Музей художественного стекла ЦПКиО им. С. М. Кирова — один из самых молодых музеев Питера и пока еще не слишком известен, тем более что расположен в некотором отдалении от центра. Музей, между тем, интереснейший. Здесь понравится всем: и взрослым, и детям. В собрании — произведения Ленинградского завода художественного стекла, невероятно разнообразные, сделанные с большим мастерством, вкусом, фантазией, а иногда и с юмором! Настоятельно рекомендуем музей всем ценителям дизайна и декоративно-прикладного искусства — и особенно поклонникам ленинградской школы стеклоделия.
Кроме высокого уровня экспонатов, хочется отметить еще одно важное достоинство Музея художественного стекла: великолепно спроектированный интерьер и современное выставочное оборудование, в том числе продуманное освещение, наличие в залах пояснительных буклетов и сенсорных панелей с информацией для посетителей. А еще в музее работают очень доброжелательные, гостеприимные сотрудники.
Практическая информация о посещении Музея художественного стекла на Елагином острове в Петербурге (как добраться, часы работы, цена билетов и т.п.) приводится ниже.
Музей художественного стекла в Петербурге и его история
Музей художественного стекла на Елагином острове в Петербурге — филиал Елагиноостровского дворца-музея. Он занимает Оранжерейный корпус Елагиноостровского ансамбля и располагает уникальным собранием отечественного художественного стекла.
Основу музейного собрания составила знаменитая коллекция произведений Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС) — ведущего стекольного предприятия СССР, художественным руководителем которого с 1940 по 1953 год являлась В. И. Мухина.
В 1997 году славный завод был закрыт, и уникальная коллекция заводского музея, включающая около 7 тысяч предметов, могла попросту исчезнуть. Благодаря энтузиастам — главному художнику завода Н. М. Гончаровой и ее коллегам, а также сотрудникам КУГИ, КГИОП и Елагиноостровского дворца-музея, — богатое наследие удалось спасти. В 2000 году коллекцию передали на хранение в фонды Елагиноостровского дворца-музея ([1];[10]). На ее основе был создан единственный в Санкт-Петербурге Музей художественного стекла.
Для музея приспособили Оранжерейный корпус Елагиноостровского ансамбля. Предварительно здание основательно отреставрировали. Проект разработал «Санкт-Петербургский институт архитектуры» (преемник бывшего Ленинградского филиала ВНИИТАГ) и, в частности, его руководитель Олег Сергеевич Романов и архитекторы — З. А. Фролова, Т. Е. Яньшина и Н. Н. Никиткина [1]. Делу помогло то, что проектное бюро Романова уже имело большой опыт создания музейных экспозиций.
В 2005 году, когда они приступили к обустройству будущего музейного пространства, тут был настоящий лабиринт с десятками перегородок и грудами хлама. Как раз когда помещения приводили в порядок, возникла идея открыть здесь Музей стекла [31]. Музей был создан по заказу ЦПКиО им. Кирова при поддержке Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга.
О. С. Романов рассказывает: «Основная идея <...> сводилась к тому, чтобы не навредить архитектуре Росси. Мы ничего не меняли в гениальной планировке: все несущие стены остались на прежнем месте, посягнули разве что на временные перегородки, оставшиеся с советских времен» [31]. План музея (источник [31]):
Итак, архитекторы весьма деликатно отнеслись к историческому зданию, сохранив в экстерьере эстетику Росси и одновременно наполнив интерьеры новыми технологиями [31]. Специфика экспонатов определила требования к освещению и антуражу. В частности, для идеального показа фактуры художественного стекла лучше всего подошли светодиоды пятого поколения [30].
Работы были закончены к концу 2009 года. Официальное открытие Музея художественного стекла на Елагином острове состоялось в марте 2010 года [3].
Сегодня в выставочном пространстве музея, занимающем около 700 кв. м., представлено более 700 экспонатов [1]. В основном это художественные изделия из стекла и хрусталя, созданные мастерами Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС) с 1940 до начала 1990-х годов ([5];[40]). В целом же коллекция музея насчитывает свыше 8 тыс. экспонатов (к первоначальным 7 тысячам за последние годы прибавилась еще примерно тысяча предметов) ([40]; [42]).
