На краю света, или о перспективах развития ветроэнергетики на севере Германии: прибытие на остров Зюльт

Рано утром 13 сентября, в субботу, я встречалась на Главном вокзале с человеком, который написал мне по Интернету, что готов разделить со мной региональный билет SH Ticket. Я подумала, что мне очень даже повезло: всё же платить 29 ЕВРО одной не хотелось. Поезд наш отходил в районе половины девятого. Мы встретились возле автоматов и купили билет. Рональд оказался очень миловидным человеком лет тридцати двух, такого вполне интеллигентного вида и достаточно симпатичный. В общем, наилучший спутник: вежливый, не слишком разговорчивый, приличный человек. Жаль, обратно ему нужно было только в понедельник, тогда как мне уже на следующий день.

Время в пути до острова Зюльт — примерно два с половиной часа. По приезде я сразу решила освободиться от лишних вещей и попытать счастья в пансионе, где у меня был заказан номер. И мне повезло. Отельчик оказался очень удобно расположен, в самом центре Вестерланда (это центральный город острова): небольшой, миленький особнячок в сельско-идиллическом стиле как внутри, так и снаружи. Хозяйкой этого пансиона под названием Gästehaus Jutta Wehrmann была, собственно, фрау Ютта Верман, оказавшаяся, опять же, премилой женщиной лет этак 65-ти. Янтарные бусы. Улыбается. Очень понятно говорит.

Мы с ней сразу рассчитались, она рассказала, где здесь подают завтрак. Потом решила поделиться со мной историей своей жизни. По счастью, это продолжалось не так долго, как я уже начинала бояться: а то, думаю, не зависнуть бы мне здесь на полдня. Она рассказала, что родилась в Калининграде, то бишь Кёнигсберге, и с тех пор как открылись границы, регулярно ездит на свою родину, уже раз пятнадцать с момента распада СССР там бывала. В основном, правда, по делам, а не как нормальный турист: у нее там какой-то благотворительный проект: типа, гуманитарная помощь, детские сады и проч. Она говорит, что за последние годы Калининград стало не узнать, он так преобразился: новые дома, реставрация старых зданий, собор… Раньше она была против того, чтобы собор восстанавливали: мол, бедность кругом и куча других социальных проблем. Но теперь, как увидела, как это красиво, поменяла свое мнение. Была, говорит, под глубоким впечатлением от службы и всей атмосферы. А вокруг города (тут что Ленинградская или Псковская область, то и Калининградская) — по-прежнему полная разруха (она, собственно, в деревенской части родилась; потом жила в Дюссельдорфе, а года два назад перебралась вот сюда на остров и держит пансион на комнат этак 5 или 8, в общем, небольшой, хотя, как я поняла, персонал подсобный у нее всё же имеется).

Говорит, пыталась учить русский, ходить на курсы, заниматься по учебникам. Но то она была после работы и не могла соображать, то еще что-то. В общем, решила: нет, этот язык я никогда не выучу, лучше уж буду хорошо зарабатывать, чтобы иметь возможность позволить себе нанимать переводчика. Так и повелось: во всех своих поездках она пользуется услугами переводчика. Так что, видимо, и вправду хорошо зарабатывает.

Комнатка моя оказалась небольшая, но очень милая: телевизор, раковина, батарея (!). Туалет и душ тут же, на лестнице (всего на этом этаже три номера). Очень уютно.

Оставив основную часть своих вещей у своей, можно сказать, соотечественницы, я отправилась осматривать окрестности. Кстати, первая достопримечательность, которую видят все, кто прибывает на вокзал Вестерланда, — это так называемые «Зелёные великаны» (Grüne Riesen). Очень забавная скульптура. Установлена она была в 2001 году и с тех пор встречает и провожает всех путешественников. Говорят, композиция вызывает какие-то искусствоведческие споры. Не знаю. По-моему, сделано очень интересно. Изображена семейка зеленых великанов: муж с женой, дочка и сын, который прибыли на Зюльт; тут же лежат их (тоже зеленые) чемоданы. Великаны едва держатся на ногах: все скульптуры, да и зеленые фонари вокруг (тоже являющиеся частью композиции) наклонены и как бы качаются от ветра. Аналогично развеваются волосы у всех персонажей. Более того, у детишек зеленых великанов не только волосы, но и головы оказались перевернуты. Очевидно, тоже от сильнющего зюльтского ветра.

Ветер, надо сказать, здесь и правда знатный. Не припомню другого такого региона. У них здесь всё носит на себе отпечаток ветра, даже сувениры местные очень часто перекошены, как будто тоже склонились под силой ветра, даже памятник ветру тут где-то есть. Так что недаром именно на Севером море планируют строить ветряные станции (которыми, я собственно, начинаю заниматься на работе начиная с этой недели).

