История усадьбы Репина «Пенаты»

Усадьба «Пенаты» расположена на Карельском перешейке, в дачном поселке Куоккала (ныне Репино) под Санкт-Петербургом. Во многом благодаря великому русскому художнику Илье Репину и другим представителям интеллигенции, в начале прошлого столетия этот небольшой дачный поселок стал центром общественной жизни. В предыдущей заметке мы посетили дом-музей И.Е. Репина и прогулялись по парку усадьбы «Пенаты», а также обсудили вопрос о том, как добраться до музея «Пенаты», сколько стоят входные билеты и т.п.

Усадьба Репина Пенаты

Поговорим теперь немного об истории музея-усадьбы «Пенаты». Рассказ будет проиллюстрирован старинными фотографиями, на которых запечатлена усадьба и ее обитатели, в том числе, разумеется, сам Илья Ефимович, в разные годы (большинство снимков позаимствовано из фотоальбома «Усадьба «Пенаты» в фотографиях, 1899-2011»).

Северное побережье Финского залива стало излюбленным местом отдыха петербуржцев с конца XIX века. Особую популярность приобрел этот район после открытия в 1870 году железной дороги между Петербургом и Выборгом.

Станция Куоккала по Финляндской железной дороге, 1900-е

С того времени на финском взморье охотно снимали дачи и приобретали дома многие известные художники, писатели, музыканты. Эта живописная местность притягивала интеллигенцию красотой северной природы, тишиной, морским воздухом, а также удобством железнодорожного сообщения с Петербургом.

Илья Репин на берегу Финского залива (начало 1900-х)

Финляндия, к территории которой тогда относилась Куоккала и соседние поселки, обладала известной степенью автономии в царской империи и привлекала творческих людей свободной интеллектуальной атмосферой «ближней заграницы» [5].

Рождение «Пенатов»

Начало дружбы Репина с этими местами относится к 1899 году (Репину тогда было 56 лет). Именно в это время была оформлена купчая на имя подруги (невенчанной жены) художника — Наталии Борисовны Нордман. Вот эта купчая, подтверждающая приобретение усадьбы у девицы Елены Репо, — уникальная документ с обозначением точной даты рождения усадьбы «Пенаты» (27 мая 1899 года по новому стилю).

Купчая, оформленная на имя Н. Б. Нордман (1899)

Дочь русского адмирала шведского происхождения и русской аристократки, Наталия Борисовна Нордман становилась собственницей земельного участка и располагавшихся на нем строений (первоначально там стоял небольшой одноэтажный дом). Оформивший сделку Репин осуществил мечту Наталии Нордман о самостоятельной жизни и обеспечил будущее этой небогатой женщины на случай своей смерти.

И.Е. Репин и Н.Б. Нордман в Третьяковской галерее (1908)

У забора при входе на участок прибили дощечку с надписью Villa Penates, а слева поместили табличку о том, что данное владение является «дачей Н. Б. Нордман» [5]. Чуть позднее соорудили полноценные деревянные ворота с калиткой.

Вход в только что обретенную усадьбу Villa Penates (открытка 1899-1900 гг.)

Наталия Борисовна Нордман (1863-1914), на имя которой Репин оформил усадьбу, была образованной современной женщиной, самостоятельной личностью, борцом за права женщин и вегетарианкой. Она много писала под литературным псевдонимом Северова.

Репин. Тирольская шапочка. Портрет Н.Б. Нордман-Северовой (1901)

Литературные произведения Нордман (в основном посвященные теме судьбы свободных женщин) отличались умеренными достоинствами, однако ее воспоминания, письма и статьи представляют немалый исторический интерес. Большинство ее творений выходили весьма скромными тиражами, и лишь «Поваренная книга для голодающих» шла нарасхват и выдержала четыре издания. В этой книге спутница Репина высказала ряд здоровых идей, выступив против ленивой барской жизни, общественных условностей и навязчивого гостеприимства с непременным перееданием и сопутствующим ему ожирением и вообще ущербом здоровью.

