Сегодня мы познакомимся с историческим зданием на улице Правды, которому недавно вернули красивейший мозаичный фасад. Улица Правды — один из самых приятных и интересных уголков «тихого центра», место с чисто петербургской аурой. Поток машин невелик (всего одна полоса движения), назойливой рекламы почти нет, так что можно спокойно любоваться красивой архитектурой. Четная сторона улицы превращена в подобие бульвара со скамейками, зелеными насаждениями и стильными современными скульптурами — практически пешеходная зона.
Хотя улице Правды частично удалось сохранить историческую застройку, ее облик сильно изменился после революции. Многие дома поменяли свое назначение. Достаточно сказать, что раньше тут располагалось сразу три церкви (домовых), теперь же не осталось ни одной. К числу этих храмов относилась церковь Святого Александра Невского, располагавшаяся в Синодальном доме, ныне занятом Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения (СПбГУКиТ). Об этом здании — одном из интереснейших памятников неорусского стиля — и недавно воссозданной мозаике на его фасаде и пойдет речь.
Училищный Совет при Святейшем Синоде с церковью Александра Невского: история
В конце XIX века в Российской империи было весьма распространено возведение храмов в память об императоре Александре III, скончавшемся в 1894 году. Столичный Петербург тоже получил свой официальный заказ. Всё началось в 1895 году, когда обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев озвучил идею увековечить память почившего государя строительством образцовой церковно-приходской школы со своим храмом.
Идея была одобрена на заседании Святейшего Синода. В память об императоре решено было соорудить храм во имя Александра Невского с образцовой церковно-приходской школой для мальчиков и девочек и учредить капитал (тоже имени покойного государя), проценты с которого предназначались для пособий учащимся церковно-приходских школ и школ грамоты [3].
Для нового комплекса был выбран участок между 1-ой Петербургской гимназией и Синодальной типографией на нынешней улице Правды. Тогда улица носила другое название — Кабинетская, которое произошло от находившейся здесь дворцовой слободы, где проживали кабинетские служители, то есть служащие «Кабинета его Императорского Величества», которые ведали имуществом царского двора. В 1920-х годах она была переименована в улицу Правды в честь одноименной большевистской газеты, которая первое время печаталась в типографии П. В. Березина (в доме № 14 по соседней Социалистической улице).
Строительство комплекса велось с 1898 по 1901 год. Храм во имя Святого Благоверного князя Александра Невского был освящен 17 января 1901 года, а 1 сентября того же года открыли школу. Тогда же было принято решение расширить здание для размещения Училищного совета Синода. Этот орган, созданный в 1885 году для управления приходскими школами и издания литературы для народных библиотек и читален, теперь испытывал нехватку помещений (в здании Синода на Сенатской площади места не хватало). Возведение здания Училищного совета с церковью и школой завершилось в 1911 году (источник фото: [6]).
Полное историческое название здания — Училищный Совет при Святейшем Синоде с церковью Святого Благоверного князя Александра Невского и школой. В состав синодального комплекса входили административные (Училищный совет) и издательские (типография) помещения, а также учебные классы, в которых действовала образцовая церковно-приходская школа. Также были предусмотрены жилые помещения для служащих.
Архитектура здания
Училищный Совет при Святейшем Синоде, или Синодальный дом (Синодальное подворье), был построен по проекту архитектора А. Н. Померанцева в неорусском стиле. Фасады были украшены майоликовыми орнаментами и мозаичными вставками.
Церковь Святого Благоверного князя Александра Невского имела отдельный вход и занимала восточную часть здания, выходившую в сквер.
Архитектор Александр Померанцев известен как яркий мастер эклектики и неовизантийского стиля, автор таких значимых построек, как храм Александра Невского в Софии и комплекс зданий Верхних торговых рядов (ныне — ГУМ) в Москве. Померанцев создавал выставочные павильоны, строил доходные дома и особняки. Особенно плодотворно он работал на ниве строительства соборов и церквей (источник: [4]).
Достаточно сказать, что зодчий спроектировал и построил четыре храма в память Александра Невского — в Москве, Петербурге, Челябинске и вышеназванный, в Софии. Московский Александро-Невский собор не сохранился, а петербургский храм, как видите, перестал быть храмом (источник фото: [11]).
