Сегодня мы завершаем знакомство с историей и достопримечательностями городка Л’Иль-сюр-ла-Сорг, когда-то входившего в состав графства Венессен («папского анклава» среди земель французского королевства), а ныне являющегося неотъемлемой частью Прованса.
Благодаря резвой речке Сорг и ее каналам, создающим настоящий островной ландшафт (недаром уже в средние века город именовали Insula), это был процветающий промышленный центр с массой сукновальных и мукомольных мельниц, красилен, бумажных фабрик и прочих мануфактур, работавших за счет энергии воды. Водяные колёса до сих пор служат главным символом этой «провансальской Венеции», несмотря на то что осталось их не так уж и много, да и выполняют они сугубо декоративную функцию. Теперь город живет иным промыслом, превратившись в одну из главных европейских столиц антиквариата.
Отзыв о поездке в Л’Иль-сюр-ла-Сорг. Водяные колёса и другие достопримечательности. Часть III
Предыдущая часть нашей прогулки завершилась у ренессансного дома кардинала. Вернёмся теперь к оживленной центральной площади Place de la Liberté и продолжим движение по основному маршруту, указанному на туристической карте.
Наш путь лежит на север, мимо главной городской церкви Нотр-Дам-дез-Анж. К западному фасаду храма слева примыкает бывшее зернохранилище (зерновая биржа) (Ancien Grenier Public), которое ныне служит центром туристической информации Л’Иль-сюр-ла-Сорга и всего региона Pays des Sorgues. Здесь можно получить необходимые рекомендации, взять карты города, буклеты и проч., а заодно и увидеть старинный сводчатый зал (часы работы офиса указаны тут).
Само здание, причисленное к историческим памятникам архитектуры, было возведено в 1779 году (этот год указан на фасаде), когда прежний городской амбар стал слишком мал.
Ранее на этом месте находилась капелла братства Белых кающихся (кто это такие, мы уже вкратце обсуждали). Капеллу снесли, построив теперешнее здание по проекту местного архитектора Брена (Esprit-Joseph Brun/Brun Cadet), работавшего также в Экс-ан-Провансе и Марселе. Нижний этаж предназначался для торговли иноземными товарами, а основной — для местной продукции. Торговали здесь в основном пшеницей, рожью, овсом, а также орехами и крупами.
Миновав фасад, углубляемся в узкую улицу Rue du Dr Tallet, которая приводит нас к центру искусств «Кампредон», Campredon Centre d'art. Этот музей, в котором регулярно проходят выставки современной живописи, скульптуры и фотографии, разместился во внушительном особняке Кампредон (L’hôtel Donadéï de Campredon/Immeuble ou hôtel Donadei de Campredon).
Строгое классическое здание, исторический памятник архитектуры, было построено в 1746 году для маркиза Шарля-Жозефа Кампредона (Charles-Joseph de Campredon), выходца из старинной семьи землевладельцев. Проект постройки разработал тот же архитектор Эспри-Жозеф Брен (Брюн) (Esprit-Joseph Brun/Brun Cadet). В середине XIX века здание выкупило религиозное братство Сен-Шарль, а еще через столетие оно перешло в собственность города. После реставрации тут сначала открыли музей поэта Рене Шара (Maison René Char), а потом центр современного искусства.
Если у вас есть время, стоит заглянуть в красиво оформленный внутренний двор с зеленью и фонтаном, со стороны Rue Molière (источник фото). Внутри самого здания уцелел вестибюль с колоннами и красивая лестница с изящными коваными перилами.
Главный, наиболее суровый, фасад особняка выходит на набережную Quai Frédéric Mistral, где сохранился один из тех самых крытых спусков к реке, служивших ранее местом для стирки (lavoir du Portalet/lavoir de Campredon).
Свернув налево, пойдем вдоль набережной, которая на данном отрезке уже носит название Quai Clovis Hugue. Этот квартал Л’Иль-сюр-ла-Сорга, может, и не самый эффектный, но удивительно тихий и зелёный: все шумы остались позади, и только слышно, как журчит река.
