Между цветными мостами. От Зелёного моста к Синему: прогулка по Мойке (часть 2)

В первой части нашей прогулки по Мойке мы увидели Зелёный и Красный мосты, полюбовались красивыми особняками и доходными домами, увидели интересные памятники и образцы фасадного декора. В этой части петербургской прогулки мы дойдем до Синего моста и продолжим знакомство с историей и архитектурой этих исторических набережных.

Набережная Мойки, Санкт-Петербург

В частности, по ходу нашего небольшого путешествия мы обнаружим на набережной Мойки одно из интереснейших петербургских зданий в стиле модерн — бывший торговый дом фирмы «Эсдерс и Схейфальс», который совсем недавно обзавелся восстановленным куполом и башней со шпилем.

Замечательная постройка в стиле модерн, бывшее здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс» (также встречаются варианты написания «Схефальс» и «Схеффальс») расположено около Красного моста, по адресу набережная Мойки, 73. Это оригинальное монументальное здание, признанное историческим и культурным памятником, было построено в 1906-1907 годах по проекту архитекторов К. Н. де Рошефора (Рошфора) и В. А. Липского.

Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-Петербург

Заказчиками выступили бельгийско-австрийский предприниматель Стефан Эсдерс (Stefan Esders) и его партнёр и племянник Карл Схефальс (Karl/Charles Scheefhals) из Нидерландов. Стефан Эсдерс был владельцем огромной швейной фабрики в Брюсселе и имел филиалы не только в Санкт-Петербурге, но также в других крупных городах Европы: в Берлине, Париже, Роттердаме, Вене, Вроцлаве (Бреслау). Фирма «Эсдерс и Схейфальс» занималась торговлей готовым мужским и женским платьем. Предприниматели купили этот участок на углу Гороховой улицы и Мойки, чтобы перестроить стоявшее здесь ранее здание под торговый дом.

Сеть филиалов торгового дома «Эсдерс и Схейфальс»

Константин Николаевич де Рошфор и помогавший ему коллега Владимир Александрович Липский выстроили настоящий храм современной торговли — угловое здание с металлическим каркасом и огромными оконными проемами, увенчанное стеклянным куполом и башней. Идея металлического каркаса была позаимствована Рошфором у дома компании «Зингер» архитектора Павла Сюзора. Здание украшали золотые надписи на русском и французском языках.

Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-ПетербургЗдание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-Петербург

По мнению специалистов, здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс» отличается «стилистическим дуализмом»: функциональный характер постройки, явно проявляющийся в оформлении четырех нижних этажей, несколько не соответствует эклектичному декору верхних уровней здания с барочными обрамлениями мансардных окон и выступающим под аттиком «классическим» карнизом. Декор на оштукатуренных стенах выполнен Липским частично в стиле модерн, частично в итальянском стиле и отражает вкусы более старшего поколения архитекторов (Липский окончил Академию художеств в 1896 году).

Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-Петербург

Здание торговой компании «Эсдерс и Схейфальс» (Esders et Scheefhals) на углу Мойки и Гороховой стало первым в России многоэтажным магазином. Из-за своего расположения этот престижный универмаг также был известен под названием «У Красного моста» (по-французски — «Au pont rouge»). Это был шикарный, просторный, залитый светом grand magasin, где продавалось буквально всё, от кружев и перчаток до манто и шляп. Среди клиентов фирмы «Эсдерс и Схейфальс» была сама императрица Александра Фёдоровна. Лев Успенский в «Записках старого петербуржца» вспоминает, как его мама подбирала ему костюм к торжественному вечеру: «Я стоял перед нею в подростковом пиджачке, при галстуке, но в коротких штанишках “а-ль-англез”, она долго рассматривала меня, потом вздохнула: “Да, придется уже настоящий покупать… Светло-серый! Одевайся, поедем к Мандлю. Нет — к Эсдерсу-Схефальсу”… К Мандлю? К Мандлю меня водили в одиннадцатом году, когда папа был еще надворным. Теперь он стал статским, а это требовало Эсдерса и Схефальса у Красного моста».

