По музеям замка Готторп. Часть II (Музей искусства и культуры)

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 26 октября 2008, в 23:46

Затем я перешла в Земельный музей искусства и истории культуры (Landesmuseum für Kunst und Kulturgeschichte).

Здесь представлены произведения искусства самых разных эпох, в частности, средневекового и ренессансного. Правда, начала я осмотр почему-то не в хронологическим порядке, с экспонатов Нового времени.

В так называемой «Комнате доктора Грауэра» (Dr. Grauers Stube) (зал №40) можно увидеть разнообразную изразцовую плитку. Этот самый доктор в 1795 году приобрел фаянсовую мануфактуру в Келлингхузене. Заодно к нему перешел и дом с парадным залом, стены которого были облицованы изразцами еще в 1765 году. В музее  воссоздана эта комната: украшенные плиткой стены и предметы обстановки возвращают посетителей в то время. Есть здесь и экспонаты более поздней эпохи — в стиле Biedermeier (т.е. «обыватель», от вымышленной фамилии  героя стихов немецкого поэта-сатирика Айхродта, который использовал прилагательное bieder [«простодушно-глуповатый»] в сочетании с распространённой немецкой фамилией Meier). Декоративное искусство бидермайера относится к 1815-1848 гг. Основанное на, вкусах бюргерской среды, оно отражает стремление к домашнему уюту и украшению быта различными милыми мелочами.

В тот период, в частности, большой популярностью пользовалось искусство силуэтов, вырезанных из черной бумаги. Оно отражало незамысловатый вкус эпохи с его тягой к спокойствию и комфорту. Силуэты можно считать предтечей фотографии, ведь они создавались не свободным движением руки по холсту, как картины, а как уменьшенные копии падающих на бумагу теней, с чем мог справиться даже не слишком искусный художник. Искусство вырезания одиночных и групповых силуэтов достигло расцвета и стало по-настоящему модным в конце XVIII - начале XIX в. Появились даже мастера, специализирующиеся на этом виде искусства.

Затем я посмотрела фаянсовую посуду (в XVIII в. в Шлезвиг-Гольштейне было множество фаянсовых мануфактур, производивших высококачественную расписную посуду), парадные серебряные и оловянные кубки XVII-XIX вв., а также так называемые Badegläser, то есть «курортные стаканчики» с рубиновым, синим или желтым накладным стеклом и орнаментами, изображающими виды того или иного местечка.

Сначала, в XIX в. такие кружечки изготавливались для отдыхающих на богемских термальных курортах типа Карловых Вар (Карлсбада). Одновременно они становились приятным сувениром, напоминающим о пребывании на водах. Впоследствии появился обычай выпускать такие кружки и стаканы даже в тех городах и туристическихцентрах, где минеральных источников никогда и в помине не было. Это относится и к большинству городков Шлезвиг-Гольштейна. Например, в 1860 году в Богемии был изготовлен великолепный бокал такого типа с видом острова Гельголанд. Выставлены и здесь и более скромные бокалы с видами Шлезвига и Гамбурга.

Затем я перешла к более древним экспонатам. Музей владеет богатым собранием алтарей и церковной скульптуры XIII-XV вв., а также предметов культовой утвари. Меня в основном заинтересовали алтари.

В мастерской уже знакомого нам Ганса Брюггемана был создан так называемый Малый бордесхольмский алтарь (резной и некогда даже цветной) со сценами несения креста и распятия. Сцена несения креста изображена по образцу знаменитого Бордесхольмского алтаря, который находится сегодня в Шлезвигском соборе. Заметно и влияние «Малых страстей» А.Дюрера (1511). Центральная фигура распятого Христа в верхней части створки утеряна.

Богатое одеяние некоторых персонажей, и в том числе солдат, отражает современную для того времени (ок. 1520-1530) моду, тогда как Иисус, Мария и апостолы изображены в своей традиционной одежде.

Две створки алтаря, изготовленного неизвестным любекским мастером приблизительно в 1420 году. Благовещение и Рождество Христово:

Возложение тернового венца:

Поцелуй Иуды:

Позолоченный и расписанный небольшой дубовый алтарь 1499 года. В центре изображен Св. Лаврентий, по бокам от него слева Мария Магдалина и Гертруда, справа внизу — Св. Екатерина. На боковых створках изображены Архангел Михаил, апостол Иаков (слева) и апостолы Андрей и Петр (справа).

Интересным мне также показался алтарь Св. Марии из церкви городка Хазелау (Haselau), относящийся приблизительно к 1525 году. Он изображает Мадонну с Плащом милосердия в окружении мучеников, а также святые Косма и Дамиан со спутниками. Раньше алтарь был расписным.

В ренессансном разделе представлена нидерландская и немецкая живопись, гобелены, мебель, позволяющие получить представление о жизни двора в эпоху Возрождения. Из живописных работ наиболее интересными представляются работы Лукаса Кранаха Старшего. Помимо знаменитых портретов Лютера и Меланхтона, выставлено много других замечательных картин немецкого живописца.

