Интересные римские церкви. Базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере (Santa Cecilia in Trastevere)

Рубрики: Италия (Рим), январь 2016,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 27 января 2016, в 17:56

Базилика святой Чечилии (Цецилии). Возможно, по рейтингу туристической популярности этот крупный монастырский храм несколько уступает церкви Санта-Мария-ин-Трастевере («собору» района Трастевере), однако это место таит в себе едва ли не больше интересных открытий, просто они не столь бросаются в глаза. Базилика обладает не только богатой историей, но и подлинными художественными сокровищами, среди которых — необыкновенная скульптура Стефано Мадерно, сень Арнольфо ди Камбио и апсидная мозаика IX века. Есть и другие шедевры, которые, правда, никак себя не обнаруживают при поверхностном осмотре интерьера. Взять, к примеру, главное достояние базилики — фрески Пьетро Каваллини. Их пристанищем служит скрытая от посторонних глаз галерея, куда можно попасть только в сопровождении одной из монахинь. (Подробнее о порядке и стоимости посещения читайте в разделе «Практическая информация»).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В этой заметке мы расскажем о базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере — одной из самых важных церквей римского района Трастевере, поговорим об ее истории, особенностях архитектуры и деталях внутреннего убранства. В заключение поднимемся на хоры, чтобы полюбоваться удивительными фресками Пьетро Каваллини, а затем спустимся в подземелье с остатками древнеримских построек и неовизантийской криптой.

Собираетесь посетить базилику Санта-Чечилия-ин-Трастевере?

Не забудьте ознакомиться с полезной практической информацией в конце статьи: там указаны часы работы церкви, а также время, порядок и стоимость осмотра фресок и посещения крипты.

Легенда о святой Чечилии (Кикилии или Цецилии Римской)

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере посвящена одной из самых популярных римских святых — святой Чечилии (Цецилии). «Чечилия» на самом деле не является именем собственным, а лишь указывает на принадлежность святой к римскому роду Цецилиев, gens Caecilia (сама фамилия происходит, видимо, от корня caecus, то есть «слепой»: возможно, слепым был один из предков).

Легенду о святой Чечилии (Цецилии, Кикилии) ныне и историки, и сама католическая церковь уже признали выдумкой, сочиненной в V веке [2], однако в прошлом эта история была невероятно популярна, что нашло отражение в художественном оформлении церкви и во многих произведениях религиозного искусства по всей Европе.

Согласно легенде, Чечилия происходила из знатной римской семьи. Она дала обет целомудрия, но родители заставили ее выйти замуж за язычника Валериана. С помощью ангела-хранителя деве удалось убедить мужа не нарушать ее девственность, а отправиться лучше на Аппиеву дорогу, чтобы принять крещение от епископа Урбана (видимо, папы Урбана I), живущего в катакомбах. Так он и сделал, после чего обращенные в христианство Валериан и его брат Тивуртий вместе с воином Максимом (тот командовал отрядом, ведущим братьев на казнь, но после беседы с ними принял христианство) были казнены.

Чечилию, в свою очередь, пытались сначала умертвить удушением в ее собственной бане (даже странно, что после этого она не стала покровительницей банщиков), но это не помогло: деву спас своей прохладой ангел. Тогда решили отрубить ей голову. Палач нанес три удара мечом, но сработал топорно, а наносить четвертый удар было запрещено законом. В итоге святая прожила еще три дня, успев завещать свой дом под церковь.

Хотя вышеописанная легенда и не имеет под собой исторических оснований, сам факт существования и казни святой Чечилии (Цецилии) не оспаривается. Ученые предполагают, что она жила во II-III веке ([2];[7]).

После смерти мученица была похоронена в катакомбах Святого Каллиста (Catacombe di San Callisto). Папа Пасхалий I в IX веке перенес мощи святой в базилику Санта-Чечилия-ин-Трастевере, а когда в 1599 году их вскрыли, тело мученицы предстало нетленным, как будто она просто спала. Такой ее и изобразил Стефано Мадерно, создавая мраморную скульптуру, которую сейчас можно увидеть у подножия алтаря базилики Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Подробнее об этом — ниже.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Святая Чечилия (Цецилия) известна как покровительница музыки. Почему? Никто точно не знает, тем более что эта ассоциация возникла лишь в позднее Средневековье. Одно из наиболее вероятных объяснений заключается в том, что, согласно преданию, во время свадьбы, пока вокруг нее играли языческие музыканты, дева «в сердце своем пела Богу» («Cantantibus organis, Cecilia virgo in corde suo soli Domino decantabat dicens»). Хотя понятно, что мы имеем дело с фигуральным выражением, его стали толковать буквально (видимо, один из переписчиков упустил слова «в сердце», так и пошло дальше).

Поэтому, начиная с XV века, Чечилию часто изображают с небольшим органом, виолой или другим музыкальным инструментом. Часто на картине она даже сама играет на одном из этих инструментов. Святой посвящено множество музыкальных произведений известных композиторов, в том числе несколько «Од на день Св. Цецилии».

История базилики Санта-Чечилия-ин-Трастевере

Дата постройки первой (раннехристианской) церкви на этом месте неизвестна. По легенде, ее основали на месте дома святой Цецилии уже в III веке, но первый документальный источник относится лишь к V веку. Правда, во время археологических раскопок под базиликой удалось обнаружить остатки римского дома II века, который был в V веке частично переоборудован в баптистерий, но ученые сомневаются, что находки, относящиеся к периоду до V века, имеют какое-либо отношение к христианской вере [2].

Некоторые из этих остатков мы сможем увидеть, когда спустимся в археологическую зону.

Церковь времен Пасхалия I

Строительство нынешней церкви было начато в 821 году по инициативе папы Пасхалия I, который задался целью перенести все известные мощи римских мучеников из окраинных катакомб в новые храмы внутри городских стен Рима, чтобы обеспечить защиту реликвий и тех, кто им поклоняется, от мародеров.

Легенда гласит, что местонахождение мощей святой Чечилии (Цецилии) в катакомбах Святого Каллиста было к тому времени забыто, но святая явилась Пасхалию I во сне, указав на это место. Вскоре после этого видения нетленное тело святой было найдено в кипарисовом гробу, обернутое саваном. В «отчете» о своих деяниях (в сборнике Liber Pontificalis) папа рассказывает, как сам поместил мощи и гроб в мраморный саркофаг под алтарем новой базилики (старая к тому времени находилась в плачевном состоянии и, видимо, была полностью разрушена ради строительства нового храма).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Пасхалий I также заказал мозаику с собственным изображением для апсиды нового храма (источник фото: [1]). Портреты этого же папы можно увидеть на мозаиках в апсидах римских церквей Санта-Прасседе и Санта-Мария-ин-Домника. Построенная в IX веке базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере была очень схожа с ними по архитектуре. Наиболее явно сохранившийся фрагмент той древней постройки — полукруглая апсида, которую можно увидеть со стороны улицы Via Anicia.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Раньше апсида имела три окна. (Между прочим, за круглым окном фронтона над апсидой скрывается пространство с фреской «Благовещение», которая до появления нынешнего свода была видна всем входящим в церковь — как это сейчас и есть в церкви Сан-Саба на Авентине, — но теперь скрыта на чердаке. Фреска была обнаружена в 1978 году [1]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В целом же о виде церкви в ту эпоху позволяет судить следующий рисунок-реконструкция, на котором представлена классическая базилика с тремя нефами, разделенными аркадами (источник: [1]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Рядом с базиликой был основан монастырь.