Уникальная коллекция включает как произведения серийного и массового характера, так и авторские работы.
Как уже было сказано, музей оснащен по последнему слову техники: использовано самое современное выставочное оборудование, стильный дизайн, продуманное освещение и сенсорные панели, позволяющие получить информацию об истории стеклоделия, технологиях обработки стекла и ведущих представителях ленинградской школы.
Ежегодно фонд пополняется новыми произведениями. Постоянно ведется работа по развитию музея: сотрудничество с зарубежными музеями и известными современными художниками. В будущем планируется расширение выставочного пространства. Среди долгосрочных планов — создание при музее стеклодувной и гранильной мастерской [42].
Как устроен музей
В музее три зала: Белый, Центральный и Черный. Белый и Черный занимают длинные галереи Оранжерейного корпуса, а Центральный, как ясно из названия, — центральный объем (см. план музея).
Каждый зал отличается своей атмосферой, свой особой магией, и каждый имеет свое предназначение.
В Центральном и Черном залах размещается постоянная экспозиция работ художников и мастеров ЛЗХС, а Белый зал предназначен для проведения временных выставок, конференций, презентаций и мастер-классов по росписи стекла.
Подробная практическая информация о посещении музея (часы работы, цена билетов и проч.) приводится ниже.
Центральный зал: сад стеклянных наслаждений
В музейное пространство мы попадаем через портал, оригинально оформленный наподобие заводской печи, где при температуре 1200 – 2000 °C происходит варка стекла. Светящиеся красным экраны у входа символизируют огонь, с помощью которого получают этот уникальный материал.
Взгляд задерживается на вмонтированной в пол занятной витрине — коллаже их всевозможных стаканов, бокалов и рюмок, который приглашает нас в Центральный зал — квадратный в плане, имеющий площадь около 200 кв. м и высоту потолков более 7 метров [31].
Хорошо приходить в музей в солнечный день, когда пространство бывшей оранжереи пронизано светом и воздухом, а стеклянные шедевры в витринах певуче искрятся, отбрасывая вокруг миллиарды бликов. Восторг полный!
В соответствии с геометрией помещения потребовалось гармонично связать между собой «верх» и «низ», для чего были спроектированы люстры в виде вертикальных стеклянных форм. Они подхватывают стремление ввысь, начатое напольными витринами-колоннами.
Приятных эмоций добавляет уютная и тёплая (в буквальном смысле тоже — топят хорошо, даже слишком) атмосфера в самом зале.
Видимо, памятуя о парковом окружении здания, архитекторы-реставраторы решили оформить Центральный зал как своеобразную «зону отдыха».
Зал не похож за замкнутое выставочное пространство: через огромные оранжерейные двери и окна интерьер будто перетекает в парковый ландшафт Елагина острова. Обстановка тоже вполне парковая, располагающая к отдыху и тихому созерцанию (если кругом нет экскурсионных групп...).
Не случайно здесь поставлены белоснежные, типично парковые скамейки. А в качестве напольного покрытия сохранены оригинальные известняковые плиты — с природными сколами и прочими фактурными дефектами [31].
Присев на скамейку, можно, щурясь от яркого света, рассматривать удивительные произведения мастеров художественного стекла и слушать убаюкивающий плеск фонтана в центре зала.
Этот необычный фонтан, в котором стекло стремится подражать воде, был создан для Музея стекла художницей Ириной Суворовой [31] и стал неотъемлемым элементом интерьера.
Центральный зал музея разбит на несколько секций, в числе которых — две вводные исторические зоны.
Вводные зоны: горячий и холодный цех
В Центральном зале имеются две вводные зоны, где показаны традиционные приемы горячей и холодной обработки стекла. Интерьеры цехов воссозданы по старинным гравюрам XVII века [31]. Они словно бы выходят из плоскости стены, превращаясь в трехмерное изображение.
Первый вводный раздел, посвященный горячей выработке стекла, погружает нас в атмосферу стеклодувной мастерской. В правом углу «цеха» расположена горшковая печь, а рядом — инструменты для выдувных работ и отделки изделий: катальники, ножницы для отрезания горячей стекольной массы, щипцы, формы для выдувания и, конечно, стеклодувные трубки.
