Достопримечательности Базеля: Базельский собор (мюнстер)

Базельский собор, или мюнстер (Basler Münster) — символ Базеля и его важнейшая достопримечательность. Это величественное средневековое сооружение, сочетающее в себе романский и готический стили, занимает стратегическое положение на холме над Рейном. Старейший в Базеле храм со стенами из красноватого песчаника, узорчатыми черепичными крышами и стройными парными башнями служит главным украшением городского пейзажа.

Базельский собор

Помимо впечатляющей архитектуры и богатой истории, Базельский собор интересен замечательными образцами старинной скульптуры, красивыми витражами и другими произведениями искусства. Отдельно стоит отметить примыкающие к собору крытые галереи (клуатр) со старинными надгробиями и памятниками, а также смотровую террасу Пфальц, с которой открывается живописный панорамный вид на Рейн, район Малого Базеля и даже Шварцвальд и Вогезы. Предлагаем вашему вниманию подробный путеводитель по собору Базеля с фотографиями и описанием его истории, архитектуры и внутреннего убранства.

Собор Базеля (Базельский мюнстер): практическая информация для туристов (часы работы, порядок посещения и т.п.)

Кафедральный собор Базеля находится в Старом городе, на Соборной площади, Münsterplatz. Посмотреть местоположение собора на карте Базеля можно тут.

Базельский собор

В летний период (с Пасхи до середины октября) Базельский собор открыт для туристов с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00, по субботам — с 10:00 до 16:00, по воскресеньям и праздникам — с 11:30 до 17:00. В зимний период собор Базеля открыт для посещения с понедельника по субботу с 11:00 до 16:00, по воскресеньям и праздникам — с 11:30 до 16:00. Крипта открыта только в летнее время. Клуатр открыт ежедневно с 8:00 до наступления темноты (но не позднее 20:00).

Базельский собор

Во время Базельского карнавала мюнстер открыт с 11:00 до 14:00 (клуатр закрыт). Собор закрыт 24 декабря, 1 января, а также в Страстную пятницу. Вся информация обновлена по состоянию на 2013 год.

Базельский собор

Посетить собор, прилегающий клуатр и смотровую площадку Pfalz туристы могут бесплатно, в указанные выше часы. Фотографировать в соборе разрешается. За дополнительную плату в размере 4 швейцарских франков можно подняться на соборную башню (спрашивайте на информационной стойке), с которой открывается потрясающий вид на соборный клуатр, Базель, Рейн и горные хребты Шварцвальда. На башню пускают группами от двух человек в любое время года, но летом вид несравнимо краше. Подняться можно на любую из двух башен собора: башню Св. Георгия или башню Св. Мартина. В обоих случаях придется преодолеть около 250 ступеней узкой лестницы.

Вид с башни на внутренний двор Большого клуатра и узор черепицы на крыше собора (источник фото [3]):

Базельский соборБазельский собор

Кроме того, в этом крупном протестантском храме регулярно проходят богослужения, устраиваются концерты органной и камерной музыки, выставки и другие мероприятия. В соборе работает сувенирный магазин, где можно приобрести разнообразные открытки, брошюры, книги и другие товары.

Официальный сайт кафедрального собора Базеля (Базельского мюнстера): baslermuenster.ch.

История собора в Базеле. Хронология строительства

На холме, где сейчас стоит Базельский собор, люди жили и возводили постройки уже в I веке до н.э. Археологи обнаружили здесь остатки оборонительного вала: «галльской стены» (Murus Gallicus) кельтского периода, с воротами и остатками древних строений. Позднее это стратегически важное место заняли римляне, которые возвели на Соборном холме ряд укреплений. Римляне находились тут до конца IV века н.э.

В период Раннего Средневековья Базель, а именно Соборный холм (Münsterhügel) становится епископской резиденцией. Резиденция епископа была перенесена в Базель из города Аугуста Раурика предположительно в VII веке, а в VIII веке в Базеле был, вероятно, построен и собор, но о нем ничего не известно.

Первый Базельский собор, о котором сохранились сведения, был возведен при епископе Хейтоне (Хайто) (Haito) (ок. 762-836) (он также был советником Карла Великого и аббатом известного монастыря Райхенау на Боденском озере). Этот храм эпохи Каролингов был построен в Базеле в первой половине IX века. Хейтон был епископом Базеля в 805-823 гг., этим временем и датируется собор, известный как Haito-nster. Археологами установлен план этого храма (на следующем рисунке он отмечен красным цветом на фоне плана нынешнего собора).

Базельский собор эпохи епископа Хейтона

К югу от храма находился епископский дворец — Palatium или Pfalz. Во время нашествия венгров на Базель в 917 году собор получил повреждения, а тогдашний епископ Рудольф был убит (его саркофаг сегодня можно увидеть в крипте).

Базельский собор

После этих событий храм простоял еще некоторое время, а затем было начато строительство нового соборараннероманского Heinrichsmünster, освященного в 1019 году в присутствии Генриха II Святого. Этот император и его жена Кунигунда были покровителями города, и вследствие этого Базель, бывший в X веке частью Верхнего Бургундского королевства, в начале XI века вошел в состав Священной Римской империи. Тот второй Базельский собор имел три нефа и крипту. Сегодня снаружи можно увидеть лишь небольшой фрагмент той старинной постройки (обратите внимание на светлый камень в основании нынешней башни Св. Георгия).

Базельский собор

Как и во многих других храмах, созданных благодаря пожертвованиям Генриха и Кунигунды, Базельский собор украшают скульптурные изображения этих благодетелей.

Базельский собор

В 1180-1220/30 гг. строился третий, позднероманский собор, значительная часть которого сохранилась до нашего времени.