По берегам с одной стороны — скамейки для отдыха и парк, с другой — бледные домики, дополняющие этот умиротворяющий пейзаж, который можно было бы назвать сельским, если бы не парковка.
Вода в речке не только удивительно чистая и холодная, но еще и очень быстрая.
В Л’Иль-сюр-ла-Сорге обитают, наверное, самые спортивные утки на свете: они не боятся плыть против течения, крутятся, барахтаются и отчаянно пытаются передвигаться, несмотря ни на что. Захватывающее зрелище — этот утиный фитнес.
На данном участке реки нам встретилось сразу несколько водяных колёс. Первым было не слишком красочное водяное колесо № 9, Roue du Portalet (см. карту). Оно было установлено в 1832 году и изначально служило для приведения в движение станков шелковой фабрики. Последняя позднее перепрофилировалась на производство макаронных изделий.
Виды на реку в этом месте особенно прелестны.
Следом — в северо-западном углу острова, которым является Старый город, — покажется скромное, почти лишенное растительности водяное колесо № 8 (см. карту), Roue du Quai Nord.
Оно было установлено в 1834 году и неизменно использовалось для механизации процесса обработки шелка.
Сразу за мостом будет красивое водяное колесо № 7 (см. карту), одно из самых живописных на маршруте (хотя и оно не смогло затмить нашего любимцы, колеса № 11). Данное колесо — одно из старейших в городе — называется Roue des Minimes, то есть «францисканское», так как было построено в XVII веке монахами-францисканцами для снабжения водой их монастыря. Права на колесо принадлежали им до 1726 года.
Впоследствии колесо служило для различных промышленных нужд и, в частности, применялось в шелковом производстве. Напротив колеса можно заметить еще один из трех сохранившихся крытых спусков к реке, использовавшихся в старину для стирки белья (lavoir de Villevieille).
За «францисканским» колесом уже виднеется следующее, водяное колесо № 6 (см. карту), Roue des Lices de Vieilleville, названное, вероятно, из-за близости к аллее Вьейвиль. В первой половине XIX века оно применялось на шелковом производстве, а позднее, до середины XX века, несло службу на фабрике консервов. В ходе недавней реконструкции деревянные лопатки этого внушительного колеса были полностью заменены.
Проходим мимо забавного домика, оглядываясь назад и любуясь пейзажами. То тут, то там в тенистых уголках возле реки попадаются стайки молодежи. Оно и понятно: рядом с набережной находится обширное здание лицея, построенного в 1883 году на средства того самого благотворителя Альфонса Бенуа (lycée Benoit), фонтан-памятник которому мы видели в начале нашей «экскурсии». Этот лицей — одно из главных образовательных учреждений в Л’Иль-сюр-ла-Сорге.
А мы продолжаем двигаться по западной границе Старого города, не отклоняясь от реки, и вскоре приближаемся к водяному колесу № 5 (см. карту), Roue des Tourelles/Tournelles (Roue Robert).
Оно было установлено в 1832 году и принадлежало фабриканту покрывал. Между прочим, производимые в Л’Иль-сюр-ла-Сорге покрывала и одеяла были широко известны уже в период Средневековья. Впоследствии колесо переходило к другим фабрикантам, которые занимались аналогичным промыслом.
Пройдя еще пару шагов, достигаем любопытного места под названием Pont des Cinq Eaux, то есть «Мост пяти водяных потоков». Здесь соединяются целых пять рукавов реки Сорг! И, кстати, в этой же части реки наблюдается самый большой в городе перепад уровня водотока (более 2 м). Если вы любите всё, связанное с водой, то имейте в виду, что в 1,5 км к востоку от центра Л’Иль-сюр-ла-Сорга находится еще одна интересная природная достопримечательность под названием «Раздел вод» (Le Partage des Eaux). Это живописное место, где река Сорг разделяется на два рукава, Sorgue de Velleron и Sorgue d'Entraigues, популярно у туристов, а также рыбаков. Если есть лишнее время, можно прогуляться (см. расположение «раздела вод» на карте).
