Выставка Made in Helsinki на вилле Хакасалми (филиал Городского музея Хельсинки)

Рубрики: в Финляндии,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 1 апреля 2013, в 19:44

Время: с 12 июня 2012 года до 1 сентября 2013 года (часы работы: среда, пятница-воскресенье с 11:00 до 17:00, четверг с 11:00 до 19:00; в Иванов день 21-23 июня 2013 года музеи закрыты)

Место: Хельсинки, Финляндия; Городской музей Хельсинки/Дача Хакасалми (Hakasalmi Villa); адрес дачи (виллы) Хакасалми: Mannerheimintie, 13b

Событие: Выставка «Сделано в Хельсинки» (Made in Helsinki 1700–2012)

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, план

На 2012 год город Хельсинки был выбран в качестве Мировой столицей дизайна. По этому случаю в здании виллы Хакасалми и открылась выставка «Сделано в Хельсинки» (Made in Helsinki), посвященная развитию дизайна в Хельсинки начиная с тех времен, когда в Финляндии еще не существовало даже самого понятия «дизайн». Посещение выставки дает возможность больше узнать о финской культуре, искусстве и дизайне, увидеть образцы финской мебели и других предметов декоративно-прикладного искусства, познакомиться с особенностями и историей различных ремесленных профессий (краснодеревщики, позолотчики, мастера по зеркалам, музыкальным инструментам и др.). Вход на выставку бесплатный.

Фотографировать на выставке разрешается. Экспонаты дополнены сенсорными экранами с пояснениями на трех языках и видеофильмами о работе современных финских ремесленников.

Выставка финского дизайна в филиале городского музея Хельсинки на вилле Хакасалми: фотоотчет

На выставке Made in Helsinki демонстрируются разнообразные предметы, созданные в Хельсинки в период с XVIII века до наших дней: от серебряных бокалов, старинных фортепиано и дамских шляп до эмалированных вёдер и кистей для штор. Ремесленные традиции в Хельсинки бережно сохраняются и сегодня, и экспозиция знакомит посетителей в том числе и с образцами работы современных мастеров, а не только с музейными экспонатами прошлых эпох.

Вход на выставку бесплатный, как и всегда во все филиалы Городского музея Хельсинки.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, платья

Побывав на выставке, ощущаешь всю многогранность моды, столкновение и тесное переплетение разных эпох и стилей. Утонченные шляпки XIX века соседствуют тут с современной обувью дизайнера Минны Парикка (Minna Parikka), а пузатые деревянные комоды сменяются функциональными стульями из стали. Любопытно посмотреть на образцы изделий фабрики Salin: всевозможные шнуры, тесьму и бахрому. Гуляя по выставочным залам, наблюдаешь не только изменение, но и преемственность дизайнерских идей и приемов. Например, некоторые современные хельсинкские столяры и ювелиры (в том числе мебельная фабрика Ranka и ювелирная фирма Juju) продолжают использовать в своей работе инструменты, применявшиеся их коллегами в XVIII веке.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, образцы тесьму и бахромы

Город Хельсинки давно известен как столица финского дизайна. Местные ремесленники XVIII века были знакомы с новейшими методами и технологиями своего времени. В XIX веке, когда Хельсинки стал официально столицей Финляндии, сюда потянулись многие искусные мастера, а заодно и взыскательные клиенты. Для домов состоятельных заказчиков изготавливались многочисленные предметы роскоши: диваны, позолоченные зеркала, музыкальные инструменты.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, старинная финская мебель

Зал со старинными фортепиано знакомит посетителей с произведениями XIX века, когда в Хельсинки существовало 16 производителей этих музыкальных инструментов. К сожалению, лишь несколько пианино той эпохи дошли до наших дней. Сегодня эти уникальные фортепиано работы таких мастеров, как Гранхольм (Erik Granholm), Недерстрём (Abraham Alexander Nederström) и Ванке (Johann Christian Wancke), хранятся в коллекции Городского музея Хельсинки. Ванке был мастером из Швеции, а Гранхольм и Недерстрём родились в Финляндии (Гранхольм считается ведущим финским мастером по изготовлению фортепиано середины XIX века).

