Биография Туве Янссон: жизнь и творчество (часть 1)

Рубрики: Новости культуры, Теги: ,
Foxy @ 9 апреля 2014, в 12:31

По случаю юбилейной выставки к 100-летию Туве Янссон, которая будет до сентября 2014 года проходить в художественном музее Атенеум в Хельсинки, наш сайт решил познакомить читателей с историей жизни и творчества этой нестандартной личности, которая была в равной степени одарена как писатель и как иллюстратор и живописец. Успех книг про муми-троллей принес ей финансовую независимость, но одновременно сыграл с Янссон злую шутку, затмив остальные, более важные для нее, грани творчества и сделав ее заложницей своего творения.

Столетие Туве Янссон

В своем рассказе мы постараемся дать более сбалансированную картину творчества Туве Янссон. Помимо биографических сведений, в заметке будет приведены интересные фотографии и репродукции. Попутно упоминаются некоторые памятные места в Хельсинки, связанные с жизнью и творчеством Туве Янссон.

Финская писательница Туве Янссон (Tove Jansson) (1914–2001), писавшая свои книги на шведском языке, была человеком разносторонним: занималась живописью, графикой, рисовала комиксы и карикатуры. Ее книги об уникальном мире муми-троллей завоевали международную известность и переведены на более чем 40 языков (рекорд для финского автора), заняв прочное место в золотом фонде детской литературы. Обаятельные персонажи повестей Янссон разошлись по всему миру в виде книг, комиксов, мультфильмов... Эти образы активно используются в дизайне детской одежды, сладостей и сувенирной продукции.

Хотя Туве Янссон знают в первую очередь как «маму муми-троллей», она писала не только сказочные истории, но и книги для взрослых. Кроме того, в течение своей долгой и плодотворной жизни Янссон была участницей множества художественных выставок. Однако ее «взрослое» литературное и изобразительное творчество, связанное с отображением реального современного, а не сказочного мира, не столь известно. Янссон была нестандартной фигурой, не соответствующей общепринятым представлениям о художнике. Ее особое положение подчеркивает и то, что она происходила из лингвистического меньшинства шведскоязычных финнов и, к тому же, из богемной семьи. Трудности, с которыми сталкивались представители этих социальных групп, нашли отражение в ее творчестве, равно как и ее бурная личная жизнь и сделанный ею выбор в пользу гомосексуальности.

Детство и семья Туве Янссон: питательная среда

Туве Марика Янссон (Tove Marika Jansson) была зачата в Париже, городе художников, а родилась 9 августа 1914 года в Хельсинки. Ее отец, Виктор Янссон (Viktor Jansson) (1886–1958) (Фаффан), был скульптором, а мать, Сигне Хаммарштен (Signe Hammarsten) (в семье все называли ее просто Хам) (1882–1970), происходившая из старинного и уважаемого шведского рода, в молодости работала учительницей рисования, а затем графическим дизайнером и иллюстратором книг.

Родители с младенчества прививали Туве любовь к искусству. Девочка научилась рисовать чуть ли не раньше, чем ходить. В начале 1918 года, когда в Финляндии шла гражданская война, в одном из писем с фронта Виктора писал жене: «Возможно, однажды Туве станет великим художником. По-настоящему великим!» Мечты родители осуществились даже больше, чем они могли думать. Туве, первый ребёнок в их семье, стала одним из самых известных финских художников в мире.

Отец с маленькой Туве Янссон

После гражданской войны, когда Виктор — выступавший на стороне «белых» — вернулся домой, семья воссоединилась. На фоне пережитых ужасов семья и искусство стали для него еще более мощным источником надежд. Все свои мечты и устремления он вкладывал в маленькую Туве. Однако война не прошла бесследно, и отец часто бывал мрачным и отстраненным, много пил. Его настроение было очень переменчивым, что в семье объясняли полученными на войне психологическими травмами. В своей автобиографической повести «Дочь скульптора» (1968) Туве Янссон вспоминает об одном из таких кризисов: «Папа все больше и больше мрачнел и в конце концов вообще прекратил разговаривать! Однажды утром он даже не поплыл рыбачить, а остался лежать в постели».

Через некоторое время после возвращения отца с фронта у Туве появились братья. В 1920 году родился Пер-Улоф (Per Olov), впоследствии ставший фотографом, а в 1926 году появился на свет Ларс (Lars Fredrik) (1926-2000) — будущий писатель и иллюстратор. Несмотря ни на какие сложности, в семье преобладала атмосфера любви, труда и взаимной поддержки.

