже открыл специализированный отдел муми-продукции.

Туве Янссон с муми-троллями, 1956 год

Выход комиксов в газете Evening News предваряла масштабная рекламная кампания, а сами комиксы стали невероятно популярны. Благодаря Evening News, с комиксами Туве Янссон познакомилось более 1,5 миллиона читателей, а через два года после начала проекта комиксы уже публиковались в 120 газетах по всему миру, а общее число их читателей достигало 12 миллионов. На пике популярности комиксы ежедневно читали более 20 миллионов читателей в более чем 40 странах. Также они выходили в книжном формате.

Туве Янссон. Комиксы про муми-троллей

Туве Янссон рисовала муми-комиксы для Evening News в течение семи лет (с 1954 по 1960 год), причем контракт обязывал ее выдавать по шесть комиксов в неделю. Художница быстро освоила правила жанра, но в то же время вносила свои оригинальные приемы. Проблем с деньгами больше не существовало. Но лондонские издатели требовали высочайшего темпа работы. Постоянная необходимость придумывать новые истории про одних и тех же персонажей со временем начала изматывать Туве и, к тому же, мешала ей реализоваться как живописцу. Она чувствовала, что ее собственное создание становится для нее клеткой, заслоняет ее. Весь этот проект дался ей очень дорогой ценой, снижая возможности для настоящего творчества. Муми-тролли стали отнимать слишком много времени и сил.

Туве Янссон. Комиксы про муми-троллей

Итак, к 1960 году талант Туве Янссон как писательницы и иллюстратора принес ей славу и богатство. Однако ее главное желание — получить признание как живописец — оставалось нереализованным. В связи с этим она отказалась от предложения возобновить контракт на серию газетных комиксов для Evening News и передала эту работу своему младшему брату Ларсу, который и раньше помогал ей переводить оригинальные шведские тексты на английский язык. Талантливый Ларс Янссон сочинял и рисовал комиксы до 1975 года.

Туве Янссон с братом Ларсом, начало 1970-х (© Moomin Characters™)

Теперь Туве Янссон была нарасхват, и ее постоянно донимали запросами на проекты, связанные с муми-троллями. Она стала получать более 2 тыс. писем от поклонников в год. Она отвечала на эти письма всю жизнь, причем почти всегда собственноручно, не желая нанимать помощника или секретаря.

Конверты писем от поклонников Туве Янссон

Она согласилась написать сценарий для театральной постановки «Муми-тролль и комета» (1949) для Шведского театра и «Муми-тролль за кулисами» (1959) для Маленького театра. Режиссером обоих спектаклей выступила Вивика Бандлер, подруга и бывшая возлюбленная Туве Янссон. Также Туве написала либретто для «Муми-оперы» (1974). Кроме того, совместно со своим братом Ларсом в 1960-х годах она написала пьесу «Король в Муми-доле» в жанре политической сатиры (поставлена Шведским театром в 2008 году). Будучи писателем и иллюстратором, Янссон одновременно играла активную роль в культурной жизни Хельсинки; занималась дизайном театральных костюмов, плакатов и афиш;создавала радиопостановки по мотивам своих произведений.

Туве Янссон лично вела переговоры по поводу выдачи лицензий на ту или иную продукцию, связанную с муми-троллями. Хотя она признавалась, что ей трудно отказывать людям, иногда она это делала, если видела, что продукт не удовлетворяет ее требованиям. Однажды она раскритиковала создателей японского мультфильма, в котором (обычно белый) муми-тролль изображен разноцветным. Она также отклонила, из соображений хорошего вкуса, предложение по производству гигиенических прокладок для девушек с изображением Малышки Мю на упаковке. Отказала она даже самому Уолту Диснею, который хотел приобрести эксклюзивные права на муми-бренд.

