Между цветными мостами. От Зелёного моста к Синему: прогулка по Мойке (часть 1)

Сегодня мы совершим фотопрогулку по набережной Мойки, вдоль ее знаменитых гранитных набережных с чугунными решетками, мимо трех «цветных мостов» Санкт-Петербурга. Во время прогулки мы увидим несколько замечательных архитектурных сооружений — аристократических особняков, жилых и коммерческих домов XVIII–XX веков.

Доходный дом Жуэна, Санкт-Петербург

Не все здания, которые попадутся нам на пути, являются архитектурными шедеврами, но большинство из них связано с интересными и важными событиями в истории города и жизни его известных обитателей.

В качестве преамбулы скажем несколько слов о названии самой реки Мойки. До основания Петербурга протекавшая здесь небольшая грязная речка, мутная и узкая, носила ижоро-финское наименование Муя, что было, вероятно, связано с финским словом «мую» (т.е. «грязь», «слякоть»). Расчистка и благоустройство этого зловонного болотного ручья и его преобразование в пригодную для судоходства глубокую реку началось в 1704 году, по указу Петра I. В 1719-1797 гг. официальным названием речки стало «Мья», а впоследствии она стала известна как Мойка. Большинство историков предполагает, что название реки Мойки произошло от того самого старого ижорского наименования «Муя». В то же время, по мнению первого петербургского краеведа историка А. И. Богданова (1692-1766), речка «названа Мойкой от прежней ее нечистоты…» и ее название происходит от глагола «мыть». Поддерживая эту версию, некоторые знатоки топонимики даже пытались связать название реки с тем, что на набережных Мойки вскоре после основания города стали появляться общественные бани («мыльни на берегу реки Мьи»). Однако преобладающим всё-таки остается мнение, что название Мойки возникло просто как преобразованный вариант труднопроизносимого «Мья», хотя определенную роль при этом могло сыграть и звуковое сходство ижорского «мья» и русских слов «мыть», «мою», «мойка».

Зелёный мост, Санкт-Петербург

Качество воды в Мойке редко когда было удовлетворительным. Если в петровское время вода в Мойке якобы «была подобна по чистоте и вкусу Невской», то к XIX веку она превратилась в грязную, мутную протоку. Например, в 1843 году в одном петербургском путеводителе отмечалось, что «вода в Мойке мутна, неприятна для вкуса и издает от себя иногда даже дурной запах...». В 1874 году последовало запрещение водовозам брать из Мойки воду для питья и приготовления пищи. Однако отвлечемся от разговоров о санитарном состоянии реки и лучше перейдем к описанию интересных построек на ее исторических набережных.

Зелёный мост и Строгановский дворец, Санкт-Петербург

Наша прогулка начинается в том месте, где Мойка пересекает Невский проспект. Чугунный мост через реку Мойку на Невском проспекте навёл в 1806-1808 гг. архитектор и инженер из Шотландии Вильям Гесте (William Hastie) (на русский манер Василий Иванович Гесте), ставивший задачу строить «с надлежащей прочностью и красотой». Арочный свод моста впервые собрали из полых чугунных ящиков-кессонов, скрепленных болтами. Такую новаторскую конструкцию в то время не использовали еще даже в Европе.

Зелёный мост, Санкт-Петербург

Первый в Петербурге чугунный мост оказался не таким тяжеловесным, как каменный, и обходился без массивных опор. Это был очень тонкий и изящный, но в то же время прочный и долговечный мост. В одной из газет того времени писали, что «чугун есть природный материал России, всего более способный противостоять действию нашего северного климата». Зелёный (Полицейский мост) в 1810-х годах , старинная иллюстрация (источник):

Полицейский мост в 1810-х, Санкт-Петербург

Прежний мост на этом месте был деревянным и с 1735 года носил имя Зелёный, поскольку был выкрашен в этот цвет. Позже мост стали называть Полицейским, так как рядом находилось управление городской полиции и, кроме того, недалеко от моста проживал столичный генерал-полицмейстер Н.И. Чичерин (сильно перестроенный дом Чичерина теперь занимает «Талион Империал Отель»). Полицейский мост в 1830-х годах (источник):

Полицейский мост в 1830-х, Санкт-Петербург

Конструкция Вильяма Гесте была затем утверждена в качестве типового проекта металлического моста и использовалась при строительстве многих мостов через реки и каналы Петербурга, в том числе Красного и Синего мостов через Мойку. Ранее Зелёный мост украшали гранитные обелиски с фонарями и золочеными шарами. В 1842 году, в ходе расширения моста по проекту инженера А.Д. Готмана, гранитные обелиски были заменены более легкими чугунными столбами с фонарями. При очередном расширении моста в начале XX века вместо чугунных фонарных столбов были установлены железные канделябры с позолотой и шестигранными фонарями (проект художественного оформления подготовил архитектор Л.А. Ильин). Позднее шестигранные стеклянные фонари были утрачены, их восстановили в 1951 году.

