Из всех памятников архитектуры, входящих в петербургский музейный комплекс «Музей четырех соборов», Сампсониевский собор, пожалуй, наиболее обойден вниманием туристической публики: всё-таки Выборгская сторона — не самое «урожайное» место с точки зрения общепризнанных достопримечательностей, да и от центра далековато.
Однако для внимательного путешественника этот непарадный район Петербурга хранит массу интересного и необычного, и собор преподобного Сампсония Странноприимца, безусловно, — одна из его жемчужин. Почему стоит посетить Сампсониевский собор? Во-первых, это один из старейших храмов нашего города, одно из немногих сохранившихся строений первой половины XVIII века, образец торжественной архитектуры «аннинского барокко». Во-вторых, в храме можно увидеть уникальный, сказочно красивый барочный иконостас, а также редкие иконы. В-третьих, небольшая, но познавательная экспозиция позволит больше узнать об истории сооружения, а вместе с ней и о важных событиях в истории нашей страны. И наконец, всё это — совершенно бесплатно (подробнее см. в разделе «Практическая информация»).
В этой заметке мы расскажем об особенностях архитектуры ансамбля Сампсониевского собора.
Описания и фотографии интерьера Сампсониевского собора вы сможете найти в заметке «Внутреннее убранство».
Подробно об истории создания храма-памятника читайте в заметке «История Сампсониевского собора».
Ансамбль Сампсониевского собора
Как известно из истории, Сампсониевский собор — храм-памятник в честь Полтавской обеды — был построен на месте ветхой деревянной Сампсониевской церкви в 1728-1740 годах по проекту неизвестного архитектора (с догадками по поводу того, какие зодчие могли участвовать в его возведении, можно ознакомиться тут). В 1761 году прежде однокупольный храм получил пятиглавое завершение. С тех пор облик здания изменился не сильно, хотя здание и подвергалось неизбежным ремонтным и реставрационным работам, наиболее крупные из которых были проведены в 1908-1909 годах под руководством архитектора А. П. Аплаксина. На эту реставрацию ориентировались и современные специалисты, когда проводили работы, приуроченные к 300-летию Сампсониевского храма.
На протяжении истории на территории соборного комплекса появлялись и исчезали разнообразные постройки, а также надгробия (не будем забывать, что вокруг Сампсониевского храма располагалось первое в Петербурге кладбище). Тот ансамбль, что мы видим сегодня, в основном сформировался в результате вышеупомянутой реставрации 1908-1909 годов. Подробнее об этих работах можно прочитать в отдельной статье с интересными архивными фотографиями.
Современный Сампсониевский собор представляет собой архитектурный комплекс, состоящий из собора и колокольни, а также позднейших построек: часовни, Юбилейного домика и ограды. В состав комплекса также стоит включить расположенный на другой стороне Большого Сампсониевского проспекта памятник Петру I. В этой заметке мы расскажем о каждом из этих сооружений отдельно.
Архитектурный стиль собора
С точки зрения стиля архитектуры Сампсониевский собор чаще всего относят к «аннинскому барокко» — направлению, которое получило распространение с приходом к власти Анны Иоанновны. Этот стиль отличается большей монументальностью и торжественностью по сравнению с искусством предыдущего периода («петровским барокко»), но уступает по роскоши барокко «елизаветинскому» [8].
Впрочем, если рассмотреть собор и весь ансамбль внимательнее, мы заметим, что далеко не все его элементы выдержаны в едином стиле. Скорее, характерной особенностью храма является смешение архитектурных форм допетровской эпохи (взгляните на такую не петербургскую шатровую колокольню!) и элементов европейской архитектуры [35]. Добавьте сюда аплаксинскую часовню, стилизованную уже под «елизаветинского барокко», и смешение стилей станет еще очевидней.
Описание архитектуры храма
Собственно собор представляет собой одноапсидный храм с кирпичными оштукатуренными стенами голубого цвета с белыми архитектурными деталями. Он состоит из трех взаимосвязанных частей: паперти с западной стороны, трапезной (зимней церкви) в центральной части и главной (летней) церквт в восточной части [27]. Подобный тип церковного плана, когда вся композиция вытянута с запада на восток, причем основные части храма выстроены по одной оси, именуют «кораблем» [30] (он сложился еще в московской архитектуре второй половины XVII века). По этой же оси поставлена выдвинутая к западу отдельно стоящая колокольня.