Туве и Пер-Улоф с отцом

Свободная, богемная обстановка поощряла стремление детей к самовыражению. Дом и мастерская, семья и работа — всё это, смешиваясь, составляло питательную среду, в которой росли Туве и ее младшие братья. Они постоянно наблюдали за работой родителей и учились у них, так что неудивительно, что все трое в дальнейшем связали свою жизнь с творческими профессиями.

Виктор Янссон: Муми-папа

Виктор, отец Туве Янссон, творил в домашней скульптурной мастерской, где у него была просторная и хорошо освещенная рабочая зона. К сожалению, его профессия не приносила семье стабильного дохода. Карьера Виктора складывалась неровно: достижения и победы в конкурсах сменялись разочарованиями и проигрышами. Как и многие другие талантливые скульпторы того времени, Виктор вынужден был творить в тени знаменитого Вяйнё Аалтонена. Однако у него бывали крупные (но нерегулярные) заказы на скульптуры и памятники.

Семья Янссонов

В 1920-е годы, после гражданской войны, Виктор Янссон создал несколько военных памятников, в том числе монументы освобождения для городов Лахти и Тампере. По молодости ему нравилось создавать эротическую скульптуру, но некоторые его композиции отвергались как «аморальные». В 1930-х годах он создал множество крупных скульптур, изображавших стройные женские фигуры. В центре Хельсинки по сей день можно увидеть несколько скульптур, для которых отцу позировала юная Туве Янссон. В качестве примера назовем композицию Convolvulus («Вьюнок») (1931), которая находится в парке Кайсаниеми и символизирует проход весны в северные края.

Виктор Янссон. «Вьюнок» (1931)

Виктора также привлекали мотивы играющих детей. Особенно интересной темой были дети, играющие в воде. В качестве моделей для этих скульптур опять-таки выступали домочадцы. Примером служит фонтан Aallottaria («Водяные нимфы») (1940), установленный близ ресторана Kappeli в парке Эспланади.

Виктор Янссон. «Водяные нимфы» (1940)

Несмотря на творческую профессию и любовь к семье, Виктор был склонен к патриархальным воззрениям и авторитарности. Он происходил из традиционной семьи (его отец, Юлиус, был владельцем галантерейной лавки в Хельсинки), и, вероятно, это наложило отпечаток на его взгляды. «Отец ненавидел всех женщин, кроме мамы и меня», — вспоминала Туве Янссон. По ее словам, он по большей части рассматривал женщин как никчемных «дамочек» — созданий, которые не способны нормально позировать, слишком много говорят и носят большие шляпы, не удосуживаясь снять их в кинотеатрах и магазинах. («Когда папа идет в магазин, он часто бывает вынужден щелкать по головам всех этих фру, потому что они никогда не могут сразу решиться на покупки, да еще самым глупым образом болтают о политике»). Соответственно, женщин в доме Янссононов не привечали. Например, в вечеринках, которые проходили в домашней мастерской Виктора, участвовали исключительно мужчины.

Виктор Янссон в мастерской

Всё в доме было подчинено желаниям отца. Его «мужские ритуалы» считались чем-то священным и неприкосновенным, пусть даже деньги на эти прихоти зарабатывала его жена. Пока Виктор и его друзья-художники пировали в мастерской (а эти вечеринки могли продолжаться сутками), мать дежурила в спальне маленького Пера-Улофа, который страдал астмой, и заботилась о пропитании на следующее утро. Раз отец в свое время посещал строгую школу Бруберга (Brobergska skolan), туда же должны были ходить и дети. А если Виктору вдруг вздумалось среди ночи идти смотреть на горящее здание, то вся семья должна была тащиться по снегу, чтобы полюбоваться этим зрелищем. Виктор вообще обожал пожары и грозу. Он-то и стал прототипом Муми-папы — довольно авторитарного главы семьи, философа, мечтателя и большого любителя приключений, штормов и моря. Подчас Муми-папа не прочь пропустить по стаканчику виски в компании своих сомнительных товарищей. В «салоне» Янссонов и вправду нередко проводились веселые импровизированные сборища, которые Туве Янссон описывает в повести «Дочь скульптора».

Хам (Сигне Хаммарштен): Муми-мама

Именно Хам, хозяйка этого уютного дома, впоследствии стала прототипом Муми-мамы — идеальной мамы, воплощением доброты, заботы, тепла и всеобъемлющей нежности. Муми-мама обожает свой огород и растения, и у нее всегда найдется лишнее место за столом для нежданного гостя.

Сигне Хаммарштен с дочерью Туве

В отличие от «всех остальных женщин», которых не выносил Виктор Янссон, мать Туве была никакой не «дамочкой». По тем временам это была весьма независимая и эмансипированная женщина. В юности Хам неплохо стреляла, любила ездить верхом в мужском седле, часто ходила в походы, поднималась в горы, каталась на лыжах...