Средневековые перестройки

В XII-XIII веке церковь получила некоторые пристройки. Так, в первой половине XII века появился портик и колокольня, сохранившиеся до наших дней. В конце XIII века взялись за убранство интерьера: в алтарной части был поставлен новый балдахин (1293), а стены украсились фресками Пьетро Каваллини и его школы (1291-1293). Балдахин уцелел. Что же касается фресок, то они сохранились лишь частично, и мы еще увидим их во время нашей самостоятельной «экскурсии».

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Монастырь до XIV века был мужским бенедиктинским, потом перешел к гумилиатам, а в XVI веке стал женским бенедиктинским, что продолжается и поныне. Именно здешние монахини занимаются изготовлением паллия — важного элемента литургического облачения папы римского и митрополитов.

Паллий

Паллий напоминает Y-образную накидку в виде узкой ленты из белой овечьей шерсти. Ягнят выращивают монахи-трапписты, затем их благословляют в церкви Sant'Agnese fuori le Mura, состригают шерсть, и уже из нее монахини монастыря святой Чечилии делают пряжу и ткут паллий.

Повторное обретение мощей святой Чечилии (Цецилии)

В процессе подготовки к 1600 Юбилейному году кардинал Паоло Эмилио Сфондрати (Paolo Emilio Sfondrati) (базилика была назначена ему как титулярная церковь) оплатил реставрацию интерьера. В 1599 году саркофаг с мощами святой Чечилии был вскрыт в присутствии свидетелей. Там действительно обнаружился выложенный шелком деревянный гроб и тело, обернутое саваном, как описывал Пасхалий I. Нетленные мощи демонстрировались публике более месяца. По просьбе кардинала был приглашен и скульптор Стефано Мадерно, и увиденное им легло в основу ныне существующей мраморной скульптуры перед алтарем. Подробнее об этом произведении читайте ниже.

В тот же период сохранявшиеся фрагменты атриума, построенного вместе с базиликой IX века, были разобраны, и внутренний двор приобрел вид, близкий к нынешнему.

Реставрация XVIII века и дальнейшая история церкви

Свой нынешний облик церковь получила в основном в результате реставрации, проведенной по распоряжению кардинала Франческо Аквавивы (Francesco Acquaviva) в 1712-1728 годах. К сожалению, в ходе этих работ был уничтожен старинный пол в стиле косматеско, а также часть мозаики апсиды и даже располагавшийся под ними цикл фресок Помаранчо «Житие святой Чесилии» (1586). Фасад перестроил в 1741 году архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga). Возможно, он же создал пышный парадный вход с площади.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В ходе реставрации 1823 года интерьер базилики снова изменился: поскольку античные колонны плохо выдерживали вес сводов XVIII века, каждую колонну «запаковали» в более толстую опору, укрепили балочными перекрытиями каждую вторую арку и заложили ее тимпан.

Архитектура церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере: описание и фотографии

Совершим, прежде чем войти внутрь, небольшую «экскурсию» по наружным постройкам базилики и поговорим об ее архитектурных особенностях. Чтобы было легче ориентироваться, основные элементы комплекса показаны на схеме ниже:

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Парадный вход (ворота)

Мы стоим на площади Piazza di Santa Cecilia. Отсюда и осуществляется вход в базилику, но величественная постройка, которую мы видим перед собой, — это еще не сам церковный фасад, а своего рода парадные ворота, поставленные на одной оси с фасадом. Данный наружный корпус был построен в 1742 году по распоряжению кардинала Тройано Аквавива (Troiano Acquaviva d'Aragona), племянника Франческо Аквавивы, унаследовавшего от него эту титулярную базилику. Автором проекта стал предположительно архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Большие ворота с четырьмя дорическими колоннами украшены скульптурами путти. Над центральным полукруглым порталом — разорванный фронтон с гербом упомянутого кардинала, который поддерживает пара путти. Над боковыми прямоугольными порталами — барельефы с изображением пальмовых ветвей в короне (символ мученичества).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Из-под арки монументальных ворот открывается прямой вид на внутренний дворик и фасад базилики.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Внутренний двор

Просторный прямоугольный двор перед базиликой появился еще при Пасхалии I, хотя имел в ту эпоху совсем иной вид (то был окруженный колоннами атриум).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Сегодня в центре двора стоит бассейн с массивной каменной вазой. Этот античный канфар удалось заполучить для новой базилики еще Пасхалию I, и одно время она стояла как раз на нынешнем месте, потом была передвинута правее и использовалась в качестве цветочного горшка, а в 1929 году ее вернули на историческое место [1]. Тогда же двор, ранее пустовавший, превратили в цветущий сад.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Двор особенно красив весной и летом, когда здесь цветёт множество цветов, в том числе розы. Удивительно, но даже в январе некоторые из них еще цветут!

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

С боковых сторон двор замыкают невзрачные монастырские здания XV-XVI века, а по центру — собственно фасад церкви.

Фасад и колокольня

Нынешний фасад церкви архитектор Фердинандо Фуга построил в 1725 году распоряжению кардинала Франческо Аквавивы, отсюда — кардинальский герб на тимпане и помпезная надпись на фризе: Franciscus, titu[lus] Sanctae Caeciliae car[dinalis] de Aquaviva.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

К счастью, зодчий не уничтожил полоску средневековой мозаики под этой надписью.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Основные цвета мозаики — синий и золотой, с периодическими вкраплениями красного.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

На мозаике изображен орнамент в виде вьющихся стеблей винограда.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Завитки украшены изображениями цветов, животных и птиц и небольших медальонов с портретами святых (среди которых целых два принадлежат святой Чечилии — считается, что из-за ошибки реставраторов). На центральном мозаичном отрезке — Альфа-Омега и крест.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Сама лоджия (портик) относится к XII веку, хотя ее и перестроил Фуга. Четыре колонны (гранитные и мраморные) — античные и в свое время стояли, видимо, в жилище какого-то богатого римлянина.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Над вышеописанным фризом средневековой лоджии располагается добавленная Фугой балюстрада с декором в виде пламенеющих факелов, а еще выше и дальше — фасад центрального нефа. Фуга сильно изменил форму и размеры окон этого фасада (это особенно хорошо видно, если сравнить нынешний вид со старинной гравюрой XVI века). Окна эти освещают монастырские хоры, где находятся знаменитые фрески Пьетро Каваллини.

