Красивые храмы Прованса: Церковь Нотр-Дам-дез-Анж в Л’Иль-сюр-ла-Сорге. Архитектура и интерьер

В последних фотоотчетах мы поделились подробным отзывом о поездке в Л’Иль-сюр-ла-Сорг — очаровательную «провансальскую Венецию», которая в наши дни превратилась в солидный центр антиквариата. Визитная карточка Л’Иль-сюр-ла-Сорга, ее самая узнаваемая достопримечательность (помимо многочисленных антикварных лавок и блошиных рынков) — старинные водяные колёса, символы богатого промышленного прошлого. Местные памятники архитектуры известны куда меньше и не слишком рекламируются в туристических проспектах и путеводителях. Тем сильнее будет ваше изумление, когда вы окажетесь в главной городской церкви. Из-за восхитительного убранства в стиле итальянского барокко и внушительных размеров ее даже хочется назвать собором.

Аллегория Благоразумия, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Коллегиальная церковь Нотр-Дам-дез-Анж в Л’Иль-сюр-ла-Сорге (Collégiale Notre-Dame-des-Anges) — огромное сокровище этого маленького города. Благодаря бесподобному интерьеру храм может быть причислен к лучшим образцам архитектуры барокко в Провансе — и вполне заслуживает отдельной заметки с описанием его истории и художественных особенностей. Как обычно, наш репортаж будет щедро проиллюстрирован фотографиями, а в конце вы найдете полезную практическую информацию (часы работы и проч.).

Начнём с того, что коллегиальная церковь Нотр-Дам-дез-Анж — важнейший католический храм Л’Иль-сюр-ла-Сорга. Церковь именуется Нотр-Дам-дез-Анж («храм Ангельской Богоматери») и посвящена Успению Богоматери.

Вследствие немалых художественных достоинств здание на государственном уровне признано историческим памятником архитектуры (monument historique) (источник фото: [3]).

Церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Церковь находится в самом сердце старинного города, на площади Place de la Liberté, так что во время прогулки по Л’Иль-сюр-ла-Соргу вы ее вряд ли пропустите.

И пусть вас не смущает достаточно скромная наружность постройки. Обязательно зайдите внутрь, потому что самое интересное здесь — интерьер.

Внутри храм сказочно красив по цветовой гамме и запоминается неожиданной пышностью, обилием интересных произведений искусства и значительными размерами, удивительными для такого, в общем, небольшого города. Над внутренним оформлением работали величайшие художники и скульпторы региона — в первую очередь представители авиньонской школы.

История церкви Нотр-Дам-дез-Анж

Когда-то на этом месте стоял маленький приходской храм романской эпохи, о котором мало что известно, кроме того, что в XIII веке он получил статус коллегиальной церкви (коллегиальными называют церкви, управляемые капитулом, то есть советом каноников; по типу административного устройства такие церкви близки к соборам — хотя в них и нет кафедры епископа — и потому часто именуются «соборными»).

Решение о придании нового статуса было принято епископом Кавайона и подтверждено папой Гонорием III. Напомним, что графство Венессен, в состав которого входил Л’Иль-сюр-ла-Сорг, подчинялось папе римскому — представляя собой «папский анклав» среди земель французского королевства — и состояло из ряда епархий, одной из которых была кавайонская. Ее границы показаны на карте ниже. В наше время эта епархия не существует, т. к. с XIX века включена в епархию (а теперь уже архиепархию) Авиньона.

Епархия Кавайона на карте XVIII века

В середине XV века церковь вознамерились расширить. В 1460 году было начато строительство колокольни (позднее разрушенной; ее роль впоследствии стала исполнять возведенная в 1538 году башня). В конце XV века принялись перестраивать алтарную часть (хор), но к 1547 году стало ясно, что здание трещит по швам и срочно требуется что-то менять. Тем не менее, проект известного архитектора-иезуита Этьена Мартелланжа (Etienne Martellange) по загадочной причине принят не был.

В конце 1630-х годов скверно отреставрированный незадолго до этого хор обрушился, и вопрос о реконструкции встал ребром. Решено было привлечь для экспертизы авиньонского архитектора Франсуа де ла Вальфеньера (François de Royers de La Valfenière) (1575-1667), автора иезуитской церкви в Авиньоне, начатой тем же Мартелланжем (теперь там Музей каменной скульптуры).

В 1640 году хор был отстроен заново — правда, совершенно в том же виде, что и прежде. Наконец, в 1645-м, а затем в 1647 году состоялись подрядные торги на проведение полной реконструкции церкви по проекту Вальфеньера. Не исключено, что зодчий взял за основу проект Мартелланжа и просто модифицировал его, однако это только догадка. Несомненно одно: план, фасады и внутреннее оформление здания во многом соответствуют стилю, характерному для иезуитских церквей. Например, можно вспомнить, капеллу иезуитского коллежа Генриха IV в Пуатье и церковь при иезуитском колледже в городе Ла-Флеш:

Капелла иезуитского коллежа Генриха IV в Пуатье, ФранцияЦерковь при иезуитском колледже в Ла-Флеше, Франция

Вальфеньер происходил из династии архитекторов и оставил сыновей, двое из которых тоже стали архитекторами. По некоторым данным, он и сам обучался в иезуитском коллеже. Помимо упомянутой иезуитской церкви в Авиньоне, зодчий участвовал в строительстве иезуитского новициата (нынешнего отеля Cloître Saint-Louis) в том же городе. В то время Вальфеньер был один из самых модных архитекторов в регионе.

