Исторические достопримечательности Страсбурга, часть II. Памятник Иоганну Гутенбергу в Страсбурге

Памятник Иоганну Гутенбергу был установлен на площади Гутенберга в Страсбурге в 1840 году, в честь 400-летия изобретения книгопечатания (собственно, площадь до того называлась просто площадью Зеленного рынка, Place du Marché-aux-Herbes). Вид площади Гутенберга в XIX веке, литография Э. Юбера (E. Hubert) 1885 года (источник: issuu.com):

Памятник Гутенбергу в Страсбурге

В руках Гутенберг держит страницу первой напечатанной Библии со словами: «И сказал Бог: „Да будет свет!“ И стал свет». Рядом с Гутенберга можно заметить печатный станок. За спиной Гутенберга на фотографии вы видите красивое здание страсбургской Торговой палаты. Подробнее о сложной и интересной судьбе этого здания читайте в разделе «Исторические достопримечательности Страсбурга, часть I. Торговая палата: превратности истории».

Памятник Гутенбергу в Страсбурге

Первопечатник Гутенберг, сын знатного торговца, родился в Майнце, потом перебрался в Страсбург, где открыл ювелирную мастерскую. Именно в Страсбурге Гутенберг изобрел наборный шрифт. Кстати, настоящего портрета Гутенберга не существует, и все изображения первопечатника являются лишь плодом фантазии художников и скульпторов. А вот каков он был по характеру, представить можно; есть свидетельства, что как человек Гутенберг был не особенно приятным: неоднократно представал перед судом по искам о нарушении брачных обязательств, оскорблениях и т.п. К тому же, вечно испытывал денежные затруднения, не платил компаньонам, не возвращал долги кредиторам...

Датой открытия печати считают 1440 год. В этом году было юридически зафиксировано, что именно Гутенберг разработал так называемое «искусственное письмо» — способ нанесения текста на бумагу с помощью механического станка (к этому году как раз завершилась тяжба с наследниками бывшего делового партнёра Гутенберга, обвинявшими его в единоличном использовании якобы совместного изобретения). Для печатания первой Библии были отлиты специальные узкие буквы, напоминающие рукописные (произошло это уже в Майнце, в начале 1450-х годов (1452 - 1455 гг.)). Цветной декор вокруг четного текста воспроизводился художниками вручную. Первый выпуск уникальной книги составил 45 экземпляров на пергаменте и 135 на бумаге. Книга дошла до нашего времени целиком и в значительном количестве экземпляров. Библия Гутенберга именуется 42-строчной, так как на каждый лист печатник смог уместить по 42 строки текста. Страница из Библии Гутенберга (источник: www.hrc.utexas.edu):

Страница из Библии Гутенберга

Кстати, недавно (в мае 2009 года) в библиотеке Кольмара по чистой случайности был обнаружен фрагмент еще одного экземпляра Библии Гутенберга. Пергамент, как оказалось, был приклеен с задней стороны старого требника XIII века: некий переплетчик XVI века использовал ценнейшие страницы в качестве внутренней стороны задней крышки переплёта (источник: prg-colmar.over-blog.com).

В Страсбурге печатное дело быстро получило развитие, хотя Гутенберг уехал отсюда на родину уже в 1448 году. К концу XV века на 16 тысяч бюргеров здесь приходилось 10 типографий! Изобретение печатного дела способствовало процветанию Страсбурга. На протяжении XV и XVI веков город был столицей книгопечатания, играя решающую роль в пропаганде идей Реформации.

Интересна история создания памятника Гутенбергу в Страсбурге. Стоит отметить, что установка этого памятника была важна для страсбуржцев с идеологических и политических позиций, она была выражением соперничества с Майнцем (там памятник Гутенбергу работы Торвальдсена появился чуть раньше, в 1837 году).

Гутенберга в Страсбурге рассматривали как предшественника Лютера и то, что памятник был установлен неподалеку от протестантской церкви Св. Фомы, также имело большое символическое значение. Стоя лицом к северной башне страсбургского собора, символизирующего римский католицизм, Гутенберг воплощает в себе пророчество Гюго из «Собора Парижской Богоматери», где есть сцена, когда арихидьякон, одной рукой указывая на печатную книгу, а другой на собор, произносит: «Увы! Вот это убьет это». В те времена это понималось однозначно: свобода печати, пресса уничтожит власть церковников: следует учитывать, что сатирическая и политическая журналистика во Франции очень важную роль, выражая взгляды оппозиции в начальный период июльской монархии, особенно «сентябрьские законы» 1835 года (в том числе закона о печати, значительно осложнивший положение газет и по сути открывший двери для цензуры). Пресса становится важнейшим оружием республиканцев, числу которых принадлежал и скульптор Давид д'Анже.