Сигне Хаммарштен

По характеру Сигне Хаммарштен была человеком самостоятельным, стремилась получить профессию и зарабатывать. Она училась в Школе прикладного искусства в Стокгольме, работала учительницей рисования, путешествовала.

В одну из таких поездок, в 1910 году в Париже, Хам и познакомилась со своим будущем мужем Виктором. Она уже была взрослой состоявшейся женщиной, Виктор был на четыре года ее младше. В 1913 году влюбленные поженились и провели медовый месяц в Париже. Затем Хам пришлось переехать к Виктору в Финляндию. Она нередко тосковала по родной Швеции, и отражение этой ностальгии можно найти, например, в повести Туве Янссон «Папа и море» (1965). Не слишком интересуясь желаниями остальных членов семьи, авантюрный Муми-папа перевозит всех на остров с маяком, а Муми-мама порой скучает по дому и чувствует себя одинокой.

Сигне Хаммарштен

В Хельсинки молодожены поселились на красивой улице Луотсикату в районе Катаянокка (Katajanokka), известном как заповедник финского модерна. В этом доме на Luotsikatu, 4, семья жила с 1914 по 1933 год.

Дом-мастерская Янссононов на Луотсикату

После замужества мысли о выдающейся художественной карьере, конечно, пришлось оставить. Теперь Хам в первую очередь была женой и матерью. И хотя на ней лежали все заботы по ведению домашнего хозяйства и воспитанию троих детей, она умудрялась еще и содержать семью. Хам выполняла рисунки для финских шведскоязычных журналов, иллюстрации и обложки для книг. Именно эта работа обеспечивала семье стабильный доход. В домашней мастерской для занятий Хам был отведен небольшой уголок. Собственное помещение для творчества появилось у нее лишь в 1933 году, когда Янссоны переехали на новую квартиру в Доме художников Лаллукка в Хельсинки.

Сигне Хаммарштен с дочерью Туве

Хам работала в области графики еще до брака. Перебравшись к мужу в Хельсинки, она стала активно заниматься дизайном книжных и журнальных обложек, постепенно превратившись в одного из известнейших художников-иллюстраторов своего времени. Также она проявила себя как автор различных карикатур и шаржей, чем увлекалась еще в Стокгольме. В Финляндии Хам стала выполнять рисунки для рождественского шведскоязычного журнала Lucifer, а впоследствии стала постоянным иллюстратором либерального сатирического журнала Garm, с которым затем будет сотрудничать и Туве.

Кроме того, в 1924 году Хам нашла постоянную (на полставки) работу в типографии Банка Финляндии, где занималась дизайном почтовых марок.

"Почтовая

Мать Туве Янссон была автором половины финских почтовых марок в первые три десятилетия независимости Финляндии. За 28 лет работы она нарисовала около 200 почтовых марок. Устав от рисования марок, художница находила отдушину в том, что вечерами, приходя домой, работала над дизайном книжных обложек и другими иллюстрациями. Туве вспоминает, что «мама всегда рисовала», даже по ночам.

Туве Янссон в детстве

Мать всегда оставалась для Туве Янссон самым близким человеком. Туве чувствовала, что мама понимает ее лучше других, и даже в конце жизни «всегда старалась быть похожей на маму, рисовать как мама». Несмотря на то что Туве назвала свою автобиографическую повесть «Дочь скульптора», это скорее был жест любви и уважения по отношению к отцу, нежели указание на реальную степень его влияния. В жизни она была в большей степени дочерью своей матери художницы, а не отца-скульптора. Отношения матери и дочери оставались тесными вплоть до смерти Хам в 1970 году. Даже когда Туве стала уже взрослым человеком, они продолжали много общаться и часто путешествовали вместе.

Сигне Хаммарштен с дочерью. Рисунок Сигне Хаммарштен

Стойкость Сигне Хаммарштен, ее умение справляться с жизненными невзгодами и довольствоваться минимальными удобствами стали мощным «тылом», который подготовил Туве Янссон к ее долгому и плодотворному творческому пути. Если бы мать не выдержала бремени своих многочисленных забот, то остальные члены семьи, очевидно, не смогли бы свободно заниматься творчеством. Но она выдержала — причем настолько, что в старости смогла сочинить для самой себя эпитафию в духе Эдгара Ли Мастерса: «Я полюбила художника, я переехала в его страну, я пережила четыре войны, тяжело работала ради нашего ежедневного пропитания, родила трех замечательных, чудесных детей; так что всё, в общем, было не так плохо».