План Сампсониевского собора (источник [7]):
Собор выкрашен в небесно-голубой цвет, наличники, пилястры и карниз — в белый. Колокольня — голубая с серым шатром. Купола собора и колокольни — темно-синего цвета. Впрочем, некоторые специалисты отмечают это как недостаток: при отсутствии позолоты на куполах самого храма купол колокольни, по церковным канонам, должен быть позолоченным [27].
В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Фасады украшены белыми дорическими пилястрами, расположенными между оконными проемами и по углам.
Высота Сампсониевского собора до карниза — 8,2 м; до креста главного купола — 35,1 м [3].
Вход в собор, обращенный в сторону Большого Сампсониевского проспекта, оформлен невысоким лестничным маршем, ведущем к западной части — паперти или притвору (теплому тамбуру), построенному в 1909 году по проекту архитектора-художника Н. Е. Лансере (раньше на этом месте находится коридор, соединявший храм с колокольней). Притвор — небольшой кубический объем под двускатной крышей.
Фасад притвора украшен угловыми рустованными пилястрами. Дверной проем имеет декоративное обрамление в виде арки. Над дверью — нарядный фронтон с горельефом, изображающим трубящих ангелов («Ангелы, трубящие в трубы, поддерживающие крест» работы скульптора Гейдлиха по рисунку Н.Е. Лансере) ([6];[27];[35];[36]). По бокам — две арочные полуниши с лепными головками херувимов.
К притвору примыкает трапезная (зимняя церковь), представляеющая собой квадратный в плане объем с боковыми приделами. Боковые фасады весьма сдержанны. Гладкие стены трапезной оформлены ложными декоративными арками — фигурными углублениями. В арочных нишах прорезаны прямоугольные окна, обрамленные простыми белыми наличниками. (Ниши и окна — позднего происхождения [30]).
Основная (восточная) часть собора, его главный придел, с двух сторон (северной и южной) окружен открытыми арочными галереями — гульбищами, характерными для древнерусского зодчества ([2];[9]).
Минималистское оформление трапезной с ее плоским фасадами контрастирует с подчеркнуто пластичными аркадами, причем, несмотря на идентичные размеры трапезной и главного придела, боковые фасады в первом случае разделены на три прясла (т. е. вертикальные части фасада, разделенные пилястрами), а во втором — на пять [30].
С востока Сампсониевский собор замыкает полукруглый алтарный выступ — апсида, прорезанная тремя оконными проемами в обрамлении фигурных наличников. Над алтарем поставлена маковка с крестом. Ширина апсиды соотнесена с шириной центрального нефа трапезной, что позволяет придать всем элементам здания гармоническую связность [30] (см. план собора).
Храм имеет высокую четырехскатную крышу и завершается восьмигранным барабаном, увенчанный глухим пятиглавым куполом. Архитектор Аплаксин называл этот купол «бедной копией эффектного Расстреллиевского купола Смольного собора» [1].
Пять «прижавшихся» друг к другу куполов — результат указа 1761 года, восстановившего в правах русское пятиглавие. «Получился странный и единственный в своем роде силуэт: церковь явно русского происхождения, но наряжена по европейской моде — с пышной грузной “юбкой-кринолином” и “затянутым в корсет” нарядным верхом» [26].
Луковичные главки украшены изящными золочеными крестами [9]. На каждом кресте — по двенадцати листочков, «вырезанных прямо из кровельного железа» [1].
Четыре окна с барочными наличниками на барабане купола — ложные, декоративные. Они были созданы по проекту Н. Е. Лансере в ходе реставрации 1908-1909 годов [3].
Колокольня Сампсониевского собора
С западной стороны перед собором, ближе к проспекту, находится колокольня высотой 37,5 м — доминанта всего ансамбля и важный градостроительный акцент. Она возведена одновременно с храмом (в 1730-х годах) — тоже неизвестным архитектором — и решена в аналогичной цветовой гамме.
