Достопримечательности Осло: кафедральный собор Осло (Oslo domkirke)

Рубрики: Наши путешествия,Норвегия, весна 2012, Теги: ,
Foxy @ 13 марта 2014, в 15:50

Кафедральный собор Осло (Домский собор) (Oslo domkirke) находится в самом сердце города, на площади Stortorvet. Это главная церковь одноименной епархии лютеранской церкви Норвегии и хотя бы поэтому заслуживает внимания. Впрочем, сооружение и само по себе представляет интерес для туриста: в современном Осло это одно из немногих мест с древней историей. Стоит заглянуть и внутрь. За строгим фасадом скрывается весьма своеобразный интерьер, в котором смешиваются разные стили. Сочными цветовыми акцентами на фоне простых белых стен служат прекрасные витражи в алтарной части и необычные росписи на потолке, создающие светлое настроение.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В этой заметке мы расскажем об истории и архитектуре кафедрального собора Осло. Кроме того, будут приведены описания и фотографии внутреннего убранства, а также практическая информация о посещении собора (адрес, часы работы и т.п.).

История кафедрального собора Осло

Кафедральный собор Осло имеет самую древнюю историю из всех городских учреждений. Его истоки восходят Средневековью.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Нынешний кафедральный собор Осло, завершенный в 1697 году, — третий по счету.

Собор Святого Халльварда

Первый собор Осло носил имя небесного покровителя города — святого Халльварда (Hallvardskatedralen) (на рисунке ниже показан реконструированный облик этого храма; источник [1]). Собор был построен в первой половине XII века королем Норвегии Сигурдом I Крестоносцем (1103-1130). Романская церковь величественного вида стояла на берегу, где две реки впадали в море на краю небольшого средневекового города, каким тогда был Осло.

Средневековая церковь Св. Халльварда в Осло, реконструкция

Король стремился распространить свою власть и христианскую веру как можно шире, поэтому по всей стране в тот период активно строились большие и малые церкви. Но архитектура собора Святого Халльварда отличалась от других крупных храмов Норвегии того времени. Если соборы Тронхейма, Бергена и Ставангера возводились под влиянием идей западных зодчих, то строители собора в Осло в поисках вдохновения повернулись в сторону Южной и Восточной Европы. Таким образом, церковь получилась с тремя нефами и трансептом, как тогда было принято в Южной Европе. Впоследствии первый собор Осло стал образцом для церковной архитектуры по всей стране (в качестве примеров назовем церковь Гамле-Акер в Осло и церковь Св. Николая в регионе Хаделанд).

Изображение святого Халльварда над выходом в нынешний собор Осло

На протяжении последующих пяти веков собор Святого Халльварда служил епископской кафедрой и являлся самой важной церковью в столице Норвегии. Помимо духовного центра, собор использовался для коронаций, королевских свадеб и погребений, а также был одним из самых популярных в Скандинавии мест паломничества.

То были беспокойные годы в истории города и всей страны. Осло неоднократно осаждали, разграбляли, сжигали. В 1624 году, после крупного пожара, король Дании и Норвегии Кристиан IV (1588-1648) распорядился перенести весь город к западу, под защиту крепости Акерсхус. Барочный город, построенный в тени крепостных стен, получил название Христиания (в современном Осло это исторический район Квадратурен).

После градостроительных преобразований Кристиана IV старый центр Осло наряду с собором Святого Халльварда пришел в запустение и со временем превратился в руины. Тем временем в центре нового города в 1632 году принялись возводить новый кафедральный собор.

Руины церкви Св. Халльварда в Осло, Норвегия

В качестве строительных материалов для этого грандиозного проекта были, в частности, использованы камни старого собора. Это, конечно, ускорило разрушение храма, и от некогда великолепной церкви остался лишь фундамент. Эти руины сохранились до наших дней. Их можно увидеть в мемориальном парке Minneparken к востоку от нынешнего центра Осло (примерно в 1,5 км от сегодняшнего собора). В качестве напоминания о давнем прошлом в стену собора Осло вмурован барельеф, некогда находившийся, как предполагают, в соборе Святого Халльварда.

Собор Святой Троицы

Второй собор Осло был освящен в 1639 году и назван в честь Святой Троицы (Hellig Trefoldigheds Kirke). Он располагался в центре Христиании, близ рыночной площади (нынешней площади Christiania torg), на самой высокой точке нового города. Ближайшими соседями храма стали соборная школа и ратуша. Собор представлял собой первую в Скандинавии сводчатую церковь с башней по центру. Король Кристиан IV лично следил за строительством нового собора и позаботился о том, чтобы храм был богато украшен скульптурой и орнаментами, снаружи и изнутри.

