Художественный музей Амоса Андерсона (Amos Andersonin taidemuseo) занимает большое здание с заметным фасадом, расположенное в центре Хельсинки на улице Юрьёнкату (Yrjönkatu), недалеко от исторического бассейна Yrjönkadun uimahalli. Это крупнейший частный художественный музей в Финляндии.
Музей разместился в доме, принадлежавшем известному финскому предпринимателю и меценату Амосу Андерсону (1878-1961), руководившему несколькими финскими издательствами. Первые этажи особняка когда-то занимали конторские помещения, теперь же они используются под временные выставки. А на верхних этажах можно увидеть частично сохранившиеся интерьеры жилых комнат Амоса Андерсона, а также картины постимпрессионистов из коллекции архитектора Сигурда Фростеруса. В этой заметке мы расскажем об истории и постоянной экспозиции Художественного музея Амоса Андерсона в Хельсинки, а также поделимся своими впечатлениями от посещения этого музея.
История и коллекции Художественного музея Амоса Андерсона в Хельсинки
Расположенный в центре Хельсинки Художественный музей Амоса Андерсона сегодня находится в собственности и управлении фонда Föreningen Konstsamfundet. Музей занимает дом, построенный в 1913 году и принадлежавший Амосу Андерсону. Коммерсант использовал этот особняк не только как жилой дом, но еще и в качестве деловой штаб-квартиры. После смерти Андерсона здесь открыли музей, который славится разнообразной программой выставочных мероприятий и богатой коллекцией современного искусства (финского и не только), часть которой находится в постоянной экспозиции. В частности, посетители могут увидеть несколько жилых комнат самого Амоса Андерсона и его личную домовую капеллу.
В музее Амоса Андерсона проводится около десяти выставок в год (иногда по три выставки одновременно). Выставки могут быть посвящены как современному, так и более традиционному искусству. Хотя чаще всего здесь демонстрируется творчество финских художников, на выставках регулярно появляются и работы мировых звезд.
В коллекции музея представлено главным образом искусство XX века. Более ранние произведения некогда относились к частной коллекции самого Амоса Андерсона. Значительный интерес также представляет коллекция, принадлежавшая архитектору Сигурду Фростерусу и включающая работы Магнуса Энкеля, Альфреда Уильяма Финча, Боннара, Вламинка и др. Эти картины находятся в постоянной экспозиции с 1994 года. Главные направления деятельности музея Амоса Андерсона — организация выставок, поддержание и расширение художественных коллекций, а также сотрудничество с другими культурными учреждениями и проведение совместных мероприятий.
Основатель музея, Амос Андерсон (Amos Anderson) (1878-1961), был владельцем нескольких финских издательств и крупнейшей в Финляндии шведскоязычной ежедневной газеты Hufvudstadsbladet. Одновременно он был филантропом, щедрым меценатом, поддерживавшим финское искусство и гуманитарную науку (фото с сайта [1]).
В 1912-1913 гг. Андерсон обратился к своим друзьям архитекторам Палмквисту (W.G. Palmqvist) и Шёстрёму (Einar Sjöström) с просьбой разработать проект многофункционального здания с жилыми комнатами и конторскими помещениями на участке по улице Yrjönkatu. Здание вскоре было построено и стало не только частным домом Амоса Андерсона, но и его предпринимательской штаб-квартирой.
После смерти бизнесмена на верхних этажа дома устроили музей, а на месте бывших конторских помещений на нижних этажах организовали залы для проведения временных выставок. Музей, названный в честь Амоса Андерсона, открылся для публики в январе 1965 года. С тех пор музей трижды обновляли и расширяли: в 1981–85, 1998–99 и 2007 году. В ходе последней реконструкции здание получило два дополнительных выставочных этажа. Кроме того, были обновлены касса и музейный магазин.
