Музей академии им. А. Л. Штиглица (Мухинского училища): история и архитектура

В прошлый раз мы поделились своими впечатлениями и фотографиями, рассказав о посещении музея Академии им. А. Л. Штиглица (Мухинского училища). Мы совершили самостоятельную экскурсию по музею и полюбовались его интерьерами, а заодно опубликовали практическую информацию о цене входных билетов и часах работы музея.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В этой заметке мы расскажем об истории музея прикладного искусства Академии Штиглица (Центрального училища технического рисования), а также об архитектуре этого примечательного здания в стиле историзма, построенного талантливым зодчим и первым директором Училища Максимилианом Месмахером. Благодаря старинным фотографиям, мы перенесемся на столетие назад и посмотрим, как в те времена выглядело внутреннее убранство музейных залов и какие коллекции в них находились до революции.

История основания Центрального училища технического рисования Штиглица и его музея

Центральное училище технического рисования (ЦУТР), в советское время называвшееся Мухинским училищем, недавно (в 2006 году) вернуло себе имя барона Штиглица и официально именуется Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А. Л. Штиглица.

Александр Людвигович Штиглиц

Училище было основано в 1876 году на средства Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884) — очень богатого человека, крупного промышленника, банкира и мецената. Барон Штиглиц активно занимался благотворительностью в разных сферах, вкладывал средства в строительство железных дорог, но именно это Училище больше всего прославило его имя.

Лестница основного здания Академии Штиглица, Санкт-ПетербургЛестница основного здания Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Училище технического рисования было создано для подготовки специалистов (рисовальщиков, живописцев, скульпторов) для художественной промышленности, а также учителей черчения и рисования для средних учебных заведений; училище также было призвано содействовать развитию художественных способностей рабочих и ремесленников [21]. Основное, старейшее здание училища (учебный корпус) по адресу Соляной переулок, 13, было построено по проекту архитекторов А.И. Кракау и Р.А. Гедике при участии М.Е. Месмахера в 1879-1881 годах.

Здание Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Училище существовало на проценты с завещанного бароном Штиглицем неприкосновенного капитала в 1 млн рублей (колоссальная по тем временам сумма). Позднее, в 1884 году, меценатом была завещана дополнительная сумма в 5,7 млн рублей. Эти щедрые средства позволили Училищу безбедно существовать. Мало какое учебное заведение в России было столь хорошо обеспечено.

Лестница основного здания Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Финансы Штиглица шли на строительство и содержание зданий Училища и музея, оплату сотрудников, приглашение талантливых педагогов, оборудование мастерских, стипендии малообеспеченным учащимся и пенсионерские поездки учеников за границу, пополнение художественных и книжных коллекций. Кроме того, на средства Штиглица были открыты филиалы Училища (рисовальные и чертежные классы для детей и взрослых в разных городах и селах России).

Лестница основного здания Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Училище барона Штиглица было создано по образцу аналогичных учебных заведений в развитых странах Западной Европы, а также на основе опыта московского Строгановского училища (преобразованного из Школы рисования, созданной в 1825 году Сергеем Григорьевичем Строгановым). Программа обучения сочетала художественные и технические дисциплины и была весьма разносторонней. Она соответствовала прогрессивным идеям Готфрида Земпера и других архитекторов и теоретиков, ратовавших за реформу художественного образования, переход от узкого ремесленного обучения к инженерному подходу, за подготовку художников для современной массовой промышленности.

Лестница основного здания Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В отличие от Академии художеств, в Училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме четырех классов гимназии (или реального училища) и успешная сдача экзамена по рисунку [21]. Учебный процесс был весьма интенсивным, во всем царила строгая дисциплина, порядок и чистота [31]. Классы были отлично оборудованы и даже оснащены электрическим освещением (редкость по тому времени). Воспитанники Училища проходили практику и работали на Императорском фарфоровом заводе, в ювелирной фирме Фаберже, в мастерских Императорских театров, на Московской ситценабивной мануфактуре и др. Кроме того, ученики участвовали в разнообразных выставках, в том числе и престижных международных [31], а в конце декабря ежегодно проходили отчетные выставки ученических работ.

Первым директором училища стал известный архитектор, яркий представитель петербургской школы эклектики Максимилиан Егорович Месмахер (1842-1906) — автор таких сооружений, как великокняжеский дворец на Мойке, 122; архив Государственного совета на Миллионной, 36; великокняжеский дворец на Адмиралтейской набережной, 8. Кроме того, Месмахер создал высокохудожественные интерьеры в особняке Гагариной (Дом композиторов), особняке Половцова (Дом архитектора), великокняжеском дворце на Дворцовой набережной (Дом ученых) и др.