На таких трубках как раз и происходит набор горячего размягченного стекла в печи, после чего начинается процесс свободного выдувания либо выдувания в форму. Формование изделий ручным способом непосредственно у стекловаренной печи называется «гутным» способом. Это древнейшая стекольная технология. При гутной работе используют такие приемы, как выдувание (в форму и без форм), лепка, сплавление деталей, горячая отделка края, рифление, получение накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей и т. п.
В этом же уголке музея можно посмотреть фильм о работе стеклодувов, который позволяет наглядно познакомиться с процессом создания и методами обработки стекла. Суть мастерства стеклодува — в понимании того, сколько времени стекло может находиться в печи и в какой момент его следует вынимать. В зависимости от химического состава стекло по-разному ведет себя в процессе горячей выработки, так что выдувальщик ограничен технологическими рамками. Еще одним фактором мастерства служит умение бороться с силами тяжести. Именно поэтому трубка для выдувания должна постоянно вращаться в горизонтальном положении [6].
Мастер-выдувальщик Б. А. Еремин за работой, Ленинградский завод художественного стекла. Рисунок с натуры художника Г. С. Верейского ([2]):
В отдельной витрине можно увидеть компоненты для изготовления стекла и придания ему различных оттенков, а также палитры цветных стекол.
Очень красочную картину создают разложенные в другой витрине цветные дроты и дроты с филигранью. Вытягивание дротов, которые в дальнейшем используются для декорирования изделий, — одна из самых эффектных гутных техник. Стеклодув набирает на рабочий конец трубки порцию стекла, к заготовке прилепляется «понтия» (прут с горячим стеклянным наконечником), и затем два мастера постепенно отходят друг от друга, растягивая стекло. Это требует большого навыка, поскольку при вытягивании стекло имеет свойство утоньшаться в середине и, чтобы добиться определенной толщины, нужно тонко управлять скоростью растяжения и равномерностью температуры стекла по всей его длине. Мастера художественного стеклоделия также вытягивают витые дроты с нарядным, спирально переплетенным рисунком, для чего предварительно собранную из различных цветных стволиков заготовку медленно вращают при вытягивании в противоположные стороны [6].
В одной витрине с этими разноцветными заготовками демонстрируются прессы начала 1880-х и начала XX века; комплект тарелок (ЛЗХС, 1961) и эскиз, выполненный для одной из них художником А. А. Аствацатурьяном. Но главным украшением витрины являются чашка и ваза, созданные высококлассным ленинградским мастером Б. А. Ереминым (ЛЗХС, 1977; бесцветный хрусталь, цветная филигранная нить, свободное выдувание). Да-да, на Ленинградском заводе художественного стекла научились воспроизводить знаменитую венецианскую «филигранную» технику — декорирование изделий с помощью тонких стержней молочного или цветного стекла, которые вводятся в толщу стеклянной массы, образуя внутри стекла сложный симметричный рисунок [2].
В соседней витрине рассказывается о технологии моллирования — отливки стекла в огнеупорных формах. Этот способ применяется, в частности, для создания стеклянных скульптур. Для наглядности представлены образцы, подаренные музею кафедрой художественной керамики и стекла Художественно-промышленной академии имени А. И. Штиглица: гипсовая модель и стекольная форма по мотивам русских изразцов (автор Е. А. Потешкина, 2009) и четыре этапа моллирования (эскиз - модель из пластилина - гипсовая модель - стекольная форма) (автор Е. И. Сибирцева, 2009). Тут же демонстрируются историческая реплика дверной ручки начала XX века (автор С. И. Даренков, 2009) с ее восковой моделью (скульптор С. Намдыков) и фигурка «Пума» (автор — мастер анималистической пластики А. Э. Сылова; ЛЗХС, 1959).