Набережная Мойки, Санкт-Петербург

Торговый дом «С. Эсдерс и К. Схейфальс» на фото Карла Буллы, 1910-е гг. (источник):

Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-Петербург

Стефан Эсдерс управлял петербургским филиалом из-за границы. Он благополучно скончался в Вене в 1920 году, причем за щедрые пожертвования местному храму Kaasgrabenkirche его именем была названа площадь вокруг церкви (Stefan-Esders-Platz) и принадлежавшая предпринимателю вилла на этой же площади. Что касается Карла Схефальса, то он в 1919 году был арестован на Гороховой и доставлен в тюрьму ЧК, правда, вскоре сумел откупиться, выйти на свободу и покинуть Россию.

Стефан Эсдерс, мемориальная доска в Вене

Европейские филиалы компании «Эсдерс и Схейфальс» также ушли в небытие. В парижском магазине «Эсдерс» теперь находится универмаг C&A. Прекрасный торговый дом с угловой башней во Вроцлаве разрушен (старое фото с сайта art1900.info). Брюссельское отделение было снесено несколько лет назад. Венский филиал также не сохранился (фото с сайта de.wikipedia.org).

Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс» в БреслауЗдание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс» в Вене

Хотя, создавая роскошный торговый дом «У Красного моста», архитекторы во многом ориентировались на здание компании «Зингер», у них получилось менее пышное сооружение, почти без позолоты и с меньшим количеством украшений. Основной штукатурный декор (кувшинки, медальоны с гирляндами) убран на верхние этажи. Дерзость строителей заключалась в другом: они возвели столь высокое здание с выдающейся башней совсем рядом с Адмиралтейством. В общей панораме Гороховой улицы башня слишком выделялась и, при взгляде с некоторых ракурсов, разрушала сложившийся архитектурный ансамбль. Фотография 1920-х годов (источник):

Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-Петербург

Поскольку помимо универмага в здании петербургского филиала фирмы «Эсдерс и Схейфальс» размещались швейные мастерские, после революции, в 1919 году, здесь открылась Центральная швейная фабрика (с 1922 года — фабрика им. В. Володарского). Три соседних дома также решено было отдать фабрике одежды. В 1964 году было образовано объединение по пошиву мужской верхней одежды им. В. Володарского, в состав которого вошла и швейная фабрика им. Володарского. В 1992 году фабрика была реорганизована и получила название «Фабрика одежды Санкт-Петербурга», или FOSP (сейчас она переехала из центра на городские окраины). За советское время здание успело лишиться купола и башни со шпилем: их демонтировали, чтобы не портить вид на Адмиралтейство (по другой версии, причина сноса купола была более банальной: постоянные протечки). О. Н. Захаров в книге «Архитектурные панорамы невских берегов» пишет: «Этот шпиль на высоком стеклянном куполе в какой-то мере нарушал спокойный силуэт набережной Мойки и улицы, в панораме которой “перебивал” силуэт адмиралтейского шпиля». Фото здания без купола и башни (источник):

Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-Петербург

В 2009 году в бывшем здании фирмы «Эсдерс и Схейфальс» и трех соседних домах, которые также раньше занимала фабрика одежды, была начата масштабная реконструкция. Принято решение создать здесь многофункциональный комплекс «У Красного моста»с бизнес-центром, торговой галереей, элитными апартаментами, подземной парковкой, кафе и видовыми ресторанами на верхнем этаже. В ходе реализации проекта, в частности, была воссоздана утраченная в 1930-х годах башня со шпилем, а также разобранный в 1960 году стеклянный купол (световой фонарь).

Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-Петербург

Поскольку обмеров здания не сохранилось, угловую башню со шпилем, увенчанным жезлом Меркурия, воссоздавали по фотографиям. В итоге она получила высоту, равную высоте здания, — 29 метров. На здании «Эсдерс и Схейфальс» также были восстановлены идущие вдоль этажей исторические надписи на русском и французском языке («юбки», «тужурки», «чулки», «галоши» и т.п., причем в дореволюционном написании).

Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-ПетербургЗдание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-Петербург

Насколько справедливым было решение о восстановлении башни со шпилем — вопрос спорный. Башня — это, безусловно, изящный и оригинальный архитектурный элемент, это часть истории города, но не все жители Петербурга могут смириться с тем, что шпиль вторгается в перспективу Гороховой улицы и «спорит» с классическим Адмиралтейством.

Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», Санкт-Петербург

Кому-то башня кажется абсолютно неуместной, а кто-то, напротив, рад, что эта часть Гороховой и набережная Мойки снова обзавелись собственной доминантой, оживившей несколько однообразную картину. Есть мнение, что шедевр Захарова не сильно пострадает от этой конкуренции. Насколько изменилась теперь перспектива Гороховой улицы и проигрывает ли она из-за появления новой доминанты, читатели могут отчасти судить сами по следующим фотографиям.

Гороховая улица, Санкт-ПетербургГороховая улица, Санкт-ПетербургГороховая улица, Санкт-Петербург

Проект, затронувший дома № 73, 75, 77 и 79 по набережной Мойки, уже близок к завершению (комплекс «У Красного моста» предполагают достроить к декабрю 2012 года). Поскольку все эти здания являются памятниками федерального значения, их фасады были восстановлены в соответствии с историческими данными и даже, как утверждается, покрашены в первоначальный цвет. Посмотрим, например, на соседний дом (набережная Мойки, 75). Этот изящный неоренессансный особняк (иногда его стиль определяют как эклектику) был возведен в 1859-60 гг. по проекту архитектора А. Х. Кольба и известен как «особняк Вельцина». В советское время здесь располагалась школа швейного дела имени Р. Люксембург.

Особняк Вельцина, Санкт-Петербург

Интересно, что в парадных интерьерах этого здания на Мойке до сих пор неплохо сохранились фрагменты росписей и позолота. Фасад особняка на сегодняшний день практически полностью отреставрирован и окрашен в свежий зелёный цвет. Ведутся работы по восстановлению внутреннего убранства Зелёного зала, центральной лестницы и потолочной отделки.

Особняк Вельцина, Санкт-ПетербургОсобняк Вельцина, Санкт-Петербург

Как и дом Вельцина, два следующих здания по набережной (они тоже теперь войдут в состав комплекса «У Красного моста») являются образцами доходных домов 3-й четверти XIX века. Фасады этих домов также практически полностью отреставрированы. По адресу набережная Мойки, 77, располагается доходный дом К. А. Тура, построенный для домовладельца А. Тура архитектором П. П. Жако в 1834 году и перестроенный (с изменением фасада) в 1858 году архитектором Е. А. Туром.

Доходный дом К. А. Тура и другие особняки на Мойке, Санкт-Петербург

До революции здесь помещалось Генеральное консульство Швеции. Для подновленного фасада был выбран довольно яркий кирпично-красный цвет. К сожалению, в ходе реконструкции под деловой комплекс дом № 77 пострадал: для расширения въездной арки была разрушена часть второго этажа. К концу 2012 года самовольную арку обещают полностью заделать.

Доходный дом К. А. Тура, Санкт-Петербург

К дому А. Тура слева примыкает еще один старинный доходный дом, сверкающий свежей покраской, на этот раз праздничного ярко-желтого цвета с оранжевым оттенком (набережная Мойки, 79). Этот дом в стиле эклектики был построен в 1859 году академиком архитектуры А. К. Кавосом (автор проекта Мариинского театра, проекта переходной галереи Главпочтамта) для Ф. Понжелиса и, соответственно, известен под названием «дом Ф. Понжелиса». В скором времени все эти доходные дома снова будут использоваться по своему первоначальному назначению: здесь разместятся апартаменты и офисы. В домах № 77 и 79 будет деловой комплекс для крупных компаний, а в доме № 75 — элитные апартаменты с воссозданными историческими интерьерами.

Доходный дом Ф. Понжелиса, Санкт-ПетербургДоходный дом Ф. Понжелиса, Санкт-Петербург

Следующий участок (набережная Мойки, 81) занимает очень привлекательное здание — доходный дом Д. Я. Риц-а-Порта (А. Ф. Паулуччи). Дом в неоренессансном стиле был построен в 1873-1874 гг. по проекту академика архитектуры Михаила Алексеевича Макарова(1827-1873), известного мастера эклектики.

Доходный дом Д. Я. Риц-а-Порта, Санкт-Петербург

Двойное название здания связано с тем, что сначала оно принадлежало маркизу Александру Филипповичу Паулуччи, а затем купцу Доминику Яковлевичу Риц-а-Порто. Этот кондитер, выходец из Швейцарии, был владельцем одного из первых в Петербурге демократических кафе. Заведение под названием «Доминик» размещалось на Невском пр., 24 (в доме лютеранской церкви Петра и Павла; в советское время это место было известно как «Лягушатник»).