Кирпичная колокольня в романском стиле сохранилась с XII века и типична для римских церквей того периода. Она состоит из пяти ярусов, разделенных декоративными карнизами. Нижний ярус имеет ряд слепых арок, верхние прорезаны уже настоящими арками. Четвертый и пятый ярусы предназначаются для колоколов. Колокольня имеет небольшой наклон и является единственной наклонной колокольней Рима.

Лоджия (портик)

Стены лоджии украшают интересные античные и средневековые надгробные плиты, надписи, фрагменты скульптуры. Многие плиты стерты, поскольку раньше лежали на полу.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Особое внимание привлекает раннебарочный монумент справа.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Это надгробие Паоло Эмилио Сфондрати (Paolo Emilio Sfondrati) (1560-1618) — того самого кардинала, который в 1599 году распорядился открыть саркофаг с мощами святой Чечилии.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Автор монумента точно неизвестен: раньше считалось, что это Карло Мадерно, но в последнее время утвердилось мнение, что это работа архитектора Джироламо Райнальди, причем скульптурная часть выполнена по проекту Пьетро Бернини (отцом знаменитого Джан Лоренцо) ([1];[2]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Над бюстом усопшего находится барельеф, изображающий повторное обретение мощей.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

До середины XX века монумент располагался внутри церкви.

Интерьер церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Описание и фотографии внутреннего убранства

Внутреннее убранство церкви может показаться скудноватым и малоинтересным, но не стоит забывать о том, что некоторые художественные ценности находятся отдельно (как те же фрески Пьетро Каваллини), а некоторые — в боковых капеллах, которые плохо освещены и к тому же закрыты решетками, так что рассмотреть их в деталях почти не представляется возможным.

Ниже описываются в первую очередь те достопримечательности базилики, что доступны для осмотра обычными туристами.

Планировка базилики

Базилика в значительной части сохранила планировку IX века. Она имеет центральный неф и два боковых нефа, разделенные аркадами. Также имеется полукруглая апсида, которую мы видели снаружи с улицы Via Anicia.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Выше представлен план комплекса Санта-Чечилия-ин-Трастевере с обозначением основных достопримечательностей.

Вестибюль

Лоджия приводит нас в вестибюль, отделенный от главного нефа аркадой.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Свод украшен изображениями святых Чечилии, Валериана, Стефана, Урбана и Лаврентия в окружении пейзажей с отшельниками. Предполагаемые авторы этих фресок конца XVI века — малоизвестные художники Фабрицио Пармиджано (Fabrizio Parmigiano) и Марцио Ганассини (Marzio Ganassini).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Справа от центральной двери находится надгробие английского кардинала Адама Истона (Adam Easton of Hertford), происходившего из Норфолка (он был «держателем» этой титулярной церкви и скончался в 1397 или 1398 году). Кардинал был арестован и чуть не казнен по обвинению в заговоре по приказу грубого и неистового (а по мнению некоторых историков, так и попросту безумного) папы Урбана VI, но спасен благодаря личному вмешательству английского короля Ричарда II. На монументе герб самого кардинала фигурирует наряду с гербом Плантагенетов (видимо, в знак благодарности). Надгробие в форме готического саркофага с лежащей фигурой усопшего было, по некоторым данным, создано скульптором Паоло Романо в XV веке. Раньше оно еще венчалось балдахином на витых колоннах (таких же, как по бокам саркофага).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

На противоположной стороне видим нарядное готическое надгробие кардинала Никколо Фортегерри (Niccolò Forteguerri), тоже бывшего «держателем» этой базилики и скончавшегося в 1473 году. Монумент частично является работой скульптора Мино да Фьезоле, работавшего во многих знаменитых церквях Рима и во Флоренции. Над лежащей фигурой усопшего помещен барельеф с изображением Мадонны с Младенцем в мандорле (этот как раз работа самого Мино да Фьезоле; а вот фигуры святого Николая и святой Чечилии по бокам выполнены неизвестным римским скульптором).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Монумент был в свое время разделен на фрагменты и разрознен, его собрали лишь при реставрации конца XIX века.

Центральный неф

Центральный неф базилики Санта-Чечилия-ин-Трастевере способен разочаровать, поскольку выглядит, за исключением алтарной части, скучновато (источник фото: [1]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Действительно, потолок довольно низкий и несколько давит, да особой старины в этой (формально — основной) части церкви нет: постарались реставраторы XVIII-XIX века. В начале XVIII века появился нынешний сводчатый потолок. Галереи на втором этаже закрыли, превратив в уединенные галереи для монахинь. В ходе реставрации 1823 года подлинные античные колонны «зашили» в квадратные столбы, каждую вторую арку укрепили балочными перекрытиями и заложили ее тимпан. Так (возможно, не слишком элегантно) решили проблему проседания аркад под тяжестью свода XVIII века.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Свод деревянный и имеет люнеты над полукруглыми окнами, откуда в интерьер поступает естественный свет. В центре свода — большая красочная фреска «Коронование святой Чечилии на небесах» (ок. 1725-27) кисти довольно известного художника эпохи позднего барокко Себастьяно Конка (Sebastiano Conca). Обратите внимание на изображение органа, который несут ангелы, — это атрибут святой Чечилии как покровительницы музыкантов. В руках у самой святой — пальма, символ ее мученичества.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Если подойти к алтарю и бросить взгляд назад, вы увидите хоры, расположенные над вестибюлем входа. Через маленькие отверстия в этой галерее монахини могут видеть пространство храма. Как раз там, за этими отверстиями, и располагаются фрески Каваллини (как туда попасть и в какое время пускают к фрескам, читайте в разделе «Практическая информация»).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Аналогичные галереи по бокам тоже забраны решетками. Они ведут прямо из монастырских зданий на хоры.