Еще в одной витрине можно увидеть небольшие изделия Ленинградского завода художественного стекла, в их числе: сигаретница и пепельница (Л. Д. Смирнова, 1960-61); лекала для форм популярнейшего сервиза «Восточный мотив», а также стакан и розетка из этого сервиза (Ю. М. Бяков, 1984); эскизы и лекала к графину, рюмке, кувшину из сервиза «Мазурка» (Н. М. Гончарова); бараны и ягнята (Е. И. Алексеева-Батанова, 1962). Для разнообразия добавлены работы современных мастеров — дары Академии имени А. И. Штиглица (2009): три вазы (П. В. Подшивалова; Е. И. Сибирцева; М. А. Жемчужников) и фигурка «Птица» (Ван Яо Яо).
Наконец, в настенной витрине слева показаны образцы гутного стекла работы белорусского мастера В. П. Жохова, изготовленные на заводе «Неман» и подаренные музею автором.
Перед нами: десертный сервиз «Мария Стюарт» (1980-1990; стекло бесцветное и цветное, цветная крошка, молочная нить, выдувание в форму); мелкая пластика «Восточный базар» (1976; стекло, свободное выдувание) и блюдо «Флоренция» (1985; стекло цветное, цветная крошка, молочная нить, свободное выдувание).
Из работ ленинградского мастера Б. А. Еремина представлен сосуд «Медведь» (ЛЗХС, 1969; хрусталь бесцветный и цветной, стекло молочное, свободное выдувание).
С другой стороны зала находится второй исторический раздел — зона холодной выработки стекла, которая знакомит с наиболее характерными способами декорировки стекольных изделий в холодном виде.
К числу таких способов относятся гравировка, резьба, огранка (гранение), пескоструйная отделка, шлифовка, полировка, химическое травление, а также роспись по стеклу.
На верхних и нижних полках деревянной этажерки видим так называемое стекольное гладьё. В таком виде заготовки выходят из печи; далее мастер начинает работать с предметом. В центре этажерки — музейные экспонаты.
Изящный декор в виде гирлянд с бантами на старинных бокалах XIX выполнен в технике травления, а молочное стекло вазы покрыто росписью с фигуркой амура.
Рядом стоит стол гравёра: на станке производится гравировка стекла, то есть вышлифовывание на поверхности изделия неглубокого матового изображения вращающимся металлическим колесиком с абразивным материалом (источник фото: [2]).
При неподвижности оси колесика в пространстве приходится проделывать сложные движения самим обрабатываемым предметом, который удерживается и прижимается к колесику обеими руками мастера [2]. Гравирование позволяет наносить на стекло разнообразные орнаменты (листья, цветы, птицы) и более сложные рисунки (пейзажи, портреты, сюжетные композиции). Набор абразивных кругов различного диаметра представлен рядом со столом. В шкафчике справа показаны этапы гравировки стопы и стакана, а также готовые изделия.
В настенной витрине демонстрируется процесс росписи стекольных изделий. С древности стеклянные вазы, чаши, кубки, блюда и т.п. украшались росписью, которая делалась золотом или эмалевыми (силикатными) красками с использованием скипидара. Предварительно создаётся эскиз, делаются пробники, затем с кальки-картона рисунок аккуратно переносится на стекло. Петербургское стеклоделие с XVIII века ориентировалось на западноевропейскую моду, и по сей день студентов Художественно-промышленной академии имени А. И. Штиглица обучают росписи на изделиях европейских мастеров.
Помимо образцов недекорированного стекла (гладья), в нижней части витрины мы видим материалы для росписи: эмалевые краски по стеклу, скипидар, кисти, мастихин, палитру, пробники. Далее выставлены дары кафедры художественной керамики и стекла Академии имени А. И. Штиглица. В верхнем ряду — тарелки с росписью по мотивам германских гравюр XVI-XVII века (Е. С. Чекалина; А. А. Костриков, 2009) (1 и 2). Ниже — пивной стакан (историческая реплика) и стакан с росписью по мотивам германских гравюр XVI-XVII вв. (Д. С. Рыбакова, 2009) (3 и 4); стакан с орнаментальной росписью (историческая реплика) (А. А. Фаренбрух, 2007) (5). Весьма колоритно смотрятся реплики традиционного немецкого сосуда XVI-XVII века под названием Humpen (Н. Ю. Третьяков , 2007) (6) и пивной кружки (А. А. Машкова, 2006) (7).
