Достопримечательности Осло: Ставкирка из Гуля

Рубрики: Наши путешествия,Норвегия, весна 2012, Теги: ,
Foxy @ 6 апреля 2014, в 11:38

Средневековая деревянная церковь «ставкирка» из городка Гуль, что в губернии Бускеруд (Gol stavkirke), — самый знаменитый и впечатляющий экспонат коллекции Норвежского Народного музея под открытым небом (Norsk Folkemuseum) в Осло (источник фото: [2]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Церковь была построена без единого гвоздя примерно в 1200-1220 годах и является настоящим раритетом: во всей Норвегии сохранилось лишь 28 подобных церквей (ставкирок), причем большинство из них находится в удаленных сельских регионах, по которым редко проходят туристические маршруты. Так что возможность прикоснуться к средневековому деревянному зодчеству, не выезжая за пределы Осло, — исключительное везение. Увидеть такую церковь воочию, поразиться ее необычному, полному очарования облику, ощутить запах смолы, которой пропитана древесина, и услышать, как под твоими ногами поскрипывают половицы, — ради таких эмоций сюда стоит приехать.

«Король решил, что Кристиания тоже должна иметь нечто уникальное». Такой ответ в 1888 году получил Артур Хазелиус, основатель шведского Скансена, когда захотел установить копию ставкирки из Гуля в своем музее под открытым небом в Стокгольме. Тогдашний король Норвегии Оскар II, хотя и был одновременно шведским королем, трепетно относился к норвежскому наследию и не одобрил идею тиражирования этого неповторимого экспоната.

Деревянные церкви «ставкирки» в норвежской культуре

Ставкирки — характерные для скандинавского деревянного зодчества деревянные каркасные церкви, подлинные произведения средневекового строительного искусства. Они создавались с использованием сложных плотничьих методов и часто располагались в малонаселенных удаленных местах, где зимой бушевали морозы, сильные снегопады и ветры, да и в остальные времена года погода была крайне неустойчивой.

Норвежские плотники того времени владели серьезными навыками, основанными на опыте строительства деревянных кораблей (драккаров). Строители ставкирок были прямыми потомками тех, кто создавал ладьи викингов. Эти корабли были гибкими и прочными, способными выдержать самый сильный шторм. В VI-XI веках бесстрашные викинги совершали на таких судах походы в Гренландию, Исландию, Ирландию, Шотландию, Нормандию и Бретань, неоднократно пересекали Средиземное море и заходили по европейским рекам вглубь Руси, пересекали Северо-Западный проход и даже посетили Северную Америку за пять столетий до Колумба. Многие ученые считают началом заката эпохи викингов 1066 год, когда Харальд Суровый был наголову разбит в битве при Стамфорд-Бридже, пытаясь завоевать Англию.

Первые ставкирки начали появляться в Норвегии, как предполагают, около 1100 года. Великие строители Средневековья соорудили эти церкви настолько прочными, что некоторые из них дошли до нас, несмотря на природные катаклизмы и пренебрежительное отношение местных жителей.

Название «ставкирка» (stavkirke) происходит от слова «stav»: так именуются главные несущие части конструкции — вертикальные стойки-опоры в углах и вокруг нефа. Стойки высотой около 8 метров устанавливают вокруг опорного прямоугольника из четырех балок основания (лежней), лежащих на каменном фундаменте. Эти два основных конструктивных элемента — горизонтальное основание и вертикальные стойки — образуют трехмерный каркас, «скелет» здания и позволяют возвести достаточно высокую, стремящуюся к небу постройку. Стойки, или «ставы», необходимы для удерживания всей конструкции и соединения основания со стропилами (источник рисунка: [14]).