Базельский собор

План и масштаб этой трехнефной базилики с галереями-эмпорами, трансептом, деамбулаторией, криптами и пятью башнями соответствовал таким величественным храмам того времени, как соборы в Шпейере, Вормсе и Бамберге. Тогда же, видимо, было начато и строительства клуатра.

Реконструкция позднероманского Базельского собора

В экстерьере сегодняшнего Базельского собора к той эпохе относятся северный рукав трансепта с порталом Св. Галла и «Колесом счастья», нижний ярус алтарной части, а также южный рукав трансепта с «окном Давида». В интерьере тоже сохранилось множество черт позднероманского периода: главный неф, прилегающие к нему «внутренние» боковые нефы и трансепт, эмпоры, нижний ярус алтарной части.

Базельский собор

Ок. 1270 года собор начали частично перестраивать в готическом стиле. Позднероманский портал заменили нынешним великолепным готическим порталом, располагавшимся в то время внутри притвора. Затем появилось большое стрельчатое западное окно, которое мы и сегодня видим на фасаде. Кроме того, к трехнефной базилике стали пристраиваться многочисленные капеллы, в результате чего собор стал пятинефным (см. план собора).

В 1356 году в Базеле произошло страшное землетрясение, разрушившее, в частности, башни и своды собора. Восстановление было поручено немецкому архитектору Иоганну Парлеру из Гмюнда (Иоганнесу Гмюнду) (Johannes Parler von Gmünd), который участвовал также в строительстве Фрайбургского мюнстера и, как считается, был братом двух других известных зодчих, Михаэля и Петера Парлера. В 1363 году была закончена и заново освящена алтарная часть. Ок. 1381 года был создан леттнер (готическая перегородка), сидения для членов соборного капитула и кресло для епископа, в 1400 — своды главного нефа и трансепта, в 1410/20 — притвор западного портала, в 1428 — верхние ярусы северной башни Св. Георгия (ее строил мастер Ульрих фон Энзинген (Ulrich von Ensingen), работавший также над башнями Ульмского и Страсбургского соборов). В 1429-1487 гг. был выстроен двойной клуатр, а в 1500 году завершилось строительство южной башни Св. Мартина (мастер Ганс Нуссдорф (Hans Nussdorf)). Этот год считается датой окончания строительства Базельского собора. С тех пор собор располагает лишь двумя башнями вместо прежних пяти.

Базельский собор

Базельский мюнстер являлся католическим кафедральным собором вплоть до Реформации. В феврале 1529 года вооруженные сторонники Реформации ворвались в храм, круша изображения святых и бесценные предметы искусства. Это события вошли в историю под названием иконоборческого вандализма или, дословно, «штурма картин» (Bildersturm). После окончательно победы Реформации Базель перестал быть епископской резиденцией, а собор стал главной протестантской (евангелическо-реформатской) церковью города и всего кантона Базель-Штадт, поэтому, строго говоря, называть его кафедральным собором теперь не совсем верно. Сокровища собора удалось спасти, и сегодня их можно увидеть в Историческом музее Базеля.

Базельский собор

В конце XVI века в соборе были проведены реставрационные работы. Средневековые витражи были заменены новыми, стены побелены, а колонны и своды окрашены в красный цвет. В 1598 году были изготовлены резные сидения в ренессансном стиле для представителей городской власти, хранящиеся ныне в Историческом музее Базеля. В XVIII веке проводились работы по дальнейшей «очистке» интерьера. В частности, в 1780-х годах храм лишился расписных створок, созданных Гансом Гольбейном Младшим для органа (сегодня их можно увидеть в Художественном музее Базеля). В окна были вставлены новые стекла, а весь собор снаружи был покрашен в ровный красный цвет.

Базельский собор

В XIX веке были проведены две крупные реставрации Базельского мюнстера: в 1852-1857 гг. работы в интерьере, а в 1880-1890 гг. в экстерьере. Целью первых было создание единого концертного пространства, для чего леттнер был перенесен в западную часть собора и стал служить органной трибуной; западная крипта была разрушена, а средокрестие углублено; средневековые сидения, находившиеся в средокрестии, разместили разрозненно в разных частях храма. Покрывавшую стены штукатурку, в том числе с росписями, удалили, чтобы вернуть интерьеру природный цвет камня; в окна вставили новые витражи. Кафедра обогатилась новым балдахином в готическом стиле и переместилась ближе к алтарю.

Базельский собор

В ходе наружных работ 1880-1890 гг. были заменены копиями поврежденные элементы западного фасада (например, скульптура святого Мартина), а сам фасад был очищен от покрывавшей его с XVIII века краски. Деревянные детали «Колеса счастья» заменили копией из камня (как и многие скульптуры из собора, оригинальные конструкции колеса хранятся теперь в базельском музее Kleines Klingental). Тогда же деревянную стропильную конструкцию крыши заменили металлической, а крышу собора покрыли новой цветной черепицей фирмы Villeroy & Boch.

Базельский собор

Целью реставрационных работ в XX веке (в 1970-х годах) было выдвинуть на передний план позднероманские элементы. Засыпанная западная крипта была вновь открыта, пол средокрестия возвращен на прежний уровень. Ведущие от средокрестия в алтарную часть лестницы были замаскированы большой группой старинных резных сидений. В 1985 году была вновь учреждена строительная мастерская собора (nsterbauhütte), специалисты которой по сей день заботятся о том, чтобы по возможности сохранить хрупкий песчаник, из которого построен собор. В 2007-2010 гг. сотрудниками этой мастерской была проведена реставрация башни Св. Георгия. Последняя реставрация интерьера прошла в 1996-99 гг.

План Базельского мюнстера

Основные элементы экстерьера и интерьера Базельского собора представлены на его плане, а также перечисляются ниже.

