Достопримечательности Хельсинки: Художественный музей Атенеум

Рубрики: Наши путешествия,Финляндия, 2012-16, Теги: ,
Foxy @ 9 апреля 2013, в 12:05

Художественный музей Атенеум  (Ateneumin taidemuseo) — часть комплекса Национальной галереи Финляндии. Он находится в большом красивом здании на площади Раутатиентори, напротив центрального железнодорожного вокзала Хельсинки. Хотя некоторые туристы заглядывают сюда только в случае неважной погоды, на самом деле музей Атенеум заслуживает неслучайного, внимательного зрителя. Это по-настоящему качественное, хотя и не особенно большое, собрание классической скульптуры и живописи (преимущественно финской).

Здание музея Атенеум в Хельсинки

Если вы до сих пор мало знакомы с финским искусством – или даже сомневаетесь в его существовании, — обязательно приходите в Атенеум, тем более что тут часто бывают интересные выставки (например, недавно проходила замечательная выставка Ээро Ярнефельта). Вы откроете для себя много нового и обязательно выберете своего любимого финского художника. В настоящей заметке мы расскажем об истории художественного музея Атенеум в Хельсинки. Также будет приведена полезная информация о стоимости билетов и порядке посещения музея Атенеум. Подробнее о наиболее интересных и известных картинах и скульптурах в коллекции музея Атенеум читайте в отдельной заметке.

Коллекция музея Атенеум, в 2008 году отметившего свое 120-летие, сегодня насчитывает около 22 тыс. произведений искусства, среди которых самые известные и популярные работы финских художников — такие как «Раненый ангел» Хуго Симберга и «Выздоравливающая» Хелены Шерфбек.

Хелена Шерфбек, «Выздоравливающая»

К шедеврам зарубежного искусства относятся картины «Улица в Овер-сюр-Уаз» Ван Гога и «Автомобильный мост в л'Эстаке» Сезанна. Коллекция Атенеума постоянно расширяется за счет пожертвований и приобретений.

Сезанн, «Автомобильный мост в л'Эстаке»

В музее Атенеум хранятся произведения финского искусства с середины XVIII до середины XX века (более современное искусство можно увидеть в музее Киасма).

Практическая информация о музее Атенеум в Хельсинки: часы работы, цена билетов и т.п.

Музей Атенеум находится на площади Раутатиентори, напротив центрального железнодорожного вокзала Хельсинки. Адрес музея Атенеум: Kaivokatu 2, Helsinki. Посмотреть местоположение музея на карте Хельсинки можно тут.

Часы работы музея Атенеум: вторник и пятница с 10:00 до 18:00, среда и четверг с 10:00 до 20:00, суббота и воскресенье с 11:00 до 17:00; понедельник выходной. Музей закрыт в праздничные дни (уточнить можно на официальном сайте музея). Продажа билетов заканчивается за полчаса до закрытия музея. Вход в музей для владельцев карты Helsinki Card бесплатный.

Фотографировать в музее Атенеум не разрешается.

Стоимость входных билетов в музей Атенеум для взрослых составляет 12 евро. Дети до 18 лет могут посещать музей бесплатно. В цену входного билета включена стоимость вводной экскурсии-лекции (экскурсии на русском языке проводятся в музее Атенеум во второе воскресенье каждого месяца в 13:00; расписание экскурсий на других языках приводится тут).

На нижнем этаже музея работает сувенирный магазин, где можно приобрести книги, альбомы, плакаты, открытки, магниты и многое другое. На нижнем этаже также располагается кассы и гардероб самообслуживания.

Магазин музея Атенеум в ХельсинкиМагазин музея Атенеум в Хельсинки

Кроме того, в музее работает ресторан Tablo Ateneum, где можно полноценно пообедать.

Отзывы о посещении музея Атенеум в Хельсинки можно почитать тут.

