Интересные римские церкви. Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере (Santa Maria in Trastevere)

Рубрики: Италия (Рим), январь 2016,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 27 мая 2016, в 14:49

Гуляя по романтичным закоулкам римского района Трастевере, вы почти неизбежно попадёте на старинную улицу Лунгаретта (Via della Lungaretta) со множеством гастрономических приманок и магазинчиков, а уже она выведет вас к самому сердцу района — площади Санта-Мария-ин-Трастевере (Piazza di Santa Maria in Trastevere), на которой красуется одноименная базилика. По вечерам, особенно в выходные, красиво подсвеченный фасад становится терпеливым свидетелем шумного веселья подвыпившей публики (если кто не знает: площадь является одним из центров ночной жизни Трастевере), а в дневное время на ступенях восьмиугольного фонтана любят отдыхать туристы. Лишь ранним утром здесь тихо и безлюдно.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере, которую по праву называют «собором» этого района Рима, является жемчужиной средневекового итальянского искусства. Сверкающие мозаики апсиды, великолепный резной деревянный потолок, неординарная капелла Авила, а также капелла Альтемпс, где хранится столь же ценная, сколь и древняя икона Мадонны, — вот лишь несколько причин посетить этот старинный храм. Сделать это тем проще, что базилика открыта весь день, без привычного для итальянских церквей перерыва на сиесту. Подробные часы работы и прочая полезная практическая информация приводится в конце заметки, а вначале разговор пойдет об истории, архитектуре и внутреннем убранстве церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

История базилики Санта-Мария-ин-Трастевере

Санта-Мария-ин-Трастевере — одна из самых древних церквей Рима. Утверждается, что это первый римский христианский храм, в котором была открыто проведена месса ([1];[5]).

Как считают ученые, базилика была воздвигнута папой Юлием I в IV веке, хотя по традиции считается, что храм возник еще раньше: в первой половине III века, после смерти папы Каликста I ([1];[3]). Каликст был замучен в 222 году близ нынешней площади Piazza di San Callisto в Трастевере [1]. Жил он тоже, как полагают, в этом районе; возможно, как раз на площади Санта-Мария-ин-Трастевере [5].

Посвящение Богоматери церковь получила в конце VIII века [23].

Храм основательно перестроили в начале 1140-х годов при папе Иннокентии II, причем на стройматериалы пошел камень из руин терм Каракаллы ([1];[5];[13]). Для папы реконструкция этой церкви была важна как способ самоутверждения, заявления о своей власти: в 1139 году наконец завершилась восьмилетняя схизма (противник Иннокентия, антипапа Анаклет II, к тому времени скончался, а преемник последнего, Виктор IV, оказался более уступчивым), и Иннокентий занял папский престол единолично. Перестройка данного храма была символическим жестом еще и потому, что Анаклет в свое время был здесь титулярным кардиналом [41], и Иннокентий, решив сровнять здание с землей и полностью его перестроить, стирал таким образом память о своем сопернике [10].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевер, Рим, Италия

В конце XVI века была проведена реставрация церкви, а в 1617 году появился великолепный потолок главного нефа. В 1702 году реконструировали непрочный нартекс (притвор), но в целом фасад сохранил свой первоначальный облик.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере в XVIII веке на рисунке Джузеппе Вази (источник [13]):

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере на рисунке XVIII века

В 1865-1866 годах была проведена масштабная реставрация базилики по приказу папы Пия IX. В ходе работ, к сожалению, были уничтожены многие археологические находки и разрушены другие ценности [1]. Тогда же в главном нефе и на фасаде появились фрески (к нынешнему времени изрядно потускневшие), а в боковых нефах были созданы цилиндрические своды взамен крестовых.

Архитектура церкви Санта-Мария-ин-Трастевере: описание и фотографии

Несмотря на некоторые перестройки церковного здания, нынешняя базилика, в сущности, является тем самым храмом, который построил Иннокентий II. Ученые называют ее самым законченным и гармоничным памятником римской архитектуры XI-XIII веков [42].

Фасад и средневековые мозаики

Фасад базилики Санта-Мария-ин-Трастевере выходит на одноименную площадь (Piazza di Santa Maria in Trastevere). Он ориентирован не на запад, как обычно бывает, а на восток.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Собственно фасаду предшествует нартекс (портик), перестроенный архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana) в 1702 году. Он имеет пять одинаковых арок, обрамленных ионическими пилястрами. Три центральные арки фланкированы ионическими колоннами из серо-голубого мрамора, оставшимися от прежнего нартекса [1]. Над антаблементом — парапет, который в центральной части оформлен в виде балюстрады с четырьмя фигурами в стиле барокко. Статуи изображают святых Каликста, Корнелия, Юлия и Калеподия ([1];[5]).

Расположенный выше фасад прорезан полукруглыми окнами и украшен сильно потускневшими фресками XIX века. В центральной части можно различить финиковые пальмы, а по бокам находятся совсем уж трудно различимые картины Иерусалима и Вифлеема. Изначально фасад имел три арочных окна (это хорошо видно на старинной гравюре XVI века). В XVII веке их заложили, заменив большим квадратным окном в центре и круглым в тимпане. Нынешние три окна были проделаны во время реставрации XIX века [42].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Главное, чем выделяется фасад базилики и чем он отличается от большинства римских церквей, обычно довольно строгих снаружи, — красочные средневековые мозаики, расположенные на вогнутой стене под треугольным фронтоном. Такая форма поверхности (cavetto) гарантирует, что пропорции мозаичных изображений не выглядят искаженными, если рассматривать их, стоя перед нартексом.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Мозаики, вероятно, датируются XII веком. Предполагают, что в XIII веке их реставрацией занимался знаменитый художник и мозаичист Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini) (ок. 1240-ок. 1330-1340), работавший также над мозаичным оформлением интерьера (алтарной части).

Сюжет мозаичного панно иногда трактуется как притча о десяти девах. Пять мудрых и пять неразумных дев изображены по обеим сторонам Богоматери, кормящей грудью маленького Иисуса. Можно заметить, что у двух неразумных дев, стоящих справа от Богоматери, на головах нет корон, и огонь в их светильниках уже погас. Впрочем, исследователи до сих пор спорят о том, кого представляют эти десять женских фигур: видимо, первоначально сюжет был иным, но, поскольку в ходе истории фигуры были сильно изменены, теперь уже трудно установить их исходный облик. Не исключено, что это были римские девы-мученицы или просто прислужницы [1]. По другой версии, две женские фигуры с погасшими светильниками, изображают вдов, а восемь фигур с горящими светильниками являются юными девами [5]. У подножия трона, на котором сидит Богоматерь, различимы две крошечные фигурки, изображающие безвестных жертвователей, а над ее головой — образ Святого Агнца (Agnus Dei).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Восемь центральных фигур (Мадонна с Младенцем, два донатора и четыре ближайшие к ним девы) являются наиболее древними (эти мозаики датируются XIII веком). Три крайние правые фигуры — менее древние, а три левые — появились еще позднее, однако не позднее начала XIV века [42].