Базельский собор

В наружной архитектуре собора в Базеле можно выделить следующие составные части:

В интерьере храма наиболее примечательны следующие элементы:

Описание архитектуры Базельского мюнстера

Базельский мюнстер является крупнейшей церковной постройкой в этом регионе Швейцарии, однако по сравнению со Страсбургским и Фрайбургским соборами он невелик. Длина собора снаружи составляет 73 метра, максимальная ширина — 36 м, высота центрального нефа — 20,7 м. Высота башни Св. Георгия составляет 67,3 м, а башни Св. Мартина — 65,5 м. В качестве строительного материала использован пестрый песчаник красноватого оттенка.

Базельский собор

В архитектурном облике собора позднероманские формы гармонично сочетаются с готическими. Если фасад выполнен в основном в готическом стиле, то в трансепте, алтарной части и интерьере доминирует позднероманская эстетика.

Западный фасад: соборные башни и главный портал

Старейшей сохранившейся частью главного западного фасада является участок светлого камня в основании башни Св. Георгия. Этот фрагмент относится к раннероманской постройке эпохи императора Генриха II Святого (1019). Главный портал и большое западное окно появились в самом начале готических преобразований (1270/85). Обе башни западного фасада были выстроены в готическом стиле после землетрясения 1356 года. Собор был закончен в 1500 году (в отличие от большинства других известных европейских соборов, таких как Кёльнский, Ульмский, Регенсбургский, строившихся вплоть до XIX века).

Базельский собор

Фасад Базельского мюнстера фланкируют две башни: башня Св. Георгия (Georgsturm) слева (1428) и чуть менее высокая башня Св. Мартина (Martinsturm) справа (1500). Три нижних яруса башен практически лишены декора. Выше проходит ажурная балюстрада, над которой возвышаются более затейливые верхние ярусы. Поскольку башни возникли не одновременно, они слегка отличаются по внешнему виду. В отличие от южной башни, на северной башне перед восьмиугольным ярусом и шпилем имеется четырехугольный промежуточный ярус. С обеих башен открывается замечательный вид на город.

В нижней части башни Св. Георгия, слева от портала, на высоком пьедестале установлена статуя этого святого в рыцарском облачении, сражающегося с весьма скромным по размерам драконом. Оригинал скульптуры датируется 1372 годом, здесь установлена копия. Углы верхних ярусов башни украшают скульптуры ветхозаветных царей и трех волхвов из евангельского рассказа (ок. 1400/20).

Базельский собор

Симметрично статуе св. Георгия в нижней части башни Св. Мартина помещено скульптурное изображение святого Мартина, отрезающего половину своего плаща, чтобы отдать его нищему (как и скульптура св. Георгия, это копия; оригинал датируется 1340 годом и находится в музее Klingental).

Базельский собор

На треугольном фронтоне между башнями помещены статуи императора Генриха и его супруги Кунигунды, а над ними — изваяние Богоматери с младенцем (к этой группе как раз и повернуты фигуры волхвов с башни Св. Георгия).

Базельский собор

Над фигурой святого Мартина на одноименной башне можно увидеть часы, механические и солнечные. Любопытно, что последние настроены в соответствии с «базельским временем», которое было принято в городе до 1779 года, и потому показывают время неверно (на 1 час вперед). Механические часы показывают не истинное местное время, а центральноевропейское, что затрудняет сравнение показаний.

Базельский собор

Главный портал Базельского собора оформлен наиболее пышно. Хотя портал датируется 1270-85 годами, свой нынешний облик он приобрел лишь в конце XVI века. До того времени портал, как мы уже знаем, помещался внутри готического портика, или притвора. Землетрясение 1356 года нанесло ущерб как этому притвору, так и части скульптур портала. В ходе реставрации начала XV века разрушенный притвор убрали, а портал выдвинули вперед, на уровень фасада. В 1529 году портал вновь получил повреждения, на этот раз от рук агрессивно настроенных иконоборцев-реформаторов. В конце XVI века часть фигур решено было убрать, отдав предпочтение орнаментальному декору.

Базельский соборБазельский собор

Именно на главном портале было сосредоточено основное скульптурное убранство Базельского мюнстера. До Реформации этот портал, как и весь собор, был посвящен Богоматери, поэтому на центральном столбе стояла фигура Девы Марии с младенцем. Сегодня это место пустует. Скульптурные изображения на тимпане и откосах портала также не сохранились (тут был представлен Страшный суд), равно как и 16-фигурный скульптурный цикл притвора (пять умных и пять неразумных дев, Искуситель, ангел, Волюпта (богиня чувственных наслаждений), император Генрих II и Кунигунда).

Базельский собор

На сегодняшний день портал украшают лишь четыре статуи: слева представлен непривычно молодой и безбородый император Генрих II с макетом собора в руках и его супруга Кунигунда с крестом (крест добавлен недавно вместо перчаток) (источник фото [3]).

Базельский собор

Справа — Неразумная дева и Искуситель (дьявол в облике соблазнительного молодого человека). Молоденькая девушка подносит руку к своему платью, готовая его снять.

Базельский собор

У улыбающегося Искусителя по спине ползают жабы, змеи и прочие рептилии (чего наивная дева, как и большинство туристов, не замечает). Тут уместно вспомнить известнейшие статуи Страсбургского собора, которые также изображают Искусителя и Неразумную деву.

Базельский соборБазельский собор

На охватывающих тимпан изгибах свода — архивольтах — сохранились скульптурные изображения пророков и царей, танцующих и музицирующих ангелов, а также растительные орнаменты.

Базельский соборБазельский собор

Северный фасад и портал Св. Галла

Северный фасад собора обрамлен огромными контрфорсами и примыкает к восточной алтарной части (см. план собора). Этот фасад находится со стороны террасы Пфальц и считается наиболее значимым памятником романской церковной архитектуры и скульптуры в Швейцарии.

