Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»: в гостях у художника

«Пенатами» называется дом-усадьба Ильи Ефимовича Репина, расположенная недалеко от Петербурга. Сегодня эта воссозданная усадьба является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. Сюда можно съездить и из города, ну а если вы отдыхаете в одном из многочисленных пансионатов поселка Репино, то посетить «Пенаты» сам бог велел: как ни крути это главная местная достопримечательность. Осмотр музея можно совместить с приятной прогулкой по Финскому заливу.

Усадьба Репина Пенаты

Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). В этом музее вы не увидите самых известных картин живописца; ценность его в другом: уютный, с любовью восстановленный дом Репина погружает нас в мир прошлого, рассказывает о личности художника, его образе жизни и творческой индивидуальности, о его друзьях и семье. Такие музеи хороши именно тем, что позволяют познакомиться с великими в домашней обстановке, вроде как зайти к ним в гости, почувствовать атмосферу загородной жизни творческой интеллигенции. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.

Как добраться до музея-усадьбы «Пенаты». Часы работы музея и порядок его посещения

Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Репино, Приморское шоссе, д. 411. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе № 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Также можно добраться на маршрутках № 305 (от станции метро «Старая Деревня»), №400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), № 680 (от метро «Проспект Просвещения»). От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе).

Усадьба Репина Пенаты

Часы работы: Музей «Пенаты» открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника и вторника с 10:30 до 17:00 (зимой, с 15 сентября по 15 мая, — до 16:00). Парк открыт до 20:00.

Усадьба Репина Пенаты

Прогуляться по усадебному парку с разнообразными беседками и могилой И.Е. Репина любой желающий может бесплатно. Что же касается дома-музея Репина, то для его осмотра необходимо приобрести билет. Стоимость входного билета для российских граждан составляет 100 рублей (для иностранных туристов — 300 рублей); билет для российских школьников, студентов и пенсионеров стоит 30 рублей. Внимание: с 2015 года стоимость входного билета для граждан РФ увеличена до 200 рублей.

Усадьба Репина ПенатыУсадьба Репина Пенаты

Перед входом в музей необходимо надеть войлочные тапки. Имеется гардероб. Фотографировать внутри дома-музея Репина запрещено; видеосъемка также не допускается.

Усадьба Репина Пенаты

Посещение дома-музея Репина — только с экскурсией. Сам текст экскурсии записан на магнитофон, и запись включается в соответствующих комнатах музея (имеются экскурсии на разных языках). Смотрительницы лишь обозначают указкой предметы, о которых идет речь.

В завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4,5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. После просмотра хроники можно задать интересующие вас вопросы сотрудникам музея.

В музее хранится 1099 экспонатов, в том числе 309 живописных работ (включая более сотни подлинных произведений самого Репина), 217 рисунков, 579 мемориальных предметов. Фондом ЮНЕСКО музею-усадьбе «Пенаты» присвоен статус «Объект Всемирного наследия».

«Пенаты» — весьма популярный музей. Его ежегодно посещает около 40 тысяч человек.

Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.

В гостях у Репина: экскурсия по дому-музею в «Пенатах»

Экспозиционные залы

Осмотр музея начинается с трех комнат (экспозиционных залов), которые сохранили старую планировку, однако их внутреннее убранство не восстановлено. Сегодня здесь представлены документальные материалы, посвященные жизни и творчеству Репина.

Репин. Крестный ход в Курской губернии (1880—1883)

Вывешенные репродукции позволяют проследить весь творческий путь художника, начиная от картины «Воскрешение дочери Иаира», за которую он получил большую золотую медаль в Академии художеств, и вспомнить самые значительные его произведения, такие как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы», «Отказ от исповеди», «Заседание Государственного совета».

Репин. «17 октября 1905 года» (1907-1911)

В этих первых залах дома-музея мы узнаём о становлении Репина как художника. Еще во время учебы в Академии художеств он стал последователем И.Н. Крамского, под руководством которого возникло творческое объединение Товарищество передвижных художественных выставок. Репин стал членом объединения в 1874 году, и его произведения всегда были в центре внимания на Передвижных выставках.

Передвижники (1886 год)

Репин плодотворно работал в жанре исторических и бытовых сцен, а также проявил себя великолепным портретистом. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л.Н. Толстого, М.П. Мусоргского, В.И. Сурикова, В.В. Стасова, А.К. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей...) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. В этом, очевидно, и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов.

Остальную часть дома-музея составляют восстановленные мемориальные комнаты: прихожая, кабинет, гостиная, столовая и мастерские Репина. Ниже приводится план дома-музея И.Е. Репина в «Пенатах»:

Усадьба Репина Пенаты

Прихожая

Прихожая репинского дома представляет собой небольшое светлое помещение с южным окном «летучая мышь».

Прием гостей у Репина был необычным. Приезжавшие посетители, войдя в прихожую, вместо горничной или швейцара, видели большой плакат «Самопомощь. Снимайте пальто и калоши сами. Открывайте дверь в столовую сами. Бейте весело и крепче в там-там!» Этот медный гонг, стоящий у окна на бамбуковой подставке, гражданская жена художника Наталия Нордман специально выписала в 1909 году из Парижа, чтобы гости могли оповещать хозяев о своем приезде.

Усадьба Репина Пенаты

Самопомощь стала девизом репинского дома: прислуживание кому бы то ни было считалось недопустимым. Как вспоминал К. Чуковский, Репин «ненавидел, чтобы ему угождали, и горе было тому человеку, кто пытался поддержать ему пальто!» [1]

По средам от 3 часов дня к Репину и Нордман мог прийти любой человек, пусть даже и незнакомый. В доме хранились личные адмиральские флаги отца Наталии Борисовны, и поддерживались порядки, напоминающие морские. Поэтому сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. В ней же Репин изображен скульптором Манизером на бюсте, установленном в центре поселка Репино и на родине художника в Чугуеве.