Фонари на Зелёном мосту, Санкт-Петербург

В 1960-х отреставрировали мостовые канделябры и фонари. В советское время мост получил название Народный, а с 1997 года снова стал называться Зелёным и был выкрашен в зелёный цвет, но не такой яркий и весёлый, как в XVIII веке, а приглушенный, с сероватым оттенком — то ли под цвет питерской погоды, то ли с расчетом на неизбежное воздействие нашего загазованного воздуха.

Зелёный мост, Санкт-Петербург

Двигаясь по левой стороне набережной, мимо территории РГПУ им. А.И. Герцена, видим парадные ворота (шедевр Жана-Батиста Валлен-Деламота) с изображением пеликана, кормящего птенцов (символ Воспитательного дома, а затем пединститута), а за ними — главное здание университета, разместившегося в бывшем дворце К. Г. Разумовского (набережная Мойки, 48). Кирилл Разумовский был могущественным вельможей, гетманом Украины и младшим братом тайного мужа императрицы Елизаветы Алексея Разумовского.

Ворота РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Дворец Кирилла Разумовского был построен в стиле, переходном от барокко к классицизму, архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.Б. Валлен-Деламотом в 1762-1766 гг. В 1797 году дворец выкупила императрица Мария Фёдоровна, которая передала здание Петербургскому Воспитательному дому, предназначавшемуся для обездоленных младенцев и детей. (Ранее это человеколюбивое учреждение, основанное Екатериной II в 1771 году, находилось близ Смольного монастыря, а затем занимало фельтеновское здание на Миллионной).

Ворота РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

При Воспитательном доме для неимущих рожениц имелся небольшой госпиталь. Положение о нем гласило, что администрация должна принимать беременных женщин, ни о чем их не спрашивая, причем дозволялось даже рожать в черной маске, чтобы женщины могли не показывать лиц. Роженицы также могли не отвечать на вопрос об отце; младенец тут же отнимался и получал свободное гражданство. Поступление ребенка-подкидыша тоже не сопровождалось никакими формальностями: принесший младенца просто оставлял его в специальной корзине. Обширный комплекс зданий на Мойке (№ 48, 50, 52) реконструировал для нужд Воспитательного дома строитель А. Порто.

Ворота РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Именно тогда на монументальных главных воротах дворца появилось изображение пеликана — символа самопожертвования ради любви к детям. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов собственной плотью и кровью, и, хотя эта красивая легенда не находит научного подтверждения, «самоотверженная птица» стала эмблемой Воспитательного дома, а теперь и педагогического университета. Изображение пеликана вообще часто можно встретить на фасадах детских больниц и сиротских приютов.

Ворота РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Здания Воспитательного дома на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге, гравюра XIX века (источник):

Здания Императорского воспитательного дома на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге

В 1837 году в здании разместился Сиротский институт (Николаевский сиротский институт) для воспитания осиротевших дочерей военных и чиновников гражданского ведомства, а с 1918 года — педагогический институт (ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена). Вход на территорию РГПУ сейчас осуществляется только по пропускам (в некоторых случаях попасть в университетский городок также можно по предъявлении паспорта или иного документа). Перед фасадом главного здания РГПУ установлен памятник К. Д. Ушинскому (1961) работы В.В. Лишева. Постамент памятника педагогу создан по проекту архитектора В.И. Яковлева.

Главный корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Главный корпус РГПУ, за которым закрепилось старинное название «дворец Разумовского», приобрел современный облик около 1813 года. По архитектурной композиции здание представляет собой центральный массив с симметричными боковыми флигелями. Над аркадой цокольного этажа центр фасада декорирован колоннадой из шести колонн коринфского ордера. Также фасад украшает изящная лепнина. Колоннаду венчает антаблемент и высокий аттик.

Главный корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

К главному корпусу педагогического университета примыкает бывший дворец богатого купца и придворного поставщика Г. Х. Штегельмана (набережная Мойки, 50). Дворец Штегельмана был построен в 1750-1753 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли. В 1797 году вместе с дворцом Разумовского дом Штегельмана был передан Воспитательному дому, а затем стал частью педагогического института. Здание, первоначально построенное Растрелли в стиле барокко, несколько раз перестраивалось и подвергалось перепланировке.

Дворец Штегельмана, 2-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-ПетербургДворец Штегельмана, 2-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Сегодня архитектурный стиль сооружения определяют как классицизм. Центральный ризалит фасада украшен пилястрами, проемы первого этажа обрамлены ионическими колоннами. Фронтон дворца (ныне это 2-й корпус РГПУ) декорирован уже знакомой нам эмблемой — скульптурным изображением пеликана. Тонкие лепные орнаменты на фасаде в виде гирлянд и ваз характерны для раннего классицизма.

