В прошлый раз мы рассказали о петербургском Фонде исторической фотографии и небольшом мемориальном музее Карла Буллы, расположенном в самом центре города, по адресу Невский проспект, 54, — там, где до революции находился фотосалон знаменитого мастера. Заглянуть в это историческое место стоит как ради потрясающего панорамного вида со смотровой площадки, так и для знакомства с музеем. Несмотря на свои скромные размеры, этот музей заставит вас восхититься талантом и работоспособностью знаменитого фотографа и его сыновей и заинтересоваться их судьбой. Как раз о жизни и творчестве Карла Буллы и его сыновей пойдет речь в этой заметке.
Хотя Карл Булла почитается как родоначальник российской репортажной съемки и главный летописец дореволюционного Петербурга, о некоторых этапах его жизни (особенно — начальном и финальном) известно на удивление мало. Как вы сможете сами убедиться, биография нашего героя полна разночтений и даже загадок.
Мальчик из немецкой глубинки
Карл Карлович Булла (Карл Освальд Булла) (Carl Oswald Bulla) (1853/1855-1929) появился на свет в купеческой семье в прусском городке Леобшютц в Силезии (ныне это территория Польши, и город теперь называется Глубчице), жители которого в основном занимались торговлей хлебом, льном, полотном и пряжей [10]. Первая неясность — год рождения будущего классика фотосъемки: то ли 1853, то ли 1855-й. Однако доподлинно известно, что уже в 1865 году мальчик приехал в Петербург.
Как и почему немецкий подросток то ли 10, то ли 12 лет от роду оказался в российской столице — следующая загадка. По одной из версий, родители посадили отпрыска на пароход и отправили в далекую Россию, чтобы тот учился самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Что именно натолкнуло купеческую чету на бессердечную мысль послать ребенка — одного — в чужую страну, неизвестно. По другой версии, юный авантюрист просто-напросто сбежал из дома. Учитывая общительность, энергичность и предприимчивый нрав, который позднее проявил Булла, эта гипотеза вовсе не кажется такой уж неправдоподобной. По третьей версии, которая почему-то встречается не так уж часто и считается не самой вероятной, Булла переехал в Санкт-Петербург с родителями. Так или иначе, о его семье почти ничего не известно — кроме того, что мать звали Анна Булла (урожденная Шенфельд), а отца — Карл Освальд Булла (то есть сыну дали полное имя отца) [20].
Лицом к клиенту
В одиночестве или нет, но в 1865 году Карл успешно прибыл в столичный Петербург и в скором времени устроился в фотофирму «Дюпант» (Dupant) (в некоторых источниках — «Дюнант»). Будучи юношей пытливым и любознательным, Булла ревностно начал осваивать фоторемесло. Сначала он служил рассыльным, а затем подмастерьем и лаборантом в фотостудии при фирме.
В 1875 году Булла открывает свое первое фотоателье (согласно большинству источников, на Садовой улице, 61). В этом заведении он в течение десяти лет занимался павильонной портретной фотографией. «Светопись» тогда уже не считалась редкостью, это был популярный бизнес, так что молодому фотографу приходилось строить карьеру в условиях серьезной конкуренции (на Невском и Садовой фотосалоны располагались чуть ли не в каждом доме). Завоевать любовь публики ему помогла природная контактность: легкий в общении, Карл Карлович умел расположить к себе даже незнакомых людей. Тогда как обычно фотографы того времени требовали от клиентов абсолютной неподвижности, Булла, по воспоминаниям очевидцев, просил моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!» [20] Во время съемки он позволял себе общаться с клиентами, делиться байками и новостями, шутить. Таким образом, он был одним из первых фотографов, работавших по принципу «снимать, не дожидаясь, когда все приготовятся».
Из-за этого люди на фотографиях Карла Буллы не выглядят как манекены с напряженными лицами. Напротив, фотопортреты, сделанные в его салоне, получались естественными и непринужденными.
В 1876 году Карл Булла вместе с женой Розалией, урожденной Глинска, подал прошение о разрешении принять присягу на подданство России. Поскольку молодой человек был «поведения и образа жизни хорошего», просьба было удовлетворена, и Булла стал гражданином Российской империи.
