Алтарь Доминиканцев в музее Унтерлинден: «Мистическая охота на единорога» и ее символика.

В кольмарском музее Унтерлинден (подробнее см. в разделе «Музей Унтерлинден в Кольмаре: гуляем самостоятельно»), в помещении бывшей монастырской часовни, где хранится также знаменитый Изенгеймский алтарь Матиаса Грюневальда, можно увидеть многочастный алтарь Доминиканцев (Retable des Dominicains de Colmar), созданный ок. 1480 года художниками круга Мартина Шонгауэра.

Этот алтарь довольно необычен по выбору начального мотива в цикле сцен из детства Иисуса и жизни Девы Марии, представленных на первых восьми панно. Эти панно в свое время служили наружными сторонами створок алтаря и были видны в обычные дни, когда алтарь был закрыт. Речь идет о двойном панно «Мистическая охота» («Охота на единорога») (Mystische Einhornjagd im Hortus Conclusus), на котором изображен ангел и Дева Мария с единорогом. Краткое описание всей композиции Доминиканского алтаря и его истории см. тут.

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В средние века единорог ассоциировался с идеей девственности Марии и Воплощения Христа (в бестиариях Иисус Христос именуется «единорогом духовным», который «снизошел в утробу Девы»). Считалось, что только девственница может поймать единорога за рог и укротить его. Согласно старинному греческому трактату «Физиологус» («Физиолог») (II-III в.), единорог, положивший голову на грудь Девы Марии, символизировал Воплощение Христа. Кроме того, рог этого мифического животного воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры единорога символизировали смирение Христа.

В данном случае, наряду с единорогом, мы видим и такой традиционный символ девственности и непорочного зачатия, как ограда или стена, отсылающая к мотиву запертого сада (Hortus conclusus) («вертограда заключенного»), еще одному символическому обозначению Девы Марии. В искусстве позднего Средневековья и Ренессанса Мария часто изображалась в прекрасном саду, окруженном забором или стеной. Это замкнутое пространство использовалось в качестве аллегории ее «запертого» лона, которое осталось незапятнанным, а также символа того, что непорочная Мария, как стеной, защищена от греха. Одной из разновидностей этой темы в живописном творчестве является изображении Девы Марии с Младенцем в окружении роз (характерным примером является картина Мартина Шонгауэра «Мадонна в беседке из роз»).

Образ запертого сада, как и многие другие символы девственности и непорочного зачатия, восходит к «Песни песней» (поскольку героиню этой книги, невесту царя Соломона Суламиту, в средние века было принято отождествлять с Девой Марией). В «Мистической охоте», которая хранится в музее Унтерлинден, художник (возможно, сам Шонгауэр) поясняет используемые символы латинскими текстами, как часто делалось в то время. Мы видим, в частности, такие библейские метафоры девственности, как Porta clausa (Ворота затворенные) (Иез., 44:2) и Fons signatus (Заключенный колодезь, запечатанный источник) (Песн. П., 4:12). Здесь же вы видим золотую урну (Urna aurea) — золотой сосуд с манной небесной, дарованной Богом евреям во время их странствий по пустыне (Исх. 16:32-34) (этот сосуд считают символом непорочного зачатия). Кроме того, художник изобразил алтарь с чудесно проросшим Аароновым жезлом (Virga Aaron) (символом Богородицы), а также уже встречавшуюся нам в других картинах Шонгауэра белоснежную лилию (символ чистоты). Выше можно заметить Неопалимую купину — огненный куст, в котором Бог явился Моисею (rubus Moysis) (Исх.3:2) (в христианской традиции купина трактовалась как прообраз непорочного зачатия Богоматерью Христа). Также стоит обратить внимание на изображенную рядом со стеной сада высокую башню («столп из слоновой кости» (Песн.П., 7:4)) (Turris eburnea) — еще один символ Девы Марии и ее чистоты. Кроме того, около Девы Марии изображен еще один символ ее чистоты — руно Гедеона (velus Gedeonis). (Дева Мария осталась непорочной в этом грешном мире, так же как разостланный на земле Гедеоном кусок остриженной шерсти чудесным образом пропитался росой, хотя на земле было сухо, а на следующую ночь, наоборот, оставался сухим, хотя на всей земле была роса (Суд., 6:36-40); «руно орошенное» было одним из символических именование Богоматери).
Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