Максимилиан Егорович Месмахер

Большую роль в принятии решения о создании училища сыграл Александр Александрович Половцов  (1832-1909) — действительный тайный советник, Государственный секретарь, фабрикант и зять барона Штиглица (жена Половцова, Надежда Михайловна, была внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича, удочеренной бездетной четой Штиглицев). Александр Половцов стал бессменным председателем совета Училища и товарищем почетного попечителя. Половцов руководил Училищем с самого момента его основания и до конца своей жизни. Он же привлек к организации учебного процесса и строительству училищных зданий архитектора Месмахера и способствовал его назначению на пост директора [9].

Александр Александрович Половцов

Половцов был экспертом по прикладному искусству, увлеченным коллекционером и сыграл неоценимую роль в становлении учебного заведения и формировании музея прикладного искусства. Как и его тесть, Половцов тоже делал пожертвования на благотворительность. После смерти Штиглица он завершил обустройство Училища и строительство здания музея.

Как возникла идея музея?

Вскоре после открытия Училища сюда начали поступать дары в виде произведений искусства. Кроме того, руководство и само взялось за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Месмахер мыслил музей как необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Так началась история создания музея прикладного искусства. Официальной датой основания музея считают 15 мая 1878 года, когда на одном из заседаний был поднят соответствующий вопрос.

Коллекция музея впервые серьезно пополнилась в 1880 году, в результате путешествия за границу, совершенного А.А. Половцовым совместно с известным дипломатом князем А.Б. Лобановым-Ростовским. В ходе поездки они познакомились со знаменитым археологом Г. Шлиманом и другими специалистами, стараниями которых в музее вскоре появилась масса ценных экспонатов разных культур и эпох. Помимо многочисленных приобретений (в том числе на европейских аукционах, а также у крупнейших европейских антикваров и коллекционеров, непосредственно у ведущих мастеров или на всемирных выставках), собрание пополнялось за счет пожертвований частных лиц – друзей музея: коллекционеров, промышленников, дипломатов, аристократов. Собрание музея барона Штиглица расширялось как в результате закупок отдельных произведений, так и целых коллекций.

Официальное торжественное открытие музея Училища Штиглица состоялось 29 декабря 1881 года. Довольно скоро коллекция приобрела известность. Она отличалась широким разнообразием и высоким качеством экспонатов. Так, в журнале «Нива» за 1884 год музей характеризовался как «одно из лучших собраний в столице в этом роде» [4].

Однако своего здания у музея поначалу не было.

Архитектура здания музея Училища Штиглица

Первоначально музей Училища занимал восемь залов второго этажа основного здания, построенного А. И. Кракау и Р. А. Гедике. Однако коллекции продолжали интенсивно расти, и пришлось задуматься о постройке отдельного музейного здания. К тому времени в собрании музея имелось уже несколько десятков тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе текстиль, керамические изделия, фарфор, стекло, мебель, гобелены, бронза и т.д. Тут были памятники Античности, Средневековья, Возрождения, а также произведения западноевропейского, русского и восточного прикладного искусства XVI-XVIII веков. Все эти ценности требовали особых условий хранения.

Строительство специального корпуса для музея было начато в 1885 году. Автором проекта выступил директор Училища, архитектор Максимилиан Месмахер. Здание музея Центрального училища технического рисования является одним из самых важных и известных творений зодчего. По выражению К.С. Петрова-Водкина, оно стало «лебединой песней» Месмахера [5]. Получив задание по разработке архитектурного проекта, Месмахер в марте 1885 года уехал за границу для «обозрения главнейших музеев прикладного искусства» [9].

Месмахер работал над этим проектом с полной отдачей. Это был «прекрасный художник и практик, бескорыстный до наивности» [34]. Как вспоминал А.А. Половцов, архитектор жертвовал все силы и время на свое любимое детище»: «Месмахер спал по четыре часа в сутки. С раннего утра на стройке до хрипоты перекликался с рабочими, часами толковал с учениками, расписывающими потолки, покрывавшими резьбой и мозаикой панели, забегал в мастерскую, отведенную ученицам, выпиливающим портреты по рисункам, сделанным с исторических образцов. И всё это сверх работы по самому училищу» [5].

Главный зал, проект Месмахера, разрез (источник: [6]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Месмахер заключил контракты по обеспечению стройки материалами с различными фирмами. Так, серый песчаник и основную часть мрамора поставляла берлинская фирма Paul Wimmel; металлические изделия (балки, стропила, кровельное железо, оконные переплеты, металлическую основу стеклянного перекрытия Большого зала) поставляли заводы Ф.К. Сан-Галли, а плитку для облицовки пола доставляла из Германии фирма Villeroy & Boch [24].

Участок, на котором было построено здание, был с трех сторон ограничен более ранними постройками. Месмахер использовал доступную территорию по максимуму.

