Выставка «От Эль Греко до Рипль-Ронаи» в Музее изобразительных искусств Будапешта

Рубрики: в Венгрии,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 16 ноября 2011, в 23:11

Время: с 26 октября 2011 года по 19 февраля 2012 года (часы работы: вт-вс с 10:00 до 18:00, касса до 17:00; понедельник выходной; 24 и 25 декабря музей не работает; 31 декабря работают только временные выставки, с 10:00 до 16:00; 1 января музей открыт с 12:00 до 18:00)

Место: Будапешт, Венгрия; Музей изобразительных искусств (Szépművészeti Múzeum), адрес: 1146 Budapest, Dózsa György út 41; станция метро «Площадь Героев» (Hősök tere) (линия M1)

Событие: Выставка «От Эль Греко до Рипль-Ронаи — из собрания Марселя Немеша, покровителя искусств и коллекционера» (El Greco to Rippl-Rónai – Marcell Nemes, Art Patron and Collector)

Выставка в Музее изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия

Входные билеты на выставку стоят 2400 форинтов и дают право также на осмотр постоянной экспозиции. Фото-и видеосъемка на временных выставках строго запрещена; для постоянной экспозиции возможно приобретение разрешения на фотосъемку (без вспышки и штатива) за 300 форинтов или разрешения на видеосъемку за 1500 форинтов.

Выставка в Музее изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия

Расположенный на площади Героев в Будапеште Музей изобразительных (изящных) искусств приглашает посетить выставку «От Эль Греко до Рипль-Ронаи», на которой представлена часть собрания одного из крупнейших коллекционеров в истории Венгрии — легендарного Марселя Немеша.

Выставка из собрания Немеша в Музее изобразительных искусств Будапешта

В Музее изобразительных (изящных) искусств в Будапеште открывается выставка, посвященная всемирно известному венгерскому коллекционеру и меценату Марселю Немешу.

Выставка в Музее изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия

Материал для выставки был отобран из различных венгерских и зарубежных музейных собраний, а также частных коллекций. Представленные работы прекрасно отражают разнообразие и широту коллекции, некогда принадлежавшей знаменитому арт-дилеру (“marchand amateur”, то есть не только любителю, но и торговцу предметами искусства).

Бартоломеус Брейн Старший, Портрет Петруса фон Клаписа

В общей сложности на выставке можно увидеть 120 экспонатов, включая античные вазы, изделия из стекла, средневековые скульптуры, шедевры старых итальянских и голландских мастеров, а также ценные предметы прикладного искусства различных периодов (в основном из нынешнего собрания Музея прикладного искусства в Будапеште). Благодаря целостному музейному пространству, все эти разнообразные произведения воспринимаются как единый ансамбль, создавая атмосферу, напоминающую жилище коллекционера.

Выставка в Музее изобразительных искусств, Будапешт, ВенгрияВыставка в Музее изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия

Помимо первоклассных экспонатов из собранной Немешем коллекции картин Эль ГрекоКающаяся Мария Магдалина», «Снятие одежд с Христа» и др.), на выставке представлены работы крупных венгерских мастеров XIX-XX вв., таких как Михай Мункачи (Mihály Munkácsy) (1844–1900), Карой Ференци (Károly Ferenczy) (1862–1917), Йожеф Рипль-Ронаи (József Rippl-Rónai) (1861–1927), Пал Синьеи-Мерше (Pál Szinyei Merse) (1845–1920), Бела Уитц (Béla Uitz) (1887–1972), Карой Керншток (Károly Kernstok) (1873–1940), Янош Васари (János Vaszary) (1867–1938), Адольф Феньеш (Adolf Fényes) (1867–1945), Иштван Фаркаш (István Farkas) (1887-1944), Бела Ивани-Грюнвальд (Béla Iványi-Grünwald) (1867–1940). Также здесь можно увидеть работы зарубежных художников, в том числе импрессионистов и постимпрессионистов.