Доходный дом Д. Я. Риц-а-Порта, Санкт-ПетербургДоходный дом Д. Я. Риц-а-Порта, Санкт-Петербург

Тому же Паулуччи, а затем Риц-а-Порто принадлежал прилегающий участок под № 36 со стороны Большой Морской улицы. Там архитектор Макаров тоже выстроил доходный дом, причем заказчик потребовал решить его в более строгом стиле, поскольку фасад на Мойке был признан «слишком пёстрым и изысканным».

Доходный дом Д. Я. Риц-а-Порта, Санкт-Петербург

Бок о бок с этим зданием располагается дом Общества поощрения художеств (набережная Мойки, 83), выходящий другим, более гармоничным и нарядным, фасадом на Большую Морскую, 38. Оба дома (здание на Мойке и примыкающее к нему со стороны Большой Морской), возведенных в середине XVIII века, были в 1877–1878 гг. перестроены по проекту архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера. В ходе этой перестройки появился четвертый этаж фасада со стороны Мойки, был уничтожен фронтон и два балкона, изменилось оформление фасада.

Дом Общества поощрения художеств, Санкт-Петербург

В 1870-х годах здания были отданы Обществу поощрения художников (с 1882 года — Императорское общество поощрения художеств). Общество поощрения художников имело огромное влияние, так что Игорь Грабарь даже называл его второй Академией художеств, в то же время художники туда входили вовсе не академического плана, а всё больше передвижники, мирискусники и авангардисты. Общество регулярно выставляло и продавало современное русское искусство в зале, поначалу арендованном у Голландской церкви на Невском проспекте, 20. Когда Суриков и Филонов провалились на вступительных испытаниях в Академию, на помощь пришли занятия в школе ОПХ (при Сурикове и Репине, также ее посещавшем, школа располагалась в здании теперешнего Зоологического музея).

Дом Общества поощрения художеств и соседние дома на набережной, Санкт-Петербург

В 1890-1893 гг. оба здания были капитально перестроены в эклектичном стиле архитектором И.С. Китнером. В ту эпоху здесь действовали Общество взаимного вспомоществования русских художников и Общество русских акварелистов, среди членов которого были М. Я. Виллие, А. А. Бильдерлинг (по его эскизу создан памятник Н. М. Пржевальскому в Александровском саду), М. П. Клодт, А. Н. Бенуа и другие. В этом же здании квартировали Скандинавское благотворительное общество, редакции журналов «Зодчий» и «Художественные сокровища России», Санкт-Петербургское общество архитекторов и Санкт-Петербургское общество художников, а также Школа императорского Общества поощрения художеств, среди преподавателей который были А. В. Щусев, Р. Р. Бах, С. К. Маковский. Для вспомоществования семьям умерших художников в 1897 году было создано общество «Понедельник». Помимо художественных обществ, с 1890-х гг. в доме располагалось Общество для содействия русской промышленности и торговле. В советское время тут работал Живописно-скульптурный комбинат Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР, принимавший заказы «на портреты руководителей Коммунистической партии и Советского государства, героев нашей страны, новаторов производства, деятелей науки, литературы и искусства».

Сегодня на Большой Морской, 38, располагается Санкт-Петербургский Союз художников, в том числе Выставочный Центр Санкт-Петербургского Союза художников, а флигель со стороны Мойки занимает таможенный брокер. В этом же доме со стороны Мойке в 1906-1917 гг. жил последний секретарь Общества и руководитель рисовальной школы Николай Рерих (об этом свидетельствует мемориальная доска на фасаде по Большой Морской). Кстати, именно в этих стенах в 1880 году состоялась легендарная выставка картины А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», когда в таинственно-полутемном зале удивленная публика заглядывала за холст, чтобы проверить, нет ли там лампочки.

Набережная Мойки, Санкт-Петербург

Соседний дом (набережная Мойки, 85) был издавна связан с медициной. Здесь размещалось Российское страховое от огня общество («1-е Российское страховое общество»). Специально под нужды этого учреждения дом был перестроен в 1882-1885 гг. по проекту архитектора Л.Ф. Шперера. Общество, учрежденное в 1827 году, страховало не только от огня, но и от несчастий на железнодорожных и водных путях (позднее оно обзавелось еще одним отделением в прекрасном доме № 40 по Большой Морской улице).