Если от собора Святого Халльварда до наших дней не дошло почти ничего, то собор Святой Троицы был утрачен полностью. Случилось это 21 апреля 1686 года, менее чем через 50 лет после завершения работ. В этот день в церковь попала молния, вызвавшая пожар. По всей видимости, повреждения были не такими уж катастрофическими и при желании собор можно было бы восстановить, но командование из крепости Акерсхус приказало снести сооружение: близость храма к крепости уже давно доставляло военным неудобства, в том числе и потому, что церковная башня препятствовала обзору для пушечной стрельбы. Вот из этих стратегических соображений и было решено вновь переместить собор в другой район.

Собор Спасителя

Итак, в XVII веке в Осло начали строительство третьего кафедрального собора — собора Христа Спасителя (Vår Frelsers kirke). На этот раз было выбрано место за пределами городских стен (проходивших вдоль современной улицы Karl Johans gate), недалеко от главных ворот. Некоторое время в этом районе находился оживленный рынок (нынешняя площадь Stortorget), куда привозили свои товары крестьяне со всего региона. Местность тогда выглядела совершенно иначе, район был пустынным, незастроенным и заболоченным. Среди этих болот и лугов пасся скот. Пока собор строился, богослужения проводились в зале ратуши.

Собор был возведен на небольшой каменистой возвышенности, на которой раньше находился бастион. Первый камень был заложен в 1694 году, а освящение храма состоялось в ноябре 1697 года. Собор строился в сложный для страны экономический период, да и политическое значение Христиании тогда упало, так что в итоге здание получилось строгим, практически лишенным декора. Король Кристиан V (1670-1699) из Копенгагена отдал распоряжение, что никаких «украшательств» („Snurreficia eller Zirater") быть не должно. Когда собор был готов, подсчитали, что строительство обошлось в 15 тыс. риксдалеров, то есть вполовину меньше, чем 60 годами ранее ушло на строительство собора Святой Троицы.

Когда церковь освятили, в ней практически отсутствовало литургическое убранство. Работы над внутренним оформлением собора продолжались несколько лет. Высшие слои общества щедро жертвовали средства на обстановку нового храма. Кафедра и алтарь стояли на месте уже в 1699 году. Дальнейшие работы были приостановлены из-за Северной войны. Окончательно внутреннее убранство было готово в 1720-х годах, когда был установлен новый орган.

Кафедральный собор Осло в XVIII веке

В течение более чем 150 лет церковь Спасителя была единственной в городе (за исключением замковой церкви в крепости Акерсхус).

Преобразования Шатонёфа

Собор несколько раз подвергался обширным перестройкам и реставрировался. Так, в 1850-х годах, в соответствии с эстетическими вкусами того времени, его реконструировали в неоготическом стиле.

Вид собора до этой реконструкции (офорт 1800 года, источник [2]):

Кафедральный собор Осло в 1800 году

Работами руководил немецкий архитектор из Гамбурга Алексис де Шатонёф (Alexis de Chateauneuf) (1799-1853). На сохранившейся акварели, собственноручно выполненной зодчим в 1848 году, мы видим, какие изменения в экстерьере здания он предложил осуществить (источник: [11]).

Кафедральный собор Осло, проект изменений Шатонёфа

Шатонёф был одним из ведущих архитекторов своего времени; работал в Гамбурге, Лондоне и Осло (Христиании) (его жена была норвежкой).Особенно он известен проектом Троицкой церкви (Trefoldighetskirken) в Осло.

Значительная часть данного проекта была реализована. В частности, была построена нынешняя башня, которую Шатонёф дополнил бронзовым шпилем. Старую (нижнюю) часть башни легко отличить от новой по цвету. Дело в том, что достать голландский кирпич было уже невозможно, так что были использованы обычные красные кирпичи.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Башню увенчала многоярусная конструкция: высокий шлем с заостренными арками, восьмигранный открытый фонарь, еще один шлем меньшего размера, еще один фонарь и верхний маленький купол с шаром, крестом и флюгером. Тогда же, в середине XIX века, появились гранитные порталы и отдельный вход для короля (кирпичная лестничная башня) в углу с юго-западной стороны.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Фото 1880 года (источник: [6]):

Кафедральный собор Осло, старое фото

Фото интерьера в 1870-х годах (источник: [2]):

Кафедральный собор Осло после неоготических переделок

Собор сохранял интерьер в стиле барокко на протяжении XVIII века, но при Шатонёфе все барочные детали, за исключением органного проспекта, были удалены. На сводах появились ложные гипсовые нервюры, алтарь и кафедру заменили, и церковь приобрела интерьер в неоготическом духе, что положило начало моды на аналогичные изменения в храмах по всей Норвегии.