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, фортепианоВыставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, фортепиано

Большой интерес на выставке представляют залы, рассказывающие о работе краснодеревщиков. Гильдия краснодеревщиков Хельсинки была основана в 1747 году. Эта организация оценивала и утверждала работы умельцев и контролировала их качество. Чтобы получить статус мастера, требовалось длительное обучение, работа в подмастерьях и получение опыта в нескольких городах. Кандидаты в мастера должны были самостоятельно подготовить чертежи своей мебели.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, чертежи мебели

На выставке демонстрируется, в частности, старинная мебель, созданная в ремесленных мастерских и на первых мебельных фабриках Хельсинки в середине XIX века. Мастерские в то время располагались в основном на окраине центральной части города и в районе Пунавуори. По ходу развития города производство перебиралось всё дальше от центра. Одной из первых фабрик, переехавших из центра, стала мебельная фирма Фредерика Линдхольма (Frederik Svante Lindholm), переселившаяся в 1866 году в район Сёрняйнен. В середине XIX века в Хельсинки работало несколько крупных мебельных мастерских, где создавались элегантные предметы обстановки для зажиточных горожан. Стиль мебели менялся с появлением новых модных веяний: так, ампир и бидермейер уступили место историзму. С развитием общества спрос на мебель продолжал расти: для домов представителей рабочего класса требовались непритязательные стулья, комоды и буфеты. К 1920-м годам основная часть мебельных фабрик Хельсинки переехала в новые районы. В 1945 году была основана компания по производству офисной мебели Martela.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, старинная финская мебельВыставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, станок

Экспозиция также рассказывает о мебельной фабрике Heimberger, которая располагалась на улице Mikonkatu рядом с железнодорожным вокзалом Хельсинки. Фабрика работала на энергии пара и в свое время являлась одним из крупнейших в Финляндии производителей мебели. Отец владельца предприятия Ларс Хеймбергер (Lars Richard Leonard Heimberger) был изготовителем зеркал (зеркальная фабрика Heimberger была основана в 1861 году), а его сын начал производить наряду с зеркалами еще и деревянную мебель. Ричард Хеймбергер (Richard Theodor Heimberger) активно занимался общественной деятельностью и в 1872 году стал представителем бюргерского сословия в сейме. Длительное время зеркальное стекло считалось роскошью, и только в XIX веке зеркала получили широкое распространение. Стало модным устанавливать большие зеркала в простенках между окнами, чтобы создать более светлое и визуально более обширное пространство. Также зеркала начали использовать при оформлении общественных интерьеров типа кафе и салонов. Хельсинки превратился в центр зеркального производства Финляндии в 1820-х годах. В XIX веке в городе работало около десятка зеркальных фабрик. Первым производителем зеркал в Хельсинки стал стекольный мастер Карл Кристиан Шёберг (Carl Christian Sjöberg).

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, зеркалаВыставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, предприниматель Хеймбергер

Еще один зал на выставке знакомит с творчеством позолотчика Аксели Саволайнена (Akseli Savolainen), который основал собственную мастерскую на улице Annankatu в центре Хельсинки в 1911 году. Получив статус мастера в 1920 году, он обучил своего сын Рейно (Reino Savolainen), и тот продолжил его дело. Фирма перешла к Рейно в 1939 году.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, мастерство позолотчиковВыставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, мастерство позолотчиков

В те времена золочение было в основном мужской профессией. Дочь Рейно, Ритва Саволайнен, длительное время была единственной в Финляндии женщиной-мастером позолоты. Ее образцовым изделием стало позолоченное зеркало в стиле рококо. Ритва стала управлять фирмой в 1990 году. Фирма Savolainen, специализировавшаяся на работах по позолоте и изготовлению рам, закрылась в 2010 году, просуществовав почти целый век. За свою богатую историю компания выполняла заказы для частных клиентов, музеев, общественных зданий и церквей. На выставке можно увидеть образцовую работу Рейно Саволайнена — позолоченную люстру (она была принята Ассоциацией ремесленного и фабричного производства Хельсинки в 1937 году, после чего Рейно получил статус мастера).