Картина «Грехопадение» (1521) (один из вариантов этого сюжета у Лукаса Кранаха Старшего):

Знаменитая картина Лукаса Кранаха Старшего «Христос благословляет детей» (до 1537):

Картина «Муж скорбей» (до 1537) Лукаса Кранаха Старшего (изображение Христа в терновом венце, с кровавыми следами от бичевания и с орудиями Страстей):

Картина «Самоубийство Лукреции» (ок. 1540), отражающая возрожденческий интерес к античным сюжетам, была написана сыном художника, Лукасом Кранахом Младшим по заказу какого-то знатного вельможи. Лукреция— добродетельная красавица-жена римского воина Коллатина. Обесчещенная сыном царя Секстом Тарквинием, Лукреция рассказала о своем позоре мужу, родственникам и друзьям и на их глазах заколола себя кинжалом. История Лукреции, рассказанная Титом Ливием, послужила сюжетом многих литературных произведений и картин. Этот сюжет неоднократно изображался и Лукасом Кранахом Старшим.

Еще понравилась картина нидерландского художника Йоса ван Клеве (Joos van Cleve) «Святой Иероним» (ок. 1510) . Иероним был человеком большого интеллекта, много путешествовал; является переводчиком Ветхого завета на латынь, создателем Вульгаты; считается покровителем всех переводчиков; по традиции изображается с некоторыми непременными атрибутами, в частности, с книгами и красной шляпой с широкими полями, именуемой кардинальской (хотя  кардинальского сана во времена Иеронима еще не существовало):

Кстати, Иероним был не только человек начитанный и эрудированный, но и не лишенный остроумия. Когда его подопечная Евстохия постригалась в монахини, он такими словами убеждал ее мать:  «Неужели ты негодуешь, что она захотела быть супругою не воина, а царя [Христа]? Ты стала тещею Божиею».

Далее я посмотрела некоторые предметы мебели и домашнего хозяйства XVI-XVII в. Интересным показался, в частности, дубовый пресс для отжимки белья XVII в.  (гладильный пресс).

В отделе с более поздней живописью меня привлек портрет, выполненный в 1655 году Юргеном Овенсом (Jürgen Ovens) — художником из Северной Фризии, известным портретистом и даже, возможно, учеником Рембрандта. Картина называется «Портрет Марии Овенс, жены художника, как олицетворение тщеславия». Вызывающий взгляд, полуобнаженная грудь, роскошный наряд — так представил художник аллегорию Тщеславия (vanitas), суеты и бренности . Интересно, любил ли он свою жену? Может быть, и да. Подобные аллегории  были весьма распространенным мотивом в эпоху барокко (часто они изображали молодых женщин перед зеркалом). Одна из наиболее известных работ Юргена Овенса — «Голубая мадонна» (Blaue Madonna), находится в Шлезвигском соборе. Для готторпского Амалиенбурга (Amalienburg) (загородного замка, находившегося в самой высокой части здешнего барочного парка) Овенс написал 45 картин.

Затем я перешла в великолепные залы, относящиеся к оригинальному убранству замка. Особенно впечатлила меня Замковая капелла (Schlosskapelle):

Понравился мне и не менее знаменитый Олений зал (Hirschsaal) — бывший банкетный зал с барельефами, изображающими оленей:

Следующий зал под названием Plöner Saal или попросту «Белый зал» представляет XVIII столетие с богатым убранством в стиле рококо и коллекцией фаянса (к оригинальному убранству готторпского замка зал не относится: он был перевезен из замка в городе Плён (Schloß Plön) в земле Шлезвиг-Гольштейн):

Картины, скульптуры, произведения прикладного искусства позволяют получить представление о том, какими собраниями владели герцоги Готторпа в период его расцвета. Ценная мебель, предметы посуды... Есть здесь и портреты русских царей Петра III (разумеется) и Павла I.

Отмечу, что коллекция искусства эпохи барокко, рококо и классицизма у музея довольно богатая. Просто я увидела не всё, отчасти за неимением времени, отчасти из-за усталости или отсутствия интереса. В частности, знаменитая фаянсовая коллекция наверняка порадует любителей этого вида искусства. Тоже самое можно сказать и о картинах эпохи барокко и классицизма. Тут есть на что посмотреть, если, конечно, это вас интересует. Меня же больше привлекло средневековье и модерн, такие вот две полярности.

Переходя в отдел модерна, я наткнулась на занятные приготовления на нижнем этаже замка. Барышни примеряли старинные наряды; видимо, для какого-то представления. Тайком заглянув в их комнатку, я увидела, что у них там полным-полно разного реквизита: красивых платьев и проч. Наверное, какие-то традиционные исторически-развлекательные мероприятия, что неудивительно для места со столь богатой историей.

В другую часть замка нужно было переходить по хмурой дождливой улице, зато я посмотрела замок, так сказать, с внутренней стороны:

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)