В напольных витринах демонстрируются витражи. Искусство украшать храмы, а позднее дворцы и частные дома красочными цветными стеклами зародилось в Средневековье. В Петербурге расцвет этого вида искусства пришелся на рубеж XIX-XX веков, когда витражные композиции появились в интерьерах храмов, особняков, банков и вокзалов. Эта старинная техника включает создание эскиза-картона в натуральную величину изделия, подбор специально окрашенных стекол, сбор витража и пайку с помощью свинцовой протяжки.
Авторизованные копии западноевропейских витражей XV-XVII веков переданы музею в дар кафедрой художественной керамики и стекла Академии имени А. И. Штиглица. Рядом с каждым витражным стеклом помещены проекты витражей, созданные студентами кафедры (2009).
О создании витражей также можно получить представление на примере работы художника Сергея Хвалова, выполненной для Ново-Михайловского дворца в Петербурге (2002; дар автора): в музее демонстрируется собственно элемент витража, шаблон для сборки витража, образцы витражных стекол и свинцовые протяжки.
Наконец, в этом же разделе посетители могут узнать о мозаике — древнейшем виде декорировки интерьеров и экстерьеров. На смену натуральному камню во времена Древнего Рима пришла мозаика из цветного непрозрачного (глушеного) стекла. Производство мозаик охватило всю Римскую империю. Затем Византия с ее тягой к роскоши и сказочности храмов приняла от Рима и развила мозаичное искусство. Храмы Руси тоже оделись в мозаичные узоры. В XIX веке с помощью итальянских мастеров в Императорской Академии художеств была открыта мозаичная мастерская, существующая и сегодня. Современные мозаичисты создают произведения искусства для общественных зданий, восстанавливают мозаичное убранство таких храмов, как Спас на Крови, а также работают над оформлением станций Санкт-Петербургского метрополитена.
Автором многих таких монументальных произведений является художник А. К. Быстров. В качестве примера его творений в музее демонстрируется фрагмент мозаики для станции метро «Звенигородская» (2009).
В отдельном ящике можно увидеть образцы цветной смальты, так называемые «блины» (глушеное стекло). Рядом — бревна, на которых с помощью специального молотка их колют по заданному размеру.
Перейдем теперь к самому интересному в музее — готовым художественным изделиям.
Центральная часть музея — «Зал Мастеров»
Сердцем Центрального зала является «Зал Мастеров» — зона, где выставлены произведения мэтров отечественного художественного стекла.
В витринах — знаковые экспонаты, изготовленные на Ленинградском заводе художественного стекла, в том числе работы таких известных художников, как Вера Мухина, Юрий Мунтян и Наталья Гончарова.
Всемирно известный советский скульптор Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) была, как мы помним, художественным руководителем ЛЗХС с 1940 по 1953 год. Именно ей и ее сподвижникам мы обязаны возрождением отечественного художественного стекла. Мухинские вазы мы сможем посмотреть в соседнем Черном зале, а здесь, в Центральном зале, стоит полюбоваться необыкновенной стеклянной скульптурой В. И. Мухиной «Торс» («Торс девушки») (1949; стекло, моллирование).
Эта выразительная фигура обнаженной девушки, выполненная в античных традициях, эффектно светится, переливается, играет всеми гранями и притягивает взгляд своей объемной просвечивающей массой.
Мухина заинтересовалась художественными возможностями стекла еще в конце 1920-х годов. Во время работы над мраморным торсом ей в голову пришла идея повторения этой фигуры из прозрачного материала, хотя бы изо льда [44]. (Говорят, моделью служила актриса Толубеева, знакомая Мухиной еще с юности [16]).
Давнюю мечту о создании прозрачного торса Мухиной удалось осуществить только в конце 1940-х годов.