Внимание: Поскольку Атенеум часто одалживает свои шедевры другим финским и зарубежным музеям, в экспозиции часто бывают пробелы, и далеко не всегда в музее одновременно можно увидеть все знаменитые произведения. Также следует иметь в виду, что некоторые залы и даже целые этажи могут быть закрыты на смену экспозиции. Например, в настоящее время «на гастролях» в Швеции наиболее известные работы Хелены Шерфбек (одна выставка проходит в Стокгольме и продлится до конца февраля 2013 года, другая — в Гётеборге, до августа 2013 года). Рекомендуем уточнять эти моменты на официальном сайте Атенеума.

История музея Атенеум в Хельсинки

«Проще вырастить редиску в апреле, чем создать что-либо значимое в художественной мерзлоте нашей северной страны, где оттепель еще только- только началась», — писал Захариас Топелиус в газете Helsingfors Tidningar в мае 1847 года, удивляясь и радуясь, что в Финляндии наконец стали проводиться выставки произведений искусства.

Застойная ситуация начала меняться с основанием Художественного общества Финляндии в 1846 году. В числе основных направлений его деятельности была организация выставок для широкой аудитории, а также обеспечение базового художественного образования для одаренных молодых людей. В 1848 году была основана Школа рисования (позднее Академия изобразительного искусства) Финского художественного общества, и тогда же были приобретены первые произведения искусства, которые использовались в педагогических целях.

История музея Атенеум в Хельсинки

Именно педагогика, формирование будущих художников стояло в центре внимания Общества на начальном этапе его существования. В Хельсинки преподавателем был Берндт Годенъельм (Berndt Abraham Godenhjelm), тогда как в Турку студенты занимались с придворным художником Робертом Вильгельмом Экманом (Robert Wilhelm Ekman), выпускником Королевской Академии художеств в Стокгольме. Эти два человека были призваны направить и развить талант одаренных юных финнов и осуществить мечту о появлении плеяды финских художников, которые смогли бы запечатлеть на холсте природу Финляндии, повседневную жизнь народа этой страны, а также написать картины важных исторических событий, портреты национальных героев и персонажей мифологии (речь шла в первую очереди о переводе в визуальную форму эпоса «Калевала» и поэзии Рунеберга).

Галлен-Каллела, Мать Лемминкяйнена

Чтобы студентам было на что ориентироваться, Общество приобрело ряд работ зарубежных живописцев. Тогда же совет директоров задумался о возможности создания публичной коллекции произведений искусства, которая бы могла познакомить жителей Финляндии с художественными достижениями средиземноморских стран. Члены совета даже мечтали о приобретении копий шедевров Леонардо да Винчи, Тициана и других «сладчайших цветов Юга». В полной мере эта мечта реализована не была, однако некоторые копии работ Старых мастеров всё-таки поступили в коллекцию Общества.

В 1868 году расширение художественной коллекции было официально занесено в устав Общества как одна из задач организации. Тогда же был назначен первый хранитель коллекции и началось составление каталога. К 1873 году перечень работ в коллекции насчитывал 210 картин и 25 скульптур. Это было довольно внушительное собрание — учитывая, что всё оно демонстрировалось в одной квартире в центре Хельсинки.

Магнус фон Рихт, «Улица Аннанкату холодным зимним утром»

На раннем этапе основу коллекции составляло зарубежное искусство, но позже в стране стали появляться и финские художники, достойные включения в коллекцию, и вскоре началось систематическое приобретение именно финских произведений искусства. В 1870-х-80-х годах Обществом было приобретено несколько финских пейзажей и портретов выдающихся личностей. Героические образы были разбавлены картинами повседневной жизни простого народа и мастерскими изображениями лесных птиц, которыми прославились братья фон Вригт (Рихт) (von Wright). Однако в тот период коллекция еще росла медленно: ежегодно приобреталось в районе десятка работ.

Магнус фон Рихт, «Глухари дерутся»

Особое значение для развития коллекции сыграли пожертвования частных лиц, которые либо преподносили принадлежавшие им произведения искусства, либо жертвовали деньги или ценные бумаги. Были также созданы фонды, обеспечивавшие ежегодный процентный доход, который мог использоваться для приобретения новых экспонатов. Первым стал фонд Виктора Говинга (Viktor Hoving), основанный в 1878 году по завещанию юного выборгского коллекционера, скончавшегося от брюшного тифа. Значительная художественная коллекция была передана Обществу по завещанию финского офтальмолога, коллекционера и благотворителя  Фритьофа Антелля (Herman Frithiof Antell) (1847-1893), долгое время жившего в Париже, и магната Ялмара Линдера (Hjalmar Linder) (1862-1921).