Интерьер церкви Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Вскоре после заключения контрактов с подрядчиками началось активное строительство. От старой церкви решено было оставить лишь алтарную часть, колокольню и две капеллы с восточной стороны. Всё остальное было разобрано. Работы продолжались до 1668 года. Правда, свод оставался деревянным, но в 1670 году его заменили каменным. Освящение храма состоялось в 1672 году. После этого вплоть до начала XVIII века еще продолжались работы по внутренней отделке.

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

В период Французской революции церкви повезло: она не только не закрылась и не лишилась предметов убранства, а, наоборот, получила новые богатства. Произошло это потому, что сюда перенесли разнообразные алтари, картины, статуи и другие предметы из расформированных городских монастырей. Из-за этого интерьер храма может показаться даже перенасыщенным.

Колокольня церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

В XX веке неоднократно проводилась реставрация тех или иных фрагментов здания. В 1994 году был отреставрирован западный фасад, в 2008-2010 годах — южный и северный. В 2014 году началась реставрация колокольни и алтарной части: частичное или полное восстановление утрат камня, реставрация гаргулий и очистка стен от загрязнений, вызванных атмосферными воздействиями и автомобильными выбросами. Работы продлятся до 2017 года. К моменту написания данной статьи леса с колокольни уже сняты.

Архитектура церкви Нотр-Дам-дез-Анж. Описание и фотографии фасадов

Церковь состоит из одного нефа (без трансепта), шести боковых капелл с каждой стороны и более узкой, чем неф (и, как мы знаем, более ранней), алтарной части (см. схематичный план здания). Со стороны последней пристроена колокольня и две служебные капеллы.

Снаружи храм выглядит достаточно просто и строго (тем сильнее контраст с пышным интерьером!). Главный западный фасад выполнен в стиле иезуитских храмов. Он разделен на два яруса, расчлененных по вертикали пилястрами и колоннами: дорического ордера в нижнем ярусе и ионического — в верхнем.

Главный фасад церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

На центральной оси внизу находится главный портал с полукруглым тимпаном (скульптуры не сохранились), над которым начертан девиз Французской Республики: «Свобода, равенство, братство», появившийся в эпоху революции.

Главный фасад церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Выше на этой же оси стоит обратить внимание на необычную деталь: лунные часы. Этот прибор для измерения времени, по принципу действия аналогичный солнечным часам, помогал местным крестьянам рассчитывать время посева и жатвы, прогнозировать наступление жары и холодов. Главный фасад заканчивается треугольным фронтоном и балюстрадой, которую украшают увенчанные шарами прямоугольные столбы. Такие же шары можно заметить на башенках по краям нижней части второго яруса.

Главный фасад церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Южный и северный фасады завершаются вырастающими поверх крыш контрфорсами, которые во внутреннем пространстве служат разделителями боковых капелл. Наружная поверхность стен главного нефа и капелл никак не декорирована, только прорезана полукруглыми окнами.

 Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Со стороны южного фасада находится боковой портал, который, наряду с главным западным, используется для входа в церковь.

Боковой фасад церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Наиболее интересны по архитектуре алтарная часть и примыкающая к ней колокольня. Апсида имеет в плане вид многоугольника и увенчана ажурной балюстрадой в стиле XV века (пламенеющая готика) (источник фото: [3]).

Апсида церкви Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Как известно из истории, на самом деле это реконструкция XVII века, однако выполненная в полном соответствии с историческим образцом.

Колокольня церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Массивная прямоугольная колокольня, старейший элемент церкви, поставлена в углу, между южной стороной нефа и алтарной частью (источник фото: [3]).

Колокольня церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Колокольня разделена поясками на пять ярусов и завершается добавленным в XVIII веке кованым «шатром» с колоколом.

Интерьер церкви Нотр-Дам-дез-Анж. Описание и фотографии внутреннего убранства

Внутреннее убранство церкви производит ослепительное впечатление. Едва переступив порог, посетитель оказывается ошеломлен богатством декора, буйством форм и красок, атмосферой блеска и роскоши, создаваемой этой, по выражению одного искусствоведа, «ангельской вакханалией» [5].

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Динамичные барочные скульптуры и красочные росписи, деревянные золоченые панели, оригинальная работа по металлу — всё это создаёт превосходный ансамбль и оставляет ощущение праздника — даже несмотря на то, что краски местами облупились, а некоторые росписи слишком темны, чтобы их можно было рассмотреть невооруженным глазом (тут выручает фототехника).

Св. Эльзеар де Сабран, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, ФранцияСв. Франциск, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Главный и единственный неф церкви имеет в нижней части шесть больших полукруглых аркад с боковыми капеллами, над ними — трибуны с аналогичной по форме аркадой и балюстрадой, ещё выше — окна. С северной стороны окна заложены, причем сделано это было не в наше время, а еще в XVII веке: такое решение было принято после того, как стекла несколько раз разбивались, страдая от «неистовых порывов северного ветра» [2].

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Между окнами и трибунами, на уровне капителей пилястр, «просится» традиционный карниз, однако здесь нет ни карниза, ни даже пояска. Горизонталь отмечена лишь линией балюстрады. Тем самым подчеркивается устремленность сводов ввысь. Хотя неф соорудили в XVII веке, мы видим здесь крестовые своды — вроде бы, анахронизм, но это может объясняться желанием строителей сохранить стилистическое единство с алтарной частью. Характерно и то, что многие французские архитекторы первой половины XVII века — особенно иезуиты (Этьен Мартелланж, Франсуа Деран и др.) — вовсе не чуждались использования нервюрных сводов. Например, в упомянутой церкви архитектора Луи Метезо в Ла-Флеше мы видим точно такие же своды, как в главной церкви Л’Иль-сюр-ла-Сорга: простейший вариант нервюрного свода с оживами (диагональными ребрами) и подпружными арками полукруглой формы, плюс те же большие аркады, те же трибуны, балюстрады — и даже те же фигуры добродетелей!