Дом 1-го Российского страхового общества, Санкт-Петербург

В конце ХIХ века в этом же здании помещалась Канцелярия высочайше утвержденного Русского общества охранения народного здравия. Кроме того, здесь работали Общество детских врачей и Медико-филантропический комитет Императорского человеколюбивого общества. Сейчас по этому адресу находится Главное Управление МЧС России по Санкт-Петербургу, а в советское время размещалось Управление пожарной охраны Ленинграда и области — отсюда, видимо, и орден Ленина, до сих пор налепленный на фасаде.

Дом 1-го Российского страхового общества, Санкт-ПетербургДом 1-го Российского страхового общества, Санкт-Петербург

Мы подошли почти к самой Исаакиевской площади. Здесь располагается огромное неоренессансное здание Министерства государственных имуществ, построенное в 1844-1853 гг. архитектором Н. Е. Ефимовым (набережная Мойки, 85/Большая Морская ул., 42). Во второй половине ХIХ – начале ХХ века здесь обитали Энтомологическое и Лесное общества, а с 1921 года находится научно-исследовательский институт растениеводства (ныне Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР)). Симметричный ему дом №89 по другую сторону площади построен тем же архитектором для резиденции Министра государственных имуществ и сегодня, аналогично, принадлежит ВИРу.

Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова, Санкт-Петербург

История этого института и его сотрудников полна трагических событий. Несмотря на высочайший авторитет за рубежом, крупные научные достижения и экспедиции во все уголки мира, директор института Николай Вавилов (1887-1943) погиб в годы сталинских репрессий, став жертвой Т. Лысенко и других противников «лженауки» генетики: в 1940 году на основе сфабрикованных обвинений его арестовали, осудили и приговорили к расстрелу, который был затем заменен 20-летним заключением в тюрьме. Во время пребывания в тюрьме Николай Иванович умер. Впоследствии, в ходе реабилитации Вавилова, все предъявленные ему обвинения были признаны не соответствующими действительности. Вслед за Вавиловым были репрессированы и другие руководители ВИРа. Несмотря на разгром научного института, дело Вавилова продолжалось: собранная им коллекция растений поддерживалась в должном состоянии. Даже во время блокады умиравшие от голода сотрудники института не тронули ни единого зернышка или клубня из этого уникального селекционного фонда, чтобы сохранить генетические ресурсы, которые способны помочь восстановлению сельского хозяйства и обеспечить продовольственную и биологическую безопасность страны. Они же отважно обороняли семена от крыс.

Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова, Санкт-ПетербургВсероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова, Санкт-Петербург

Сотрудники ВИРа по-прежнему занимаются поддержанием генетического банка, регулярно пересеивают материалы. К сожалению, с 1991 года институт существует исключительно на средства мирового научного сообщества: на западные деньги оборудованы, в частности, камеры низкотемпературного хранения для генетических ресурсов. В симметричном здании на набережной Мойки, 89 (Большая Морская ул., 44) находится мемориальный кабинет-музей Н.И. Вавилова, открытый в 1980 году. В этом кабинете на посту директора ВИРа Н.И. Вавилов проработал почти 20 лет. Кабинет украшает привезенный ученым из Англии портрет Дарвина и хорошо сохранившийся изразцовый камин, на котором красуется коллекция причудливых тыквенных. В остальных интерьерах ВИРа тоже сохранились кое-какие следы былого великолепия. Хотя основная часть убранства утрачена, уцелели живописные и скульптурные плафоны и расписные своды бывшей домовой церкви(ныне научная библиотека). Некоторые фотографии интерьеров можно посмотреть тут.

Мемориальный кабинет-музей Н.И. Вавилова, Санкт-ПетербургМемориальный кабинет-музей Н.И. Вавилова, Санкт-Петербург

Напоследок вернемся на четную сторону набережной Мойки. На углу с переулком Гривцова (Демидова) (набережная Мойки, 64) находится доходный дом с крупными эркерами по фасаду, выстроенный в 1879-1880 гг. по проекту А. Р. Гешвенда, — образец петербургской архитектуры периода эклектики. Этому же архитектору принадлежит уже знакомый нам доходный дом на Мойке, 71, также сооруженный для купца К. Корпуса.