Сигне Хаммарштен

Помимо самой матери, большое влияние на Туве также оказали многочисленные родственники по материнской линии, в том числе четыре брата матери, лихие и своевольные ученые. Дяди соревновались друг с другом по части разнообразных историй, так что у Туве сложилось впечатление, что всевозможные выдумки — «неискоренимый семейный порок». Интересным человеком был и дед Фредрик (Fredrik Hammarsten). Этот шведский пастор, скромный непритязательный человек, был прекрасным проповедником. Сборники его проповедей относились к числу самых популярных духовных книг того времени. В повести «Дочь скульптора» читаем: «Мой дедушка, мамин отец, был священником и читал проповеди в церкви перед королем». Элин, жена Фредрика (мать Хам и бабушка Туве) тоже была дочерью известного священника. В юности ее называли «дикой дочерью пастора», однако со временем ей пришлось усмирить свой буйный нрав и освоить роль жены и матери. Либерализм своей юности она передала Хам, которая стала «дикаркой» следующего поколения.

Туве часто сидела у камина в мастерской и слушала мамины рассказы о Моисее и «об Исааке и о народе, который тоскует по дому, по своей собственной стране, который сбивается с пути, блуждая по пустыне, а потом находит дорогу; о Еве и змие в раю и о страшных ураганах, которые наконец-то успокаиваются. Большинство людей, во всяком случае, тоскуют по дому и чуточку одиноки, они прячутся в своих собственных волосах, и их превращают в цветы. Иногда их превращают в лягушек, и Бог не спускает с них глаз и прощает их, если только не рассержен и не оскорблен и не уничтожает целые города за то, что жители их веруют в других богов».

Лето на море

Когда Туве была совсем маленькой, она проводила лето на даче у бабушки и дедушки в местечке Блидё на островах недалеко от Стокгольма. С 1920-х годов Янссоны стали отдыхать летом на островах Пеллинки близ Порвоо, в 50 км от Хельсинки. Семья обычно снимала коттедж у местных рыбаков Густафссонов в конце мая, а в начале сентября возвращалась в город. Мать Туве из-за своей работы в типографии зачастую не могла присоединяться к остальной семье: ей приходилось оставаться в городе даже летом.

Свои воспоминания о беззаботной жизни на природе и уютном доме на острове Туве позже использовала во многих историях о приключениях муми-троллей. Северные пейзажи Финского залива преобразовались в ее литературе в волшебные долины с пышной растительностью и неизведанные уголки побережья муми-страны.

Туве Янссон в детстве

По одной из версий, именно во время летнего отдыха на острове Туве Янссон нарисовала своего первого муми-тролля. Они с братом часто спорили о важных философских предметах, и однажды спор зашел об Иммануиле Канте. Брат привел какую-то цитату из Канта, на которую уже невозможно было что-либо возразить, и Туве не оставалось больше ничего, кроме как нарисовать на стене туалета самое уродливое существо, какое она только могла придумать, и подписать: «Кант». Это и был первый муми-тролль. По другой версии, муми-тролль появился еще раньше — как страшилка, которой пугал маленькую Туве ее дядя Эйнар из Стокгольма. Он грозился, что если она слишком часто будет наведываться ночью в кладовку, то придет муми-тролль и подышит на нее сзади ледяным дыханием.

Так или иначе, этим первым злобным версиям муми-троллей было еще очень далеко до окончательного образа доброго миловидного существа.

Дочь художницы

Выбор профессии художника был для девушки естественным, учитывая ту среду, в которой она выросла. Как писала в своих мемуарах Вивика Бандлер (Vivica Bandler), театральный режиссер, подруга и возлюбленная Туве Янссон, «Туве была так воспитана — с сожалением относиться ко всем, кто не был художником». Поэтому она не тратила времени на обдумывание альтернативных вариантов карьеры или бунт против родительских ценностей. В каком-то смысле Туве никогда не готовилась и не решала стать художником: она была им с самого детства.

Туве Янссон с матерью

В 1928 году первые иллюстрации Туве Янссон были опубликованы в детском разделе журнала Allas Krönika (под псевдонимом Тотто (Totto)). Они сопровождали стихи, посвященные радостной встрече маршала Маннергейма. В том же году Туве написала и проиллюстрировала свою первую книжку, «Сара и Пелле и осьминоги Водяного» (Sara och Pelle och neckens bläckfiskar) (опубликована в 1933 году, также под псевдонимом). В 1929 году рисунки Туве Янссон были впервые опубликованы в журнале Garm. Тогда же в печати появился ее первый комикс (в детском журнале Lunkentus).