И. Е. Репин, фотография 1899 года

У окна в прихожей стоит деревянный сундук, который Репин в 1920-х годах подарил своей прислуге Мине Лаутанен по случаю ее свадьбы. Старый сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» в 1962 году. Подробнее об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.

Усадьба Репина Пенаты

Напротив дверей под зеркалом находится ящик, покрытый шерстяной скатертью. На ящике — кожаный саквояж, который верно служил Репину во время путешествий (в саквояже хранились все необходимые для художника принадлежности). В углу можно увидеть простые самодельные трости и заступ, которым Илья Ефимович работал в парке. Репин любил физический труд, и на многих сделанных в «Пенатах» фотографиях мы видим художника за работой: он то копает пруд, то подметает листья.

Репин у будущего пруда (1899)

У зеркала в прихожей помещена большая фотография, сделанная  20 июля 1912 года (по старому стилю), в день именин художника. На фотографии — И.Е. Репин и Н.Б. Нордман с гостями на ступенях лестницы, ведущей к беседке «Шехерезада».

И.Е. Репин и Н.Б. Нордман с гостями (1912)

На плакате «Самопомощь» написано: «Сами открывайте дверь в столовую». Дело в том, что соседняя комната (ныне экспозиционный зал, из которого посетители и осматривают прихожую) раньше была малой столовой, где хозяева «Пенатов» обедали во все дни, кроме среды.

Кабинет

Кабинет — наиболее поздняя пристройка к дому Репина в «Пенатах». Она была сделана в 1912 году, когда художник почувствовал необходимость подвести итоги прожитых лет. В поздние годы Репин стал многое вспоминать и часто рассказывал гостям о тех или иных эпизодах своей жизни. Слушать его было очень увлекательно, и все горячо уговаривали Репина заняться составлением мемуаров.

Усадьба Репина Пенаты

С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. А когда в 1910-х годах Репин подружился с жившим по соседству К. Чуковским, то его работа над мемуарами приобрела более упорядоченный, систематический вид. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Первое ее издание вышло только в 1937 году. В этих воспоминаниях Репин ярко и живо рассказывает о своем детстве, учебе в Академии художеств, своих друзьях.

Репин в кабинете (1912)

Кабинет Репина имеет выступающую полукругом стеклянную стену и всегда наполнен светом. Центральное место в помещении отведено большому письменному столу. Кроме личных вещей Репина, на столе можно увидеть отрывки из рукописи его мемуаров.

Усадьба Репина Пенаты

В кабинете Репин проводил ранние утренние и вечерние часы; читал, отвечал на многочисленные письма. Писать письма художник очень любил и превосходно это делал. К. Чуковский впоследствии вспоминал, что «письма к друзьям были его излюбленным жанром, главным образом письма к художникам, артистам, ученым. Они исчисляются тысячами» [1]. Значительная часть этого литературного наследия (переписка с В.В. Стасовым, Л.Н. Толстым, И.Н. Крамским и другими) опубликована.

Репин, Портрет Леонида Андреева (1904)

О дружеских отношениях Репина с представителями интеллигенции свидетельствуют не только письма, но и книги, полученные от авторов (например, в книжном шкафу в переходе в гостиную можно увидеть книги с автографами А.П. Чехова, И.А. Бунина, Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева, Д.И. Менделеева и других). Вдоль стен кабинета на полках стоят книги по искусству и художественная литература, а также работы по физиологии, медицине, естествознанию. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С.П. Боткиным, И.М. Сеченовым, Н.И. Пироговым, И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым.

Репин, Портрет академика И.П.Павлова (1924)

Как видите, хотя библиотека Репина сохранилась не полностью, она даже в таком виде хорошо характеризует его кругозор. Художник интересовался и периодикой. Газеты в «Пенаты» приходили и российские, и иностранные (последние с листа переводила Репину его спутница Наталия Нордман, владевшая несколькими языками). «И как я чту наш просвещенный уголок финского хладного берега, где всё из Европы можно достать», — радовался Репин [1].

Репин, Портрет В.М. Бехтерева (1913)

На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И.Р.»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Мраморная плита, которая служила подставкой для чернильницы, подарена Репину В. Ф. Свиньиным в 1910 году, в день открытия правого флигеля Русского музея, перестроенного по проекту этого архитектора.

Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник,  который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек, иконописец из старообрядцев Абрам Балашов; после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново; помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов».

Репин. Иван Грозный и сын его Иван

Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки, изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. В частности, тут находятся скульптурные портреты А.Ф. Кони, Д.И. Менделеева, А.Г. Рубинштейна, В.В. Стасова, В.И. Сурикова. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л.Н. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. В то же время в Ясной Поляне находился Репин: он сделал рисунок, изображающий писателя в такой же позе. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга, изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).

В 1920-е годы Репин слушал в своем кабинете радио (художник называл его «радий»). В кабинете был сначала детекторный, а потом ламповый приемник. На рисунке дочери художника, Веры, изображен Репин, слушающий передачу оперы Верди (1920-е годы):

Репин слушает радио

Особенно Репину нравились передачи опер из Мариинского театра и литературные чтения. Прослушивание литературных передач, к тому же, снимало необходимость чтения книг, напечатанных по правилам новой орфографии, которые очень раздражали художника (особенно он не мог смириться с заменой «ять» на «е»; из-за этой реформы появлялась возможность прочтения его фамилии как «Рёпин», что его просто бесило).

Гостиная

Гостиная «Пенатов, где собирались по средам, отличалась дачной непритязательностью и простотой убранства, а хозяин был добродушен и гостеприимен. Когда Репин переселился в «Пенаты», здесь стали бывать все, с кем он был дружен в Петербурге, а также представители самых разных кругов русской интеллигенции начала XX века. Помимо А.М. Горького, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева, Ф. И. Шаляпина, к Репину приезжали даже футуристы: художника интересовало всё новое и талантливое в искусстве.

Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Также в гостиной всегда стоял рояль. Репин очень любил музыку, и почти ни одно собрание гостей не обходилось без домашнего концерта. «О, музыка! Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах [1]. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М.П. Мусоргского. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Также в гостях у Репина бывали композитор А.К. Глазунов, виолончелисты А.В. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А.Н. Скрябина и С.В. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А.Н. Молас. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова.

Усадьба Репина Пенаты

Также в гостиной «Пенатов» можно увидеть бюст Наталии Борисовны Нордман. Скульптурный портрет своей гражданской жены Репин вылепил в 1902 году в Петербурге. Затем бюст отлили в бронзе и перевезли в «Пенаты». По инициативе Нордман зимой в гостиной «Пенатов» проходили «воскресные чтения»: публичные лекции на самые разнообразные темы, «от астрономических законов Вселенной до шитья сапогов» [1].

Нордман позирует Репину для скульптурного портрета (1901-1902)

На репинские «среды» часто приезжали художники В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, Б.М. Кустодиев, И.В. Куликов, И.И. Бродский, В.С. Сварог. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала» [24]. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Есть в этом альманахе и рисунки В.В. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский [1].

В. Маяковский. Шарж на Репина (1915)

На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Писатели зачитывали свои новые произведения. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А.М. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Репин познакомился с Горьким в 1899 году, и их дружба особенно укрепилась после того, как в 1904 году Горький поселился с известной актрисой М.Ф. Андреевой в Куоккале. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К.К. Буллы, изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).

Горький, Стасов и Репин в Пенатах (1904)Горький, Стасов и Репин с Нордман в Пенатах на крыльце (1904)

Здесь же, в гостиной, хозяйка «Пенатов» Наталия Нордман отвела себе уголок с рабочим столом для занятий. Таким образом, в обычные дни эта комната служила спутнице Репина кабинетом. Около рабочего стола Нордман установлен слепок со знаменитой статуи Венеры Милосской, из-за чего гостиную иногда называли «комнатой Венеры».

Усадьба Репина Пенаты

На столике с подлинной шелковой скатертью, когда-то купленной в Палестине, стоят фотографии Репина и Нордман, а на стене слева — портрет Наталии Борисовны, нарисованный художником во время их поездки в Париж на Всемирную выставку в 1900 году, в пору начала романтических отношений. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В.С. Сварога (Корочкина) (1915); над роялем помещен пейзаж И.И. Бродского; над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А.В. Скалона. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка», изображающая рыжую охотничью собаку.

В. Серов. Собака Пиратка, этюд (1886)

Справа от входа на зимнюю веранду находятся картины живописцев из Чугуева, первых учителей Ильи Ефимовича. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Особых высот в живописи достиг Л.И. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877), изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий живописец отправился в Петербург.

В.С. Сварог. Портрет Ю.И. Репина (1915)

Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Репин в первые годы семейной жизни был счастлив, но потом их отношения с Верой Алексеевной испортились, и в 1887 году супруги развелись. Рядом с автопортретом находится фотография «И.Е. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина).

Репин с детьми (Надежда, Татьяна, Юрий, Вера)

Над дверью, около ведущей в мастерскую лестницы, можно увидеть портрет К.И. Чуковского кисти И.И. Бродского (1916) (написан здесь же).

И.И. Бродский. Портрет К.И. Чуковского (1916)

Как уже было сказано, Чуковский жил неподалеку и был очень дружен с Репиным. Имея возможность близко наблюдать жизнь великого художника, он затем ярко описал свои впечатления в воспоминаниях. Именно Чуковский познакомил Репина с футуристами. В 1914-1915 годах в гостях у художника побывали Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Василий Каменский.

ИИлья Репин. Портрет К.И. Чуковского (1910)

Многие обращали внимание, как скромно держался Репин со своими гостями. Например, Тэффи отмечала его «вежливые и любезные манеры» и умение вести диалог: «Репин держался очень скромно. Все захваленные всегда много говорили и не слушали собеседника. Именно говорили, а не разговаривали. Шаляпин, Дорошевич, Леонид Андреев — все шагали по комнате и говорили. Репин учтиво слушал собеседника. Разговаривал» [3].

Зимняя веранда (терраса)

К гостиной примыкает восьмиугольная веранда («киоск») — наверное, самое светлое помещение дома, хотя и выходит оно на север. Веранда почти на две трети застеклена и увенчана прозрачным шатровым перекрытием. Это самая ранняя пристройка к дому Репина (1904). До надстройки второго этажа комната служила художнику мастерской. В шутку ее называли «веранда-plein-air» или «попугайская клетка». Подробнее об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.

Усадьба Репина Пенаты

На веранде принимали гостей, пили по утрам чай.

Чаепитие на зимней веранде (1907)

Здесь же Репин писал портреты. Иногда тут слушали музыку, выдвинув из гостиной рояль.

Усадьба Репина Пенаты

На зимней веранде находится фотография К. Буллы, на которой Горький читает Стасову свою рукопись. Также тут находится высокое кресло, на котором Репину позировала М.Ф. Андреева, а рядом с ней А.М. Горький. Сохранилась фотография, на которой запечатлена эта группа и сам Репин, наметивший рисунок на холсте углем.

А.М. Горький и М.Ф. Андреева позируют Репину (фото К. Буллы, 1905)

Правда, Горький в итоге не смог позировать, так что художнику пришлось отказаться от идеи двойного портрета. Был написан только портрет М.Ф. Андреевой в кресле на фоне сада.

