Музей академии им. А. Л. Штиглица (Мухинского училища): интерьеры и экспонаты

Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской академии им. А. Л. Штиглица, или попросту «Мухи», — далеко не самый известный питерский музей. Многим, правда, знакомо внушительное здание в стиле историзма, построенное по проекту Максимилиана Месмахера, а также знаменитый Большой выставочный зал с огромным стеклянным куполом. Однако не все знают, что в училище по сей день существует музей с красивейшими интерьерами и интересной коллекцией предметов искусства, открытый не только для учащихся академии, но для всех желающих.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Печально, что от первоначального количества помещений не сохранилось и половины (масса экспонатов перекочевала в Эрмитаж!) (подробнее читайте в заметке «История Училища»), но здесь и сейчас есть что посмотреть: затейливо оформленные залы и галереи со сказочными расписными потолками, восхитительная резная мебель, фарфор, изразцы, изделия из стекла и металла. В музее пустынно и уютно, атмосфера почти интимная.

Хотя в музее присутствуют и работы русских умельцев, основные экспонаты (как и архитектура и интерьер самого здания) с головой погружают нас в контекст западноевропейской культуры. Все эти вещи куда привычнее видеть в музеях и дворцах Германии, Италии, Франции... А тут ты вроде как перемещаешься в Европу, причем за весьма скромную плату, не выезжая из Петербурга. Приглашаем вас совершить это путешествие в мир прикладного искусства вместе с нами.

В этой заметке мы совершим экскурсию по музею и покажем фотографии экспонатов и интерьеров основных залов. В завершение будет дана полезная информация о стоимости входных билетов, порядке посещения и часах работы музея.

Прогулка по залам музея прикладного искусства СПбГХПА им. А.Л. Штиглица

Музей, открывшийся для студентов и широкой публики в 1896 году, был задуман как своеобразное наглядное пособие по истории развития прикладного искусства (подробнее читайте в заметке «История Училища и музея»).

Когда-то музей состоял из трех десятков залов, оформление которых было подобрано в соответствии с тематикой экспозиции. Залы давали представление о наивысших достижениях художественной культуры Европы, России, а также стран Востока. Тут были представлены как уникальные подлинные произведения декоративно-прикладного искусства, так и точные копии старинных изделий. Подробнее об истории создания музея, его концепции и оформлении интерьеров читайте тут.

На сегодняшний момент музей занимает 14 залов и галерей и насчитывает около 2 тыс. экспонатов. Экспозиция размещается на первом этаже здания музея Училища барона Штиглица, построенного архитектором Месмахером. Помещения второго этажа, ранее также относившиеся к музею, в настоящее время принадлежат Академии и для широкой публики в основном закрыты. В доступных для обозрения залах можно увидеть памятники Античности, Средневековья и Возрождения, произведения западноевропейского и русского прикладного искусства XVI-XVIII века.

Посетить музей можно как самостоятельно, так и в составе организованной экскурсии. Подробнее о часах работы и порядке посещения музея читайте ниже.

А мы начнем нашу прогулку по залам музея.

Коптская галерея

Наше знакомство с музеем Училища Штиглица начинается в Коптской галерее — помещении с остатками росписей на стенах (в 1960-х годах живопись оказалась скрытой за побелкой, а сегодня частично расчищена [38]). Сейчас в галерее располагается билетная касса, а также некоторые интересные экспонаты, в том числе образцы старинной мебели.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Часть пространства выделяется под временные выставки. В нашем случае это оказалась выставка «История одной кровати», составленная из мебели, изделий из металла, керамики и витражей XVI-XIX вв. Главным экспонатом выставки стала кровать, «снимавшаяся» в фильме «Гамлет» (1964 года). Эта дубовая резная кровать с армуаром (шкафчиком) и изображением библейских сюжетов была изготовлена в Нидерландах в 1565 году; реконструкция выполнена во второй половине XIX.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Также на выставке были представлены: расписное резное изголовье кровати с изображением святого Георгия (Южная Германия, XVII век); два медных блюда (Нидерланды, XV век); шесть кабинетных витражей с изображением гербов донаторов, библейских сюжетов и аллегорий (Германия, Нюрнберг, середина XVI – начало XVII века); два изразца с изображением библейских сюжетов (Германия, Нюрнберг, первая половина  XVI века); сундуки, кресла и стулья XVI-XIX веков.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Далее начинается постоянная экспозиция. Вдоль стен галереи выставлена мебель, вазы, а также витрины с произведениями искусства.

