Недавно мы познакомились с историей строительства и реставрации и особенностями архитектуры Сампсониевского собора на Выборгской стороне. Однако не охваченной осталась важная страница в истории этого храма и района в целом. Возможно, не все знают, что при Сампсониевской церкви раньше находилось старейшее в Петербурге общегородское кладбище. Здесь нашли последний приют достойнейшие люди прошлых веков: архитекторы, мыслители, государственные деятели — и простые прихожане разных сословий.
В этой небольшой заметке мы кратко расскажем об истории Сампсониевского кладбища, а также о, можно сказать, культовом памятнике «Врагам Бирона», который появился здесь в 1885 году. Это единственное из сохранившихся надгробий, если не считать недавно поставленного мемориального знака.
Сампсониевское кладбище — первое кладбище Петербурга
Сампсониевское кладбище было устроено по указу Петра I уже в 1711 году, то есть через год после строительства первой деревянной церкви преподобного Сампсона Странноприимца. Выбору места поспособствовало расположение храма в отдалении от административного центра города: Выборгская сторона была почти не застроенным и отдаленным участком [2].
До открытия этого кладбища дело обстояло так: умершие погребались или у приходских церквей, или даже при собственных домах. Теперь хоронить можно было тут, причем бесплатно. Причту Сампсониевской церкви с прихожанами предписывалось «за места для погребения никаких плат, не только с бедных, но и могущих, не взыскивали, разве кто с вольного своего произволения, сам от себя, на церковное строение что даст» [11].
Царь «определил, дабы умерших тела нигде у других церквей не погребали, кроме сея, Сампсона Святого Церкви: яко некая странноприимница для погребения странных умерших тел, то есть не толко российского народа, но и иностранной нации» [1]. Государь, видимо, рассуждал так: Сампсон был странноприимец, а на петербургской земле поселились странники, пусть они и покоятся под сенью странноприимца. Недаром ганноверский резидент петровского времени Фридрих Христиан Вебер отмечал, что «русские летописи приписывают св. Самсону особое значение и гостеприимное покровительство по отношению к иностранцам» [45].
Сампсониевское кладбище постепенно разрасталось и в середине XVIII века занимало около 4,5 га. Южнее православного участка, выше по берегу Большой Невки, отвели место для иноверческого («немецкого») кладбища площадью более 1,5 га [32].
Хотя в первые годы существования Петербурга Сампсониевское кладбище считалось общегородским, по факту оно, вследствие удаленности и труднодоступности для проживавших на другом берегу, было скорее приходским. Выборгскую сторону населяли преимущественно работные и служилые люди: еще в начале XVIII века здесь, на берегу Невки, появились партикулярная верфь, воскобелильный, солодовый, пивоваренный и кожевенный заводы. Около них формировались слободы: канцелярии от строений, гоф-интендантская, бочарная и другие [36]. По сведениям, подтвержденным материалами раскопок, на Сампсониевском кладбище хоронили горожан всех сословий, но в основном — людей среднего достатка: купцов, чиновников, отставных солдат, рабочих Батальона строений [35].
До царствования Екатерины II Сампсониевское кладбище служило одним из главных или даже главным местом погребения для жителей Петербурга. Оно занимало довольно большую территорию, границами которой можно назвать современные Лесной и Большой Сампсониевский проспекты, улицы Фокина и Комиссара Смирнова. В дальнейшем в 1732 году Анной Иоанновной был утвержден доклад Синода, находившего, что погребение при церкви св. Сампсона невозможно из-за болотистого грунта. Поэтому Синод просил разрешить захоронения на кладбище при церкви св. апостола Матфия на Петербургской стороне и ряде других храмов.
Сампсониевское кладбище просуществовало по 1770 год и было закрыто по указу Екатерины II в соответствии с установленными санитарными правилами, запрещающими устройство кладбищ ближе, чем в ста саженях от городской черты ([2];[26]).