А.М. Горький и М.Ф. Андреева позируют Репину (фото К. Буллы, 1905)Репин. Портрет актрисы М.Ф. Андреевой (1905)

Горького Репину удалось зарисовать во время чтения только что законченной пьесы «Дети солнца», тем же летом. При входе на зимнюю веранду можно увидеть репродукцию этого рисунка. На первом плане изображен седой В.В. Стасов.

Репин. Горький читает пьесу «Дети солнца» (1905)

На кресле, стоящем в зимней веранде, Репину позировали не только М.Ф. Андреева и Н.Б. Нодман, но также писатели Л.Н. Андреев, В.Г. Короленко, ученый В.М. Бехтерев, актер П.В. Самойлов и другие.

Л.Н. Андреев и А.М. Андреева в Пенатах на зимней веранде (1905)

Эту комнату еще называли «верандой бюстов», поскольку вдоль окон стоят скульптурные произведения Репина. Еще во время обучения в Академии художеств Илья Ефимович посещал скульптурный класс. Впоследствии он обращался к лепке при решении композиции той или иной картины, нередко при выполнении живописного портрета создавая еще и скульптурный образ модели. Например, в 1881 году Репин создал бюст знаменитого хирурга Н.И. Пирогова, а также его живописный портрет. Особенно часто Репин изображал Л.Н. Толстого.

Усадьба Репина ПенатыУсадьба Репина Пенаты

Например, в 1891 году в Ясной Поляне он вылепил бюст писателя, который сегодня можно увидеть в «Пенатах» [5]. На следующей фотографии, снятой в 1919 году, мы видим И.Е. Репина, принимающего гостей на зимней веранде:

Чаепитие Репина на зимней веранде (1919)

Столовая

Столовая «Пенатов» (большая или парадная столовая) — это просторная комната с выходящим в сад окном. В воспоминаниях гостей, бывавших в «Пенатах», столовой и необычному обеденному ритуалу уделяется всегда особое внимание.

Усадьба Репина Пенаты

Главной достопримечательностью комнаты был и остается необычный круглый стол с вращающейся серединой. Обеды в «Пенатах» проходили под уже знакомым нам девизом «самопомощь», для этого и был сконструирован уникальный стол (он был изготовлен финским столяром-краснодеревщиком Пекко Ханекайненом в 1909 году по специальному заказу и рисункам Репина и Нордман).

Оригинальное устройство стола позволяло обходиться без прислуги и даже не обращаться за помощью к соседу. Все блюда ставились в центральной части стола. Поворотом за ручку каждый гость мог пододвинуть к себе любое блюдо. Чистая посуда стояла на столе, а грязную убирали в нижние выдвижные ящики. Часть репинского сервиза сохранилась и демонстрируется здесь же, в столовой. Что касается стола, то перед нами реконструкция, сделанная в 1962 году. Подробнее об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.

Усадьба Репина Пенаты

«Как только возникла идея раскрепощения прислуги, — вспоминала Наталия Нордман, — на первую же очередь сам собой выдвинулся вопрос относительно обеденного стола, вокруг которого не стало бы больше унизительного для обедающих прислуживания посторонних людей. И вот, после долгих проб разных систем и их усовершенствований, возник большой круглый стол, на двадцать персон» [1].

Столовая Пенатов, фотография И. Глыбовского (1909)

Как правило, в большой столовой обедали только по средам, когда в усадьбу съезжались гости. Обычно гостей приглашали в столовую в шесть часов вечера. Поскольку комната не могла вместить всех, то к обеду оставались лишь близкие друзья и знакомые хозяев. Гости входили в столовую под звуки небольшой музыкальной шкатулки. Каждый брал себе хлеб у столика с хлеборезкой.

Репин, Нордман и их гости празднуют 50-летие освобождения крестьян (1911)

Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Первый номер становился председателем круглого стола. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Тот, кто нарушал правила самопомощи и ухаживал за своим соседом, должен был подняться на специальную трибуну в углу и экспромтом произнести оттуда короткую остроумную речь на злободневную тему.

«Чем больше было провинившихся в нарушении пенатских уставов, — вспоминала современница, — тем обед выходил веселее, особенно когда попадали на новичков, впервые приехавших в Пенаты» [1]. Однако на нарушении правил могли попасться и завсегдатаи. Обычно гости старались спровоцировать нарушить правила К.И. Чуковского, чтобы услышать от него остроумный экспромт. Отличными импровизациям и оригинальными выдумками удивлял гостей и Н.Н. Евреинов, режиссер и театральный деятель.

Усадьба Репина Пенаты

На следующей известной фотографии снят сам Репин, стоящий на трибуне столовой в момент произнесения шутливой речи.

Репин на «штрафной» трибуне в столовой (1909)

Еще в обязанности председателя входило напоминать присутствующим о «солнечной энергии», то есть о своевременном наполнении бокалов («солнечной энергией» или «соком солнца» Нордман называла вино, приписывая ему священное животворящее воздействие и иногда позволяя себе слишком перебирать с этим чудесным эликсиром даже в присутствии гостей).

Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л.Н. Толстого начал временами вегетарианствовать. Но если для него основную роль играли гигиенические аспекты, хорошее здоровье, то для Нордман на первом плане стояли этические и социальные мотивы. Она ратовала за опрощение, безоговорочную любовь к животным, отказывалась от яиц, масла, молока и даже мёда, а в последние годы жизни проповедовала сыроедение (см. [10], [16]).

Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, совершенно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем» [8]. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)» [6].

Насмешники называли столовую Нордман и Репина «сеновалом» [18]. В усадьбе действительно готовили супы из отваров диких трав, жарили котлеты из моркови, но в целом меню было большим и разнообразным. Обеды в «Пенатах» были вкусными, обильными и веселыми, со множеством шуток и  импровизаций. Главная притягательная сила этих обедов заключалась, конечно, не в оригинальном обеденном ритуале и экзотическом меню, а в том, что эти обеды были приправлены увлекательной беседой.

Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Перед каждым стоял полный прибор. Прислуги по этикету Пенатов не было, и весь обед в готовом виде стоял на круглом столе меньшего размера, который наподобие карусели, возвышаясь на четверть, находился посреди основного. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками, и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку, и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в “карусель”, тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой» [12].

В столовой «Пенатов» после чтения пьесы Л. Андреева «Не убий» (фотография 18 сентября 1913 года):

В столовой «Пенатов» (1913)

За оригинальные взгляды Нордман, за теорию о сеноедении ее подвергали всяческим насмешкам и язвительным остротам. В начале 1910-х годов не проходило месяца, чтобы в какой-нибудь газете или журнале не появилась публикация о вегетарианских обедах в «Пенатах». Какие только легенды и анекдоты не ходили о полуголодных гостях, опустошавших станционный буфет после обеда «сеном»! Маяковский в своей автобиографии писал: «...ем репинские травки. Для футуриста ростом в сажень — это не дело» [24].

Тэффи вспоминала: «Репин встретил ласково. Повел в мастерскую, показывал новые работы. Потом был завтрак за знаменитым круглым столом. Стол этот был в два этажа. Верхний вертящийся, уставленный разнообразными блюдами. Вы поворачиваете его и выбираете, что вам нравится. В нижней части стола ящики для грязной посуды. Все это очень удобно и забавно — похоже на пикник. Еда вегетарианская, очень разнообразная. “Кормит сеном”, — ворчали наши гастрономы и, возвращаясь домой, заказывали на вокзале остывшие котлеты» [3].

Сам Репин не придавал особого значения издевательским статьям в желтой прессе, а к затеям своей жены относился иронически. После ее смерти он уже многого не придерживался: заведенные Нордман порядки его уже слишком утомили. «Можно один раз разыграть для смеха такую комедию, — считает автор книги о Репине Софья Пророкова. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает» [7]. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство, и убрал из прихожей плакат «Самопомощь» [11]. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается, и это уже не преступление — помочь своему соседу» [8].

На память гости уносили с собой листочки меню с правилами «круглого стола» и автографами присутствовавших. Одну из карточек с обеденным меню и шутливыми правилами (от 10 августа 1911 года) можно и сегодня увидеть на столе. Меню в этот день включало картофельный салат, репу в вине, запеченный рис, щи и орехи с грушами. Как рассказывает старший научный сотрудник «Пенатов» Ю. Балаценко, когда несколько назад в музее попробовали приготовить этот обед по рецепту Наталии Нордман, оказалось не только сытно, но и вкусно [4].

Меню с правилами круглого стола (1911)

За столом иногда происходили и литературные чтения. К.И. Чуковский вспоминал, «как в столовой у Репина за круглым столом Владимир Владимирович [Маяковский] стоит во весь рост и читает свою поэму „Война и мир" (не всю, а клочки и отрывки; она еще не была в ту пору закончена), а Репин стонет от восхищения и выкрикивает свое горячее „браво!"» [1]. Как раз в тот день была сделана лежащая теперь на столе фотография с В. В. Маяковским, К. И. Чуковским, Н. Н. Евреиновым и самим художником.

В столовой Пенатов, фото 1915 года

Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Раньше здесь было еще больше картин, причем состав их менялся, поскольку художник периодически что-то дарил или продавал, и их место занимали новые. Сегодня в столовой представлены работы разных лет, в том числе и ранние картины, созданные в Чугуеве, а также произведения последнего творческого периода. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н.Б. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано.

Репин. Портрет Н.Б. Нордман (1905)

Слева от портрета висит картина с изображением двух девочек, старших дочерей Репина от первого брака, Веры и Нади. Этот детский портрет был написан в 1878 году.

Репин. Портрет Веры и Нади Репиных (1878)

Также в столовой можно увидеть пастельный портрет артиста и режиссера Г.Г. Ге (племянника известного художника Николая Ге) и небольшой этюд-портрет И.П. Павлова в саду.

Репин. Этюд к картине «И.П. Павлов в Пенатах» (1924)

На этой же стене помещен портрет скульптора И.Я. Гинцбурга (1907).

Репин. Портрет И.Я. Гинцбурга (1907)

Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор!» (1902). Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Она неплохо пела, рисовала, занималась драматическим искусством, но никогда не доводила начатое до конца. Это была «старая дева со многими странностями» [8], привыкшая жить за счет отца. Сын живописца, Юрий, и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью.

Репин. Клич Минина Нижнему Новгороду (1876-1915)

В конце 1920-х годов, когда Репин уже не мог подниматься на второй этаж, столовая служила ему одновременно спальней и мастерской. Между печью и трибуной стоял диванчик, на котором он спал.

Репин в столовой-мастерской (1929)

5 августа 1930 года в день своего 86-летия Репин принимал гостей в столовой в последний раз. Здесь же 29 сентября 1930 года художник умер.

Зимняя мастерская

Осмотрев комнаты первого этажа, поднимаемся на маленькой узкой лестнице на второй, в мастерскую Репина, построенную летом 1906 года. Это самое большое и светлое помещение дома.

Усадьба Репина Пенаты

Оформление мастерской (резные наличники, бревенчатые стены) соответствует общему стилю репинского жилища, а обилие света, поступающего через большие окна и стеклянный потолок, отвечает назначению этого просторного помещения, занимающего почти весь второй этаж.

Усадьба Репина Пенаты

По средам, принимая гостей, художник прежде всего открывал двери в мастерскую, чтобы показать гостям свои новые работы, а также уже законченные картины. Разумеется, стены мастерской всегда были заполнены работами Репина. Поскольку он часто работал над несколькими картинами сразу, тут стояло несколько мольбертов с холстами.