От моста Pont des Cinq Eaux открывается вид на водяное колесо № 4 (см. карту), Roue de Valabrègue (Roue de Valabrègues), которое благодаря упомянутому перепаду высот развивает мощность 60 лошадиных сил. Колесо, как говорят, существует с незапамятных времен. В конце XVIII века городские власти продали его частному лицу. Была сооружена мельница для валяния сукна, которую затем преобразовали в красильню, а в 1851 году продали купцу по фамилии Валабрег (отсюда — нынешнее название колеса). Следующие владельцы из семьи Брен-Шампен (Brun-Champein) открыли фабрику по производству ковров и покрывал и установили современные двигатели.
В настоящее время колесо является частью комплекса исторической мануфактуры Brun de Vian Tiran (BVT). Это предприятие по производству высококачественных (и весьма дорогих) изделий из натуральной шерсти существует уже более 200 лет. Как мы знаем, когда-то в Л’Иль-сюр-ла-Сорге было полно подобных фабрик. Но до нашего времени сохранилась лишь эта, причем водяное колесо давно уже бездействует и стоит просто «для декорации».
На протяжении 200-летней истории фирмой непрерывно управляли представители одной и той же семьи. А началось всё в 1808 году, когда Шарль Тиран (Charles Tiran) и его зять Пьер-Лоран Виан (Pierre-Laurent Vian) основали на берегах реки Сорг, на месте мастерской по изготовлению режущих инструментов, сукновальную фабрику. Первоначально фабрика располагалась немного восточнее (в районе водяного колеса «У Авиньонских ворот»), а в 1830 году, в поисках более мощного водяного потока, ее перевели сюда, к слиянию пяти рукавов реки, где производство работает и поныне. Нынешнее название фабрика получила в 1886 году, когда внучка Лорана Виана вышла замуж за Эмиля Брена (Emile Brun).
Brun de Vian Tiran — старейший французский производитель покрывал, одеял и пледов из натуральных волокон. Помимо одеял и покрывал, на мануфактуре выпускаются нежнейшие шарфы, шали, перины, ковры — и всё это из лучших мировых материалов: кашемира и шерсти мериноса, верблюжьей шерсти, шерсти альпак и лам, мохера, льна и шелка. Сырье выискивается на пяти континентах: от Перу и Ирана до Туркмении и Турции. Особый эксклюзив — продукция из тончайшей шерсти местных, провансальских, овец породы «арльский меринос» (Mérinos d’Arles Antique) (источник фото).
На фабрике по всей день осуществляется полный цикл производства: чесание, прядение, ткачество, валка, ворсование, крашение и другие виды отделки, а также шитье и набивка. Это позволяет полностью ручаться за качество изделий и помечать их престижной маркой «Французский текстиль» (Textile de France). Для многих технологических операций, как и два века назад, незаменимы воды реки Сорг.
Трудно в это поверить, но на фабрике Brun de Vian Tiran до сих пор для ворсования некоторых особенно благородных шерстяных тканей используются традиционные ворсовальные шишки, а не их металлические заменители (источник фото).
Заложенные основателями традиции качественного текстиля продолжает уже восьмое поколение их потомков.
Фирме удалось выжить, несмотря на популярность синтетических материалов (владелец предприятия презрительно называет этих конкурентов «продавцами пластиковых пакетов») (источник фото).
Компания успешно занимает свою собственную нишу, ориентируясь на вкусы состоятельных клиентов, которые ценят качество и без проблем готовы выложить за какую-нибудь кашемировую шаль или одеяло несколько сотен евро. Купить фирменную продукцию можно по всему миру. Разумеется, есть свой магазин и в Л’Иль-сюр-ла-Сорге (находится он около от главной городской церкви, по адресу Place Ferdinand Buisson, 8, и называется Un Jour). Короткий фильм о легендарной провансальской компании можно посмотреть здесь.
От колеса № 5 и набережной Quai Lices Berthelot, на которую выходит один из фасадов фабрики Brun de Vian Tiran, сворачиваем на улицу Rue Jean Théophile. По правую руку останется реформатская церковь, Église réformée, бывшая капелла благотворительного заведения «Дом милосердия», построенная в 1852 году (на фотографии видна ее звонница).