Интерьер в 1929 году (источник: [2]):

Кафедральный собор Осло после неоготических переделок

Последние изменения облика собора и переименование

В 1933–1950 годах в соборе была проведена масштабная реконструкция. Работами руководил ведущий норвежский архитектор того времени Арнстейн Арнеберг (Arnstein Arneberg) (1882-1961) (автор знаменитой ратуши Осло). На этот раз всё, как водится, попытались вернуть вспять, то есть по возможности восстановить оригинальный барочный интерьер, со старой кафедрой, алтарем и купелью (все эти предметы вернулись из музея и других храмов). Также были убраны построенные в неоготическую эпоху избыточные галереи вдоль стен, установлены новые скамьи для прихожан, сделан новый пол из мрамора из кирпича, отреставрировано убранство. Ложные псевдоготические ребра со сводов убрали, и норвежский художник Хуго Лоус Мор (Hugo Lous Mohr) (1889-1970) в 1936-1950 годах выполнил огромную потолочную роспись (подробно она описывается ниже).

Реставрация завершилась в 1950 году, к 900-летию города Осло. Когда церковь открыли после реставрации, она получила нынешнее название — кафедральный собор Осло (Oslo domkirke).

Новая капелла с юго-восточной стороны церкви — капелла Спасителя (Vår Frelsers kapell) — была спроектирована Арнебергом (1950) (фото с сайта [5]).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Последняя реставрация собора была проведена в 2006-2010 годах.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Торжественное открытие храма после реставрации состоялось 18 апреля 2010 года в присутствии членов королевской семьи Норвегии.

Архитектура и внешний облик кафедрального собора Осло

С архитектурной точки зрения собор представляет собой однонефное, крестообразное в плане сооружение в стиле голландского барокко. Предполагают, что храм построен по проекту государственного советника Йоргена Виггерса (Jørgen Wiggers). Он же частично руководил работами.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

С северной стороны собора над входом в сакристию помещена монограмма короля Кристиана V, а также его девиз: I E P, Justitia Et Prudentia («Справедливость и благоразумие») .

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Также его монограмму, вместе с датой «1696» (хотя строительство было закончено тремя годами позже), можно увидеть с южной стороны (источник фото: [5]).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

План кафедрального собора Осло (источник [6]):

Кафедральный собор Осло, план

Главный неф собора Осло ориентирован традиционно: с востока на запад. Алтарь располагается на востоке, а орган на западе. Трансепт проходит в поперечном направлении, с севера на юг. Основным строительным материалом является желтый голландский кирпич (он был привезен в Норвегию из Лейдена в качестве балласта на кораблях для перевозки древесины и был существенно дешевле норвежского красного кирпича). Материалом для наполнения стен служат камни из двух первых разрушенных соборов.

Первоначально собор, как и многие другие здания в городе, был расписан желтыми и красными горизонтальными полосами, а фундамент имел синий цвет. Квадратная в плане башня с западной стороны тогда была значительно ниже сегодняшней и не имела шпиля. До сегодняшней высоты ее достроил, как уже говорилось, архитектор Алексис де Шатонёф в середине XIX века. Тогда же появился характерный бронзовый шпиль. Стены храма имеют толщину ок. 1 метра.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Собор длительное время был самым высоким зданием в Осло, и башня использовалась в качестве пожарной вышки. Наблюдательный пункт для брандмейстеров находился в том месте, где купол сужается и прорезан 8 окнами. Пожарные предупреждали население о пожаре с помощью церковных колоколов и выстрелов. Кроме того, в случае пожарной тревоги из башни вывешивали красный флаг, а ночью — факел. Главное городское пожарное депо размещалось как раз в соседнем здании по улице Karl Johans gate с 1856 по 1941 год (сегодня там сидит приходская администрация, а в наблюдательном пункте на башне устроен музей).