Боковые капеллы перекрыты цилиндрическими сводами и не сообщаются между собой. Другое дело — балюстрада, которая непрерывно тянется вдоль всего второго этажа, охватывая обе стороны нефа и западную стену. Таким образом, если вам удастся туда подняться, вы сможете обойти вокруг всего нефа и посмотреть на интерьер сверху.

Как видите, внутренняя структура церкви не слишком сложна. Но главная прелесть интерьера не в его планировке, а в том, как этот костяк оформлен: в богатстве — и даже, может быть, чрезмерной пышности — декора и обстановки. Подробнее о внутреннем убранстве храма мы поговорим ниже.

Алтарная часть

Элегантный главный алтарь (престол) изготовлен из разноцветного мрамора в стиле рококо. На нем — дарохранительница под балдахином с колоннами, а по краям алтаря присели изящные фигуры коленопреклонённых ангелов из каррарского мрамора.

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Грандиозное заалтарное полотно (алтарная картина) «Успение» было написано в Риме французским художником Рейно Левьё (Reynaud Levieux) (1680). Оно обрамлено полукругом деревянных позолоченных панелей, богато украшенных скульптурой. Эта деревянная позолоченная стенка (ретабль) высотой 15 метров была вырезана неизвестным скульптором примерно в 1660 году — вероятно, по эскизам Франсуа де ла Вальфеньера. Такое предположение высказывается из-за стилистического сходства и хронологической близости этой стенки с аналогичной запрестольной композицией в церкви святого Петра в Авиньоне, по поводу которой доподлинно известно, что она создана по проекту де ла Вальфеньера. Вполне логично было бы привлечь его и к работе над алтарем главного храма Л’Иль-сюр-ла-Сорга, тем более что он еще и был его архитектором.

Ретабль церкви Нотр-Дам-дез-Анж представляет собой сложную композицию, составленную из витых и прямых колонн с каннелюрами, карниза, балюстрады со статуями ангелов и многочисленных декоративных мотивов, характерных для искусства XVII века: гирлянд, виноградных лоз, цветов и военных доспехов. Центральное полотно имеет пышное многоярусное завершение в виде архивольта, фронтона и фигуры Богоматери в окружении двух ангелов. В боковых нишах помещены крупные деревянные скульптуры: св. Петра, св. Лаврентия, св. Павла и св. Панкратия.

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Также в алтарной части (с левой стороны) находится исторический орган (L’Orgue Charles Royer – Mentasti). Подобное расположение инструмента, как и сам стиль оформления его деревянного фасада, соответствует итальянским традициям, которые были приняты в графстве Венессен: как мы помним, город Л’Иль-сюр-ла-Сорг издавна входил в состав этого государства, подчинявшегося папе римскому и перешедшему к Франции лишь в 1791 году.

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Орган был создан фламандским мастером Ройером (Charles Royer) (1648) и перестроен итальянцем Ментасти (1825) (Mentasti). С правой стороны, просто для симметрии, установлен аналогичный по виду, но на самом деле ложный, незвучащий орган.

Росписи нефа

Алтарная часть и неф почти полностью покрыты яркими росписями. Впрочем, нынешние цвета не оригинальные: это результат реставрации XIX века.

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Пилястры и аркады нефа расписаны под мрамор и дополнены растительными орнаментами, гирляндами, бантами, различными эмблемами и атрибутами. На пилястрах медальоны чередуются с лентами и картушами, содержащими молитвенные тексты. В медальонах — изображения сивилл, пророков и святых.

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

По оценкам искусствоведов, они не имеют большой художественной ценности. Однако эти росписи (в деталях их можно и не рассматривать) воспринимаются как неотъемлемая часть единого ансамбля.

Фигуры добродетелей

Главной «изюминкой» интерьера Нотр-Дам-дез-Анж являются деревянные позолоченные аллегорические фигуры добродетелей, размещенные в пазухах арок нижнего яруса. Цикл выполнен авиньонским скульптором и архитектором Жаном Перю (Jean Péru) (1650-1723). Работы велись начиная с 1688 года и до конца столетия.

Символика олицетворяющих добродетели женских фигур, часто встречающихся в религиозном и светском искусстве XVII века, основана на так называемых «Иконологиях» — энциклопедиях символических изображений.

Одно из наиболее полных и популярных сочинений такого рода было составлено итальянским автором Чезаре Рипа (Cesare Ripa) (1555-1622). В эпоху барокко «Иконология» Рипа часто использовалась писателями, художниками и скульпторами, желавшим придать аллегорическое обличье различным добродетелям, порокам, страстям, искусствам или наукам. Эта книга и в наши дни остаётся одним из основных пособий по расшифровке аллегорических образов в искусстве. Впервые произведение вышло в 1593 году в Риме без иллюстраций, затем в 1603 году с гравюрами и потом неоднократно переиздавалось и переводилось на другие языки, в частности на французский.