Иллюстрации юной Туве Янссон в детском журнале Allas Kronika

За период 1921-1925 годов сохранилось 14 небольших книжек, собственноручно написанных, проиллюстрированных и аккуратно склеенных Туве. Ее личное «издательство» публиковало сказки об ангелах, смерти, Аде и Рае, но чаще всего страшилки и истории о привидениях.

Ответственность за семью и любовь к родным стала дополнительным импульсом, подтолкнувшим Туве к карьере художника. Туве Янссон хотела помогать матери и зарабатывать иллюстрациями с самого детства. Она видела, как Хам, стремившаяся обеспечить семью, устаёт от избыточного количества заказов. В 1928 году 14-летняя Туве написала в своем дневнике, как она волнуется о матери и о том, как той нелегко нести бремя забот о семье: «У мамы много работы по иллюстрациям. Жду не дождусь того времени, когда смогу помогать ей с рисунками. Она столько работы делает одна». «Что же мне — смотреть, как мама надрывается одна?» — вопрошала Туве в одном из писем того времени. Ее отношение к матери не изменилось и в более зрелом возрасте. Хам стала первым учителем Туве в области графики. Кроме того, она ввела девушку в издательское дело.

Годы учебы и странствий

В Хельсинки Туве Янссон и ее братья посещали строгую школу Бруберга (Brobergska skolan) (ту самую, в которую когда-то ходил их отец). Эта школа — первая в Хельсинки школа совместного обучения — располагалась в представительном неоготическом здании по адресу Korkeavuorenkatu, 23 (сейчас там Музей дизайна).

Туве Янссон. «Вид с Катаянокка» (1942)

В школе Туве не нравилось. Девочка была совершенно не способна вписаться в школьную среду, однако благодаря огромной поддержке со стороны семьи смогла пережить этот период без особых потрясений. «В школе было скучно, — вспоминала она потом. — Я уже почти ничего не помню о своей школе, в том числе и то, почему я так ее боялась». У Туве хорошо получалось писать сочинения, а вот над ее рисунками смеялись. Учителя вообще не особенно любили эту девочку. В 12 лет она нарисовала на доске карикатуру на учительницу, и ей снизили оценку за поведение.

Когда Туве исполнилось 15 лет, с этим скучным образованием было покончено. Родители решили, что дочь пора отдать в школу искусств, тем более что она уже получила неплохую художественную подготовку дома. Так что они отправили Туве Янссон в Швецию, где она с 1930 по 1933 год жила в семье дяди и училась в Констфаке — Стокгольмском художественно-промышленном училище (Институте искусств и дизайна) (Konstfack). Помимо живописи, Туве Янссон изучала там такие предметы, как рисунок, каллиграфия, декоративная роспись, керамика, художественное оформление книг и дизайн рекламы. Радости Туве не было предела: она была счастлива, что наконец стала независимой студенткой. «Теперь, когда школа навсегда захлопнула за мной свою пасть, я свободная молодая женщина. И теперь я начинаю жить», — писала Туве в мае 1930 года.

Закончив обучение в Стокгольме, Туве вернулась в Хельсинки и в 1933 году переехала вместе с родителями на новую квартиру в Доме художников Лаллукка (Lallukan taiteilijakoti) в хельсинском районе Эту-Тёёлё (Etu-Töölö).

Семья Янссонов в Доме художников Лаллукка

Этот необычный Дом был создан на средства, завещанные финским предпринимателем и меценатом Йоханом (Юхо) Лаллуккой (Juho Lallukka) (1852–1913) и его женой Марией. Юхо Лаллукка много сделал для развития экономики и культуры Финляндии и особенно Выборга, где он длительное время жил. Именно общение с выборгскими художниками убедило мецената, что этим людям необходима свобода от забот о пропитании и крове, чтобы иметь возможность наилучшим образом проявить свои творческие способности. Так и зародилась мысль о создании Дома художников в Хельсинки. Среди прочих проектов, реализованных в тогдашней Финляндии на средства Лаллукки и его вдовы, можно назвать знаменитую библиотеку Алвара Аалто. Интересно отметить, что Дом художников Лаллукка в Хельсинки существует по сей день.

Туве Янссон. Автопортрет (не датирован, 1930-е)

После возвращения в Хельсинки Туве Янссон стала учиться в Школе рисования Финского художественного общества (Академии изобразительного искусства). Как раз в этом историческом здании ныне располагается музей Атенеум, где теперь проходит юбилейная выставка Туве Янссон. Школу Финского художественного общества девушка посещала в 1933–1937 годах.