Улица Rue Jean Théophile, которая проходит вдоль уже знакомого нам канала Л’Арке, интересна как еще один осколок промышленного наследия Л’Иль-сюр-ла-Сорга.
Ранее она была известна как «улица водяных колёс», и здесь располагалось множество предприятий самых разных отраслей. Получить представление о тогдашнем виде улицы позволяет старинная открытка (источник):
Теперь это просто тихая узкая улочка с тремя водяными колёсами разной степени заброшенности. Первым нам повстречалось водяное колесо № 3 (см. карту), Roue Croset. Известно, что владелец колеса, Антуан Крозе (Antoine Croset), в 1828 году получил разрешение задействовать его на шерсточесальной мануфактуре. Ранее он использовал колесо для собственных хозяйственных нужд, а также в своей дубильной мастерской.
Впереди уже видны два последних водяных колеса, но мы ненадолго отклонимся от стандартного маршрута и свернём направо на Rue Alfred Musset.
Эта улица вскоре приведет нас в центр Еврейского квартала —на тихую и пустынную площадь Place de la Juiverie.
Здесь не слишком много примечательных зданий, но есть повод вспомнить о том, что в Л’Иль-сюр-ла-Сорге, как в некоторых других городах графства Венессен, а также в Авиньоне, с XIV века селились евреи, изгнанные из других мест (в том числе из Франции). Графство, как мы знаем, до конца XVIII века было независимым от Франции и входило в число папских владений, почему этих евреев и называли «папскими» (Les Juifs du Pape) или «контаденскими» («конта-венессенскими») (Juifs comtadins). Вместе с эльзасскими евреями они составляли две единственные еврейские общины, которым было позволено проживать территории современной Франции.
Представители еврейской общины занимались торговлей и ростовщичеством и в значительной степени способствовали процветанию региона. В Л’Иль-сюр-ла-Сорге они также были фабрикантами шелковых и шерстяных изделий. От тех времен в городе сохранился лишь этот небольшой квартал, а за городом — крупное еврейское кладбище (на нем хоронили до начала XIX века). В соседнем Карпантрасе, еще одном городе графства Венессен, находится старейшая во Франции синагога. Также довольно известна синагога в Авиньоне. Что же касается синагоги Л’Иль-сюр-ла-Сорга, то она несколько раз перестраивалась и была разрушена в середине XIX века.
Евреям разрешалось проживать лишь в специально отведенных кварталах, именовавшихся на провансальском наречии “carrières” («улицы»), но по сравнению с остальными странами режим в графстве был относительно мягким. Еврейский квартал Л’Иль-сюр-ла-Сорга был организован вокруг площади Place de la Juiverie, на которой мы сейчас находимся, и был связан с остальной частью города двумя дорогами, которые закрывались на ночь воротами. Ворота располагались на нынешних улицах Rue de l’hôtel de ville и Rue Carnot.
Среди старинных построек на площади можно упомянуть здание бывшей школы монашеского сообщества Братьев христианских школ (Frères des écoles chrétiennes). Школа была открыта в 1854 году по распоряжению каноника по фамилии Жала (Jalat). Между прочим, конгрегация Братьев христианских школ существует и поныне.
По соседству, на углу площади Place de la Juiverie и улицы Rue de l’hôtel de ville, расположился скромный особняк Hôtel de Casal, построенный ок. 1760 года архитектором Жаном Бреном (Jean Ange Brun) (братом уже знакомого нам Брена, Эспри-Жозефа, тоже архитектора) для первого городского консула Гийома де Касаля (Antoine Guillaume de Casal), потомка Франсуа Касаля, бывшего апостольским протонотарием в XVII веке. Сейчас особняк сдаётся туристам. Там сохранилась красивая лестница и чудесный увитый зеленью внутренний двор.
Если пройти от площади Еврейского квартала по Rue Louis Lopez, мы попадём на одну из главных улиц Л’Иль-сюр-ла-Сорга — Rue Carnot.
Здесь множество магазинов, в том числе сувенирных.
Главная архитектурная достопримечательность этой торговой пешеходной улицы — кардинальский дом (Livrée cardinalice), сохранивший прекрасный позднеготический фасад (адрес: Rue Carnot, 51-53). Он также известен как «дом Серами де Рамбера» (ancienne maison du seigneur de Séramy de Rimbert/Raimbert), по имени господина, который проживал тут в 1615 году.
