Выставка «Рембрандт и золотой век голландской живописи» в Музее изобразительных искусств Будапешта

Рубрики: в Венгрии,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 11 октября 2014, в 22:43

Время: с 31 октября 2014 года по 15 февраля 2015 года (часы работы: вт-вс с 10:00 до 18:00, касса до 17:00; понедельник выходной)

Место: Будапешт, Венгрия; Музей изобразительных (изящных) искусств (Szépművészeti Múzeum), адрес: 1146 Budapest, Dózsa György út 41; станция метро «Площадь Героев» (Hősök tere) (линия M1)

Событие: Выставка «Рембрандт и золотой век голландской живописи»

Автопортрет Рембрандта (1640)

Входные билеты на выставку стоят 3200 форинтов (при раннем бронировании — 3000 форинтов) и дают право также на осмотр постоянной экспозиции. Фото- и видеосъемка на временных выставках запрещена; для постоянной экспозиции возможно приобретение разрешения на фотосъемку (без вспышки и штатива) за 300 форинтов или разрешения на видеосъемку за 1500 форинтов.

Главный художественный музей Венгрии не перестаёт радовать нас интересными выставками, раскрывающими разные грани европейского искусства. С конца октября 2014 года галерея приглашает всех желающих посетить выставку «Рембрандт и золотой век голландской живописи», которую Музей изобразительных искусств в Будапеште проводит при поддержке стокгольмского Национального музея, амстердамского Рейксмюзеума и коллекции Кремеров.

Новая масштабная выставка в будапештском Музее изобразительных искусств посвящена голландскому искусству XVII века — одной из вершин европейской художественной культуры. Выставка позволяет оценить непревзойденное величие и многогранность золотого века нидерландской живописи.

Рембрандт. Ночной дозор (1642)

Главное место в экспозиции отведено творчеству Рембрандта (1606-1669) — величайшего мастера той эпохи. Помимо 20 шедевров знаменитого уроженца Лейдена, будет представлено свыше 170 работ сотни других художников. Из этих произведений 40 относятся к коллекции самого музея, а 130 предоставлены различными частными и общественными собраниями.

Работы из своих собраний любезно одолжили ведущие художественные музеи мира, в том числе Национальный музей Швеции, Лувр, Прадо, Рейксмюзеум, Лондонская Национальная галерея, галерея Уффици, Музей Франса Халса в Харлеме, Музей Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, Музей истории искусств в Вене, «Старая пинакотека» в Мюнхене, Музей Гетти в Лос-Анджелесе и Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Автопортрет Рембрандта (1633)

Ценность выставки еще и в том, что, помимо заметного количества работ Рембрандта (в числе которых самая ранняя из его известных картин и самый поздний автопортрет мастера), зрители смогут увидеть три работы Яна Вермеера (1632-1675).

Ян Вермеер. Астроном

Венгерским любителям искусства еще никогда не предоставлялся шанс столь полно познакомиться с голландским искусством XVII столетия. Таким образом, экспозиция восполнит важный пробел в выставочной деятельности музея — и одновременно станет последним обширным проектом перед тем, как весной 2015 года Музей изобразительных искусств в Будапеште временно закроется на реконструкцию.

Выставкой, представляющей золотой век голландской живописи, музей продолжает начатую в 2006 году серию временных экспозиций, основанных на обширном художественном собрании галереи. За это время жители и гости венгерской столицы успели посмотреть подборки работ Эль Греко, Веласкеса и Гойи, Боттичелли и Тициана, Караваджо и Каналетто. Выставка «Рембрандт и золотой век голландской живописи» тоже составлена с использованием собственных фондов Музея изобразительных искусств, благо коллекция голландского искусства, которой располагает эта галерея, весьма богата даже по мировым меркам. Всего в собрании музея около 500 картин голландских мастеров XVII века — это одна из пяти крупнейших коллекций голландских старых мастеров за пределами Нидерландов.

♦♦♦♦♦♦♦

Выставка состоит из семи тематических разделов. Первый раздел дает представление об особенностях исторического периода, который принято называть золотым веком Нидерландов (Gouden Eeuw). На картинах таких художников-маринистов, как Хендрик Вром (Hendrick Vroom) и Виллем ван де Вельде Старший (Willem van de Velde de Oude), увековечены морские сражения того времени. Именно на море решалась судьба Голландии: и сначала, когда она боролась за независимость от Испании, и позднее, когда образовалась Республика Соединенных провинций и страна начала активно развиваться, осваивая отдаленные уголки мира, расширяя торговые маршруты и захватывая обширные колонии. Молодая республика достигла расцвета в торговле, науке и искусстве. Благосостояние, которое принесли с собой путешествия и торговля, освобождение от церковных ограничений, развитие науки — всё это позволило художникам переключиться с религиозных сюжетов на светские, что было для того времени неслыханным прорывом. Голландия превратилась в мировую державу.