Базельский собор

Портал Св. Галла (Galluspforte) относится к концу XII века и имеет огромное значение в истории искусств, поскольку является, вероятно, самым ранним сохранившимся фигурным порталом на немецкоязычном пространстве. Название портала связано с алтарем, который ранее находился в северном рукаве трансепта.

Базельский собор

Сюжетно в композиции портала доминирует тематика Страшного суда: в верхней части тимпана изображен Христос Судия с апостолами Петром и Павлом, а также фигурами донаторов. Нижний ярус (перемычка портала) посвящен притче о мудрых и неразумных девах (мудрых дев с горящими светильниками Христос ведет на брачный пир, тогда как неразумные девы, не запасшиеся маслом и опоздавшие к приходу жениха, стоят перед закрытыми дверями чертога). Фигуры отличаются выразительностью поз и жестов, что довольно редко встречается в романском искусстве.

Базельский собор

На откосах портала представлены фигуры четырех евангелистов с соответствующими символами над их головами.

Базельский соборБазельский соборБазельский собор

По бокам в нишах содержатся рельефные изображения шести дел милосердия— благих деяний, к которым призывают каждого христианина. Слева сверху вниз: напоить жаждущего, принять странника в свой дом, одеть нагого; справа: навестить больного, посетить заключенного, накормить голодного.

Базельский собор

Еще выше с двух сторон от портала стоят фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста, а над ними — два ангела с трубами, по звуку которых мертвые встают из могил и готовятся к Страшному суду. Бронзовые двери портала датируются 1892 годом.

Базельский собор

Над порталом располагается огромное круглое окно, именуемое «Колесом счастья» или «Колесом фортуны» (Glücksrad) (ок. 1220). Вдоль окружности изображены фигурки людей, которых переменчивая удача возносит наверх или, наоборот, опрокидывает вниз. Здесь нашел отражение древний человеческий опыт о том, что жизнь состоит из взлетов и падений, радостных и неудачных этапов.

Базельский собор

Неумолимый цикл этого «циферблата жизни» движется бесконечно, богиня Фортуна то улыбается человеку, то отворачивается от него. Даже изображенный на вершине колеса король, который сейчас правит миром, уже через мгновение может оказаться сброшен вниз — настолько непредсказуема и полна опасностей жизнь каждого человека, особенно в период Средневековья с его постоянными войнами и политическими интригами. В средние века колесо фортуны чаще всего изображали в книгах, однако и в европейской архитектуре этот мотив иногда встречается.

Базельский собор

Первоначально ступица и спицы «колеса» были сконструированы из окрашенного дерева, которое позднее заменили камнем.

Алтарная часть собора и смотровая терраса Пфальц

Полигональная алтарная часть (хор) Базельского мюнстера располагается с северо-восточной, а не восточной стороны, как это обычно бывает.

Базельский собор

Позади алтарной части находится высокий открытый бастион с террасами, именуемый Pfalz. Он служит самой известной в Базеле смотровой площадкой (см. план собора), откуда открывается вид на Рейн и Малый Базель; в хорошую погоду видны даже Вогезы и Шварцвальд.

Вид на Малый БазельВид на Рейн в Базеле

Также с этой площадки хорошо видна алтарная часть самого собора. В нижней части мощных контрфорсов прорезаны слегка заостренные арки, через которые можно свободно пройти.

Базельский соборБазельский собор

Нижний ярус массивной алтарной части выполнен в романском стиле. Он относится к концу XII века и украшен богатым скульптурным декором: гротескными фигурками людей и фантастических существ на консолях.

Базельский соборБазельский соборБазельский собор

Стены и окна украшают резные львы и слоны. Сейчас и тех и других животных можно увидеть в базельском зоопарке, но средневековые скульпторы вряд ли имели возможность посмотреть на этих зверей вживую и, скорее всего, опирались в своей работе на изображения из книг.

Базельский соборБазельский собор

Очень интересны романские капители колонн слепых арок, ряд которых тянется вдоль цоколя алтарной части.

Базельский соборБазельский собор

Завершает цокольную часть витой пояс фантастических резных орнаментов в романском стиле с изображением людей, диких и домашних животных, сцен охоты и различных сельскохозяйственных работ.

Базельский соборБазельский соборБазельский собор

Впечатляет разнообразие мотивов, фантазия и высочайшее мастерство средневековых скульпторов, создавших эти декоративные сюжеты, напоминающие живописные буквицы старинных рукописных книг.

Базельский соборБазельский соборБазельский собор

Два верхних этажа алтарной части были построены после землетрясения 1356 года, уже в готическом стиле.

Клуатр, или крестовый ход

Особой достопримечательностью Базельского мюнстера является живописный готический клуатр, или обходная галерея (Kreuzgang) XV века, примыкающая к собору с южной стороны. Интересно и необычно, что этот крестовый ход не простой, а двойной: состоящий из Большого и Малого клуатров, между которыми располагается просторный проходной зал (см. план собора).

Базельский соборБазельский собор

Особенно красивы декорированные своды с красочными ключами, изображающими гербы знатных семейств или фигуры святых. Также стоит обратить внимание на ажурные переплеты окон, выходящих в сад (внутренний двор) Большого клуатра.

Базельский собор

До Реформации клуатры использовались в литургических целях, здесь находилось несколько алтарей, где проходили богослужения и останавливались религиозные процессии соборного капитула. Во время прогулок по идиллическим галереям можно увидеть множество великолепных надгробных плит (эпитафий), которые наполняют клуатр задумчивой торжественной атмосферой.

Базельский соборБазельский соборБазельский собор

Большой клуатр является наиболее изящным и нарядным клуатром во всей Швейцарии и содержит выдающиеся образцы позднеготической скульптуры. Средневековая традиция использовать клуатр как место погребения сохранилась вплоть до XIX века.