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, позолоченная люстра

Интересный раздел экспозиции посвящен кистям, тесьме, бахроме и иным аксессуарам, которые играли важную роль в оформлении интерьеров в конце XIX – начале XX века. На выставке представлены образцы продукции текстильной (басонной) фабрики Salin. Ее владельцем был Отто Вильгельм Салин (Otto Wilhelm Salin), который в 1891 году перевел производство из Выборга (Виипури) в Хельсинки. В 1899 году предприниматель скончался, а его вдова Ида София — не специалист, но умелая деловая леди — управляла фабрикой вплоть до собственной смерти в 1949 году, заимствуя интересные новые идеи и модели у зарубежных коллег. За эти годы фабрика Wilh. Salin стала крупнейшим производством такого рода в Финляндии.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, производство тесьмыВыставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, производство тесьмы

Длительное время компания располагалась в центре Хельсинки (сначала на Fabianinkatu, затем на Keskuskatu), а в 1950-х годах переехала на Лауттасаари, где в 1962 году для нее было построено отдельное здание. В 1960-х годах на фабрике работало около полусотни рабочих — в основном женщины (на выставке можно увидеть образцы станков, на которых они трудились). Помимо тесьмы и пуговиц, компания выпускала ленты, кисти, бахрому, пряжки, пояса и т.п. Фирма обслуживала как частных клиентов, так и крупных оптовых покупателей (производителей мебели, например). Компания работала в текстильном секторе до 1989 года.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, образцы тесьму и бахромы

На нескольких занимательных стендах демонстрируются дамские шляпки и наряды, произведенные в Хельсинки в разное время. Всего в коллекции Городского музея Хельсинки находится около 600 женских головных уборов (чепчиков, шляп и проч.), нарядных и повседневных. Не стоит забывать, что в королевстве Швеция вплоть до конца XVIII века платье человека определялось его социальным классом: например, только представители верхушки общества могли носить шляпы, а вот шарфы и кепки предназначались для простого люда. В XIX веке наряды стали в большей степени зависеть от материального положения, нежели от социального статуса, а к 1920-м годам шляпы уже носили повсеместно (правда, после Второй мировой войны они вышли из моды). Много шляпных и портных мастерских появилось в Хельсинки в середине XIX века. Здесь изготавливали новые шляпы и шляпки и перекраивали старые в соответствии со вкусами клиентов и веяниями моды. Поначалу в таких мастерских работали преимущественно мужчины, но затем в профессию пришли женщины.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, шляпки

Рядом со шляпками можно увидеть различные платья финских производителей. Заодно посетители могут узнать о наиболее известных салонах одежды в Хельсинки. Например, в 1923 году в городе был открыт салон Ika, располагавшийся на улице Kluuvikatu и просуществовавший до 1980-х годов. Другими популярными заведениями были салон мод Domina, работавший в 1925-1957 гг., и Atelier Bertha Puisto, существовавший 1962 по 1974 год.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, платья

Часть залов на выставке посвящена современному дизайну (в основном дизайну мебели, посуды и прочих бытовых вещей). Здесь всё значительно более просто и практично. Мы узнаём, что во второй половине XIX века, с наступлением эпохи индустриализации, произошло радикальное изменение производственных практик. Появилось понятие дизайна как такового, причем внешний облик предмета теперь должен был удовлетворять не только вкусам и желаниям заказчика, но и требованиям машинного производства. Ведущими представителями финского дизайна в 1930-х годах стали фабрики по производству мебели из стальных трубок (особенную известность получила кровать с панцирной сеткой Heteka — типичный пример бытовой вещи, которую производили из материала, подходящего для промышленного производства). Во второй половине XX века началось победное шествие финского дизайна в Хельсинки. Наряду с известной дизайнерской продукцией начали появляться совершенно новые вещи, ориентированные на повседневные нужды людей, но отличающиеся качественным дизайном: например, стальные кастрюли фирмы Opa и практичные прогулочные комбинезоны для детей EasyBeasy, придуманные обычной финской домохозяйкой Марьей Мюккянен (Marja Mykkänen) в 1970 году.

Выставка на вилле Хакасалми в Хельсинки, комбинезоны

Вплоть до начала XX века большинство повседневных потребительских товаров изготавливались вручную из натуральных материалов. Затем начали получать распространение предметы промышленного производства, а ремесленники занимались в основном ремонтом старых изделий, но с падением цен на серийные промышленные товары потребность в ремонте снизилась. В наши дни люди вновь стали ценить качество, прочность и уникальность ремесленных предметов, и сегодня в Хельсинки работает несколько мастеров в сфере декоративно-прикладного искусства, которые с любовью создают своими руками изделия из текстиля и дерева, в том числе одежду, мебель и другие бытовые предметы высокого качества. Большинство этих ремесленников является предпринимателями — небогатыми, но очень увлеченными своим делом.