Туве Янссон в художественной школе Атенеум

Учеба проходила не слишком гладко, поскольку Туве не разделяла художественные воззрения руководства Академии. Она не желала соответствовать традиционным гендерным ролям и жестким правилам, ее раздражало постоянное навязывание «Калевалы» как главного эстетического идеала. К тому времени относится картина «Отшельник» (1935), которую можно в определенном смысле считать автопортретом.

Туве Янссон. «Отшельник» (1935)

Картина «Мистический пейзаж» — одна из самых характерных и, пожалуй, лучших работ начала 1930-х годов. Проникнутое сюрреалистическим духом полотно передаёт таинственное, почти метафизическое настроение. Игра света и тени создает странную атмосферу сновидения или фантазии, которая в то же время достаточно реальна. Картина отличается удивительной цветовой гаммой. Юная художница прекрасно справилась с таким большим холстом, что указывает на ее способности к крупной форме. Не случайно в дальнейшем Туве с успехом работала над монументальными настенными композициями. Кроме того, в данной работе Туве Янссон проявила себя как увлекательный рассказчик. У зрителя возникает чувство, что вот-вот что-то произойдет. До рождения Муми-дола оставалось лишь несколько лет...

Туве Янссон. «Мистический пейзаж» (ок. 1930)

В 1934 году Туве впервые поехала за границу, посетив несколько немецких городов (в Германии она жила у тётки), и Париж, где она провела пару волшебных недель. Смелая и жадная до новых знаний, Туве была весьма прогрессивной и необычной девушкой: она очень любила путешествовать, причем нередко в одиночестве, что было редкостью по тем временам. Надо сказать, что путешествия вообще были неотъемлемой частью жизни Туве Янссон. В Париж она приезжала не раз. Впервые она побывала в городе художников в 20-летнем возрасте, и этот же город стал последним, который она посетила, будучи уже почти 80-летней женщиной (1993).

Во время своей первой заграничной поездки, находясь в Германии, Туве Янссон нарисовала акварель с первым изображением муми-тролля. Это черное существо уже обладает некоторым сходством с тем образом, который появился в первой книге о муми-троллях, опубликованной в 1945 году.

Туве Янссон. Снорк (прообраз муми-тролля) (1934)

В 1936 году Туве снимала в Хельсинки мастерскую на улице Tähtitorninkatu совместно с четырьмя товарищами по учебе, а затем стала арендовать собственное помещение для работы в районе Эту-Тёёлё, рядом с Домом художников. В 1937 году она стала членом Ассоциации художников Финляндии и работала в мастерской на улице Vänrikki Stoolin katu.

Получив стипендию, Туве уехала в Париж, где училась с января по июнь 1938 года. Там она посещала школу швейцарского художника Адриена Оли (L'École d'Adrien Holy) и престижную Школу изящных искусств (L'École des Beaux-Arts). Помимо этого, девушка просто бродила по городу, делала наброски и посещала музеи, восторгаясь работами Рембрандта, Тициана, Ван Дейка и Рубенса. Туве очень любила Матисса и импрессионистов, а также испытала влияние сюрреалистов. Побывала она и в районе Монпарнас, пройдя теми же маршрутами, по которым в юности, в пору первых романтических отношений, гуляли ее родители. Прервав обучение в Париже, Туве отправилась в длительную поездку на этюды в Бретань с ее волшебными пейзажами. К тому времени относится, например, картина «Сжигатели водорослей» (1938).

Туве Янссон. «Сжигатели водорослей» (1938)

Под влиянием бретонских впечатления была, в частности, написана картина «Синий гиацинт» (1939), которая затем неоднократно демонстрировалась на групповых выставках в Хельсинки во время войны и имела большой успех.

Туве Янссон. «Синий гиацинт» (1939)

В этот период наставником Туве Янссон был художник Сам Ванни (Sam Vanni) (1908-1992), с которым она познакомилась в 1935 году. Богатство и глубина красок на этом полотне отражают влияние Ванни на творчество Янссон.

Туве Янссон. Портрет Сама Ванни (1939)

Харизматичный и авторитетный Ванни был другом семьи Туве, а также ее тайным любовником. Как и в случае с остальными романами Туве, после окончания любовной связи они остались друзьями. Более того, Туве Янссон дружила с его женой Майей и даже путешествовала вместе с ней по Италии и Франции. Кроме того, Ванни написал известный портрет юной Туве Янссон (1940).

Сам Ванни. Портрет Туве Янссон (1940)

В 1939 году Туве совершила полугодовую поездку в Италию. Путешествие стало возможным благодаря очередной стипендии. Угроза войны ускорила отъезд девушки из Финляндии. В апреле Туве направилась по воде в Таллин, затем через Берлин и Мюнхен добралась до Вероны. Там девушка исправно посещала всевозможные музеи, монастыри и церкви, расширяя свои познания в сфере ренессансного искусства. К этому времени она уже была опытным самостоятельным путешественником.