Над мозаичной композицией находится треугольный фронтон с потускневшей фреской XIX века, изображающей Христа во славе. Он восседает, окруженный семью светильниками, ангелами и символами евангелистов, а у его ног преклонил колени папа Пий IX.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Боковой фасад церкви:

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Колокольня

Справа от фасада, над восточным концом правого бокового нефа поставлена средневековая колокольня, построенная в первой половине XII века ([1];[5];[32];[42]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Колокольня сложена из кирпича и возвышается над крышей бокового нефа на четыре яруса, которые разделены декоративными карнизами. Дополнительным украшением колокольни служат небольшие круглые вставки из пурпурного порфира и зелёного офикальцита (verde antico) [1]. Часы на втором ярусе существуют с XIX века [5].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В верхней части, под небольшим треугольным балдахином помещена мозаика «Мадонна с Младенцем» XVII века ([32];[33]), а пирамидальную крышу венчает колокол, отбивающий часы.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Нартекс (портик) и двери

Прежде чем входить внутрь базилики Санта-Мария-ин-Трастевере, стоит ненадолго задержаться в портике, чтобы полюбоваться неплохой коллекцией языческих и раннехристианских надписей III века, а также фрагментами скульптур IX века и средневековых фресок. Также здесь можно увидеть части саркофагов и надгробные плиты эпохи Ренессанса.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Древние письмена («эпиграфы») на камнях будут интересны тем, кто знает латынь. Многие языческие образцы были найдены в захоронениях на Аппиевой дороге в XVIII и начале XIX века и установлены здесь во время реставрации 1860-х годов. Другие обломки с надписями были обнаружены во время реставрационных работ в самой базилике. Поместить их сюда оказалось хорошей идеей: за счет этого фрагменты не только защищены от непогоды, но и находятся на своем месте как немногие свидетельства, сохранившиеся от первоначального здания храма.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В левом конце портика стоит средневековый саркофаг с реалистичным барельефом в виде льва — геральдического символа семейства Папарески (Papareschi), к которому принадлежал папа Иннокентий II, перестроивший базилику в XII веке. В тот же период, видимо, был создан и саркофаг. Сегодня лев является еще и символом района Трастевере, и предполагают, что толчком к присвоению такой эмблемы стал именно этот барельеф [1].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Над этим саркофагом и стоящим слева от него саркофагом IV века сохранилась фреска XV века «Благовещение».

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Этому же сюжету посвящена фреска на фронтальной стене церкви. Слева на этой фреске изображен неизвестный святой. Вторая фреска на этой же стене, «Рождество», была переписана в ходе реставрации XIX века [1].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В нижней части стен развешаны резные мраморные плиты — plutei, украшенные геометрическими орнаментами, изображениями животных и растений.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Возможно, это античные плиты, но также не исключено, что они были вырезаны для первой базилики и впоследствии помещены сюда.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Особенно примечателен барельеф IX века с изображением двух павлинов, пьющих из вазы ([1];[23];[42]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В церковь ведут три двери (во время нашего посещения была открыта лишь правая). Дверные коробки выполнены из каменных карнизов античного здания эпохи Римской империи.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В настоящее время боковые двери ведут в боковые нефы, тогда как до XVI века все три двери открывались в центральный неф ([1];[42]). Переделку осуществил уроженец Австрии — кардинал Марко Альтемпс (Marco Altemps), он же Маркус Ситтикус фон Гогенэмс (Markus Sittikus von Hohenems) (1533-1595). Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере была назначена ему в 1580 году как титулярная церковь. Этому кардиналу посвящена надпись над боковыми дверями: Marcus Syticus Card[inalis] ab Altemps, huius basil[icae] tit[ularis]. Здесь же могущественный прелат был похоронен.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

По бокам треугольных фронтонов дверей стоят небольшие скульптуры, ранее украшавшие алтарь Свв. Филиппа и Иакова, установленный в левом рукаве трансепта ([1];[42]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В XVII-XIX веках центральная дверь базилики Санта-Мария-ин-Трастевере периодически служила Святыми вратами (Porta santa) и открывалась в Юбилейные годы. Строго говоря, Святые двери имеются лишь в четырех папских базиликах, и Санта-Мария-ин-Трастевере не относится к их числу. Но она заменяла собой базилику Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, когда последняя страдала от наводнений или пожаров [1]. (Вообще Санта-Мария-ин-Трастевере занимает почетное пятое место в иерархии римских базилик после собора Св. Петра, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Латеранской базилики и Санта-Мария-Маджоре [32]).

На центральной двери имеется надпись: Haec est porta Domini, justi intrabunt in eam («Вот врата Господа; праведные войдут в них» (из Псалма 117).

Интерьер церкви Санта-Мария-ин-Трастевере. Описание и фотографии внутреннего убранства

Планировка базилики

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере имеет план классической базилики, с центральным и двумя боковыми нефами, а также внешними капеллами. Также имеется трансепт с пресвитерием и полукруглая апсида, а по ее сторонам — две большие прямоугольные в плане капеллы, являющиеся почти самостоятельными постройками. В левой капелле хранится древняя икона Santa Maria della Clemenza, считающаяся чуть ли не главным сокровищем базилики.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Выше представлен план церкви Санта-Мария-ин-Трастевере с обозначением основных достопримечательностей.

Вестибюль

Входя в церковь через правую боковую дверь, попадаем сначала в небольшой вестибюль, являющийся нижним этажом колокольни.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Здесь можно увидеть еще ряд резных мраморных плит plutei, украшенных геометрическими и растительными орнаментами, а также большое деревянное распятие с памятными табличками.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Центральный неф

Пасмурным утром внутреннее пространство базилики погружено в таинственный полумрак, сквозь который лишь слегка проступают сверкающие золотом мозаики апсиды. Осветить алтарную часть можно, опустив монетку в специальный автомат. В центральном нефе свет включают, похоже, только во время богослужений, но если вы придете сюда в солнечный день, достаточно будет и естественного освещения.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Центральный неф отделен от боковых античными гранитными колоннами разного диаметра с разнообразными ионическими и коринфскими капителями. Общее число колонн — 21 (нечетное, поскольку ближайшая ко входу часть правого нефа занята вышеописанным вестибюлем).