Выставка в Музее изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия

Особый интерес представляют портреты и карикатуры на самого мецената (особо стоит отметить портреты, написанные Йожефом Рипль-Ронаи (1912) и Оскаром Кокошкой (1928)). Кроме того, выставлен портрет влиятельного критика Белы Лазара (Béla Lázár) (1869–1950), написанный самим Немешем, который был не чужд художнических амбиций.

Оскар Кокошка, портрет Марселя Немеша

Выставка представляет обзор деятельности Марселя Немеша как коллекционера и покровителя искусств и разделена на два основных раздела. Первый раздел выставки посвящен шедеврам итальянской, немецкой и голландской живописи — избранным картинам из коллекции Немеша.

Полидоро да Ланчано, Христос и грешница

К этому же разделу относятся выдающиеся работы Эль Греко и некоторые работы современных западноевропейских мастеров (Курбе, Сезанна, Аристида Майоля) и венгерских художников — представителей «классического модернизма».

Михай Мункачи, Христос перед Пилатом

Второй раздел выставки повествует о щедрой деятельности Немеша на меценатском поприще. В частности, здесь можно увидеть некоторую часть собрания картин, преподнесенного Немешем в 1911 году в дар галерее Кечкемета, а также картины, которые относятся сегодня к фондам самого Музея изобразительных искусств и Венгерской национальной галереи. Главными «хитами» этой части выставки являются два самых знаменитых дара Немеша: «Кающаяся Мария Магдалина» Эль Греко и портрет Ференца II Ракоци работы Адама Маньоки.

Эль Греко, Кающаяся Мария Магдалина

Приобретая ценные предметы искусства и учреждая разнообразные фонды для художников, Марсель Немеш поддерживал в первую очередь современное венгерское искусство, представленное такими художниками, как Йожеф Рипль-Ронаи, Иштван Фаркаш, Карой Керншток, Янош Васари и Бела Уитц. Их произведения завершают выставку.

Рипль-Ронаи, Лайош и Эдён

Выставка продлится до 19 февраля 2012 года.

Марсель Немеш: венгерский коллекционер и меценат

Марсель Яношалми Немеш (иногда Марцелл Немеш или Немес) (Marcell Jánoshalmi Nemes, первоначальное имя Mózes Klein) (1866-1930) — один из крупнейших коллекционеров произведений искусства в Венгрии начала XX века и одна из самых противоречивых фигур эпохи. Это был амбициозный делец, поначалу умело использовавший покупку картин в основном в качестве спекулятивных инвестиций, а затем фанатично увлекшийся коллекционированием, что и стало истинной страстью 40-летнего Немеша в начале нового века.

Марсель Немеш, фотопортрет

Грандиозная деятельность Немеша на поприще мецената и коллекционера сделали его легендой еще при жизни. Родившись в бедной еврейской семье, Немеш сделал успешную предпринимательскую карьеру на торговле углем в Трансильвании, операциях с ценными бумагами и недвижимостью, а в начале XX века стал всемирно известным деятелем в сфере благотворительности и влиятельным арт-дилером. Когда в его распоряжении оказывалось достаточно денег, он приобретал на аукционах картины и скульптуры, ценность и престиж которых со временем только росли. Обладая тонким чутьем и даром предвидения, Немеш в больших количествах приобретал полотна Эль Греко и Гойи, а также великих французских мастеров XIX века, начиная с Коро и Курбе и заканчивая Пикассо.

Марсель Немеш, портрет работы Рипль-Ронаи

Немеш регулярно устраивал выставки своих новых приобретений в будапештском Музее изобразительных искусств, разрешая прессе публиковать фотоотчеты об этих событиях. Избранные работы из своей коллекции он с шумным успехом выставлял в Мюнхене и Дюссельдорфе. Немеш имел хорошо налаженные связи в среде музейных экспертов и критиков, прекрасно общался с журналистами и умел сделать себе рекламу. Ему нравилась публичность, и он энергично добивался внимания прессы, понимая реальную силу этой «четвертой власти».