Репин. Портрет Н. Нордман-Северовой (1910)

Кроме того, Наталия Борисовна была замечательным фотографом. Она окончила специальные курсы и успешно участвовала в конкурсах фотографии.

Илья Репин на берегу Финского залива (начало 1900-х)

Благодаря фотоснимкам, сделанным спутницей Репина, мы можем получить представление о том, как протекала жизнь в «Пенатах» и в праздники, и в самые обычные дни. Нордман умела сделать снимок неожиданно и запечатлеть Репина в милых повседневных ситуациях, подчас даже в почти интимные моменты. Нордман не только сама увлекалась фотографией, но и научила снимать Репина, что помогало ему в работе.

Репин спускается с открытой веранды (начало 1900-х)

Сохранилось много фотографий Нордман, на которых можно разглядеть репинский дом, его интерьеры, а также парк с беседками. Все эти материалы очень пригодились при восстановлении сгоревшей усадьбы после войны. Также Нордман собирала всю литературу о Репине, составляла ценные альбомы с газетными вырезками.

Илья Репин на лыжах (начало 1900-х)

Итак, первоначально «Пенаты» были именно дачей Наталии Нордман. Вряд ли кто-то догадывался, что художник сам поселится в этой усадьбе и проведет там последние 30 лет своей жизни. Нордман же скончалась значительно раньше Репина: она умерла от туберкулеза в Швейцарии, когда ей был всего 51 год.

Члены просветительской кооперации, Нордман, Репин и Чуковский в Пенатах (1912)

Пенаты в римской мифологии — имена богов-хранителей домашнего очага, семейного благополучия (позднее данное слово стало нарицательным обозначением родного дома). Название было выбрано очень верно: усадьба в Куоккале действительно стала для Репина очень родным, дорогим местом. Художник не покинул «Пенаты» и после смерти: согласно его воле, Репин был похоронен в глубине им же созданного парка, а в доме открыли музей Репина.

Переезд из Петербурга и благоустройство усадьбы

Усадьба, купленная Репиным для подруги жизни, располагалась в Куоккале, на берегу Финского залива, в 45 км от Петербурга. Участок занимал около 2 гектаров и находился в запущенном состоянии.

Чтобы осушить и привести в порядок заброшенный участок, самые сырые места решено было углубить и превратить в пруды (всего было вырыто пять соединенных протоками прудов). Грунт же, доставаемый со дна, укладывался в горки и укреплялся валявшимися тут же валунами. За лопату нередко брался и сам Репин. В итоге вокруг усадьбы получился небольшой, но насыщенный «затеями» парк с живописными группами дикого камня, цветущими клумбами, мощеными дорожками, прудами, деревянными мостиками, скамейками, беседками, березами, елями и яблонями.

Репин с землекопами в саду усадьбы создает пруды (1899-1900)

Первое время Репин часто приезжал в «Пенаты», но жить оставался в Петербурге (в профессорской квартире Академии художеств). К тому времени художник уже приближался к шестидесятилетию и находился в зените славы. Он был очень знаменит по множеству портретов и таким картинам, как «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы». Кроме того, он был занят большим заказом: с помощью своих учеников из Академии художеств (Б.М. Кустодиева и И.С. Куликова) Репин писал огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета», ставшее одним из высочайших достижений русской живописи.

Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1903)

В начале 1903 года Репин показал на Передвижной выставке картину «Какой простор!», построенную исключительно на впечатлениях от пребывания в Куоккале. Восторг перед красотой и силой природы передавал ощущения самого художника в ту пору. Летом того же 1903 года Репин, закончивший работу над полотном «Торжественное заседание Государственного совета», окончательно переехал жить в Куоккалу из Петербурга, а картины переместились из мастерской в Академии художеств в маленький дом усадьбы (в Академии Репин еще продолжал профессорствовать до 1907 года). Перебравшись в «Пенаты», Репин жил здесь до конца жизни и не прекращал работать.