Этапы строительства типичной ставкирки

Еще ставкирки имеют сложную внутреннюю систему крепежей, основанную на изогнутых «скобах». Эти соединения делались из той части дерева, где крупные ветви пересекаются со стволом или где ствол расширяется и расходится на корни, —  из «коленьев», имеющих естественный дугообразный изгиб. Древесные волокна обеспечивают таким конструкциям исключительную прочность. Полукруглые элементы, составленные из таких криволинейных скоб, помещались между стойками, а также распорками стропил крыши. К слову сказать, подобные же деревянные конструкции использовались и в строительстве кораблей викингов. Таким образом, существует тесная связь между плотниками-корабельщиками и строителями ставкирок. Недаром еще конструкция крыши таких церквей отчасти напоминает перевернутый корабль, а стропила аналогичны шпангоутам (источник фото: [16]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Внутри эти церкви, как правило, очень темные, поскольку средневековая архитектура не предусматривала окон. Интерьер ставкирки освещался лишь скупым светом из небольших круглых проемов, располагавшихся в верхней части стен и служивших также для вентиляции.

Ставкирки обычно строили из соснового дерева, значительно реже из дуба или березы. Некоторые детали, особенно порталы и верхние части стоек, украшали замысловатыми резными орнаментами (источник фото: [18]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Особенно часто встречающийся орнаментальный мотив — драконы, длинные тела которых порой перевиты с извивающимися стволами и ветвями, зубчатыми листьями растений. Весь этот искусный декор выполнен с исключительным художественным мастерством. Недаром, например, порталы ставкирок относятся к числу самых выдающихся произведений норвежского искусства.

Портал ставкирки в Урнесе, рисунок Ю. К. Даля (1837)

Традиция подобных орнаментов с изображениями фантастических животных, видимо, пришла в норвежское искусство из языческого прошлого, но этим образам нашлось применение и в новом христианском зодчестве. В древней скандинавской мифологии конец света (Рагнарёк) приходит, когда огромный змееподобный дракон Ёрмунганд, олицетворение зла, вступает в последнюю битву с богом Тором. Эту последнюю битву можно рассматривать как языческий эквивалент христианского Страшного суда, который стал типичным мотивом скульптурного оформления порталов западноевропейских соборов (источник фото: [13]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Поэтому ученые предполагают, что изображения драконов и змей на норвежских ставкирках объясняется тем, что миссионеры сочли вполне уместным приспособить местные традиции к нуждам новой христианской веры. Наиболее распространенное толкование «драконьих» мотивов — защита от зла и враждебных сил природы. Наряду с крестами, резные головы драконов часто помещались на коньках крыш норвежских церквей, чтобы защитить храм от темных сил, а то вдруг христианский крест не справится со злыми духами?

Ставкирка в Фантофте, деталь (фото авторов сайта)

Мы убеждаемся, что ставкирки служат примером синтеза языческой эпохи викингов и христианского мира. С одной стороны, это древние христианские храмы, с другой — своего рода священный языческий лес, составленный из множества балок. Находясь внутри таких церквей, мы представляем себе людей начала первого тысячелетия, которые жили в суровых природных условиях, в глухих изолированных местах, вдали от цивилизации центральной и южной Европы, но в то же время были способны создавать столь совершенные архитектурные творения с изысканным декором, демонстрирующим прекрасный вкус и мастерство — а иногда и юмор.

"Резные

Христианство проникло в Скандинавию лишь в середине XI века, с англосаксонскими миссионерами. Эти миссионеры принесли с собой умения английских церковных зодчих. Поэтому многие ранние норвежские церкви строились на основе незамысловатых планов небольших приходских храмов Британии, которые, в свою очередь, базировались на раннехристианских образцах. Сочетание этих простых планов с местными норвежскими строительными традициями и породило такое уникальное архитектурное явление, как ставкирка.

Большинство ставкирок датируются периодом до 1350 года. Затем Скандинавию охватила эпидемия чумы — Черная смерть, положившая конец строительному буму. Старейшей из сохранившихся каркасных церквей Норвегии является ставкирка в Урнесе (Urnes stavkirke), построенная около 1130 года и включенная в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ее знаменитый северный портал с фантастической «змеиной» резьбой датируется примерно 1050 годом (эти врата сняты с предыдущего храма и включены в новую постройку).