Скульптура из стекла, тем более прозрачного, — довольно необычный жанр даже для современного зрителя, а в то время это было настоящей новацией. Опыты по изготовлению объемных произведений из матового стекла проводились и раньше, но В. И. Мухина понимала, что в таком виде пластические работы мало отличаются от каменной скульптуры, и решила поэкспериментировать именно с прозрачным стеклом. Ее не смущало господствующее мнение, что из-за просвечивания стекла в скульптуре невозможно будет достигнуть ощущения объемности, что прозрачность стеклянного материала будто бы нарушит пластику вещи, а блестящая поверхность исказит, уничтожит форму [44]. Хотя Вера Игнатьевна и тревожилась, что «все задние формы будут сквозить через объем материала, будут восприниматься спереди» [16].
Первые эксперименты Мухиной в этом направлении позволили разработать технологию изготовления литых стеклянных скульптур и убедиться, что прозрачность стекла вовсе не мешает восприятию произведений, не только не мешала ясности очертаний торса, но как бы усиливала его монолитность. Напротив, оно создаёт неподражаемо полное ощущение объемности, монолитности и полноты [44]. Когда технология моллирования (отливки) стеклянной скульптуры была отработана, можно было переходить к собственно художественным задачам. И тогда В. Мухина создаёт скульптуры, предназначенные специально для моллирования в стекле («Торс», а также «Скорбь» или «Сидящая девушка») [24].
Стеклянный «Торс» считается венцом творчества Мухиной в области стеклянной скульптуры. Это настоящий гимн красоте женского тела. Вещь отличается плавными текучими линиями и наполнена удивительной певучей гармонией, выразительностью и поэтичностью [24]. Наполненные объемы пронизаны светом, словно согреты им. Лишенная резких граней переливчатая фигура кажется обкатанной морскими волнами [16].
Монументальное парадное искусство советской эпохи представлено в этом зале вазой Юрия Мунтяна «Ленинградская» (1958; стекло бесцветное и цветное, хрусталь бесцветный, алмазная грань, пескоструйная обработка). В своем творчестве Ю. А. Мунтян (р. 1921) продолжил зародившуюся ещё в петровскую эпоху традицию выпускать специальные декоративные изделия в честь крупных исторических событий. В частности, художником были созданы вазы, посвященные 250-летию Ленинграда и освоению космоса. Он вообще часто создавал предметы общественного интерьера. Многие его изделия из хрусталя и цветного стекла посвящены достопримечательностям Северной столицы.
Перед нами — как раз одна из тех монументальных ваз, что были созданы Мунтяном к 250-летнему юбилею города на Неве. Этот шедевр из синего и прозрачного хрусталя имеет высоту 1 метр 25 см и украшен изображениями важнейший архитектурных памятников Ленинграда. Для нанесения орнамента использована техника пескоструйного декорирования — обработка стекла воздушнопесчанной струёй высокого давления. Твердые кварцевые крупинки, летящие с большой скоростью, разрушают стекло и образуют на его поверхности матовый рельефный слой. Данный метод дает возможность, пользуясь трафаретами, получать самые разнообразные рисунки. Нанесение рисунка на поверхность стекла с помощью пескоструйного аппарата получило особую популярность в XX- XXI веке.
Также в декоре вазы использован прием «алмазная грань», который заключается в том, что поверхность стеклянного изделия покрывается рядом небольших выступов, обработанных наподобие драгоценных камней. Для такой резьбы используют вращающееся абразивное или металлическое колесо (источник фото: [2]).
Рядом выставлены композиции Акнуния Аствацатурьяна «Полет» (1972) и «Восход» (1981). В своих стеклянных произведениях А. А. Аствацатурьян (1925-2010) нередко отражал такие темы, как романтика освоения космоса и мощь техногенного века. Как и другие советские художники стекла, он активно откликался на события современности.
При этом Аствацатурьян не боялся экспериментировать: например, склеивал бесцветный и цветной хрусталь. Метод склейки как раз использован в работе «Полет» (хрусталь бесцветный и цветной, широкая грань, склейка). Другое важное направление в работе А. А. Аствацатурьяна — сувенирные произведения, посвященные архитектуре и достопримечательностям Ленинграда (например, фужеры «Виды Ленинграда», бокалы «Московский проспект» и «Летний сад»). С 1975 по 1985 годы Аствацатурьяна был главным художником ЛЗХС.