Репин. Какой простор! (1903)

В 1903 году у входа в усадьбу появились яркие расписные деревянные ворота с резной надписью «Пенаты». От ворот шла в глубину парка Березовая аллея, а справа находился репинский дом (см. план парка). Раскрашенные резные ворота с калиткой и названием усадьбы были выполнены по рисунку самого Репина [4]. После 1922 году художник слегка переделал дизайн ворот, но основой их рисунка по-прежнему остались узоры народной вышивки.

Резные ворота на входе в усадьбу Пенаты (фото 1904 года)

После переезда в загородную усадьбу Репин приступил к перестройке дома, чтобы сделать его максимально удобным для жизни и работы. Постепенно тесная и довольно темная одноэтажная дачка начала обрастать пристройками, балконами, верандами и превратилась в двухэтажный особнячок.

Крыльцо и фронтон с узором на южном фасаде доме Репина (фото 1904 года)

Для начала в 1904 году со стороны парка была пристроена зимняя веранда наподобие стеклянной пирамиды. Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов.

Зимняя веранда дома Репина (фото 1904 года)

Тогда же в «Пенатах» впервые побывали гости: 24 июля 1904 года по старому стилю Репину исполнилось 60 лет, и его навестил В.В. Стасов с племянницами.

В.В. Стасов с племянницами и экономкой в гостях у Репина (1904)

Летом 1904 года на аллее Пушкина фотографом К. К. Буллой были сделаны знаменитые снимки, запечатлевшие встречу в «Пенатах» В. В. Стасова и А. М. Горького (Стасов случайно встретил Буллу на вокзале и позвал с собой; впоследствии знаменитый фотограф часто бывал в «Пенатах»). Встреча положила начало знаменитым репинским «средам».

Горький, Стасов и Репин в Пенатах (1904)Горький, Стасов и Репин с Нордман в Пенатах на крыльце (1904)

Уде в начале XX века усадьба Репина «Пенаты» стала достопримечательностью этих мест. Кто только здесь не бывал! Писатели (Андреев, Куприн, Гарин-Михайловский), музыканты (Кюи, Глазунов, Асафьев), художники (друзья и ученики Репина). В 1910-е годы в «Пенатах» постоянно бывал Чуковский, ученые Бехтерев и Павлов. Список побывавших в усадьбе знаменитостей можно продолжать бесконечно.

В. Стасов, Л. Андреев, А. Горький и другие в гостях у Репина (1905)А. Горький, М. Андреева, Л. Яковлева, В. Стасов, И. Репин, Н. Нордман на зимней веранде (1905)

Гостеприимство и доброжелательность Репина, его любовь к музыке и литературе, интерес ко всему новому и талантливому — всё это привлекало в «Пенаты» лучших представителей русской интеллигенции начала XX века. Репинский дом посещали Маяковский, Шаляпин, Бунин, Есенин и многие другие.

Шаляпин в Пенатах (1914)

«Все побывали тут», — вспоминал впоследствии Репин.

Репин и И.П. Павлов в Пенатах (1924)

Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться. Был сооружен второй этаж с затейливыми скатами кровли, резными украшениями и стеклянной крышей над 2 мастерскими, пристроен кабинет, а над ним — просторный открытый балкон, примыкающий к мастерской. Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема.

Усадьба Репина Пенаты

Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, однако все помещения создавались по рабочей необходимости. Всё осуществлялось по замыслу и эскизам самого Репина и под его непосредственным наблюдением.

Южный фасад дома в Пенатах (1912)

Хотя рисунков с архитектурными эскизами не сохранилось, об их существовании известно по письму В.В. Стасова (1905), в котором упоминаются, в частности, такие «образчики архитектуры Репина», как «входные ворота с орнаментами» и «окно на фасаде» [1].

Усадьба Репина Пенаты

В оформлении дома были использованы мотивы народных узоров. В архитектуре жилища соединились мотивы древнерусского искусства и северного деревянного модерна. Необычность конструкции заключалась еще и в том, что дом почти на две трети был построен из стекла.