Фабрикант и предприниматель Булла
Творческую фотографическую деятельность Булла на первых порах совмещал с чисто производственной: пользуясь растущим спросом на фотографические материалы, он (предположительно в 1883 году, хотя, по некоторым источникам, чуть ли не десятью годами раньше) открыл в Петербурге лабораторию по изготовлению сухих фотографических пластинок. В то время стеклянные негативы стали заменять на сухие бромжелатиновые пластинки, которые можно было изготовлять впрок, что давало фотографам больше свободы во время съемки. К тому же технология позволяла снимать на коротких выдержках, и уличная фотосъемка стала возможна без штатива [16].
Фотопластинки приносили предпринимателю отличный доход. Они были высокого качества и продавались не только в Санкт-Петербурге, но и рассылались по всей империи через оптовую фирму «Лиман и Рикс». В 1886 году в журнале «Фотограф» появилась следующая реклама: «Фотографическая лаборатория К. Булла. С-Петербург, Невский проспект, 110. Специальность: фабричное производство фотографических сухих пластинок. Пересъемка планов, чертежей, рисунков и друг. Практические уроки по фотографии. Цены умеренные» [9].
Из павильона на улицу
Вскоре Булла начал интересоваться уличной съемкой. В 1886 году он подал соответствующее прошение и получил разрешение «на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» при условии, чтобы «при производстве означенной работы не было причинено стеснение публики и экипажей» [35].
Так в биографии Карла Буллы открылась новая страница: он начинает осваивать новый жанр фотоискусства: с громоздким оборудованием выходит на улицы Петербурга и снимает жизнь города. Сам того не осознавая, он становится одним из пионеров жанра фоторепортажа.
При этом мастер не оставлял и портретной студийной фотографии. Более того, со временем он открыл два новых ателье: одно — в престижнейшем месте на Невском проспекте, 110 (с 1906 года — дом 48, здание Пассажа) (там же Булла тогда проживал и там же, судя по вышеприведенной рекламе, находилась его лаборатория), другое — на набережной Екатерининского канала (нынешнего канала Грибоедова), 66. (По некоторым данным, ателье в здании Пассажа Булла открыл в 1902 году) [20].
Именно портреты были в тот период основным источником дохода Буллы: репортажная съемка длительное время не являлась коммерчески выгодной. Всё изменилось в 1894 году, когда Министерство внутренних дел разрешило выпуск почтовых открыток («бланки открытых писем частного изготовления»), да еще в стандарте Всемирного почтового союза. Это давало возможность фотографам существенно увеличить тиражи изображений, а заодно — рекламировать свое творчество на международном уровне. Булла моментально открывает собственную типографию для выпуска открыток и начинает усердно заниматься выездной съемкой. Многие издательства печатают открытки по его фотографиям.
Тогда же, благодаря появлению новых технологий полиграфии, стало возможным воспроизведение в печати репродукций с фотографий одновременно с текстом. Фотоснимки сразу же становятся востребованным материалом для газет и журналов, и издатели обращаются к Булле и другим фотографам за интересными и актуальными снимками. Неимоверные тиражи иллюстрированных изданий произвели переворот в истории фотографии. С 1897 года снимки Буллы стали печататься в одном из самых популярных российских журналов «Нива», тираж которого достигал 250 тыс. экземпляров в неделю.
Теперь Карл Карлович приобрел настоящую известность. Он стал «собственным автором» «Нивы» на долгие годы, занимаясь «фотографированием на злобу дня». Кроме того, он сотрудничал во многих других российских иллюстрированных журналах («Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьба» и др.) и некоторых заграничных изданиях.
В свете всех этих перемен в 1895 года Булла перестал заниматься производством фотографических пластинок и сосредоточился исключительно на фотосъемке. В 1895 году «Русский фотографический журнал» назвал К. К. Буллу «известным фотографом и фабрикантом» и посетовал, что «К. К. Булла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда производство пластинок было уже доведено им до известной степени совершенства...» [20]
Фотолетописец эпохи
Итак, в конце XIX века Карл Булла, не оставляя павильонной съемки, становится, по сути, фоторепортером-универсалом. В объектив его камеры попадают не только люди, но и здания, улицы, события и происшествия.