Здание датируется примерно XVI веком и признано историческим памятником архитектуры.
В отличие от кардинальского дома, который мы видели чуть раньше, фасад этого жилища не вычищен до блеска и явно требует ухода, но зато, за счет своей брутальной внешности, смотрится строго и аутентично.
Обратите внимание на интересные скульптурные консоли, которые являются основным украшением фасада: здесь и гербы, и драконы, и растительные орнаменты.
Известно, что до Французской революции дом служил местом встреч весёлого буржуазного кружка, Le cercle de la Jubilation.
Вернёмся теперь через Еврейский квартал обратно на «улицу водяных колёс» Rue Jean Théophile, чтобы завершить нашу прогулку.
На примыкающей к улице небольшой площади Place des Frères Brun находится исторический комплекс больницы святого Иосифа (Hôpital-hospice Saint-Joseph/L'ancien Hôtel Dieu) с очень красивыми коваными воротами XVIII века (1762).
За воротами — внутренний двор, окруженный старинными зданиями.
По центру двора — скромный фонтан, укрытый кустиками лаванды (в сентябре лаванда в Провансе уже почти всюду отцвела, так что было приятно и неожиданно увидеть хотя бы остатки былого великолепия).
Здесь удивительно спокойная атмосфера, полная какой-то особенной тишины и благородства, хотя никаких особенных архитектурных изысков нет (кроме разве что ворот).
История у этого места давняя. Больница святого Иосифа была основана в 1685 году, заменив прежний городской госпиталь, созданный, в свою очередь, на основе пяти средневековых богаделен. В середине XVIII века комплекс был расширен по проекту Жана-Батиста Франка (Jean-Baptiste Franque) (который был тестем архитектора Эспри-Жозефа Брена) и до конца столетия подвергался разнообразным усовершенствованиям. По соседству со старинным госпиталем, со стороны набережной Quai Lices Berthelot, сейчас находится современная действующая больница.
Если обратиться к консьержу, он пустит вас в музей старинной аптеки (1763) с любопытной коллекцией провансальского фаянса из Мустье-Сент-Мари, деревянными резными панелями XVIII века и огромной бронзовой ступкой XVI века (источник фото). Также сохранился вестибюль с большой парадной лестницей, нарядная больничная капелла (1760) и сад с фонтаном (1768). В общем, ансамбль недаром причислен к историческим памятникам архитектуры.
Шагая дальше по Rue Jean Théophile, увидим два последних водяных колеса.
Водяное колесо № 2 (см. карту) находится максимально близко к вышеописанной больнице и издавна снабжало ее водой, потому и называется Roue de l’hôpital («больничное колесо»).
Чуть дальше по левую руку (угол с улицей Rue Alphonse Benoît) можно заметить старинный дом со своеобразным деревянным порталом, а рядом — миниатюрный скверик с фонтаном.
Следом покажется водяное колесо № 1 (см. карту), последнее на нашем маршруте.
Это колесо, известное как Roue de Victor Courtet, с 1832 года использовалось на шелковой и шерстопрядильной фабрике. Недавно оно было отреставрировано и очищено от известняковых отложений.
За колесом улица меняет название, превращаясь в Rue Dr Jean Roux. Это тихий квартал, куда редко забредают туристы. Застройка здесь в основном малопримечательная, но одно интересное здание всё-таки имеется — правда, в удручающем состоянии.
Речь идет бывшей капелле Белых кающихся (Chapelle des Pénitents Blancs). Мы уже говорили о том, что эти религиозные братства, занимавшиеся, в частности, благотворительной деятельностью, были широко распространены в Провансе и различались по окраске одеяний — отсюда и их «цветные» названия.
В Л’Иль-сюр-ла-Сорге тоже было несколько подобных организаций, в том числе братства Синих, Серых и Белых кающихся. Капелла Белых кающихся была построена в 1742 году по проекту местного архитектора Эспри-Жозефа Брена (Esprit-Joseph Brun/Brun Cadet), имя которого уже неоднократно всплывало по ходу нашей «экскурсии».