Колокольня является самой оригинальной, удивительной — и даже загадочной — частью комплекса, до того нехарактерен для города на Неве ее облик. Завершение восьмигранным шатром с окнами-«слухами» скорее типично для зодчества Москвы, Ярославля и Соликамска XVII века, но никак не Петербурга, и этот момент всегда вызывал у исследователей недоумение ([4]; [25]; [30]; [35]). Если в архитектуре нижних ярусов заметны следы «петровского барокко», то это «курьезное» завершение выглядит как «протест против чуждой культуры» [1].
Современным исследователям удалось установить, что появлением такой «нездешней» колокольни мы обязаны выходцу из Ярославля — купцу Ивану Лапшину, который руководил постройкой храма и задумал строить колокольню в традициях своего родного города [28]. По оценке ученых М. Иогансен и В. Лисовского, «это единственный случай применения такой формы в постройках XVIII века на берегах Невы». Второй такой колокольни в Петербурге нет [10].
Трехъярусная колокольня представляет собой квадратную в плане башню, вся композиция которой построена на переходе от более массивного нижнего объема к более легким верхним [36]. Нижний ярус прорезан сквозным арочным проходом с чугунными воротами, по бокам имеются небольшие флигели-пристройки, за счет чего этот ярус шире остальных. Стены и углы нижнего яруса обработаны мощными рустованными лопатками (вертикальными выступами с поперечными полосками) и филенками (декоративными рамками).
Мотив арки повторяется и в двух верхних ярусах, украшенных пучками пилястр тосканского ордера. На гранях второго яруса — декоративные ниши или «глухие окна». Третий ярус — звонница — завершен треугольными фронтонами и увенчан «московским» восьмигранным кирпичным шатром с тремя рядами маленьких окон-«слухов» [2]. Шатер заканчивается луковичной главкой (маковкой) с золоченым крестом.
Ранее колокольня соединялась с основным зданием собора крытой галереей, которая была разобрана в ходе реставрации 1908-1909 годов [3].
На боковых (южном и северном) фасадах нижнего яруса колокольни в 1909 году были установлены три чугунные литые мемориальные доски с текстами речей Петра I, обращенных к русским войскам под Полтавой ([2]; [35]). Форма досок строго соответствует форме ниш. Сами ниши появились в ходе реставрационных работ того же года [35].
Справа (с южной стороны) — две доски. На одной из них приведено обращение Петра I к войскам перед Полтавским сражением: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. Не должна вас смущать слава непобедимости неприятеля, которой ложь вы доказали не раз своими Победами. Имейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия, благочестие, слава и благосостояние ее».
Рядом на другой доске выбиты приветственные слова царя, обращенные к войскам после Полтавского боя: «Здравствуйте, сыны Отечества, чады Мои возлюбленные! Потом трудов Моих создал Я вас, без вас государству, как телу без души, жить невозможно. Вы, имея любовь к Богу, к вере православной, к Отечеству, славе и ко Мне, не щадили живота своего и на тысячи смертей устремлялись небоязненно. Храбрые дела ваши никогда не будут забвенны у потомства».
На левой (северной) стороне колокольни — мемориальная доска со словом Петра Великого к воинам, павшим на поле брани под Полтавой: «Никто не может более, как сии несли тяготу дневную и нощную за Любовь Божию, Матерь Церковь, целость Отечества и за Государя, положили души свои и кровию венчалися и подвиги страдальческие явили. Храбрые воины! Вы венчалися страдальческим венцом и предстоите пред престолом Царя Небесного. Поборайте же своими молитвами правому оружию моему, поднятому на благо Отечества». Здесь же воспроизведена надпись на кресте, установленном Петром I на братской могиле на поле Полтавской битвы: «Воины благочестивые, за благочестие кровию венчавшиеся, лета от воплощения Бога Слова 1709-го июня 27-го дня». Тексты на мемориальных досках были исполнены Бросером и Соколовым [1].
Большой колокол
Особая достопримечательность колокольни Сампсониевского собора — ее колокол, один из самых больших колоколов, сохранившихся до нашего времени в Санкт-Петербурге ([2];[7];[27];[40]).