Бартоломеус ван Бассен. Нагробие Вильгельма I Оранского

Ключевую роль в нидерландской политике того времени играли принцы Оранские. Вильгельм I Оранский по прозвищу Молчаливый был одним лидеров Нидерландской революции и Реформации. На выставке представлены картины Бартоломеуса ван Бассена (Bartholomeus van Bassen) и Герарда Хаукгеста (Gerard Houckgeest), изображающие церковный интерьер в Делфте с надгробием этого первого независимого штатгальтера Голландии. Рядом можно увидеть аллегорические картины, посвященные важным событиям в истории Нидерландов: провозглашению двенадцатилетнего перемирия в Антверпене в 1609 году и подписанию Мюнстерского мира в 1648 году.

Герард Хаукгест. Нагробие Вильгельма I Оранского

Второй раздел выставки посвящен портретному жанру, который получил значительное развитие в голландском искусстве «золотого века». С портретов на нас смотрят уверенные в себе зажиточные представители среднего класса. Групповые портреты членов различных военных обществ и профессиональных гильдий соседствуют с парными и семейными портретами — парадными или, наоборот, камерными.

Гербранд ван ден Экхоут. Семейный портрет

Третий раздел включает довольно пестрый набор картин на тему процветания и радостей жизни. «Роскошные натюрморты» (pronkstilleven) таких голландских мастеров, как Виллем Кальф (Willem Kalf), Питер Клас (Pieter Claesz), Виллем Хеда (Willem Heda) и Абрахам ван Беерен (Abraham van Beijeren), демонстрируют показное изобилие, завораживая зрителей композициями богато украшенных предметов, драгоценной посуды, великолепных цветов и фруктов.

Иоганнес Босхарт. Тюльпаны

Еще одна распространенная тема в живописи того времени — веселые пирушки. Мастера нидерландской жанровой живописи Виллем Бёйтевех (Willem Buytewech), Дирк Халс (Dirck Hals) и Ян Стен (Jan Steen) вошли в историю жизнерадостными композициями — подчас весьма остроумными, — изображающими беззаботные попойки, кутежи и банкеты с музыкой и неумеренным употреблением спиртного. На картинах Хендрика Тербрюггена (Hendrick Terbrugghen), Юдит Лейстер (Judith Leyster) и ее мужа Яна Моленара (Jan Molenaer) мы видим молодых людей с бокалами и трубками. Все эти полотна проникнуты радостью бытия. Не уступают им и бытовые картины на тему веселого досуга крестьян: всех этих курильщиков, выпивох, игроков, танцующих весельчаков, которых так любили изображать Корнелис Бега (Cornelis Bega), Адриан ван Остаде (Adriaen van Ostade) и его брат Исаак (Isaac van Ostade).

Ян Стен. Семейство гуляк

Совсем иной тематике — религиозному искусству Нидерландов — посвящен четвертый раздел выставки. Хотя господство протестантизма привело к сокращению заказов на религиозную живопись, этот жанр не умер. Недозволенные в протестантских храмах, картины, иллюстрирующие библейские истории, теперь стали украшать стены домов. Кроме того, поскольку католикам разрешалось служить свои мессы, некоторые алтарные полотна по-прежнему создавались, и их торжественность и монументальность находила отражение в стилистике молельных картин, предназначенных для домашнего употребления. Представители харлемской школы живописи XVII века Соломон де Брай (Salomon de Bray) и Питер де Греббер (Pieter de Grebber) следовали классической традиции, и друг Рембрандта Ян Ливенс (Jan Lievens) также пошел по этому пути. В Утрехте, который оставался католическим городом, особым влиянием пользовались караваджисты, а в Амстердаме монументальную религиозную живопись в 1630-х годах представляли Ламберт Якобс (Lambert Jacobsz) и Якоб Баккер (Jacob Backer). Наконец, в творчестве Рембрандта библейские сюжеты получили общечеловеческое, гуманистическое звучание, что оказало влияние на широкий круг живописцев.

Именно Рембрандту и его влиянию на современников посвящен пятый раздел выставки. Среди работ этого титана голландской живописи представлены не только известные шедевры, но и более редкие произведения, в том числе самая ранняя картина Рембрандта «Продавец очков» (Brillenverkoper) (ок. 1623 года), предоставленная музеем его родного города Лейдена (Museum de Lakenhal). Данная картина является частью цикла композиций, символизирующих разные органы чувств (в данном случае — зрение).