Страница из французского издания «Иконологии» Чезаре Рипа

Мода на размещение аллегорических фигур добродетелей в пазухах сводов (антрвольтах) пришла из Рима: первыми пример подали Карло Мадерна в церкви Санта-Мария-делла-Витториа и Бернини в соборе Святого Петра, после чего этот прием широко повторялся другими архитекторами.

Автор замечательных барочных скульптур добродетелей в церкви Л’Иль-сюр-ла-Сорга, Жан Перю, происходил из династии скульпторов и архитекторов и был хорошим приятелем Франсуа де ла Вальфеньера. Вряд ли Перю когда-то бывал в Риме, но он родился и почти постоянно работал в Авиньоне, папском городе.

Аллегория Благоразумия, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Всего скульптур добродетелей в церкви насчитывается 22. Все они отличаются затейливой драпировкой, выразительными позами и жестами, и ни одна фигура не повторяется. Помимо индивидуальных особенностей образа, каждая фигура имеет специфические атрибуты, которые позволяют — правда, лишь с определенной точностью — установить добродетель, которую она олицетворяет.

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Так, аллегорическая фигура христианской Веры представлена с крестом и книгой (Евангелием); Целомудрие — с бичом, горлицами и решетом (потому что попадающая в решето вода «покидает его так же быстро, как злые мысли целомудренную душу» [2]); Непорочность — с единорогом. Атрибутом фигуры, олицетворяющей Религию, является чаша.

Церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Аллегория Церкви (или Власти) изображена с ключами и двумя раскрытыми книгами; Умеренность — с удилами для взнуздывания лошадей, позволяющими обуздать пыл животных (то есть страстей), и очками, призывающими внимательнее наблюдать и думать, прежде чем действовать (по другой версии, это трезубец для подчинения страстей); Мир (или Постоянство) — с книгой в форме свитка (символ мирного союза или договора); Благоразумие — с зеркалом и змеёй (отсылка к словам Христа: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»; Мф 10:16-25); Правосудие (Справедливость) — с весами и ликторскими фасциями, в которые воткнут топор.

Церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Аллегория Надежды изображена с якорем; Милосердие прижимает левую руку к кормящей груди, а в правой держит дароносицу; божественная Премудрость представлена в виде женской фигуры в шлеме, держащей в руках щит и книгу семи печатей с Агнцем (закрытая книга символизирует, что суждения божественного разума скрыты от человеческого понимания); божественная Любовь (или Доблесть) изображена в короне, со скипетром и с сияющим солнцем на груди.

Аллегория Мужества (Божественной Справедливости) одной рукой потрясает мечом, в другой держит яблоко (запретный плод, символ греха; иногда трактуется как символ равновесия), а ногами опирается на земной шар; Совершенство представлено в образе женщины со спокойными и строгими чертами лица, держащей в руках круг и циркуль; Щедрость изображена с крестом и рогом изобилия; Милосердие (или Радость) держит в руках пальму, а на плече у нее сидит птица (возможно, ворона; египтяне считали эту птицу наделенной способностью к состраданию).

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Фигура, олицетворяющая Доброту, держит в руке сложенный цеп (символ отказа от всяческой злобы и мщения) и попирает ногами царский венец (отказ от власти и господства); Благодушие предстаёт как женщина с освещенным пламенем челом и полным кошельком денег для раздачи нуждающимся, а на коленях у нее — голова слона (слон в искусстве, как правило, выступает как мудрое и чистое животное, воплощающее кротость и целомудрие); Терпение имеет образ страдающей женщины со связанными руками и закованными в кандалы ногами, обращающей жалобный взгляд к небу; Невинность коронует Агнца; Смирение (или Скромность) изображено со сложенными руками и опущенным долу взглядом, а атрибутом этой благодетели служит подвешенный в воздухе шар, отсылающий к евангельским словам: «Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф 23:12).

Боковые капеллы

Помещенные между контрфорсами боковые капеллы богато украшены резными панелями, алтарями, скульптурами и живописью. Ниже будут упомянуты основные из этих произведений искусства.

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Схема боковых капелл на плане церкви (на основе [7]):

План церкви Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Первая капелла слева посвящена святому Роху (Chapelle saint Roch), который почитается как защитник от чумы. Ранее она принадлежала одноименному братству, заботившемуся о больных и нуждающихся. Алтарь и резная заалтарная композиция, равно как и панели для обшивки стен, выполнены преимущественно авиньонским скульптором Эспри Гранжье (Esprit Grangier) (1680).

Капелла св. Роха, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Центральный заалтарный образ (алтарная картина) «Христос является молящемуся святому Роху» и боковые картины («Святой Рох раздаёт милостыню», «Святой Рох благословляет больных чумой», «Святой Рох на смертном одре» и «Святой Рох чудесным образом исцеляется в лесу») написаны неизвестным художником. Свод также расписан.

Капелла св. Роха, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Одна из наиболее запоминающихся и оригинальных — следующая капелла, известная под двумя названиями: капелла Успения Богоматери или капелла Благовещения (Chapelle de la Vierge mourante/de l'Annonciation).

Капелла Успения, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Она полностью обшита позолоченными деревянными панелями, выполненными в 1685-1686 годах мастером Эспри Гранжье и его родственником Бальтазаром Марро (Balthazar Marrot), мастером из Экса. В центре кессонного потолка — композиция «Коронование Богоматери».

Капелла Успения, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

В оформлении капеллы использованы не только традиционные для эпохи барокко пышные орнаменты, но и полноценные скульптуры: так, у правой стены расположена лежащая фигура усопшей Богоматери, а по бокам от нее — статуи ангела-хранителя и святой Маргариты с драконом; на левой стене представлен барельеф «Успение» и статуи ангела и святой Марты с тараском.