Если теперь вернуться немного назад и свернуть на Rue Danton, то можно увидеть остатки фасада первого во Франции монастыря урсулинок (couvent des Ursulines). Община была основана в 1594 году каноником Ромиллоном (Jean-Baptiste Romillon) и просуществовала до Французской революции.
Сейчас в здании сдаются комнаты отдыхающим. Собственно, многие другие бывшие монастыри тоже в наши дни превратились в частные жилые дома (было время, когда в городе насчитывалось 7 монастырей).
Отсюда уже два шага до центральной церковной площади и улицы Rue de la République. Там мы напоследок прикупили пирожков, которые и приговорили, сидя на набережной. Затем был спокойный путь на поезде «домой» — в Арль (с пересадкой в Авиньоне).
На этом наше знакомство с достопримечательностями Л’Иль-сюр-ла-Сорга закончено. Приезжайте в Прованс!
♦♦♦♦♦♦♦
Другие части нашего путеводителя по Л’Иль-сюр-ла-Соргу:
- Самостоятельная прогулка по Л’Иль-сюр-ла-Соргу и его достопримечательностям, часть 1
- Самостоятельная прогулка по Л’Иль-сюр-ла-Соргу и его достопримечательностям, часть 2
♦♦♦♦♦♦♦
Как добраться до Л’Иль-сюр-ла-Сорга
Городок Л’Иль-сюр-ла-Сорг находится в провансальском департаменте Воклюз, между Авиньоном и Любероном. Он расположен в 20–25 км к востоку от Авиньона, 10 км к северу от Кавайона (Cavaillon) и 18 км к югу от Карпантраса (Carpentras).
Совсем рядом Л’Иль-сюр-ла-Соргом (в 4 км) находится деревня Фонтен-де-Воклюз (Fontaine-de-Vaucluse) со знаменитым карстовым источником (истоком реки Сорг). Так что эти два места вполне можно посетить в один день. А можно совместить Л’Иль-сюр-ла-Сорг с каким-нибудь другим интересным уголком Прованса: на осмотр самого городка достаточно 3-4 часов, поэтому в первой (или, наоборот, во второй) половине дня можно заехать, скажем, в Авиньон.
До Л’Иль-сюр-ла-Сорга легко добраться на автомобиле либо общественным транспортом. Парковок в городе достаточно много (они обозначены на туристическом плане), однако в летний сезон, особенно в выходные, свободных мест не остаётся. Если все парковки в центре города переполнены, можно попробовать припарковаться на автостоянке около Salle des Fêtes на улице Avenue Napoléon Bonaparte, в северной части города (примерно в 10 минутах ходьбы от центра).
Если вы путешествуете по Провансу общественным транспортом, то добраться до Л’Иль-сюр-ла-Сорга — тоже не проблема. Во-первых, от Авиньона (с автовокзала, расположенного рядом с ж/д вокзалом Avignon Centre) несколько раз в день ходят автобусы № 6, которые делают остановку в центре городка Л’Иль-сюр-ла-Сорг, а также в соседнем поселке Фонтен-де-Воклюз.
Расписание автобуса № 6 Авиньон — Л’Иль-сюр-ла-Сорг — Фонтен-де-Воклюз и цену проездных билетов можно посмотреть тут. Будьте внимательны: обращайте внимание на специальные обозначения и пометки в расписании (дни недели, праздничные/выходные дни, школьные каникулы и т.п.)! Если самостоятельно разобраться сложновато, обращайтесь к нам на сайт или на форум: постараемся помочь.
Если поедете на этом автобусе, выходить нужно на остановке Robert Vasse, это самый центр Л’Иль-сюр-ла-Сорга (см. карту).
Также есть автобусы из Кавайона (маршруты № 13.1 и 13.2). Расписание приведено на том же сайте. Кроме того, до Л’Иль-сюр-ла-Сорга можно доехать на автобусе № 17 из Марселя и Экс-ан-Прованса (расписание можно посмотреть здесь).