Самые ранние ставкирки не дошли до нашего времени, поскольку поначалу стойки вкапывали прямо в землю, отчего они гнили; затем уже пришли к идее возводить церкви на каменном основании. Церкви на каменном фундаменте сохранялись гораздо лучше. Кроме того, норвежцы в очередной раз показали себя опытными моряками-кораблестроителями, когда догадались смолить церкви снаружи. По некоторым сведениям, это делалось примерно раз в три года [5]. Сохранности способствовало и то, что стойки изготавливались из специально отобранных  деревьев, которые частично обдирали от коры и оставляли на корню, чтобы ствол мог просмолиться естественным образом.

История ставкирки из Гуля

Ставкирка из Гуля датируется концом XII - началом XIII века, но претерпела с тех пор множество изменений. В ее архитектуре заметно сходство со ставкиркой из деревни Хегге в регионе Вальдрес (Hegge stavkirke), поэтому ученые предполагают, что, возможно, оба храма построил один архитектор.

Первоначально ставкирка располагалась на старом кладбище городка Гуль (Gol) и, вероятно, до XVII века сохраняла оригинальный облик с галереей вокруг нефа и алтарной части. В 1694 году церковь частично перестроили: переделали навершие со шпилем, установили потолок над нефом, добавили окна в южной стене. Примерно в 1730 году построили новую галерею с южной стороны нефа; чуть позже снесли и перестроили алтарную часть с апсидой. Поскольку при этом использовались материалы от прежней конструкции, удалось сохранить настенные росписи в интерьере.

Ставкирка из Гуля, рисунок 1846 года

В 1802-1803 годах, когда стало ясно, что церковь слишком мала для многочисленной общины, здание существенно расширили. Галереи вокруг нефа разобрали, построив вместо них новые наружные стены. Перед западным порталом установили крыльцо с двускатной крышей. Именно тогда церковь получила облик, запечатленный на известном рисунке 1846 года.

Перемещение ставкирки в Народный музей в Осло и реставрация

В конце 1870-х годов община Гуля пожелала иметь более вместительную и современную церковь. К тому времени здание находилось в плачевном состоянии. Возникла даже крамольная мысль, невзирая на требования Общества охраны норвежских исторических памятников, снести церковь и распродать ее на стройматериалы. Все эти трения закончились тем, что Общество выделило 200 крон и выкупило ставкирку на условии, что после окончания работ по строительству нового храма древняя церковь будет сохранена и перемещена на новое место.

Где разместить уникальный исторический памятник, было сперва неясно, но в 1881 году на полуострове Бюгдёй начал формироваться первый в мире музей под открытым небом — собрание исторических построек короля Оскара II. На территории этого будущего музея и был выделен участок для ставкирки из Гуля. Однако Обществу охраны памятников отчаянно не хватало средств: было собрано лишь 387 крон, тогда как в общей сложности для переноса и установки церкви требовалось как минимум 6500 крон. В итоге монарх заявил, что возьмет остальные расходы на себя. Соответственно, права собственности на уникальную постройку перешли от Общества к правящему королю.

Ставкирка из Гуля в собрании построек Оскара II, ксилография

В 1882-1883 годах архитектор Торольф Притц (Torolf Prytz) (1858-1938) сделал обмеры здания. Демонтаж ставкирки и ее перенос в Кристианию (Осло) осуществили в январе 1884 года (ранее не позволяла погода — было недостаточно снега для передвижения на санях).

Весной ценный груз в целости и сохранности доставили на полуостров. Сборка проводилась под руководством архитектора Вальдемара Ханстена (Waldemar Hansteen) (1857-1921). Летом 1885 года полностью собранная и отреставрированная ставкирка из Гуля стала главной жемчужиной коллекции Оскара II, а затем и всего Народного музея Норвегии. Уже в момент своего открытия церковь настолько прославилась, что администрация не закрывала ее даже на выходные, в отличие от остальных зданий.