Музей «Долина муми-троллей» (© Moomin Characters™)

Обычно выделяют две волны «муми-бума»: первая пришлась на 1950-е и охватила страны Западной Европы, вторая — на 1960-е и 1970-е, когда героев писательницы полюбили в Восточной Европе, Японии и других частях света. Теперь Туве Янссон уже ничего не могла поделать с этой лавиной мультфильмов, игрушек, сладостей, сувениров и бесчисленных детских товаров на муми-тематику. Когда началось это безумие, отбоя не было от предложений. Все хотели муми-троллей. О них снимали мультфильмы, ставили спектакли, писали диссертации и философские трактаты, их стали изучать в университетах. В 1969 году в Швеции вышел 13-серийный телесериал Moomintroll; а в 1969-1970 годах появился анимационный сериал FujiTVв Японии. В 1987 году при Художественном музее Тампере был создан музей «Долина муми-троллей», а в 1993 году на острове Кайло близ города Наантали недалеко от Турку открылся тематический парк «Страна муми-троллей» (Moomin World/Muumimaailma). В 1990-1992 годах вышел популярный японский мультсериал Moomin из 104 эпизодов, который был продан в 60 стран.

Парк «Страна муми-троллей» (© Moomin Characters™)

Туве Янссон со своим братом Ларсом основали компанию Moomin Characters, которая до сих пор остается одной из самых прибыльных в Финляндии. На сегодняшний день компанией руководит племянница писательницы, София Янссон (Sophia Jansson) (род. 1962). Она занимает пост художественного директора и является главным акционером. Оборот предприятия составляет около 3,6 млн евро. Официальный сайт Moomin Characters с интересной информацией и интернет-магазином: moomin.com.

Иллюстрации к книгам других авторов

Туве Янссон иллюстрировала не только свои собственные сказочные повести, но и другие классические произведения детской литературы. Так, в 1959 году она выполнила заказ на иллюстрации для шведского издания «Охоты на Снарка» Льюиса Кэрролла. Правда, Кэрролл не был особенно популярен в Швеции, и книга, к сожалению, не привлекла большого внимания публики. В 1961-1962 годах Янссон — по просьбе самой Астрид Линдгрен — проиллюстрировала книгу Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит» («Бильбо. Путешествие хоббита»). Издатель высоко оценил ее работу, а вот фанаты Толкиена сочли иллюстрации слишком нетрадиционными и не смогли принять такую авторскую интерпретацию текста.

Туве Янссон. Одна из иллюстраций к «Алисе в стране чудес»

Следующим подобным заказом стали иллюстрации для шведского перевода самой известной книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (1966).

Туве Янссон. Одна из иллюстраций к «Алисе в стране чудес»

Туве Янссон создала для этой классической фантастической сказки замечательные рисунки. Получив иллюстрации осенью 1966 года, издатель немедленно отправил Туве телеграмму: «Мои поздравления в связи с “Алисой” — вы создали шедевр

Взрослое творчество

В середине лета 1970 года скончалась мать Туве Янссон, Хам (Сигне Хаммарштен-Янссон). Смерть матери сильно повлияла на Туве (отца она потеряла в 1958 году). В написанной в том же году меланхолической сказочной повести «В конце ноября» Туве обращается к таким темам, как расставание и одиночество.

Туве Янссон. «Муми-дол в ноябре» (© Moomin Characters™)

Эту книгу, выпущенную через 25 лет после первой, обычно называют самой зрелой из серии о муми-тролях, своего рода учебником потерь, превращения в самостоятельного сироту, существующего в духовном одиночестве. Книга отражает собственные переживания Янссон. Она описывает конец ноября (месяц смерти), когда Муми-дол опустел и покинут его привычными обитателями. Гости отправляются сюда, однако гостеприимных муми-троллей нет.

Туве Янссон в конце 60-х - начале 70-х (© Moomin Characters™)

В этой книге появляется новый персонаж — хомса Тофт, который напоминает саму Туве Янссон (заметьте и сходство имен). Повесть пронизана чувством осени и приближающейся зимы, но в то же время в самом конце остаётся надежда на возвращение муми-троллей. «Перед тем как скрыться за горизонтом, солнце бросило узкий, холодный, по-зимнему желтый луч на гряду облаков, и весь мир стал вдруг неприветливым и пустынным. Теперь хомса видел штормовой фонарь, который папа повесил на мачту. Фонарь горел ровно, излучая мягкий теплый свет. Лодка была еще очень далеко». Читателю самому предоставляется решить, вернулись ли муми-тролли. Но мы-то знаем: муми-тролли так и не вернулись: после кончины матери Туве Янссон больше не выпустила ни одной новой книги про чудесное семейство.