Доходный дом купца Корпуса на Мойке 64, Санкт-Петербург

В XVIII веке в доме Г. А. Демидова, который находился на месте нынешнего здания под № 64, действовал немецкий клуб, неофициально именовавшийся Шустер-клубом. Здесь устраивали танцевальные и музыкальные вечера, играли в карты, шахматы и бильярд. По соседству в 1793 году был открыт первый в Петербурге общественный увеселительный сад, где проходили праздники, балы, театральные представления, маскарады. Сам двухэтажный дом Демидова, обращенный фасадом в сторону Мойки, был построен, вероятнее всего, С.И. Чевакинским или А.Ф. Кокориновым (женатым на дочери Г.А. Демидова). С 1830 года в доме разместился престижный Английский клуб, о котором мы уже писали. Клуб переехал сюда, к Синему мосту, из здания у Красного моста. В 1862 году в несохранившемся флигеле дома Демидовых, стоявшем на месте нынешнего углового дома № 64, открылась Консерватория, директором которой стал пианист и композитор А. Г. Рубинштейн, а в числе первых студентов был П. И. Чайковский. В этом здании Консерватория проработала менее десяти лет, а затем сменила адрес (с 1896 года Консерватория занимает нынешнее здание на Театральной площади). После того как в 1880 году архитектор Гешвенд выстроил для купца Корпуса нынешний пятиэтажный дом на месте флигелей и парадного двора демидовского дома, фасад последнего оказался скрыт от глаз публики.

Доходный дом купца Корпуса на Мойке 64, Санкт-Петербург

В конце ХIХ века в здании Гешвенда обосновалось Генеральное консульство Австро-Венгрии. В 1900 году и до Первой мировой войны дом занимало Петербургское общество германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам и германское хоровое общество. Тогда же здесь разместилось правление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Чуть позже в доме обосновался Санкт-Петербургский певческий кружок. А в 1912 году здесь поселился Василий Васильевич Андреев (1861-1918) — виртуоз-балалаечник, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (Великорусского оркестра). В этом доме прошли последние годы жизни выдающегося музыканта. Здесь же у него на квартире проходили и репетиции оркестра. Мемориальная доска на фасаде свидетельствует: «Здесь с 1912 по 1918 г.г. жил и работал основатель оркестра русских народных инструментов Василий Васильевич Андреев». Сегодня на первом этаже здания разместился Shatush — солидный ресторан восточной кухни с ярким интерьером.

Мемориальная доска на доме купца Корпуса, Санкт-Петербург

Последним пунктом нашей прогулки станет бывший дом госпожи Якунчиковой (набережная Мойки, 66/переулок Антоненко, 2). Дом купчихи А. Н. Якунчиковой был построен в 1849 году по проекту французского архитектора Адриана Робена. Однако проект был реализован с отступлением от утвержденного императором плана: по факту оказалось, что уровень карниза «на 12 вершков выше», чем предполагалось. Николай I был в негодовании, тем более что новое здание стояло рядом с архитектурной доминантой площади — дворцом его дочери Марии Николаевны. Всех, кто отвечал за строительство, было приказано наказать. Зодчего Робена, было велено «арестовать на гауптвахте на две недели и потом выслать за границу», а «почетную гражданку Якунчикову, дозволившую построить сей дом, ей принадлежащий, не по выданному ей Высочайше утвержденному в 10 день ноября 1849 года фасаду, Высочайше повелено обязать привести этот дом непременно в вид Высочайше утвержденного фасада». Проект переделки здания разработал в 1850-1851 гг. архитектор Н.Е. Ефимов совместно Бернаром де Симоном. В результате высота дома была понижена, и он стал смотреться более скромно. Впрочем, то, что мы видим под № 66 сегодня, — плод послевоенной перестройки. Именно тогда здание было надстроено четвертым этажом и получило свой нынешний облик с суровыми советскими маскаронами на фасаде.

Дом Якунчиковой (ДК им. Володарского), Санкт-ПетербургДом Якунчиковой (ДК им. Володарского), Санкт-Петербург

В ХIХ веке здесь работал департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. В конце 1829 года в это учреждение на должность мелкого чиновника поступил 20-летний Н.В. Гоголь, который до начала следующего года вел тут мелкую канцелярскую работу, «глупую и бестолковую». В советское время тут функционировал Дом культуры им. Володарского.