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Из-за тех переделок, которым церковь подвергалась в XVII-XIX веках, воссоздать ее в первоначальном виде было невозможно, но реставраторы всё же попытались приблизиться к предполагаемому средневековому облику. В их распоряжении оказалась лишь треть подлинно средневековых материалов — в основном внутренние несущие элементы. Весь экстерьер создавался заново и, соответственно, относится к 1885 году. В то же время внутреннее пространство ставкирки можно считаться практически полностью аутентичным. Правда, в соответствии с тогдашней концепцией реставрации, почти все «пришлые» элементы, поступившие в церковь в течение 700 лет (галереи, окна, скамьи, кафедра), были устранены.

Ставкирка из Гуля, проект реставрации 1883 года

С помощью сохранившихся фрагментов и старых материалов были реконструированы неф и алтарная часть с апсидой. Также реставраторы использовали подробные описания экстерьера здания из церковных книг XVII века. Благодаря этим сведениям удалось реконструировать двускатную башенку с двумя колоколами, увенчанную надстройкой со шпилем (источник фото: [4]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Также была воссоздана галерея вокруг нефа (реставраторы предположили, что изначально она шла по всем четырем сторонам; правда, романских аркад между стойками галереи в первоначальном здании, видимо, не было). При воссоздании галереи и навершия за образец была взята ставкирка в Боргунне (Borgund stavkirke). Что же касается более мелких деталей, таких как оформление свесов кровли, то их воссоздавали по модели ставкирки Хопперстад в губернии Согн-ог-Фьюране (Hopperstad stavkirke).

В 1907 году собрание построек короля Оскара II вместе со ставкиркой из Гуля вошло в состав Норвежского Народного музея. Хотя формально право собственности на церковь по-прежнему принадлежит правящему монарху, управлением занимается музей.

Последняя реставрация ставкирки из Гуля была предпринята в 2011 и завершилась в 2013 году.

Архитектура и внешний облик ставкирки

Когда церковь переносили и воссоздавали, архитекторы стремились в первую очередь сохранить и отреставрировать средневековые фрагменты. Как уже было сказано, снаружи церковь является в основном реконструкцией 1880-х годов, созданной из новых материалов. В то же время сохранилась значительная часть подлинной средневековой конструкции нефа: это, в частности, балки основания (лежни) (grunnstokkene), вертикальные стойки (stavene), стеновые панели (veggtilene) и верхние боковые балки (stavlegjene) (источник фото: [4]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

По архитектурному типу ставкирка из Гуля относится к церквям с повышенным центральным залом (hevedemidtrommet), боковыми приделами (omgang) и прямоугольным нефом (skip). С восточной стороны имеется более узкий хор (алтарная часть) (kor), завершающийся апсидой (apside).

Основные конструктивные элементы ставкирки показаны на следующем рисунке:

Ставкирка из Гуля, конструкция

Конструктивные детали хора и апсиды были утрачены во время расширения церкви в 1802-1803 годах, так что при воссоздании церкви пришлось использовать новые материалы. По аналогии со ставкиркой в Боргунне, всё здание окружает наружная галерея (svalgang) с романскими аркадами (источник фото: [2]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Галерея защищает стены и порталы церкви, образуя своеобразный кокон или оболочку и придавая постройке характерный облик. Оригинальную галерею демонтировали во время расширения церкви в 1802-1803 годах, так что нынешняя является новоделом (источник фото: [2]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Церковь стоит на каменном основании, что позволяло защитить стойки от гниения. По тем временам это было новацией: ранее стойки зарывали прямо в землю. Снаружи видны лишь стойки, поддерживающие крышу наружной галереи (источник фото: [21]). Главные несущие элементы — стойки, на которых стоит основная часть церкви, — можно увидеть только изнутри.