Дворец Штегельмана, 2-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-ПетербургДворец Штегельмана, 2-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

За дворцовыми флигелями можно разглядеть памятник И.И. Бецко́му (увеличенная бронзовая копия скульптора А. П. Лаврецкого с мраморного оригинала датского скульптора Я. Земмельгака (1800)). Иван Бецкой (1704-1795) являлся основателем и первым руководителем Воспитательного дома, личным секретарем Екатерины II, зачинателем женского образования в России. Бецкой был внебрачным сыном фельдмаршала Н.Ю. Трубецкого (именно от него он унаследовал усеченную, без первого слога, фамилию). Надпись на пьедестале памятника гласит: «Иван Иванович Бецкой, по мысли которого основан Екатериною Великою императорский воспитательный дом в 1770 году».

Памятник И.И. Бецкому, Санкт-Петербург

Бронзовый бюст Бецкогобыл установлен в 1868 году и стал первым в Петербурге скульптурным изображением этого деятеля русского Просвещения (на площади Островского статуя Бецкого у подножия памятнику Екатерине II среди ее сподвижников появилась чуть позже).

Памятник И.И. Бецкому, Санкт-Петербург

Памятник находится перед главным корпусом Воспитательного дома (набережная Мойки, 52), построенным в стиле позднего классицизма в 1839–1842 гг. по проекту архитектора П.С. Плавова (если говорить точнее, последний полностью перестроил ранее стоявшее на этом месте здание начала XIX века, возведенное неизвестным зодчим). Во второй половине XIX века здание было передано женскому Сиротскому институту, а перед Первой мировой войной здесь размещалась акушерская школа и родительное отделение Воспитательного дома. Сегодня все вышеописанные здания составляют комплекс корпусов РГПУ им. А.И. Герцена. План территории РГПУ им. А.И. Герцена.

Здание Воспитательного дома, 1-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-ПетербургЗдание Воспитательного дома, 1-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Центр главного фасада бывшего здания Воспитательного дома (1-го корпуса РГПУ) выделен портиком из шести ионических колонн под треугольным фронтоном. На фронтоне помещено изображение пеликана, кормящего пятерых детенышей.

Здание Воспитательного дома, 1-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Еще одно изваяние этой птицы можно заметить на фронтоне 6-го учебного корпуса, со стороны Воронихинской решетки у Казанского собора.

6-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Со стороны набережной рассмотреть важные постройки на территории университета достаточно трудно. Почти все строения находятся за решеткой, в глубине двора. С Мойки хорошо видны лишь бывшие дворцовые флигели, сегодня служащие учебными корпусами. Вид на правый дворцовый флигель (ныне — психолого-педагогический факультет РГПУ, 11-й корпус университета им. А.И. Герцена; набережная Мойки, 50к1):

11-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург11-й корпус РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Ближайший к Красному мосту дом по этой стороне набережной — бывшее Императорское училище глухонемых, здание которого сегодня также относится к комплексу Педагогического университета им. А.И. Герцена (набережная Мойки, 54). Училище было основано в 1806 году вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной. Угол здания виден на следующей фотографии.

Корпуса РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Сам этот дом на углу Гороховой улицы и Мойки был в 1817 году приобретен в казну и передан училищу, а в 1844–1847 гг. перестроен в стиле классицизма архитектором П. С. Плавовым.

Бывшее Императорское училище глухонемых, Санкт-Петербург

Фасад по Гороховой улице:

Бывшее Императорское училище глухонемых, Санкт-Петербург

На третьем этаже здания находилась домовая Петропавловская церковь (со стороны фасада, выходящего на Гороховую, выделенная портиком). Убранство церкви в значительно степени утрачено, однако с 1997 года в храме Петра и Павла при педагогическом университете возобновились богослужения, в том числе на языке глухонемых. Это единственный в Петербурге православный храм, где проходят богослужения с сурдопереводом. Глухие и слабослышащие прихожане имеют возможность исповедоваться, причащаться и обучаться. Само бывшее здание Императорского училища глухонемых сегодня является 20-м учебным корпусом РГПУ. Интерьер церкви апостолов Петра и Павла при Императорском училище глухонемых, фото 1890-х годов (источник):

Интерьер церкви Императорского училища глухонемых, Санкт-Петербург

Помимо части речного фасада бывшего Императорского училища глухонемых, на следующей фотографии, сделанной с другого берега Мойки, видно несколько других корпусов педагогического университета им. А. И. Герцена.