Амос Андерсон: предприниматель и меценат
Амос Андерсон родился в небольшой деревушке на острове Кимито (архипелаг Турку), учился в коммерческом училище Турку, изучал экономику и страхование в Германии и Лондоне. В 1902 году он получил свою первую работу в страховой компании в Хельсинки. Уже тогда Андерсон начал проявлять интерес к экономической журналистике и сотрудничать в журналах. Вскоре он основал свое рекламное агентство, а затем и издательство, а в 1911 году открыл газету Dagens Tidning. Получив контрольный пакет акций в издательстве Tilgmann в 1916 году, Амос Андерсон стал крупнейшим в Финляндии предпринимателем в этой сфере бизнеса. В 1921 году медиамагнат купил газету Hufvudstadsbladet, причем сам работал ее главным редактором в 1928-36 гг. (фото с сайта [3]).
Андерсон также активно занимался политикой, был депутатом, дружил с президентами П. Э. Свинхувудом и Кюёсти Каллио. В 1940 году он подарил виллу Тамминиеми в хельсинкском районе Меилахти финскому государству, и она стала резиденцией президента (ныне там музей Урхо Кекконена).
Будучи успешным предпринимателем, Амос Андерсон также отличался прекрасным художественным вкусом и не забывал уделять внимание поддержке искусства. За деловой практичной натурой скрывался романтик со склонностью к мистике и религиозности, не случайно Андерсон питал слабость к средневековому искусству и музыке. В 1921 году он опубликовал иллюстрированную книгу о средневековой финской церковной архитектуре. Бизнесмен всерьез интересовался реставрацией старинных храмов и спонсировал работы в церквях Турку, Паргаса и Кимито. В середине 1920-х годов Андерсон спроектировал собственную капеллу для верхнего этажа своего дома и оформил ее классическими картинами, а также установил орган.
Одновременно магнат увлекался театром и даже сам писал пьесы на тему средневековых легенд и выступал режиссером театральных постановок. Он тесно сотрудничал со Шведским театром и финансировал там ремонтные работы в середине 1930-х годах. Кроме того, Андерсон выступил с инициативой создания Финского института в Риме (институт по-прежнему занимает ренессансную виллу Ланте на холме Яникул; художники и исследователи древнеримской культуры из Финляндии могут арендовать здесь комнаты и мастерские, а также пользоваться библиотекой). Различные проекты Андерсона были связаны с Турку — городом, где он провел юность. Он спонсировал многие проекты Академии Турку, за что в 1948 году ему была присвоена почетная степень доктора этого университета (фото с сайта [1]).
Амос Андерсон никогда не был женат, и в своем завещании доверил распоряжаться всем своим имуществом фонду Föreningen Konstsamfundet (Ассоциация искусств). Этот фонд был основан Андерсоном в 1940 году с целью поддержки шведскоязычной культуры в Финляндии. В соответствии с последней волей мецената, фонд занимается сохранением и развитием художественного музея его имени в Хельсинки, а также еще одного музея-усадьбы Söderlångvik Gård на острове Кимито, в бывшей летней резиденции Андерсона.
Личная коллекция Амоса Андерсона насчитывала 250 картин и скульптур, гравюр и медалей. Некоторые предметы из этой коллекции сегодня демонстрируются в кабинете, гостиной и капелле бывшего дома мецената в Хельсинки, а также в музее Söderlångvik Gård.
Интерьеры особняка Амоса Андерсона
На 5-м этаже музея (см. план выставочных помещений) находится несколько залов, которые позволяют получить представление о том, как жил знаменитый финский меценат. Нам показалось, что именно эта часть экспозиции заслуживает наибольшего внимания: во-первых, здесь отчасти сохранилась атмосфера жилого дома той эпохи, а во-вторых, комнаты украшают интересные работы финских и французских живописцев, а также несколько любопытных скульптур.
Во время нашего посещения музея в этой части здания никого не было (ни других туристов, ни смотрителей), так что даже удалось сделать несколько фотографий.
Амос Андерсон жил на трех верхних этажах нынешнего музейного здания. Когда в 1965 году музей впервые открылся для публики, было решено сохранить некоторые жилые помещения квартиры (кабинет, гостиную, две комнаты и домовую капеллу) в подлинном виде.