Алтарная часть. Скульптура работы Стефано Мадерно

Нынешняя планировка алтарной части разработана плодовитым архитектором Джакомо делла Порта в 1600 году (источник фото: [1]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Пол алтарной части приподнят, и она отгорожена невысокой преградой из разноцветного мрамора. Преграду украшают бронзовые гранаты — фамильный символ кардинала Франческо Аквавивы, при котором церковь реставрировалась в 1712-1728 годах. (Раскрытый гранат также является древним эротическим символом Венеры, но вряд ли кардинал имел это в виду).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В центральной прямоугольной нише преграды помещена знаменитая мраморная скульптура святой Чечилии (Цецилии) работы Стефано Мадерно. На полу перед ней можно заметить порфировый овал с надписью, посвященной кардиналу Паоло Эмилио Сфондрати, при котором, как мы помним, и было произведено вскрытие саркофага с мощами мученицы, свидетелем нетленности которых оказался, среди прочих, Стефано Мадерно. Эта небольшая зона перед алтарем, в свою очередь, огорожена с трех сторон балюстрадой с бронзовыми воротами. Когда они открыты, статую разглядеть гораздо проще.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Несколько слов об истории создания и особенностях этого оригинальнейшего шедевра Стефано Мадерно (Stefano Maderno) (ок. 1576-1636) — швейцаро-итальянского скульптора, создавшего множество произведений в стиле, переходном от маньеризма к барокко. «Святая Чечилия» («Мученичество святой Чечилии») — ранняя работа Мадерно (она была создана в 1599-1600 годах), которая сразу же обеспечила ему репутацию превосходного мастера.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Известно, что когда в 1599 году саркофаг с нетленными мощами святой Чечилии был вскрыт, кардинал Сфондрати обратился к молодому Стефано Мадерно с просьбой запечатлеть для потомков образ мученицы в мраморе. Скульптор оставил запись, в которой говорится, что он изобразил тело таким, как его увидел. Однако это вызывают определенные сомнения, ведь святая находилась в гробу, помещенном в саркофаг, а Мадерно изваял ее лежащей на боку, с перерезанным горлом и укутанной материей головой. Такое впечатление, что тело просто бросили на землю. То есть — либо слова скульптора не стоит воспринимать буквально, либо те, кто производил вскрытие, меняли положение тела [2].

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Из отзывов современников известно, что обнаруженное тело было нетронутым. В настоящее время католическая церковь не считает факт нетленности автоматическим признаком святости, поскольку даже в научной литературе описано множество подобных историй. В данном случае речь, возможно, шла об образовании адипоцира (жировоска, в который могут превратиться труп, находящийся во влажной среде без доступа воздуха).

Статуя выполнена из паросского мрамора. Белизна материала эффектно контрастирует с черным мрамором ниши. В противовес распространенному в ту эпоху суховатому и беспокойному маньеризму, Мадерно создал потрясающе реалистичную фигуру с обтекаемым контуром и выразительной, естественной позой. Это не стандартное идеализированное изображение святой, а правдоподобный образ. Руки святой выброшены вперед, а положение пальцев рук (раскрыты три пальца правой руки и один левой) символически указывает на веру в Святую Троицу — триединство Бога (источник фото: commons.wikimedia.org).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Особое внимание мастер уделил драпировке. Впрочем, при всей натуралистичности скульптуры она содержит анатомическую неточность: желая придерживаться классического канона в отношении ноги, скульптор изваял большой палец короче второго и третьего [2].

У некоторых возникает вопрос, есть ли у святой лицо. Да, но от посетителей оно скрыто, так как обращено к земле и назад. К счастью, мы имеем возможность взглянуть на следующую фотографию, сделанную во время проведенной в начале XXI века реставрации (источник: [1]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Тот же Мадерно создал рельефные бронзовые панели с изображениями святых по бокам от скульптуры святой Чечилии и фигуры бронзовых ангелов над нишей.

Балдахин (киворий) Арнольфо ди Камбио

Над престолом (алтарем) поставлена резная мраморная сень, или киворий. Этот чудесный готический балдахин создал в 1293 году выдающийся итальянский скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio) (ок. 1240-1302/1310).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Ученик Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио работал с ним в Болонье (ковчег святого Доминика) и Сиене (кафедра в Дуомо), затем организовал свою мастерскую в Риме. Произведения Арнольфо ди Камбио (надгробия, статуи) по сей день можно увидеть в римских храмах. Он автор популярнейшей скульптуры святого Петра в соборе Святого Петра. После 1280 года мастер проявлял всё больший интерес к архитектуре. Главным его проектом в этой области стал фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Алтарная сень базилики святой Чечилии не только изготовлена, но и подписана Арнольфо ди Камбио: мастер оставил в основании балдахина надпись «HOC OPVS FECIT ARNVLFUS», которая была скрыта в ходе работ по переустройству пресвитерия (в 1599 году) и обнаружена вновь в 1901 году [1].

Киворий поддерживают четыре колонны черно-белого мрамора (возможно, оставшиеся от предыдущего, более древнего кивория). «Подушки» (пульваны) над капителями украшены мозаичными медальонами. Над каждой из них по углам балдахина установлена скульптура (источник фото: [1]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Это изображения четырех святых: Чечилии, Валериана, Урбана и Тивуртия (на коне) (источник фото: [17]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В пазухах мы видим фигуры двух пророков со свитками, четырех евангелистов с соответствующими символами и двух мудрых дев со светильниками, а в треугольных тимпанах вырезаны небольшие круглые окна-розетки, окруженные ангелами. (Предполагают, что эти ангелы, а также фигуры мудрых дев являются работой не самого Арнольфо ди Камбио, а его учеников). Свободное пространство заполнено изысканными мозаичными орнаментами в стиле косматеско. Композицию завершают четыре пинакля по углам и центральный шпиль.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Алтарных балдахинов работы Арнольфо ди Камбио известно два: здесь, в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере (1293), и в еще одной римской базилике — Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (1285). Балдахин для Санта-Чечилия-ин-Трастевере был создан через восемь лет после первого и является по-настоящему зрелой работой. Здесь композиция более целостная и связная, образующая как бы круговое движение, да и в области скульптуры мастер приобрёл больше опыта. Любопытно, что в фигуре Тивуртия усматривают сходство со знаменитой конной статуей Марка Аврелия, которая до переноса на Капитолий стояла на площади Латерано [1].

Справа от балдахина можно заметить красивый подсвечник для пасхала, имеющий форму витой колонны и украшенный инкрустацией в стиле косматеско.

Мозаика апсиды

В алтарной части также можно увидеть то единственное, что сохранилось (и то не в полном объеме) в интерьере со времен базилики Пасхалия I, — это мозаика конхи апсиды.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Мозаика была выполнена в византийском стиле примерно в 820 году. Оригинальная композиция была больше, занимая еще и поверхность арки апсиды, что хорошо видно на гравюре XVII века (источник иллюстраций: [12]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В центре мозаики, на фоне красновато-синих облаков, стоит Христос, который одной рукой держит свиток, а другой благословляет. Сверху на него указывает (коронует) рука Бога Отца (еще выше можно заметить монограмму Пасхалия I). Христос изображен в золотой римской тоге с клавом (нашивным украшением в виде широкой лиловой полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды и служащей признаком высокого статуса).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Слева от Христа стоят святой Павел, святая Чечилия и папа Пасхалий I с миниатюрным макетом церкви (что указывает на него как на строителя) и квадратным нимбом (знак того, что в период изготовления мозаики он еще был жив). Справа изображены святой Петр, святой Валериан и святая Агата (руки последних покрыты в знак смирения). Женщины представлены в облачении византийских принцесс: белые точки на их одеяниях обозначают жемчужины, а красные туфли являются признаком высокого положения. Корона святой Чечилии отмечает ее как покровительницу базилики. Святая положила руку на плечо Пасхалию I, что указывает на его мольбу о заступничестве. По краям композиции изображены финиковые пальмы (символы Эдема). На левой пальме сидит феникс — символ Воскресения, бессмертия.