Вид из нефа в алтарную часть с великолепными мозаиками:

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Когда в XII веке базилику перестраивали, то стройматериалы заимствовали из руин терм Каракаллы. Оттуда же, как считается, поступили и эти колонны и капители [5]. Также есть вероятность, что они происходят из руин храма Исиды на Яникуле [31]. В XIX веке ученые распознали в резном узоре капителей лица Исиды, Сераписа и Гарпократа, и во время реставрации Пия IX эти оскорбительные для христианства образы были частично уничтожены или искажены [31]. Несмотря на это, некоторые резные лица упомянутых египетских богов сохранились ([1];[10];[38]) (источник фото: [39]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Серый и розовый гранит для колонн добывался в свое время в римских карьерах в Египте. Капители и базы колонн выполнены из известняка и мастерски украшены резьбой.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Колонны несут на себе не арки, а горизонтальный антаблемент, что создает ощущение древнего храма. Подобная конструктивная система считалась устаревшей даже в эпоху античности [1]. Здесь же к ней обратились по чисто архитектурным причинам: для сооружения аркад потребовался бы гораздо более высокий потолок. Другими словами, церкви пришлось «подстраиваться» под колонны, а не наоборот [1].

Над колоннами стены нефа покрыты фресками с изображениями святых. Эти шестнадцать композиций были созданы различными художниками во время реставрации 1860-х годов.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Три витражных окна XIX века над входом в базилику изображают святых пап Юлия, Каликста и Корнелия.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В начале центрального нефа с правой стороны можно заметить красивый шкафчик-нишу (табернакль) для хранения освященного масла, используемого в таинствах. Созданный в XV веке, этот изящный предмет из резного и позолоченного мрамора предположительно является работой скульптора Мино дель Реаме (Mino del Reame) ([4];[23]). На небольшой дверце — надпись Olea Sancta. В верхней части изображен Христос, из ребра которого в чащу изливается кровь. До реставрации XIX века табернакль находился в сакристии [1].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Стоит также обратить внимание на пол в стиле косматеско (cosmatesco). Средневековый пол был почти полностью обновлен во время реставрации XIX века ([1];[23];[42]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, ИталияЦерковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Фрески, которые украшают триумфальную арку, отделяющую центральный неф от трансепта, также были добавлены во время реставрации XIX века (1870). Они изображают Богоматерь с Младенцем, ангелами и патриархами Моисеем и Ноем. (Рассмотреть фрески можно на фотографии тут).

Потолок Доменикино

Деревянный резной кессонированный потолок создан по проекту известного художника XVII века Доменикино (Domenichino). Он же является автором композиции «Успение Богоматери» (1617) в восьмиугольном центральном углублении.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Со стороны входа на потолке имеется надпись-посвящение кардиналу Пьетро Альдобрандини (Aldobrandini), который профинансировал создание потолка. Симметрично, со стороны алтаря, расположена надпись, посвященная загадочной легенде, согласно которой церковь была основана на месте, откуда в древности забил черный маслянистый фонтан (видимо, нефть), появление которого стали считать провозвестием рождения Христа ([5];[13];[42]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Мозаики апсиды

Одной из главных достопримечательностей базилики Санта-Мария-ин-Трастевере являются замечательно сохранившиеся мозаики апсиды, часть которых создана в середине XII века, а часть — несколько позднее, в конце XIII века.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Как и в центральном нефе, свет в апсиде довольно тусклый. Можно сначала полюбоваться мозаиками в естественных условиях, чтобы получить представление о том, как их видели жители средневекового Рима. Если же вы хотите рассмотреть эти сказочные композиции более подробно, стоит опустить монету в специальный автомат-ящичек слева от алтаря. Автомат принимает разные виды монет. От достоинства монеты зависит продолжительность освещения.

Мозаики XII века

Рассмотрим сначала наиболее древние мозаики. Они покрывают конху (полукупол), а также поверхность арки апсиды. Эти мозаики были выполнены при кардинальной перестройке церкви, в середине 1140-х годов.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

На центральной мозаичной композиции представлен восседающий на престоле Христос с Богоматерью в окружении святых. Рука Всевышнего тянется из облаков, указывая на Христа и коронуя его венком.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Богоматерь, облаченная в корону и роскошные одежды, расшитые золотом и украшенные драгоценными камнями, представлена в образе юной царицы, а также невесты Христовой. Богоматерь и Христос сидят на одном троне так близко, что их тела соприкасаются, и Христос обнимает ее за плечи правой рукой. В левой руке Спаситель держит раскрытую книгу с надписью “Veni electa mea et ponam in te thronum meum” («Приди, Моя избранница, и Я поставлю в тебе Мой престол») (это литургический текст на праздник Успения (см. Песнь песней (4:8)); этими словами Христос приветствует Марию на Небе). В руках у Богоматери — свиток со словами “Leva eius sub capite meo et dextera illius amplesabitur me” («Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня»). Эти слова из Песни песней (2:6 и 8:3) тоже используются в литургии на праздник Успения, который традиционно отмечался в Риме в ночь на 15 августа пышными процессиями [10]. Некоторые исследователи полагают, что вереница персонажей мозаики являются аллюзией на эти процессии, во время которых происходило «общение» (почти объятие!) двух икон: Спасителя и Богоматери ([2];[10]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Изображение Христа и Марии на одном троне в виде жениха и невесты — в то время подобная композиция не имела прецедентов в римском искусстве [37]. Данная иконография, Maria Ecclesia, представляет Деву Марию как олицетворение Церкви, невесты Христовой и одновременно всей Римской церкви, а также данной конкретной базилики [36].