Вид собора и площади со зданием пожарной станции в конце XIX века (источник [8]):

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В башне — пять колоколов, которые звонят по случаю богослужений и торжеств. Это колокола из церкви Св. Троицы, сгоревшей в 1686 году. Общий вес колоколов — около 4,5 тонны, причем самый крупный весит 1,6 тонны. В 1718 году на соборной башне установили часы — старейшие действующие церковные часы в Норвегии по сей день. Хотя в конце XVII века в Европе всё большее распространение стали получать карманные часы, не все жители Христиании могли позволить себе такую роскошь. Так что часы на главном храме города были просто необходимы. Циферблат снабдили минутной стрелкой — тоже новинка, пришедшая с континента.

На углу соборной башни (справа от главного входа) можно заметить вмурованный барельеф — это старейшая художественная ценность храма. Перед нами резной камень, выполненный ок. 1100 года. Барельеф, обнаруженный в ходе раскопок в Старом городе, предположительно относился к первому кафедральному собору Осло, храму Святого Халльварда. Барельеф изображает человека, на которого нападают дракон и лев, и известен под названием «Дьявол из Осло» (Djevelen fra Oslo).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Также снаружи стоит обратить внимание на тяжелые бронзовые двери главного портала. Эти массивные двери по мотивам Нагорной проповеди и Заповедей Блаженства были созданы в 1938 году. Их автор — норвежский художник и скульптор Дагфин Вереншёль (Dagfin Werenskiold) (1892-1977) (между прочим, он же создал расписные деревянные барельефы на тему из скандинавской мифологии во дворе перед зданием мэрии (ратуши) Осло).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В верхней части дверного полотна изображен Христос, окруженный птицами и полевыми цветами.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Ниже, на створках двери, представлены мотивы Нагорной проповеди. Так, с левой стороны мы видим композиции, посвященные (сверху вниз), чистым сердцем, милостивым, плачущим, изгнанным за правду.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

С правой стороны, соответственно, представлены, нищие духом, миротворцы, кроткие, поносимые. Всё это обычные люди в повседневной одежде, что приближает слова Христа к современности.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Неоготическое обрамление портала относится к перестройкам 1850 года.

Интерьер кафедрального собора Осло: описание и фотографии внутреннего убранства

Как мы знаем, интерьер собора Осло первоначально был выдержан в стиле барокко, затем переделан в эпоху неоготики, но в XX веке реставраторы попытались вернуться к оригинальному барочному убранству.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Главными памятниками эпохи барокко в соборе являются алтарь, кафедра проповедника и органный проспект. Кафедра и алтарь были установлены в храме вскоре после его освещения, в 1699 году, став первыми образцами «акантового барокко» (akantusbarokk) в Норвегии. Отсюда этот стиль распространился затем в другие регионы страны.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Три латунные люстры в центральном проходе перенесены из сгоревшей церкви Св. Троицы, как и два оловянных подсвечника на алтаре и большая чаша для причастия.

Главный алтарь

Главный алтарь собора Осло выполнен неизвестным мастером. Традиционно считается, что это голландская или фламандская работа. Известно, что заканчивали алтарь норвежские резчики по дереву, а именно мастер Ларс Сиверстен (Lars Sivertsen) и его ассистенты. Зажиточная вдова чиновника Кирстер Толлер (Kirsten Toller) пожертвовала на алтарь 500 риксдалеров. В благодарность за это он был украшен ее семейным гербом. Алтарь резной, окрашенный и позолоченный.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В соответствии со стилистикой барокко, алтарь разделен на три яруса. В нижней части представлена Тайная вечеря (к Иисусу прислонился и частично закрывает его ученик Иоанн; с правого края, обернувшись к зрителю, спиной к Христу, сидит Иуда с мешком денег).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

На следующем ярусе алтаря — распятый Христос, по сторонам которого стоят Мария и Иоанн, а в самой верхней части — победивший смерть Христос в окружении ангелов. Также алтарь украшают две женские аллегорические фигуры, символизирующие Ветхий Завет (со Скрижалями и хлыстом) и Евангелие (с пальмовой ветвью и победным знаменем).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Любопытная деталь: первоначально художник придал изображенным персонажам южные черты и наделил их большими изогнутыми носами. Позднее лица апостолов изменили, чтобы они приобрели более «нордическую» внешность.

Кафедра проповедника

Кафедра проповедника выполнена тем же неизвестным мастером, что и алтарь, и опять-таки с помощью норвежских резчиков по дереву. Ее подарил собору купец Закариас Гран (Zackarias Gran).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В декоре кафедры использованы переплетения листьев аканта, еще более пышные и богатые, чем в оформлении алтаря. Тут и там из густой позолоченной листвы выглядывают ангельские головки, а надпись на двери кафедры сравнивает самих священников с ангелами мира.