Корпуса РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

На противоположном берегу реки отметим элегантный двухэтажный особняк с полукруглым аттиком (набережная Мойки, 67), который в источниках называют по-разному, но чаще всего он проходит под заголовком «дом П.А. Кочубея» или «дом военного министра» (довмин). В первой половине XIX века территория этого здания и соседнего дома под № 69 составляла единый участок. Участок принадлежал банкиру и купцу А.И. Северину, из-за чего особняк иногда еще называют «домом Северина», хотя тот дом и не сохранился.

Дом военного министра, Санкт-Петербург

Северин сам здесь не жил, а сдавал дом в аренду. В 1819-1827 гг. в доме Северина на набережной Мойки, 67, у Красного моста жил Алексей Николаевич Оленин (1763-1843), президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Этот дом арендовала для него Государственная канцелярия, которую Оленин также возглавлял (он занимал пост Генерального секретаря). У Оленина был салон («Оленинский кружок»), где собирались поэты и писатели, музыканты и художники. Молодой А.С. Пушкин принимал участие в домашних спектаклях. Посещал этот салон и А.С. Грибоедов, который, как вспоминают современники, здесь музицировал.

Дом военного министра, Санкт-Петербург

В 1857-1858 гг. особняк был перестроен архитектором Иваном Денисовичем Черником (1811-1874). Интерьеры были оформлены Л.Л. Бонштедтом в 1858-1859 гг., но не сохранились. Во второй половине XIX века дом принадлежал семье Нарышкиных, а затем князю П. А. Кочубею (1825-1892). Впоследствии тут находилась резиденция военного министра, должность которого в 1900-1915 гг. занимал В. А. Сухомлинов, а в 1915-1916 гг. А. А. Поливанов. Военный министр Владимир Александрович Сухомлинов (1848-1926) в 1915 году был обвинен в плохой подготовке к войне и отправлен в отставку. Генерала стали считать главным виновником плохого снабжения русской армии и даже ставили ему в вину государственную измену. В 1916 году Сухомлинова заключили в Петропавловскую крепость, а затем перевели под домашний арест. После Февральской революции престарелый отставной министр снова был арестован, и хотя большинство обвинений не подтвердилось, Сухомлинова признали виновным в «недостаточной подготовке армии к войне». Весной 1918 года, как достигший 70 лет, генерал был освобожден по амнистии и эмигрировал. Исторический интерьер дома (источник):

Дом военного министра, Санкт-Петербург

После революции в бывшем «доме военного министра» работал Народный комиссариат по военным делам. Как сообщает нам мемориальная доска на здании, 17 и 22 декабря 1917 года В.И. Ленин провел здесь совещания по вопросам демобилизации старой и создания новой, Красной Армии.

Дом военного министра, Санкт-Петербург

Соседний дом (набережная Мойки, 69) известен в литературе как особняк В. Ф. Салтыковой. Здание построено в 1840 году архитектором Гаральдом Боссе (Harald Julius von Bosse) (1812-1894), а в 1857-1858 гг. его, как и вышеописанный особняк под № 67, перестроил архитектор Иван Черник. В середине XIX века дом тоже принадлежал семье Кочубеев, а в конце XIX века, аналогично соседнему, был выкуплен казной для военного ведомства, и здесь располагалась резиденция военных министров. С 1926 года оба здания занимает строительная организация «Шестнадцатый трест».

Особняк В. Ф. Салтыковой, Санкт-Петербург

Далее, на углу набережной Мойки и Гороховой улицы, видим более позднее эклектичное здание с изломанной линией фасада — бывший доходный дом К. Корпуса (набережная Мойки, 71/Гороховая ул., 16). В XVIII веке примерно на месте этого здания находился двор Канцелярии от строений плотничьего и стропильного дела мастера В. Эхта («дом Ехта»). Со стороны Гороховой улицы это был дом в 15 окон по фасаду, на высоком цоколе, с трехоконным мезонином. В середине XVIII века был застроен и участок со стороны набережной: появился одноэтажный флигель в 7 окон, также с мезонином. Затем здание принадлежало князю Фёдору Сергеевичу Барятинскому (1742-1814), а после него — Василию Васильевичу Энгельгардту (1749-1828) и князю Петру Федоровичу Шаховскому (1773-1841). Представление о прежнем облике дома можно составить по акварели неизвестного художника «Красный мост через Мойку», 1820-е годы (источник):

Красный мост через Мойку, Санкт-Петербург

У сына князя Шаховского, Алексея, дом в 1875 году приобрела Ольга Петровна Долгорукая, урожденная княжна Шувалова. На тот момент это был каменный двухэтажный дом с двумя мезонинами. Но здание оказалось в плачевном состоянии, и новые хозяева, видимо, решив, что ремонт будет стоить слишком дорого, продали дом торговцу из Гельсингфорса (Хельсинки), петербургскому купцу Карлу Теодору Корпусу (р. 1825) (в некоторых источниках он фигурирует как Константин Корпус, а в некоторых его называют просто «К. Б. Корпус»). Вместе с братом Германом Карл Корпус торговал мужской одеждой и меховыми изделиями. Вот при этом-то владельце и произошла та перестройка дома, во время которой он приобрел нынешний облик с эркерами и окнами-витринами: в 1876-1878 гг. архитектор Александр Гешвенд построил для купца пятиэтажный угловой дом, включив в него старое здание, но полностью изменив отделку фасадов.