В субботу погода была так себе: помимо ветра, было еще временами пасмурно и даже дождик всё грозился, но не пошел. В воскресенье ветер, конечно, не поутих, но светило яркое солнце, что в совокупности дало мощный эффект: и руки, и шея, и лицо загорели у меня очень сильно.

Зюльт — самый крупный из островов в Северном море называют королем севера. Остров длиной 38 км в самом узком месте можно перейти всего за 10 минут. Зюльт — самый северный остров Германии и самый большой из Северофризских островов. Всего здесь 12 маленьких городков. С материком остров соединяется единственной в Европе дамбой (ее построили еще в 1927 году) протяженностью в 11.2 км. Со всех сторон Зюльт омывается Северным морем. На самом деле, оно довольно теплое, и летом многие купаются в его водах (но во время своего пребывания на Зюльте я на заплыв не решилась: вода была 16 градусов, это еще ничего, но воздух слишком уж холодный). На острове есть и озера и холмы, поросшие лесами, и зеленые долины, песчаные пляжи и дюны, протянувшиеся на многие километры.

Зюльт привлекает туристов своими хорошими климатическими условиями — свежим и чистым воздухом. Сюда рекомендуется приезжать людям с заболеваниями верхних дыхательных путей.

Сперва я, как нетрудно догадаться, пошла на пляж, где с меня (об этом меня, у счастью, предупредила хозяйка отеля) взяли три с половиной ЕВРО курортного сбора. Никто не купался. По большей части народ сидел в пляжных корзинках, дышал… Кое-кто разместился просто на песке, на полотенцах. Песочек здесь восхитительный: очень светлый, тонкий.

На пляже также располагается Musikmuschel — павильон для оркестра в виде морской раковины. Здесь регулярно устраиваются концерты (один из них я, гуляя по пляжу вечером, слышала в пол-уха). Рядом со сценой — скульптура девушки, которая провожает кого-то в море.

В близлежащих курортных улочках народ активно гуляет, сидит в кафе, покупает сувениры, в общем, тусуется. Летом, говорят, и по ночам тут бурлит жизнь, но когда я тут проходила вечером, уже всё было тихо: видимо, молодежь осенью сюда не приезжает.

Пляжные корзинки здесь используются везде. И правда, славное изобретение. Очень удобное. Тут можно встретить его и на индивидуальных участках, и в кафешках, и на парковках… Даже в качестве сувенира небольшие такие корзиночки продают.

Еще одна достопримечательность этих мест — лежбища тюленей. Правда, «гнездятся» они не у самого Зюльта: отсюда надо брать паром и ехать на специальную экскурсию. А жаль, я бы очень хотела посмотреть. Но мало того что это стоит денег, так еще и не каждый день. Меня вообще умиляет: то туристическая служба не работает по воскресеньям, то банкомат Райффайзен банка закрыт по выходным, то экскурсий нет… Как так можно жить?! Хорошо еще, что здесь (как и в Травемюнде — видимо, особенность курортов) по выходным работают все основные магазины: Aldi, Lidl, E-markt.

Кругом очень много рыбных ресторанчиков. Особенно часто предлагают блюда из креветок (Nordseekrabben). Кстати, пока я гуляла вдоль берега, особенно интересного ничего не встретила, только несколько дохлых крабиков. А, и еще одна интересная ракушка: таких я на других морях не видела: такая вытянутая, плоская.

Надо сказать, что я не сильно переживала, что не выкупалась, еще и потому, что увидела, как много здесь медуз. Причем очень необычных: такие мне тоже никогда не встречались. Довольно неприятные. Учитывая, как много их было вечером на берегу, можно себе представить, сколько их в воде.

К основным достопримечательностям Вестерланда можно отнести церковь St. Nicolai Kirche, выстроенную, я бы сказала, в любекском стиле. Освящена она была в 1908 году.

Из других построек можно отметить массу традиционных «Reetdach» (домики с тростниковой кровлей). Смотрятся они просто очаровательно, романтично как-то даже.

Я взяла на прокат велик (5 ЕВРО в сути) непосредственно у вокзала и покатила на юг Зюльта. Кругом леса, поля, живность разная пасется...

Сначала посетила местный парк птиц и зверей (Tierpark Tinnum; желающие, опять-таки, могут поискать это место в GoogleEarth). (Поистине, я получаюсь, судя по этим заметкам, просто помешанной на флоре и фауне). Мне дали скидку (правда, тетенька очень долго изучала мой документ, а потом спросила, где, собственно, я прохожу практику; возможно, место моей практики тоже сыграло свою роль); в итоге заплатила я 5 ЕВРО.

Здесь мне встретились знакомые попугаи ара и разнообразные волнистые попугайчики.