На иноверческом кладбище были похоронены известнейшие люди петровской эпохи, в том числе архитекторы, начинавшие строить Петербург: Доменико Трезини, А. Шлютер, Г.-И. Маттарнови, Ж.-Б. Леблон и Н. Гербель, скульптор Б.К. Растрелли, первый президент Академии наук Л. Л. Блюментрост, живописцы Л. Каравак, Г. Гроот и С. Торелли, фельдмаршал Б. К. Миних. В православной части Сампсониевского кладбища нашли последнее упокоение известный писатель-публицист и экономист петровской эпохи И. Т. Посошков, умерший в тюрьме Петропавловской крепости (точное место его могилы не установлено, но на южной стене собора в 1909 году была укреплена мемориальная доска [36]) и, по некоторым сведениям, архитектор А. Ф. Кокоринов.
Могилы всех этих деятелей не сохранились до нашего времени [32]. Лишь символический памятный знак подсказывает, что это было за место. Стела с крестом и надписью «В память о захоронениях кладбища XVIII века» была установлена у стен храма в 2009 году, в дни празднования 300-летия основания Сампсониевского собора (источник фото: [48]).
Некоторые старинные каменные плиты (датируемые 1725 годом и позднее), обнаруженные вокруг собора при раскопках 1970-х- 80-х годов, сейчас можно увидеть в ограде церковного двора ([26];[49]). Помимо кладбища, погребения были и внутри храма; они отмечены надгробными досками, вмонтированными в стены собора [36]. Некоторые из этих досок в настоящее время расчищены.
Памятник первостроителям Петербурга
В 1928 году на месте части старого заброшенного кладбища за собором (в сторону Лесного проспекта) был устроен сад им. К. Маркса, который в 1991 году переименовали в Сампсониевский сад ([2];[7]). Сейчас площадь сада составляет около 6 га [32].
В 1995 году в Сампсониевском саду был установлен памятник первостроителям Петербурга по проекту Вячеслава Бухаева и Михаила Шемякина. К сожалению, в 2000 году он был уничтожен вандалами. Возможно, в дальнейшем памятник будет восстановлен и перенесен ближе к территории собора для лучшей охраны [32], но пока никаких мер не предпринято (источник фото: [46]).
Памятник первостроителям Петербурга был решен как гранитная арка с «окном в Европу», через которое можно было любоваться собором. На арке были размещены бронзовые барельефы с портретами и именами архитекторов и метафизическими композициями; перед окном, как бы в комнате, стояли бронзовый стол и стул (образ рабочего места творческого интеллигента XVIII века), а на столе — первый план Петербурга, череп, подсвечник и курительная трубка.
«Врагам Бирона» (надгробный памятник на могиле А. Волынского, А. Хрущова и П. Еропкина)
На сегодняшний день на бывшем кладбище вокруг Сампсониевского собора есть лишь одно надгробие — памятник «Врагам Бирона», выполненный по проекту М. А. Щурупова. Он был установлен в 1885 году на предполагаемом месте братской могилы трех государственных деятелей XVIII века: кабинет-министра А. П. Волынского, архитектора П. М. Еропкина и советника Адмиралтейской конторы А. Ф. Хрущова, казненных за выступление против Бирона, фаворита императрицы Анны Иоанновны.
По странному стечению обстоятельств казнь «изменников» (предварительно истерзанных пытками) на Сытном рынке совершилась 27 июня 1740 года — в день преподобного Сампсона, в годовщину Полтавской победы, в память о которой возведен храм ([2];[35]). После исполнения приговора тела казненные были захоронены в ограде Сампсониевской церкви [36].
Заговорщики, принадлежавшие к высшему петербургскому обществу, выступали против засилья иностранцев при царском дворе («бироновщины»), добивались усиления политической роли русского дворянства, составляли проекты государственного переустройства (в том числе ограничения самодержавия посредством дворянского представительства).
После воцарения Елизаветы Петровны «дело Волынского» было прекращено, и доброе имя членов кружка «врагов Бирона» восстановлено. Первый памятник «трех страдальцев русской земли» был поставлен в 1741 году детьми А. П. Волынского, возвращенными Елизаветой из ссылки. Он представлял собой скромную каменную плиту, на которой при обновлении обветшавшего захоронения во времена правления Екатерины II установили пьедестал с небольшой колонной и урной [2] (источник иллюстрации: [45]).