29. Центральное училище технического рисования. Почтовая открытка 1910 года

Месмахер создал новый для России тип музейного здания, с продуманной системой освещения и четкой симметричной планировкой. Поскольку осмотр музея происходил в дневные часы, архитектор позаботился о максимальной освещенности помещений. Так, главный выставочный зал, занимающий треть общей музейной площади (1196 кв. м), интенсивно освещается естественным дневным светом через двойной стеклянный купол. Месмахер, изучивший опыт европейских музеев, сделал выбор в пользу прогрессивных конструкций из металла: он использовал огнеупорные стропильные фермы, позволившие создать легкое перекрытие для большого пространства зала.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Как педагог и директор, а не только зодчий, Месмахер создавал не просто музей, а своего рода наглядное пособие по истории развития прикладного искусства. Это нашло отражение как во внутреннем наполнении музея, так и в архитектуре здания и оформлении интерьеров.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

По архитектурному стилю здание относят к историзму, одному из направлений эклектики. Месмахер соединил в его облике композиционные приемы и элементы декора, позаимствованные из шедевров итальянской архитектуры XVI века, таких как библиотека Сан-Марко архитектора Якопо Сансовино в Венеции и базилика Палладио в Виченце. Творчески переработав формы исторических построек, архитектор создал обобщенный образ ренессансной итальянской архитектуры. Взгляните, например, на массивный нижний этаж с полукруглыми арочными окнами и суровой рустовкой: его облик навеян флорентийскими палаццо раннего Возрождения.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Проходящий вдоль второго этажа ряд сдвоенных окон — мотив, также часто встречающийся в итальянской архитектуре. На фризе изображены грифоны, держащие цепи с цветными мозаичными вставками и медальонами, выполненными преподавателем Училища скульптором А.Г. Бауманом. В мозаике выложены имена выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства: тут упомянуты Жак Картуа, Пинтурикьо, Андреа Брустолоне и другие. В  скульптурных медальонах содержатся профильные портреты Рафаэля, Альбрехта Дюрера, Лоренцо Гиберти, Петера Фишера, Луки делла Роббиа, Андре Ленотра, Иоганна Бетгера, Бернара Палисси, Антонио Филарете и других прославленных деятелей западноевропейского искусства.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Мощный карниз над фасадом заимствован из флорентийской архитектуры, а балюстрада — излюбленный мотив венецианских зодчих XVI века. Центр фасада выделен ризалитом с треугольным фронтоном, на котором помещен горельеф с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. Данная многофигурная композиция была выполнена скульптором А.Г. Бауманом в 1887-1888 годах.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

М.Е. Месмахер. Эскиз скульптурной композиции на тимпане фронтона музея Училища (источник: [34]):

Месмахер. Эскиз скульптурной композиции на тимпане фронтона музея Училища Штиглица

В центре композиции изображен атлетически сложенный коренастый человек с бородой и в рабочем фартуке — художник-труженик. Скульптура имеет портретные черты самого Месмахера.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Завершает фронтон фигура Славы, которая летит навстречу дружной семье искусств и ремесел, венчая ее лавровым венком.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Боковые ризалиты украшены нишами, лучковыми фронтонами и скульптурами работы профессора М.А. Чижова (1888-1889 гг.). Эти фигуры в нишах также посвящены искусству и ремеслам: слева помещена женщина с книгой и скульптурой (аллегория искусств или покровительница искусства Афина Паллада), справа — мужчина с молотом в руках, присевший на край наковальни (аллегория ремесел или бог-кузнец Гефест, покровитель ремёсел).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Перед зданием музея в  Соляном переулке стоят два замечательно красивых бронзовых фонаря-торшера, изготовленных в 1895 году по проекту Месмахера [26].

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Фонари украшены фигурами путти, которые олицетворяют различные ремесла.

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Одна из примет студентов Мухинского училища: считается, что эти мальчуганы приносят удачу на экзаменах, отсюда традиция приносить им цветы ([12];[7]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Открытие нового музейного здания архитектора Месмахера

Строительство и отделка здания на территории бывшего Соляного городка (квартала складов соли) продолжались 10 лет. Совет Училища констатировал: «Сооружение музея, благодаря чрезвычайному усердию, выходящей из ряду талантливости, необыкновенной добросовестности и примерному трудолюбию директора училища М.Е. Месмахера, увенчалось полнейшим во всех отношениях успехом» [8].