Работа Натальи Гончаровой «Гололед» (1984; хрусталь, свободное выдувание, алмазная грань, налепы) — чарующий образ потоков талой весенней воды, воплощенный в звонком хрустале. Н. М. Гончарова была главным художником ЛЗХС с 1986 по 1997 год, а затем перешла в ряды свободных художников. В 2001 году вместе с С. Хваловым Гончарова организовала персональную творческую мастерскую «Витраж и живопись на стекле».
Необычной геометрией, сложными фактурми и пульсирующим цветом привлекает внимание композиция Юрия Бякова «Размышление» (1976; хрусталь бесцветный и цветной, прессование в графитовую форму, выдувание, пескоструйная обработка). В этой работе проявилась такая особенность ленинградской прикладной школы, как тяготение к архитектурному мышлению, чистоте и ясности формы. Композиция носит скорее скульптурный характер. Она пронизана современными ритмами, в ней много света, воздуха, бодрящей энергии [35].
Ю. М. Бяков (1938-2000) с 1965 по 1997 год был заместителем главного художника ЛЗХС. Некоторые его работы — как уникальные авторские произведения, так и образцы для массового производства (знаменитый сервиз «Восточный») — мы еще сможем увидеть в Черном зале.
Целая эпоха в истории ленинградской школы художественного стекла связана с творчеством Бориса Александровича Смирнова (1903-1986). Этот разносторонний человек — художник, дизайнер, архитектор, фотограф — создал произведения, определившие стилистическое направление советского художественного стекла в 1950-1960-е годы, и воспитал не одно поколение художников [44]. После смерти В. И. Мухиной Б. А. Смирнов фактически возглавил ленинградскую школу художественного стекла.
Неповторимые работы Смирнова, удивляющие разнообразием, неисчерпаемой фантазией, а иногда и юмором, мы еще увидим в Черном зале, а сейчас перед нами — превосходная серия спортивных кубков Б. А. Смирнова: три хрустальных кубка «Бегуны» (1968-1969) и кубок «Велосипедисты» (1968; хрусталь, гравировка, налепы).
В обработке первых двух кубков «Бегуны» использована алмазная грань и гравировка, третьего — цветная филигранная нить и гравировка. Декорирование стеклянных изделий гравировкой приобрело в то время особую популярность. Это позволяло получать на хрустальных изделиях тонкие, сюжетно разнообразные изображения [7]. Особенно интересен кубок Б. А. Смирнова «Велосипедисты». Рисунок, размещенный на двух прозрачных стенках формы, подчеркивает беспрерывность движения, а в его эскизности как бы запечатлена стремительность бега.
В композиции Натальи Тихомировой «Мираж» (1979; хрусталь бесцветный и цветной, пескоструйная обработка) перед нами встают загадочные космические образы. Гравировка хрусталя с помощью пескоструя позволила добиться тончайших переходов от прозрачного к глубокому матовому тону. Творчество Н. Б. Тихомировой было связано с поисками новых пластических форм, и в Черном зале мы еще увидим ее работы, проникнутые интересом к фантастике и космическим мотивам.
Напоследок полюбуемся работой Адольфа Остроумова «Зимний сад» (1980, хрусталь, свободное выдувание, налепы, пескоструйная обработка). С помощью матового стекла художнику удалось — скорее на уровне ассоциации, а не прямого изображения — передать ощущение заиндевевших, укрытых мягким снежным покровом деревьев или скульптур.
Придумывая произведения из стекла, А. М. Остроумов (1934-2013) стремился к поиску «чистой формы», делал упор на выразительности гладких, лишенных декора поверхностей. Его композиции устойчивы, четко построены, архитектоничны [7]. Такой подход проявился и в замечательной скульптуре «Галатея», которую мы увидим, перейдя в Черный зал.
♦♦♦♦♦♦♦
См. также:
- Музей стекла на Елагином острове в Петербурге. Часть 2: Черный зал
♦♦♦♦♦♦♦
Посещение Музея стекла в Петербурге: часы работы, цена билетов, как добраться
Музей художественного стекла является филиалом Елагиноостровского дворца – музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII - начала XX века. Он занимает Оранжерейный корпус Елагиноостровского ансамбля. Адрес музея: Елагин остров, 4.