Рембрандт. Продавец очков

Посетители выставки смогут узнать о новшествах, которые привнес в религиозную живопись амстердамский учитель Рембрандта Питер Ластман (Pieter Lastman), и о том, какое влияние оказали композиции Рембрандта и его тончайшие приемы светотени на его собственных учеников.

Питер Ластман. Ангел и Товия с рыбой

Еще один раритет прислала на выставку флорентийская галерея Уффици: это полотно, которое считается последним автопортретом Рембрандта, было, вероятно, создано в год смерти художника (1669).

Рембрандт. Автопортрет (ок. 1669)

Помимо этого, на выставке демонстрируется несколько других автопортретов Рембрандта из собраний таких прославленных музеев, как «Старая пинакотека» в Мюнхене, Малый дворец в Париже и Национальная галерея в Лондоне. Также экспонируется картина Рембрандта «Минерва», ныне хранящаяся в нью-йоркской частной коллекции, а ранее принадлежавшая знаменитому венгерскому коллекционеру Марселю Немешу.

Рембрандт. Минерва

Великолепное портретное искусство Рембрандта представлено не только автопортретами, но и очаровательной картиной «Кухарка» («Девушка у окна») (1651) (из собрания Национального музея в Стокгольме).

Рембрандт. Кухарка

Тема шестого раздела выставки — повседневная городская жизнь. Этот жанр занимает большое место в творчестве голландских художников, и не случайно: на фоне процветания морского судоходства и торговли города стали играть всё более важную роль в экономической, политической и культурной жизни Нидерландов, в связи с чем сформировался особый городской образ жизни. Живописцы того времени запечатлели этот образ жизни в картинах, изображающих городские пейзажи и жанровые сцены в храмах, на рынках и биржах.

Особая гордость организаторов выставки — три полотна Яна Вермеера, выдающегося мастера нидерландской живописи, из всего наследия которого на сегодняшний день достоверно известно лишь 34 картины. Лувр одолжил из своего собрания картину Вермеера «Астроном» (1668), а художественный музей Штедель, расположенный во Франкфурте-на-Майне, предоставил полотно «Географ» (ок. 1668-1669) (для обоих произведений, как считается, позировал один и тот же человек; возможно, Антони ван Левенгук, известный как основоположник микроскопии). Эти две работы — одни из трех подписанных и датированных картин Вермеера.

Ян Вермеер. Географ

Еще одну картину Вермеера, «Аллегория веры» (ок. 1670-1672), для выставки предоставил нью-йоркский музей Метрополитен.

Ян Вермеер. Аллегория веры

Последний раздел выставки отведен под голландскую пейзажную живопись, которая особенно широко представлена в собственной коллекции Музея изобразительных искусств в Будапеште. Именно в пейзажном жанре наиболее ярко проявилось явление, известное как «голландский реализм». Эти картины создают исключительно разносторонний образ пейзажей этой маленькой страны, с ее равнинами, поросшими кустарником дюнами и пасмурным небом.

Чтобы посещение выставки было еще более увлекательным, выставочные залы решено украсить мебелью и предметами обихода XVII века из собрания будапештского Музея прикладного искусства. Кроме того, Национальная библиотека имени Сечени предоставила различные карты, атласы и глобусы.

К выставке планируется издать полностью иллюстрированный обстоятельный каталог на венгерском и английском языках.

Предполагаемое время на осмотр выставки: 1,5 – 2 часа.

Обратите внимание: в выставочных залах работает кондиционер, поддерживается температура 20°C.

Выставка продлится до 15 февраля 2015 года.

Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия

Официальный сайт Музея изобразительных искусств Будапешта: www.szepmuveszeti.hu

Билеты с небольшой скидкой можно заранее (как минимум за 1 день до посещения выставки) приобрести в кассе музея или забронировать онлайн на сайте Jegymester Ltd.

До Музея изобразительных искусств в Будапеште можно добраться на метро (станция метро Hősök tere, линия M1) или на автобусах № 20E, 30 и 105. Схему проезда можно посмотреть тут.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Описание выставки на официальном сайте Музея изобразительных искусств Будапешта

2. Информация о выставке на сайте голландского и фламандского искусства Codart

3. Информация о выставке на сайте фестиваля голландской культуры в Будапеште, DACS

4. Рембранд в Будапеште, новости на сайте budnews.hu

5. Правительство Венгрии поддерживает новую выставку голландского искусства в Будапеште

 ♦♦♦♦♦♦♦

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)