К. Чуковский в зимней мастерской у своего портрета кисти Репина (1910-е)

По словам самого Репина, в мастерской он проводил лучшие часы жизни. Он работал в мастерской всё светлое время дня. Страсть к творчеству обуревала Репина до конца дней, и часто он совершенно забывал об отдыхе. В письме В.В. Стасову Репин признавался: «Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше, чем всякое счастье и радости жизни» [1].

У Репина в Пенатах, фото 1909 года

По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам» [1]. Чуковский вспоминает, какой жаждой творчества обладал Репин даже в преклонном возрасте, когда врачи потребовали, чтобы он хотя бы по воскресеньям не работал. Художник переживал это с трудом. «Он приходил каждое воскресенье ко мне, и я, повинуясь его докторам, прятал от него карандаши и перья. Он покорно переносил эту тяготу и час и второй, но стоило войти ко мне в комнату какому-нибудь живописному гостю, стоило мне зажечь керосиновую висячую лампу, которая по-новому освещала присутствующих, — и Репин с тоскою оглядывался, нет ли где карандаша или пера. И, не найдя ничего, хватал из пепельницы папиросный окурок, макал его в чернильницу и на первой же попавшейся бумажке начинал рисовать» [1].

Актриса Л.Б. Яворская позирует Репину (1909-1910)

Интересно, что Репин мог работать и одновременно беседовать с присутствующей при сеансе публикой. В обстановке непринужденной беседы портретируемые начинали вести себя более естественно и забывали, что позируют. Многих друзей художник запечатлел как раз в такой момент.

Репин рисует Г. Ге (1906)

Если же речь шла о большом серьезном полотне, то Репин предпочитал работать в одиночестве и показывал результат уже в готовом виде, делая исключения лишь для близких.

Графиня С.В. Панина позирует в мастерской Репина (1909-1910)

На следующей фотографии 1912 года мы видим, как И.Е. Репин в мастерской позирует И.И. Бродскому, Ю. Репину и своему ученику А. Фюку:

Репин позирует ученикам в мастерской (1912)

Репин не прекращал работать до конца жизни. Особой темой в творчестве Репина в период жизни в «Пенатах» стали размышления о судьбе творца, художника. Так, к столетию Гоголя он изобразил писателя сжигающим рукопись второго тома «Мертвых душ», назвав холст «Самосожжение Гоголя». В эти же годы по заказу Лицейского общества Репин работал над картиной «Пушкин на акте в Лицее». Также в «Пенатах» Репиным были написаны картины «Черноморская вольница», «17 октября 1905 года», цикл картин на религиозные сюжеты («Голгофа», «Неверие Фомы» и др.).

Эскиз к картине «Торжественное заседание Государственного совета» (1901-1903)

На стенах мастерской также можно увидеть эскизы к огромному полотну «Торжественное заседание Государственного совета», в том числе выполненные учениками Репина (Б.М. Кустодиевым и И.С. Куликовым), вместе с которыми он работал над этой картиной.

Кустодиев. Этюд к картине «Торжественное заседание Государственного совета» (1901)Кустодиев. Этюд к картине «Торжественное заседание Государственного совета» (1901)

В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Мастер с восторгом воспринимал успехи начинающих художников и с гордостью показывал их картины. Многие из этих работ не сохранились, но при восстановлении музея специалисты постарались восполнить этот пробел. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Например, тут можно увидеть портрет молодой девушки в простом платье, с кистями и этюдником в руках. Это портрет работы Ф. Малявина, изображающий его соученицу по Академии художеств А. И. Тхоржевскую-Петрову. На противоположной стене находится портрет Б.М. Кустодиева, написанный И.С. Куликовым.

Малявин. Портрет художницы А. И. Тхоржевской-Петровой (1898-1900)

Репину всегда была близка запорожская тема. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М.П. Мусоргского.

Репин. Гопак

На полотне «Черноморская вольница» Репин показал казаков, в маленькой лодке пересекающих бурные волны Черного моря. Эскиз картины помещен в мастерской справа, над запорожскими вещами у большого светло-желтого камина.

Репин. Эскиз картины «Черноморская вольница»

Репин закончил «Черноморскую вольницу» в 1908 году, но затем снова переписал: он редко бывал доволен своими произведениями и часто переписывал их по несколько раз.

Мастерская Репина (1908)Мастерская Репина (1908)

Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». В ходе работы он также читал труды по истории Запорожья и консультировался с историком и фольклористом Д.И. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Кроме того, путешествуя по Украине, Репин изучал древности этнографических музеев, делал зарисовки старинных запорожских предметов из частных собраний.

Репин. Запорожцы (1880–1891)

В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев, изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Всё это подлинные вещи конца XVIII века. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине).

Усадьба Репина Пенаты

В мастерской также можно увидеть скульптурные эскизы фигур запорожцев (сохранилось три глиняных фигурки, увы, без голов и рук); самобытный круглый барельеф украинского мастер Василия Поросного на тему картины Репина; выполненную Юрием Репиным копию хранящегося в Эрмитаже знамени запорожцев. Также тут находится портрет Юрия Репина (не имеет даты и подписи, но предполагают, что это автопортрет; на портрете Юрий Ильич похож на Петра I: это сходство очень льстило ему).

Усадьба Репина Пенаты

В центре мастерской стоит знаменитый «шаляпинский» диван, на котором великий певец позировал Репину. Перед талантом Ф.И. Шаляпина Репин преклонялся и бывал очень рад, когда тот приезжал к нему в «Пенаты».

Усадьба Репина Пенаты

Художник несколько раз писал Ф.И. Шаляпина, но ни один из этих портретов, к сожалению, до нас не дошел. Первый портрет был выполнен в августе 1901 года на даче у Стасова в Парголове; после этого Репин не раз приглашал Шаляпина в «Пенаты». Например, зимой 1914 года после отдыха в Иматре Шаляпин прожил у Репина в «Пенатах» несколько дней, на протяжении которых позировал для большого портрета.