Городской музей Хельсинки: полезная информация

Городской музей Хельсинки (Kaupunginmuseo) состоит из нескольких небольших музеев, разбросанных по разным адресам. Главное здание Музея города Хельсинки находится в непосредственной близости от Сенатской площади на Софийской улице (Sofiankatu, 4), в доме, построенном по проекту знаменитого архитектора Ларса Сонка.

Городской музей Хельсинки на Софийской улицеГородской музей Хельсинки на Софийской улице

Другие филиалы музея занимают не менее интересные исторические здания, в том числе дом Седерхольма (Sederholmin talo) (старейший каменный дом в Хельсинки) и дом бюргера (Ruiskumestarin talo) (самый старый деревянный дом финской столицы).

Дом Седерхольма в ХельсинкиДом бюргера в Хельсинки

Всего музей имеет семь филиалов (включая главное отделение на Софийской улице). Вход во все музеи свободный.

Филиалы Городского музея Хельсинки, Финляндия

Сайт Городского музея Хельсинки: www.hel.fi.

Вилла Хакасалми (вилла Хагасунд или вилла Валлен): дом Авроры Карамзиной

Одним из филиалов Городского музея Хельсинки является вилла Хакасалми, она же вилла Хагасунд (Hakasalmen huvila/VillaHagasund). Вилла Хакасалми в Хельсинки находится на проспекте Маннергейма, рядом с Национальным музеем Финляндии и концертным залом/конгресс-центром «Финляндия». Адрес виллы Хакасалми (филиала Городского музея Хельсинки): Mannerheimintie, 13b.

Вилла Хакасалми, Хельсинки, Финляндия

Это историческое здание в неоклассическом стиле было построено в 1843-1846 гг. в качестве объединенной городской и загородной резиденции тайного советника, сенатора и прокурора Императорского Финляндского Сената барона Карла Юхана Валлена (Carl Johan Walleen) (1781-1867) по проекту берлинского архитектора Эрнста Бернхарда Лорманна (Ernst Bernhard Lohrmann). Эрнст Лорманн (Лорман) (1803-1870) родился в Германии, но много работал в Финляндии, в основном на строительстве общественных и религиозных зданий (в частности, после смерти Энгеля он завершал возведение кафедрального собора Хельсинки). Вилла окружена живописным английским садом с двумя небольшими постройками (флигелями), датируемыми 1847 годом. Северный флигель в свое время служил пекарней, а южный — оранжереей. Сегодня в одном из флигелей располагается маленькое кафе (Café Cara-Melle).

Вилла Хакасалми, Хельсинки, Финляндия

Город сдавал земельный участок с виллой в аренду Карлу Юхану Валлену в течение 50 лет. В 1896 году, когда срок договора истек, город выкупил дачу у падчерицы Валлена, Авроры Карамзиной, которая, несмотря на это, продолжала жить в доме вплоть до своей смерти в 1902 году. Именно эта хозяйка виллы Хакасалми наиболее хорошо известна широкой публике: о судьбе Авроры Карамзиной часто рассказывают гиды во время экскурсий Хельсинки, немало написано о ней книг и статей в женских журналах.

Карл Юхан Валлен

У нас Аврора Карамзина (урожденная Шернваль) известна в основном как «роковая Аврора», светская красавица с трагической судьбой (за свой долгий век она пережила своих возлюбленных и мужей, единственного сына, братьев и сестер). А вот в Финляндии ее ценят совсем за другое: за активную благотворительную и общественную деятельность. Автора Шернваль является одной из самых известных и уважаемых женщин Финляндии XIX века, «доброй феей Хельсинки». Ее именем названа одна из улиц Хельсинки (Aurorankatu), а также разнообразные приюты, библиотеки и школы в городах Финляндии. Аврору почитают как основательницу Института диаконисс (сестер милосердия) в Хельсинки. Ее щедрость и личное участие в проблемах обычных людей заслужили ей репутацию выдающейся женщины. На протяжении своей долгой и насыщенной жизни Аврора не раз оказывалась в центре внимания общественности. Воспоминания об этой легендарной женщине можно встретить в разнообразных мемуарах, описывающих жизнь светских кругов Хельсинки и Петербурга.