Из образцов старинной мебели можно полюбоваться, например, на комод в стиле необарокко с изображением растительных и цветочных мотивов, изготовленный в Западной Европе в 1850-х годах. Комод деревянный, украшен в технике маркетри (своеобразная мозаика из тонких деревянных пластин).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Также хорош шифоньер с изображением аллегорических фигур Веры и Надежды. Создан он мастерами Южной Германии в XVIII веке и украшен маркетри ореховым наплывом. Получается очень эффектно.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

По левой стороне галереи стоят застекленные стеллажи с произведениями античного искусства, в первую очередь предметы из «Троянской» коллекции Г. Шлимана. После знакомства с зятем барона Штиглица А.А. Половцовым (о них обоих мы писали в заметке «История Училища и музея») археолог-любитель Шлиман прислал в Санкт-Петербург коллекцию античных предметов — несколько ящиков с древностями из проводимых им на холме Гиссарлык раскопок. Там, как считалось, он обнаружил остатки гомеровской Трои. (Ряд европейских музеев отказался принять сомнительную находку грубо работавшего дилетанта; основная часть коллекции попала в Берлин).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Всего Шлиман послал в дар музею — в свой любимый Петербург, где он сколотил состояние и прожил целых 20 лет, — около 200 предметов эгейского и греческого искусства. Посылка поступила в музей в 1886 году [37]. В 1924 году эти предметы были переданы в Эрмитаж, а в 1951-м частично возвращены в «Муху» (источник фото: [12]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Одно время считалось, что все предметы, подаренные музею дара Шлиманом, происходят из  раскопок на Гиссарлыке, однако современные исследователи предполагают, что некоторые вещи из Коринфа, Аттики и Беотии могли поступить в коллекцию археолога и другим путем [36].

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Многие из этих трогательных греческих терракотовых фигурок, выполненных в технике свободной лепки, выглядят словно игрушечные, детские. Трудно поверить, что эти небольшие скромные сосуды, статуэтки с орнаментом, фигурки разных животных относятся к V-VI в. до н. э. Безусловно, это самые древние экспонаты в музее и одни из самых ценных.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Рядом представлена часть музейной коллекции западноевропейского стекла, точнее самые ранние предметы из этой коллекции: алабастры (сосуды с округло-удлиненным туловом), амфориски (маленькие амфоры), бусы, подвески, амулеты и другие произведения из цветного стекла. Данные сосуды, по сей день не утратившие яркости, созданы в Средиземноморье, в районе V века до н.э. Бусы и подвески изготовлены мастерами Северного Причерноморья в период эллинизма (II-I вв. до н.э.). Эта небольшая коллекция была возвращена в музей из Эрмитажа в 1951 году.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В соседней витрине размещены произведения западноевропейского прикладного искусства, в том числе гальванокопии разнообразных сосудов: итальянской бронзовой ступки с пестиком XVI века, чеканных блюд. Имеется тут и репродукция потира (чаши для причастия), выполненная с оригинала из Вильтена (1290 год), и забавное дверное стукальце в виде свернувшейся змеи (подлинная ковка немецких мастеров XIV века).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Подлинные гребни для волос французской работы начала XV века относятся к самым ранним произведениям резьбы по дереву в коллекции музея. Гребни сделаны из самшита и кипариса. Они имеют специальное отделение для благовоний и украшены ажурной резьбой.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Весьма интересным также показался посеребренный кубок с изображением праздника в честь бога подземного царства Гадеса (Аида) с надписью «цени настоящее, наслаждайся днем» (гальванокопия конца XIX века с оригинала I века н.э. работы римских мастеров, найденного в 1894 году при раскопках в Боскореале).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Аванзал

Как и при Месмахере, основную экспозицию музея Академии Штиглица открывает Аванзал.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Сегодня здесь демонстрируются временные выставки из фондов музея (последние, между прочим, насчитывают свыше 35 тыс. предметов прикладного искусства).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В одной из витрин зала демонстрируются старинные фотографии и исторические документы, связанные с основателем музея, бароном Штиглицем (подробнее об истории Училища и музея читайте в отдельной заметке).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Оформление Аванзала выполнено в стиле итальянского Возрождения, который был так любим архитектором Месмахером. Своды покрыты яркими декоративными росписями, напоминающими убранство плафона виллы Мадама (Villa Madama), построенной в Риме по проекту Рафаэля в начале XVI века и оформленной его учениками.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Нарядные своды зала опираются на два ряда спаренных колонн из натурального мрамора, которые делят пространство зала на три нефа [26].

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

На верхней площадке Аванзала можно увидеть выполненные в XIX веке мраморные копии по античным оригиналам, в том числе декоративную мраморную вазу и статую «Вакханка», созданную в Риме в 1862 году.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

По центру располагается портал, ведущий в Большой выставочный зал, который, однако, к музею не относится (как и весь второй этаж); проход в него закрыт решеткой.

В одной из витрин Аванзала представлена любопытная коллекция изделий из металла, в основном бытового назначения — старинные инструменты: французские отвертки и тиски XVI-XVII века, разные виды европейских штопоров и ножей, пряжек, а также молоток, подвес, игольница и плакетка из Нюрнбернга.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Малые Итальянские галереи-1

От Аванзала вправо и влево отходят малые Итальянские галереи с красочными расписными сводами. В этих помещениях демонстрируется интересные образцы мебели различных исторических эпох. Все эти предметы позволяют будущим мебельным мастерам и простым посетителям музея познакомиться с разнообразием методов отделки и декора дерева.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Настоящее собрание мебели сложилось из экспонатов, переданных музею в 1946-48 годах из Эрмитажа и других музеев (подробнее об истории музея читайте в отдельной заметке). Сюда входят образцы поднеготической немецкой мебели XV века, резные ренессансные ореховые стулья «скабелло» XVI века, немецкие стулья XVII-XVIII веков, данцигские и гамбургские шкафы XVII века, парные испанские стулья, обитые тисненой кожей прекрасной выработки XVII века. Наиболее полно представлена мебель периода историзма, для которого характерно увлечение стилями прошлых эпох.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Вот, например, стул с изображением на спинке орла и растительного орнамента, отделанный тисненой кожей и металлом, изготовленный в Голландии в XVII веке:

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В этой же галерее можно полюбоваться яркими зелеными глазурованными изразцами немецкой работы, выполненными в XVII веке. Один из таких изразцов изображает рельефный портрет императора Леопольда I.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Уходящая направо галерея завершается оригинальным настольным кабинетом «варгуэньо» в стиле испанского Ренессанса. Кабинет создан в Испании в середине XIX века из орехового дерева, отделан слоновой костью, золоченой бронзой, резьбой, металлом.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Наверху громоздится другая занятная вещица — японская курительница рубежа XIX-XX вв., с рельефным изображением растений и рыб, на ножках в виде ствола бамбука.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Византийская комната

Уходящая направо галерея приводит нас в небольшой зал с ярким расписным потолком, где выставлено несколько предметов мебели эпохи историзма. В качестве примера можно отметить резное церковное кресло с балдахином в стиле французской готики, созданное во второй половине XIX века из орехового дерева.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Тут же демонстрируется кабинет в стиле неоготики с сюжетами из Нового завета, опять-таки датируемый второй половиной XIX века (источник фото: [13]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В подобных предметах нашло отражение тогдашнее увлечение историческими памятниками мебельного искусства прошлых лет, а заодно и применение новых технических возможностей XIX века.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Кроме того, в этом помещении можно увидеть три блюда немецкой работы с готическими надписями и изображением библейской сцены «Грехопадение» (XV век), превосходную скамью с резной спинкой и ореховые резные курульные кресла с тисненой кожей и росписью (Италия, первая половина XVI века).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Зал Медичи

Вышеназванный небольшой зал под условным названием Византийская комната соседствует с так называемым залом Медичи. Данный зал получил название из-за росписи плафона: в медальонах изображены профильные портреты представителей династии Медичи (врача и просветителя Козимо Медичи и его внука папы Льва X), а также дожа Леонардо Лоредана и скульптора Федерико Урбино. Портреты создавали талантливые мастера Михаил Салтыков и Иван Шелошенков.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Рядом на картуше, окруженном пышным венком, написаны имена флорентийских мастеров декоративно-прикладного искусства: Гиберти, Росселлино, Десид Сэттиньяно, Мино да Фьезоле, Бенедетто да Майано, Ровессано, Цивиталли, Антонио Федерико, Андреа Сансовино, Аллесандро Леонародо, Андреа Риччо (источник фото: [25]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Кроме того, важным элементом отделки зала являются яркие керамические балясины небольшой лестницы (источники фото: [10] и [26]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В этом зале мы продолжаем знакомство с резной мебелью из собрания музея Училища Штиглица. Стоит обратить внимание, например, на буфет в стиле барокко, украшенный резной сценой «Борьба Зевса с титанами».

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Буфет был создан в 1856 году в Южной Германии. Его украшают разнообразные орнаментальные детали и небольшие скульптуры, в том числе аллегории стихий.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Также тут находится зеркало в резной раме с изображением путти и драпировки (копия XIX века с работы венецианского мастера, резчика по дереву эпохи барокко Андреа Брустолоне) и резной свадебный сундук-кассоне с изображением персонажей античной мифологии (копия с итальянского оригинала XVI века, выполненная учеником Училища И. Круковским в 1898 году).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Очень красива креденца (шкафчик со створками и выдвижными ящиками, покрытый резьбой или росписью) с изображением сцен из Ветхого Завета «Юдифь и Олоферн».

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Этот резной буфет, отделанный в технике интарсии (деревянной инкрустации), предположительно был изготовлен в Кёльне в 1600-е годы. Наверху стоит кружка, украшенная монетами (гальванокопия конца XIX века с немецкого оригинала XVII века).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

На стене над шкафчиком висит майоликовое тондо (круглый барельеф) с композицией «Поклонение младенцу Иисусу», выполненный во Флоренции в XVI веке в мастерской Джованни делла Робиа.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Жемчужиной зала является складной стол XVII века с изображением библейских сцен из жизни Иосифа. Стол выполнен итальянскими мастерами из черного дерева и отделан вставками из слоновой кости.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Еще один экспонат данного зала — фаянсовый рукомойник с росписью кобальтом, исполненный в Дельфте в XVIII веке. Фаянс из Дельфта принес Голландии всемирную известность.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Дельфт стал крупнейшим керамическим центром Европы в середине XVII века. В поисках секрета китайского фарфора дельфтские мастера все еще терпели неудачу и, подражая китайскому и японскому «имари», расписывали белый фаянс кобальтом, придавали ему восточные формы.