Шаляпин на коньках на льду Финского залива (1914)

Один из моментов работы над портретом  запечатлен на сохранившейся фотографии 1914 года: Шаляпин расположился на диване со своей любимой собачкой Булькой, а рядом стоит Нембо, его слуга. Это единственный снимок, на котором видна композиция неосуществленной картины.

Репин и Шаляпин, сеанс работы над портретом Ф. Шаляпина (1914)Репин и его дети Юрий и Вера работают над портретом Ф. Шаляпина (1914)

После отъезда певца Репин еще продолжал работать над портретом, но, неудовлетворенный результатом, в итоге уничтожил его. Эпизоды пребывания Шаляпина в «Пенатах» более всего известны благодаря фотографу К.К. Булле (певец снят в самых разных ситуациях, от катания на коньках по льду залива до уборки снега).

Шаляпин и другие в мастерской Репина (1914)Репин и Шаляпин расчищают от снега пруд Пенатов (1914)Шаляпин на финских санях у колодца (1914)

Еще один предмет, напоминающий в мастерской о Шаляпине, — бюст артиста работы скульптора Паоло (Павла) Трубецкого. Этот скульптурный портрет был создан в Москве в конце 1890-х годов, а в 1906 году его подарила Репину Е.П. Тарханова-Антокольская. Сам Трубецкой, талант которого Репин высоко ценил, не раз бывал в «Пенатах».

Скульптор П. Трубецкой с женой у гостях у Репина (1908)

Исключительно ценным экспонатом в мастерской «Пенатов» является последний автопортрет Репина, написанный в 1920 году, в тяжелое голодное послереволюционное время. Продуктов питания и дров не хватало, художник не мог протопить весь большой дом, но продолжал работать в холодной мастерской, в зимнем пальто и шапке-ушанке. На табурете справа от автопортрета лежит та самая шапка, в которой старый художник себя изобразил.

Репин. Автопортрет (1920)

Репину было тогда 76 лет. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. К тому времени Финляндия перестала быть частью Российской империи, а Куоккала стала заброшенным поселком с заколоченными или разобранными домами в пограничной полосе. «Теперь это пустыня», — писал Репин [3]. Круг общения Репина заметно сузился. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. — Скоро тут останутся одни комары» [4]. В.Ф. Леви вспоминал: «Куоккала представляла собой почти всеми покинутое, значительно разрушенное пустынное место. Застрявшие в ней отдельные обыватели, большею частью разная мелкота, не шли в счет по сравнению с тем окружением, в котором создались и выросли Пенаты» [8].

Все сбережения Репина сгорели после революции в банке. В усадебном парке пришлось устроить огород, завести козу.

К счастью, финансовые дела художника быстро поправились за счет продажи картин и проведения выставок.

В центре мастерской на мольберте помещена картина «Вид на Везувий ночью», написанная Репиным во время путешествия по Италии в 1873 году. Все представленные в мастерской и других комнатах усадьбы картины — подлинники (всего больше сотни работ). Рядом с автопортретом стоит столик с синей вазой работы Врубеля, в которой хранятся кисти Репина, крупные, на длинных ручках (поскольку к старости у художника развилась дальнозоркость, длина некоторых кистей доходила до метра [4]).

Усадьба Репина Пенаты

Справа на табуретке лежит его палитра. В «Пенатах» художник работал с необычной подвесной палитрой. Дело в том, что в 1890-х годах от перенапряжения у Репина атрофировались мышцы между указательным и большим пальцами правой руки. Работать правой рукой после 1905 года он уже практически не мог перешел к писанию исключительно левой рукой. А чтобы освободить левую руку от палитры, Репин придумал себе подвесную конструкцию, которая закреплялась ремнями на поясе.

На фотографии И. Глыбовского (1907-1908) запечатлен И.Е. Репин в только что отстроенной мастерской в процессе работы над картиной «Черноморская вольница» (на поясе живописца видна подвесная палитра):

Репин в только что отстроенной мастерской (1907-1908)

Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А.С. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. 1835 год». После этого холст претерпел еще ряд изменений. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба...» [1].

Репин. «Пушкин на набережной Невы. 1835 год»

Еще и в 1930 году Репин пытался переделывать своего «Пушкина».

Открытая веранда

После завершения постройки зимней мастерской рядом с ней, прямо над кабинетом, соорудили открытую веранду — балкон со стеклянной крышей. С высоты этого балкона, прозванного «аэропланом», открывается вид на парк и залив. Репину нравилось спать на открытом воздухе, он не боялся холода.

Усадьба Репина Пенаты

Летом и зимой, почти в любую погоду он спал на этой веранде на простом топчане (зимой в спальном мешке) и только при температуре ниже –20 спускался ночевать в кабинет.

Летняя мастерская

Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. В этом помещении Репин работал летом, а также хранил картины, которые считал незаконченными и не желал никому показывать. Сюда редко входили посторонние, поэтому летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Ранее на месте этой мастерской находился большой открытый балкон, на котором в 1903 году Репиным был написан автопортрет с Наталией Нордман. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка.

Репин. Автопортрет с Н.Б. Нордман-Северовой (1903)

Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4,5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу,  организовать огород и много работать физически). Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича.

Парк «Пенатов». Беседки. Могила Ильи Репина

Усадьба Репина занимает по площади чуть более 2 гектаров. Ниже приводится план парка усадьбы «Пенаты»:

Усадьба Репина Пенаты

Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Эта декорированная резьбой ярко раскрашенная беседка служила своеобразной эстрадой для домашних концертов, лекций, кооперативных народных гуляний, танцев и чаепитий. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках [3].

Усадьба Репина Пенаты

Как вспоминал Чуковский, у «Храма Озириса и Изиды» Репин установил своеобразный природный декор: покрытые смолой корни вывороченных бурей деревьев, которые особенно красиво смотрелись зимой, на фоне белого снега. Рядом с корнями громоздились гранитные валуны.