Аврора Карловна Карамзина (Аврора Шернваль) (Aurora Stjernvall/Karamzin) (1808-1902) была по происхождению шведкой и родилась в Финляндии, хотя значительная часть ее жизни была связана с Россией. Отец Авроры, Карл Юхан Шернваль, был подполковником, а мать, Ева Густава фон Виллебранд, — дочерью губернатора Турку и Пори Эрнеста Густава фон Виллебранда. Оба родителя принадлежали к дворянским родам, переехавшим в Финляндию из Швеции. Мать Авроры после смерти мужа в 1815 году вышла замуж за того самого Карла Юхана Валлена, который оказался хорошим отчимом для ее детей. В 1820 г. Валлен стал членом Финляндского сената, а через год был назначен прокурором.

Одно время юная Аврора Шернваль жила у тетки в Петербурге, где прикоснулась к блеску столичной жизни и выучила французский, который фактически стал ее вторым родным языком после шведского. В 1820 году семья переехала в Хельсинки (Гельсингфорс). В 1830 году девушка была представлена императорской семье, после чего ее назначили фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны, и через некоторое время Автора была приглашена ко двору в столицу и стала одной из известнейших петербургских красавиц. Русские поэты посвящали ей стихи, живописцы писали портреты.

Портрет Авроры Демидовой кисти Карла Брюллова, 1837 год

Первым женихом Авроры был Александр Муханов, но буквально накануне свадьбы он скончался. Эта история наделала много шума, тогда-то и впервые и начали говорить о «роковой Авроре». В 1836 году в Хельсинки состоялась свадьба Авроры Шернваль с одним из самых завидных женихов России. Ее мужем стал богатейший, но несимпатичный и очень болезненный человек Павел Николаевич Демидов, владелец многих уральских заводов, промышленник и коллекционер (петербуржцы хорошо знают особняк П.Н. Демидова на Большой Морской, построенный архитектором Монферраном). На свадьбу Демидов преподнес Авроре шкатулку с уникальным жемчужным ожерельем и знаменитым бриллиантом «Санси». В октябре 1839 года Аврора родила сына, а в 1840 году Павел Демидов умер.

Аврора Демидова (Карамзина) с сыном, 1849 год

Овдовев, Аврора посвятила себя воспитанию сына, а также заботам о хозяйстве покойного мужа: на ее плечи легло управление рудниками и заводами. Светская красавица отправилась на Урал, где прониклась интересом к социальным вопросам и нуждам рабочих: там она построила богадельню, родильный дом, школы и детский приют. Через шесть лет после смерти первого супруга Аврора вышла замуж за Андрея Николаевича Карамзина, сына известного историка. После свадьбы супруги совершили путешествие в Париж, а затем поехали в Нижний Тагил, где Карамзин стал управляющим заводами Демидовых. Зимой Карамзины жили в Петербурге, где их салон был украшением светской жизни. Но в 1953 году началась Крымская война, и полковник Андрей Карамзин добровольно ушел на фронт. В 1854 году он был убит.

Портрет Авроры Карамзиной кисти А. Периньона, 1853 год

Снова став вдовой, 46-летняя Аврора Карамзина удалилась от светской жизни. Она стала в основном заниматься своим поместьем Тресканда (Träskända) в Эспоо и сосредоточилась на благотворительной деятельности, благо огромное наследство, оставшееся после смерти первого мужа, это позволяло.

Портрет Авроры Карамзиной в Институте сестер милосердия, 1890-е годы

Аврора основала несколько благотворительных учреждений (в том числе Институт сестёр милосердия в Хельсинки), внесла большой вклад в женское образование в Финляндии. Аврора помогала многим студентам и особенно женщинам, стремившимся получить образование. На ее средства Женский союз в Хельсинки содержал так называемые «суповые кухни», рабочие мастерские, детские ясли и сиротские приюты со школами.