В собственном рекламном объявлении он рекомендует себя широкой публике следующим образом: «Всегда готов к выходу и отправляется по приглашению, куда бы ни потребовалось. Снимает всё, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днем, так и во всякое вечернее время при своем искусственном свете. Портреты с умерших, группы во всяком составе, внутренние обстановки комнат, зал, выставок и т.п. Всякие архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды и проч. Различные сцены и типы, снимки с древних и старинных предметов, открытие и освящение зданий, юбилейные торжества и мн. другое. Моментальные снимки спорта всякого рода, с лошадей, собак и других животных».
И действительно, Булла был самым оперативным петербургским фотографом. Благодаря своим многочисленным «агентам», выискивавшим по всему городу интересные происшествия и забавные случаи, он быстро узнавал обо всех новостях.
Этот невысокий энергичный человек в котелке и с громоздкой камерой по первому зову оказывался там, где требовалось запечатлеть что-нибудь важное или любопытное.
Булла и его помощники успевали побывать на балах, парадах, светских приемах, важных празднествах, церемониях открытия храмов и сооружений, спортивных состязаниях, похоронах известных людей. На протяжении многих лет фотограф не пропускал ни одного значимого события, радостного или печального. Он снимал демонстрации, забастовки, визиты государственных деятелей, заседания Государственной Думы.
В 1896 году Карл Карлович получил звание «фотограф Императорского Двора» («фотограф Министерства Императорского двора») и специальный знак «фотограф Санкт-Петербурга».
Не меньше, чем официальная хроника, Буллу интересовала будничная жизнь города. Он всегда старался быть беспристрастным и не боялся показать «непарадную» сторону столицы.
Поэтому на его снимках можно увидеть повседневную жизнь приютов, учебных заведений, детских больниц, а также уличные сценки и разнообразные городские происшествия, в том числе трагические: наводнения, городские пожары, эпидемии и т.п. Со многих фотографий на нас смотрят простые люди: крестьяне, извозчики, молочницы, пожарные, сестры милосердия и разносчики газет.
Кроме того, мастер создал целую галерею портретов исторических личностей: писателей, художников, актеров, балерин, ученых, членов императорской семьи, государственных деятелей.
Он также снимал архитектурные достопримечательности, фасады и интерьеры заводов и фабрик, приютов и детских домов, дворцов и особняков знатных особ.
Как видите, Булла одинаково усердно фиксировал все стороны жизни столицы, оставив потомкам уникальные фотодокументы, позволяющие ощутить живое дыхание эпохи.
Расцвет предприятия. Последнее фотоателье
В 1904 году Карл Булла получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», что позволило ему сохранить для потомков изображения представителей царской семьи. В том же году Булла получает специальное свидетельство от Главного Морского Штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни» и свидетельство Главного Штаба Военного министерства «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа» [20]. Перед Буллой теперь открыты все двери, недоступные для других фотографов.
Его фотографическое предприятие переживает настоящий расцвет. Он становится официальным фотографом Императорской публичной библиотеки, Российского общества Красного Креста, Управления градоначальства, Императорского Российского пожарного общества, Попечительства государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых и многих других обществ и учреждений. Ему эксклюзивно доверено иллюстрировать юбилейное издание, посвященное 200-летию города, «Невский проспект» (автор И. И. Божерянов), где он представил панораму Невского проспекта, сфотографировав каждый его дом [2].
Находясь в зените славы, примерно в 1906-1908 годах (точный год опять-таки не известен), Карл Булла приобрел фотоателье на Невском, 54, история которого к тому времени уже насчитывала более полувека. Данное ателье стало последней фотомастерской мастера. В этом же красивом, недавно обновленном доме Булла устроил квартиру для своего семейства.
К этому времени Карл Булла — уже общепризнанный мэтр, обладатель различных почетных званий и наград (крест Румынской короны от короля Румынского, орден «Звезда Льва и Солнца» от шаха Персидского, кавалерский орден Итальянской короны от короля).