Базельский собор

Здесь похоронены многие выдающиеся люди, в том числе члены городского совета, ученые, купцы. В числе покоящихся здесь выдающихся людей — гуманист Томас Платтер (1499–1582), бургомистр Рудольф Веттштайн (1594–1666), философ Исаак Изелин (1728–1782), математик Якоб Бернулли (1655–1705) (источник фото [10]).

Базельский собор

У входа в клуатр установлена статуя реформатора Иоганна Эколампадия (1482-1531) (источник фото [11]).

Базельский собор

На стене в западном крыле клуатра можно увидеть крупное произведение позднеготического искусства, дошедшее до нас, правда, в довольно ветхом виде. Речь идет о надгробии Вольфганга фон Утенхайма (Wolfgang von Utenheim), скончавшегося в 1501 году. Как гласит надпись, скульптурная композиция в память об усопшем была заказана его дядей, базельским епископом Кристофом фон Утенхаймом. Это многофигурное надгробие с изображением сцены Распятия сильно пострадало во время иконоборческого вандализма в 1529 году и длительное время пролежало под слоем штукатурки; его обнаружили лишь в 1870 году.

Базельский собор

В верхней части памятника можно заметить следы цветной росписи, некогда покрывавшей композицию. Центральную часть памятника занимает эпитафия с латинским текстом и изображением капеллы, где молится коленопреклоненный усопший в рыцарском облачении. На основном поле композиции изображен распятый Иисус и трое солдат, которые бросают жребий, разыгрывая его одежды в кости; слева Христа оплакивают святые жены, Мария Магдалина и апостол Иоанн; справа стоит сотник Лонгин и различные святые. Композицию обрамляет архивольт с фигурами пророков.

Малый клуатр:

Базельский соборБазельский собор

Расположенный на стыке Большого и Малого клуатра зал представляет собой крытый проход впечатляющих размеров. Большой потолок из елового дерева украшен резьбой и датируется 1490 годом (ранее потолок был еще и раскрашен).

Базельский соборБазельский собор

Стены прохода украшены гербовыми эпитафиями. Над проходом располагается закрытый для посетителей соборный зал, где ранее находилась библиотека Вселенского Базельского собора; зал также использовался епископом для объявлений и в судебных целях.

Базельский соборБазельский соборБазельский собор

В Малом клуатре находится необычная современная скульптурная композиция «Рыночные столы» (Markttische), состоящая из двух столов, стоящих напротив друг друга по обеим сторонам внутреннего дворика. Один стол завален рыночными продуктами: овощами, цветами и фруктами, тут стоит корзина с яблоками и мешок с картошкой. Второй стол совершенно пустой, он лишь покрыт надписями, а рядом поставлен барабан, на котором лежит маска в виде черепа и плащ смерти. Эту работу выполнила известный швейцарский скульптор Беттина Айхин (Bettina Eichin) (р. 1942), являющаяся также автором статуи Гельвеции у Среднего моста через Рейн.

Базельский собор

Что означает эта странная композиция и как она появилась в Базельском соборе? Первоначально скульптуру планировали установить на Рыночной площади Базеля. Она задумывалась как подарок кантону от химической компании Sandoz (согласно первоначальной концепции, один стол, собственно «рыночный», должен был указывать на торговое предназначение площади, а другой, «политический» — с документами, барабанами, транспарантами, сборниками законов — символизировать политическое значение площади как места, где находится ратуша). Однако после 1 ноября 1986 года, когда на складе Sandoz в промышленной зоне Schweizerhalleслучился пожар, повлекший экологическую катастрофу, художница переработала проект с учетом этих трагических событий. Заказ был отменен, но благодаря частной инициативе произведение всё-таки было создано.

Базельский собор

Изменения коснулись того самого «политического» стола: теперь это была лишь голая поверхность, на которую нанесли длинные строки самого известного стихотворения поэта Иоганна Петера Хебеля «Бренность» (Vergänglichkeit) (1803), рисующего апокалиптическую картину разрушения Базеля и всего света во время всемирного пожара. Рядом с текстом стихотворения выгравирована дата начала того самого пожара, 1 ноября 1986 года. Композиция прекрасно вписалась в общую атмосферу клуатра с его многочисленными надгробиями и эпитафиями, навевающими мысли о бренности человеческого существования. Оба бронзовых стола находятся в соборе Базеля с 1991 года. Раньше это место считалось лишь временным прибежищем для этих скульптур, но теперь решено, что произведения найдут здесь постоянную прописку.

Базельский собор

Из прохода между Большим и Малым клуатрами можно пройти непосредственно на смотровую площадку Пфальц, а из внутреннего двора Большого клуатра можно подробно рассмотреть боковой южный фасад собора.

Южный фасад собора

Южный фасад Базельского собора является наиболее изолированным, поскольку он окружен клуатром. Этот фасад не отличается богатством декора, но можно отметить две большие готические статуи евангелистов Марка и Луки, стоящие на контрфорсах. Ранее эти фигуры были полихромными и выглядели более выразительно (зрачки тоже были прорисованы).

Базельский соборБазельский собор

На южном фасаде привлекает внимание большое круглое окно начала XIII века. Переплет окна имеет очертания Звезды Давида, что воспринимается как символ Ветхого Завета, однако в средние века такая форма звезды являлась эмблемой или клеймом сообщества каменотесов. Кроме того, данный символ иногда трактуется как сочетание двух треугольников, символизирующих противопоставление Земли и Неба.