Почтовая марка с изображением Авроры Карамзиной

В 1885 году Аврору постигло новое несчастье: она похоронила сына, а в 1890 году умер ее брат Эмилий. Когда Аврора со временем отошла от дел, семья ее первого мужа Демидова стала выплачивать ей пожизненную пенсию, большую часть которой Аврора расходовала на благотворительные цели. Аврора Карловна Демидова-Карамзина скончалась в 1902 году в возрасте 94 лет и похоронена на кладбище Хиетаниеми, где на ее могиле установлены две скорбящие скульптуры работы Вилле Валльгрена с надписью-эпитафией на французском: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.).

Надгробие Авроры Карамзиной на кладбище Хиетаниеми

Вилла Хакасалми, расположенная сегодня практически в центре Хельсинки, была выкуплена Авророй Шернваль после смерти ее отчима, Карла Юхана Валлена. На этой вилле, которая стала известна как «дача Авроры Карамзиной», она часто проводила зиму: принимала гостей, устраивала концерты, лотереи, организовывала сбор пожертвований, благотворительные мероприятия и религиозные собрания. На вилле она постоянно принимала нуждающихся и оказывала помощь просителям. Также Автора очень любила упомянутую усадьбу Тресканда, где обычно проводила лето. Помимо этого, она с увлечением путешествовала, посещая благотворительные учреждения и перенимая опыт католических монахинь-диаконесс. Институт сестер милосердия в Хельсинки (Helsingin Diakonissalaitos) был открыт по инициативе и на средства Авроры Карамзиной в 1867 году, в разгар голодных лет. В 1890-х годах для заведения был построен комплекс ныне действующих зданий в парковой зоне Эляйнтарха (Eläintarha), недалеко от виллы Хакасалми (Авроре нравилось совершать пешие прогулки от этой дачи к своему Институту).

Церковь Института сестер милосердия, Хельсинки, Финляндия

Как уже было сказано, на вилле Хакасалми Аврора Карамзина жила вплоть до своей смерти. В 1906-1911 гг. нижний этаж виллы Хакасалми сдавался Государственному историческому музею под выставки. В 1911 году эти помещения начал использовать Городской музей Хельсинки. Верхний этаж до 1929 года занимало Общество прикладных искусств, а затем здание полностью перешло к Городскому музею Хельсинки. Сегодня в музее регулярно проходят выставки, посвященные истории города.

Куда сходить и что посмотреть в Хельсинки

Музеи Хельсинки

- Музей Атенеум

- Городской музей Хельсинки

- Художественный музей Амоса Андерсена

- Художественный музей Дидрихсена

- Художественный музей Синебрюхова

- Национальный музей Финляндии

Церкви и соборы Хельсинки

- Кафедральный собор (Helsingin tuomiokirkko)

- Православный Успенский собор

- Церковь в скале (Темппелиаукио)

- Часовня тишины Камппи

- Старая церковь Хельсинки (Vanhakirkko)

- Церковь Св. Иоханнеса (Иоанна) (Johanneksenkirkko)

- Церковь Каллио

Интересная архитектура и интерьеры в Хельсинки

- Здания в стиле финского модерна (национального романтизма) в Хельсинки

- Здание Национальной библиотеки

Бассейны и аквапарки Хельсинки

- Бассейн в скале Itäkeskus

- Исторический бассейн Yrjönkatu

Другое: концертные и оперные театры

- Опера Хельсинки

- Концерты органной музыки в церквях Хельсинки (например, в Старой церкви и кафедральном соборе)

♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Информация о выставке на сайте Городского музея Хельсинки

2. Вилла Хакасалми в Хельсинки: история и архитектура

3. Городской музей Хельсинки, статья в Википедии

4. Вилла Хакасалми, статья в Википедии

5. Интересные культурные мероприятия в Финляндии. Выставка Made in Helsinki

6. Демидова-Карамзина, Аврора Карловна, статья в Википедии

7. Н. В. Кривцов. Русская Финляндия.

8. Личности, повлиявшие на историю Выборга: Аврора Карамзина

9. Надгробие Авроры Карамзиной на кладбище Хиетаниеми

10. Судьба Авроры Карамзиной: интересная статья на сайте библиотеки Алвара Аалто

11. Сайт Института сестер милосердия (диаконисс) в Хельсинки

12. Подробная биография Авроры Карамзиной (Шернваль)

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)