Постамент памятника с четырех сторон украшен барельефами, на которых изображены сцены, иллюстрирующие значение книгопечатания в деятельности великих людей. В центре каждой композиции помещен печатный станок. Каждый барельеф посвящен определенной части света. Выбирая важных исторических личностей для изображения на барельефе, посвященном Европе, скульптор Давид д'Анже столкнулся с некоторыми трудностями. Поначалу он намеревался изобразить среди прочих персоналий в том числе и Мартина Лютера, но это вызвало резкие протесты католиков. Они утверждали, что католический проповедник и епископ Жак Боссюэ заслуживает не меньшего уважения. Д'Анже переделал барельеф, добавив фигуру Боссюэ, но оставив Лютера. Начались очередные нападки. Д'Анже не понимал подобной нетерпимости не не считал, что пьедестал памятника может рассматриваться как предмет религиозной борьбы. Однако дискуссии не утихали, и в итоге скульптор решил, что лучше будет тогда уж убрать обе фигуры, и Лютера, и Боссюэ. Он заменил их более нейтральными, Эразма Роттердамского и Шарля Монтескье. Новый барельеф был готов в 1844 году, а отвергнутый вариант поступил в страсбургский музей.

Европу на постаменте, помимо Эразма и Монтескье, представляют такие личности, как Декарт, Шекспир, Корнель, Мольер, Кант, Коперник, Гёте, Шиллер, Руссо и другие. Азию представляют турецкий султан, китайский император, индийский философ Раммохун (Раммохан) Рой, а также французский востоковед Анкетиль-Дюперрон и британский индолог, переводчик и основоположник сравнительно-исторического языкознания Уильям Джонс. Африку, помимо простых африканцев, которым европейцы раздают книги, представляют британский политик и филантроп Уильям Уилберфорс, британский аболиционист Томас Кларксон, французский священник, аболиционист Анри Грегуар (аббат Грегуар). Америку представляют Франклин (он держит только что вышедшую из-под печатного пресса Декларацию независимости), Вашингтон, Лафайет; Джефферсон и другие члены конгресса, подписавшие документ; справа изображен Боливар, держащий за руку индейца.

После торжественного открытия памятника Гутенбергу народные гулянья в Страсбурге продолжались целых три дня (с 24 по 26 июня). Приведенная ниже иллюстрация (источник: issuu.com) создана художником Эмилем Швайтцером (Emile Schweitzer) (1837-1903) и взята из книги «Страсбург исторический и живописный, со дней своего основания до 1870 года» (Seyboth Adolphe, Strasbourg, Imprimerie alsacienne, 1894). Она изображает вид площади Гутенберга 25 июня 1840 года, во время трехдневных празднований, посвященных открытию памятника Гутенбергу (в исторических источниках эти торжества так и называются — fêtes de Gutenberg, то есть что-то типа «гутенберговские гуляния»).

Памятник Гутенбергу в Страсбурге, торжественное открытие 25 июня 1840 года

Это были огромные празднества с участием представителей различных французских провинций, а также всех ремесленных цехов Страсбурга (не стоит забывать, что Гутенберг также рассматривался как олицетворение фигуры ремесленника, как знак уважения к индивидуальному мастерству в эпоху начинавшейся индустриализации): ситочников, шорников, стекольщиков, красильщиков, бондарей, слесарей, маляров, медников, садовников, ткачей, кожевников, канатчиков, сапожников, цирюльников, каретников, столяров, мясников, мельников, рыбаков и, конечно, печатников. Изобретательно оформленные колесницы с продукцией различных корпораций, знамёна, роскошные костюмы, музыка...

А вот еще одна иллюстрация тех же самых торжеств, в данном случае изображен кортеж цеха красильщиков (на сей раз это цветная литография из альбома Cortège industriel de Strasbourg. 25 juin 1840. E. Simon fils, 1840) (источник: www.inha.fr).

Памятник Гутенбергу в Страсбурге, торжественное открытие 25 июня 1840 года

Процессии других цехов тоже были весьма красочными. Вот, например, как выглядел кортеж бондарей и пивоваров (слева) и кожевников (справа) (источник: issuu.com):

Памятник Гутенбергу в Страсбурге, торжественное открытие 25 июня 1840 годаПамятник Гутенбергу в Страсбурге, торжественное открытие 25 июня 1840 года

Напоследок — несколько интересных фотографий памятника и площади.

Площадь Гутенберга и памятник Гутенберга в середине XIX века (из книги «Старый Страсбург»,1836-47 гг.) (источник тот же):

Памятник Гутенбергу в Страсбурге

Очень необычная историческая фотография: памятник Гутенбергу, обложенный мешками с песком, декабрь 1939 года (источник тот же):

Памятник Гутенбергу в Страсбурге, 1939 год

 


Полное описание маршрута прогулки по Страсбургу см. в записи «Прогулка по старому Страсбургу. Достопримечательности исторической части города. Часть I».


Описания других исторических достопримечательностей Страсбурга см. в записях:

Исторические достопримечательности Страсбурга, часть I. Торговая палата: превратности истории.

Исторические достопримечательности Страсбурга, часть III. Дом Каммерцеля.

Исторические достопримечательности Страсбурга, часть IV. Страсбургский кафедральный собор.

Исторические достопримечательности Страсбурга, часть V. Аптека Оленя.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



1 комментарий к заметке

  1. alexandra пишет:

    Bravo!!!!