Усадьба Репина Пенаты в 1910 году

Застекленными были веранда и остроконечные башенки над ними, а также потолок на обоих этажах и даже крыша (художник стремился создать идеальное естественное освещение). Строительство было завершено в 1912 году.

Репин у цветущей яблони (ок. 1909)

Причудливый теремок казался привлекательным далеко не всем. Например, финские соседи Репина оценивали дом без восторга, считая здание «безобразнейшим на Перешейке», называя это нагромождение пристроек «продуктом странной фантазии» [8].

Усадьба Репина Пенаты в 1914 году

Почти всем постройкам и тропинкам на территории усадьбы были даны своеобразные названия (см. описание и план парка). Так, от дома шла засаженная елями «Аллея Пушкина», пересекавшая лужайку, получившую название «Площадь Гомера». Стоящую рядом на пригорке деревянную беседку стали именовать «Храмом Озириса и Изиды». В конце «Аллеи Пушкина» выстроили 12-метровую ажурную «Башенку Шехерезады», располагавшую смотровой площадкой с видом на залив. Горку, которая отделяла участок от соседнего поля, Репин назвал Чугуевской (Чугуевой) горой, в память о своей родине. Холм у ее подножия был излюбленным уголком художника, и именно здесь Репин завещал себя похоронить. Подробнее об усадебном парке «Пенатов» читайте тут.

Судьба усадьбы «Пенаты» после смерти Нордман и революции

В 1910 году, за четыре года до своей смерти, Наталия Нордман оформила завещание на усадьбу «Пенаты». В нем говорилось, что в случае ее смерти усадьба становится пожизненной собственностью Репина, а затем переходит к Императорской Академии художеств. После смерти художника Нордман определила устроить здесь музей, «домик Ильи Ефимовича Репина». Дом-музей должен был сохранить в своих комнатах отпечаток вкусов и привычек художника.

Илья Репин (1909)

В феврале 1914 года Репин посадил гражданскую жену на поезд: она уезжала лечиться в Швейцарию. Больше они уже не увиделись. Впрочем, как вспоминают современники, Репин расставался с Наталией Борисовной без особого сожаления: разрыв в их отношениях наметился уже давно. Их 15-летний брак, точнее «дружеское сожитие» (эмансипе Нордман всегда подчеркивала, что не является женой Репина [8]), не был безоблачным. Если в 1907-1910 годах совместная жизнь Репина и Нордман была гармоничной, то позже случались кризисы. Только ранняя кончина Наталии Борисовны остановила полный разрыв между ними.

Идеалы и увлечения Наталии Борисовны существенно повлияли на жизненный уклад в «Пенатах». В частности, она была сторонницей идеи раскрепощения прислуги, боролась за права обездоленных, устраивала народный театр, помогала сиротам, безработным, голодным, зачастую совершенно чужим людям. Прислуга «Пенатов» имела определенные часы работы (редкость для того времени); кроме того, договор предусматривал дополнительную плату за каждого посещающего дом гостя и за лишние часы работы.

Детский сад, организованный Нордман (1911)

В 1911 году Нордман организовала в поселке детский сад и сама постоянно занималась с детьми. Своих детей у них с Репиным не было (в год знакомства (1898), когда Репину было уже за 50, а Нордман — за 30, Наталья Борисовна забеременела, но родившаяся девочка скончалась в младенческом возрасте; впоследствии Нордман утверждала, что ма­теринство — это крест и отстаивала право женщин на самореализацию помимо материнства). Многие смеялись над этой непривлекательной и фанатичной женщиной, называя ее чудачкой, писали о неблаготворном влиянии Натальи Борисовны на Репина, упрекали, что ей было не по нраву «служить славе» гениального художника, припоминали ей пресловутые «котлеты из сена» (подробнее о ритуале вегетарианских обедов в «Пенатах» читайте тут).