На следующем ярусе мозаики представлена вереница двенадцати агнцев, покидающих Иерусалим и Вифлеем и приближающихся к Святому Агнцу. Они олицетворяют двенадцать апостолов и Христа соответственно. Еще ниже помещена длинная латинская надпись золотыми буквами на темно-синем фоне, посвященная обретению мощей святой Чечилии и перестройке базилики щедрым Пасхалием I (источник фото: [1]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Семифигурная композиция апсидной мозаики встречается также в ряде других исторических церквей Рима (в первую очередь стоит назвать базилику Санта-Прасседе и базилику Косьмы и Дамиана).

По нишах по бокам арки апсиды помещены мраморные бюсты двух пап: Иннокентия XII и Климента XI (1725), установленные во время реставрации, проходившей при кардинале Франческо Аквавива.

Левый боковой неф

Поскольку дворик (клуатр) монастыря (закрытый для посещения) примыкает непосредственно к левой стороне церкви, здесь нет боковых капелл (см. план церкви). Однако можно увидеть изображения святых в нишах, выполненные в 1600-1603 годах, а также несколько алтарей.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Алтарь св. Андрея и алтарь свв. Петра и Павла созданы Джованни Бальоне (1601), который известен своим враждебным отношением и соперничеством с Караваджо (он даже подал на Караваджо и его приятелей иск, обвинив в распространении клеветы, якобы вызванной завистью). Рядом с алтарем свв. Петра и Павла помещена мраморная доска с текстом описания Пасхалия I процесса обретения мощей святой Чечилии.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Алтарь св. Агаты выполнен неизвестным художником в стиле Кавалера д’Арпино. Святая изображена с обнаженной грудью, поскольку, по преданию, во время пыток ей отсекли груди, после чего она была отправлена в темницу. Там ей явился святой Петр и залечил раны.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Также у стены этого нефа находится надгробие кардинала Лоренцо Магалотти (Lorenzo Magalotti) (см. план церкви) работы Гульельмо делла Порта (Guglielmo della Porta) (1538) (автора надгробия Павла III в соборе Святого Петра).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Алтарь свв. Стефана и Лаврентия является работой Джузеппе Гецци (Giuseppe Ghezzi) (1676).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Кроме того, в левом боковом нефе стоит небольшой орган, построенный в Турине в 1903 году.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В самом начале левого бокового нефа (слева от входа в базилику) находится вход в археологическую зону и крипту (см. план церкви).

Правый боковой неф

Помимо росписи стен и сводов, тут, как и левом нефе, находится ряд алтарей, а также несколько интересных боковых капелл, которые, однако, почти не видны, так как не освещены и закрыты на решетку.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Ближайшая ко входу — капелла Распятия, где находится алтарь с фреской «Распятие» XIV века и необычным майоликовым антепендиумом XVIII века (см. план церкви).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Всё это весьма сложно различить в темноте (качественное фото можно посмотреть тут).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Далее следует закрытый решеткой темный коридор, украшенный фресками фламандского художника Пауля Бриля (Paul Brill) с изображением кающихся святых на фоне пейзажей (1600).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В конце коридора установлена статуя святого Себастьяна работы Лоренцетто (1499-1541). (Качественную фотографию капеллы можно посмотреть тут).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В глубине этого коридора справа есть проход в капеллу святой Чечилии (Cappella di S. Cecilia), также известную как капелла бани (Cappella del Bagno/Balneum Ceciliae) (см. план церкви). Обычным туристам туда не попасть, но сама капелла весьма ценная и считается одним из важнейших дополнений, появившихся в базилике во время реставрации 1599-1600 годов. Название «капелла бани» связано с тем, что под ней, как считается, находилась баня, в которой парилась святая Чечилия и в которой ее пытались умертвить. Алтарное полотно «Отсечение головы святой Чечилии» является ранней работой Гвидо Рени (1601-1603).

Следующая, если двигаться дальше по правому нефу в сторону алтаря, — капелла Поницани (Cappella Ponziani) (см. план церкви), которая служила местом погребения членов аристократической семьи Понциани. Капелла посвящена святой Франциске Римской, жившей в XV веке неподалеку от базилики и часто приходившей сюда молиться (ее муж происходил как раз из семьи Понциани) (источник фото: [1]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Вход, опять-таки, обычно перекрыт решеткой, однако это не помешает вам увидеть хотя бы часть фресок школы Пинтуриккьо. Выполнил их художник Антонио да Витебро (Antonio da Viterbo) по прозвищу иль Пастура (il Pastura) в 1470 году.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Красочные фрески свода изображают Бога Отца и четырех евангелистов, на боковых стенах представлены различные святые, а на алтарной фреске — Богоматерь со святым Стефаном и святой Франциской. Другие фотографии красочных фресок свода можно посмотреть тут.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Около входа в капеллу Понциани находится алтарь святого Бенедикта (не будем забывать, что монахини здешнего монастыря относятся к бенедиктинскому ордену). Алтарное полотно принадлежит кисти Джузеппе Гецци (Giuseppe Ghezzi) (1676).

За капеллой Понциани находится капелла Реликвий (Cappella delle Reliquie) (см. план церкви). Это пышно украшенное помещение оформлено в XVIII веке по проекту видного представителя позднего барокко архитектора Луиджи Ванвителли (Luigi Vanvitelli). Свод украшают музицирующие ангелы, а на правой стене находится большая картина «Явление ангела свв. Чечилии и Валериану». Это единственные известные произведения Луиджи Ванвителли как живописца. К сожалению, рассмотреть данную капеллу не представляется возможным, поскольку она очень темная и закрыта решеткой. Представление о роскоши убранства дает следующий снимок.