Капелла Успения, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Центральное запрестольное полотно «Благовещение» (1709) приписывается кисти живописца Пьера Миньяра – младшего (Pierre II Mignard) (1640-1725), который был сыном художника Никола Миньяра Авиньонского и племянником художника Пьера Миньяра Римского. Ковер для капеллы выткан на знаменитой шерстяной мануфактуре Brun de Vian Tiran (BVT), являющейся гордостью города Л’Иль-сюр-ла-Сорг (подробнее об этой фирме и ее богатых традициях можно прочитать тут).

Капелла Успения, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Справа при входе в капеллу стоит скульптура, изображающая графа Эльзеара де Сабрана (Elzéar de Sabran) (1285-1323), происходившего из знаменитой провансальской семьи Сабран д’Ансуи (Sabran d'Ansouis) и причисленного к лику святых. Он и его жена Дельфина были мужем и женой при отсутствии супружеских отношений: девушка дала обет целомудрия, и Эльзеару пришлось согласиться с ее решением. Супруги за всю жизнь ни разу не нарушили своего соглашения, целиком посвятив себя богоугодным делам. Эльзеару даже обогнал супругу в святости: ему приписывают такие чудеса, как исцеление больных. Мощи Эльзеара и Дельфины хранятся в приходской церкви Ансуи — одной из самых живописных деревень Прованса.

Св. Эльзеар де Сабран, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Следом за капеллой Успения находится капелла Тела Христова или Причастия (Chapelle du Corpus Christi/du Saint Sacrement). Капелла отличается особенно пышным оформление и представляет собой один из прекраснейших художественных ансамблей в церкви. Главный заалтарный образ (алтарная картина) «Вознесение Христа и четыре латинских учителя церкви» (1675) написан Пьером Миньяром – младшим в Авиньоне. Предварительный набросок хранится сейчас в авиньонском Музее Кальве (Musée Calvet).

Капелла Тела Христова, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Капелла традиционно использовалась для хранения Святых Даров. На дверце позолоченной деревянной дарохранительницы изображен символ Христа — Агнец, лежащий на кресте, к которому прикреплены семь печатей.

Капелла Тела Христова, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

На стене справа — картины «Благовещение»*, «Обрезание Господне»* и «Посещение Богоматерью святой Елизаветы»; слева — «Сон святого Иосифа»*, «Бегство в Египет» и «Поклонение волхвов». Три композиции ранее приписывались Никола Миньяру (1606-1668), но сейчас это оспаривается; остальные три (помеченные звездочками) принадлежат кисти Анри Гига (Henri Guigues) и датируются 1525 годом. Ковёр выткан на мануфактуре BVT, а прекрасные деревянные панели с гирляндами, головками ангелов и рогами изобилия создал уже знакомый нам скульптор Жан Перю в 1688 году.

Капелла Тела Христова, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, ФранцияКапелла Тела Христова, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Две большие каменные скульптуры слева и справа от входа в капеллу изображают соответственно святого Иакова Алфеева с посохом и святого Иоанна Богослова, повернувшего голову назад, чтобы услышать слово Божие, которое он готовится записать в своей книге. Скульптуры предположительно выполнены тем же Жаном Перю.

Иаков Алфеев, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, ФранцияИоанн Богослов, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Следующая капелла посвящена Марии Магдалине (Chapelle de sainte Madeleine). Алтарь выполнен скульптором Антуаном де Саррьяном (Antoine de Sarrians), над алтарем — полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» («Noli me tangere») (1707) кисти Пьера Парроселя (1670-1739).

Капелла Марии Магдалины, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

У левой стены представлен барельеф «Воскрешение Лазаря» и картина неизвестного автора «Святой Франциск Ксаверий проповедует перед индийцами», а на правой стене можно увидеть лежащую скульптуру кающейся Марии Магдалины с черепом (1707, автор неизвестен) и картину «Апофеоз святой Елизаветы Венгерской и святого Франциска Ассизского» работы авиньонского художника Филиппа Сована (Philippe Sauvan) (1697-1792).

Капелла Марии Магдалины, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Дальше расположена кафедра проповедника (XVIII век).

Кафедра, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Рядом с кафедрой — одноименная капелла (Chapelle de la Chaire). Здесь находится заалтарное полотно «Сретение Господне» («Представление Господа в храме») (1665) Никола Миньяра.

Капелла кафедры, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

На боковых стенах — картины «Введение Богородицы во храм», приписываемая Симону Вуэ (Simon Vouet) (1590-1649) (впрочем, сейчас его авторство считают сомнительным), и «Рождество Христово» (1707) Пьера Парроселя (источник фото: [2]).

«Рождество Христово» Пьера Парроселя, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Также в капелле находятся мемориальные доски и фигура святой.

Капелла кафедры, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Последняя (ближайшая к главному алтарю) по северной стороне — капелла Святого Духа (Chapelle du Saint-Esprit), одна из самых красивых в церкви. Заалтарная резная композиция и деревянные панели для обшивки стен — с рельефными гирляндами, рогами изобилия и каннелированными пилястрами — были выполнены в 1664 году мастером Бенуа Жилибером (Benoît Gilibert). Главное заалтарное полотно, «Сошествие Святого Духа на апостолов», представляет собой копию одноименной картины Шарля Лебрена (Charles Lebrun) (1619-1690) и была выполнена в 1711 году.