Туве Янссон. «Сцена на пляже в Италии>» (1939)

Наиболее драматичным и запоминающимся моментом поездки был подъем к кратеру Везувия, когда Туве увидела волнующую сцену, напомнившую ей дантовский «Ад». Ко времени итальянской поездки относится импрессионистская картина «Сцена на пляже в Италии» (1939).

Сотрудничество в журнале Garm

Начало Второй мировой войны осенью 1939 года прервало итальянский вояж Туве. По возвращении в Финляндию она начинает работать в мастерских в районе Тёёлё и создавать иллюстрации и карикатуры для различных книг и периодических изданий. Учитывая, что Туве чуть ли не с детства выполняла иллюстрации для книжных обложек и журналов, занималась дизайном открыток и рекламы, к 25-летнему возрасту она уже имела определенный опыт и репутацию. Как и ее мать, Туве выполняла рисунки для рождественских журналов Julenи Lucifer, а также для газет и других периодических изданий.

Особенно активно она работала для либерального сатирического журнала Garm, весьма популярного в шведскоязычных интеллектуальных кругах. Журнал Garm издавался в Финляндии с 1923 по 1953 год. Название журнала происходит от имени демона-пса из скандинавской мифологии. Как уже говорилось, иллюстратором этого журнала была также и мать Туве, Сигне Хаммарштен (она сотрудничала в журнале с самого начала его существования).

Первая иллюстрация Туве Янссон появилась в этом журнале в 1929 году, когда ей было 15 лет. Сотрудничество продолжалось вплоть до закрытия журнала со смертью издателя. За это время Туве создала для Garm более 500 карикатур, сотню обложек и бесчисленное множество других иллюстраций. Это издание стало плодотворной почвой для выражения богатой фантазии и остроумия Туве Янссон. К тому же гонорар за эти иллюстрации был источником пусть небольшого, но стабильного дохода.

Туве Янссон. Обложка журнала Garm (1945)

Журнал был политически либеральным, выступал против фашизма и противился требованиям того времени всё переводить на финский язык.

Туве Янссон. Обложка журнала Garm (1938)

Будучи убежденной пацифисткой и вращаясь в либеральных левацких интеллектуальных кругах, Туве смело выражала свое отношение к войне посредством дерзких остросатирических иллюстраций.

Туве Янссон. Обложка для журнала Garm

Она никогда не боялась рисовать карикатуры на диктаторов и публиковала их под собственным именем. Например, одна из обложек изображает Гитлера в виде капризного ребёнка, требующего новый кусок торта, потому что его уже не устраивают те куски Европы, которые удалось отхватить раньше. Туве Янссон признавалась, что ей даже доставляло удовольствие иметь возможность «хамить Гитлеру и Сталину».

Туве Янссон. Обложка для журнала GarmТуве Янссон. Обложка для журнала Garm

В своих рисунках Туве Янссон часто выступала против фашизма и коммунизма, и иногда ее предложения отвергались как слишком смелые. Но большинство ее карикатур, высмеивавших истэблишмент или же спорные события внутренней или международной политики, всё же попадали в журнал или на его обложку. В отличие от официальных финских изданий военного времени, показывавших сильных и смелых людей, Туве изображала ужас и бедственное состояние людей как на фронте, так и в тылу.

Своим собственным способом Туве Янссон выражала четкую политическую позицию. Напрямую вмешиваться в политику и идти на баррикады она никогда не хотела, но на протяжении всей своей жизни подавала пример того, как женщина может делать самостоятельный выбор и жить независимо, не поддаваясь требованиям общества.

Военное время

Когда началась война, Туве было 25 лет. В это время она занимается не только карикатурами, но и серьезной живописью и создаёт несколько своих лучших полотен.

На картине «Семья» (1942) Туве изобразила своих самых близких людей. Особенно тесные отношения у нее, как мы знаем, сложились с матерью, что передано и на картине: взгляд матери сосредоточен на Туве, тогда как взгляд отца блуждает где-то вдали. Политические разногласия внесли напряженность в отношения Туве с отцом, так что не случайно мать и отец на картине стоят на противоположных концах. Сцена происходит в квартире Янссонов в Доме художников Лаллукка в Хельсинки. «Семья» — полная внутреннего напряжения, таинственная и даже мрачная картина с сильным подтекстом военного времени. Война поселила в семье тревогу и страх. Туве изобразила себя в виде наблюдателя, загадочной фигуры в черном платье и черной шляпе, в образе вдовы. Братья Туве, Ларс и Пер-Улоф (в униформе), играют в шахматы — традиционный символ судьбы, причем вместо черных фигур использованы кроваво-красные.