Однако здание пережило революцию, пусть и в «обезглавленном» виде, а теперь ему еще и вернули мозаичную икону на фасаде, так что на улице Правды стало одной достопримечательностью больше.
Очертания церкви и сегодня явственно проглядывают в облике здания (хотя оно лишилось куполов и шатровой колокольни), а как оно выглядело во всей красе, до революции, можно увидеть на фотографиях Карла Буллы и старых открытках (источник фото: [17]).
Пятиглавый храм в неорусском стиле был не случайно освящен в честь святого Александра Невского: то был небесный покровитель императора Александра III (а, как мы помним, весь комплекс был посвящен его памяти). Вместе с тем Александр Невский еще с основания Петербурга считался покровителем города на Неве и всей империи. Более того, в данном случае он оказался еще и тезкой архитектора!
Церковь облицована желтым радомским песчаником. Стилистика постройки навеяна архитектурой русского «узорочья» XVII века: двойные окна с гирьками, резные каменные наличники...
Наряду с майоликой и мозаичными вставками фасад украшали инициалы императора Александра III. Как писал журнал «Строитель», «наружные орнаментные украшения исполнены майоликой и, несмотря на довольную яркость красок, не делают пестроты, трудно избегаемой при подобных работах» [7].
Большое окно на восточном фасаде украшал витраж.
Внутри храм был сплошь расписан в московском стиле по эскизам А. В. Серебрякова (источник фото: [6]).
Золоченый двухъярусный иконостас вырезали в Черниговской губернии, а иконы выполнили в Москве в мастерской Н. М. Сафонова.
Мозаика «Христос благословляет детей»
Главной декоративной деталью южного фасада церкви стали мозаичные панно и особенно — монументальная мозаика «Христос, благословляющий детей» («Иисус, благословляющий отроков») (источник фото: [18]).
В своей книге «Жизнь и философский путь» христианский философ Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965), живший на улице Правды и до революции преподававший в гимназии М. Н. Стоюниной (в доме № 20), вспоминает: «Против нас было здание, принадлежавшее Синоду; в нем, между прочим, была синодальная типография. Из окна моего кабинета и нашей спальни видна была нарисованная на стене синодального здания икона, изображающее благословение детей Спасителем. Улица наша была тихая, спокойная, удобная для кабинетных занятий» [9]. Памятна эта мозаика была и сыну философа, искусствоведу Б. Н. Лосскому: «Против же наших окон церковь Александра Невского увенчивала шатровыми верхами здание в ложноклассическом стиле времени Александра III с крупной золотой надписью „Синодальная типография“ через две ижицы и большой мозаикой с изображением Христа посреди детей» [2].
Мозаичные полотна для фасада Училищного Совета при Синоде, в том числе центральная мозаичная икона высотой в два этажа, были созданы в мастерской Фролова по рисункам академика живописи А. Н. Новоскольцева. Центральная композиция размером 6,6 на 8,4 метра изображала Христа, благословляющего детей (причем, по некоторым сведениям, на переднем плане якобы были запечатлены дети Александра III [8]).
Наверху располагались четыре небольшие иконы с изображением небесных покровителей членов императорской семьи. В некоторых источниках еще указано, что грандиозную мозаику украшала надпись «В память царствования Императора Александра III» и императорский вензель [6].
Напомним, что в мастерской Фролова были также созданы фриз дома Набоковых, доходного дома герцога Н.Н. Лейхтенбергского, здания Общества взаимного кредита в Петербурге, мозаики для Спаса на Крови, Феодоровского собора в Пушкине, храма Александра Невского в Таллине, Морского собора Николая Чудотворца в Кронштадте и других религиозных и светских учреждений, особняков и доходных домов.
Мастерская Фроловых прославилась не только высоким художественным качеством работ, но и применением нового способа набора смальт («обратного набора»), значительно ускорявшего и удешевлявшего создание мозаик. Это позволяло украшать мозаикой не только крупные храмы, но и жилые дома — и сыграло решающую роль в возрождении русской декоративной мозаики.