Капелла Святого Духа, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

С левой стороны можно увидеть редкую исповедальню — один из немногих уцелевших экземпляров в стиле Людовика XVI. Также слева находятся картины в форме медальонов (тондо) «Святой Фома прикасается к ранам Христа» и «Иисус омывает ноги Петру», а справа — «Ужин в Эммаусе и преломление хлеба» и «Вручение ключей Петру».

Капелла Святого Духа, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Свод капеллы украшает композиция «Сошествие Святого Духа на апостолов».

Капелла Святого Духа, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Симметрично с правой (южной) стороны находится капелла Богоматери Спасительницы (Chapelle de Notre-Dame du Salut/Notre-Dame de Sorguette) (см. план церкви). Заалтарный образ — знаменитая картина Гийома-Эрнеста Грева (1636) (источник фото: [2]).

Капелла Богоматери, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Немец по происхождению, Гийом-Эрнест Грев (Вильгельм-Эрнст Гревен) (Guillaume-Ernest Grève) (1580-1639) всю жизнь работал в Авиньоне и окрестностях и был близким другом архитектора Франсуа де ла Вальфеньера. Данная картина — «вотивная»: она была заказана художнику городскими властями, желавшими возблагодарить Богоматерь за окончание эпидемии чумы. В верхней части изображена Богоматерь в окружении ангелов, в нижней — небесные покровители Л’Иль-сюр-ла-Сорга (святой Рох, святой Лаврентий и святой Панкратий), а в центре — панорама города с башнями, колокольнями, крепостными стенами и рекой Сорг. На алтаре стоит небольшая фигурка Богоматери Соргетт (Notre-Dame de Sorguette), покровительницы местных рыбаков. Каждый год в июле, во время фестиваля традиционной рыбной ловли, статуя выносится из церкви членами братства рыбаков и участвует в костюмированной процессии по улицам города. (Как известно из истории Л’Иль-сюр-ла-Сорга, рыбная ловля — наряду с производством тканей — с незапамятных времен составляла одно из главных занятий местных жителей, тем более что они обладали исключительным правом на ловлю рыбы в Сорге) (источник фото: [8]).

Капелла Богоматери, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Деревянные панели с орнаментом стиле рококо на левой стене выполнены мастерами Берню (Joseph et Philippe Bernus) (1722), а панели для правой стены созданы в начале XIX века и являются их точной копией. Также боковые стены украшают четыре картины: «Введение Богородицы во храм», «Святой Цезарий Арльский», «Смерть святого Иосифа» и «Святая Фауста».

Далее отметим капеллу Распятия (Chapelle du Crucifix), ранее именовавшуюся капеллой Иоанна Крестителя. Центральное место здесь отведено большому распятию XVIII века, установленному взамен утраченного полотна с изображением Иоанна Крестителя. Заалтарная композиция и панели выполнены в 1676 году Бенуа Жилибером и дополнены в XVIII веке. Под распятием — фигура Богоматери Лурдской, а по бокам от нее — небольшие статуи, изображающие святую Анну и Иоанна Крестителя.

Капелла Распятия, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Картины на боковых стенах, «В доме священника Захарии, отца Иоанна Крестителя» (1743) и «Проповедь Иоанна Крестителя» (1743), написаны местным художником Шампвилем (Henri Champville). Орнаментальные росписи тоже соответствуют тематике: житию Иоанна Крестителя и его атрибутам.

Капелла Распятия, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, ФранцияКапелла Распятия, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Поскольку эта капелла традиционно принадлежала братству каменщиков (Иоанн Креститель считался их покровителем), по углам на потолке можно заметить изображения герба этого цеха (ок. 1675), в котором переплетаются циркуль, линейка и угольник.

Капелла Распятия, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Соседняя капелла посвящена святому Антонию Великому (Chapelle saint Antoine) и когда-то принадлежала цеху чесальщиков шерсти и ткачей (из истории Л’Иль-сюр-ла-Сорга мы знаем, что производство шерсти являлось одним из главных здешних промыслов, о чем по сей день свидетельствуют сохранившиеся водяные колёса).

Капелла Антония Великого, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Заалтарная композиция с витыми колоннами, украшенными виноградными лозами, создана местным мастером Жозефом Ребулем (Joseph Reboul) (1702). Центральная картина неизвестного художника изображает архангела Михаила, побивающего дракона, а также святого Антония со свиньей. Как известно, свиньи служили для монахов ордена антонитов вознаграждением за их богоугодную деятельность, а позднее орден получил право свободного выпаса свиней на особых угодьях — так свиньи стали «фирменным знаком» святого Антония.

Капелла Антония Великого, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Капелла запоминается богатой отделкой с обилием скульптурного декора, который — в отличие от большинства остальных капелл — не позолочен, что создаёт менее пышное и парадное, зато более теплое и живое ощущение.

Капелла Антония Великого, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Боковые стены украшают резные панели с каннелированными пилястрами и орнаментами и деревянные статуи четырех евангелистов: слева — Иоанн с орлом и Марк со львом, справа — Матфей с ангелом и Лука с тельцом.

Капелла Антония Великого, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, ФранцияКапелла Антония Великого, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Над изящным резным антаблементом и ложной балюстрадой — кессонный потолок, поделенный на ромбы. Центральная композиция потолка — живописное панно «Святой Антоний во славе».

Капелла Антония Великого, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Напоследок отметим, что в замковом камне арки каждой боковой капеллы помещен герб города Л’Иль-сюр-ла-Сорг, который держат две серые цапли (источник фото: [2]).