Жилые комнаты Амоса Андерсона
Гостиная Амоса Андерсона — это светлый зал с неоклассическим мебельным гарнитуром в густавианском стиле (так называют утонченный стиль эпохи 1772-1809 гг.). Гарнитур первоначально находился в большом зале усадьбы Сварто (Мустио) (Svartå slott/Mustion linna) (1783-92). Андерсон купил его, вероятно, во время аукциона 1929 года, который проводился, когда усадьба со всем движимым имуществом переходила в муниципальную собственность. Предприниматель как раз в это время обставлял свою гостиную и решил приобрести данный комплект, а также два больших полотна шведского художника Густава Вильгельма Пальма (Gustaf Wilhelm Palm) (1810-1890) с изображением итальянских пейзажей, а в придачу картину Магнуса фон Райта «Водопад в Сварто».
В коллекцию Амоса Андерсона перешли и некоторые другие картины, в свое время приобретенные владельцами усадьбы Сварто — семейством Линдеров. Данная усадьба была построена владельцем железоделательного завода Магнусом Линдером. Своего расцвета усадьба достигла в эпоху, когда ее хозяином был Ялмар Линдер (Hjalmar Linder) (1862-1921), богатейший человек, крупный помещик, промышленный магнат, благодетель рабочих и владелец первого автомобиля в Финляндии (1902). Ялмар Линдер, к слову сказать, был сыном Константина Линдера и графини Марии Мусиной-Пушкиной (дочери декабриста В.А. Мусина-Пушкина и Эмилии Карловны Шернваль, сестры Авроры Демидовой-Карамзиной). В свою очередь, Ялмар был (правда, недолго) женат на баронессе Софии Маннергейм, сестре маршала, а сам маршал был безответно влюблён в сестру Ялмара — Китти. С началом Гражданской войны 1918 года Ялмар стал изгнанником, переживал финансовые трудности и покончил с собой в гостиничном номере в Марселе. Часть мебели из усадьбы Сварто перекочевала также в летнюю резиденцию Амоса Андерсона на острове Кимито.
Единственными в этой гостиной предметами, которые поступили в музей не из усадьбы Сварто, являются хрустальная люстра и консольные столики в стиле рококо.
В уютном кабинете Амоса Андерсона можно увидеть мебельный гарнитур в стиле русского ампира. Как мы знаем, Финляндия была частью Российской империи в статусе автономного Великого княжества Финляндского с 1809 по 1917 год. Многие финские политические и культурные деятели работали в этот период в Санкт-Петербурге. Они, а также русские эмигранты привозили в Финляндию в том числе и предметы мебели. В Петербурге в то время работали многие европейские архитекторы и мастера прикладного искусства. Русские декораторы учились у них, развивая эти образцы при помощи собственного воображения и свободно сочетая эти влияния с элементами греческого или египетского стиля. Так родился тяжеловатый дворцовый русский стиль, отдававший предпочтение богатой декоративной резьбе и позолоте.
Собственно русский ампир был детищем архитектора Андрея Воронихина, который в 1810-х годах занимался в том числе и дизайном мебели. Мебель в стиле русского ампира часто декорировали изображениями птиц, животных, химер, сфинксов; позднее популярность приобрели мотивы в виде стилизованных пальмовых листьев, розеток, лир и листьев аканта. Подлокотники украшались резьбой в форме лебедей или кариатид и покрывались позолотой или окрашивались под бронзу.
Мебельный гарнитур в кабинете Амоса Андерсона (диван, кресла, стулья, стол и комод) был приобретен бизнесменом у неизвестных владельцев в 1917 году. Гарнитур выполнен из сосны с облицовкой тонкими пластинами красного дерева. Диван и стол были изготовлены в Санкт-Петербурге в 1810-х годах, а кресла — в 1820-х. Подлокотники кресел сделаны в форме египетских сфинксов из окрашенного в черный цвет и позолоченного дерева; латунные аппликации на спинках изображают обрамленный венком лик Аполлона. Спинку дивана украшают переплетенные змеи, подлокотники имеют вид лебединых голов, а боковые опоры завершаются черными головками кариатид. Оригинальная обивка не сохранилась (фото с сайта [1]).