Галлен-Каллела, «Портрет Фритьофа Антелля»

Среди этих коллекций были такие жемчужины, как «Королева Бланка» Альберта Эдельфельта (1877) и «Обнаженная» («Без маски») (Démasquée) Аксели Галлен-Каллелы (1888), а также работы Ван Гога, Гогена, Сезанна, Мунка. В 2004 году фонды Атенеума пополнились за счет коллекционеров Нанни и Ирьё Канисто (Nanny and Yrjö Kaunisto), которые подарили музею 35 работ Хелены Шерфбек.

Альберт Эдельфельт, «Королева Бланка»

Из более ранних поступлений наибольшее значение имела коллекция 28 зарубежных работ из коллекции, хранившейся в усадьбе барона Вильгельма Клинковстрёма (Otto Wilhelm Klinckowström) (1778-1850). Их преподнес в дар Обществу в 1851 году царевич — будущий царь Александр II, а его сын Александр стал покровителем Художественного общества Финляндии. Барон Клинковстрём был известным любителем искусства и благотворителем. В своем завещании он выразил желание, чтобы избранная часть его коллекции составила основу постоянной художественной галереи.

Коллекция Художественного общества Финляндии впервые начала выставляться на публике в 1863 году и первоначально демонстрировалась лишь раз в неделю. В залах было тесно, растущая коллекция занимала каждый дюйм пространства, даже кафельные печи. Обществу отчаянно требовалось найти новое место для размещения своего собрания. Но теперь перед организацией встала дилемма: с одной стороны, она стремилась сосредоточиться на образовательной деятельности и развитии Академии изобразительного искусства по модели Центральной Европы и использовать картины из коллекции как «наглядные пособия»; с другой стороны, раздавались голоса в пользу соединения изящных и декоративно-прикладных искусств (промышленного дизайна). В 1874 году было основано Финское общество прикладного искусства и дизайна (Общество художественной промышленности Финляндии), располагавшее собственными коллекциями. Эта организация наряду со Школой скульптуры, основанной в 1871 году, виделась идеальным партнером Художественного общества.

Преподаватель Хельсинкского университета, профессор эстетики и современной литературы Карл Густав Эстландер (Carl Gustaf Estlander) (1834-1910), бывший членом обоих Обществ, ратовал за соединение искусства и ремесел «под одной крышей». Именно в его светлой голове и возник замысел строительства общего здания, которое изящные искусства могли бы разделить вместе с декоративно-прикладным искусством и учебными классами обоих направлений. Рабочим названием проекта стало слово Ateneum.

Здание музея Атенеум в Хельсинки и его архитектура

Строительство здания музея Атенеум в Хельсинки началось в 1884 году. Здание, которое современники прозвали «дворцом на миллион марок», было спроектировано архитектором Теодором Хёйером (Carl Theodor Höijer) (1843-1910) и стало одним из самых красивых сооружений в центре Хельсинки.

Теодор Хёйер был одной из важнейших фигур в финской архитектуре второй половины XIX в. Архитектор строил в основном в стиле эклектики и неоренессанса, преимущественно в Хельсинки, и ему принадлежит заслуга формирования в финской столице представительной застройки европейского уровня.

Архитектор Теодор Хёйер

Здание художественного музея Атенеум в Хельсинки, бесспорно, является самой известной работой Теодора Хёйера. Строительство завершилось в 1887 году, и 13 октября 1888 года художественные коллекции нового музея были впервые открыты для публики. Эта дата теперь отмечается как день рождения Атенеума.

Во внешнем облике здания, декоре фасада и оформлении помещений — во всем ощущается, что Хёйер построил настоящий храм искусств. Поскольку по условиям конкурса требовалось построить музей «в ренессансном духе», то Хёйер обратился к архитектуре итальянских палаццо эпохи Возрождения. Он создал классическую симметричную композицию главного фасада с тремя треугольными фронтонами и мощной рустовкой нижнего этажа.