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Башенка-колокольня средневекового типа была воссоздана по описаниям XVII века. Предполагают, что прежняя деревянная башенка, созданная в результате реконструкции 1694 года, оставалась на месте до самого перемещения церкви в музей, разве что шпиль в 1821 году покрыли шифером вместо гонта (это видно на рисунке 1846 года). Нынешняя башенка является реконструкцией 1880-х годов, сделанной по образцу ставкирки в Боргунне (источник фото: [4]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Скаты кровли первоначально имели деревянное просмоленное покрытие, но в 1820-х годах также были покрыты шифером. Теперь прежний облик восстановлен.

Западный портал ставкирки (врата)

Узкий и высокий главный западный портал (врата) ставкирки по большей части подлинный (правда, был существенно урезан, когда в 1823 его переделывали, чтобы дверь открывалась не внутрь, а наружу). Дверь с коваными металлическими деталями на винтах является реконструкцией 1884 года (источник фото: [10]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Сам портал украшен замысловатой резьбой в виде сражающихся драконов и переплетающихся ветвей (источник фото: [2]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Дверной проем обрамляют две полуколонны, также украшенные витиеватой резьбой: их стволы покрыты растительными орнаментами, в которые вплетены изображения коронованных особ (источник фото: [8]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Вьющиеся ветви исходят из пасти драконов, вырезанных вверху над полуколоннами.

Интерьер ставкирки

Таинственный интерьер церкви погружает в атмосферу древности. Именно здесь можно увидеть основную часть подлинных средневековых фрагментов ставкирки (источник фото: [7]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Из-за отдельно стоящих стоек пространство церкви отчасти напоминает романские и готические каменные базилики с центральным и боковыми нефами. Однако ставкирка отличается от этих традиционных европейских храмов тем, что боковые приделы представляют собой единый обходной путь, который идет вокруг всего центрального нефа, а не только по бокам. Алтарная часть завершается полукруглой апсидой (источник фото: [21]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Вырастающие из углов церкви стойки, определяющие границы нефа, создают впечатление «священного леса», напоминая о древних языческих временах (источник фото: [11]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Сохранилась система крепежей с закругленными арками-«коленьями» и резными косыми крестами. Такие диагональные поперечные распорки часто используются в ставкирках для дополнительного укрепления каркаса. Из-за своей формы, напоминающей крест, на котором был распят апостол Андрей Первозванный, их называют «Андреевскими крестами» (andreaskors) (источник фото: [21]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Внутри ставкирки темно, как и полагается средневековому храму (впрочем, в свое время, до Реформации, интерьер был украшен красочными образами святых и хорошо освещался многочисленными свечами). В тусклом свете небольших окошек можно разглядеть резные маски в верхней части стоек (источник фото: [3]). Такие гротескные изображения характерны для многих норвежских ставкирок. В алтарной части сохранились рунические надписи и рисунки, а также «Отче наш» по-латыни.

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Католические предметы обстановки, разумеется, исчезли после Реформации. А большинство позднейших элементов убранства выкинули рьяные архитекторы, боровшиеся за чистоту стиля. Остались лишь следы на стойках, намекающие на расположение галереи и кафедры проповедника. Также были реконструированы скамьи вдоль стен, располагавшиеся там, видимо, в средневековую эпоху.

Из лютеранского церковного искусства уцелел лишь один элемент — настенные росписи в алтарной части (хоре) и апсиде, датируемые 1652 годом. Росписи изображают, в частности, четырех евангелистов, цветы, листья и сцену Тайной Вечери (источник фото здесь и ниже: [21] и [20]).

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Росписи были созданы на пожертвования членов общины, чьи имена перечислены на южной стене алтарной части. Выполнены они, вероятно, тем же художником, который в середине XVII века украшал и многие другие ставкирки Норвегии. Из прочих предметов убранства можно отметить средневековую скамью с богатой резьбой (включая изображение древнего сказания о том, как король Гуннар был сброшен в змеиную яму), перенесенную из ставкирки в Хеддале.

Ставкирка из Гуля, Осло, Норвегия

Панораму интерьера ставкирки из Гуля можно посмотреть тут.

 ♦♦♦♦♦♦♦

См. также расположение ставкирки на плане Народного музея под открытым небом.