После выхода в свет популярного романа Лажечникова «Ледяной дом» (1835) — где образ Волынского был, впрочем, представлен в сильно приукрашенном виде — его скромная могила, до той поры почти неизвестная широкой публике, стала местом «любознательного паломничества» [45].
К началу 1880-х годов памятник изрядно обветшал. Как раз в тот период, под влиянием выступлений Бисмарка против России, в обществе усилились антигерманские настроения, и мученически погибший Волынский как противник немецкого засилья стал восприниматься как истинный патриот и национальный герой [2]. По инициативе и под руководством редактора журнала «Русская старина» тайного советника М. И. Семеновского в 1885 году был объявлен сбор средств и сооружен новый памятник на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущева по проекту архитектора М. А. Щурупова. Скульптурные работы взял на себя А. М. Опекушин, автор известного памятника А.С. Пушкину в Москве.
Архитектор М.А. Щурупов, скульптор А. М. Опекушин и художник Ф. Г. Солнцев выполнили свою работу безвозмездно [45].
Облик памятника на месте предполагаемого захоронения казненных «по делу Волынского» отличается простыми и благородными формами. Окруженный ажурной оградой на гранитном постаменте надгробный монолит из темной бронзы выполнен в виде усеченной пирамиды, напоминающей античную стелу. В нижней части монумента находятся три саркофага. Колонка, составлявшая главную часть старого монумента, положена внутрь бронзового монумента, а старая плита с надписью помещена под каменный свод постамента [35].
Лицевая (восточная) сторона памятника посвящена А. П. Волынскому. В полукруглом навершии стелы — изображение родового герба Волынского, а на основном углубленном поле стелы — золоченый барельеф «Гений Истории» [2]. Правой рукой крылатая символическая женская фигура («богиня истории», муза Клио) указывает на уползающую змею (аллегорию зла), а в левой держит лавровый венок и развернутый свиток, на котором начертаны слова императрицы Екатерины II (1765): «Волынский был добрый и усердный патриот и ревнителен к полезным поправлениям своего Отечества»; ниже — стихотворные строки из думы поэта и декабриста К. Ф. Рылеева «Волынский» (1822):
И пусть падет! Но будет жив
В сердцах и памяти народной
И он, и пламенный порыв...
Сыны отечества! в слезах,
Ко храму древнего Сампсона!
Там за оградой, при вратах
Почиет прах врага Бирона.
Здесь же — горящий светильник (аллегория правды), обвитый ветвью оливы в знак примирения с прошлым [45].
На северной стороне монумента приведена надпись, посвященная П.М. Еропкину, и его фамильный герб, а на южной стороне — аналогичное посвящение А.Ф. Хрущову. Также на торцах стелы изображены опущенные факелы (символы угасшей жизни или же «вечной жизни и памяти», в зависимости от трактовки).
На тыльной (западной) стороне памятника, обращенной к проспекту, высечен текст: «Памятник на общей могиле сооружен в 1885 году по почину журнала “Русская Старина” многими почитателями памяти этих исторических людей и на пожертвованье К. П. Селифонтовой (из роду Волынских)». Также здесь воспроизведена надпись с прежнего монумента (в церковно-славянской орфографии): Во имя в трие лицехъ / единаго БОГА / здесь лежит Артемей / Петрович Волынской / которой жизни своея / имелъ 51 годъ / преставися июня / 27 дня 1740 году / туже погребены / Андрей Феодорович / Хрущов и Петр / Еропкин.
Вероятно, благодаря ореолу героев-мучеников, погибших по вине монархии, монумент уцелел во времена катаклизмов ХХ века [15].
Комплексная реставрация памятника «Врагам Бирона» не проводилась до 1988 года, когда встал вопрос о восстановлении барельефов. К тому времени были утрачены барельефы с изображением гаснущего факела и гербами А. Ф. Хрущова и П. М. Еропкина. К счастью, факел был обозначен в чертежах М. А. Щурупова, а вот воссоздание геральдики потребовало дополнительных изысканий [35].