Дом Якунчиковой (ДК им. Володарского) и Синий мост, Санкт-Петербург

В 1810–1811 гг. в доме на углу Мойки и переулка Антоненко (Нового переулка) жил первый посланник США в России Джон Квинси Адамс (John Quincy Adams) (в дальнейшем шестой президент США). Сегодня об этом напоминает мемориальная доска, установленная в 2009 году (к 200-летию установления дипломатических отношений России и США). Понятно, что дипломат занимал не нынешнее строение и даже не предшествующий ему дом середины XIX века, а старинное здание близ тогда еще не застроенной Исаакиевской площади. Джон Куинси Адамс и его жена Луиза Кэтрин Адамс, портреты кисти Чарльза Роберта Лесли, 1816 год (источник):

Джон Куинси Адамс и его жена Луиза Кэтрин Адамс

В письмах к матери американский дипломат жалуется, что ему приходится жить в «довольно скверном и очень дорогом доме на углу Нового переулка и набережной Мойки». Сам же город Петербург, несмотря на дороговизну, Адамс считал самым великолепным из всех им виденных, а он повидал немало красивейших городов Европы. Дж. К. Адамс методично вел дневник, описывая в том числе русскую жизнь и манеры высшего общества той эпохи. Пока что эти многотомные воспоминания доступны читателям только на английском языке. Надпись на мемориальной доске гласит: «Здесь в 1810-1811 годах жил первый посланник США в России Джон Квинси Адамс, шестой президент Соединённых Штатов Америки».

Дом Якунчиковой, мемориальная доска, Санкт-Петербург

До недавнего времени в бывшем ДК им. Володарского работал «Дом народного творчества и досуга», а во дворовом флигеле находился популярный клуб «Порт». Сегодня в здании, которое изнутри пребывает в полуразрушенном состоянии, планируется реконструкция под апарт-отель «Исаакиевская Ассамблея». Как и во многих других подобных проектах, не обойдется без так полюбившейся современным коммерсантам надстройки в виде мансарды. Кроме того, планируется снести дворовые флигели.

Симметричный, но более богато украшенный дом (дом Гавриловой) по другую сторону Мариинского дворца (набережная Мойки, 70) также был капитально перестроен в 1950-х годах и удачно скрывает свой возраст. Сейчас в его облике уже мало что напоминает о былых временах. Между тем, с этим зданием (или, скорее, с его предшественником) связано немало исторических событий и личностей. Так, в 1815 году в этом доме открылась книжная лавка В. А. Плавильщикова. Лавка стала играть роль литературного клуба, где собирались писатели, ученые, будущие декабристы. Старшим приказчиком у Плавильщикова был молодой А. Ф. Смирдин (1795-1857) — тот самый издатель и книготорговец, который позже переместил свою книжную лавку с библиотекой на Невский проспект и вошел в историю отечественной литературы. В 1830-х годах в этом доме у Синего моста жил друг М. И. Глинки — писатель, поэт и переводчик Н. В. Кукольник (1809-1868). Здание также упомянуто Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание»: во дворе этого дома Раскольников спрятал драгоценности и деньги, похищенные у убитой старухи-процентщицы.

Мариинский дворец и дом Гавриловой, Санкт-Петербург

Между двумя вышеописанными зданиями раскинулся Синий мост. Синий мост на Исаакиевской площади — это еще один «цветной мост» Петербурга. Известен он в первую очередь тем, что это мост-рекордсмен: его ширина составляет 97,3 м (а не 99,9, согласно легенде), в связи с чем Синий мост является самым широким мостом в Санкт-Петербурге. В некоторых источниках даже утверждается, что питерский Синий мост — самый широкий в мире; другие авторы осторожно называют его «одним из самых широких в мире». Собственно, из-за своей ширины Синий мост воспринимается как часть Исаакиевской площади. Нередко его даже называют «мост-площадь». По художественному оформлению Синий мост достаточно скромен, но является органической частью ансамбля Исаакиевской площади. Узор чугунных оград повторяет рисунок ограждений набережной Мойки.