Герб города, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Красный цвет (червлень) символизирует характерные для влажных зон блуждающие огни (по другой версии, это отсылка к Антониеву огню, поскольку имя святого Антония носил холм неподалеку от города), а чередующиеся сине-серебристые волны — заболоченную местность и реку Сорг (по другой версии, это эмблема деревни Вельорг, вошедшей в состав города во время создания этого герба).

Боковой портал

Со стороны южного бокового нефа, симметрично капелле Тела Христова, находится боковой вход в церковь (см. план церкви). Под аркадой закреплен триптих, центральное полотно которого, «Успение Богоматери», написано художником Эмилем Лафоном (Émile Lafon) (1864).

Триптих над боковым входом, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Боковые створки триптиха поступили в церковь из бывшего францисканского монастыря и содержат изображения францисканского теолога святого Бонавентуры и святого Людовика Тулузского. Три огромных кованых креста, размещенные на столбах по сторонам от триптиха, раньше стояли на городских площадях.

«Триумфальная арка» (восточная стена нефа)

Арка, отделяющая алтарную часть (хор) от нефа, была расписана в 1853 году Жозефом Лакруа (Joseph Lacroix). Вопрос о качестве этой росписи и ее уместности в барочном интерьере по сей день вызывает споры.

Арка, церковь Нотр-Дам-дез-Анж, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Центральная композиция изображает небесную сцену со Святой Троицей, Богоматерью и святыми — небесными покровителями различных кварталов города. Внизу по бокам представлены: король франков Гунтрамн Святой (ок. 530-592), считающийся покровителем монастырей Л’Иль-сюр-ла-Сорга; папа Урбан V, в XIV веке подтвердивший привилегии города; монах ордена францисканцев и священник из религиозного общества Конгрегации христианского учения (доктринариев) (Les Prêtres de la doctrine chrétienne), которое основали в Л’Иль-сюр-ла-Сорге в 1592 году Сезар де Бюс (Цезарь де Бус) (César de Bus) и его двоюродный брат Ромиллон (Jean-Baptiste Romillon); монахини двух монастырей, святой Елизаветы и святой Урсулы (монастырь урсулинок в Л’Иль-сюр-ла-Сорге был основан тем же Ромиллоном).

Западная стена

Обрамление главного западного портала с внутренней стороны церкви выполнено в виде тамбура из орехового дерева (1755). Это выдающееся произведение двух мастеров из Л’Иль-сюр-ла-Сорга: Жозефа Ребуля (Joseph Reboul) и Мишель-Анжа Женена (Michel-Ange Genin). По бокам портала с одной стороны находится купель, а с другой — почитаемая местными жителями статуя Богоматери (XVIII век). Там горят свечи.

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Над главным порталом парит множество ангелов и других фигур, составляющих неожиданную и необычную композицию «Успение Богоматери», перекликающуюся с главным алтарем.

Интерьер церкви, Иль-сюр-ла-Сорг, Прованс, Франция

Эти деревянные позолоченные скульптуры приписывают резцу Жана Перю — того самого скульптора, который выполнил вышеописанные фигуры добродетелей.

Практическая информация о посещении церкви: часы работы и т.п.

Церковь Нотр-Дам-дез-Анж в Л’Иль-сюр-ла-Сорге (Notre-Dame-des-Anges de L'Isle-sur-la-Sorgue) находится в центре города, на площади Place de la Liberté. Посмотреть расположение церкви можно на онлайн-карте или на туристической карте города (ищите надпись Collégiale и крупный значок церкви).

Церковь открыта круглый год с 10:00 до 12:00 и с 15:00 до 17:00 (по другим сведениям, 18:00) в будние дни (в выходные часы работы не фиксированы). Вход бесплатный. Фотографировать внутри церкви разрешается.

Богослужения проходят по воскресеньям в 10:30. Посмотреть расписание богослужений на ближайшую неделю можно на официальном сайте.

С фотографиями и отзывами туристов о посещении этой церкви и других достопримечательностей Л’Иль-сюр-ла-Сорга можно ознакомиться тут.

♦♦♦♦♦♦♦

Прогулки по Л’Иль-сюр-ла-Соргу: наш путеводитель

- Самостоятельная прогулка по Л’Иль-сюр-ла-Соргу и его достопримечательностям, часть 1

- Самостоятельная прогулка по Л’Иль-сюр-ла-Соргу и его достопримечательностям, часть 2

- Самостоятельная прогулка по Л’Иль-сюр-ла-Соргу и его достопримечательностям, часть 3

♦♦♦♦♦♦♦

Как добраться до Л’Иль-сюр-ла-Сорга

Городок Л’Иль-сюр-ла-Сорг находится в провансальском департаменте Воклюз, между Авиньоном и Любероном. Он расположен в 20–25 км к востоку от Авиньона, 10 км к северу от Кавайона (Cavaillon) и 18 км к югу от Карпантраса (Carpentras).

Совсем рядом Л’Иль-сюр-ла-Соргом (в 4 км) находится деревня Фонтен-де-Воклюз (Fontaine-de-Vaucluse) со знаменитым карстовым источником (истоком реки Сорг). Так что эти два места вполне можно посетить в один день. А можно совместить Л’Иль-сюр-ла-Сорг с каким-нибудь другим интересным уголком Прованса: на осмотр самого городка достаточно 3-4 часов, поэтому в первой (или, наоборот, во второй) половине дня можно заехать, скажем, в Авиньон.