Могучий чугунный колокол весом около шести с половиной тонн (400 пудов) не был снят даже при большевиках: он так и провисел молча, пережидая лихолетье [26]. Недавно колокол отметил свое 250-летие (источник фото: [40]).
Колокол был отлит в Москве в 1763 году на средства богатого купца Михаила Грязновского-Лапшина, церковного старосты Сампсониевской церкви. Этот Лапшин был племянником купца Ивана Лапшина, руководившего в свое время строительством храма [35].
Диаметр колокола составляет 2 метра 20 см, а высота (с ушками) — 2 метра 10 см. По кружности сделана надпись, рассказывающая историю его создания: «Лета 1763; июня 1 дня в Санкт-Петербурге, к церкви Преподобного Сампсона странноприимца, что на Выборгской стороне, вклад директора Михаила Грязновскаго-Лапшина, весу 400 пудов; лит сей колокол в Москве, колокольных работ содержателя Димитрия Пиратова». Колокол украшен растительными орнаментами и изображениями Сампсония Странноприимца, Архистратига Михаила, апостолов Петра и Иоанна Богослова. В начале XIX века писали, что «у колокола Сампсониевского собора глубокий, бархатно-тягучий «медовый» голос, а остальные колокола звонили благозвучно» [40].
Часовня Спаса Нерукотворного Образа (по проекту А. П. Аплаксина)
Во время юбилейной реставрации 1908-1909 годов в ограде Сампсониевского собора возникли две новые постройки: часовня и Юбилейный домик. Обе были созданы по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина, руководившего комплексными работами.
Проект часовни (источник [3]):
Часовня возведена к северо-западу от здания современного собора. Она выполняет мемориальную функцию, поскольку стоит на месте алтаря первой деревянной Сампсониевской церкви, заложенной Петром I в память Полтавского сражения. Постройкой часовни на месте прежнего алтаря подчеркивалась священная память об историческом событии великой важности — Полтавской победе [4]. Часовня посвящена образу Спаса Нерукотворного — хранителя «блаженной и вечно достойной памяти императора Петра I» [1]. Убранство из разобранной «ампирной» часовни, стоявшей с южной стороны колокольни, перенесли в новую [3].
Первое, что бросается в глаза в облике этой изящной нарядной постройки, — несомненное сходство со знаменитым Воскресенским собором Смольного монастыря, построенным по проекту Ф.-Б. Растрелли (1748-1764). А. П. Аплаксина взял за основу боковую башнеобразную главу прототипа, творчески переработав этот мотив, придав ему характер самостоятельной формы [3]. Стилистика в духе «елизаветинского барокко» не слишком согласуется с историческими формами Сампсониевского собора и колокольни, и остаётся загадкой, почему архитектор обратился именно к этой эпохе. Возможно, он исходил из того, что пятиглавое навершие(1761) Сампсониевского храма создавалось как вариация растреллиевского купола Смольного собора» [13]. Так или иначе, известно, что во время реставрации зодчий обращался к самому широкому кругу исторических источников: от «петровского» до «елизаветинского барокко» [3].
Устремленная ввысь постройка имеет трехчастную структуру. Наиболее массивный и разнообразный по декору нижний ярус представляет собой квадратный в плане объем на гранитном цоколе. Углы отмечены пилястрами и полуколоннам композитного ордера, выше расположен крепованный (то есть с изломанными, выступающими из плоскости частями) карниз, а над ним — такие же лучковые фронтоны. Между полуколоннами вписаны полукруглые арочные порталы, завершенные картушами. Картуш над порталом главного (южного) фасада выполнен в виде композиции «Всевидящее Око Господне в облаке» («Всевидящее око в лучах»). Над ним — царская корона ([2];[35]).
Над основным объемом поставлен легкий, также квадратный в плане, световой фонарик с овальными окнами (люкарнами) в орнаментальных наличниках, связанный с нижним ярусом угловыми волютами, создающими плавный переход от яруса к ярусу. И, наконец, завершает композицию изящная, словно взметнувшаяся в небо луковичная главка с крестом, поверхность которой украшена позолоченным рокайлями (орнаментами в форме завитка раковины), перекликающимися с волнистыми линиями волют ([2]; [3]).