Доходный дом купца Корпуса, Санкт-Петербург

Александр Гешвенд был востребованным мастером, автором многих построек в Петербурге, в том числе одного из доходных домов напротив, на Мойке, 64. Вскоре после окончания строительства купец Корпус умер, и в доме разместились различные предприятия, в том числе известный магазин трикотажных изделий Дидриха Дальберга из Ревеля (Таллина), а затем канцелярский магазин купца А.М. Брюкнера. После революции основную часть здания занимали жилые квартиры. В 1920-е годы в доме работала студия театрального искусства. Сейчас в доме размещается, в частности, дирекция петербургского филиала Северо-Западного Телекома, а также ресторан Pizza Hut.

Красный мост, Санкт-Петербург

Итак, мы дошли до Красного моста, еще одного «цветного моста» Петербурга. Мойка — единственная в городе река, через которую перекинуты мосты с такими необычными названиями. Объясняется эта особенность просто: поскольку мосты располагались близко друг к другу и были очень похожи внешне, жители часто их путали, поэтому и было решено покрасить их в разные цвета и назвать соответствующим образом (это произошло по повелению императрицы Анны Иоанновны в 1738 году).

Красный мост, Санкт-Петербург

Помимо Зелёного и Красного мостов, к числу «цветных мостов» относится Синий мост, а раньше еще и Желтый мост, ныне именуемый Певческим. Что касается Красного моста, то он был построен по типовому проекту всё того же архитектора Вильяма Гесте, причем — единственный из тех первых чугунных мостов через Мойку — этот мост сохранил свой исторический облик. Красный мост находится на пересечении набережной Мойки с Гороховой улицей. Красный мост в начале XX века, старое фото (источник):

Красный мост в начале XX века, Санкт-Петербург

На месте нынешнего Красного моста уже в 1717 году находился первый деревянный мост, который из-за цвета окраски называли Белым. В 1730-х мост перестроили, а после 1803 года стали именовать Красным, поскольку с этого времени его постоянно окрашивали в яркий красный цвет. Нынешний Красный мост возвели из пустотелых чугунных коробчатых секций по проекту Гесте в 1808-1814 гг. Большинство металлических конструкций было изготовлено на знаменитых уральских заводах Н. Н. Демидова. Вильям Гесте также разработал проект архитектурного оформления моста, украсив его четырьмя гранитными обелисками с золочеными шарами и фонарями. В качестве ограждений моста служит чугунная решетка, по рисунку повторяющая решетку набережной Мойки.

Красный мост, Санкт-Петербург

К середине XX века Красный мост оказался в аварийном состоянии и был подвергнут капитальной перестройке. В частности, были заменены старые чугунные своды, а также восстановлены и сохранены в первоначальном авторском оформлении гранитные обелиски с позолоченными шарами и четырехгранными фонарями, а фасады моста вновь выкрасили в традиционный красный цвет. Последняя реставрация Красного моста была проведена в 1998 году. Мост покраснел пуще прежнего.

Красный мост, Санкт-Петербург

По другой стороне набережной, напротив бывшего Императорского училища глухонемых, находится скромное угловое здание в стиле классицизма — его еще называют домом Х. Я. Таля (набережная Мойки, 56/Гороховая ул., 17). К сожалению, в литературе наблюдается некоторая путаница с нумерацией нынешних участков 56 и 58, поскольку ранее они составляли единый участок. В начале XIX века обширный земельный участок на углу Гороховой и Мойки (на месте нынешних домов № 56 и 58) приобрел у коммерсантов Кусовниковых купец Христофор Таль (иногда встречается под именем Христиан Таль). Также Таль произвел ремонт фасадов уже находившихся на участке построек. Среди последних был длинный одноэтажный дом в четырнадцать окон по фасаду, располагавшийся глубине двора (именно этот не сохранившийся до наших дней дом в источниках обычно именуют «домом Таля»). Два выступа дома соединялись проходившей вдоль набережной железной решеткой, украшенной венками. По современной размежевке, здание занимало участок дома № 58. Кроме того, во дворе купец возвел здание общественных бань. Эти «Талевские бани» стали весьма известны в городе.