На левой половине панно представлена сцена охоты на единорога, которая в данном случае объединена с символами Благовещения. Это относительно редкий иконографический вариант, получивший распространение в XV веке: сочетание Благовещения и образов сокровенного сада (hortus conclusus) с такими популярными в светском искусстве сюжетами, как «Охота на единорога» и «Дева и единорог». Ангел Благовещения, архангел Гавриил, изображен с четырьмя гончими псами, символизирующими христианские добродетели: Истину, Милосердие, Мир и Справедливость (обозначены латинскими надписями veritas, misericordia, pax, iusticia). Он трубит в охотничий рог и провозглашает приветствие Деве Марии (слова на бандероли): Ave Maria gratia plena Dominus tecum («Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою»). Трубящий в свой рог архангел и его собаки преследуют единорога, который находит убежище на груди (коленях) Девы Марии, сидящей в запертом саду. Припадание единорога к лону Девы Марии символизирует непорочное зачатие и обретением Христом человеческой плоти. Соответственно, такой вариант охоты на единорога стал считаться аллегорией Благовещения и Воплощения. В некоторых вариантах художники даже изображали, как Младенец Христос спускается к матери по лучу света от Бога-Отца или же едет к ней на спине единорога. Тридентский собор 1545-63 гг. запретил изображать единорога в качестве аллегории Христа и непорочного зачатия (вероятно, из-за известного эротического подтекста этого символа).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Итак, перед нами раскрылся невероятно богатый мир символов, обозначающих сразу два крупных события христианской теологии: Благовещение и Воплощение Христа. В качестве других примеров подобной иконографии в западноевропейском искусстве можно привести произведения, которые обычно носят название «Мистическая охота на единорога» (Mystische Einhornjagd) или «Благовещение с единорогом» (Einhornverkündigung): алтарь в Эрфуртском соборе (начало XV в.), анонимная гравюра (1450 г.), резной алтарь из церкви монастыря Дамбек (Dambeck) (1474 г.) (ныне в церкви города Зальцведель), эрфуртский алтарь в музее Klassik-Stiftung в Веймаре (ок. 1490 г.), алтарь в церкви Санкт-Севери в Эрфурте (ок 1470 г.), расшитый антепендиум (завеса для алтаря) из церкви Гельнхаузена (конец XV в.), иллюстрация из голландского часослова (ок. 1500 г.), резной алтарь из собора в Любеке (1506 г.), алтарь из церкви местечка Мария-Гайль (Maria Gail) около австрийского города Филлах (1495/1505 г.), антепендиум из церкви Св. Креста в швейцарском Лахене (конец XV в.), а также поздний антепендиум в Епархиальном музее немецкого города Лимбург-на-Лане (1617 г.). Все эти изображения содержат примерно одинаковый набор символов (Дева Мария в огороженном саду и припадающий к ее лону единорог, которого гонит архангел с охотничьим рогом и четырьмя собаками; плюс обычно присутствуют вышеназванные образы из «Песни песней» и других ветхозаветных источников: запертые ворота, запечатанный колодец, башня из слоновой кости, руно Гедеона и проч.).

Использованные источники:

1. Le retable des Dominicains de Martin Schongauer.

2. Благовещение как охота на единорога.

3. Limburg - Altarfrontal with Unicorn annunciation.

4. Гобелен с единорогом - покров для алтаря, Епархиальный музей Лимбурга.

5. Мифический единорог и христианская символика.

6. Символика hortus conclusus.

7. Le retable des Dominicains, autour de 1480.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)