До Л’Иль-сюр-ла-Сорга легко добраться на автомобиле либо общественным транспортом. Парковок в городе достаточно много (они обозначены на туристическом плане), однако в летний сезон, особенно в выходные, свободных мест не остаётся. Если все парковки в центре города переполнены, можно попробовать припарковаться на автостоянке около Salle des tes на улице Avenue Napoléon Bonaparte, в северной части города (примерно в 10 минутах ходьбы от центра).

Если вы путешествуете по Провансу общественным транспортом, то добраться до Л’Иль-сюр-ла-Сорга — тоже не проблема. Во-первых, от Авиньона (с автовокзала, расположенного рядом с ж/д вокзалом Avignon Centre) несколько раз в день ходят автобусы № 6, которые делают остановку в центре городка Л’Иль-сюр-ла-Сорг, а также в соседнем поселке Фонтен-де-Воклюз.

Расписание автобуса № 6 Авиньон — Л’Иль-сюр-ла-Сорг — Фонтен-де-Воклюз и цену проездных билетов можно посмотреть тут. Будьте внимательны: обращайте внимание на специальные обозначения и пометки в расписании (дни недели, праздничные/выходные дни, школьные каникулы и т.п.)! Если самостоятельно разобраться сложновато, обращайтесь к нам на сайт или на форум: постараемся помочь.

Автобус в Иль-сюр-ла-Сорг на автовокзале Авиньона, Прованс, Франция

Если поедете на этом автобусе, выходить нужно на остановке Robert Vasse, это самый центр Л’Иль-сюр-ла-Сорга (см. карту).

Также есть автобусы из Кавайона (маршруты № 13.1 и 13.2). Расписание приведено на том же сайте. Кроме того, до Л’Иль-сюр-ла-Сорга можно доехать на автобусе № 17 из Марселя и Экс-ан-Прованса (расписание можно посмотреть здесь).

Во-вторых, до Л’Иль-сюр-ла-Сорга очень удобно добираться на поезде, благо непосредственно в центре города есть железнодорожный вокзал, L'Isle - Fontaine-de-Vaucluse. Прямые поезда ходят из Авиньона, Марселя, Кавайона и других городов. Расписание можно посмотреть на сайте www.sncf.com (обратите внимание, что правильное написание названия вокзала: L'Isle - Fontaine-de-Vaucluse). Добраться до Л’Иль-сюр-ла-Сорга из Арля можно с пересадкой в Авиньоне.

Путешествие поездом будет стоить несколько дороже, чем автобусом, однако займет меньше времени. Так, поездка из Авиньона до Л’Иль-сюр-ла-Сорга на поезде обойдется в 5 евро, тогда как на автобусе — в 2 евро. На поезде ехать всего 25 минут, тогда как на автобусе — 40–50 минут.

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Л’Иль-сюр-ла-Сорга с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Л’Иль-сюр-ла-Сорга с достопримечательностями. На карте приводятся названия всех основных улиц и площадей в центре города, значимых построек, церквей, музеев и прочих важных туристических объектов.

Скачать карту города Л’Иль-сюр-ла-Сорг вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.

Карта Иль-сюр-ла-Сорга с достопримечательностями, Прованс, Франция

На плане приведены все основные достопримечательности Л’Иль-сюр-ла-Сорга, в том числе знаменитые водяные колёса (они отмечены номерами и синими значками колёс). Цифрами в кружках обозначены кварталы антикваров. Также на карте указано расположение общественных туалетов и парковок.

Красным пунктиром прочерчен основной туристический маршрут, позволяющий за короткое время обойти все основные достопримечательности. В ходе нашей прогулки мы описываем не только этот маршрут, но и делаем некоторые отклонения от него, чтобы посмотреть некоторые дополнительные интересные места.

Маршрут прогулки по Л’Иль-сюр-ла-Соргу:

Маршрут прогулки по Иль-сюр-ла-Соргу

Нажмите на миниатюру, чтобы открыть карту в интерактивном виде, с возможностью детального просмотра.

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Л’Иль-сюр-ла-Сорге (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Л’Иль-сюр-ла-Сорге? Основные достопримечательности Л’Иль-сюр-ла-Сорга обозначены на туристической карте города.

Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть в Л’Иль-сюр-ла-Сорге, даётся ниже:

- Река Сорг и исторические водяные колёса (в центре города их сохранилось 13, еще одно расположено в 1,5 км от центра)

- Кварталы антикваров (обращайте внимание на часы работы; в будние дни большинство антикваров не работают)

- Коллегиальная церковь Нотр-Дам-дез-Анж с превосходным барочным интерьером

- Старинные особняки и другие постройки различных эпох (например, Серебряная башня, позднеготический дом кардинала на Rue Carnot, ренессансный дом кардинала на Rue Ledru-Rolin, исторический комплекс больницы святого Иосифа, капелла Синих кающихся, капелла Белых кающихся, особняк Палерн, особняк Кампредон)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Коллегиальная церковь Нотр-Дам-дез-Анж, статья в Википедии

2. Подробная монография о коллегиальной церкви Нотр-Дам-дез-Анж

3. Фотографии коллегиальной церкви Нотр-Дам-дез-Анж

4. Официальный туристический сайт Л’Иль-сюр-ла-Сорга

5. Краткая история строительства и реставрации коллегиальной церкви Нотр-Дам-дез-Анж

6. Исторические памятники Л’Иль-сюр-ла-Сорга

7. Подробная историко-художественная информация об Л’Иль-сюр-ла-Сорге и его достопримечательностях

8. Фотография заалтарной картины в капелле Богоматериь работы по внутренней отделке.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)