Исследователь А. Е. Белоножкин предполагает, что нынешняя двухцветная окраска часовни не соответствует первоначальному замыслу архитектора. Этот вывод он делает, исходя из того, что облицовка стен и наружный декор часовни выполнены из песчаника — материала с несомненными декоративными достоинствами [3]. Исследователь утверждает, что «первоначально фасады часовни, облицованные песчаником, окрашены не были. Потом, в советские времена, их окрасили в цвет собора» [13].
Также отметим, что на часовне 1909 года постройки изначально имелось несколько больше декора, чем на момент последней реставрации, проведенной в 2009 году. Современные специалисты постарались восстановить историческую справедливость. Так, к примеру, над входом в часовню появился маленький крестик, отсутствовавший в советский период и воссозданный на основе исторических источников [28].
Юбилейный домик (по проекту А. П. Аплаксина)
Помимо часовни, архитектор возвел А. П. Аплаксина на территории Сампсониевского собора (к югу от храма) так называемый Юбилейный домик. Проект появился, вероятно, не ранее апреля 1908 года и был завершен не позднее конца ноября[3].
Как и в случае с часовней, появление Юбилейного домика было связано с необходимость освободить колокольню от поздних пристроек, в числе которых была сторожка (ок. 1801), примыкавшая к ее южному фасаду. Невыразительная постройка частично заслоняла собор и полностью скрывала от взгляда прохожих памятник на месте захоронения А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущова. Поэтому зодчий решил переместить здание сторожки на новое место — вглубь участка. Состав помещений в новом здании был существенно расширен: помимо четырех квартир для сторожей с общими кухнями, разместившихся на 2 этаже, на 1 этаже находились разрозненный ранее архив (ризница), библиотека, котельная и квартира регента [3].
По сравнению с часовней архитектура Юбилейного домика выглядит более сдержанной: в композиции фасадов преобладают формы «петровского барокко», тактично дополненные элементами середины XVIII века [3] (источник фото: [34]).
Небольшое двухэтажное здание обращено главным (северным) фасадом в сторону Сампсониевского собора. Наиболее интересны главный (северный) и боковой (западный) фасады. По центру они отмечены рустованным ризалитом, завершенным разорванным криволинейным аттиком очертаний. Увы, к настоящему времени значительная часть декора утрачена: в советское время от мастерски нарисованных наличников не осталось и следа; сохранилась только рустовка стен и фигурные аттики над ризалитами. Возможно, в дальнейшем Домику будет возвращен первоначальный облик [31].
Проект Домика (источник [3]):
Сегодня в этом здании на первом этаже располагается дирекция филиала Государственного музея «Исаакиевский собор», а второй этаж является жилым [27].
Ограда cобора (по проекту Н. Е. Лансере)
До реставрации 1908-1909 годов облеплявшие колокольню пристройки и глухая каменная ограда закрывали вид на храм со стороны проспекта [35]. Все эти элементы решено было снести, заменив «прозрачной железной решеткой на гранитном цоколе» [3].
План ограды несколько раз пересматривался: Аплаксин предлагал свои проекты, но они имели слишком сложный, «дворцовый», декор. В результате был принят вариант Н. Е. Лансере, в котором ограда была более скромной и стильной [1].
Сохранившаяся до наших дней ограда с легкими металлическими решетками и ажурными въездными воротами под колокольней, созданная по эскизу Н. Е. Лансере, была установлена во время реставрации 1909 г.
Памятник Петру I перед Сампсониевским собором
Во время юбилейной реставрации 1908-1909 годов настоятель Сампсониевского храма Иоанн Острогорский выступил с предложением установить памятник «Державному Основателю храма Императору Петру Великому».
По поручению Юбилейного комитета был разработан проект памятника-бюста. Однако не успели исполнить модель, как братья графы А.Д. и С.Д. Шереметевы — потомки сподвижника Петра I, героя Полтавской битвы фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева — выразили желание оплатить все расходы по установке монумента.