Зал изразцовых печей

В соседнем Зале печей (официально он называется залом «Раннего итальянского Возрождения») представлено уникальное собрание русских изразцовых печей и изразцов XVII-XIX веков. Первоначально 15 ярких печей размещались в Большом выставочном зале, а затем перебазировались сюда, в большой прямоугольный зал с выходом во двор. Перед нами единственный зал музея, где экспозиция никогда не менялась [28].

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Это своеобразное собрание начало складываться в 1887 году, когда в музей поступила первая печь, приобретенная у купчихи Прядиловой в Нижнем Новгороде. Сложные, монументальные, расчлененные на ярусы печи 1770-х годов поступили в 1912 году из старинного русского города Торопца [9]. В 1960-х годах научным сотрудником музея Я.А. Кузенко была произведена систематизация и атрибутирование уникальной коллекции русских изразцовых печей.

В XVI-XVII веках изразцовые печи стали появляться в храмах, трапезных, парадных княжеских и боярских хоромах, а в XVIII столетии — и в обычных жилых помещениях [5]. В то время изразцовые орнаментальные печи стали неотъемлемой чертой зажиточного русского дома. Они грели, «кормили», украшали жилище и вносили в него уют. Не удивительно, что о красоте печей заботились не меньше, чем о красоте одежды и утвари.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Вот, например, печь с полихромной орнаментальной росписью эмалями, работа Афанасия Трубицена:

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Печь привезена из города Торопца Псковской губернии. В данном случае сюжеты изразцов не сопровождаются пояснительными надписями. Печь несколькими поясами охватывают сценки из городской и сельской жизни, бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера. На одном из изразцов изображен монах с четками в руке, сидящий за столом, а на столе лежит раскрытый свиток с надписью: «1770 году маиа Работа Трубицена». Благодаря этой надписи нам и известно имя мастера (исключительная редкость по тем временам, когда керамика в основном оставалась анонимной).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

У окна стоит печь с изображением жанровых сцен (Россия, 1770-е годы), вероятно, происходящая из Владимирской губернии. Под сюжетами ее полихромных изразцов приводятся забавные подписи.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В основном подписи носят пояснительный и нравоучительный характер, скажем: «Крепко карауль», «Родное мое со мною», «Труд нам нипочем».

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Такие печи являлись своего рода книгами, которые можно было читать.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Следующая печь, работы калужских мастеров, с изображением библейских и мифологических персонажей, относится к 1770-м годам и происходит из дома купцов Мещаниновых в Коломне. В Калуге в тот период было прекрасно налажено изразцовое дело, и слава калужских мастеров шла по всей России.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Деталь двухъярусной печи с росписью цветами и бабочками (Россия, середина XVIII века):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Посмотрим теперь на печь с изразцом, изображающим монаха с надписью «Чернец 17» (Москва, 1770-е годы). Это сложное архитектурное сооружение, настоящее чудо архитектурного и гончарного искусства. Печь с трех сторон облицована полихромными расписными изразцами. Каждый изразец представляет собой настоящее произведение искусства, а совместно они представляют своеобразную энциклопедию народной жизни.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В глубине зала стоят печи, прибывшие в музей из петербургских дворцов — строгие, белоснежные изразцовые печи в стиле классицизма и ампира, наподобие миниатюрных античных храмов, украшенных классическим орнаментом, барельефами и статуями античных богинь. Тут же можно увидеть печь из Калуги, датируемую 1790 годом, в деталях которой чувствуется влияние архитектурного стиля барокко и, в частности, построек Растрелли.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Все русские печи, которые можно увидеть в этом зале, можно рассматривать долго и подробно, это настоящие произведения народного творчества, очень добротные и обаятельные. Утилитарные свойства сочетаются в них с высоким художественным уровнем.

В центре зала в витринах выставлена коллекция русского фарфора. Все эти произведения (сухарницы, сахарницы, кувшины...) были созданы на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге во второй половине XVIII – конце XIX века.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

На северной стене зала представлены образцы мозаичных панно. Это копии с мозаик Софийского собора в Киеве (Богоматерь и архангел Гавриил с композиции «Благовещение»), переданные музею в начале 1960-х годов профессором А.И. Тараном [9]. Сегодня эти экспонаты имеют большое учебно-методическое значение (источник фото: [26]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Окна зала печей украшает дипломная работа ученицы Мухинского училища Л.Н. Скороботатовой (1967 год) — ансамбль витражей для салона красоты «Надежда» на Невском проспекте в Ленинграде (хрусталь, пескоструйная обработка).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Малые Итальянские галереи-2

Пройдем теперь в следующую галерею с расписными сводами. Самое интересное здесь — предметы старинной мебели, а также некоторые образцы керамики и художественного металла.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В витринах находятся впечатляющие металлические изделия, в том числе испанское блюдо с изображением аллегорий четырех частей света и герба и блюдо с мифологическими сценами. Всё это гальванокопии конца XIX века с оригиналов XVII века.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

На буфете стоит кубок грушевидной формы с фигуркой св. Христофора, репродукция с немецкого оригинала XV века из сокровищницы Люнебурга — опять-таки гальванопластика конца XIX века.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Мы уже говорили, что в собрании музея большое место занимают копии с произведений западноевропейского искусства. Это было нормальной практикой для всех художественно-промышленных музеев Европы и России: в музейные собрания наравне с подлинными экспонатами входило множество копий с различных произведений искусства, хранящихся в разных музеях мира. Это было связано с главной учебной и просветительской целью подобных музеев. Соответственно, приобретались сотни прекрасных гальванокопий.