Кафедральный собор, Осло, НорвегияКафедральный собор, Осло, Норвегия

У стены за спиной священника установлены разнообразные песочные часы, отмеряющие четверть часа, полчаса, три четверти часа и целый час (источник фото: [1]).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Первоначально эти часы находились на краю кафедры, чтобы члены общины могли следить за ходом времени. Сам король издал указ, что проповедь не может продолжаться больше одного часа. Навес кафедры украшает королевская монограмма CV (то есть Кристиан V).

Орган

Первый орган кафедрального собора Осло создал в 1711 году швед по фамилии Луквиц (Carl Gustav Luckvitz), однако уже через десять лет было признано, что инструмент непригоден для игры и «построен некомпетентным и невежественным лицом». Создание нового инструмента поручили выдающемуся мастеру Ламберту Кастенсу (Lambert Daniel Kastens/Karsten/Karstens) (ок. 1690-1744). Северонемецкий органный мастер Ламберт Кастенс был учеником и подмастерьем известного немецкого мастера Арпа Шнитгера и создал множество органов на севере Европы, особенно в Дании.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Орган, созданный им для собора Осло, в свое время был крупнейшим в Скандинавии. Затраты на постройку органа составили 5000 риксдалеров, то есть треть от суммы на строительство всего храма. Органный проспект в барочном стиле датируется 1727 годом и является единственным элементом барочного интерьера, который никогда не покидал храм с самого момента его постройки. От того замечательного барочного инструмента не сохранилось ни одной трубы, однако барочной проспект по-прежнему на своем месте. В него помещали все последующие инструменты.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В 1997 году (на 300-летие храма), в ходе установки нового 53-регистрового органа норвежской фирмы Ryde & Berg Orgelbyggeri — пятого по счету органа в соборе Осло, — барочный проспект сохранили и подновили, окрасив в первоначальный зелёный цвет (с середины XX века он был серым). На сегодняшний день это один из немногих уцелевших в Скандинавии проспектов от органов Кастенса. Новый орган насчитывает около 3600 труб.

Еще один современный орган той же фирмы — небольшой инструмент на 16 регистров — был установлен в 1996 году ближе к алтарной части собора (этот орган используется для аккомпанемента хора, kororgel) (источник фото: [10]).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Эта же фирма выполнила для собора в 1985 году орган-портатив. В настоящее время ведутся работы над созданием органа для капеллы Спасителя.

Купель для крещения

Барочная купель, которую предположительно создал норвежский скульптор Торстен Хофф (Torsten Ottersen Hoff) (1721), была подарена собору Осло в 1720-х годах директором соборной школы Якобом Рашем (Jacob Rasch) (источник фото: [5]).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Серебряное блюдо для купели, датируемое 1656 годом, первоначально находилось в церкви Св. Троицы (втором по счету соборе Осло) (ныне утрачено). Деревянную скульптуру Богоматери выполнила современная норвежская художница и скульптор Турид Энг (Turid Angell Eng) (подарена собору в 1997 году по случаю 300-летнего юбилея).

Королевская ложа

Первая королевская ложа была создана в 1700 году, к визиту свежекоронованного короля Дании и Норвегии — Фредерика IV. Ложа всегда находилась на том же месте, что и сегодня. В эпоху правления Карла XIII (1814-1818) ложу переделали и перекрасили, а монограмму короля заменили на новую. При Карле III Юхане (Бернадоте) (1818-1844) в соборе установили новую ложу в стиле классицизма.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В ходе реставрации середины XIX века ее несколько изменили (тогда же построили внешний вход для короля, ведущий прямо в ложу).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Во время следующей реставрации, то есть в середине XX века, ложу сохранили как единственный элемент убранства XIX века. При этом снаружи ее отделали в барочном стиле, чтобы она лучше гармонировала с остальным убранством храма. Королевские инициалы также обновили: теперь это H 7, в честь короля Хокона VII (1872-1957).