Базельский соборБазельский собор

Двухэтажная пристройка к южному фасаду (см. выступающее строение на плане собора) — это капелла Св. Екатерины, история которой восходит к XIII веку. Нынешний облик капелла приобрела в середине XV века. На первом этаже помещения проходили богослужения, а второй этаж до Реформации использовался в качестве сакристии, где хранились литургические предметы и одеяния священников. Дверь в форме полукруглой арки соединяет капеллу с клуатром.

Базельский собор

Интерьер Базельского мюнстера и внутреннее убранство

Внутреннее пространство собора выполнено в основном в позднероманском стиле: это в первую очередь внушительный центральный неф, алтарная часть и внутренние (ближайшие к центральному) боковые нефы. Лишь верхние ярусы алтарной части, своды и крайние боковые нефы относятся к готической эпохе. После того как в середине XIX века разделявший собор леттнер (перегородку) перенесли к западной стене и стали использовать в качестве органной трибуны, интерьер храма воспринимается как большое целостное пространство.

Базельский собор

От средневекового убранства с 60 алтарями и многочисленными скульптурами в соборе осталось не так уж много, однако несколько значительных произведений искусства здесь всё же можно увидеть.

Центральный неф

В центральном нефе в полной мере царствует позднероманский стиль (последняя треть XII века). Трехъярусные стены нефа относятся к наиболее совершенным произведениям позднероманской архитектуры. Они состоят из высоких стрельчатых аркад нижнего яруса, промежуточных галерей с трехчастными полуциркульными проемами и верхнего яруса с глубоко врезанными окнами. Своды главного нефа относятся к готической эпохе: романские своды пострадали при землетрясении 1356 года и были заменены. В 1420 году своды центрального нефа расписали картинами из жития Богоматери, но во время Реформации эти росписи были уничтожены.

Алтарная часть

Алтарная часть, или хор, как уже было сказано, состоит из двух частей, соответствующих разным этапам строительства. Нижняя, позднероманская, часть возникла в конце XII века, а два верхних яруса, выполненных в готическом стиле, были построены после землетрясения 1356 года, когда над восстановлением собора работал мастер Иоганн Парлер фон Гмюнд.

В алтарной части сохранились позднероманские капители колонн (1180/1200) со сценами из библейской истории, а также германских и античных мифов (источник фото [7]).

Базельский соборБазельский собор

На капителях представлены следующие сюжеты: грехопадение Адама и Евы; полет Александра Македонского на небо на грифе; Дитрих Бернский спасает рыцаря Зинтрама из пасти дракона; Пирам и Фисба; Авраам, приносящий в жертву Исаака; Авраам с блаженными в лоне.

Трансепт

Трансепт и средокрестие являются переходным пространством между нефом и алтарной частью (см. план собора) и датируются 1220-30 гг. (за исключением более поздних готических сводов). Средокрестие фланкировано могучими составными столбами, между которыми до XIX века стояли сидения для каноников и епископский трон. Сегодня ансамбль готических сидений разделен на несколько частей и рассредоточен по соборному залу. Некоторые из скамей также поступили в базельские музеи (первое фото с сайта [3]).

Базельский соборБазельский собор

Эти готические скамьи являются ценным образцом качественной резьбы на выразительные сюжеты, зачастую грубовато-мирские по характеру. В частности, стенки, подлокотники, а также подпорки на нижней стороне лавок (так называемые мизерикорды, дававшие каноникам милосердную возможность если не присесть, то слегка опереться нижней частью спины во время долгой службы) украшены самыми разнообразными резными изображениями. Здесь помещены фигурки людей, животных, фантастических существ, изображения растений и гербов, представителей соборного капитула и даже самого епископа.

Базельский соборБазельский соборБазельский собор

В южном рукаве трансепта рядом с купелью находится епископский трон. Готический епископский трон датируется 1381 годом и является одним из немногих сохранившихся в Европе средневековых каменных сидений для епископов. Трон использовался епископом во время богослужений. Особенно красив балдахин с ажурными декоративными элементами. Трон сохранил некоторые фрагменты цветной росписи.

Базельский собор

Каменная купель была выполнена в 1465 году, на что указывает надпись на ее основании (местоположение купели см. на плане собора).

Базельский собор

Купель имеет восьмиугольную форму и окружена изображениями св. Викентия или Лаврентия, Иакова Зеведеева, апостолов Петра и Павла, св. Мартина, а также Иоанна Крестителя, который крестит Христа, и присутствующего при этом ангела.

Базельский соборБазельский собор

Еще одним ценным предметом интерьера Базельского собора является похожая на кружево ажурная готическая кафедра проповедника, которая была изготовлена в 1486 году предположительно скульптором Гансом Нуссдорфом (Hans Nussdorf). Создается впечатление, будто она вырезана из дерева, но в действительности это красный песчаник. Изогнутая лестница ведет на трибуну, богато украшенную резным орнаментом.

Базельский собор, кафедра

В декоре кафедры мы не видим традиционных изображений святых: вместо них представлены лишь небольшие головки с лентами, содержащими изречения с призывами к проповеднику и народу. Такая иконографическая программа была задана лично проповедником и теологом Иоганном Хайнлином (Johannes Heynlin von Stein).

Надгробный памятник Эразму Роттердамскому

Знаменитый гуманист Эразм Роттердамский значительную часть жизни провел в Базеле (1514-1516, 1521-1529, 1535-1536). В этом же городе он скончался и был похоронен в Базельском соборе. Могила Эразма Роттердамского с эпитафией из красного известняка, изготовленной в 1538 году, первоначально находилась в центральном нефе собора, перед леттнером (см. план собора).