Далее видим алтарь Марии Магдалины (см. план церкви). Авторство образа приписывают Джованни Бальоне, о котором уже кратко шла речь выше.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Согласно альтернативному мнению, это работа представителей школы Муциано (Girolamo Muziano). Святая изображена в образе кающейся грешницы, отшельницы в пустыне. Рядом установлен монумент кардинала Джузеппе Ферони (Giuseppe Maria Feroni) (1767).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Следующая капелла (Cappella Rampolla) закрыта на решетку и погружена во мрак, за исключением пышного — и довольно современного (1929) — надгробия кардинала Мариано Рамполлы (Mariano Rampolla del Tindaro) в дальнем конце (см. план церкви). Этот необарочный монумент работы скульптора Энрико Кваттрини (Enrico Quattrini) как раз и дал название капелле. Центральная композиция — рельефное изображение крипты, созданной по распоряжению упомянутого кардинала (нам еще предстоит ее увидеть). Ангел приподнимает мраморный занавес, демонстрируя великолепие новой крипты, а кардинал любуется на сие творение.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В дальнем конце правого нефа видны фрагменты фрески XIII века, которая до 1785 года находилась в нартексе (портике). Пожалуй, лучше всего эта фреска видна не прямо из базилики, а из крипты, куда мы вскоре спустимся (следующая фотография сделана как раз из крипты). Фреска изображает явление святой Чечилии папе Пасхалию I и последующее обретение ее мощей в катакомбах в IX веке, о чем мы уже рассказывали. Раньше фреска являлась частью более крупного цикла, посвященного легенде о святой Чечилии и Валериане и мученичестве прочих святых.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Здесь же — мраморная скульптура Терезы из Лизьё, которая в своих воспоминаниях о поездке в Рим упоминает о том, как ей понравилась церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Статуя была установлена в базилике в 1925 году, в год канонизации святой Терезы из Лизьё.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Фрески Пьетро Каваллини в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере

Чтобы попасть на галерею (хоры) с фресками, нужно выйти из церкви обратно во внутренний двор и позвонить в дверь монастыря — слева от входа в базилику, вдоль этого же фасада. Монахиня, получив причитающуюся плату, поднимется с вами на лифте (иногда по лестнице) на второй этаж и проводит к фрескам. Фотографировать здесь запрещено.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

(Подробнее о часах осмотра фресок, стоимости и прочих деталях читайте ниже, в разделе «Практическая информация»).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Фрески находятся на хорах (монашеской галерее), расположенных над входом в храм. Галерея отгорожена от церкви решеткой с небольшими отверстиями, через которые монахини могут видеть церковь (галерею хорошо видно снизу, из главного нефа базилики). В этом небольшом скромном пространстве как раз и находится главный шедевр церкви — большая фреска Пьетро Каваллини «Страшный суд» (il Giudizio Universale) — одно из важнейших произведений в истории западноевропейского искусства.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Фрески Пьетро Каваллини сохранились не полностью: когда-то это был более обширный цикл, занимавший весь центральный неф. Однако и в таком варианте росписи производят впечатление. Их даже называют величайшими фресками эпохи позднего Средневековья во всем Риме (источник фото: [13]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

По открыткам и репродукциям трудно составить представление о том, как фрески Пьетро Каваллини выглядят в действительности. Живое впечатление оказывается несколько неожиданным: росписи (особенно лица) не только очень выразительные и мастерски написанные, но и поразительные по своим размерам и расположению. Дело в том, что фигуры выполнены примерно в человеческий рост, причем ты рассматриваешь их с очень близкого расстояния и практически на одном уровне.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Получается, что на Христа с апостолами ты смотришь почти глаза в глаза — создаётся эффект физического присутствия. Трубящие ангелы находятся еще ниже, и чтобы их увидеть нужно заглянуть за скамьи, ниже уровня пола.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Некоторое представление о масштабе и особенностях расположения фресок даёт следующая фотография:

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Пьетро Каваллини создал фрески для базилики Санта-Чечилия-ин-Трастевере в конце XIII века. Точное время их создания вызывает у исследователей затруднения, но обычно считается, что фрески датируются примерно 1293 годом (то есть тем же периодом, когда над алтарным балдахином работал Арнольфо ди Камбио).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Примерно в тот же период Каваллини, вероятно, работал над росписями Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, хотя это точно не установлено. Так или иначе, его участие в столь важных проектах представляется вполне логичным, поскольку Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini) (ок. 1240-ок. 1330-1340) был одним из самых талантливых, известных и оригинальных представителей римской школы XIII века. Наиболее известной работой этого художника и мозаичиста является большой цикл мозаик в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере (1291). Фрагменты работ Пьетро Каваллини также сохранились в римских церквях Санта-Мария-ин-Арачели, Сан-Джорджио-ин-Велабро и, возможно, Сан-Кризогоно. Из более поздних произведений Каваллини уцелели фрески в капелле Бранкаччо собора Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь) ([6];[15]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

До нас дошло далеко не полное наследие Каваллини. Некоторые созданные им фрески и мозаики утрачены или сильно изменены, что только повышает ценность масштабного «Страшного суда», в котором мастер смог полностью раскрыть свой талант, поскольку техника фрески не накладывала на него тех ограничений, которые приходилось соблюдать при создании мозаик для церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Композиция «Страшный суд» была обнаружена в базилике Санта-Чечилия относительно недавно — во время реставрации 1900 года — и отреставрирована в 1980 году ([1];[2]). Сегодня искусствоведы считают эту фреску Пьетро Каваллини поворотным моментом в истории западноевропейского искусства. Если раньше средневековое итальянское искусство в основном опиралось на византийскую традицию, то этот шедевр ознаменовал начало возвращения к античной классике древнего Рима. Более того, данную фреску приводят в качестве доказательства существования в конце XIII века целой школы римского натурализма, возможно, ставшей одним из главных источников вдохновения для искусства Ренессанса.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Как уже было сказана, выбранная здесь техника фрески давала художнику большую свободу выражения: в частности, позволяла использовать при передаче драпировок тончайшие эффекты светотени, что сообщает сцене объемность и драматизм.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Центральная часть композиции изображает восседающего на троне Христа в мандорле, окруженного ангелами. Стоит присмотреться к их сияющими разноцветным крыльям. Слева и справа от Христа стоят Богоматерь и Иоанн Креститель (оба — в молящейся позе), а по краям на стульях с высокими спинками восседают, обратив взгляды к Христу, двенадцать апостолов.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Ниже изображен Крест с инструментами Страстей и трубящие ангелы с толпой грешников и праведников.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Вероятно, был и третий ярус росписей, самый верхний, но он не сохранился.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В отличие от условной плоскостной манеры византийских или «византинизирующих» художников, композиция дышит объемом, линии складок одежды не повторяются, а меняются в зависимости от позы персонажей, тональность разнообразна, лица имеют яркие индивидуальные особенности, и образы выглядят осязаемо, пластически ощутимо. Одеяния апостолов выполнены в нежных лиловато-розовых, оливково-зелёных и голубых оттенках. «Страшный суд» — бесспорный шедевр Пьетро Каваллини. Тем не менее, некоторые искусствоведы считают, что произведения Каваллини в определенных отношениях отстают от работ Джотто, являясь менее жизненными и одухотворенными (см. францисканский цикл Джотто в Ассизи) ([6];[15]).