Туве Янссон. «Семья» (1942)

Во время войны из родных Туве Янссон никто не погиб, но когда Пер-Улоф был на фронте, вся семья жила в тревожном ожидании новостей. Многие их знакомые потеряли сыновей. Погибли и некоторые друзья Туве. Тогдашний возлюбленный Туве Янссон (художник Тапио Тапиоваара) тоже служил на опасных участках фронта. Русская еврейская подруга Туве Янссон фотограф Ева Коникова (Eva Konikoff/Eva Konikova) вынуждена была в 1941 году уехать в США.

Годы войны были самым тяжелым временем в жизни Туве. Сохранились многостраничные иллюстрированные письма к Еве, напоминающие дневник, который передаёт депрессивное состояние Туве в то время. Осенью 1941 года она писала: «Что бы я ни делала, я не могу избавиться от чувства страха, хотя со стороны я веду обычную повседневную жизнь, работаю — и я довольна, но глубоко внутри меня терзает темная, страшная тревога и море ярких, жутких образов, от которых я просто не могу отделаться». Всего известно около сотни писем к Еве, написанных с 1941 по 1960 год.

Туве Янссон. «Автопортрет в меховой шапке» (посвящение Рембрандту) (1941)

В этих письмах Туве Янссон также делится с подругой возрастающим неприятием традиционных представлений о семейной жизни и выражает свое отношение к мужчинам (октябрь 1941 года): «У меня нет ни времени, ни денег, чтобы выходить замуж за кого-то из них! У меня нет времени восхищаться ими или их утешать. Мне их жалко, они мне нравятся, но я не желаю посвящать свою жизнь спектаклю, который уже смотрела. Это мужская война! Представляю, что будет с моим творчеством, если я выйду замуж. Тут не поможет, что я воплощаю в себе женские черты: сострадание, восхищение, покорность, самопожертвование. Я либо стану плохим художником, либо плохой женой. И я не хочу давать жизнь детям лишь ради того, чтобы их убили в какой-нибудь будущей войне». Все знавшие Туве Янссон люди сходятся на том, что искусство всегда стояло для нее на первом месте. На семью и детей у нее не было времени, и она была готова к одиночеству.

♦♦♦♦♦♦♦

Продолжение читайте тут:

- Биография Туве Янссон: жизнь и творчество, часть 2

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Официальный сайт музея Атенеум с информацией о выставке Туве Янссон: ateneum.fi

2. Туве Янссон, статья в Википедии

3. Tove 100: юбилейный сайт, посвященный жизни и творчеству Туве Янссон; перечень праздничных мероприятий

4. Туве Янссон: виртуальный музей и история жизни; исторические фотографии и репродукции

5. Виртуальная галерея: художница Туве Янссон. Интересные материалы о семье, жизни и творчестве. Биография Туве Янссон

6. Сто замечательных финнов. Коллекция биографий. Туве Янссон

7. Туве Янссон: галерея фотографий и репродукций

8. Памятные места в Хельсинки: маршрут по местам, связанным с жизнью и творчеством Туве Янссон

9. Работа Туве Янссон в журнале Garm

10. Юбилейная выставка Туве Янссон в музее Атенеум: Работать и любить

11. Сигне Хаммарштен, статья в Википедии

12. Биография Туве Янссон

13. Юбилейная выставка Туве Янссон в Хельсинки

14. Сам Ванни. Портрет Туве Янссон

15. Рецензия на биографию Туве Янссон: Tove Jansson Life, Art, Words: The Authorised Biography by Boel Westin

16. Фильм BBC о жизни Туве Янссон

17. Туве Янссон: Любовь, война и муми-тролли; BBCNewsMagazine

18. Интервью с автором биографии о Туве Янссон, Б. Вестин

19. Об авторе биографии Туве Янссон, Б. Вестин, и ее отношениях с Туве

20. Биография Туве Янссон  а шведском языке: Boel Westin. Tove Jansson: Ord, bild, liv (Электронная книга Google)

21. Ранние картины Туве Янссон

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



1 комментарий к заметке

  1. Александр пишет:

    Не известна многим муми-фанатам и карьера Янссон в области живописи. Несмотря на окончательный успех муми-книг и книг для взрослых, сама Янссон большую часть своей жизни считала живопись своим главным профессиональным призванием. На одной стадии своей карьеры Янссон зарабатывала на жизнь монументальными стенными росписями для различных государственных и офисных зданий.