Расписной потолок

Огромную потолочную роспись для собора Осло выполнил в 1936-1950 годах норвежский художник Хуго Лоус Мор (Hugo Lous Mohr) (1889-1970). Он писал яично-масляной темперой прямо по деревянному своду храма после того, как были сняты прежние элементы декора. Росписи покрывают поверхность около 1500 кв. м и являются крупнейшим произведением такого рода в Норвегии.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В центре потолка сияет огромное солнце с надписью Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу») (источник фото: [3]).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Лучи от солнца струятся во все стороны, доходя до живописных сцен, расположенных по краям. Потолок поперечного нефа и алтарной части расписан библейскими сценами, а вдоль свода главного нефа изображены отдельно стоящие фигуры евангелистов и пророков (источник фото: [3]).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Росписи алтарной части посвящены первой части Символа веры (творению, первому Божественному Лицу). В глубине над алтарем изображена Вселенная и Христос с распростертыми руками и два серафима по бокам от него (у одного в руках символ страданий крест, у другого — символ мира и Святого Духа голубь). Слева от центральной композиции представлены сцены изгнания из Рая, Всемирного потопа, Вавилонской башни и разрушения Содома и Гоморры. Справа мы видим встречу Авраама с Мелхиседеком, путь израильтян с Моисеем через Красное море, получение Моисеем Скрижалей Завета, а также историю пророка Илии. Всего восемь ветхозаветных сцен, одна половина из которых рассказывает о нарушении божественного происхождения человека, а другая — о восстановлении этой связи с Богом и прохождении посланных испытаний.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В конце южного и северного рукавов трансепта помещены образы Христа: с северной стороны он побеждает Зло (в виде дракона), с южной изображена сцена его крещения (источник фото: [5]). Эти два изображения дополняют образ Иисуса в алтарной части.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Во всех трех сценах присутствует мотив Троицы.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Весь северный рукав трансепта расписан сценами из жизни Христа. Здесь продолжается мотив страданий, начатый в алтарной части. Основная тема этих росписей — вторая часть Символа веры (искупление, второе Божественное Лицо). Представлены, в частности, сцены рождения Иисуса от Девы Марии, страданий Христа при Понтии Пилате, снятия с креста, погребения, сошествия в ад, Воскресения из мертвых и восшествия на небеса (источник фото: [1]).

Кафедральный собор, Осло, НорвегияКафедральный собор, Осло, НорвегияКафедральный собор, Осло, Норвегия

Тема росписей южного рукава трансепта — третья часть Символа веры (Святой Дух, третье Божественное Лицо). Здесь мы видим Святую Вселенскую Церковь (Сошествие Святого Духа), общение святых (конец Тайной вечери и Гефсиманское моление), прощение грехов (Иисус исцеляет расслабленного), воскресение тела (сцена воскрешения Лазаря; написана во время оккупации 1940-1945 года, и вокруг головы воскресшего художник изобразил ореол в цветах норвежского флага; этот тихий протест остался не замечен немецкой цензурой).

Кафедральный собор, Осло, НорвегияКафедральный собор, Осло, Норвегия

Витражи

Чудесные витражи в алтарной части кафедрального собора Осло создал художник Эмануэль Вигеланн (Emanuel Vigeland) (1875-1948), брат Густава Вигеланна (автора знаменитого парка скульптур). В Интернете на удивление мало фотографий этих витражей, и наш сайт с радостью восполняет этот пробел.

Восемь витражей Эмануэля Вигеланна были установлены в соборе в 1910 и 1916 году (созданы они на пожертвования многих известных людей, в том числе короля Хокона VII и его супруги). Основной темой витражей является жизнь Христа, от рождения до Второго пришествия.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Витраж на северной стене изображает сцену Рождества с надписью: «Ибо ныне родился вам Спаситель».

Кафедральный собор, Осло, НорвегияКафедральный собор, Осло, Норвегия

Небольшой витражный фрагмент ниже посвящен словам, относящимся к Деве Марии и сюжету Благовещения: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Следующий витраж изображает сцену крещения Христа в реке Иордан («Сей есть Сын Мой возлюбленный»), а ниже представлен сюжет искушения Христа в пустыне («Отойди от Меня, сатана, не искушай Господа Бога твоего»). Последний витраж на северной стене изображает Христа с вином и хлебом и содержит надпись «Хлеб жизни и чаша бессмертия». В верхней части композиции представлены четыре ангела и славословие SDG - Soli Deo Gloria («Одному Богу слава»), а в небольшом фрагменте внизу мы видим Христа и учеников во время Тайной вечери, Евхаристии («Сие творите в Мое воспоминание»).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