Фрагмент мозаики с изображением Богоматери (источник [7]):

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

С левого края мозаики изображен папа Иннокентий II с миниатюрной моделью базилики, что указывает на него как на строителя здания (обратите внимание на отсутствие квадратного нимба вокруг головы папы: это говорит нам о том, что мозаика создавалась уже после его смерти, то есть после 1143 года). Прочие фигуры с левой стороны: святые Лаврентий и Каликст. Справа стоят святой Петр (ближайшая фигура к Христу), святые Корнелий, Юлий и Калеподий.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Ниже помещена латинская надпись, говорящая о посвящении храма Богоматери и о перестройке старого ветхого здания Иннокентием II. На следующем ярусе композицию обрамляет фриз «Агнец Божий и двенадцать апостолов», представленных в виде вереницы агнцев. По бокам фриза изображены священные города Иерусалим и Вифлеем.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

На стене апсидной арки слева изображен пророк Исаия, который держит в руках свиток с надписью: Ecce virgo concipiet, et pariet Filium («Дева во чреве примет и родит Сына», Глава 7 Книги пророка Исаии). Справа — пророк Иеремия, на свитке которого начертано: Christus Dominus captus est in peccatis nostris («Христос Господь пойман в грехи наши»; в русскоязычном варианте данный отрывок из Главы 4 «Плача Иеремии» более известен в следующем переводе: «Помазанник Господень пойман в ямы их», что больше соответствует оригиналу. Это несоответствие связано с известной вольностью перевода Иеронима, составившего основу Вульгаты [14]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В верхней части арки представлен крест с греческими буквами Альфа и Омега и семь светильников из «Откровения Иоанна Богослова». Справа и слева на этом уровне помещены символы евангелистов. Кроме того, около свитков пророков можно заметить изображения клеток с птицами. Смысл этого символа, который также встречается на мозаике римской церкви Сан-Клементе, не совсем ясен [1]. Возможно, это отсылка к словам пророка Иеремии. Также есть предположение, что таким образом подчеркивается тайна Божественной природы, воплощенной в телесной оболочке, являющейся для нее темницей, как для узника [42].

При наличии бинокля или фототехники с большим увеличением стоит также рассмотреть отдельные детали мозаичного цикла: например, изображения цветов и фруктов на нижней поверхности арки.

Мозаики XIII века (Пьетро Каваллини)

На полукруглой стене апсиды, ниже фриза с изображением агнцев, расположен прерываемый полукруглыми окнами мозаичный цикл «История Богоматери». Эти мозаичные панно создал в 1290-х годах известный итальянский художник Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini) ([15];[18]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Традиционной датой создания цикла считается 1291 год, но некоторые исследователи указывают более позднее время, около 1296 года ([11];[34]). В таком случае мастер работал над этими мозаиками уже после создания знаменитых фресок в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Слева направо представлены следующие шесть эпизодов из жизни Девы: «Рождество Богоматери», «Благовещение», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне» и «Успение Богоматери» [11] (источник фото: [7]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Эти мозаики очень высоко ценил скульптор и историк искусства Лоренцо Гиберти, отмечавший, что никогда не видел равных по мастерству настенных композиций из данного материала [18].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Каваллини продемонстрировал здесь не только талант и техническое мастерство, но и важный стилистический рывок: отход от византийских форм к более динамичным и объемным изображениям, в которых присутствует натурализм. В то же время исследователи отмечают, что в произведениях Каваллини еще сохраняется условность, архаичность, недостаток жизненности и связи между фигурами и предметами, и в этом художник несколько уступает Джотто [15].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В качестве примера одной из самых продуманных и реалистичных мозаичных композиций Каваллини можно назвать «Рождество Богоматери» [16]. Художник помещает фигуры святой Анны (матери Девы Марии), ее прислужниц и новорожденной Девы в три тесно связанных между собой последовательных плана: ближе всего к зрителю показаны служанки, которые готовят ванночку для младенца, далее полулежит крупная фигура святой Анны, а за кроватью разместились еще две служанки. Отведенная занавеска с правой стороны создает ощущение глубины пространства и разряжает несколько перегруженную композицию. Вертикальные и горизонтальные линии архитектурных элементов добавляют камерной сцене достоинства и благородства. Так создается впечатление торжественности и домашнего уюта одновременно.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Не менее интересна мозаика «Рождество Христово». В ней Пьетро Каваллини использует целый ряд источников, включая апокрифы. Так, он помещает сцену рождения Христа в пещеру, в соответствии с Протоевангелием Иакова. На переднем плане можно заметить изображение дома с башней — гостиницы («Не было им места в гостинице»; см. Евангелие от Луки) с надписью taberna meritoria («жилище, сдаваемое внаем») ([19];[20]). Рядом с гостиницей виден источник черного масла, ставший предвестием рождения Христа: как мы помним, по легенде, на месте этого источника и была построена базилика Санта-Мария-ин-Трастевере. Из Евангелия от Матфея художник заимствовал звезду, которая привела волхвов в Вифлеем.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В правом нижнем углу изображены стадо овец, собака и пастухи, один из которых слушает благовестие ангела (Annuntio vobis gaudium magnum, «Я возвещаю вам великую радость»), показанного на золотом фоне над пещерой. Чтобы обеспечить симметрию композиции, Каваллини поместил с другой стороны пещеры двух ангелов, поклоняющихся новорожденному Иисусу [19]. В левом нижнем углу сидит святой Иосиф, погруженный в горестные раздумья. Такая иконография характерна для византийской традиции, опиравшейся на апокрифы, согласно которым дьявол искушал Иосифа, вызывая у него сомнения по поводу зачатия Младенца: «Как из этой сухой палки не может быть листвы, так у Девы не может быть потомства» (при этих словах палка зацвела). Во многих византийских иконах на этот же сюжет рядом с Иосифом можно заметить старичка-пастуха в козлиной шкуре, олицетворяющего дьявола.

Завершает цикл мозаика «Успение Богоматери».

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Под центральным окном апсиды, ниже мозаичного цикла из шести панно, находится еще одна мозаичная композиция Пьетро Каваллини. Она изображает святых Петра и Павла, представляющих Мадонне с Младенцем заказчика мозаик, Бертольдо Стефанески (Bertoldo Stefaneschi). Бертольдо Стефанески похоронен в этой же церкви.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

На мозаике стоит обратить внимание на герб Стефанески и надпись: Virgo, Deum complexa sinu servanda pudorem, Virgineum matris fundans per secula nomen, Respice compunctos animos miserata tuorum («О Дева, целомудренно принявшая Господа нашего во чреве, утвердившая навеки имя девственной матери, обрати милосердный взор на кающиеся души твоих [детей]» ([1];[18]) (источник фото: [7]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Автором всех латинских надписей под мозаиками Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере является Якопо Стефанески [18] — известный кардинал, писатель и меценат, брат Бертольдо Стефанески. Аристократическое семейство Стефанески проживало в Трастевере и пользовалось огромнейшим влиянием в этом районе Рима [17].

Подробнее о другом известном римском произведении Пьетро Каваллини — фреске «Страшный суд» в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере — можно прочитать тут.

Фрески апсиды

По обеим сторонам от вышеописанной мозаики с изображением заказчика расположены фрески (ок. 1600 года), созданные известным итальянским художником эпохи барокко Агостино Чиампелли (Agostino Ciampelli) (1565-1630) [23].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Фрески изображают ангелов, которые несут предметы, являющиеся символами Богоматери, в том числе упоминаемые в Литаниях Пресвятой Деве Марии.