Неоимпрессионисты из коллекции Сигурда Фростеруса
В остальных двух комнатах на этом этаже подлинной мебели немного. Главная достопримечательность этих залов — картины и скульптуры из коллекции финского архитектора Сигурда Фростеруса (Sigurd Frosterus) (1876-1956). Эта художественная коллекция, принадлежащая фонду архитектора, с 1994 года демонстрируется на постоянной основе в музее Амоса Андерсона. В свое время это была крупнейшая частная коллекция современного финского и зарубежного искусства в Финляндии.
Основная часть зарубежных произведений была собрана Фростерусом в 1905-1915 гг., когда он работал художественным критиком и автором теоретических работ. Переданная на постоянное хранение в музей Амоса Андерсона коллекция насчитывает 63 картины маслом и акварели. В основном это работы членов бельгийского Общества ХХ («Двадцатка») и объединения финских художников Septem.
Общество Septem было основано в 1909 году и названо по числу основателей (семь). В него вошли Вернер Томе, Магнус Энкель, Альфред Уильям Финч и др. Главным источником вдохновения для этих художников послужила франко-бельгийская выставка импрессионистов и неоимпрессионистов (в том числе Поля Синьяка, Анри Эдмона Кросса, Тео ван Рейссельберге и Финча), состоявшаяся в Хельсинки в 1904 году. Эта выставка познакомила финскую публику с совершенно новым для нее стилем, более сочным и жизнерадостным.
Основу коллекции Сигурда Фростеруса составляют работы Магнуса Энкеля и Альфреда Уильяма Финча, датируемые началом XX века. Кроме того, в коллекции представлены картины известных французских и бельгийских художников: Пьера Боннара, Поля Синьяка, Тео ван Рейссельберге, Анри Эдмона Кросса, Максимильена Люса, Луи Вальта, Мориса де Вламинка, а также одна картина англичанина Роджера Фрая. Из скульптур интересна мраморная композиция Виктора Мальмберга (Viktor Malmberg) «Пара» (1900).
Художественные вкусы Фростеруса сформировались во время его работы помощником знаменитого бельгийского архитектора и дизайнера Хенри ван де Велде в его студии в Веймаре в 1903-1904 гг. по рекомендации Финча. По возвращении в Финляндию Фростерус загорелся идеей вдохнуть жизнь в финское искусство и направить его в сторону импрессионизма и неоимпрессионизма.
Сам Фростерус спроектировал множество фабричных, деловых и жилых зданий по всей стране, став видным представителем рационализма в современной европейской архитектуре. Самым известным его творением является здание универмага Stockmann в Хельсинки (в сотрудничестве с Оле Грипенбергом). Фростерус также был художественным критиком и эрудитом, опубликовал несколько статей и книг об архитектуре и изобразительном искусстве.
Особое место в коллекции Фростеруса занимают работы его доброго знакомого Альфреда Финча, благодаря которому и была организована та самая выставка в Хельсинки в 1904 году. Альфред Уильям Финч (Alfred William Finch) (1854-1930) был в данном случае объединяющей фигурой: англичанин по происхождению и бельгиец по рождению, он был одним из основателей брюссельской «Двадцатки» (1883), а с 1897 года жил в Финляндии: под впечатлением от работ Финча основатель мебельной и керамической фабрики Iris шведский художник и дизайнер Луис Спарре пригласил его в Порвоо — возглавить керамическое производство.
Очарованный техникой Синьяка и Сёра, Финч вместе с Тео ван Рейссельберге был ведущим неоимпрессионистом и колористом Бельгии и как никто лучше подходил для того, чтобы познакомить Финляндию с художественными новациями пуантилизма.
Финч вырос на берегу Северного моря в Остенде, и его больше всего привлекала пейзажная живопись, особенно морские пейзажи. Одним из примеров его раннего творчества является картина «Прибой в Хейсте» (1891), в которой художник применил строгий метод дивизионизма, разработанный Жоржем Сёра и Полем Синьяком. Метод заключался в разложении тона на спектрально чистые цвета, которые наносятся на холст в виде небольших точек, а при восприятии картины зрителем с определенного ракурса оптически сливаются в нужный цвет. В картине «Прибой в Хейсте» Финч использует десятки чистых ярких красок, но при этом достигает изящного гармоничного эффекта, характерного для его творчества. В то же время композиция лишена привычного для него спокойствия и простоты. Гребни бушующих волн создают мощное, драматичное движение. В работе также можно обнаружить влияние японских гравюр и декоративность грядущего ар-нуво.