Здание музея Атенеум, Хельсинки, Финляндия

Центральная часть здания богато украшена скульптурой, в том числе четырьмя кариатидами, которые символизируют различные искусства(Живопись, Скульптуру, Архитектуру и Графику (Геометрию)). Декор фасада дополняют бюсты трех величайших мастеров — Рафаэля, Фидия и Браманте.

Здание музея Атенеум в Хельсинки

На центральном тимпане помещена фигура Богини искусств, которая простирает лавровые венки над символами изящных и прикладных искусств. Надпись “Concordia res parvae crescunt” («При согласии и малые дела растут» или «При согласии малое возрастает») провозглашает сосуществование изящных и прикладных искусств в одном здании. Всё это пластическое оформление фасада выполнил шведский скульптор Карл Энеас Шёстранд (Carl Eneas Sjöstrand). Остальной декор фасада (в том числе портретные профили выдающихся европейских художников, архитекторов и скульпторов в пазухах арок) создал скульптор Вилле Валлгрен (Ville Vallgren).

Здание музея Атенеум в Хельсинки

Многочисленные колонны и арки в оформлении музейного фасада передают ощущение античного храма.

Здание музея Атенеум в Хельсинки

В дизайне величественных интерьеров музея Атенеум — особенно в оформлении вестибюля и парадной лестницы — также прослеживается тема храма искусств.

Интерьер музея Атенеум в ХельсинкиИнтерьер музея Атенеум в Хельсинки

В сквере рядом со зданием музея Атенеум в 1927 году был установлен бронзовый памятник выдающемуся финскому художнику Альберту Эдельфельту (1854-1905) работы Вилле Валлгрена.

Памятник Альберту Эдельфельту у музея Атенеум в Хельсинки

Эдельфельт изображен в процессе творчества, в рабочем халате и с палитрой в руке.

Почему музей называется «Атенеум»?

Название «Атенеум» происходит от имени Афины — греческой богини мудрости и военной стратегии. Афина также считалась покровительницей городов и государств, наук и ремёсел. Дочь главного бога-олимпийца Зевса и его первой супруги Метиды, Афина, по преданию, родилась из головы своего отца, явившись на свет в полном боевом вооружении. Атрибутами Афины являются змея и сова (символы мудрости), а также олива (священное дерево древних греков).

Таким образом, название «Атенеум» можно перевести примерно как «храм Афины», «святилище Афины».

Дальнейшее развитие музея Атенеум и его коллекций

Первоначально художественные коллекции Атенеума демонстрировались публике на третьем этаже, причем собрание Художественного общества Финляндии занимало восточную часть, а собрание Финского общества прикладного искусства и дизайна — западную. На нижних этажах располагались учебные классы Академии изобразительного искусства и художественно-промышленной школы (Института искусств и дизайна). Во внутреннем дворе была устроена печь для обжига керамики.

Мастерская Художественного общества Финляндии (1894)

Целью нового художественного комплекса стало сделать искусство доступным максимально широкому кругу заинтересованной публики. На этом этапе коллекции начали трансформироваться в собственно музей с четким графиком работы. Газета Uusi Suometar в ноябре 1888 года писала: «Музей Художественного общества Финляндии в здании Атенеума открыт с 13 октября ежедневно с 12 до 15 часов. Входная плата составляет 50 пенни в будние дни и 25 пенни по воскресеньям».

В Атенеуме также размещалась библиотека, а периодически еще и проводились лекции на тему искусства. В выставочных залах были диваны для отдыха посетителей. В темное время года экспонаты освещались подвешенными к потолку лампами. К началу 1890-х годов количество посетителей музея составляло 12 тыс. в год.

Здание музея Атенеум в Хельсинки в 1890 году

После перемещения коллекций Художественного общества Финляндии в здание Атенеума они претерпели заметные изменения. Работы не самого высокого качества были исключены из экспозиции, а копии более не демонстрировались рядом с оригиналами. Теперь основной упор был решительно сделан на финское искусство, а формирование коллекции стало общей заботой всей интеллигенции того времени.