Газета «Всемирная иллюстрация» писала: «Внимание каждого проходящего по шумной Пантелеймоновской улице [ныне ул. Пестеля] в С.-Петербурге ... невольно останавливается на здании, которое высится рядом с церковью св. Пантелеймона и приятно поражает зрителя своим истинно монументальным видом и, обняв взором его фасад, исполненный из тесаного песчаника, убеждаешься, что имеешь перед собой музей или, вернее, храм славы прикладных художеств... гармония пропорций его частей и какое-то особенно приятное сочетание на этом фасаде архитектуры и скульптуры ... заставляют каждого видевшего подобные здания не только в России, но и за границею охотно признать, что другого такого музея прикладных искусств нет нигде и что здание музея несравненно лучше подобных учреждений за границей — в Берлине, Вене и Лондоне» [8].

Месмахер в Большом выставочном зале (источник фото: [5]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Торжественное открытие лучшего в России музея декоративно-прикладного искусства состоялось в 1896 году. Перед взором многочисленной публики предстали французские и фламандские гобелены и восхитительные образцы фарфора, бронзы, эмали, помещенные в специально изготовленные витрины.

В празднике открытия музея принимала участия императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники И.Е. Репин, молодые К.С. Петров-Водкин и А.П. Остроумова-Лебедева, старик писатель Д.В. Григорович. Все они горячо приветствовали Месмахера.

Преподаватели и воспитанники Училища на Итальянской лестнице Большого выставочного зала музея (в центре — М.Е. Месмахер). Фото 1896 года (источник: [20]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Открытие музея стало важным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Широкие слои петербургского общества получили возможность познакомиться с его интерьерами и коллекциями. А посмотреть действительно было на что: к моменту завершения строительства нового здания в музейном собрании насчитывалось уже свыше 12 тыс. экспонатов [4]. После появления отдельного здания музеем стали приобретаться уже не единичные экспонаты, а большие коллекции предметов. В 1902 году коллекция музея составляла уже более 15 тыс. единиц хранения [9].

Помимо постоянной экспозиции, интерес представляли и замечательные временные выставки, которые устраивались в Большом зале. Тут, в частности, проходили выставки объединения «Мир искусства» (организованы Дягилевым, 1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и др.

Концепция музея прикладного искусства Училища Штиглица

Как уже говорилось, Месмахер и его единомышленники придерживались прогрессивных идей того времени, в том числе мысли Земпера о реформе художественного образования. Они были убеждены, что важное место в подготовке специалистов должно занять изучение памятников художественных ремесел прошлых эпох. Для этого и был создан данный музей: дать студентам возможность прикоснуться к творениям всемирно известных мастеров, приобщиться к возвышенной атмосфере гармонии и секретам художественного творчества, понять историю развития прикладного искусства разных стран, эпох и стилей.

Такая учебно-методическая концепция проявилась уже на этапе создания музея: основная работа над внутренним оформлением залов выполнялась собственными силами учащихся, выпускников и преподавателей Училища. Например, плафонная и стенная живопись, изготовление некоторых филёнок, резьба — всё это было работой учеников. Это позволяло им на практике применить свои знания.

Особой заслугой Месмахера было возрождение искусства майолики. Все отделочные работы в музее, связанные с майоликой (облицовка каминов, ниш, порталов, декоративные вставки между рамами окон, балясины) были выполнены учениками Училища [34]. Сегодня, когда декоративное убранство интерьеров музея во многом утрачено, майолика по-прежнему сверкает яркими блестящими красками.

Экспозиция и оформление интерьеров залов музея Училища Штиглица при Месмахере

Тридцать залов музея знакомили студентов с историей развития целых отраслей прикладного искусства, таких как ткани и шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло, майолика, с момента зарождения и по XIX век. Основные залы на первом и втором этаже музея Месмахер отвел под постоянную экспозицию искусства Египта, Германии, Италии, России, Франции, Англии и Фландрии. Каждая из стран «представляла» свое декоративно-прикладное искусство в период его наивысшего расцвета.

Пространственное решение и оформление интерьеров музейных залов было подобрано Месмахером в соответствии с тематикой экспозиции. Некоторые крупные произведения искусства, которые приобретались в качестве экспонатов (картины, гобелены, камины, порталы...), становились в итоге неотъемлемой частью убранства интерьеров и определяли стилистику залов.

М.Е.Месмахер. Проект оформления Римской (Итальянской) лестницы (источник: [34]):

"М.Е.Месмахер."М.Е.Месмахер.