После закрытия керамической фабрики в Порвоо в 1902 году Финч переехал в Хельсинки и прожил там остаток дней, устраивая выставки и принимая участие в деятельности группы Septem. В этот период Финч отошел от прикладного искусства (керамики) и вновь стал заниматься живописью, только на этот раз уже работал в иной манере, более широкими мазками, хотя и в той же яркой гамме.
В 1905 году семья и дети Финча переехали в лондонское предместье Туикенем, и художник хотя бы раз в год ездил в Англию их навещать. В коллекции Сигурда Фростеруса сохранилось несколько красочных пейзажных набросков с видами Туикенема, а также изломанных меловых скал Дувра. Также в коллекции представлен монументальный морской пейзаж, созданный на острове Суурсаари (Гогланд ), где Финч работал вместе с Вернером Томе жарким летом 1912 года. Ослепительное в своих ярких контрастных цветах, это полотно привлекло большое внимание на персональной выставке Финча, проходившей в Париже в 1912 году (репродукция с сайта [1]).
Личная капелла и орган Амоса Андерсона
Одно из самых интересных помещений в доме Амоса Андерсона — его личная капелла (домовая церковь) с органом. Капелла расположена этажом выше основных жилых помещений (точнее, на «пятом с половиной» этаже) (см. план выставочных помещений) .
Амос Андерсон заинтересовался реставрацией храмов в начале 1920-х годов. Сначала он спонсировал ремонт церкви Кимито, затем сделал крупное пожертвование на реставрацию собора Турку и ряда средневековых каменных церквей Финляндии. Увлечение средневековым искусством навело мецената на мысль построить капеллу и в собственном доме в Хельсинки. Капелла была освящена в 1926 году (источник фото: [2]).
Разработка дизайна капеллы была поручена архитекторам Вернеру Весту (Werner West) и Харри Рёнехольму (Harry Röneholm), но со временем интерьер помещения претерпел серьезные изменения. Первоначально это была комната с побеленными стенами, обставленная в строгом стиле. Здесь не было шкафов или настенных панелей, лишь витражное окно и стулья (сохранились до наших дней). Нынешнее внутреннее убранство капеллы относится к 1925-26 гг., когда на стенах появились произведения религиозного искусства, приобретенным Андерсоном. В 1964 году стены оклеили светлыми тканевыми обоями, в 1980-х обои сняли, а стены окрасили в белый и красный «помпейский» цвет.
Главной достопримечательностью капеллы является орган. Рассказывают, что юный Амос Андерсон мечтал стать органистом. В итоге, как мы знаем, он сделал себе имя в сфере бизнеса и покровительства искусствам, однако его интерес к музыке и религиозному искусству никогда не утихал. Когда в 1920-х годах меценат устроил в своем жилом доме капеллу, то заказал и орган (источник фото [1]).
Инструмент, изготовленный на фабрике Kangasalan urkutehdas из древесины с лесопильного завода самого Амоса Андерсона, был готов как раз к моменту освящения капеллы в 1926 году. Позднее в доме неоднократно проводились органные концерты. Корпус органа расписан изображениями музицирующих ангелов кисти Генри Эриксона (Henry Ericsson) (1898–1933).
Восьмирегистровый орган имеет два мануала и педаль и был частично перестроен в 1938 году. Изменения в регистрах отражали смену музыкальных вкусов от насыщенных темных тонов, свойственных эльзасским реформаторским органам, к более светлому, высокому неоклассическому звучанию. Орган неплохо сохранился и был тщательно отреставрирован в 2009 году финским органным мастером Мартти Портаном (Martti Porthan). Подобные органы для домашнего использования редко встречаются в Финляндии, что еще больше повышает ценность инструмента.