Туве Янссон и муми-тролли, 1988 год (© Moomin Characters™)

Завершение серии книг о муми-троллях только подстегнуло интерес к их автору. Чтобы избежать этого безжалостного прессинга, в июле 1971 года Туве совершила кругосветное путешествие с Тууликки. Япония, Гавайи, Мексика, США... Поездка продолжалась восемь месяцев. В Новом Орлеане подруги каждый вечер ходили в джаз-клубы, покупали музыкальные записи.

Туве Янссон и Тууликки в Японии, 1971 год (© Moomin Characters™)

Путешествие несколько развеяло Туве Янссон, но она постоянно возвращалась мыслями к своей матери, что в итоге вылилось в новую повесть, «Летняя книга» (1972). Это произведение стало решающим прорывом Янссон во взрослую прозу и сегодня считается классикой скандинавской литературы. Книга рассказывает о девочке, оставшейся без матери, и ее бабушке, которые живут на острове. Очень многое в книге написано по следам наблюдения за 6-летней племянницей Софией и ее бабушкой (матерью Туве). Соответствует действительности и то, что София осталась без матери (жена Ларса Янссона умерла за 2 года до смерти Хам). Критики оценивают «Летнюю книгу» как «шедевр невысказанного». Здесь очень мало говорится об отце и ничего об умершей матери, но они присутствуют во всем.

София Янссон с бабушкой

Итак, в возрасте 58 лет Туве вновь пережила перерождение, на этот раз став уважаемым автором взрослой прозы. Она написала множество рассказов и новелл, в том числе роман «Город солнца» (1974), и повесть «Честный обман» (1982), сборники рассказов «Умеющая слушать» (1971), «Игрушечный дом» (1978) и «Честная игра» (1989).

Менялось и изобразительное творчество Туве Янссон. На ежегодной выставке Ассоциации художников Финляндии в 1961 году ее работы были единственными образцами натурализма. Абстрактное искусство тогда считалось чуть ли не обязательным для художников, и почти все ближайшие друзья Янссон работали в этом стиле. В 1960-х годах, когда у нее за 10 лет прошло 5 персональных выставок, Янссон начала отчасти отходить от фигуративного искусства, однако даже в самых абстрактных ее картинах основой всегда остается реальность, например морские пейзажи.

Туве Янссон. «Выветривание» (1965) (© Moomin Characters™)

В середине 1970-х годов, после посещения колонии художников Cité des Arts, Туве вернулась к фигуративному искусству.

Туве Янссон. Автопортрет (1975) (© Moomin Characters™)

Одной из последних работ в живописи стал «Автопортрет» 1975 года, когда Туве был 61 год.

Туве Янссон в своей мастерской и автопортрет (1975)

К тому же году относится картина «График» («Художник-гравёр») — портрет Тууликки за работой, написанный в Париже, весной 1975 года.

Туве Янссон. «Художник-гравёр» (1975) (© Moomin Characters™)

Эти две картины можно считать лебединой песней Янссон в области живописи. После этого она уже почти не рисовала, а только писала книги.

Свой собственный рай

В 1947 году Туве придумала свой ex libris, который содержал один из ее важнейших жизненных девизов: ‘Labora et amare’ («Работать и любить»).

Экслибрис Туве Янссон

Она нередко совмещала эти две ценности, работая вместе со своими любимыми людьми. Ей нравилось изображать сцены рая. Самым известным созданным ею раем, безусловно, является мир муми-троллей.

Туве Янссон с братом Пером-Улофом (© Moomin Characters™)

Свой личный рай художница искала в разных частях света. Одно время она даже думала переехать в какую-нибудь далекую страну с несколькими самыми близкими людьми. Была у нее и идея общины художников в Марокко или иной экзотической стране, но эти проекты не реализовались по финансовым и прочим причинам.