Репин и Нордман на крыльце дома (1908-1909)

Друг и сосед Репина К. Чуковский написал о Наталии Борисовне: «Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из “Пенатов” — одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей — и удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных» [11]. В июне 1914 года Нордман умерла от туберкулеза. Приехавший в Швейцарию Репин уже не застал ее в живых.

После смерти Нордман в 1914 году Репин обнародовал завещание, которое вполне соответствовало и его желаниям. Кроме того, он внес на счет Академии художеств около 40 тысяч рублей на будущее содержание усадьбы (поскольку иначе Совет Академии просто не желал принимать этот дар). Решения Нордман он не изменил и позже, когда в конце 1917 года Финляндия получила независимость и в апреле 1918 года граница с советской Россией закрылась. Карельский перешеек, включая Куоккалу, стал зарубежным владением, и Репин таким образом, никуда не выезжая, оказался на территории соседнего государства.

В 1922 году к Репину в «Пенаты» переехала из Петрограда его старшая дочь Вера (от брака с первой женой Верой Алексеевной Шевцовой у художника было четверо детей). С этого времени она фактически стала хозяйкой усадьбы.

Семья И.Е. Репина в столовой (1924)

В 1924 году по случаю 80-летия Репина в Третьяковской галерее в Москве и в следующем году в Русском музее в Ленинграде были устроены масштабные выставки работ художника.

Открытие выставки И.Е. Репина по случаю его 80-летия в Русском музее (1925)И.Е. Репин и И.П. Павлов среди гостей в Пенатах на 80-летие художника (1924)

В эти дни Репина навестили его старые друзья: К. Чуковский, скульптор И. Гинцбург, академик И. Павлов. Большим событием стал приезд летом 1926 года делегации советских художников, которую возглавил ученик Репина И.И. Бродский.

И.Е. Репинг и И.И. Бродский (1926)

Несмотря на предложения вернуться на родину, художник не стал переезжать в советскую Россию. Он стал очень религиозен и негативно относился к новой власти, и на то были конкретные причины (например, почти одновременно с приездом советской делегации в другой усадьбе Репина — Здравнёво под Витебском — власти пытались раскулачить его младшую дочь, Татьяну, с семьей [4]). Финского гражданства Репин также не принял.

Делегация советских художников посещает Репина (1926)

Отрезанный от родины, художник по-прежнему много работал. В этот период Репин испытал новый творческий подъем и создал серию картин на евангельские темы.

Празднование 85-летия И.Е. Репина (1929)

Почувствовав себя ослабевшим, Репин исхлопотал разрешение быть похороненным в саду «Пенатов», на выбранном им самим месте.

И.Е. Репин в гробу на зимней веранде (1930)

Репин умер 29 сентября 1930 года. Ему было 86 лет. Работать он продолжал до последних минут.

Первый музей в «Пенатах»

После смерти Репина в усадьбе до 1939 года жили его сын Юрий и дочь Вера. Перед Зимней войной в ноябре 1939 года населению приграничных поселков было предложено эвакуироваться, и оба уехали в Хельсинки (Вера Ильинична умерла там в 1948-м, а психически больной Юрий покончил с собой в 1954 году; похоронены они на православном Ильинском кладбище в Хельсинки).

Советские войска тем временем стремительно вошли в опустевший поселок (согласно воспоминаниям очевидцев, когда военные оказались в доме Репина, печи были еще теплыми [1]). Поскольку хозяева уезжали в спешке, в жилище был беспорядок, и архив художника валялся на полу вместе с его личными вещами.

Когда о покинутой усадьбе сообщили в Ленинград, правительством было принято решение о том, чтобы возложить заботу о «Пенатах» и задачи учета и сохранения художественных ценностей на Всероссийскую академию художеств. Была сделана опись имущества (основные художественные ценности были найдены в доме сына художника, Юрия: это была его часть наследства). Картины и архив упаковали и сложили в отдельной комнате, дом опечатали. В дальнейшем охрану усадьбы обеспечивала местная военная часть, а в Академии художеств приняли решение об открытии в «Пенатах» музея.