Теперь эти копии с уникальных произведений, входивших в собрания известных западноевропейских музеев, возвращенные Эрмитажем в 1948 году, приобрели самостоятельную художественную ценность.

Красноречивый пример ценности копий — очаровательный бюст Ипполиты Марии Сфорца, сделанный в конце XIX века с оригинала работы итальянского скульптора Франческо Лаураны (Francesco Laurana) (ок. 1473 года). Этот скульптурный портрет из тонированного гипса уникален тем, что его оригинал, хранившийся в Государственном музее Берлина, был утрачен во время Второй Мировой войны, в 1945 году [26].

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Напоследок обратим внимание на поразительное декоративное блюдо из серии «Сельские глины» (Париж, 1860-е годы, подражание оригиналу Бернара Палисси). Керамика Бернара Палисси (Bernard Palissy) (1510-1590) появилась во Франции, в период маньеризма. Приемы работы этого выдающегося художника-керамиста были весьма оригинальны. На оловянных блюдах мастер составлял композиции из живых рыб, лягушек, змей, раковин, растений, затем заливал их гипсом и получал форму, которая служила для изготовления сосудов из белой глины. Сосуды он покрывал цветными прозрачными поливами собственного изобретения. Неповторимый стиль, созданный Палисси, получил название «Сельские глины».

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Творчество Палисси представлено, в частности, в Лувре и Эрмитаже (именно там теперь находится основная часть коллекции декоративных блюд Палисси из собрания музея Училища Штиглица).

Малые Итальянские галереи-3 (Галерея керамики и фарфора)

Перейдем теперь в следующую галерею — с экспозицией фарфора и керамики.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

К числу самых ранних керамических произведений в музее относятся немецкие изделия из глино-каменных масс XVI-XVIII века, в том числе вот эти два забавных кувшина с бородачами, изготовленные во Фрехене или Кёльне в 1530-1550-х годах. Подобные сосуды именуются «бартманкругами» (Bartmankrug), что переводится как «кувшин с бородатым мужчиной».

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Рядом представлены старые добрые немецкие пивные кружки XVIII века.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

А вот витрина с испанской посудой начала XVII века, созданной мастерами из Валенсии:

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Коллекция западноевропейского фарфора в музее Училища Штиглица включает различные декоративные изделия, а также пластику и предметы бытового назначения крупнейших и известнейших мануфактур — Мейсена, Берлина, Севра, Вены, Челси, Вустера, Спода. Также в коллекцию входят изделия небольших заводов, таких как Нимфенбург, Клостер-Фейльсдорф, Гота, Хёхст [9].

Полюбуемся изделиями Мейсенской фарфоровой мануфактуры (Porzellan-Manufaktur Meissen) — первой в Европе фарфоровой мануфактуры, основанной в далеком 1710 году.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Кроме фарфоровой посуды, тут можно увидеть скульптурные группы и фигурки животных, в том числе созданные И.И. Кендлером (Johann Joachim Kändler) (1706-1775) и другими выдающимися саксонскими мастерами. Примером может служить задиристый какаду, словно живой, сидящий на стволе дерева (1730-е годы).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Всем, кого интересует мейсенский фарфор, советуем подробнее почитать об интереснейших изделиях этой мануфактуры, представленных в Музее фарфора в Дрездене. Там вы, в частности, увидите многочисленных «фарфоровых» зверей и другие уникальные произведения из фарфора.

Вам также может понравиться отзыв о посещении Мейсенской фарфоровой мануфактуры и заметка об истории мануфактуры.

На следующих двух фотографиях — посуда и статуэтки немецкой фарфоровой фабрики, располагавшейся в городе Франкенталь (Frankenthaler Porzellan) (1750-1760-е годы); а также посуда немецкой фарфоровой мануфактуры Фюрстенберг (Porzellanmanufaktur Fürstenberg) (1770-1790-е годы).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Еще одна известная немецкая фарфоровая мануфактура располагалась в городе Хёхст (Höchster Porzellan-Manufaktur).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Произведения Берлинской фарфоровой мануфактуры представлены посудой и статуэтками 1770-х годов:

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

На этой же мануфактуре в середине XIX века производились вот такие изящные фарфоровые молочники и чашки:

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Очень порадовало, что музей сохранил некоторые фарфоровые изделия Веджвуда. Изначально Месмахер, большой поклонник Веджвуда, приобретал их для Елизаветинского зала (зала английского искусства) (об убранстве и экспозиции этого и других залов читайте в разделе «Интерьеры залов при Месмехере»).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В XVIII веке изделия Джозайи Веджвуда (Josiah Wedgwood) принесли Англии особую славу. В 1775 году Веджвуд изобрел похожую на фарфор яшмовую массу (джаспер), окрашенную окислами металлов в фирменный синий, голубой, а также сиреневый, розовый, черный или желтый цвет. При последующей обработке изделий на них наносились тонко моделированные рельефы в античном стиле из белого неокрашенного теста. Тончайшие по мастерству и превосходные по качеству материала, произведения этой фирмы конца XVIII – первой половины XIX века составили ядро коллекции английской керамики и фарфора в музее Училища Штиглица.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Сервизы, вазы, туалетные принадлежности «Веджвуд» получили мировое признание. Сегодня изделия этой знаменитой английской фирмы можно увидеть, например, в Эрмитаже, Строгановском дворце и других крупных музеях мира. Имеются они и в собраниях музеев местного значения (вспоминается, например, Музей стекла в Малаге).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Помимо изделий фирмы «Веджвуд», английская керамика представлена пивными кружками XVIII века.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Рядом помещаются фаянсовые изделия парижской фаянсовой фабрики Теодора Дека (Théodore Deck) (1875). Большинство работ этого крупного керамиста, находившихся в собрании музея Штиглица, теперь можно увидеть в Эрмитаже.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Образцы французского фарфора середины XIX века, в том числе изделия Севрской мануфактуры (Manufacture nationale de Sevres):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Статуэтки Севрской мануфактуры, изображающие Сатира и Нимфу, отличаются заметным эротизмом:

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Несколько образцов фарфора в XVIII века: декоративное блюдо с изображением рога изобилия, цветов и птиц (Руан); кувшинчик с архитектурными ландшафтами (Сенсени); подсвечник с изображением цветов и фруктов (Проскау (Прушков)); овальное блюдо с изображением цветов и птицы (Берлин, фабрика Герарда Волбеера (Gerhard Wolbeer)); чайничек в форме груши (Проскау (Прушков)).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Очень хороши изделия итальянской и французской майолики XVI-XIX вв. Хотя большинство образцов майолики из собрания музея теперь находится в собрании Эрмитажа, кое-что всё-таки осталось (вернулось). В основном это вазы и блюда с радующей глаз росписью желтым, синим и зеленым цветом на мифологическую тематику, а также с изображением жанровых сцен.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Стиль шинуазри отмечен стилизованными «китайскими» вазами и французской мебелью в стиле неорококо с китайскими мотивами.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Имеются и подлинные японские вазы.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Особый экспонат — массивная напольная японская ваза с изображением цветущих деревьев, бамбука, цветов хризантемы и монограммы «Н» под короной. Ваза выполнена в 1880-х годах. Это одна из двух ваз, присланных из Японии в подарок Николаю II после того, как в 1891 году он подвергся покушению во время путешествия [27]. Аналогичная ваза находится в собрании Эрмитажа.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

«Изюминкой» галереи фарфора являются произведения XX века. Дело в том, что в 1970-е годы музей пополнялся в основном за счет поступлений курсовых и дипломных работ студентов.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

И в данном случае перед нами лучшие студенческие работы того времени: комплект декоративной фарфоровой посуды на тему «Летний сад» (1971) (Ларионов А.В.); комплект декоративных фаянсовых тарелок «Транспорт наших предков» (1973) (Жагунов В.А.); и комплект декоративных фарфоровых тарелок «Дон Кихот» (1963) (Громов А.В.).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Как видите, работы выполнены с большим мастерством, чувством стиля, а зачастую и с юмором.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Раз уж пошел такой разговор, покажем еще две работы того же периода, демонстрируемые, правда, в другом зале: это фарфоровые тарелки «Ах, шарабан мой, американка» (1968) (Громов А.В.) и «Красноармеец в Летнем саду» (1965) (Натаревич А.М.).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Русский зал «Теремок»

Зал «Теремок» предназначался Месмахером для отдела древнерусского искусства. Декор этого сказочного зала напоминал палаты Теремного дворца в Москве. Пилоны, арки, своды были покрыты «лазорием чудным, золотом охры и теплой тьмой коричневых земель», отчего убранство зала казалось «живой сказкой, нашептанной русской природой» [8]. Подлинные росписи зала не сохранились, но и будучи восстановленными, они производят сильное впечатление.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Месмахер стремился создать впечатление тесноватых, уютных русских жилых интерьеров, поэтому перекрыл зал низким сомкнутым сводом с распалубками, а пол Теремка приподнял, так что попасть туда можно только по коротким лесенкам.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Красочная роспись, покрывающая пилоны, арки и своды зала, создает праздничное, сказочное ощущение. Нижние части стен Теремка и обрамления оконных проемов набраны из цветных изразцов, выполненных преподавателем майолики керамистом Э. Кремером и его учениками ([26]; [34]). Майолика, по счастью, пережила перипетии истории и по-прежнему сверкает яркими блестящими красками.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

На подиуме, в «сердце» Теремка, находятся образцы старинной русской мебели: стол в древнерусском стиле, выполненный по эскизам Г.Д. Поленовой (1890-е годы), два «монастырских кресла» конца XIX века, а также короб для бумаг XVII века из Архангельской губернии и светец (подставка для горящей лучины), тоже XVII века. Тут же вдоль стен стоят традиционные лавки-скамьи. На Руси было обычаем и в боярской Думе, и в семье сидеть на лавках, близко друг к другу, локтем чувствуя соседа [5].