Дом Таля на Мойке, Санкт-Петербург

С 1813 года в одноэтажном доме Таля квартировал Английский клуб (Санкт-Петербургское Английское собрание), девизом которого было Concordia et Laetitia («Согласие и веселие») (раньше клуб заседал в соседнем особняке графа П. Скавронского, также выкупленном Талем). В клубе читали иностранные газеты, обсуждали политические новости, играли в бильярд, карты и кегли, пили вино. Быть членом этого закрытого мужского клуба означало иметь положение в свете. Этот очень модный, престижный и популярный клуб посещали баснописец И. А. Крылов, архитектор В. П. Стасов, писатель А. А. Шаховской, поэт В. А. Жуковский, а вот издателя реакционной проправительственной газеты «Северная пчела» Ф. В. Булгарина в клуб не приняли. А. С. Пушкин состоял в Английском собрании с 1832 года, хотя и относился к элитарности данного заведения с иронией. Женщины в клуб не допускались, даже в качестве прислуги. В доме Таля клуб располагался до 1830 года, а затем переехал.

Летом 1831 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о сдаче внаем помещения в доме Таля «с удобными флигелями, дворами и вновь красиво разведенным садом». После этого в уютный домик на Мойке въехало Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии — созданное Николаем I жандармское ведомство, возглавляемое графом А. Х. Бенкендорфом. В одноэтажном здании канцелярии хранились дела на всех сколько-нибудь подозрительных лиц. В эту «центральную шпионскую контору» для объяснений, выговоров, внушений и наставлений периодически вынужден был являться А.С. Пушкин, так что это место в какой-то степени может считаться «пушкинским», хотя и связано не с самыми радостными моментами в жизни поэта. Дом Таля на Мойке, рисунок художника Садовникова В.С. (1860 год) (источник):

Дом Таля в 1860 году, Санкт-Петербург

В 1840-х гг. Третье отделение переехало на Фонтанку (напротив Инженерного замка), а здесь обосновался Корпус жандармов и Главная императорская контора. Дом к тому времени принадлежал наследникам Таля. Они разделили участок между собой и часть продали, а новые владельцы возвели на нем новые постройки.

В 1834 году архитектор А.Х. Пель построил здесь новый дом «длиною в 60 саженей» вдоль Гороховой улицы. Трехэтажная угловая часть служит переходом от старого дома на Мойке к четырехэтажному зданию с гладкими стенами и прямоугольными окнами без наличников. В протяженном здании по Гороховой улице (нынешний дом №56 по Мойке) располагалось множество различных заведений. В 1873 году имущество Талей перешло к купцу Лихачеву, который произвел «переделки», а затем продал дом московской купчихе, которая использовала помещения исключительно для извлечения дохода: квартиры сдавала жильцам, а первый этаж — торговым заведениям. В частности, тут находился ювелирный и часовой магазин Э. Бурхарда, мастерская музыкальных инструментов, магазин модной одежды и проч. С 1905 году в доме на Гороховой, 17 (№56 по Мойке), находился магазин торгового дома «Э. Кинкман и Ко», который занимался продажей велосипедов, ламп, телефонов, пластинок, граммофонов и прочих приборов. На фасаде дома крупными буквами была выведена фамилия владельца. Часть квартир на верхних этажах занимали хозяева расположенных внизу магазинов. В частности, большую квартиру снимал швейцарский гражданин ювелирный мастер Теодор Фридрих Кехли, бывший также придворным оценщиком. «Весь Петербург» за 1905 год упоминает в доме под № 56 Общество поощрения женского профессионального образования. Это общество готовило учительниц рукоделия, открывало ремесленные курсы, женские школы и мастерские, общежития для учениц.

Дом № 56 получил особую известность в советское время, когда тут располагалось культовое пивное заведение «Висла», где собирались студенты и художники. Ресторан «Висла» открылся в 1975 году. Первоначально он занимал весь первый этаж протяженного дома по Гороховой. При ресторане работал, собственно, пивной бар, особенно популярный среди студентов, называвших его «21-м корпусом института им. Герцена».