Во-вторых, до Л’Иль-сюр-ла-Сорга очень удобно добираться на поезде, благо непосредственно в центре города есть железнодорожный вокзал, L'Isle - Fontaine-de-Vaucluse. Прямые поезда ходят из Авиньона, Марселя, Кавайона и других городов. Расписание можно посмотреть на сайте www.sncf.com (обратите внимание, что правильное написание названия вокзала: L'Isle - Fontaine-de-Vaucluse). Добраться до Л’Иль-сюр-ла-Сорга из Арля можно с пересадкой в Авиньоне.
Путешествие поездом будет стоить несколько дороже, чем автобусом, однако займет меньше времени. Так, поездка из Авиньона до Л’Иль-сюр-ла-Сорга на поезде обойдется в 5 евро, тогда как на автобусе — в 2 евро. На поезде ехать всего 25 минут, тогда как на автобусе — 40–50 минут.
♦♦♦♦♦♦♦
Туристическая карта Л’Иль-сюр-ла-Сорга с достопримечательностями
Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Л’Иль-сюр-ла-Сорга с достопримечательностями. На карте приводятся названия всех основных улиц и площадей в центре города, значимых построек, церквей, музеев и прочих важных туристических объектов.
Скачать карту города Л’Иль-сюр-ла-Сорг вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.
На плане приведены все основные достопримечательности Л’Иль-сюр-ла-Сорга, в том числе знаменитые водяные колёса (они отмечены номерами и синими значками колёс). Цифрами в кружках обозначены кварталы антикваров. Также на карте указано расположение общественных туалетов и парковок.
Красным пунктиром прочерчен основной туристический маршрут, позволяющий за короткое время обойти все основные достопримечательности. В ходе нашей прогулки мы описываем не только этот маршрут, но и делаем некоторые отклонения от него, чтобы посмотреть некоторые дополнительные интересные места.
Маршрут прогулки по Л’Иль-сюр-ла-Соргу, которая описывается здесь и в двух других частях, можно проследить по онлайн-карте, которую мы для вас составили.
Нажмите на миниатюру, чтобы открыть карту в интерактивном виде, с возможностью детального просмотра.
♦♦♦♦♦♦♦
Что посмотреть в Л’Иль-сюр-ла-Сорге (основные достопримечательности)
Что посмотреть в Л’Иль-сюр-ла-Сорге? Основные достопримечательности Л’Иль-сюр-ла-Сорга обозначены на туристической карте города.
Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть в Л’Иль-сюр-ла-Сорге, даётся ниже:
- Река Сорг и исторические водяные колёса (в центре города их сохранилось 13, еще одно расположено в 1,5 км от центра)
- Кварталы антикваров (обращайте внимание на часы работы; в будние дни большинство антикваров не работают)
- Коллегиальная церковь Нотр-Дам-дез-Анж с превосходным барочным интерьером
- Старинные особняки и другие постройки различных эпох (например, Серебряная башня, позднеготический дом кардинала на Rue Carnot, ренессансный дом кардинала на Rue Ledru-Rolin, исторический комплекс больницы святого Иосифа, капелла Синих кающихся, капелла Белых кающихся, особняк Палерн, особняк Кампредон)
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Официальный туристический сайт Л’Иль-сюр-ла-Сорга
2. История и достопримечательности Л’Иль-сюр-ла-Сорга в Википедии
3. Путеводитель по Л’Иль-сюр-ла-Соргу
4. Описание достопримечательностей Л’Иль-сюр-ла-Сорга на сайте о Провансе
5. Исторические памятники архитектуры в департаменте Воклюз (Прованс)
21 декабря 2015 в 15:30
Очень интересная и информативная статья, отдельное спасибо за подробный маршрут и туристическую карту
Спасибо.
24 декабря 2015 в 12:51
Спасибо, Геннадий, за приятный отзыв:)!
26 апреля 2016 в 11:57
Спасибо за отзыв. А сколько по времени у вас заняла вся прогулка по городу?
14 мая 2016 в 13:46
Таня, и Вам спасибо за внимание к нашему сайта.
Прогулка по городку Л’Иль-сюр-ла-Сорг заняла у нас 3 часа. В первой половине дня мы еще успели посетить Авиньон.