На южной стене представлен витраж со сценой Сошествия Святого Духа и надписью «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе». Внизу изображен святой Петр, исцеляющий хромого («Серебра и золота нет у меня. Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи»). На следующем витраже изображены выдающиеся личности из церковной истории: св. Августин, Бернард Клервоский, Лютер и Кальвин, причем нижний фрагмент показывает сцену выступления Лютера на Вормсском сейме («Не подобает христианину говорить против своей совести»). Цикл витражных картин на этой стене завершается витражом на тему Апокалипсиса и Второго пришествия Христа («Се, гряду скоро»).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В нижнем фрагменте мы видим воскресение мертвых («Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия»).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Крайний витраж на южной стене, созданный Эмануэлем Вигеланном в 1916 году, не имеет прямой связи с остальными. Он изображает 12-летнего отрока Иисуса во храме («Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их»).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Витражный фрагмент внизу показывает сцену изгнания торгующих из храма («И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех»).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Также весьма интересны два витража британской фирмы Jones & Willis на восточной стене. Они появились в соборе в 1903 году и изображают, соответственно, Распятие и Воскресение.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Во время реставрации 1950-х годов эти витражи закрыли, но после последней реставрации 2006-2010 годов вновь открыли.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

В капелле Спасителя (Vår Frelsers kapell), построенной по проекту Арнеберга в 1950 году, можно увидеть уникальный французский витраж XV века из церкви Сент-Уэн в Руане. После войны данный витраж был куплен американским медиа-магнатом Уильямом Херстом. После его смерти витраж приобрел на аукционе норвежско-американский офицер Гейд (John A. Gade). Он-то и подарил шедевр собору Осло (источник фото: [1]).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Наконец, в рукавах трансепта в 1952 году были установлены 16 витражей в технике гризайль. Они изображают сюжеты из жизни Христа и были подарены собору тем же Гейдом в память о норвежских солдатах, погибших во Второй мировой войне, о чем и сообщает надпись на витражном окне над дверью с северной стороны. Автор этих витражей — Боргар Хауглид (Borgar Hauglid).

Скульптура «Тайная вечеря»

Мы завершаем знакомство с интерьером собора Осло. Перед уходом стоит еще взглянуть на выразительную скульптурную группу из серебра «Тайная вечеря» (Nattverden/L'ultima Cena) работы итальянского скульптора Арриго Минерби (Arrigo Minerbi) (1881-1960) (автора одного из пяти бронзовых порталов Миланского собора).

Скульптурная композиция была создана в 1930 году и подарена Национальной галерее Норвегии. Галерея же передала эту замечательную работу в собор Осло по случаю освещения новой капеллы Спасителя в 1950 году.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Скульптура выполнена из серебра в 2/3 натуральной величины. Она имеет 2,8 метра в длину и 0,8 метра в ширину, а весит около 300 кг.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Произведение интересно тем, как по-разному скульптор изобразил лица каждого участника драмы, насколько индивидуальный портрет каждого апостола он создал. Автор, по его собственному признанию, не стремился к точной реконструкции событий в соответствии со Священным Писанием. Вместо этого он тщательно изучил характер всех учеников Христа на основе достоверных источников и создал индивидуальную интерпретацию физиогномических и физиологических черт каждого апостола, уделяя особое внимание передаче пороков и добродетелей этих 12 людей, которых Христос сделал столпами христианской церкви.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Композиция изображает момент, когда Иисус окунает хлеб и передает его Иуде, указывая тем самым на того, кто предаст Его. («Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту»). Но в данном авторском варианте Иисус просто дотрагивается до плеча Иуды.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Крипта

Раньше вокруг собора располагалось кладбище, а наиболее богатых прихожан хоронили отдельно в крипте кафедрального собора. Эта крипта сохранилась и насчитывает 42 захоронения. Здесь находятся саркофаги, где покоится прах представителей знаменитых норвежских семей. В частности, в крипте похоронен богатейший норвежский купец XVIII века Бернт Анкер (Bernt Anker) и его жена (источник фото: [1]).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Сегодня крипта используется для проведения лекций, конференций, камерных концертов, выставок. Также тут размещается приходское кафе.

Сакристия

Пристроенная с северной стороны собора в 1699 году сакристия (бывший зал капитула) очень хорошо сохранилась. Особенно интересны ее потолочные росписи, состоящие из двух слоев, более раннего коричневого и более позднего (ок. 1720) с аллегорическими фигурами Веры, Надежды, Справедливости и Благоразумия (источник фото: [2]).

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Также в сакристии располагается коллекция портретов норвежских епископов — всех служивших в Осло после Реформации.