 ♦♦♦♦♦♦♦

Все заметки и фотоотчеты о Норвежском Народном музее под открытым небом:

- Народный музей Норвегии: история музея и его главные экспонаты

Народный музей Норвегии: «Старый город»

- Народный музей Норвегии: деревенские постройки

- Ставкирка из Гуля: история, архитектура, интерьер

♦♦♦♦♦♦♦

Практическая информация о Народном музее под открытым небом в Осло: часы работы, стоимость билетов и т.п.

Народный музей Норвегии (Norsk Folkemuseum) — это музей под открытым небом, который находится на полуострове Бюгдёй (Бюгдой) в Осло, рядом с Музеем кораблей викингов, примерно в 5 км от центра Осло. Адрес музея Museumsveien 10, Bygdøy.

Посмотреть расположение Народного музея на карте Осло можно тут или на туристической карте города.

Как добраться до Народного музея на полуострове Бюгдёй (Бюгдой). Музей расположен рядом с остановкой Folkemuseet автобуса № 30. Самый простой способ добраться из центра Осло или от железнодорожного вокзала до полуострова — на этом автобусе, без пересадок. Расписание автобуса №30 можно посмотреть на официальном сайте городского транспорта Осло.

Другой вариант — воспользоваться водным транспортом. От пристани у Ратуши Осло (Rådhusbrygge) регулярно отходят кораблики (паромы) №91. От причала на полуострове Бюгдёй — около 10 минут ходьбы до музея. Расписание корабликов можно посмотреть тут (или тут), а также на официальном сайте городского транспорта Осло. Поездка на кораблике туда и обратно обойдется в 50 крон; билет в одну сторону стоит 30 крон при покупке заранее (в том числе на пристани) и 50 крон при покупке на борту. Обратите внимание: на корабликах действуют обычные проездные на 24 часа (24-timersbillett/24-hour ticket). Цены приведены по состоянию на 2014 год.

Кораблики на полуостров Бюгдё (Бюгдой) в Осло, Норвегия

Народный музей Норвегии в Осло открыт ежедневно, кроме 24, 25 и 31 декабря и 1 января. Часы работы музея в летний период (с 15 мая по 14 сентября): ежедневно с 10:00 до 18:00. С 15 сентября по 14 мая музей работает ежедневно с 11:00 до 15:00, по субботам и воскресеньям до 16:00. В День Конституции Норвегии, 17 мая, посетить музей можно бесплатно (но постоянная экспозиция в выставочных павильонах закрыта).

Входной билет в музей для взрослых стоит 110 норвежских крон (в зимний период 85 крон), для детей старше 6 лет — 30 крон. По музейной карте Oslo Pass — бесплатно. Цены приведены по состоянию на 2014 год.

Рекомендуем посещать музей в летнее время: с середины мая по середину сентября в большинство построек на территории музея открыты для посещения, гостей встречают «хозяева» в народных костюмах, а также проводятся концерты фольклорной музыки и танцев, демонстрации старинных традиций. Полезно знать, что больше всего подобных мероприятий и представлений проходит по выходным (скажем, фольклорные танцы можно увидеть только по воскресеньям в 14:00).

Ремесленники в «Старом городе» (гончар, мастер серебряных изделий, ткач, мастер свечей) демонстрируют свое искусство и предлагают купить изделия народных промыслов с 1 июня по 31 августа, со вторника по воскресенье с 11:00 до 17:00. Особенно интересно побывать в Народном музее на Рождество, Пасху и Иванов день (см., например, фотоотчет о Рождестве в Народном музее Осло).

Ставкирка из Гуля открыта круглый год (в часы работы музея).

С середины сентября по середину мая большинство домов музея под открытым небом закрыто, однако постоянная экспозиция работает круглый год. В любое время года туристы могут совершенно свободно ходить по территории музея и заходить в любые открытые здания. При желании можно заказать экскурсию. Пообщаться с животными на воссозданной ферме Trøndelagstunet (региона Трёнделаг) тоже можно в любое время года.