Алтарная часть. Fons olei

Алтарная часть отгорожена от основного пространства церкви невысокой мраморной преградой. Над престолом (алтарем) поставлен балдахин, или киворий, на четырех коринфских колоннах, созданный во время реставрации XIX века, частично с использованием античных элементов ([23];[33];[42]). Это работа архитектора Вирджинио Веспиньяни (Virginio Vespignani).

Сам престол — подлинный средневековый, составленный из античных мраморных плит [1]. Под алтарной частью находится крипта (confessio), где хранятся мощи святых Каликста, Корнелия, Юлия и Калеподия, перенесенные в конце VIII века из катакомб Калеподия (Catacomba di Calepodio) [1]. В отличие от большинства других римских церквей, крипта закрыта для посещения (чтобы туда пробраться, пришлось бы проползти под алтарем).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

За престолом, в дальнем конце апсиды, расположен епископский трон XII века, выполненный из сероватого мрамора, с круглой спинкой и парой грифонов в виде подлокотников. Трон поставлен на блоке пестрого мрамора павонацетто. Деревянные скамьи священников, стоящие полукругом по обеим сторонам трона, были созданы во время реставрации XIX века [1].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Справа от престола можно заметить витой подсвечник для пасхала, оформленный в стиле косматеско и созданный в XII-XIII веке [33].

Также в алтарной части находится священное место, где, согласно легенде, ок. 38 года до н.э. (по другим сведениям, в год Рождества Христова) из-под земли вдруг вырвался диковинный фонтан черного масла (вероятно, нефти) ([23];[41]). Тогда здесь находился приют для раненых солдат — Taberna meritoria. Легенда гласит, что фонтан был настолько велик, что поток дошел до Тибра ([1];[10]). Это событие было сочтено провозвестием явления Мессии — знаком того, что Божья милость вскоре прольется в мир, как этот источник [5] (фото с сайта [21]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Место, где забил чудесный фонтан, стало известно под названием Fons olei («источник масла» или «источник елея») и помечено соответствующей надписью на полу у подножия ступеней пресвитерия: Hinc oleum fluxit, cum Christus Virgine luxit. Hic et donatur venia, a quocumque rogatur. Nascitur hic oleum, Deus ut de Virgine, utroque terrarum est oleo Roma sacrata caput («Отсюда истекло масло, когда Христос воссиял из Девы. Здесь даруется прощение, кто бы его ни попросил. Здесь рождается масло, как Господь от Девы, и чрез это двойное помазание сделался Рим священной главою всех земель») [1].

Правый рукав трансепта

Трансепт находится на возвышении, куда с обеих сторон ведет ряд ступеней.

Деревянный кессонированный потолок трансепта, оформленный в золотых, синих и красных тонах, создан по заказу кардинала Джулио Санторио (Giulio Antonio Santorio) в 1596 году.

Боковая стена правого рукава трансепта полностью занята огромным мраморным надгробием кардинала Франческо Армеллини (Francesco Armellini Pantalassi de' Medici), созданным в 1524 году. Считается, что это работа школы знаменитого итальянского скульптора Высокого Возрождения Андреа Сансовино (Andrea Sansovino) ([1];[4]), но иногда монумент приписывают скульптору Микеланджело Сенезе (Michelangelo Senese) [23]. Франческо Армеллини лично заказал это надгробие для себя и своего отца Бенвенуто. Кардинал возлежит на саркофаге слева, а его отец изображен в зеркальной позе справа. Над обеими фигурами — овалы с образом Богоматери. Центральную часть композиции занимают скульптуры святых Лаврентия и Франциска и образ Бога Отца (источник фото: [22]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Над памятником находится нарядно украшенный орган, который был подарен церкви кардиналом Альтемпсом в конце XVI века и до сих пор находится в рабочем состоянии [1]. Также в правом рукаве трансепта (на торцевой стене) находится надгробный памятник с бюстом кардинала и теолога Станислава Гозия (Stanislaus Hosius, Stanisław Hozjusz) (1504-1579) — важного деятеля католической церкви эпохи Контрреформации, бывшего в последний год жизни титулярным кардиналом базилики [41] (источник фото: [24]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

На монументе обращают на себя внимание две латинские надписи: Haec scripsi vobis de iis qui seducant vos («Я написал это о тех, кто будет вас соблазнять») и Catholicus non est, qui a Romana Ecclesia in fidei doctrina discordat («Тот не католик, кто не согласен с Римской церковью в доктринах веры»).

На скульптурном портрете Станислав Гозий предстаёт мужчиной с окладистой бородой, соответствующей церковной моде того времени [1].

«Капелла зимнего хора»

В дальнем конце правого рукава трансепта находится «капелла зимнего хора» (Cappella del coro d’inverno) ([1];[23]) (см. план церкви), названная так потому, что использовалась священниками для богослужений в зимнее время, когда в основной части церкви становилось слишком холодно. Утренние мессы в Санта-Мария-ин-Трастевере и по сей день часто проводятся именно в этой капелле, а не в главном нефе. Данная капелла выделена для уединенной молитвы и не предназначена для случайных посетителей.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Помещение, ранее служившее пристройкой к сакристии, было преобразовано в капеллу в 1624 году и некоторое время служило пристанищем для популярной иконы Madonna di Strada Cupa, но в 1627 году было продано в качестве частной погребальной капеллы. Так продолжалось до середины XVIII века, когда капеллу обновили по распоряжению кардинала Генриха Бенедикта Стюарта — герцога Йоркского, последнего якобитского претендента на английский престол. Поэтому не стоит удивляться, что над дверью помещен английский королевский герб.

Над проектом капеллы работал Доменикино (1625), но его участие прекратилось после переезда в Неаполь (1631) ([1];[23]). Полихромный мраморный алтарь был создан во время реставрации Стюартов. Обрамляющие икону Madonna di Strada Cupa фигуры ангелов приписываются знаменитому скульптору Алессандро Альгарди (Alessandro Algardi).

Саму икону приписывают Перино дель Вага (Perin del Vaga), одному из важнейших помощников Рафаэля ([4];[23]). На левой стене находится картина «Бегство в Египет» работы Карло Маратта (Carlo Maratta) или его школы ([1];[4]).