Булла занимался благотворительной деятельностью и в 1904 году стал попечителем Мариинской школы глухонемых. За серию снимков сиротских домов в 1910 году ему было присвоено звание потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга.
Новая фотостудия Карла Буллы на Невском проспекте, 54, напротив Императорской публичной библиотеки, была оборудована по последнему слову техники, с купеческой роскошью и пользовалась огромной популярностью. Сфотографироваться у модного мастера стремились представители всех сословий. Его клиентами были гимназисты и студенты, военные и чиновники, купчихи и фрейлины, артисты и художники.
Известных деятелей культуры Булла фотографировал далеко не только в студии.
Например, он много снимал в репинских «Пенатах» в Куоккале, оставив нам фотопортреты В. Стасова, А. Горького, Л. Андреева, Ф. Шаляпина, К. Чуковского и, конечно, самого И. Репина.
А в 1908 году Булла ездил в Ясную Поляну на 80-летний юбилей Льва Толстого, где сделал большой фоторепортаж о жизни писателя. Бывал он у Толстого и раньше. На одном из снимков, сделанном сыном Карла Карловича в 1901 году, мы можем видеть великого писателя рядом с фотографом.
Своих сыновей — Александра и Виктора — Булла начал привлекать к работе примерно с 1890-х годов. На следующей фотографии запечатлено семейство Карла Буллы (Карл Карлович стоит второй слева, чуть правее сидит его жена, по краям стоят сыновья: слева Александр, справа — Виктор с супругой Верой Константиновной; сидят ее родители).
Дела семейного предприятия шли хорошо. В 1910 году доход фирмы «Булла и сыновья» достиг 250 тыс. рублей (для сравнения: годовое жалованье чиновника дореволюционной России составляло 4 тыс. рублей [17]).
Эмиграция в Эстонию
В 1917 году Карл Булла оставил фирму на сыновей, покинул Петербург и уехал с женой в Эстонию на остров Сааремаа (Эзель). Почему он вдруг бросил успешное дело, мы не знаем. Вероятно, причиной было преследование со стороны новых властей и желание избежать революционных потрясений. Почему была выбрана именно Эстония и именно Сааремаа? По некоторым сведениям, этот тихий остров в Балтийском море был излюбленным местом отдыха Карла Буллы (есть данные о том, что с 1910 года тут находилась его дача) [33]. Но вероятнее всего, главная причина была в том, что это была родина его новой жены — эстонки по имени Христина (Христина Ивановна) (Christine Juliane Keselberg), с которой они поженились в 1904 году. (Карл Карлович был женат трижды. Первая его жена умерла от тяжелой болезни, со второй он развелся [27]).
Уехав в Эстонию, Булла вел тихую жизнь, снимая разнообразные этнографические сюжеты и обучая местных жителей фотоискусству. Что характерно, Сааремаа была не таким уж захолустным краем: в петровские времена остров отошёл к Российской империи, а к началу XX века там образовалась своеобразная колония немецко-российской интеллигенции [35]. Там фотограф и умер в 1929 году. В музее Карла Буллы в Петербурге сегодня можно увидеть рисунки, изображающие места последнего пребывания мастера.
Похоронили знаменитого фотографа в деревушке Ямая (Jämaja), на кладбище, расположенном у самого моря [34]. Могила Карла Буллы и его жены сохранилась до наших дней [36].
В 2001 году на Малой Садовой в Петербурге недалеко от здания исторического фотоателье Карла Буллы установили памятник петербургскому фотографу работы скульптора Б. А. Петрова.
Прообразом для скульптуры послужил, разумеется, сам Булла.
Продолжатели дела
Как уже было сказано, помощниками Карла Карловича были два его сына: Александр и Виктор. Оба стали профессиональными фотографами. Поскольку многие их работы помечены клеймом Карла Буллы, это вызывает определенную путаницу даже среди профессиональных историков: например, репортажные снимки с Русско-японской войны были выполнены именно Виктором Буллой — младшим сыном маэстро, одним из первых военных фотокорреспондентов в России. Сам Карл Карлович на войне никогда не был. Ниже приводится краткое генеалогическое древо семьи Булла (источник [17]).