Экспонаты древнерусского, византийского, раннехристианского, древнеримского, готического декоративно-прикладного искусства были размещены на первом этаже, с которого и начинался осмотр. Сначала посетители попадали в Вестибюль с нарядной росписью. Журнал «Строитель» писал: «Вступая через главный вход в просторный Вестибюль, посетитель, привыкший к казарменной архитектуре большинства наших музеев, сразу чувствует себя здесь в непривычной обстановке: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись — всё это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет» [1]. Вестибюль музея (журнальная репродукция, источник [5]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Экспозиция начиналась в Аванзале, оформленном в стиле итальянского Возрождения. Современные фотографии зала можно посмотреть в разделе «Прогулка по залам музея». Аванзал музея Училища с витринами экспозиции, фото 1896 года (источник: [21]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Отсюда можно было через мраморный портал проследовать далее вдоль композиционной оси здания в «сердце» музея — Большой выставочный зал (Итальянский зал), являющийся композиционным центром всей постройки. Этот двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, предназначался для студенческих и преподавательских выставок. Он был самым большим не только в музее, но и во всем Петербурге.

Большой выставочный зал, фото 1904 года (источник: [22]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции. Эта аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия. Внутренний световой купол ранее состоял из небольших расписных квадратных стекол, выполненных по рисунку Месмахера на фабрике Цеттлера в Мюнхене в 1892 году. Металлическая основа двойного стеклянного перекрытия была выполнена на заводах Ф.К. Сан-Галли. В межкупольном пространстве располагалась оранжерея [7].

М.Е. Месмахер. Проект витражной расстекловки внутреннего купола Большого выставочного зала (источник: [34]):

Месмахер. Проект витражной расстекловки внутреннего купола Большого выставочного зала Музея Училища Штиглица

По аналогии с фасадом здания, Большой зал украшен фризом со скульптурными портретами художников, архитекторов и скульпторов (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Б. Челлини, а также деятелей русской культуры — Растрелли, Воронихина, Росси, Баженова, Захарова, Сурикова, Репина, Ломоносова, Демут-Малиновского и др.).

Большой зал в 1896 году (источник фото: [14]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Аркады второго яруса разделены мощными пилонами, декорированными четырьмя колоннами. На галерею второго этажа ведут полудуги двухмаршевой мраморной лестницы. На верхней площадке лестницы была установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона А.Л. Штиглица работы М.М. Антокольского. В советское время памятник убрали. Но скульптура сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место [28]. Антокольский в 1886 году писал В.В. Стасову: «Вы удивляетесь, почему я делаю статую Штиглица тогда, когда раз сказал, что я с мертвых больше работать не буду. Но статуя — не бюст: в статуе я творю, а в бюсте — подражаю. То, что может недоставать в бюсте, в фигуре может быть дополнено чем-нибудь другим» [5].

Нынешний вид Большого зала (источник фото: [26]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

В Египетском зале была представлена глиняная, фаянсовая и бронзовая скульптура, фигурки, статуэтки-амулеты и плакетки. Здесь же хранилась часть уникального женского саркофага (сегодня в отделе египетского искусства Эрмитажа).

Достопримечательностями Готического зала были германские деревянные статуи 12 апостолов, а также многочисленные изваяния святых из разных европейских стран и знаменитые лиможские эмали, изделия из слоновой кости, древние книги. Зал был оформлен в готическом духе: с цветными стеклами окон и готической деревянной мебелью.

Зал «Теремок» находился на первом этаже и предназначался Месмахером для отдела древнерусского искусства. Декор этого сказочного зала напоминал палаты Теремного дворца в Москве. Пилоны, арки, своды были по рисункам Месмахера покрыты «лазорием чудным, золотом охры и теплой тьмой коричневых земель», отчего убранство зала казалось «живой сказкой, нашептанной русской природой» [8]. Зал «Теремок» в конце XIX века (источник фото: [5]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Нижние части стен были набраны из цветных изразцов. В экспозиции зала были представлены иконы, складни, кресты, шитые золотом и жемчугом дорогие ткани, ювелирные изделия. Современные фотографии зала «Теремок» и его экспозиции можно посмотреть в разделе «Прогулка по залам музея».

В Зале печей было представлено уникальное собрание русских изразцовых печей XVII-XIX веков. Подробнее об этом зале и его прекрасной коллекции читайте в заметке «Прогулка по залам музея».

Имелся в музее и зал Медичи, посвященный мастерам декоративно-прикладного искусства, прославившим Флоренцию, и их покровителям. Плафон зала украшают четыре медальона с портретами представителей династии Медичи и других деятелей. При Месмахере в зале находились витрины с итальянскими и немецкими плакетками XV-XVII века, в основном на античные мифологические и христианские сюжеты. Зал Медичи в 1896 году (источник фото: [9]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Современные фотографии зала Медичи и его экспонатов можно посмотреть в заметке «Прогулка по залам музея».