Они также предложили использовать для памятника готовую фигуру императора, выполненную М. М. Антокольским. Она была отлита из бронзы в Париже племянником скульптора [36].
Скульптура выставлялась на Всероссийской политехнической выставке, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра Великого. В 1884 году оригинал установили в Петергофе в восточной части Нижнего парка. В дальнейшем такая же фигура императора была исполнена Антокольским для памятника Петру I в Таганроге (открыт в 1903 году). Помимо этого, бронзовые отливки сделали для монументов, установленных в Архангельске (этот памятник изображен на российских банкнотах!), в Петербурге напротив казарм Преображенского полка (на Кирочной улице) и в Шлиссельбурге.
Из несколько вариантов пьедестала был утвержден наиболее удачный, предложенный Н. Е. Лансере.
Памятник Петру I установлен напротив собора, на четной стороне Большого Сампсониевского проспекта. На высоком постаменте из красного полированного гранита возвышается бронзовая статуя царя, изображенного во весь рост в мундире Преображенского полка с саблей на боку. Отведенная в сторону правая рука опирается на трость. На постаменте — бронзовая доска с надписью: «Петру Великому» и словами самого императора: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия».
На тыльной стороне постамента приводится информация о монументе: «Памятник Петру I. Скульптор М. М. Антокольский. Сооружен потомками фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Великого в память 200-летия победы над шведами под Полтавой 27 июня 1709 г.»; «Воссоздан Государственным музеем “Исаакиевский собор” в честь 300-летия Санкт-Петербурга, май 2003 г.».
Памятник был торжественно открыт 27 июня 1909 года, во время празднования 200-летия Полтавской победы.
В 1930-х годах монумент демонтировали в связи с реконструкцией транспортной магистрали и отправили в Москву, в фонды Третьяковской галереи. Вернуть памятник из Москвы в наше время не удалось, поэтому была сделана новая бронзовая отливка по сохранившейся гипсовой модели автора ([2];[7]).
В мае 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга, бронзовый Петр возвратился на прежнее место «У Сампсония».
♦♦♦♦♦♦♦
Вам также могут понравиться другие интересные материалы о Сампсониевском соборе:
- Подробная история создания храма-памятника Сампсониевский собор»
- Сампсониевское кладбище. Памятник «Врагам Бирона»
♦♦♦♦♦♦♦
Посещение Сампсониевского собора в Петербурге: часы работы, расписание богослужений, как добраться и прочие полезные детали
С 1984 года Сампсониевский собор является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» — комплекса «Музей четырех соборов».
Адрес Сампсониевского собора: фото Большой Сампсониевский пр., 41. Ближайшие станции метро — «Выборгская» и «Площадь Ленина». Как добраться: от станции метро «Выборгская» до собора можно дойти пешком (в общей сложности примерно 600 метров), от станции «Площадь Ленина» — около 1,6 км. До собора также можно добраться с Петроградской стороны через Гренадерский мост (например, пешком от станции метро «Петроградская» — 2 км).
Посмотреть расположение Сампсониевского собора на карте Петербурга можно тут или тут.
В настоящее время собор открыт как музей, но несколько раз в неделю в храме проводятся утренние богослужения (см. расписание богослужений в Сампсониевском соборе на официальном сайте).
Режим работы Сампсониевского собора следующий. Сампсониевский собор (Музей-памятник «Сампсониевский собор») открыт для посещения ежедневно (кроме среды), с 10:30 до 18:00. Работа касс и впуск посетителей прекращаются за полчаса до закрытия.
Стоимость входных билетов в Сампсониевский собор — нулевая: собор можно посетить бесплатно. При входе вручают бесплатный билет.
Однако вы можете оставить добровольные пожертвования: как на церковные нужды, так и на реставрацию.
Стоимость аудиогида для посещения Сампсониевского собора — 100 рублей.
Вы можете осмотреть собор самостоятельно или с аудиогидом, либо присоединиться к экскурсионной группе. Подробная информация о других экскурсиях в Сампсониевском соборе приводится на официальном сайте музея.
Фотографировать внутри Сампсониевского собора разрешается, причем фотосъемка бесплатная. Однако использование вспышки запрещено.