На рубеже XIX-XX вв. старый дом Таля, бывшее здание Третьего отделения (тот самый одноэтажный особняк, находившийся примерно на месте нынешнего дома № 58), арендовал коммерсант А. В. Контан. На следующем историческом фото представлен общий вид ресторана «Контан» (источник):

Ресторан «Контан» на Мойке, Санкт-Петербург

О знаменитом ресторане «Контан», открывшемся в 1885 году, современники вспоминали с большим удовольствием. «Контан» вошел в число других петербургских ресторанов высшего класса, таких как «Кюба» и «Борель». Заведение располагалось в глубине участка, на месте нынешней гостиницы «Аркадия» и детского сада. В саду ресторана «Контан», фото 1913 года (источник):

В саду ресторана «Контан» на Мойке, фото 1913 года, Санкт-Петербург

Роскошный ресторан, названный по фамилии владельца, славился превосходной кухней и виртуозным оркестром румынской музыки и считался великолепным местом для проведения роскошных банкетов и чествований. Дамы в отдельном кабинете ресторана «Контан» (источник):

Дамы в ресторане «Контан» на Мойке, фото 1913 года, Санкт-Петербург

Обновленный ресторан (новый «Контан») работал здесь и некоторое время после того, как старый дом Таля снесли, а на участке возвели новое здание — доходный дом А. Жуэна. Громадный серый дом в стиле неоклассицизма (ретроспективизма) был построен по заказу французского купца и ресторатора Альмира Жуэна в 1913-1914 гг. по проекту Р. Ф. Мельцера. Роман Федорович (Роберт-Фридрих) Мельцер (1860-1943), выдающийся архитектор и художник эпохи модерна, построил в Петербурге здание Ортопедического института в Александровском парке, дворец великого князя Михаила Александровича на Английской набережной, а также целый ряд особняков. Кроме того, будучи архитектором императорского двора, Мельцер принимал участие в декоративном оформлении интерьеров нескольких царских резиденций. Он также был покровителем и другом художника К. С. Петрова-Водкина. Доходный дом Жуэна стал последней постройкой Мельцера в Петербурге. После революции он эмигрировал.

Доходный дом Жуэна, Санкт-Петербург

Два нижних этажа здания облицованы серым гранитом, остальные покрыты декоративной фактурной (терразитовой) штукатуркой. Шестиэтажный дом завершается седьмым мансардным этажом с балюстрадой. Шестой этаж украшают тяжеловесные фигуры путти, увешанные гроздьями винограда и букетами цветов. Они поддерживают балюстраду.

Доходный дом Жуэна, Санкт-Петербург

Центральная часть фасада оформлена двумя полукруглыми эркерами, между которыми располагаются пилястры с капителями коринфского ордера. На втором этаже, под эркерами, стоит обратить внимание на два стильных овальных окна, «бычьих глаза», обрамленных каменными растительными орнаментами.

Доходный дом Жуэна, Санкт-Петербург

В «новом» «Контане» в 1916 году прошли торжества в честь 25-летия заключения российско-французского соглашения 1891 года, положившего начало Франко-русскому альянсу. На приеме присутствовали высшие сановники и дипломатический корпус. Российский гимн «Боже, царя храни» исполнили Александр Глазунов и Александр Зилоти. Под их аккомпанемент Ф. И. Шаляпин спел запрещенную в монархической России «Марсельезу». Сергей Маковский вспоминал: «Шаляпин спел “Марсельезу” с таким драматическим воодушевлением, с каким вряд ли кто-нибудь пел ее до него. Уж если петь песню Великой французской революции, то так, чтобы дрогнули сердца и все услышали набат рока. Пророческий клик Шаляпина все покрыл, увлек за собой и развеял, обратил в ничтожество призрак преходящей действительности». По требованию публики Шаляпину пришлось повторить революционный французский гимн на бис.

Доходный дом Жуэна, Санкт-ПетербургДоходный дом Жуэна, Санкт-Петербург

Вскоре ресторан был закрыт. Также в предреволюционные годы в этом здании находилось единственное на Мойке промышленное предприятие, аккумуляторный завод «Тюдор». В 2001 году на Мойку, 58, из библиотеки имени Маяковского переехало петербургское отделение Гёте-института (занимает 7-й этаж). Помимо него, с 1998 года в здании находится бизнес-центр «Мариинский».

Вид набережной Мойки, Санкт-Петербург

Следом за доходным домом Жуэна располагается здание, построенное в 1871-1872 годах для гостиницы Н. И. Соболева «Россия» (набережная Мойки, 60). Проект этого дома в стиле эклектики разработал архитектор Николай Петрович Басин. В 1893 году в этой петербургской гостинице останавливался П. И. Чайковский, а в конце ХIХ века здесь жил архитектор М. Ф. Гейслер, известный перестройкой особняка Е. И. Набоковой на Большой Морской, 47.

Бывшее здание гостиницы «Россия», Санкт-Петербург

В 1917 году в здании скрывался В. М. Пуришкевич, который проживал тут по подложному паспорту и готовил заговор против красногвардейцев (в номерах гостиницы были обнаружены банки с ядом, винтовки, патроны и т.д.). Именно здесь черносотенец был арестован советскими властями (но спустя несколько месяцев освобожден по амнистии). В советское время здание гостиницы «Россия» стало жилым домом. Недавно была проведена реконструкция фасадов этого исторического здания.