Базельский собор

В ходе реорганизации интерьера собора в XIX веке надгробный памятник перенесли на нынешнее место, в крайний северный боковой неф (см. план собора). Что же касается самой могилы, то она была обнаружена лишь в 1974 году во время археологических раскопок. Останки великого гуманиста были перенесены и теперь покоятся тут же, у подножия надгробного памятника в северном боковом нефе. Простая, но благородная эпитафия с позолоченной надписью изображает не самого Эразма, а древнеримского бога Термина (божество границ, под покровительством которого состояли пограничные камни и столбы). Изречение этого бога: «Не уступаю никому» (Concedo nulli) было личным девизом Эразма Роттердамского. Под медальоном помещена 25-строчная латинская надпись с перечнем заслуг покойного и именами трех его друзей-гуманистов, заказавших эпитафию: Бонифация Амербаха (Bonifacius Amerbach), Иеронима Фробена (Hieronymus Froben) и Николауса Бишоффа (Nikolaus Bischoff).

Другие захоронения в Базельском соборе

Как в самом соборе, так и в крипте и клуатре можно увидеть целый ряд средневековых захоронений, сохранившихся несмотря на разрушительные выходки агрессивных сторонников Реформации. В соборе похоронены рыцари, епископы и другие исторические личности.

Базельский соборБазельский собор

В северной стороне алтарной части находится надгробие королевы Анны (Гертруды фон Гогенберг) (ок. 1225-1281), жены Рудольфа I Габсбургского. Королева скончалась в Вене, но по ее просьбе ее похоронили в Базеле, вместе с ее малолетним сыном Карлом (источник фото [9]). Сегодня саркофаг королевы Анны пуст: в XVIII веке ее останки вместе с останками сына были перенесены в монастырь Санкт-Блазиен в Германии, а впоследствии в монастырь St. Paul im Lavanttal в Австрии, где находятся и сегодня .

Базельский собор

Панно Святого Викентия

Одним из самых ценных произведений искусства в интерьере Базельского собора является скульптурное панно, посвященное мученичеству святого Викентия Сарагосского (святого Винсента) (Vincentiustafel). Панно установлено в непосредственной близости от надгробия Эразма Роттердамского.

Базельский собор

Этот шедевр романского искусства XI-XII вв. (предположительно 1100 год) рассказывает историю раннехристианского испанского мученика, стойко перенесшего разнообразные пытки и гонения и убитого в 304 году н.э. в Валенсии. Слева изображен Викентий, защищающий епископа Валерия и избитый за это; справа — Викентия заключают в башню и до смерти пытают на раскаленной железной решетке; ниже — ангелы несут его душу на небеса, а вороны защищают его тело от диких зверей, пока мученика не похоронили, как подобает. Попытка утопить тело в море не удалась: волны чудесным образом выкинули его на берег. Там святой и был похоронен в специально возведённой погребальной капелле.

Базельский соборБазельский соборБазельский собор

Культ святого Викентия Сарагосского получил особое распространение после того, как его мощи были перевезены с мыса Cabo de São Vicente — места, где по легенде был похоронен святой, — в Лиссабон (перенесение мощей изображено на гербе португальской столицы).

Витражи Базельского собора

Большинство витражей Базельского мюнстера относится к XIX веку. Например, три больших витража алтарной части были выполнены в неоготическом стиле в XIX веке (Franz Xaver Eggert, Мюнхен, 1857).

Базельский собор

Центральный витраж изображает четырех евангелистов, на боковых витражах представлены Моисей и Давид (слева), а также апостолы Петр и Павел (справа).

Базельский собор

Отдельного упоминания заслуживают два круглых витражных окна в северном и южном рукавах трансепта. Одно из них, «окно Давида» с южной стороны, изображает Христа Судию в ярко-красном одеянии в окружении ангелов.

Базельский собор

Второе витражное окно, с северной стороны, содержит сцену крещения Христа Иоанном Крестителем. Эти витражи выполнены в середине XIX века в Базеле, Цюрихе и Мюнхене (источник фото [3]).

Базельский собор

В крайнем южном боковом нефе можно увидеть интересные витражи лондонского мастера Клемента Хитона (Clement Heaton) (1861-1940), изготовленные в 1905 году. Мастер с 1893 года жил в Невшателе и работал в русле английского движения Arts-and-Crafts. Оба витража выдержаны в стиле модерн и иллюстрируют два довольно редко изображаемых события из жизни Христа: ужин в Эммаусе и Вознесение (первое фото с сайта [3]).

Базельский соборБазельский собор, витражи

Другие произведения искусства в Базельском соборе

В соборе также находится скульптурное панно с изображением шести апостолов. Апостолы представлены попарно под тремя полукруглыми арками на колоннах. Согласно надписям над их головами, слева направо изображены: Петр с Иоанном, Варфоломей с Иаковом, Симон Кананит с Иудой Фаддеем. Участники каждой пары повернуты друг к другу и ведут оживленную дискуссию, на что указывают характерные жесты апостолов, а также их облачение в виде туник наподобие тех, что носили античные философы. Таким образом скульптор намеренно представил апостолов как ученых мужей.

Базельский собор

Рельеф был создан в XI или XII веке и, вероятно, имел парную композицию в виде панно с изображением шести остальных апостолов. Возможно, оба панно служили частями алтарной перегородки.

Орган Базельского собора

Первый орган в Базельском кафедральном соборе появился, вероятно, еще до землетрясения 1356 года. В 1394 году для собора был изготовлен новый орган мастером из Франкфурта. В 1474 году этот орган или, возможно, уже следующий инструмент был перенесен с южной стены нефа на северную, где и оставался до середины XIX века. В 1525-26 гг. Ганс Гольбейн Младший расписал створки органа (сегодня их можно увидеть в Художественном музее Базеля).