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В зале «Теремок» обычно демонстрируются предметы русского прикладного искусства: набивные ткани, русские этнографические куклы, костюмы. Нам довелось посмотреть экспозицию «Русский женский костюм XVIII-XIX вв.».

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

На выходе из зала можно увидеть кованые ворота немецкой работы XVI века.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Малые Итальянские галереи-4

В заключение осмотра залов первого этажа прогуляемся по еще одной галерее с расписными потолками.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Здесь демонстрируются многочисленные образцы старинной мебели, а также художественного металла.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Очень интересной показалась экспозиция «Художественный бытовой металл в России XVII-XIX вв.». В частности, эта витрина содержит иконки-складни, кресты, цепи, футляр для пера, а также чернильницы.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Эти медные подвесные чернильницы, разнообразные по форме и декору, являются интересным памятником русского прикладного искусства XVII-XVIII веков.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Другая витрина поражает многообразием старинных ключей. Экспозиция называется «Слесарное ремесло Западной Европы и России XV-XIX вв.». Тут стоит сказать, что здешнее собрание художественного металла сложилось в основном из предметов, возвращенных в музей Эрмитажем в конце 1940-х годов и из экспонатов музея МИПИДИ (Строгановского училища в Москве) [9]. Образцы западноевропейского металла некогда составляли часть знаменитой коллекции Рикарда-Абенхеймера, крупного франкфуртского знатока древностей: дверные и сундучные замки, ключи, мебельные накладки. В этот же раздел коллекции входят старинные слесарные и измерительные инструменты, часть которых мы видели в начале нашей экскурсии.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В центре витрины, посвященной слесарному мастерству, на красном фоне помещены ключи российского производства конца XIX века.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

А вот европейские (итальянские) ключи XIX, XVII и XVI века:

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Лестница и второй этаж

Выйдя из музея, можно полюбоваться Большой римской лестницей.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В арочных проемах над лестницей воспитанник Училища П.И. Долгов поместил живописное панно с изображением собора Св. Петра в Риме на фоне пейзажа.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Роспись стен лестницы выполнена по проекту М.Е. Месмахера.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Далее можно пройти в Рафаэлевскую галерею, называемую также Папской. Декор этой галереи опять-таки навеян мотивами итальянского Ренессанса. Живописное убранство галереи повторяло лоджии, оформленные для Ватиканского дворца Рафаэлем по заказу папы Льва X в начале XVI века (после смерти Рафаэля работу заканчивали его ученики). Создание лоджий Рафаэля завершило становление нового вида декора — орнаментов под названием «гротеск» (от итальянского grottesco, «причудливый») (источник фото: [26]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

По поручению Месмахера копирование лоджий Рафаэля для музея Училища Штиглица выполняли художники Н. Блинов и М. Салтыков. В росписях мы видим самые разнообразные мотивы: растительные завитки, цветы, архитектурные композиции, фантастические существа (сфинксы, амуры, полулюди-полуживотные), фигуры античных богов и героев (источник фото: [28]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

На сводах галерей в золоченых и орнаментальных рамах помещены небольшие картинки библейского содержания. Такое сочетание христианского и языческого видения мира было характерно для эпохи Возрождения (источник фото: [12]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Большой выставочный зал в настоящее время не относится к музею, но иногда сюда удается попасть и простым посетителям. Этот двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, изначально предназначался для студенческих и преподавательских выставок. Он был самым большим не только в музее, но и во всем Петербурге. По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции. Эта аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия (первоначально внутренний купол был витражным, а в межкупольном пространстве располагалась оранжерея). По аналогии с фасадом здания, зал украшен фризом со скульптурными портретами художников, архитекторов и скульпторов (источник фото: [26]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Аркады второго яруса разделены мощными пилонами, декорированными четырьмя колоннами. На галерею второго этажа ведут полудуги двухмаршевой мраморной лестницы. На верхней площадке лестницы при Месмахере установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А. Л. Штиглица работы М.М. Антокольского. В советское время памятник убрали. Но скульптура сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место [28] (источник фото: [12]). С 2002 года по периметру Большого зала размещается подаренная Эрмитажем гипсовая копия большого фриза Пергамского алтаря (180-160 годы до н.э.).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Своды зала были разрушены во время Великой Отечественной войны и восстановлены. Через 50 лет купол снова потребовал ремонта, который и был проведен к 125-летнему юбилею Академии: в 2000 году фирма «Стальреконструкция СПб» выполнила реконструкцию купола музейного здания, защитив металлические конструкции с помощью антикоррозийного покрытия ([7]; [19]) (источник фото: [26]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Практическая информация: часы работы музея, стоимость билетов, порядок посещения

Музей прикладного искусства Академии им. А. Л. Штиглица (Мухинского училища) находится по адресу Санкт-Петербург, Соляной пер., 15. Ближайшие станции метро — «Чернышевская» и «Гостиный двор». Посмотреть местоположение здания на карте Питера можно тут или на схеме ниже:

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Вход в музей осуществляется через главное здание училища, расположенное справа от музейного корпуса, по адресу Соляной пер., 13. На вахте нужно сказать, что идешь в музей. Билеты приобретаются непосредственно в музее.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Режим работы музея академии им. А. Л. Штиглица (Мухинского училища): музей прикладного искусства открыт ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, с 11:00 до 17:00 (касса до 16:30). Музей не работает в официальные праздники, а также в связи с каникулами студентов — в августе.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Стоимость билетов: входной билет для взрослых стоит 80 рублей, для школьников и студентов — 40 руб. Пенсионеры, дети младше 7 лет, студенты художественных вузов, ветераны и инвалиды ВОВ, блокадники, инвалиды 3 степени (1 группа), члены Союза художников РФ могут посещать музей бесплатно.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Фотографировать в музее разрешено. Однако фотосъемка платная (200 рублей), равно как и видеосъемка (300 рублей). Снимать разрешается без вспышки. Любые фотосессии в интерьерах музея запрещены.

Официальный сайт музея: www.stieglitzmuseum.ru

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Брошюра: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Музей прикладного искусства. Автор текста Г.Е. Прохоренко, редактор Г.А. Власова

2. Официальный сайт Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. История академии

3. Официальный сайт Музея прикладного искусства Академии им. А. Л. Штиглица

4. Галина Прохоренко. Музей — учебная программа и наглядное пособие. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

5.  Тыжненко Т.Е. Максимилиан Месмахер (серия: Зодчие нашего города). — Л: Лениздат, 1984

6. Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица на Соляном переулке. История и описание здания на сайте citywalls.ru

7. М. Харшак. Училище барона Штиглица. Журнал «Адреса Петербурга», № 5/17, 2003

8. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998

9. Музей барона Штиглица: Прошлое и настоящее / Текст Г. Прохоренко, Г. Власова. - СПб.: Сезар, 1994. (Жемчужины Петербурга).

10. Архитектура и интерьеры музея барона Штиглица: фотогалерея на wikimedia.org

11. Коллекции музея барона Штиглица: фотогалерея на wikimedia.org

12. Музей академии Штиглица (Муха): фотоотчет о посещении и история

13. Мебель из коллекции академии Штиглица

14. История «Мухи» - Старые фотографии

15. Интерьеры и история «Мухи», прекрасная фотогалерея

16. Прогулки по городу. Училище барона А.Л.Штиглица

17. Фотоотчет о посещении музея барона Штиглица в Петербурге

18. Галина Прохоренко. Сановник, меценат и коллекционер Александр Александрович Половцов. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

19. Валерий Исаченко. Genius loci Максимилиан Месмахер. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

20. Галина Власова. Художник и промышленность. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

21. Галина Власова. Школа художественного мастерства. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

22. Декоративно-прикладного искусства музей. Энциклопедия Санкт-Петербурга

23. Загадочный дворец в Соляном переулке: фотоотчет о посещении музея барона Штиглица

24. Галина Прохоренко. Строительство нового здания музея Училища барона А.Л.Штиглица. 1885-1896: Учебное пространство нового типа. Журнал «Наше Наследие», № 79-80, 2006

25. Наталья Новосельцева. Из Теремка да к Медичи

26. Музей прикладного искусства (ГХПА им. А.Л.Штиглица): подробная качественная фотогалерея с описанием залов и жкспонатов

27. Керамика и фарфор в коллекции академии Штиглица

28. Фотопрогулки: Соляной городок. Училище и музей Штиглица: интерьеры музея Штиглица

29. Центральное училище технического рисования. Статья в Википедии

30. Прогулки по Петербургу: Музей прикладного искусства СПбГХПА

31. Г. А. Власова. Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Страницы истории

32. Тамара Раппе. Западноевропейское прикладное искусство в музее Училища барона Штиглица. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

33. Максимилиан Егорович Месмахер. Статья в Википедии

34. Училище барона А. Л. Штиглица. Школа мастерства: проекты М. Е. Месмахера интерьеров Музея барона А. Л. Штиглица: учебные работы из собрания Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии: [альбом] / С.-Петерб. гос. худож.-пром. акад., Музей прикладного искусства, Моск. гос. специализир. шк. акварели С. Андрияки с музейно-выставоч. комплексом ; [авт. вступ. ст. и сост. Г. А. Власова]. - Москва: Изд-во Школы акварели Сергея Андрияки, 2004.

35. Музей им. Барона Штиглица. Изразцовые печи

36. Олег Неверов. Генрих Шлиман и его Троянские древности. Журнал «Наше Наследие», № 79-80, 2006

37. Ханутина З. В. Неизвестные терракотовые статуэтки из собрания Генриха Шлимана в античном фонде Государственного музея истории религии

38. Профессия — создавать, хранить и передавать прекрасное. Журнал «Санкт-Петербургский университет», №10 (3852), 31 августа 2012.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



1 комментарий к заметке

  1. Александр Шибнёв пишет:

    Приглашение на выставку » Четыре поколения художников семьи Шибнёвых» Выставка будет открыта с 8 по 19 июля в Музее-квартире И.И. Бродского ( пл.Искусств 3 ) На выставке будут представлены работы 4 поколений художников за период в сто лет.