Посмотреть расположение Музея художественного стекла на карте Санкт-Петербурга можно тут.
Ближайшая станция метро — «Крестовский остров». От метро нужно пройти пешком по парку до музея примерно 10-15 минут (сначала идите до моста, ведущего в парк на Елагином острове, а далее — по парку, следуя указателям). Вход в парк на Елагином острове по будним дням бесплатный; в выходные и праздничные дни — 70 рублей для взрослых (для учащихся, школьников, студентов — 30 рублей; пенсионерам бесплатно).
Режим работы Музея художественного стекла на Елагином острове: Музей художественного стекла открыт ежедневно с 10:00 до 18:30, кроме среды и понедельника (в предпраздничные дни — до 17:30). Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея. Санитарный день — последний вторник каждого месяца.
Экспозиция занимает три зала: Центральный, Черный и Белый залы. Два первых зала отведены под постоянную экспозицию. В Белом зале каждую среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье проводятся мастер-классы по росписи стекла (по предварительной записи; тел.: (812) 430-11-31, 430-00-41). Также в Белом зале регулярно проходят интересные выставки стекла.
Стоимость входных билетов в Музей художественного стекла: взрослый билет стоит 100 рублей; билет для студентов, школьников и пенсионеров — 75 рублей. Также можно приобрести единый билет в Елагиноостровский дворец-музей, Музей художественного стекла и Выставочные залы Конюшенного корпуса (для взрослых стоимость составляет 260 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров — 160 рублей).
Фотографировать в Музее стекла можно, причем совершенно бесплатно (внимание: разрешена только фотосъемка без вспышки).
В Музее художественного стекла работает магазин сувениров, где можно приобрести изделия современных мастеров, в том числе сувенирные магниты из стекла (от 200 рублей).
Официальный сайт музея: elaginpark.org
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Официальный сайт Музея художественного стекла на Елагином острове в Петербурге
2. Качалов Н.Н. Стекло. – М.: Издательство АН СССР. 1959. Богатейшая информация по истории зарождения и развития стекловарения и искусства стеклоделия.
3. Власова Е. А. Статья для буклета «Музей художественного стекла».
4. Культурное наследие Российской Федерации: Императорские дворцы
5. Василенко Н. Музей застывшего волшебства. Газета «Стрела», 7 / 799.
6. Моисеев Н. И. Технологические аспекты создания произведений из стекла, исполненных гутным способом.
8. Художник Мунтян Юрий Афанасьевич
9. Возрождение Музея стекла успешно идет в Петербурге
11. Художник Акнуний Аствацатурьян
12. Работы художника Николая Тырсы в Музее стекла в Петербурге
13. Отзыв об экскурсии в Музей художественного стекла.
14. Художник Успенский Алексей Александрович
15. Художник Яновская Екатерина Васильевна
17. Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС)
18. Художник Борис Александрович Смирнов (1903-1986)
19. Грани творчества Бориса Смирнова (к 110-летию со дня рождения)
20. Художник Смирнов Борис Александрович, подробная биография
21. Авторские работы в Музее стекла
22. Художник Бяков Юрий Михайлович
23. Каталог изделий ЛЗХС за 1977 год
24. Работы В. Мухиной в стекле
25. Кривцова О. Вера Игнатьевна Мухина, монументальный пропагандист
27. Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство XX века.
28. Художник Юрген Лейда Оскаровна
29. Музей художественного стекла, фотографии и анонсы
32. Ильин, Сергей. В Елагиноостровском дворце откроется музей стекла // Невское время : информационно-аналитическая газета. - 2008. - 24 апр.
33. Стеклянный городок - Ленинградский завод художественного стекла на архитектурном сайте citywalls.ru
34. Художник Борис Александрович Смирнов, фотографии
35. «Мир неведомый» Ю. Бякова в Елагиноостровском дворце
36. Художник Тырса Николай Андреевич
37. Художник Остроумов Адольф Михайлович
38. Музей художественного стекла в Петербурге, фотогалерея
39. Русское художественное стекло: история
40. Музей стекла. История коллекции
42. Воздух оттепели. Санкт-Петербургские ведомости, выпуск № 047 от 19.03.2010