Дом Репина в 1940 годуДом Репина в 1940 году

Музей открылся после ремонтных работ довольно скоро, 18 июня 1940 года, и сразу же приобрел огромную популярность (за первые два месяца работы его посетило более 40 тыс. человек).

Вход в музей-усадьбу Репина в 1940 году

Однако после начала Великой Отечественной войны летом 1941 года содержимое дома пришлось поспешно эвакуировать. Картины, рисунки, личные вещи Репина, костюмерная — всё это во время блокады хранилось в подвалах здания Академии художеств на Васильевском острове.

Дом Репина, как и дом его сына Юрия и беседки в парке, сгорели.

Реставрация «Пенатов» после войны и второе открытие музея

В 1948 году поселок Куоккала переименовали в Репино. Было принято решение о восстановлении усадьбы «Пенаты» и открытии тут мемориального музея Ильи Ефимовича.

Сломанные ворота в усадьбу Репина в 1944 годуРуины дома Репина в 1944 году

Обмеров дома не было, поэтому восстанавливали его по сохранившемуся фундаменту и старинным фотографиям. Реставрационные работы в «Пенатах» были начаты в 1955 году. Проект был подготовлен архитектором В. Шерстеневым в архитектурной мастерской Ленпроекта под руководством И. Капцюга.

Дом Репина в процессе реконструкции 1950-хВосстановленный дом Репина в 1960-1961

Эвакуированные сохраненные вещи и мебель вернулись на свои привычные места. Однако крупные вещи (такие как знаменитый круглый стол или «шаляпинский» диван) вывезти из «Пенатов» не удалось. Эти предметы обстановки нужно было каким-то образом восстанавливать.

Усадьба Репина Пенаты

Воссозданием внутреннего убранства репинского дома занимались сотрудники музея Академии художеств, которые использовали фотографии интерьеров и приобретали у частных лиц предметы мебели, аналогичные несохранившимся. Для этого в антикварных магазинах Ленинграда выставлялись фотографии предметов, которые требовались будущему музею. Задача облегчалась тем, что Репин был непритязателен в домашнем обиходе и мебель обычно не заказывал специально, а покупал в магазинах. Правда, иногда найти аналогичные предметы обстановки было трудно: например, чтобы найти письменный стол для кабинета пришлось пересмотреть более 20 вариантов, пока не удалось подобрать точно такой, как был у Репина.

Усадьба Репина Пенаты

Рояль фирмы Беккер (Becker) для гостиной «Пенатов» удалось найти благодаря счастливому случаю: это оказался не только близкий по номеру инструмент, но даже такой, на котором некогда играл Глазунов (известно, что именно он выбирал для Репина рояль). Владелицей рояля была ученица композитора.

Усадьба Репина Пенаты

Кроме того, часть вещей поступила в музей от дальних родственников Репина, у которых хранилась подлинная мебель из петербургской квартиры художника: инкрустированный восточный столик, нотная этажерка с автографом Репина и др. Предметы, которые приобрести не удалось, были воссозданы усилиями художников и архитекторов.

Усадьба Репина Пенаты

При воссоздании знаменитого обеденного стола с вращающейся серединой помогло то, что в архиве Русского музея обнаружили чертеж с описанием его конструкции. При восстановлении печей и каминов «Пенатов» были использованы фотографии, а также рисунки и картины Репина и других художников (например, известен портрет Репина кисти И.И. Бродского, на котором изображен большой желтый камин в мастерской усадьбы). Когда восстанавливали печь в столовой, в качестве образца использовали куски кафеля, подобранные в 1944 году на развалинах дома.

Усадьба Репина Пенаты

Ранее в «Пенатах» находились произведения учеников Репина, но они были утрачены во время войны. Вместо них были взяты картины тех же художников и того же периода. Так в усадьбе появились работы В.А. Серова, Б.М. Кустодиева, И.С. Куликова, И.И. Бродского, П.Ф. Петрова.