История музея Атенеум в Хельсинки

К началу XX века коллекция Художественного общества Финляндии окончательно преобразовалась из частного собрания в общественный музей, известный под названием Атенеум. Само здание тоже стали называть художественным музеем Атенеум. При этом коллекция декоративно-прикладного искусства была переведена на виллу Хакасалми, и тогда коллекция изящных искусств смогла расшириться и занять весь третий этаж здания.

История музея Атенеум в Хельсинки

Музей Атенеум находился в ведении Художественного общества Финляндии вплоть до 1939 года, когда Общество перестало управлять коллекций Фонда Академии изобразительного искусства. Данному фонду коллекция принадлежала до 1990 года, после чего музей стал государственным учреждением.

Зал музея Атенеум в Хельсинки

Сегодня музей Атенеум входит в состав комплекса Национальной галереи Финляндии (Государственного художественного музея) наряду с Музеем современного искусства Киасма и Художественным музеем Синебрюхова, а также Центральным художественным архивом.

Что посмотреть в музее Атенеум

Художественный музей Атенеум обладает самой обширной в Финляндии коллекцией картин, скульптур и графики, начиная с произведений 1750-х годов до работ середины XX века — от живописи эпохи рококо до экспериментальных художественных течений. В фондах музея насчитывается  свыше 4300 картин и более 750 скульптур. Представлены самые разнообразные жанры и эпохи искусства, образцы реализма, символизма, импрессионизма и экспрессионизма. к числу самых популярных работ финских художников относятся «Раненый ангел» Хуго Симберга и «Выздоравливающая» Хелены Шерфбек.

Хуго Симберг, «Раненый ангел»

В коллекции зарубежного искусства музея Атенеум представлено свыше 650 картин, скульптур, рисунков, созданных такими известными мастерами, как Сезанн, Ваг Гог, Шагал, Модильяни, Мунк, Репин, Роден, Цорн.

Ван Гог, «Улица в Овер-сюр-Уаз»

Подробнее о наиболее интересных и известных художниках и картинах, представленных в коллекции музея Атенеум, читайте в отдельной заметке.

♦♦♦♦♦♦♦

Куда сходить и что посмотреть в Хельсинки

Музеи Хельсинки

- Музей Атенеум

- Городской музей Хельсинки

- Художественный музей Амоса Андерсона

- Художественный музей Дидрихсена

- Художественный музей Синебрюхова

- Национальный музей Финляндии

Церкви и соборы Хельсинки: это стоит посмотреть

- Кафедральный собор Святого Николая (Helsingin tuomiokirkko)

- Православный Успенский собор

- Церковь в скале (Темппелиаукио)

- Часовня тишины Камппи

- Старая церковь Хельсинки (Vanhakirkko)

- Церковь Св. Иоханнеса (Иоанна) (Johanneksenkirkko)

- Церковь Каллио

Интересная архитектура и интерьеры в Хельсинки: это стоит посмотреть

- Здания в стиле финского модерна (национального романтизма) в Хельсинки

- Здание Национальной библиотеки

Бассейны и аквапарки Хельсинки

- Бассейн в скале Itäkeskus

- Исторический бассейн Yrjönkatu

Другое: концертные и оперные театры

- Опера Хельсинки

- Концерты органной музыки в церквях Хельсинки (например, в Старой церкви и кафедральном соборе)

♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Huusko, Timo, editor. Ateneum Guide. ATE, 2010

2. Официальный сайт музея Атенеум

3. Шедевры музея Атенеум на сайте проекта Google Art Project

4. Об архитекторе Теодоре Хёйере

5. О скульптурном декоре здания музея Атенеум в Хельсинки

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



1 комментарий к заметке

  1. Foxy пишет:

    С 9 сентября по 16 октября 2014 года в музее Атенеум, в связи с реконструкцией, будет открыта только экспозиция в 3 залах на первом этаже. Но посетители смогут увидеть все самые популярные шедевры из коллекции музея, причем БЕСПЛАТНО (http://www.ateneum.fi/en/collection-display).