♦♦♦♦♦♦♦
Вам также могут понравиться другие интересные материалы о Сампсониевском соборе:
- Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге: подробное описание архитектуры
- Подробная история создания храма-памятника Сампсониевский собор»
♦♦♦♦♦♦♦
Рекомендуемые источники на тему «Сампсониевский собор»:
1. Баторевич Н. И., Кожицева, Т. Д. Храмы-памятники Санкт-Петербурга: во славу и память российского воинства. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008.
2. Гусенцова Т. М., Добрынина И. Н. Путешествие по Выборгской стороне. — СПб., издательство Остров, 2007.
3. Белоножкин А. Е. Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А. П. Аплаксин. — СПб: Невский мир, Лики России, 2013.
4. Творчество добра. Петербургский архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879–1931). Фишер М. СПб.: ТО «Балтийская звезда», 2013.
5. Сампсониевский собор, статья в Википедии
6. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – музей четырех соборов. Официальный сайт
7. Сампсониевский собор на архитектурном сайте citywalls
9. Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)
10. История Сампсониевского собора
11. Кладбище при церкви Святого Сампсония на Выборгской стороне
12. Архитектурное наследие. Санкт-Петербург. Сампсониевский собор
13. Алексей Белоножкин: «Храмы Аплаксина – камертон для современных зодчих»
14. Свадьба Екатерины II и Потёмкина
15. Враги Бирона
16. Юбилейный домик Сампсониевского собора
17. Часовня Сампсониевского собора
18. Сайт о жизни и творчестве Аплаксина
19. Белоножкин А. Е. Архитектор А.П. Аплаксин (1879–1931). Материалы к творческой биографии
20. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Памятник Волынскому А. П., Хрущову А. Ф., Еропкину П. М.
21. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Памятник первостроителям Петербурга
22. В Петербурге воссоздали надгробие на могиле архитектора Аплаксина
23. Жизненное кредо Андрея Аплаксина — делать добро
24. Путеводитель по святым местам Санкт-Петербурга: / сост. свящ. Александр Берташ. - Санкт-Петербург: Библиополис, 2010.
25. Крюковских, А. П. Петербургские храмы. - Санкт-Петербург: Паритет, 2013.
26. Петрова, А. Старый и скромный: Сампсониевский собор - главное украшение района, его зримая причастность к большой истории и большому искусству // Квартальный надзиратель. - 2007. - № 79. - С. 10-13
27. Кострова, Е. А. Сампсониевский собор-прошлое и настоящее [Электронный ресурс] : дипломная работа / Е. А. Кострова; рук. работ и рецензент Г. С. Усыскин; Университет Петербурга.
28. Разживин, И. В точности по Аплаксину теперь выглядят фасады Сампсониевского собора, отреставрированные мастерами ООО "Возрождение Петербурга" // Архитектура, реставрация, дизайн и строительство. - 2009. - № 2. - С. 76-78
29. Буров, Н. Четыре собора // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 6-9
30. Микишатьев, М. Сампсониевский собор // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 20-23
31. Белоножкин, А. Дома Сампсониевского собора // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 24-27
32. Пирютко, Ю. Сад имени Карла Маркса // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 70-73
33. Сампсониевский собор. История строительства
34. Сампсониевский собор. Внутреннее убранство
35. Сампсониевский собор. Архитектура
36. Проект "Мир науки и искусства школьнику". Сампсониевский собор
37. Сампсониевский собор в передаче "Красуйся, град Петров!"
38. Реставрация и реконструкция престола Сампсониевского собора
39. Музей-памятник «Сампсониевский собор», фотографии
40. 250 лет колоколу Сампсониевского собора
41. Возвращение икон в Сампсониевский собор из фондов музея
42. Виртуальная экскурсия по Сампсониевскому собору
43. Новые постоянные экспозиции музея-памятника "Сампсониевский собор"
44. Уникальные фотографии начала XIX - конца XX века. Утраченные храмы Санкт-Петербурга
45. Сампсониевский собор. Могила Волынского, Еропкина и Хрущова. Материалы из журнала «Русская старина»
46. Памятник первостроителям Санкт-Петербурга