Капелла Альтемпс

В конце левого рукава трансепта (симметрично вышеописанной правой капелле) располагается капелла Альтемпс (Capella Altemps) (она же Capella della Madonna della Clemenza) — одна из главных достопримечательностей базилики Санта-Мария-ин-Трастевере (см. план церкви).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Капелла была построена в 1587 году по проекту архитектора Мартино Лонги — старшего (Martino Longhi il vecchio). Заказчиком выступил происходивший из Австрии кардинал Марко Альтемпс (Marco Altemps), он же Маркус Ситтикус фон Гогенэмс (Markus Sittikus von Hohenems) (1533-1595). Напомним, что базилика Санта-Мария-ин-Трастевере была назначена ему в 1580 году как титулярная церковь ([1];[4]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Капелла задумывалась кардиналом Альтемпсом как место собственного погребения (его надгробная плита находится непосредственно у входа), а также как мемориал, посвященный Тридентскому собору и борьбе папы Пия IV (его дяди) с протестантизмом (Тридентский собор cчитается отправной точкой Контрреформации). Гербы кардинала Альтемпса и папы Пия IV помещены над входом, а их двойной портрет — в нише над алтарем [1].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Фрески на боковых стенах — «Тридентский собор» и «Папа Пий IV провозглашает буллу Benedictus Deus» — были написаны художником-маньеристом Паскуале Кати (Pasquale Cati) в 1588 году.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Потолок также украшен фресками.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Центральная овальная композиция изображает Успение, на остальных панно показаны другие сцены из жизни Богоматери, чередуемые с четырьмя небольшими овальными панелями c образами евангелистов [1].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Стоит также обратить внимание на прекрасный пол с гербом кардинала.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Но главным сокровищем капеллы Альтемпс является икона Богоматери Милосердия (Мадонна делла Клеменца) (Madonna della Clemenza или Madonna Theotòkos), которую иногда называют самой большой ценностью храма. Это по-настоящему древняя икона: она была написана не позднее VIII века, а по мнению некоторых экспертов, даже в конце V века [1]. Таким образом, перед нами одна из старейших икон Богоматери в мире. Видимо, как раз в честь этой святыни церковь в свое время и получила посвящение Деве Марии.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Икона выполнена в технике энкаустики, то есть восковыми красками. Она состоит из трех кипарисовых досок и изображает Мадонну с Младенцем меж двух ангелов. Мадонна предстаёт перед нами в облике византийской императрицы. Недавно икона была очищена и отреставрирована [1].

Левый рукав трансепта

На левой стене этого рукава трансепта находятся два любопытных надгробных памятника.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Тот, что справа, принадлежит кардиналу Пьетро Стефанески (Pietro Stefaneschi), скончавшемуся в 1417 году ([1];[4]). Возможно, это работа скульптора Каттанео (Paolo da Gualdo Cattaneo) (подпись: Magister Paulus) [23].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Изображение кардинала отличается удивительным реализмом. По бокам эпитафии помещено два фамильных герба (если помните, такие же мы видели на мозаичном панно апсиды, поскольку заказчиком мозаик был представитель того же семейства). Если в церкви не слишком темно, постарайтесь рассмотреть над лежащей фигурой кардинала изящный декоративный пояс в технике косматеско.

Памятник с левой стороны — надгробие французского кардинала Филиппа д’Аленсона (Philippe d'Alençon), который умер в 1397 году ([1];[4]). Памятник выполнил скульптор Джованни д’Амброджо (Giovanni d'Ambrogio). На то, что усопший был французом, указывает герб с лилией (флёр-де-лис). Мраморный рельеф в нижней части — «Успение Богоматери».

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Между двумя вышеописанными надгробиями стоит алтарь свв. Филиппа и Иакова, созданный на средства кардинала д’Аленсона. Этот алтарь в готическом стиле обрамлен витыми коринфскими колоннами, поддерживающими балдахин со стрельчатой аркой. Над капителями — четыре небольшие фигуры святых (четыре других мы уже видели раньше: они теперь украшают боковые двери при входе в базилику). Алтарным образом служит более поздняя картина «Мученичество свв. Филиппа и Иакова» [1]. Ее предполагаемый автор — художник Джакомо Пальма Младший (Jacopo Palma il Giovane) (1548-1628) ([4];[23]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Выше, в тимпане, находится барельеф «Успение», а под картиной — надпись, помещенная сюда кардиналом Марко Альтемпсом в 1584 году (в ней описывается перемещение алтаря из другого места трансепта).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Также в левом рукаве трансепта (на торцевой стене) находится надгробный памятник с бюстом юного Роберто Альтемпса (Roberto Altemps) (?-1586), сына кардинала Марко Альтемпса. Роберто был военным, отсюда и изображения трофеев в нижней части монумента, а также фигуры Минервы и Виктории, восседающие на фронтоне. Деталь памятника (источник [25]):

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Юный Роберто прожил лишь двадцать лет. По имеющимся сведениям, он похитил и, возможно, изнасиловал девушку ([1];[41]). Обычно столь высокородным молодым людям подобные проступки сходили с рук. Но в данном случае папа Сикст V решил, что стоит отдать его под суд — в назидание другим римским аристократам. Юноша был помещен в тюрьму, а затем отправлен в ссылку в Авиньон. После окончания ссылки Роберто вскоре умер. По одной из версий, его казнили ([1];[13];[41]).

Данное надгробие является парным к симметрично расположенному надгробию Станислава Гозия — несмотря на то, насколько разный образ жизни вели эти двое усопших. Надгробия близки по хронологии (возможно, над ними даже работал один автор), сходны композиционно и стилистически [41]. К тому же отец Роберто, Марко Альтемпс, являлся преемником Гозия и был многим ему обязан, так что не исключено, что надгробие изначально предназначалось ему, а не его сыну [41]. В таком случае такая «пара» выглядела бы куда более логично. Итоговая же расстановка (пусть даже получилась она случайно) ставит Роберто как бы в один ряд с Гозием, изображает беспутного юнца как носителя высоких достоинств и добродетелей, что по меньшей мере странно.