Бывшее здание гостиницы «Россия», Санкт-ПетербургБывшее здание гостиницы «Россия», Санкт-Петербург

Далее, на углу Мойки и переулка Гривцова (Демидова), находится доходный дом И. Д. Липина — красивое здание в стиле необарокко, построенное по проекту архитектора Э. К. Гернета, предположительно в 1860-х годах (набережная Мойки, 62). В этом доме одно время жил композитор и искусствовед А. Н. Серов (1820-1871).

Доходный дом Липина, Санкт-ПетербургДоходный дом Липина, Санкт-Петербург

В конце ХIХ века в здании обосновалась Миссия Португалии, с которой соседствовала редакция «Международного птицеводного журнала». В начале ХХ века в этом же доме размещались редакции журналов «Деревня», «Крестьянское хозяйство» и «Баян», а также Галицко-русское благотворительное общество. В годы Первой мировой войны здание занимало Карпато-Русское общество, Общество милосердия в Петрограде и польская Лодзинская гимназия.

Доходный дом Липина, Санкт-Петербург

Сейчас тут открыта молодежная гостиница Soul Kitchen Hostel. С общего балкона гости хостела имеют возможность любоваться прекрасной панорамой противоположенного берега Мойки. Судя по отзывам, это приятный, чистый, уютный хостел с относительно недорогими номерами и отличным расположением в центре Питера).

Вид с балкона доходного дома Липина, Санкт-Петербург

♦♦♦♦♦♦♦

- Продолжение прогулки по набережной Мойки

♦♦♦♦♦♦♦

Наиболее примечательные здания и памятники, расположенные вдоль этого отрезка набережной Мойки, показаны на следующей карте:

Маршрут прогулки по Мойке, Санкт-Петербург

В качестве дополнения приведем также и старинные планы города. Немалый исторический интерес представляет, например, аксонометрический план центральной части Петербурга конца XVIII века (источник):

Аксонометрический план центральной части Петербурга конца XVIII века

Также предлагаем вашему вниманию фрагмент аксонометрического плана Санкт-Петербурга 1765-1773 гг. (план Сент-Илера) (источник):

Мойка на плане Сент-Илера

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Канн П. Я. Прогулки по Петербургу: Вдоль Мойки, Фонтанки, Садовой /П. Я. Канн. - СПб.: Палитра, 1994.

2. Бройтман Л. Гороховая улица. Гороховая улица. – Санкт-Петербург: Крига, 2010.

3. Зуев Г. И. Течёт река Мойка... - М.: Центрполиграф, 2012.

4. Все здания на набережной Мойки, описания на сайте citywalls

5. Журнал «Квартальный надзиратель»

6. М.М. Фокин. К истории набережных Мойки. Журнал "История Петербурга", № 3 (43)/2008

7. Ленинград, путеводитель. Второе издание. Составители: Витязева В.А. Кириков Б.М. Лениздат, 1986.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



4 комментария к заметке

  1. Елена пишет:

    Приятно было познакомиться с Вашим сайтом. Я профессиональный экскурсовод-водник. Хотела уточнить кое-что о Воспитательном доме. Мне понравилось , что Вы пишите и как пишите, хорошие фото. Только одно замечание и одно пожелание(кроме, разумеется, дальнейших успехов). Первое — Красный мост сохранил свой исторический облик, но не внутреннюю инженерную конструкцию(профессионалы-водники в туристический сезон по несколько раз в день проходя под сводами мостов это хорошо знают). Красный мост пострадал в годы войны и те замечательные кессоны были заменены на железобетон и стальные балки.Он как раз этим и интересен, и лишний раз подтверждает, что Петербург — это полигон отечественного мостостроения, имеющий уникальную школу инженеров-мостовиков. Сохранили конструкцию Гесте Зелёный мост, частично Синий , Певческий, Большой Конюшенный и некоторые другие. Второе: в заглавии указано «По мойке… «. Могу сказать, что в водных экскурсиях это считается методической ошибкой, надо говорить «По реке Мойке».А в общем вы молодцы.Успехов!

  2. Foxy пишет:

    Елена, спасибо за информативный отзыв и поправки)). Сами мы (авторы сайта) — всего лишь увлеченные путешественники, интересующиеся историей и культурой разных городов Европы, включая родной Питер)). К сожалению, профессионалами мы не являемся)), так что рады любым замечаниям опытных экскурсоводов!

  3. Ольга пишет:

    Большое спасибо за интереснейшие и подробные рассказы.С удовольствием читала. Собираемся с супругом в Питер. Благодаря Вам поездка будет ещё интереснее для нас. Спасибо. Успехов!

  4. Foxy пишет:

    Спасибо, Ольга. Приятного знакомства с Питером:)!