Усадьба Репина Пенаты

На территории усадьбы, помимо дома Репина, восстановили ворота, беседки («Храм Озириса и Изиды» и «Башенку Шехерезады»), а также артезианский колодец «Посейдон».

Усадьба Репина Пенаты

Восстановление дома Репина и всей усадьбы завершилось весной 1962 года. Торжественное открытие возрожденных «Пенатов» состоялось 24 июня 1962 года.

Открытие восстановленной усадьбы Репина (1962)Открытие восстановленной усадьбы Репина 24 июня 1962 года

Таким образом, музей в усадьбе «Пенаты» открывали дважды: в 1940-м и 1962 году. После реставрации музей вошел в структуру Научно-исследовательского музея Академии художеств.

Благодаря усилиям специалистов, сегодня в «Пенатах» почти всё (парк, дом и внутренний вид комнат) воссоздано таким, каким было в наиболее значительный и интересный период жизни Репина в «Пенатах»: в 1905-1912 годах. Всего в доме восстановлено 10 комнат. Ту часть дома, где раньше располагались кухня, ванная и другие подсобные посещения, отвели под гардероб и кабинеты научных сотрудников.

Описание и фотографии восстановленных комнат см. в разделе Экскурсия по дому-музею И.Е. Репина в «Пенатах».

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. «Пенаты»: музей-усадьба И. Е. Репина: путеводитель / [М. А. Карпенко и др.]. - Санкт-Петербург: Остров, 2012.

2. Усадьба «Пенаты» в фотографиях, 1899-2011 [фотоальбом] / Науч.-исслед. музей Рос. акад. художеств; [авт.-сост. Е. В. Кириллина]. - Санкт-Петербург: Лики России: Сохранение природы и культурного наследия, 2011.

3. Знаменитые музеи-усадьбы России / [сост. И. С. Ненарокомова]. - Москва : АСТ-Пресс, 2010.

4. Любовь Румянцева. Художник и его «Пенаты». Журнал «Русский мир.ru», №11, ноябрь 2012.

5. Е. Кириллина. У Репина в "Пенатах". Журнал «Наука и жизнь»/ №2, 2002

6. Татьяна Халина. Репин Илья Ефимович. Документальный фильм «Восторги над пропастью»

7. Пророкова С. Илья Репин. М.: Молодая гвардия, 1960.

8. Комовский В. Ф. Далекая и близкая, легендарная и реальная Куоккала. Репино, 2011.

9. Музей-усадьба И.Е. Репина Пенаты

10. Бранг Петер. Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней. — Пер. с нем. А.Бернольд и П. Бранга. — М.: Языки славянской культуры, 2006.

11. Чуковский К. Современники. М.: Мол. гвардия. 1967. (Жизнь замечательных людей)

12. Отрывок из воспоминаний Давида Бурлюка о «Пенатах»

13. Документальный фильм — Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» на интернет-телеканале «Искусство ТВ»

14. Пенаты (усадьба), статья в Википедии

15. Репин, Илья Ефимович, статья в Википедии

16. Игорь Губерман, Александр Окунь. Книга о вкусной и здоровой жизни. Эксмо, 2011.

17. Левенфиш Е. Г. и др. «Пенаты»: Музей-усадьба И. Е. Репина. Путеводитель. Л., 1980.

18. Первушина Е. В. Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции XVIII — начала XX века. — СПб.: Паритет, 2008.

19. Набор открыток «Пенаты»

20. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты», официальный сайт Академии художеств

21. Кириллина Е.В. 'Пенаты. Музей-усадьба И. Е. Репина' - Ленинград: Лениздат, 1981

22. Программа Екатерины Павловой "Спутницы великих. Наталья Нордман

23. О Наталье Нордман

24. Чукоккала Корнея Чуковского. М.: Искусство, 1979.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)