Второй этаж, куда, кроме как через Большой зал, можно было попасть по широкой Римской лестнице, отводился под залы английского, итальянского, фламандского и французского искусства XVI-XVIII веков. Так, экспозиция искусства Италии занимала пять залов, в том числе просторный зал Тьеполо, посвященный искусству Венецианской республики XVIII века и иногда называвшийся Венецианским залом [24] (источник фото: [4]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Оформление этого зала с живописным плафоном и лепниной напоминала отделку библиотеки во Дворце венецианских дожей. Здесь были выставлены уникальные венецианские сосуды художественного стекла, дельфтский фаянс, французские барочные комоды, ткани, кружево, веера и, главное, пять великолепных картин кисти Тьеполо (ок. 1725), приобретенных Месмахером специально для своего музея (сейчас они в Эрмитаже). Венецианский зал в 1896 году (источник фото: [9]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Отделка Венецианского зала до наших дней не сохранилась.

М.Е. Месмахер. Проект оформления плафона Венецианского зала (зала Тьеполо) (источник: [34]):

Месмахер. Проект оформления плафона Венецианского зала музея Училища Штиглица

Экспозиция итальянского Возрождения размещалась также в зале Фарнезе, дизайн которого был навеян роскошной отделкой дворца кардинала Фарнезе в Пьяченце, построенного в середине XVI века. Истинным шедевром Месмахера считали современники потолок этого зала, украшенный глубокими дубовыми вызолоченными кессонами. В зале экспонировались мраморные ренессансные рельефы работы венецианского скульптора Ломбарди, сосуды из горного хрусталя, шкатулки, миниатюрные портреты и др. Вид зала Фарнезе в 1896 году и в наше время (сейчас зал не относится к музею, а принадлежит Училищу) (источники фото: [32] и [10]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-ПетербургМузей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Показ истории развития итальянского декоративно-прикладного искусства завершали копии Лоджий Рафаэля (Папские галереи). В этих украшенных гротескными орнаментами галереях экспонировалась итальянская мебель и ткани XVI-XVII века, а также фламандские и французские шпалеры (сейчас в Эрмитаже). Фрагмент стенной росписи Папских галерей, фото 1896 года (источник: [32]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

М.Е. Месмахер. Проект оформления Папской галереи (источник: [34]):

Месмахер. Проект оформления Папской галереи музея Училища Штиглица

Современные фотографии Папской галереи можно посмотреть в заметке «Прогулка по залам музея».

Французская анфилада музея была задумана Месмахером с целью показать развитие жилого интерьера Франции эпохи Возрождения. Для этого были созданы залы Генриха II, Людовика XIII, Людовика XIV и др. В каждом изящно оформленном зале располагались первоклассные произведения искусства, специально подобранные архитектором.

Так, зал Генриха II был оформлен резными филенками, темно-синим бархатом с королевскими гербами и гобеленами, а демонстрировались там произведения искусства французского Возрождения, в том числе фаянс первой половины XVI века. Также здесь были собраны образцы итальянской майолики. Заметным украшением зала был итальянский камин XVI века (источник фото: [32]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Всё это позднее оказалось в Эрмитаже. А из всего декора зала до нашего времени сохранилась только богатая отделка потолка с глубокими дубовыми кессонами, украшенными королевским гербом Франции (источник фото: [12]).

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Общий вид зала Генриха II в наше время (источник фото: [9]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Камерный, но очень нарядный зал Людовика XIII был декорирован расписными балками, а стены обшиты деревянными панелями и расписаны арабесковым орнаментом. В зале давался обзор декоративно-прикладного искусства Франции первой половины XVII века.

Нынешний вид зала Людовика XIII (источник фото: [9]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Французскому искусству второй половины XVII века был посвящен зал Людовика XIV, оформленный серией гобеленов «Месяцы, или Королевские резиденции» по эскизам Шарля Лебрена (сейчас шпалеры в Эрмитаже). Витрины были заполнены севрским и мейсенским фарфором. Также демонстрировалась коллекция старинных французских часов плюс художественная мебель королевского мастера Андре Буля (сейчас, опять-таки, в Эрмитаже). Зал Людовика XIV выглядел в то время так (источник фото: [1]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

М.Е. Месмахер. Проект оформления зала Людовика XIV (источник: [34]):

Месмахер. Проект оформления зала Людовика XIV музея Училища ШтиглицаМесмахер. Проект оформления зала Людовика XIV музея Училища Штиглица

Что касается достижений английской художественной культуры, то они также демонстрировались на примере декоративно-прикладного искусства. Был, в частности, создан Елизаветинский зал (зал Тюдоров) с уникальными фарфоровыми изделиями Веджвуда (сервизами, вазами, туалетными принадлежностями), посудой из хрусталя и часами английских мастеров. Не меньшего внимания заслуживали и рисунки Рубенса, Ватто, Франсуа Буше (сейчас в Эрмитаже). Современники с восхищением говорили об этом удивительно светлом и изящном зале и его коллекции.