Ганс Гольбейн Младший, створки для органа Базельского собора

Нынешний орган Базельского мюнстера был изготовлен в 2003 году и установлен на западной стене. Инструмент насчитывает 78 регистров и четыре мануала и является результатом сотрудничества швейцарской органной фирмы Mathis и архитектора Петера Мэркли (Peter rkli) из Цюриха. Корпус органа специально сделан разделенным пополам, чтобы инструмент не слишком закрывал большое готическое окно западного фасада. Предыдущий орган собора, созданный в 1955 году органостроительной фирмой Kuhn, был демонтирован и перевезен в собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве как подарок от Базельского мюнстера.

Базельский собор, орган

В качестве органной трибуны служит ажурная готическая перегородка (леттнер) из красного песчаника, созданная во второй половине XIV века (см. план собора). Перегородка была отреставрирована перед установкой нового органа. Ранее леттнер находился в центральной части храма (трансепте), но в ходе перестроек интерьера в середине XIX века перегородку переместили к западной стене, чтобы создать целостное пространство.

Базельский собор, леттнер

Крипта и средневековые фрески

В Базельском соборе две крипты: восточная под алтарной частью и западная под средокрестием. Особый интерес представляет хорошо сохранившаяся восточная крипта, трехнефное помещение с обходной галереей. Галерея и три апсиды крипты относятся к позднероманской эпохе, а трехнефный зал и своды — к более позднему времени, когда собор восстанавливал после землетрясения мастер Иоганн фон Гмюнд. Помимо богослужений и религиозных процессий, крипта использовалась в средние века также как место захоронения базельских епископов. В крипте и сегодня стоит саркофаг епископа Рудольфа, убитого в 917 году при нашествии венгров (источник фото [8]).

Базельский собор

В восточной крипте сохранилось два портрета епископов романской эпохи, созданные в 1200 году. Также стоит обратить внимание на росписи сводов апсид, выполненные в готическом стиле ок. 1400. Этот цикл фресок изображает сюжеты из жития св. Анны и св. Иоакима, св. Маргариты и св. Мартина, а также Девы Марии (представлены сцены рождения Христа, поклонения волхвов, бегства в Египет и коронования Богоматери) (второе фото с сайта [3]).

Базельский соборБазельский собор

Самое интересное в Базельском соборе: это стоит посмотреть

- Главный западный фасад с порталом в готическом стиле

- Северный фасад в романском стиле с порталом Св. Галла и «Колесом счастья»

- Скульптуры Искусителя и Неразумной девы на главном фасаде

- Надгробный памятник Эразму Роттердамскому

- Панно Святого Винсента

- Ажурная готическая кафедра проповедника

- Крипта со средневековыми фресками

- Готический клуатр (крытые галереи со старинными надгробиями)

- Вид со смотровой площадки Пфальц и алтарная часть с фантастическими романскими скульптурами

- Вид с соборных башен

♦♦♦♦♦♦♦

Отзыв о поездке в Базель: фотоотчет о самостоятельных прогулках в шести частях

- Часть 1 (прибытие в Базель и площадь Барфюссерплатц)

- Часть 2 (фонтан Тэнгли, культурный центр, церковь Св. Елизаветы)

- Часть 3 (прогулка вокруг Соборной площади)

- Часть 4 (цеховые дома и Рыночная площадь)

- Часть 5 (Лонхоф и Шпаленберг)

- Часть 6 (Шпалентор, университет и Петерсплатц, Фишмаркт, Средний мост через Рейн)

♦♦♦♦♦♦♦

Достопримечательности Базеля

- Базельский собор (мюнстер)

- Базельская ратуша

- Художественные музеи Базеля

- Современная архитектура в Базеле

- Церковь Св. Леонарда

- Церковь Св. Петра

- Церковь Св. Елизаветы

- Страсбургский памятник («Швейцария, защищающая Страсбург»)

- Ворота Шпалентор

- Карнавальный фонтан Тенгли и другие фонтаны (фонтан на площади Рыбного Рынка, фонтан Гольбейна и др.)

- Отель «Les Trois Rois»

- Карнавал в Базеле (базельский фаснахт)

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Базеля с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Базеля. Этот подробный план центра города составлен авторами сайта основе карты openstreetmap.org. На карте приведены обозначения основных достопримечательностей Базеля на русском языке.

Карта Базеля с достопримечательностями, Швейцария

Далее приводится еще один подробный план города, с названиями улиц и указанием основных достопримечательностей. В частности, на карте обозначены железнодорожные вокзалы, музеи, ратуша, университет, собор и церкви, мосты, а также отели, кафе и рестораны. Чтобы загрузить план Базеля, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке.

Карта Базеля с достопримечательностями, Швейцария

Также предлагаем вашему вниманию хорошую карту Старого города Базеля, по которой легко сориентироваться в историческом центре. На этом плане обозначен главный железнодорожный вокзал Базеля, ратуша и кафедральный собор, четко указаны названия мостов, улиц и площадей.

Карта Базеля, Швейцария

Кроме того, подробная интерактивная карта Базеля доступна по ссылке stadtplan.bs.ch.

♦♦♦♦♦♦♦

Полезные ссылки

- Базель, город карнавала и изящных искусств. Подробный путеводитель по Базелю

- Общественный транспорт в Базеле. Базельский трамвай

- Путеводитель по Базелю - Wikitravel

- Сайт туристической информации Базеля

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Базельский мюнстер, статья в Википедии

2. Официальный сайт Базельского собора (мюнстера)

3. Базельский мюнстер, или кафедральный собор: фотографии и описание

4. Европейские соборы: мюнстер в Базеле

5. Современная скульптура останется в клуатре Базельского собора

6. О творчестве скульптора Беттины Айхин

7. Базельский собор: фотогалерея

8. Позднероманские фрески в крипте Базельского собора

9. Захоронение королевы Анны, жены Рудольфа Габсбургского, в Базельском соборе

10. Эпитафия Якоба Бернулли в Базельском соборе

11. Скульптура реформатора Иоганна Эколампадия в Базельском соборе

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)