Литераторы в беседке Пенатов (1906)Просветительская кооперация, организованная Репиным и Нордман (1909)

Площадь перед беседкой Репин назвал в честь великого древнегреческого поэта Гомера, автора «Илиады» и «Одиссеи». Произведения Гомера художник любил всю жизнь и многократно перечитывал. На площади Гомера по воскресеньям проходили народные гулянья-пикники.

Усадьба Репина Пенаты

Также на территории усадьбы располагался артезианский колодец «Посейдон» (наряду с резными воротами и двумя беседками, он был восстановлен после войны). Скважина глубиной около 72 метров была прорублена весной 1914 года около дома на берегу пруда. Вода мощной струей изливалась в чашу шестигранной формы и далее по ее ступеням в большой пруд слева от дома.

Усадьба Репина Пенаты

Летом в большом пруду у колодца можно было кататься на небольшой лодочке (ее видно на одном из старых фотоснимков), а в зимнее время на льду строилась ледяная карусель.

Репин и Нордман с гостями на берегу большого пруда в Пенатах (1912)

Репин считал воду из своего колодца целебной и пил из него утром и вечером по своей системе по 8 глотков, считая, что это спасает его от многих болезней. Эту чистую и вкусную воду из репинского источника брали и соседи (в том числе дети К. Чуковского), у которых на участках не было подобных колодцев.

Репин с дочерью Верой на финских санях (1915)

Как вспоминала дочь художника Вера, Репин до последних лет придерживался строгого распорядка дня. Вставал в 7:30, гулял по парку «Пенатов», пил воду из колодца. Пока в доме все еще спали, старый художник сам размалывал кофе, варил его и завтракал.

Репин у артезианского колодца (1929)

Второй беседкой является башенка «Шехерезада», расположенная на холме в северо-восточном уголке парка. Разноцветная беседка с ажурными решетками названа в честь Наталии Нордман, которую Репин в романтическую пору их отношений прозвал Шехерезадой.

Усадьба Репина Пенаты

Причудливая башенка явилась одним из первых сооружений в парке. Сначала выстроили лестницу из булыжных ступеней, скрепленных цементом, и небольшую будочку. Потом на ее месте возвели раскрашенную двухъярусную вышку, в оформлении которой можно заметить черты восточной архитектуры. На верхней площадке стояла подзорная труба. На ступенях, ведущих к беседке, часто снимались гости Репина.

Репин у беседки Шехерезада (1913)

У подножия башенки слева растет большой дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Еще левее находилась беседка «Рембрандт», от которой сохранились лишь две-три булыжные ступени.

В завершение нашей прогулки по «Пенатам» подойдем к могиле И.Е. Репина, расположенной на пересечении двух аллей. Художник сам желал быть похороненным именно здесь, в парке своей усадьбы, а не на кладбище, и сам выбрал место для своего упокоения — небольшой холм у подножия Чугуевой горы.

Могила Репина

Изначально на могиле, как предполагают, стоял деревянный крест. В 1940 году установили временный гипсовый бюст, который в 1946 году заменили бронзовым бюстом работы известного скульптора Н.А. Андреева (1908-1910). В 1994 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Репина, бюст заменили деревянным православным крестом.

Могила Репина

Подробно об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. «Пенаты»: музей-усадьба И. Е. Репина: путеводитель / [М. А. Карпенко и др.]. - Санкт-Петербург: Остров, 2012.

2. Усадьба «Пенаты» в фотографиях, 1899-2011 [фотоальбом] / Науч.-исслед. музей Рос. акад. художеств; [авт.-сост. Е. В. Кириллина]. - Санкт-Петербург: Лики России: Сохранение природы и культурного наследия, 2011.

3. Знаменитые музеи-усадьбы России / [сост. И. С. Ненарокомова]. - Москва : АСТ-Пресс, 2010.

4. Любовь Румянцева. Художник и его «Пенаты». Журнал «Русский мир.ru», №11, ноябрь 2012.

5. Е. Кириллина. У Репина в "Пенатах". Журнал «Наука и жизнь»/ №2, 2002

6. Татьяна Халина. Репин Илья Ефимович. Документальный фильм «Восторги над пропастью»

7. Пророкова С. Илья Репин. М.: Молодая гвардия, 1960.

8. Комовский В. Ф. Далекая и близкая, легендарная и реальная Куоккала. Репино, 2011.

9. Музей-усадьба И.Е. Репина Пенаты

10. Бранг Петер. Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней. — Пер. с нем. А.Бернольд и П. Бранга. — М.: Языки славянской культуры, 2006.

11. Чуковский К. Современники. М.: Мол. гвардия. 1967. (Жизнь замечательных людей)

12. Отрывок из воспоминаний Давида Бурлюка о «Пенатах»

13. Документальный фильм — Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» на интернет-телеканале «Искусство ТВ»

14. Пенаты (усадьба), статья в Википедии

15. Репин, Илья Ефимович, статья в Википедии

16. Игорь Губерман, Александр Окунь. Книга о вкусной и здоровой жизни. Эксмо, 2011.

17. Левенфиш Е. Г. и др. «Пенаты»: Музей-усадьба И. Е. Репина. Путеводитель. Л., 1980.

18. Первушина Е. В. Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции XVIII — начала XX века. — СПб.: Паритет, 2008.

19. Набор открыток «Пенаты»

20. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты», официальный сайт Академии художеств

21. Кириллина Е.В. 'Пенаты. Музей-усадьба И. Е. Репина' - Ленинград: Лениздат, 1981

22. Программа Екатерины Павловой "Спутницы великих. Наталья Нордман

23. О Наталье Нордман

24. Чукоккала Корнея Чуковского. М.: Искусство, 1979.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)