Туве Янссон в свой день рождения (© Moomin Characters™)

В конце концов Туве Янссон нашла свой собственный рай на архипелаге Пеллинки (Pellinki) близ Порвоо. Эти места привлекали многих художников, и Туве была знакома с ними давно: как раз на этом архипелаге она отдыхала с родителями в детстве, снимая дачу. На этот раз они с Тууликки решили выбрать для себя еще более уединенное место, которым стал крошечный скалистый остров Кловхарун (Кловару, Хару) (Klovharun) в Финском заливе, в 30 минутах по воде от места прежней дачи.

Остров КловхарунОстров Кловхарун

Туве всегда мечтала владеть островом и быть смотрителем маяка. Остров Кловхарун был выкуплен Туве Янссон в 1962 году, когда благодаря коммерческому успеху книг о муми-троллях у нее появилось достаточно средств. В 1964 на году острове вырос небольшой деревянный дом.

Туве и Тууликки на островн Кловхарун (© Moomin Characters™)

С тех пор Туве Янссон и ее спутница жизни Тууликки Пиетиля в течение почти 30 лет проводили лето, с весны до осени, на острове, живя простой жизнью, работая, любуясь бушующим морем. Подруги могли здесь плавать, придумывать разные забавы и играть в странные игры. Удаленный остров удовлетворил насущную потребность Туве в покое и одиночестве. Здесь можно было жить в тишине и гармонии с природой, укрывшись от назойливых почитателей и журналистов. Особая атмосфера этого места хорошо передана в повести «Летняя книга» (1972).

Туве и Тууликки на островн Кловхарун (© Moomin Characters™)

Кроме того, в 1996 году Туве написала книгу «Записки с острова», в которой подробно описывает их с Тууликки жизнь на острове, тамошнюю природу и изменчивую погоду. По собственному признанию писательницы, эти пейзажи она любила больше всех остальных, и ни одно другое место так сильно не повлияло на ее творчество.

Туве Янссон (© Moomin Characters™)

С бытовой точки зрения жизнь на острове была непростой. Приходилось заранее просчитывать необходимое количество продуктов, бороться с превратностями непогоды, обеспечивать себя отоплением... На острове не было ни электричества, ни туалета, ни водопровода, ни прочих привычных для городского жителя удобств. В начале 1990-х годов Туве и Тууликки, уже будучи пожилыми женщинами, решили, что настала пора покинуть остров. Решив уехать, они уже не хотели сюда возвращаться и даже об этом говорить. Вскоре у Туве был диагностирован рак. Она в первые в жизни перестала курить. Скончалась Туве Янссон в 2001 году, в возрасте 87 лет, и была похоронена вместе со своими родителями и младшим братом Ларсом (умершим в предыдущее лето) на кладбище Хиетаниеми в Хельсинки. Через 8 лет умерла и Тууликки.

Туве и Тууликки на островн Кловхарун (© Moomin Characters™)

В 1995 году Туве передала остров Кловхарун и свой скромный коттедж в дар местному краеведческому обществу Pellinge Hembygdsförening. По определенному расписанию остров открыт для туристов в летний период, равно как и сам коттедж Туве Янссон. В остальное время коттедж сдаётся в аренду и для посетителей закрыт.

♦♦♦♦♦♦♦

Начало статьи читайте тут:

- Биография Туве Янссон: жизнь и творчество, часть 1

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Официальный сайт музея Атенеум с информацией о выставке Туве Янссон: ateneum.fi

2. Туве Янссон, статья в Википедии

3. Tove 100: юбилейный сайт, посвященный жизни и творчеству Туве Янссон; перечень праздничных мероприятий

4. Туве Янссон: виртуальный музей и история жизни; исторические фотографии и репродукции

5. Виртуальная галерея: художница Туве Янссон. Интересные материалы о семье, жизни и творчестве. Биография Туве Янссон