Виктор Булла (1883-1938) начал свою деятельность фотографа именно на Русско-японской войне. «Передо мной прошли все ужасы этой чудовищной войны, вся страшная эпопея разгрома царской армии, ее поражений и отступлений», — вспоминал Виктор [21]. Его фронтовые репортажи печатались тогда во всех российских газетах и журналах, часто попадали на страницы заграничных изданий. За самоотверженную работу по выносу раненых Виктор был награжден серебряной медалью «За храбрость» для ношения на груди на Георгиевской ленте. С войны он вернулся опытным фотокорреспондентом.
Позже Виктор вспоминал: «С ранних лет я изучал фотографию у своего отца, известного в дореволюционное время фотографа. Меня очень мало привлекала и даже тяготила съемка под стеклянной крышей павильона. Меня интересовала жизнь, ее события во всем их разнообразии» [30].
Виктор также снимал петроградские события 1917 года, в том числе расстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации 4 июля 1917 года (эта фотография была сделана с крыши того самого здания фотосалона Буллы на Невском, 54).
Кроме того, он получил широкую известность как кинематографист. Еще в 1909 году они совместно с братом Александром организовали товарищество «Аполлон» по производству документальных фильмов. За два года было снято около 40 картин, в том числе большие спортивные фильмы. В тот период Виктор Булла был одним из самых активных кинооператоров в стране. Наиболее известной кинокартиной товарищества «Аполлон» стал «Пробег на русском автомобиле СПб.–Рим–Неаполь–СПб.».
Обществу «Аполлон» принадлежал также лучший в городе кинотеатр The Royal Star, располагавшийся в Пассаже (Невский, 48). Потом «Аполлон» передал дела кинопредприятию «Продафильм», занимавшемуся экранизациями классической литературы. За один год было отснято более 20 игровых художественных короткометражек (экранизаций пьес и даже сказок) ([14]; [30]).
Старший сын Карла Карловича, Александр Булла (1881-1943?), учился на фотографа в Германии. По возвращении в Россию в 1909 году он стал помощником отца и специализировался на павильонной съемке. Он много работал в портретном жанре, а также снимал открытие памятников и помогал брату в съемке кинохроники.
После революции сыновья Карла Буллы продолжали заниматься фотографией и работали на советскую власть. Виктор Карлович стал, по сути, штатным фотографом Смольного, автором многочисленных портретов В. И. Ленина. Семейное фотоателье братьев Булла было национализировано и стало называться «фотографией Ленсовета», в начале 1930-х годов — «фотографией Президиума Ленинградоблисполкома» (Виктор Булла был директором до 1936 года). Эта фотография продолжала традиции, заложенные Карлом Буллой, однако к середине тридцатых ситуация резко изменилась. Власти и раньше относились к студии братьев с подозрением из-за немецких корней семьи. К тому же их отец, официальный фотограф царской семьи, находился в эмиграции и считался «бежавшим за границу», а в студии хранились «негативы и позитивы врагов народа и царской свиты» [30]. В период сталинских репрессий все эти факторы сыграли для братьев роль смертного приговора.
Началось с того, что в 1928 году был арестован Александр Булла. Его отправили в ссылку. По одним данным он скончался в лагерях на Беломорканале, по другим — вернулся к дочери в Москву с полностью подорванным здоровьем и вскоре умер (годы смерти в разных источниках указываются разные). Кстати, в воспоминаниях Д. С. Лихачёва «Беседы прошлых лет» в числе заключенных Соловецкого лагеря особого назначения упоминается Булла, фотограф, а в лагере — сторож на Мехзаводе (кличка «конкурент») [21].