Очень смешные маленькие хомячки.

Кролики здесь — просто блеск! Одни с висячими ушками похожи на собак, другие смешные такие пятнистые, третьи необычайно гигантские (один из них когда спал, было вообще непонятно, что это за чудище тут развалилось, просто-таки кролик-оборотень! - или зверь у дома Дюрера в Нюрнберге).

Интересная птица — новогвинейская (смеющаяся) кукабарра (зимородок-великан). При мне, правда, она молчала. А жаль: говорят, она издает какие-то невообразимые звуки (язвительный хохот, крик), откуда и название. Обитает в Австралии.

Не обошлось, конечно, и без разнообразных сов:

И журавликов:

Тема материнства (сейчас, видать, у большинства птиц период воспитания потомства):

Тема любви (увы, первую парочку мне не удалось застукать непосредственно во время поцелуя, фотик слишком медленно срабатывает):

Еще вот такая выразительная птица встретилась:

Это орёл-скоморох, или фигляр, хищная птица семейства ястребиных. Название орла-скомороха птица получила за пеструю окраску замечательные воздушные акробатические упражнения, которые она проделывает в воздухе, особенно в период размножения. Основной фон окраски птицы темный, а передняя часть головы и ноги - ярко-красные.

Орел-скоморох относится к змееядам и поедает даже самых ядовитых змей. Главная же его пища - падаль. А еще он пиратствует, отнимая добычу у других хищных птиц. Он способен даже заставлять грифов изрыгать пищу, которую они только что проглотили. Распространён в Африке.

А также канарейки:

И фламинго (которые все почему-то скукожились, свернулись в клубки и отвернулись):

Здесь выделен специальный остров для павлинов. Заходить на сам остров запрещается, но проплыть на катамаране вокруг по каналу можно, и причем бесплатно. Правда, когда я там была, все катамараны были заняты детьми.

Из более крупных животных мне понравились местные свиньи. Едва меня завидев, они принялись яростно хрюкать: мол, жрать давай. Причем привалили даже со двора, кто там гулял (дверь в свой свинарник они сами умеют открывать). А когда я, наоборот, пошла посмотреть на них с улицы, они повалили обратно во двор, в той же тщетной надежде урвать чего-нибудь вкусного.

Альпака:

Были тут также олени, козочки, овечки, лошади, ослики…

Я осталась очень довольна. Приятный парк, кругом цветы, всё ухожено, животные интересные. И опять же, хорошо немного отдохнуть от велосипеда.

Велик мне на этот раз достался очень хороший. Ход плавный, мягкий. Я, конечно, плохо разбираюсь: только недавно, например, узнала, что у велосипедов тоже передачи бывают. На этом стандартном их было три. Однако, вынуждена признаться, что этот день был для меня с велосипедной точки зрения не самым удачным. В момент, когда пришлось быстро затормозить, чтобы не въехать в какую-то пару, стоявшую на светофоре тоже с великами, я не удержала равновесие и грохнулась. Царапина небольшая, а вот повреждения для джинсов очень заметные: разорвались на коленке. Теперь не знаю, что и делать. Впрочем, с этой недели в Гамбурге похолодало, так что в черных вельветовых джинсах мне совсем не жарко. Учитывая этот печальный опыт, в воскресенье я каталась с повышенной осторожностью. Да и дорога была проще: всё по прямой и строго по велосипедной дорожке, без всяких изысков.

Далее я планировала проникнуть на самый юг Зюльта через место под названием Rantum-Becken (то есть своего рода морская «ванна» в районе городка Рантум: вода, огороженная валом; изначально она служила в качестве гавани для гидросамолётов). Сейчас здесь птичий заповедник.

Собственно, по этому валу я и намеревалась добраться до южной оконечности острова, но, увы, оказавшись перед началом этой «перемычки», была вынуждена повернуть назад (сначала вдоволь налюбовавшись овечками, которые в обилии пасутся на этом валу): не только проезд на великах, но и проход тут закрыт, так как ведутся какие-то строительно-восстановительные работы, так что проникновение, мол, опасно для жизни. Однако на южную оконечность острова есть и другой путь (которым я и воспользовалась на следующий день).

См. также: Остров Зюльт. Часть II. Церкви и кладбища.
Остров Зюльт. Часть III. Закат на Северном море.
Остров Зюльт. Часть IV. На юге острова Зюльт: травы, маяки, море...
Остров Зюльт. Часть V. На юге острова Зюльт. Окончание.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)

3 комментария к заметке

1. Тася пишет:

Читаю Вас с огромным интересом, спасибо за это наслажлдение!

2. Foxy пишет:

Спасибо большое за отзыв. Рада, что интересно :) .

3. Viktor пишет:

Прекрасная статья,фотографии — спс вам большое!!!!!:)