6. Сто замечательных финнов. Коллекция биографий. Туве Янссон

7. Туве Янссон: галерея фотографий и репродукций

8. Памятные места в Хельсинки: маршрут по местам, связанным с жизнью и творчеством Туве Янссон

9. Юбилейная выставка Туве Янссон в музее Атенеум: Работать и любить

11. Биография Туве Янссон

12. Юбилейная выставка Туве Янссон в Хельсинки

13. Рецензия на биографию Туве Янссон: Tove Jansson Life, Art, Words: The Authorised Biography by Boel Westin

14. Фильм BBC о жизни Туве Янссон

15. Туве Янссон: Любовь, война и муми-тролли; BBCNewsMagazine

16. Интервью с автором биографии о Туве Янссон, Б. Вестин

17. Об авторе биографии Туве Янссон, Б. Вестин, и ее отношениях с Туве

18. Туве Янссон: правда о муми-троллях

19. Знаменитые финские деятели искусств: Туве Янссон

20. Туве Янссон: мое волшебное Рождество с муми-троллями

21. Туве Янссон: алтарь церкви финского городка Теува

22. Фотографии алтаря, расписанного Туве Янссон

23. Кто есть кто в Муми-доле

24. Мемориальная доска на доме-мастерской Туве Янссон в Хельсинки на улице Ullanlinnankatu

25. Пять главных мест в мире, которые стоит посетить поклонникам муми-троллей

26. Книги о муми-троллях и иллюстрации Туве Янссон

27. Статья о Туве Янссон в газете Helsingin Sanomat Helsingin Sanomat

28. Туве Янссон: дочь скульптора

29. Туве Янссон и Тууликки Пиетиля путешествуют, фото

30. Краткая биография Туве Янссон

31. Атос Виртанен и Туве Янссон

32. Рецензия на биографию Туве Янссон (Tove Jansson Life, Art, Words: The Authorised Biography by Boel Westin) и на книгу Туве Янссон «Дочь скульптора»

33. София Янссон. Муми-тролли: семейный бизнес

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



4 комментария к заметке

  1. Елена Дорофеева пишет:

    Здравствуйте,
    отличная статья и замечательные фото!
    Меня зовут Елена Дорофеева, я — литературовед, живу в Москве, работаю сейчас над презентацией о Туве для детской библиотеки и статьей о ее творчестве для интернет-журнала.
    Хоелось бы использовать некоторые из фотографий с этой страницы. Откуда они взяты? Как указать источник фото памятной доски на мастерской Туве, алтаря в Теува, нескольких картин Туве. Могу дать ссылку и на ваш сайт. Как лучше написать?
    С уважением,
    Елена Дорофеева.

  2. Foxy пишет:

    Добрый день, Елена!
    Спасибо огромное за отзыв о нашем материале о Туве Янссон)).
    Список всех использованных источников приведен в конце статьи. В частности, в списке есть интересующие Вас источники:
    22. Фотографии алтаря, расписанного Туве Янссон
    24. Мемориальная доска на доме-мастерской Туве Янссон в Хельсинки на улице Ullanlinnankatu
    (Upd: сейчас эта фотография заменена на снимок, сделанный лично авторами сайта в Хельсинки в ноябре 2014 года!)

    В общем, смотрите ссылки на использованные сайты в списке источников.

    Большинство репродукций взято с официального сайта музея Атенеум, где сейчас проходит выставка работ Туве Янссон (http://www.mishanita.ru/2014/04/08/22078/).

    Если будут еще какие-то вопросы, смело задавайте)). Можно писать прямо тут или на нашу почту [email protected]

    За ссылку на сайт будем очень благодарны.
    Можно дать ее в таком формате:
    «Использованы материалы сайта о путешествиях и культуре в Европе mishanita.ru».

    С уважением,
    администрация сайта))

  3. саша пишет:

    спасибо за статью! я тоже готовлю презентацию для литературного вечера в библиотеке — и это лучший материал, который я нашла. спасибо еще раз

  4. Foxy пишет:

    Спасибо и Вам за отзыв!))