Боковые капеллы

В базилике Санта-Мария-ин-Трастевере довольно много заслуживающих внимания капелл, но большинство из них либо не освещены, либо находятся за решеткой. Так или иначе, стоит сказать о них несколько слов.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Ближайшая ко входу капелла правого бокового нефа сегодня служит магазином, где можно купить путеводители, книги и сувениры. Над входом помещена икона Мадонны с Младенцем XV века. Ранее данное помещение служило привратницкой: церковные смотрители следили за сохранностью утвари и выставляли за дверь неугодных: к последним относились не только потенциальные воры и нарушители порядка, но и бродячие собаки и свиньи, вплоть до XIX века наводнявшие улицы Рима.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Следующая капелла справа — погребальная капелла семейства Бусси, посвященная святой Франциске Римской (см. план церкви). Алтарь украшает полотно кисти Джакомо Дзоболи (Giacomo Zoboli) (1681-1767), изображающее святую на Причастии ([1];[4]). В капелле также находятся надгробные плиты кардиналов Джованни Баттиста Бусси (Giovanni Battista Bussi) (1656-1726) и Пьетро Франческо Бусси (Pietro Francesco Bussi) (1684-1765).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Далее находится крошечная капелла Яслей, считающаяся старейшей в церкви, но отреставрированная в эпоху барокко. На фотографии показано оформление капеллы к празднику Богоявления (рождественский вертеп, по местной традиции, представляет сцену Рождества, как если бы она происходила прямо тут, на площади перед церковью). В остальное время в капелле можно увидеть картину французского художника Этьена Парроселя (Étienne Parrocel) (1696-1775/1776) «Рождество Христово» ([1];[4]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Капелла Богоматери Скорбящей (см. план церкви) хранит большое деревянное распятие XIV века, тщательно отреставрированное в 2014 году. Раньше оно находилось в начале главного нефа, но в ходе реставрации 1860-х годов было перенесено в эту капеллу. В ожидании полной реставрации капеллы распятие временно стоит не у дальней стены, а выдвинуто вперед. Рядом демонстрируется погрудное изображение Богоматери Скорбящей, выполненное из воска в XVII веке.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Последняя с правой стороны — капелла Свв. Петра и Павла (см. план церкви). Здесь находится полотно Джузеппе Васконио (Giuseppe Vasconio) «Вручение ключей апостолу Петру» [1].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Рядом привлекает внимание внушительный позднебарочный (1745) монумент, посвященный Пьеру Марчеллино Коррадини (Pier Marcellino Corradini) — кардиналу, юристу и археологу. Заключенный в овал портрет покойного выполнен в весьма реалистичной манере. Для монумента использовано несколько разноцветных сортов мрамора [1].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В дальнем конце правого нефа можно увидеть закрытую решеткой нишу с цепями, мраморными шаром и несколькими мраморными блоками. Последние являются стандартными мерами веса, которые римляне хранили в античных храмах, а позднее — в христианских церквях. Что касается цепей, то в них якобы заковывали мучеников, которых вели на казнь, а шар был привязан к шее папы Каликста I, когда его бросили в колодец ([1];[5]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Симметрично с левой стороны расположена капелла Св. Иеронима, также известная как капелла Авила (Cappella Avila) ([1];[4];[5]) (см. план церкви). Капелла семейства Авила является шедевром Антонио Герарди (Antonio Gherardi) (1638-1702) — изобретательного итальянского художника, скульптора и архитектора эпохи барокко, который черпал вдохновение в работах Борромини, оригинально их перерабатывая. Работа над капеллой была начата в 1678 году и продолжалась примерно до 1686 года ([1];[5]) (источник фото: [28]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Капелла Авила имеет поразительный барочный купол (ок. 1680) с двойным фонарем (один внутри другого). Внутренний фонарь, который поддерживают четыре ангела, составлен из тонких колонн и завершается куполом с изображением голубя, символа Святого Духа. Внутренний фонарь вписан в более просторный внешний фонарь — тибуриум или барабан с большими проемами. Весь этот сложный свод создает в капелле необычайный световой эффект за счет контраста полумрака интерьера и льющегося снаружи естественного света (источник фото: [28]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Другое творение данного мастера можно увидеть в одной из капелл римской церкви Сан-Карло-аи-Катинари. Однако именно купол капеллы Авила (Св. Иеронима) в Санта-Мария-ин-Трастевере считается самым ярким и дерзким произведением Герарди [26]. Иногда эту капеллу даже называют «одним из самых сложных и уникальных римских памятников» [5], хотя она даже не всегда упоминается в путеводителях по Риму. Во всяком случае трудно спорить с тем, что это одна из самых оригинальных по архитектуре капелл XVII века в Риме [2] (источник фото: [27]).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В капелле также заслуживает внимания удивительный алтарь, создающий необычайное ощущение глубины пространства. В центре стены располагается своего рода перспективная галерея, обрамляющая изображение святого Иеронима. Картина была выполнена самим Герарди в 1686 году ([1];[4];[5];[23]). В боковых нишах капеллы, внутри пластичных «павильонов» с колоннами, находятся надгробия членов семьи. Интересное видео о капелле Авила можно посмотреть тут. Обратите внимание на то, как капелла и ее купол выглядят снаружи (это показано ближе к концу видео).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Рядом со входом капеллу можно заметить два надгробия в виде эпитафий, увенчанных обелисками с рельефными портретами усопших. Памятник слева принадлежит филологу, теологу, библиотекарю и эрудиту Джованни Боттари (Giovanni Gaetano Bottari) и датируется 1775 годом, а парный монумент — канонику Алессандро Ладзарини (Alessandro Lazzarini) (тот заказал данное надгробие в 1820 году, за 16 лет до смерти).

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Если двигаться теперь вдоль левого бокового нефа в сторону выхода (то есть прочь от алтаря), заметим капеллу Святого Сердца (см. план церкви) с куполом, украшенным фреской XVII века с образом Мадонны. В следующей капелле Св. Франциска Ассизского, оформленной в конце XVI века, можно увидеть алтарное полотно с изображением названного святого и расписной купол.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В узком пространстве вежду двумя вышеописанными капеллами установлено надгробие папы Иннокентия II, перестроившего базилику в XII веке. Напомним, что папа происходил из богатого семейства Папарески (Papareschi), которое в те времена пользовалось огромным влиянием в районе Трастевере ([1];[10]). Гробница в виде саркофага в академическом стиле была создана в ходе реставрации 1860-х годов по распоряжению папы Пия IX архитектором Вирджинио Веспиньяни (Virginio Vespignani) [33].

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Последние две капеллы с этой стороны — капелла Мадонны Божественной Любви, изначально посвященная святым Марию и Каликсту (эти двое святых изображены на алтарном полотне конца XVII века), и крошечный баптистерий.

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

На этом наша виртуальная экскурсия по римской базилике Санта-Мария-ин-Трастевере завершена.

Фонтан перед базиликой Санта-Мария-ин-Трастевере

Фонтан на площади перед церковью Санта-Мария-ин-Трастевере (Fontana di Piazza S. Maria in Trastevere) считается старейшим в Риме и восходит к эпохе императора Августа ([5];[32]).