О нынешней коллекции керамики и фарфора в собрании музея читайте в заметке «Прогулка по залам музея».

Наконец, для знакомства с искусством Фландрии XVII века предназначался Фламандский зал. Его главным сокровищем стали гобелены серии «Семь свободных искусств», созданные по картонам Рубенса (сейчас в Эрмитаже). Оформление зала было соответствующим: изысканная облицовка стен тисненой кожей, резные порталы и плафон с кессонами гармонировали с пышностью шпалер. Вид зала в конце XIX века (источник фото: [5]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

К уникальным экспонатам зала относилось тончайшее кружево и художественное стекло XVII века.

О былом великолепии Фламандского зала сегодня можно судить только по старым фотографиям и проектам Месмахера. Отделка почти полностью погибла во второй половине XX века.

Судьба Училища Штиглица и его музея в XX веке

В 1896 году Училище лишилось своего первого директора и архитектора музейного здания — Максимилиана Егоровича Месмахера. В результате конфликта с А. А. Половцовым по поводу финансовой политики учебного заведения, Месмахер подал в отставку и был «по прошению» уволен, после чего в 1897 году уехал с семьей в Дрезден [31], где и скончался в 1906 году.

Студенты провожали Месмахера очень тепло и трогательно. Подняли его на руки, а перед отъездом вручили почетный адрес со словами благодарности. За 20 лет пребывания на посту директора Месмахеру удалось создать единственный в своем роде, лучший в России музей прикладного искусства, построенный на основе научного метода собирательства, систематизации и экспонирования коллекции [5].

Расставание с этой мощной фигурой стало лишь первым ударом для музея.

Двадцатый век, как водится, стал эпохой особых испытаний. В это время людям стало не до искусства. Из-за революционных событий в 1905-1909 годах музей был закрыт, а в 1915-1917 годах в его помещениях располагались склады и мастерские Красного Креста по изготовлению противогазов и бинтов [9].

Судьба Училища и его музея после революции драматична. История Центрального училища технического рисования барона Штиглица фактически закончилась в октябре 1917 года, после 40 лет существования. В результате реформы художественного образования учебное заведение было закрыто, а музей в 1923 году перешел в ведение Эрмитажа, став его филиалом. Большинство предметов искусства было передано в Эрмитаж и другие музеи. Часть прекрасно оформленных интерьеров оказалась утрачена.

В 1945 году, когда стране понадобились реставраторы, на базе Училища Штиглица было создано Ленинградское художественно-промышленное училище, в 1953 году получившее имя скульптора В.И. Мухиной (несмотря на недавнее «обратное переименование» учебного заведения, питерцам до сих пор привычнее называть его «Мухинским училищем» или ласково «Мухой»).

В первые годы войны в музейный корпус попали два снаряда и одна авиабомба, причинившие значительный ущерб. В августе 1946 года начались ремонтно-восстановительные работы, продолжавшиеся до начала 1950-х годов. Купол Большого выставочного зала в 1945-46 гг. (источник фото: [9]):

Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

Экспертная комиссия пришла к заключению, что здание «наряду с высококачественным техническим исполнением строительных и отделочных работ...  отличается крайним безвкусием и упадочностью» [9]. В наиболее пострадавших залах декоративные росписи решено было не восстанавливать. Сильно поврежденный снарядом потолок Венецианского зала с утраченными росписями и лепкой был оформлен заново. Также был восстановлен каркас сводов Большого выставочного зала и произведено застекление. В середине 1950-х годов был создан новый лепной фриз Большого зала взамен старого, полностью уничтоженного взрывной волной [9]. Новый фриз стал одноцветным, и теперь в медальонах были изображены в основном русские художники, в том числе Мухина. Одновременно в аркадах Большого зала были подвешены фонари (проект архитектора Н.А. Медведева и инженера-технолога Ф.С. Энтелиса).

После войны музею была возвращена из Эрмитажа небольшая часть его собрания (так, в 1946-48 годах Эрмитажем были возвращены 800 экспонатов). Позднее некоторые экспонаты прислали и другие музеи (Русский музей, Академия художеств, музей Московского института прикладного и декоративного искусства). Таким образом, нынешнее состояние фондов музея оформилось в 1950-70-х годах.

Только в 1979 году музейное здание взяли под охрану государства как уникальный памятник архитектуры, а с 1980 года началась планомерная реставрация [26]. Пришедший в плачевное состояние купол Большого зала был отреставрирован к 125-летнему юбилею Училища [7]: в 2000 году фирма «Стальреконструкция СПб» выполнила реконструкцию купола музейного здания, защитив металлические конструкции с помощью антикоррозийного покрытия [19].

Музей барона Штиглица сегодня

В 1994 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а в декабре 2006 года академии вернули имя ее создателя А.Л. Штиглица.