Судьба Виктора Буллы тоже сложилась трагически. Первым страшным событием стала гибель дочери (есть сведения, что она утонула, когда он плавал на лодке в Разлив фотографировать ленинский шалаш [29]). После этого у него начались проблемы со здоровьем. А в 1938 году Виктор Булла был арестован как контрреволюционный элемент и шпион. Донёс на него коллега по фотоателье. Дочь Виктора Карловича Валентина Каминская помнит день обыска: «Тайная полиция пришла к нам в квартиру и вывернула все. Из всех шкафов выкинули стеклянные негативы. Многие из них были дореволюционными. Когда все лежало на полу, они в тяжелых сапогах исполняли какую-то дьявольскую пляску, уничтожая бесценные фотографии» [21]. Виктор Булла был осужден как «враг народа». На втором допросе он «сознался» в шпионаже в пользу Германии и был расстрелян в том же 1938 году (ранее считалось, что он умер от рака желудка в 1944 году). Сын Виктора, Юрий, тоже стал фотографом и работал фотокорреспондентом пионерской газеты «Ленинские искры». В 1941 году он погиб на ленинградском фронте.
Сотрудниками НКВД у семьи Буллы был конфискован результат их творческого труда: негативы, накопленные за десятилетия работы. Часть негативов была уничтожена при обыске. Многие фотографии уцелели лишь благодаря дальновидности Виктора. За три года до ареста он передал в Архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области 132683 негатива, сделанных им, его отцом и братом, а также другими фотографами.
После того как братьев репрессировали, семья Булла была предана забвению. На любые упоминания о ней был наложен полный запрет. И вплоть до 1980-х годов снимки «фотографического трио» печатались как анонимные или под фамилиями более удачливых коллег.
Дочь и внук Виктора Буллы, Валентина Викторовна и Андрей Леонович Каминские, жили в Ленинграде-Петербурге. По стечению обстоятельств Каминский стал не фотографом, а оперуполномоченным (полковник юстиции, заместитель начальника Главного следственного управления при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заслуженный юрист России). Информацию о своем прадеде и деде Каминский собирал по крупицам, в том числе в закрытых архивах спецслужб. Валентина Викторовна скончалась в 2005 году, Андрей Леонович — в 2009 году. Правнук Дмитрий Андреевич 2006 года рождения живет в Петербурге и является единственным потомком Буллы [28].
Грандиозное фотографическое наследие Карла Буллы и его сыновей — ценнейший пласт российской и мировой фотокультуры, уникальная летопись российской истории рубежа XIX и XX веков. Почти 200 тысяч негативов студии Карла Буллы хранятся сегодня в Государственном Эрмитаже, Российской национальной библиотеке и Государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Посещение музея Карла Буллы в Санкт-Петербурге: адрес, часы работы, цена билетов
Фотосалон имени Карла Буллы (Фонд исторической фотографии и музей Кала Буллы) находится по адресу Невский проспект, 54, около станции метро «Гостиный двор».
Часы работы музея и галереи: с 10:00 до 20:00, ежедневно (у фотосалона воскресенье и понедельник — выходные).
Стоимость входного билета составляет 50 рублей (студентам и пенсионерам — 25 рублей). Любительская фотосъемка музея и панорамы Невского проспекта — 100 рублей, профессиональная съемка — 1000 рублей.
Официальный сайт фонда Карла Буллы: bullafond.ru
Наш отзыв о посещении музея читайте тут.
Другие отзывы о посещении музея Карла Буллы можно прочитать тут.