На боковых стенах помещения можно разглядеть остатки фресок «Благовещение» (слева), «Сон Иакова» и «Обман Исаака Иаковом» (справа) (источники фото: [13] и [16]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Эти фрески, вероятно, выполнены помощниками/учениками Каваллини (им же приписывают трубящих ангелов нижнего яруса центральной композиции и иногда правую группу апостолов) ([1];[2];[15]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Это остатки росписей, которые раньше украшали главный неф и, видимо, включали различные сцены Ветхого и Нового Завета.

Подробнее о другом известном римском произведении Пьетро Каваллини — цикле мозаик «История Богоматери» в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере — можно прочитать тут.

Археологическая зона. Крипта базилики Санта-Чечилия-ин-Трастевере

Вход в крипту и всю подземную зону находится в начале левого бокового нефа (сразу налево после входа в базилику) (см. план церкви).

Сначала вы попадаете в магазин, где монахиня продаёт открытки, путеводители и различные сувениры (в том числе лаванду, собранную в монастырском саду — аромат бесподобный!). Здесь же можно оплатить посещение и сразу отсюда спуститься по небольшой лестнице.

Далее вас ждет небольшая самостоятельная «экскурсия» по подземной территории.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

См. более подробную схему археологической зоны тут.

Археологический комплекс

Основную часть подземного маршрута занимает мрачноватая археологическая зона (gli scavi, то есть «раскопки»), расположенная на глубине 3-5 метров.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Здесь можно увидеть остатки древнеримских построек с фрагментами керамики, архитектурных элементов и надписей на стенах. Некоторые фрагменты попадаются уже в верхней части лестницы, перед началом спуска (см. два предыдущих снимка).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Наиболее древние остатки относятся к эпохе Римской республики (II век до н.э.) и располагаются под восточной частью центрального нефа базилики (см. план археологической зоны). Вероятно, это был жилой дом-особняк на одну семью (domus). В императорский период, а именно в начале II века нашей эры, когда численность населения района Трастевере активно увеличивалась, помещения домуса были преобразованы и включены в многоэтажный дом (insula) (см. вид инсулы в разрезе).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Спускаясь по лестнице, мы сначала попадаем в зону A с остатками колонн домуса.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Здесь на обособленном участке можно увидеть фрагменты декоративного пола с заливной кладкой в стиле opus signinum. Центральная часть пола украшена полихромной мозаикой и обрамлена тройной лентой орнамента типа меандр. Подобный декоративный мотив в оформлении пола не является редкостью и часто встречается в других древнеримских постройках, в том числе в Помпеях, а также в Риме и окрестностях (источник фото: [18]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В I веке н.э. для напольного покрытия стали использовать квадратные полуторафутовые кирпичи (mattoni sesquipedali) размером 44 x 44 см (это покрытие было положено поверх пола республиканской эпохи; фрагмент этого более позднего пола сохранился под кирпичной опорой)  (см. предыдущую фотографию и рисунок-реконструкцию). В дальнем углу можно заметить блок травертина размером 60 x 70 см с круглым отверстием диаметром 28 см: он служил водостоком (виден на предыдущем снимке).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Мозаика, колонны — все эти следы прошлого свидетельствуют о достаточно высоком статусе и уровне жизни семьи, которая владела данным жилищем. Возможно, это был некий аристократический род (такой, как род святой Чечилии).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В ходе нашего продвижения по подземному лабиринту встречаются и другие мозаичные напольные фрагменты, но они уже относятся к более поздней (императорской) эпохе.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Проходя по коридору, можно заглянуть (но не зайти, поскольку мешает ограждение) в хозяйственное помещение домуса (зона G).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В ходе реконструкции эпохи императора Августа в полу этой комнаты было устроено восемь больших, облицованных кирпичом цилиндрических отверстий-резервуаров глубиной 1,5 м. Все они отлично сохранились.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Современные ученые считают, что это были хранилища для зерна и иных съестных припасов.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Продолжая движение по коридору, подходим к «музейному» залу, где демонстрируется пять саркофагов.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Интересно рассмотреть скульптурные детали саркофагов:

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Особое внимание стоит обратить на средневековое надгробие с крестом в стиле косматеско.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

На следующих фотографиях видны некоторые другие саркофаги и скульптурные фрагменты:

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Отсюда можно пройти в пространство с остатками атриума инсулы (которое в основном соответствует расположению атриума домуса) (зона I). На одной из стен находится домовое языческое святилище в виде ниши с барельефом Минервы-хранительницы дома. По сторонам ниши — пара терракотовых панелей с рельефными сценами дионисийских жертвоприношений.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Подобные культовые места были во всех домах языческого Рима. Они назывались ларариями, поскольку предназначались для поклонения домашним богам-хранителям — ларам, пенатам и т.п.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Стена из блоков туфа (Tufo di Grotta Oscura), сохранившаяся от атриума домуса республиканской эпохи (см. рисунок-реконструкцию):

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В конце коридора находится просторный зал, который в V веке был превращен в баптистерий (располагается под капеллой Реликвий). Однако для посещения он недоступен.

Зато можно зайти в нарядную крипту, описание и фотографии которой вы найдете ниже.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Крипта

Крипта (la cripta) является лишь частью подземной зоны (она находится в ее западном конце). Это богато декорированная и довольно современная постройка, появившаяся во время раскопок, проводившихся на рубеже XIX-XX века по распоряжению уже упоминавшегося кардинала Мариано Рамполлы.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

(Сегодня археологи уже жалеют о создании этой крипты, поскольку в ходе работ были уничтожены многие древние фрагменты).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Крипта была создана в 1899-1901 годах по проекту архитектора Джованни Джовенале (Giovanni Battista Giovenale) в качестве помещения для саркофагов с мощами свв. Чечилии, Валериана, Тивуртия и Максима, а также предполагаемых мощей пап Урбана I и Луция I.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Оформленная в неовизантийском стиле крипта сверкает яркими красками и контрастирует с мрачной древностью, которая ее окружает.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Мозаичные работы выполнил Джузеппе Брави (Giuseppe Bravi).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Колонны из серого гранита поддерживают свод, украшенный изображениями серафимов и различными орнаментами.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Пол крипты имитирует стиль косматеско.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

По сторонам от главного алтаря находятся небольшие капеллы, посвященные свв. Агате и Агнесе.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

На этом наше знакомство с богатым наследием римской церкви святой Чечилии завершено. Надеемся, экскурсия была интересной.

Практическая информация о посещении базилики Санта-Чечилия-ин-Трастевере: адрес, часы работы и т.п.

Базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере (Santa Cecilia in Trastevere) находится в районе Трастевере, к югу от проспекта Viale di Trastevere. Адрес, по которому расположены входные ворота, — площадь Piazza di Santa Cecilia, 22. Посмотреть расположение церкви на карте Рима можно тут или на схематичном плане ниже.

Базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере на карте Рима

Далее приводится важная информация о часах работы разных частей монастырского комплекса.

1. Сама церковь открыта для посещения по следующему расписанию:

- в будние дни и субботу с 9:30 до 12:30 и с 16:00 до 18:30;

- в воскресенье и праздники: с 11:30 до 12:30 и с 16:30 до 18:30.

Вход бесплатный. Фотографировать в помещении базилики можно (разумеется, не во время богослужений).

Расписание богослужений в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере: в будние дни и субботу — в 6:45, 7:20, 9:00, 13:00, 15:45, 19:15; в воскресенье и праздники — в 7:30, 8:30, 10:00, 13:00, 19:15. Осматривать церковь и фотографировать во время мессы запрещено («незаконное» фото — с сайта [4]).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Согласно неофициальным данным, в будние дни также проходит «народная» (без участия монахинь) месса в 12:00.

2. Подземная археологическая зона и крипта доступны для посещения за отдельную плату (стоимость 2,5 евро), как правило, в часы работы самой базилики. Вход в эту зону — в начале левого бокового нефа (сразу налево после входа в базилику) (см. план церкви).

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Сначала вы попадаете в магазин, где монахиня продаёт открытки, путеводители и различные сувениры (в том числе мешочки с лавандой, собранной в монастырском саду). Здесь же можно оплатить посещение раскопок/крипты и сразу отсюда спуститься туда по небольшой лестнице.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

В археологической зоне и крипте фотографировать разрешается. Туристы осматривают это подземное пространство самостоятельно.

3. Галерею (хоры) с фресками Пьетро Каваллини можно посетить в будние дни и субботу с 10:00 до 12:30. Просьба не беспокоить монахинь в остальные часы.

Стоимость посещения — 2,5 евро (конкретная стоимость нигде не афишируется, но по факту плата фиксированная, а не в формате пожертвований!).

Фотографировать фрески строго запрещается.

Желательно приходить пораньше (в идеале к открытию): если туристов мало, монахини могут перестать пускать желающих раньше, чем заявлено.

Чтобы попасть на галерею, нужно выйти из церкви во внутренний двор и позвонить в дверь монастыря — слева от входа в базилику, вдоль этого же фасада. На двери есть малоприметная надпись с выцветшей репродукцией, которая поможет вам убедиться, что вы на правильном пути.

Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим, Италия

Услышав из домофона вопрос о цели вашего визита, нужно ответить, что вы хотите увидеть хоры с фресками Пьетро Каваллини (по-итальянски «visitare il coro con gli affreschi del Cavallini»). Монахиня вам откроет и, получив причитающуюся плату, поднимется с вами на лифте (иногда по лестнице) на второй этаж и проводит к фрескам.

Перед или после подъема к фрескам можно при желании приобрести открытки, джемы и мыло монастырского производства и другие сувениры. Набор сувениров здесь небольшой, но интересный: он несколько отличается от ассортимента в книжном магазине, где находится спуск в археологическую зону и крипту.

Обратите внимание: приобретение билета в археологическую зону/крипту не дает права на осмотр фресок. Это две совершенно разные зоны со своим порядком посещения!

С фотографиями и отзывами туристов о посещении римской церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере можно ознакомиться тут.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. La Basilica di Santa Cecilia in Roma. 3 edizione, Gennaio 2015

2. Базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере: подробное описание на сайте romanchurches

3. Базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере: статья в Википедии

4. Базилика Санта-Чечилия-ин-Трастевере: описание на сайте sacred-destinations

5. Официальный сайт бенедиктинского монастыря Святой Чечилии

6. Пьетро Каваллини: статья в Википедии

7. Святая Чечилия (Цецилия): статья в Википедии

8. Гравюры с изображением римских церквей в XVI веке (Stationi Delle Chiese Di Roma (1588))

9. Церковь и монастырь Санта-Чечилия на сайте romeartlover

10. Лучшие апсидные мозаики в церквях Рима

11. Стефано Мадерно: статья в Википедии

12. The Apse Mosaic in Early Medieval Rome. Erik Thunø. Cambridge University Press, 2015

13. Фотографии фресок Пьетро Каваллини и других достопримечательностей базилики Санта-Чечилия-ин-Трастевере

14. Репродукции фресок Пьетро Каваллини в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере

15. Творчество Пьетро Каваллини

16. Крупные и детальные репродукции фресок Пьетро Каваллини в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере

17. Арнольфо ди Камбио и его алтарный балдахин в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере

18. Фотография декора пола в археологической зоне под базиликой Санта-Чечилия-ин-Трастевере

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



7 комментариев к заметке

  1. Ирина пишет:

    Большое спасибо за Ваши статьи! А не были в Трастевере в крипте церкви св. Хризогона? Там одна удивительная, видимо, надгробная плита с изображением «лопоухого» черепа. Очень было бы интересно понять, что это такое: http://www.flickriver.com/photos/dealvariis/9148689723/

  2. Foxy пишет:

    Ирина, спасибо за отзыв! Да, в церкви Св. Хризогона (Сан-Кризогоно) (Basilica di San Crisogono) я была (как раз во время этой январской прогулки по Трастевере) и там тоже посещала крипту (остатки раннехристианской базилики). Но обратила внимание там только на фрагменты фресок и чьи-то кости в одном из саркофагов. Упомянутую Вами деталь не заметила. Впрочем, на одной из своих фотографий я ее сейчас вижу, но не крупно.

    Действительно любопытно! На сайте о римских церквях (http://romanchurches.wikia.com/wiki/San_Crisogono) нашла только следующую информацию:
    ——
    В крипте сохранились подлинные плиты пола, в том числе надгробная плита некоего Виктора (начало VI века). На стенах размещены надписи и фрагменты надгробных плит, в том числе нижняя часть скульптуры эпохи раннего Средневековья и фрагмент с греческим текстом. Одна из самых известных плит изображает череп с огромными ушами.
    ——
    Более подробных сведений найти, увы, не удалось.

  3. Foxy пишет:

    Появится время — напишу и о других римских храмах. В том числе, не исключено, о базилике Сан-Кризогоно :) .

  4. Ирина пишет:

    Спасибо! Уже кое-что)) Будет очень здорово, если напишете и о других церквях — я вот тоже только что была там, по свежим следам особенно интересно читать!

  5. Ирина пишет:

    Да, у меня была идея, что это змеи (снизу там тоже что-то выползает из него), но подтверждений не нахожу.

  6. Foxy пишет:

    Всё может быть… Трудно сказать.

  7. Foxy пишет:

    Опубликована заметка о церкви Сан-Кризогоно (Святого Хрисогона) в Трастевере!
    http://www.mishanita.ru/2016/12/14/27635/