Виртуальную экскурсию по Сампсониевскому собору можно посмотреть тут.
Снаружи на территории собора есть туалет типа «будка» — чистый и бесплатный.
Информация приведена по состоянию на декабрь 2015 года.
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Баторевич Н. И., Кожицева, Т. Д. Храмы-памятники Санкт-Петербурга: во славу и память российского воинства. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008.
2. Гусенцова Т. М., Добрынина И. Н. Путешествие по Выборгской стороне. — СПб., издательство Остров, 2007.
3. Белоножкин А. Е. Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А. П. Аплаксин. — СПб: Невский мир, Лики России, 2013.
4. Творчество добра. Петербургский архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879–1931). Фишер М. СПб.: ТО «Балтийская звезда», 2013.
5. Сампсониевский собор, статья в Википедии
6. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – музей четырех соборов. Официальный сайт
7. Сампсониевский собор на архитектурном сайте citywalls
9. Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)
10. История Сампсониевского собора
11. Кладбище при церкви Святого Сампсония на Выборгской стороне
12. Архитектурное наследие. Санкт-Петербург. Сампсониевский собор
13. Алексей Белоножкин: «Храмы Аплаксина – камертон для современных зодчих»
14. Свадьба Екатерины II и Потёмкина
15. Враги Бирона
16. Юбилейный домик Сампсониевского собора
17. Часовня Сампсониевского собора
18. Сайт о жизни и творчестве Аплаксина
19. Белоножкин А. Е. Архитектор А.П. Аплаксин (1879–1931). Материалы к творческой биографии
20. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Памятник Волынскому А. П., Хрущову А. Ф., Еропкину П. М.
21. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Памятник первостроителям Петербурга
22. В Петербурге воссоздали надгробие на могиле архитектора Аплаксина
23. Жизненное кредо Андрея Аплаксина — делать добро
24. Путеводитель по святым местам Санкт-Петербурга: / сост. свящ. Александр Берташ. - Санкт-Петербург: Библиополис, 2010.
25. Крюковских, А. П. Петербургские храмы. - Санкт-Петербург: Паритет, 2013.
26. Петрова, А. Старый и скромный: Сампсониевский собор - главное украшение района, его зримая причастность к большой истории и большому искусству // Квартальный надзиратель. - 2007. - № 79. - С. 10-13
27. Кострова, Е. А. Сампсониевский собор-прошлое и настоящее [Электронный ресурс] : дипломная работа / Е. А. Кострова; рук. работ и рецензент Г. С. Усыскин; Университет Петербурга.
28. Разживин, И. В точности по Аплаксину теперь выглядят фасады Сампсониевского собора, отреставрированные мастерами ООО "Возрождение Петербурга" // Архитектура, реставрация, дизайн и строительство. - 2009. - № 2. - С. 76-78
29. Буров, Н. Четыре собора // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 6-9
30. Микишатьев, М. Сампсониевский собор // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 20-23
31. Белоножкин, А. Дома Сампсониевского собора // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 24-27
32. Пирютко, Ю. Сад имени Карла Маркса // Адреса Петербурга. - 2013. - № 46(60). - С. 70-73
33. Сампсониевский собор. История строительства
34. Сампсониевский собор. Внутреннее убранство
35. Сампсониевский собор. Архитектура
36. Проект "Мир науки и искусства школьнику". Сампсониевский собор
37. Сампсониевский собор в передаче "Красуйся, град Петров!"
38. Реставрация и реконструкция престола Сампсониевского собора
39. Музей-памятник «Сампсониевский собор», фотографии
40. 250 лет колоколу Сампсониевского собора
41. Возвращение икон в Сампсониевский собор из фондов музея
42. Виртуальная экскурсия по Сампсониевскому собору
43. Новые постоянные экспозиции музея-памятника "Сампсониевский собор"
44. Уникальные фотографии начала XIX - конца XX века. Утраченные храмы Санкт-Петербурга
45. Сампсониевский собор. Могила Волынского, Еропкина и Хрущова. Материалы из журнала «Русская старина»
46. Памятник первостроителям Санкт-Петербурга