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Булла, Карл Карлович, статья в Википедии
2. История фотосалона Карла Буллы на официальном сайте
3. Фонд Исторической Фотографии им. Карла Буллы, группа ВК
4. Fotoсфера - журнал о современной фотографии. Фотосалон Карла Буллы
5. Карл Карлович Булла на сайте photographer.ru
6. Классики фотоискусства: Карл Булла
7. Дом И. И. Шувалова - Дом Демидовых - Дом А. М. Ушакова на архитектурном сайте citywalls.ru
8. Карл Булла - Жизнь и творчество
10. Анна Сенникова . Карл Булла. Человек, запечатлевший век
11. Записки скучного человека - Карл Булла. Город и люди
12. Записки скучного человека - Карл Булла. Портреты
14. Фотограф Карл Булла и его сыновья. Интервью c В. Е. Эльбеком // История Петербурга. № 1 (29)/2006
15. Неформатный журнал - Невский 54. Фотографии этого участка Невского в разные эпохи
16. Карл Булла и сыновья: династия фоторепортеров
17. Жизнь и судьба Карла Буллы. Семья Карла Буллы
18. Гречук, Н.В. Петербург. Застывшие мгновения: история города в фотографиях Карла Буллы и его современников. - Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка, 2014
19. Великий Карл. Как провинциал из Пруссии стал королем фоторепортажа в России
20. Музей Российской Фотографии. Русская фотография. XIX век. Булла Карл Карлович
21. Музей Российской Фотографии. Русская фотография. XIX век. Булла Александр и Виктор (братья)
22. Виктор Карлович Булла, статья в Википедии
23. Империя Карла Буллы: История глазами фотографа
24. Карл Булла – отец русского фоторепортажа
25. Булла бросил бизнес ради эстонской фотостудии
26. Булла Карл Карлович. Краткая библиографическая справка
27. Последняя любовь Карла Буллы
28. О потомках Карла Буллы в Петербурге
31. Русские богатыри. Фотографии участников чемпионата по французской борьбе 1912
32. Невский проспект.Фото начала XX века
33. Санкт-Петербург на фотографиях Карла Буллы. Последние годы мастера
34. Туристический сайт острова Сааремаа
35. Tatjana Golowina. Карл Булла – отец российского фоторепортажа
36. Могила Карла Буллы в Эстонии
37. Санкт-Петербург на фотографиях Карла Буллы
40. Записки скучного человека. Санкт-Петербург Карла Буллы. Часть 2
25 июля 2016 в 20:46
Господа!
Вы публикуете материал с фантастическим количеством ошибок:
1. Булла никогда не был Фотографом Императорского Двора- он стал Фотографом Двора Великой Княгини Марии Павловны только в 1910.
2.Виктор Булла -был расстрелян 30 октября 1938
и т. д. и т.п.
1 августа 2016 в 9:54
Добрый день! Спасибо за комментарий.
По поводу Виктора Буллы — у нас указан лишь год расстрела, и именно 1938 год, так что тут всё верно. Советую читать материал внимательнее.
Что касается звания «фотограф Императорского Двора» («фотограф Министерства Императорского двора»), то эта информация взята из достаточно авторитетного источника:
http://museumart.ru/photo/collection/19/f_6dhqdg/f_6dnnzj/
А почётное звание Поставщика Двора Ея Императорского Высочества великой княгини Марии Павловны Карл Булла, если верить Википедии и вышеназванному источнику, получил в 1912 году.
Если Вы нашли в материале какие-то другие неточности, обязательно дайте знать, чтобы стало ясно, что стоит за «т. д. и т.п.». Статья основана на источниках, список которых приведен в конце. Зачастую источники противоречат друг другу, это факт. Мы старались везде отмечать такие случаи. К сожалению, биография Карла Буллы полна разночтений и даже загадок, о чем сказано в первых абзацах нашей заметки :) . Поэтому нередки ситуации, когда одной правды быть не может, приходится говорить лишь о версиях.
4 декабря 2016 в 11:50
Дорогие друзья!
Прекрасный материал!
Один «Список использованных источников» — многого стоит!
Наш сайт «Саровский краевед» представляет Общественное историческое объединение «Саровская Пустынь».
Известно, что К. К. Булла снимал «Саровские Торжества 1903 года» в Саровском монастыре, которые представлены в его одноимённом Альбоме. За этот Альбом Карл Карлович был удостоен высоких Благодарностей.
Посоветуйте, если можете, где и как можно получить сканы с этого Альбома!
Заранее благодарю, Алексей Александрович Демидов, г. Саров Нижегородской области
10 декабря 2016 в 12:52
Добрый день! Спасибо за приятные слова в адрес сайта. К сожалению, ответить на Ваш вопрос не сможем. Если появится информация, обязательно дадим знать. Удачи Вам!
19 февраля 2020 в 9:24
Уважаемые коллеги. У вас неверно подписана одна из фотографий К.Буллы.
Празднование 200-летия основания Санкт-Петербурга. Крестный ход на Петровской площади. 1903 г.
На фото Сенатская площадь, но никак не Петровская.