Фотографировать в музее и его помещениях разрешается.

В центре туристической информации на входе в музей имеется кафе и туалеты, также как и в главном выставочном здании.

На территории музея работает бесплатный Wi-Fi (пароль нужно узнавать центре туристической информации), имеется множество уютных уголков со скамейками, где можно устроить небольшой пикник.

Официальный сайт Народного музея Норвегии: www.norskfolkemuseum.no

Схему Норвежского Народного музея под открытым небом можно посмотреть тут или ниже. Кроме того, интерактивная карта музея есть здесь.

План Народного музея, Осло, Норвегия

Отзывы о посещении Народного музея, а также полезные советы и фотографии можно найти тут.

 ♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Осло с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Осло с достопримечательностями. На этой карте приводятся названия всех основных улиц, значимых построек, музеев, парков, площадей и прочих важных туристических объектов. В частности, на карте обозначено местоположение центрального ж/д вокзала Осло. Скачать карту Осло вы можете по ссылке ниже.

Карта Осло, Норвегия

Ниже приводится подробный план центра города Осло с обозначением таких достопримечательностей, как ратуша, парламент, кафедральный собор. Также на карте указано расположение центрального вокзала Осло.

Карта Осло, Норвегия

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Осло (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Осло? В столице Норвегии есть целый ряд интересных музеев, храмов и других архитектурных памятников. Перечень наиболее примечательных объектов, которые стоит посмотреть в Осло, предлагается ниже:

- Парк скульптур Вигеланна (Вигеланда)

- Замок и крепость Акерсхус

- Кафедральный собор Осло

- Старый город (район Квадратурен, улица Карла-Юхана, Королевский дворец)

- Ратуша Осло

- Национальная картинная галерея

- Музей Эдварда Мунка в Осло

- Музей Густава Вигеланна

- Музей Эммануэля Вигеланна (см. также интересную статью об этом музее и фотографии в журнале «Третьяковская галерея»)

- Музеи на полуострове Бюгдё (Бюгдой): Музей кораблей викингов, Музей «Фрама», Музей «Кон-Тики», Народный музей под открытым небом, Морской музей

- Деревянная средневековая церковь ставкирка из Гуля на территории Народного музея под открытым небом

- Историческое кладбище Спасителя с захоронениями норвежских знаменитостей и церковь Гамле-Акер

- Другие соборы и церкви Осло (католический собор Св. Олава, церковь Троицы, церковь Ураниенборг и др.)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Ставкирка из Гуля, статья в Википедии

2. Ставкирка из Гуля на сайте о норвежской истории lokalhistoriewiki.no

3. Описание ставкирки из Гуля и ее истории на сайте Народного музея Норвегии

4. Фотоотчет о посещении Народного музея Норвегии в Осло

5. Норвежские каркасные церкви на сайте «Славянская культура»

6. Ставкирка Боргунд. Норвегия: описание и фотографии церкви

7. О сохранившихся оригинальных средневековых фрагментах ставкирки из Гуля

8. Отзыв о посещении Народного музея под открытым небом в Осло

9. Ранние скандинавские церкви. К вопросу о том, как выглядели языческие храмы

10. Фотография западного портала ставкирки из Гуля

11. The Norwegian stavkirke and the spazio anzi. Continuity and discontinuity in social representation and in myth by Renzo Carli and Rosa Maria Paniccia. Rivista di Psicologia Clinica n.2 – 2011 57

12. Архитектурное наследие Норвегии

13. Форум о норвежских ставкирках

14. Конструкция ставкирки

15. Всемирная история архитектуры. Marian Moffett, Michael W. Fazio, Lawrence Wodehouse. A World History of Architecture

16. Фотография потолка ставкирки из Гуля

17. Как строились норвежские ставкирки

18. Деталь западного портала ставкирки из Гуля

19. Ставкирка, статья в Википедии

20. Фотография настенных росписей в ставкирке из Гуля

21. Ставкирка из Гуля: фотогалерея на commons.wikimedia.org

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)