Фонтан перед базиликой Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Фонтан был сильно переделан в Юбилейном 1450 году по распоряжению папы Николая V. Около 1500 года состоялась первая реставрация, проводившаяся, вероятно, силами Браманте. В этот период край чаши был украшен четырьмя бронзовыми волчьими масками ([5];[29)].

Фонтан перед базиликой Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

В конце XVI века фонтан был кардинально реконструирован архитектором Джованни Фонтана. В ходе этих работ изменилась, в частности, форма нижней чаши, став восьмиугольной (вместо прежней квадратной). В 1658 году Бернини перенес фонтан на другое место площади, где он стоит и поныне. Тот же Бернини полностью обновил фонтан, добавив, помимо прочего, четыре раковины по сторонам [29].

Фонтан перед базиликой Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Площадь Санта-Мария-ин-Трастевере на гравюре конца XVII века (источник [31]):

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере на гравюре конца XVII века

В конце XVII века, по желанию папы Иннокентия XII, фонтан расширил Карло Фонтана: он заменил нижнюю чашу на более вместительную, а раковины — на более крупные и богато украшенные.

Фонтан перед базиликой Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Во время реставрации второй половины XIX века главная чаша была снова переделана, а на внешней стороне раковин появилась броская надпись S.P.Q.R. (на месте папских гербов) ([13];[29]).

Практическая информация о посещении базилики Санта-Мария-ин-Трастевере: адрес, часы работы и т.п.

Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере (Santa Maria in Trastevere) находится в самом центре района Трастевере, в конце улицы Via della Lungaretta, к северу от проспекта Viale di Trastevere. Адрес базилики: площадь Piazza di Santa Maria in Trastevere. Посмотреть расположение церкви на карте Рима можно тут.

Часы работы: церковь открыта для посещения ежедневно с 7:30 до 21:00.

Обратите внимание на отсутствие традиционного перерыва на сиесту. Впрочем, сувенирный магазин работает по собственному расписанию (источник фото [35]):

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим, Италия

Также стоит иметь в виду, что в августе перерыв бывает и в часах работы церкви (в августе базилика открыта с 8:00 до 12:00 и с 16:00 до 21:00).

Вход бесплатный. Фотографировать в церкви можно (разумеется, не во время богослужений).

Основное расписание богослужений: в будние дни и субботу в 9:00, 17:30 и 20:30 (в субботу — в 20:00), в воскресенье и праздники: в 8:30, 10:30, 11:30, 17:30 и 18:45.

С фотографиями и отзывами туристов о посещении римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере можно ознакомиться тут.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере: подробное описание на сайте romanchurches

2. Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере: статья в Википедии

3. Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере: описание на сайте sacred-destinations

4. Фотографии и описания интерьера церкви Санта-Мария-ин-Трастевере на сайте romainteractive

5. История и описание площади и церкви Санта-Мария-ин-Трастевере на сайте romasegreta

6. Прогулки по Трастевере

7. Качественные фотографии мозаик в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере: мозаики XII века и мозаики Пьетро Каваллини

8. Античные римские иконы. Икона Мадонна делла Клеменца в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере

9. Схема церкви Санта-Мария-ин-Трастевере от путеводителей DK

10. Статья об истории базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. Мозаики, капители и другие интересные детали

11. Пьетро Каваллини и его творчество. Мозаики в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере

12. Кардинал Марко Альтемпс: статья в Википедии

13. История и описание церкви и площади Санта-Мария-ин-Трастевере на сайте romeartlover. Исторические иллюстрации и современные фотографии

14. Philip S. Alexander. The Targum of Lamentations. Liturgical Press, 2007

15. Пьетро Каваллини: статья в Википедии

16. John T. Paoletti, Gary M. Radke. Art in Renaissance Italy. Laurence King Publishing, 2005

17. Brentano, Robert. Rome before Avignon: A Social History of Thirteenth-Century Rome. Berkeley: University of California Press, 1990

18. О творчестве Пьетро Каваллини

19. Мария Прокопп. Итальянская живопись XIV века. Корвина, 1988

20. Иконография Рождения Христа

21. Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере на туристическом сайте turismoemroma.com

22. Фотография надгробия кардинала Франческо Армеллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере. Sailko, ommons.wikimedia.org

23. Путеводитель по церкви Санта-Мария-ин-Трастевере: план здания, описание фасада и интерьера

24. Celeste Brusati, Karl A. E.. Enenkel, Walter Melion.  The Authority of the Word: Reflecting on Image and Text in Northern Europe, 1400-1700. BRILL, 2011

25. Фотография надгробного памятника Роберто Альтемпса

26. Статья об Антонио Герарди в Википедии

Антонио Герарди и его произведения. Фотогалерея на commons.wikimedia.org

27. Фотография капеллы Авила работы Антонио Герарди в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере

28. Капелла Авила работы Антонио Герарди в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере: фотогалерея

29. Фонтан на площади Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме: статья в Википедии

30. Гравюры с изображением римских церквей в XVI веке (Stationi Delle Chiese Di Roma (1588))

31. Описание базилики Санта-Мария-ин-Трастевере на сайте wikiwand

32. Краткое описание и фотографии базилики Санта-Мария-ин-Трастевере на сайте rometour.org

33. История и описание церкви Санта-Мария-ин-Трастевере и основных произведений искусства в интерьере на сайте cathopedia.org

34. Мозаики Пьетро Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере: описание на сайте cathopedia.org

35. Базилика Санта-Мария-ин-Трастевере на сайте travelthroughitaly.com

36. Иконография Экклезии (Церкви) в христианском искусстве

37. Mary Stroll. Symbols As Power: The Papacy Following the Investiture Contest. BRILL, 1991

38. Dale Kinney. Rome in the Twelfth Century: Urbs fracta and renovatio

39. Фото интерьера церкви Санта-Мария-ин-Трастевере, в том числе капители с лицами египетских богов

40. Christopher Kleinhenz. Medieval Italy: An Encyclopedia. Routledge, 2004

41. A Surprising Pair. The Tombstones of Cardinal Hosius and Cardinal Altemps’ Son, Roberto, in the Basilica of Santa Maria in Trastevere in Rome, Artem quaevis alit terra. Studia professori Piotr Skubiszewski anno aetatis suae septuagesimo quinto oblata (Warsaw: WUW, 2006)

42. Средневековые церкви Рима. Подробная история строительства базилики Санта-Мария-ин-Трастевере

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Максим пишет:

    Очень красиво и познавательно. Спасибо Автору

  2. Игорь пишет:

    Прямо не пост в блоге а научный труд! Спасибо автору. Написано так детально, что вроде бы уже там побывал. Но желание побывать не притупилось, а обострилось наоборот)