В настоящее время фонды музея насчитывают более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Экспозиция занимает 14 залов и галереей первого этажа и представляет около 2000 экспонатов.

Приглашаем вместе с нами совершить экскурсию по интерьерам и экспозиции музейных залов. Вы увидите интереснейшие образцы старинной мебели, уникальную коллекцию русских изразцовых печей, фарфор, художественный металл и другие предметы в обрамлении великолепно оформленных исторических интерьеров.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Брошюра: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Музей прикладного искусства. Автор текста Г.Е. Прохоренко, редактор Г.А. Власова

2. Официальный сайт Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. История академии

3. Официальный сайт Музея прикладного искусства Академии им. А. Л. Штиглица

4. Галина Прохоренко. Музей — учебная программа и наглядное пособие. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

5. Тыжненко Т.Е. Максимилиан Месмахер (серия: Зодчие нашего города). — Л: Лениздат, 1984

6. Музей Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица на Соляном переулке. История и описание здания на сайте citywalls.ru

7. М. Харшак. Училище барона Штиглица. Журнал «Адреса Петербурга», № 5/17, 2003

8. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998

9. Музей барона Штиглица: Прошлое и настоящее / Текст Г. Прохоренко, Г. Власова. - СПб.: Сезар, 1994. (Жемчужины Петербурга).

10. Архитектура и интерьеры музея барона Штиглица: фотогалерея на wikimedia.org

11. Коллекции музея барона Штиглица: фотогалерея на wikimedia.org

12. Музей академии Штиглица (Муха): фотоотчет о посещении и история

13. Мебель из коллекции академии Штиглица

14. История «Мухи» - Старые фотографии

15. Интерьеры и история «Мухи», прекрасная фотогалерея

16. Прогулки по городу. Училище барона А.Л.Штиглица

17. Фотоотчет о посещении музея барона Штиглица в Петербурге

18. Галина Прохоренко. Сановник, меценат и коллекционер Александр Александрович Половцов. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

19. Валерий Исаченко. Genius loci Максимилиан Месмахер. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

20. Галина Власова. Художник и промышленность. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

21. Галина Власова. Школа художественного мастерства. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

22. Декоративно-прикладного искусства музей. Энциклопедия Санкт-Петербурга

23. Загадочный дворец в Соляном переулке: фотоотчет о посещении музея барона Штиглица

24. Галина Прохоренко. Строительство нового здания музея Училища барона А.Л.Штиглица. 1885-1896: Учебное пространство нового типа. Журнал «Наше Наследие», № 79-80, 2006

25. Наталья Новосельцева. Из Теремка да к Медичи

26. Музей прикладного искусства (ГХПА им. А.Л.Штиглица): подробная качественная фотогалерея с описанием залов и жкспонатов

27. Керамика и фарфор в коллекции академии Штиглица

28. Фотопрогулки: Соляной городок. Училище и музей Штиглица: интерьеры музея Штиглица

29. Центральное училище технического рисования. Статья в Википедии

30. Прогулки по Петербургу: Музей прикладного искусства СПбГХПА

31. Г. А. Власова. Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Страницы истории

32. Тамара Раппе. Западноевропейское прикладное искусство в музее Училища барона Штиглица. Журнал «Наше Наследие», № 77, 2006

33. Максимилиан Егорович Месмахер. Статья в Википедии

34. Училище барона А. Л. Штиглица. Школа мастерства: проекты М. Е. Месмахера интерьеров Музея барона А. Л. Штиглица: учебные работы из собрания Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии: [альбом] / С.-Петерб. гос. худож.-пром. акад., Музей прикладного искусства, Моск. гос. специализир. шк. акварели С. Андрияки с музейно-выставоч. комплексом ; [авт. вступ. ст. и сост. Г. А. Власова]. - Москва: Изд-во Школы акварели Сергея Андрияки, 2004.

35. Музей им. Барона Штиглица. Изразцовые печи

36. Олег Неверов. Генрих Шлиман и его Троянские древности. Журнал «Наше Наследие», № 79-80, 2006

37. Ханутина З. В. Неизвестные терракотовые статуэтки из собрания Генриха Шлимана в античном фонде Государственного музея истории религии

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Автомеенко Валерий Викторович пишет:

    Очень рад, что воссоздан музей, здорово ,что доброе имя Барона Штиглеца восстановлено, и не менее важно, что на сайте опубликована история Музея академии им. А. Л. Штиглица (Мухинского училища). Я Автомеенко Валерий Викторович Выпускник 1981г ЛВХПУ им.В.И. Мухиной.

  2. Foxy пишет:

    Спасибо, Валерий, за отзыв! Музей славной Академии действительно замечательный.