 ♦♦♦♦♦♦♦

С 1905 года, когда Норвегия получила независимость, кафедральный собор Осло используется королевской семьей Норвегии и государством для проведения официальных мероприятий, свадеб и погребений. В 2001 году тут проходила церемония бракосочетания  кронпринца Норвегии Хокона и Метте-Марит Тьессем Хёйби.

 ♦♦♦♦♦♦♦

После терактов Брейвика, совершенных 22 июля 2011 года, в соборе Осло было проведено мемориальное богослужение при участии членов королевской семьи и правительства, а также родственников погибших. Собор стал национальным местом траура. Люди приносили сюда цветы и зажигали свечи.

Море цветов у собора Осло, Норвегия

С августа по сентябрь 2011 года вокруг собора властями Осло было собрано 15 тонн цветов и 5 тонн использованных свечей.

 ♦♦♦♦♦♦♦

Снаружи собора стоит два памятника (бюста): Вильгельму Вексельсу (Wilhelm Andreas Wexels), который служил здесь священником с 1819 по 1866 год, а также Людвигу Матиасу Линдеману (Ludvig Mathias Lindeman) — норвежскому композитору, работавшему в храме органистом и кантором с 1840 по 1887 год, до своей смерти (источник фото: [2]).

Памятник Людвигу Матиасу Линдеману у собора Осло, Норвегия

Практическая информация: часы работы, порядок посещения собора Осло и т.п.

Собор Осло находится в центре города, на площади Stortorvet. Официальный адрес собора: Karl Johansgt. 11. Посмотреть расположение собора на интерактивной карте Осло можно тут. Также рекомендуем воспользоваться подробной туристической картой.

Часы работы кафедрального собора Осло: собор открыт для посещения с понедельника по четверг и с субботы по воскресенье, с 10:00 до 16:00. Собор также открыт в ночь с пятницы на субботу с 16:00 до 06:00.

Кафедральный собор, Осло, Норвегия

Фотографировать в соборе разрешено, но только без использования вспышки.

Подробное расписание богослужений можно посмотреть тут.

В соборе имеется небольшой сувенирный магазин, где можно приобрести CD, книги, открытки. Для желающих по собору проводятся экскурсии.

Официальный сайт кафедрального собора Осло: oslodomkirke.no

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Осло с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Осло с достопримечательностями. На этой карте приводятся названия всех основных улиц, значимых построек, музеев, парков, площадей и прочих важных туристических объектов. В частности, на карте обозначено местоположение центрального ж/д вокзала Осло.

Карта Осло, Норвегия

Ниже приводится подробный план центра города Осло с обозначением таких достопримечательностей, как ратуша, парламент, кафедральный собор. Также на карте указано расположение центрального вокзала Осло.

Карта Осло, Норвегия

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Осло (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Осло? В столице Норвегии есть целый ряд интересных музеев, храмов и других архитектурных памятников. Перечень наиболее примечательных объектов, которые стоит посмотреть в Осло, предлагается ниже:

- Парк скульптур Вигеланна (Вигеланда)

- Замок и крепость Акерсхус

- Кафедральный собор Осло

- Старый город (район Квадратурен, улица Карла-Юхана, Королевский дворец)

- Ратуша Осло

- Национальная картинная галерея

- Музей Эдварда Мунка в Осло

- Музей Густава Вигеланна

- Музей Эммануэля Вигеланна (см. также интересную статью об этом музее и фотографии в журнале «Третьяковская галерея»)

- Музеи на полуострове Бюгдё (Бюгдой): Музей кораблей викингов, Музей «Фрама», Музей «Кон-Тики», Народный музей под открытым небом

- Деревянная средневековая церковь ставкирка из Гуля на территории Народного музея под открытым небом

- Историческое кладбище Спасителя с захоронениями норвежских знаменитостей и церковь Гамле-Акер

- Другие соборы и церкви Осло (католический собор Св. Олава, церковь Троицы, церковь Ураниенборг и др.)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Официальный сайт кафедрального собора Осло с описанием истории, архитектуры и интерьера собора

2. Кафедральный собор Осло, статья в Википедии

3. Собор Осло: фотогалерея

4. Органы кафедрального собора Осло

5. Кафедральный собор Осло на сайте о норвежских церквях и соборах

6. Кафедральный собор Осло на сайте об истории искусства

7. Кафедральный собор Осло, статья в Большом норвежском словаре

8. Здание пожарной станции в Осло

9. Старая фотография интерьера собора Осло (1929 год)

10. Фото второго (малого) органа собора Осло

11. Алексис де Шатонёф

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)