Выставки в художественном музее Амоса Андерсонаи
В настоящее время в музее Амоса Андерсона проходят две интересных выставки, на которых нам удалось побывать: «Ар-деко и искусства. Франция-Финляндия 1905–1935» и «Прогулка в лесу».
Собственно говоря, в этом хельсинкском музее регулярно организуются временные выставки как современного эпатажного, так и более традиционного искусства. Порой тут проходит по две-три выставки одновременно, благо музейные площади это позволяют. Некоторые выставки, как, например, «Прогулка в лесу», подходят для семей с детьми.
Следите за расписанием выставок на сайте музея — вы всегда сможете найти какое-то интересное мероприятие, которое позволит вам открыть для себя что-то новое и разнообразить программу своего пребывания в Хельсинки.
Практическая информация о посещении Художественного музея Амоса Андерсона в Хельсинки (адрес, цена билетов, часы работы и т.п.)
Музей Амоса Андерсона находится в центре Хельсинки по адресу Yrjönkatu 27, 00100 Helsinki. Посмотреть местоположение музея на карте Хельсинки можно тут и на карте ниже:
Часы работы музея: Художественный музей Амоса Андерсона открыт для посещения в понедельник, четверг и пятницу с 10:00 до 18:00, в среду с 10:00 до 20:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 17:00. Во вторник музей закрыт.
Стоимость входного билета в музей Амоса Андерсона составляет 10 евро для взрослых, 8 евро для пожилых и 2 евро для студентов. Дети в возрасте до 17 лет могут посещать музей бесплатно.
Билет дает право на осмотр постоянной экспозиции, а также временных выставок. С программой текущих и будущих временных выставок в музее Амоса Андерсона можно ознакомиться на официальном сайте музея. Фотографировать в музее запрещено (об этом нигде не написано, но служительницы сразу сделают вам замечание, если увидят, что вы снимаете).
На первом этаже музейного здания находится касса и музейный магазин, где можно приобрести книги и выставочные каталоги, календари, записные книжки, фотоальбомы, керамические изделия, сумки, зонты, настольные игры, многочисленные открытки с репродукциями картин и другие сувениры. Часы работы магазины совпадают с часами работы музея. Этажом ниже располагаются гардероб и туалет.
Также советуем посетить кафе при музее, Café Amos. Вход в кафе — из музея или с улицы Mercatorkuja. В этом стильном уютном кафе подают домашнюю выпечку, сэндвичи и другие закуски. Кроме того, тут можно недорого пообедать. В марте 2013 года бизнес-ланч тут стоил 7 евро (суп на выбор плюс кофе). Супы очень вкусные (мы пробовали протертый суп с картошкой и луком-пореем и суп с лососем), к супу подается вкусный домашний хлеб. Очень сытно и вполне бюджетно, несмотря на расположение в самом центре Хельсинки. Часы работы кафе Amos: с понедельника по пятницу с 10:00 до 18:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 17:00.
♦♦♦♦♦♦♦
Куда сходить и что посмотреть в Хельсинки
Музеи Хельсинки
- Художественный музей Амоса Андерсона
- Художественный музей Дидрихсена
- Художественный музей Синебрюхова
- Национальный музей Финляндии
Церкви и соборы Хельсинки: это стоит посмотреть
- Кафедральный собор Святого Николая (Helsingin tuomiokirkko)
- Православный Успенский собор
- Церковь в скале (Темппелиаукио)
- Старая церковь Хельсинки (Vanhakirkko)
- Церковь Св. Иоханнеса (Иоанна) (Johanneksenkirkko)
Интересная архитектура и интерьеры в Хельсинки: это стоит посмотреть
- Здания в стиле финского модерна (национального романтизма) в Хельсинки
- Здание Национальной библиотеки
Бассейны и аквапарки Хельсинки
- Исторический бассейн Yrjönkatu
Другое: концертные и оперные театры
- Опера Хельсинки
- Концерты органной музыки в церквях Хельсинки (например, в Старой церкви и кафедральном соборе)
♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Официальный сайт Художественного музея Амоса Андерсона в Хельсинки