Синий мост, Санкт-Петербург

Первый деревянный мост на этом месте перебросили через речку Мойку (Мью) в 1716 году. Позже деревянные Синие мосты, названные по цвету своей традиционной окраски, много раз перестраивались и реконструировались. С конца XVIII века и до 1861 года у Синего моста был так называемый «рабий рынок», где шла торговля крепостными людьми. Будущий декабрист Н.И. Тургенев писал: «Известно, что прежде, лет за сорок перед сим, торг сей простирался до того, что в Санкт-Петербург привозили людей барками для продажи. И многих из них от пристани водили к Синему мосту — немому свидетелю одной из самых позорнейших страниц нашей истории, периода дворянско-крепостнического Петербурга». Здесь же действовала своеобразная «биржа труда», где в поисках работы с самого утра собирались толпы вольных ремесленников и оброчных крестьян. На площади можно было нанять пильщиков, маляров, кучеров, каменотёсов, плотников, кормилиц, садовников... У многих ищущих найма работников в руках были «визитные карточки» (лейки у садовников, традиционные кокошники у кормилиц и т.д.), обозначающие их профессию.

Старое фото Синего моста в Петербурге (источник):

Синий мост на старом фото, Санкт-Петербург

В начале XIX века началась замена всех деревянных мостов через Мойку на чугунные, по уже знакомому нам типовому проекту Вильяма Гесте. Очередь Синего моста пришла в 1818 году, когда вместо деревянного сооружения возвели однопролётный чугунный мост на каменных опорах, освещавшийся фонарями на гранитных обелисках. Тогдашняя ширина Синего моста была более чем в 2 раза меньше теперешней: «всего» 41 метр. После того как на Исаакиевской площади был построен Мариинский дворец для дочери Николая I Марии, к мосту в 1842-1844 гг. пристроили новые арки, и он достиг современной ширины. Удлиненное мостовое сооружение скрыло ту часть реки, что протекает в непосредственной близости от Мариинского дворца, и как бы слилось с площадью. Поэтому Синий мост еще иногда называют «невидимкой». Действительно, не каждый, кто на нем стоит, замечает, что на самом деле находится на мосту. Из-за своей необычайной ширины мост воспринимается как часть площади. В конце XIX века гранитные обелиски Синего моста были заменены более легкими чугунными фонарями (пишут, что это были копии фонарей с моста Александра III в Париже).

Синий мост, Санкт-Петербург

В связи с угрозой обрушения Синего моста в 1929-1930-х годах был проведен ремонт. Старые опоры были сохранены, но чугунный свод пришлось заменить железобетонным. Фонари и декор низовой части моста также были утрачены. В 2002 году были проведены работы по капитальному ремонту Синего моста и реставрации декора.

Вид на Синий мост с высоты птичьего полёта (источник):

Синий мост, Санкт-Петербург

♦♦♦♦♦♦♦

Наиболее примечательные здания и памятники, расположенные вдоль этого отрезка набережной Мойки, показаны на следующей карте:

Маршрут прогулки по Мойке, Санкт-Петербург

В качестве дополнения приведем также и старинные планы города. Немалый исторический интерес представляет, например, аксонометрический план центральной части Петербурга конца XVIII века (источник):

Аксонометрический план центральной части Петербурга конца XVIII века

Также предлагаем вашему вниманию фрагмент аксонометрического плана Санкт-Петербурга 1765-1773 гг. (план Сент-Илера) (источник):

Мойка на плане Сент-Илера

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Канн П. Я. Прогулки по Петербургу: Вдоль Мойки, Фонтанки, Садовой /П. Я. Канн. - СПб.: Палитра, 1994.

2. Бройтман Л. Гороховая улица. Гороховая улица. – Санкт-Петербург: Крига, 2010.

3. Зуев Г. И. Течёт река Мойка... - М.: Центрполиграф, 2012.

4. Все здания на набережной Мойки, описания на сайте citywalls

5. Журнал «Квартальный надзиратель»

6. М.М. Фокин. К истории набережных Мойки. Журнал "История Петербурга", № 3 (43)/2008

7. Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс», статья в Википедии

8. William Craft Brumfield, 'The Origins of Modernism in Russian Architecture

9. Ирина Радченко . Проект «У Красного моста » Новая жизнь четырех зданий на Мойке. Журнал «Архитектура. Реставрация. Дизайн и Строительство»

10. Достопримечательности Санкт-Петербурга на карте wikimapia

11. На торговом доме Эсдерса и Схефальса воссоздают башню со шпилем

12. Торговый дом Эсдерса и Схефальса на Мойке обрел купол

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)