Судьба здания после революции
В 1918 году здание занял только что созданный Высший институт фотографии и фототехники, который сегодня называется Институтом кино и телевидения и по-прежнему располагается по данному адресу.
В 1947-1948 бывший храм был искалечен при внутренней переделке. Что касается мозаики на фасаде, то ее неоднократно покрывали толстым слоем краски и штукатурили, но образ Христа регулярно проступал снова. В народе это воспринимали как знак: мол, сам Господь противится такому варварству. В итоге пришлось заделать неугодное панно металлическими листами (есть сведения, что это было сделано в 1954 году).
Другие идеологически чуждые элементы декора в советское время тоже были уничтожены. Так, с майоликовых сандриков были сбиты позолоченные двуглавые орлы (видите оставшиеся пятна по центру?).
Также была ликвидирована бронзовая мемориальная доска, сообщающая о том, что храм построен в память Александра III. На следующей фотографии видно место, на котором она находилась.
Реставрация здания и восстановление мозаики
В 2014 году компания «БалтСтрой» провела по госконтракту реставрацию объекта культурного наследия федерального значения «Училищный совет при Синоде с церковью благоверного князя Александра Невского и школой». В частности, был проведен ремонт кирпичной кладки, облицовочного кирпича и штукатурного покрытия фасадов. Также был восстановлен исторический профиль карнизов, отреставрированы архитектурный декор, деревянные и металлические элементы, а металлопластиковые окна заменены на деревянные. Работы завершились к январю 2015 года.
На отреставрированном здании была восстановлена мозаичная икона «Христос благословляет детей» и другие мозаичные панно. Эту работу взяла на себя мастерская мозаики «ТАВР». В ходе восстановительных работ были изготовлены специальные материалы и проведена трудоемкая работа по подбору колера [16].
Интересно, что мозаику долгие годы считали безвозвратно утраченной, однако во время обследования здания в начале XXI века церковный реставратор и альпинист Александр Паровардья разглядел на фасаде едва заметные очертания ликов.
И вот в 2014 году металлические листы, закрывавшие главное мозаичное полотно, были демонтированы, а мозаика была кропотливо восстановлена.
В мае 2015 года мозаичную икону на фасаде СПбГУКиТ торжественно открыли и освятили.
Восстанавливать церковные главки и гербы на фасаде пока не планируется.
Парк городской скульптуры на улице Правды
В 2005 году напротив Института кино и телевидения была установлена скульптура «Режиссер» (или же «Агитатор»), которую создали скульпторы Дмитрий и Даниил Каминкеры, начавшие устройство на улице Правды парка современной городской скульптуры.
Помимо «Режиссера», в состав парка входят скульптурные композиции «Слепой» (автор Дмитрий Каминкер), «Три Ангела» (автор Борис Сергеев) и «Добрая собака Гаврюша» (автор Виктор Сиваков).
Композиция «Три ангела» создана в память о трех церквях, ранее находившихся в этом районе (включая, собственно, церковь Святого Александра Невского).
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Улица Правды, Санкт-Петербург (статья в Википедии)
2. Квартальный надзиратель// № 04 февраль 2003
3. Векслер А., Крашенинникова Т. Владимирский округ: Большая и Малая Московские улицы и улица Правды. — М.; СПб., 2011
5. Померанцев, Александр Никанорович (статья в Википедии)
9. Н. О. Лосский. Воспоминания: Жизнь и философский путь. — М.: Викмо-М, 2008
10. Воссоздание и реставрация мозаики. Мастерская мозаики «ТАВР»
11. Санкт-Петербург на старых фотографиях, humus.livejournal.com
12. В. А. Фролов: Здание СПбГИКиТ – шедевр архитектурного и декоративного искусства!
13. Кто восстановит икону на фасаде Университета кино и телевидения?
14. На фасаде Института кино и телевидения освятили мозаичную икону
15. Отреставрированное здание СПбГУКиТ предстало с обновленной мозаикой на фасаде
16. На здании СПбГИКиТ воссоздали мозаику с Иисусом
17. Санкт-Петербург. Церковь Александра Невского при Училищном совете Синода. Фото К. Буллы