Оскар Кокошка, портрет Марселя Немеша

Немеш подарил будапештскому Музею изобразительных искусств множество ценных полотен, включая такие шедевры, как «Кающаяся Мария Магдалина» Эль Греко (ок. 1589) и популярнейший портрет князя Ференца II Ракоци кисти Адама Маньоки (1724). Этот портрет считается национальным достоянием Венгрии и по качеству исполнения удовлетворяет высочайшим международным стандартам того времени. Ранее портрет принадлежал королевской семье Саксонии и хранился в Дрездене, а затем приобретен Немешем и в 1925 году передан им в дар музею, после чего Немеш стал почитаться чуть ли не как национальный герой Венгрии. Пятнадцатью годами ранее, в 1910 году, Немеш подарил венгерскому государству восемь шедевров живописи эпохи барокко (включая натюрморты с цветами и птицами Якаба Богданя и две картины Иоганна Купецкого), и в том же году удостоился дворянского звания, получив соответствующую приставку к имени (Jánoshalmi).

Портрет князя Ференца II Ракоци кисти Адама Маньоки

Меценат также отметился тем, что передал ряд произведений искусства в дар другим известным европейским музеям, включая Мадридский музей Прадо и парижский Лувр, а также художественные галереи Берлина и Мюнхена (Alte Pinakothek). В 1911 году он передал восемьдесят картин из своей коллекции фонду Картинной галереи Кечкемета. Это были работы Эль Греко, Гойи, Рубенса, Франса Халса, Рембрандта, а также Михая Мункачи, Кароя Лотца, Берталана Секея, Лайоша Гулачи, Кароя Ференци, Йожефа Рипль-Ронаи и других мастеров, преимущественно венгерских. (Эта галерея по сей день располагается в Кечкемете в замечательном нарядном дворце Cifrapalota, построенном в стиле венгерского модерна).

Якопо дель Селлайо, Иоанн Креститель

Кроме того, будучи щедрым покровителем искусств, Немеш в больших количествах приобретал работы талантливых молодых венгерских и зарубежных художников. Благодаря его финансовой поддержке — разнообразным фондам и стипендиальным программам — многие венгерские живописцы смогли продолжать обучение за границей: в Вене, Мюнхене, Париже...

Сам меценат в 1918 году купил дом в Мюнхене и с 1920 года постоянно жил в Германии, но при этом часто наведывался в Будапешт и в свою парижскую квартиру. Кроме того, на подъеме своей карьеры он приобрел виллы в Гармише и Давосе и принимал там видных гостей. Из-за излишней расточительности мецената, «жирные» времена в его жизни нередко сменялись сложными периодами, и тогда коллекционеру приходилось расставаться с любимыми шедеврами. Как только его финансовое состояние улучшалось, Немеш снова пополнял свое собрание. Но в целом никакие сказочные доходы были не в состоянии покрыть гигантских расходов Немеша. Его постоянно преследовали финансовые неурядицы из-за избыточных трат на произведения искусства и роскошные особняки. После внезапной смерти Немеша выяснилось, что он оставил много долгов, поэтому его наследники были вынуждены провести несколько крупных аукционов.

Рипль-Ронаи, Дядюшка Пьячек и куклы

В 1930 году венгерский художник Херман Липот (Herman Lipót) побывал в пышной мюнхенской резиденции Марселя Немеша на престижной улице Леопольдштрассе. Квартира походила скорее на дворец и произвела на гостя сильное впечатление. В своем дневнике Херман записал: «Здесь я увидел исключительные редкости, какие вряд ли встретишь в другой квартире. Обедаешь под полотнами Гойи, в кофе пьешь в тени Рембрандта и Тициана».

После смерти Немеша его обширная коллекция распалась и оказалась разбросана по всей Европе и Америке: ее наиболее известные картины сегодня украшают лучшие музеи мира, включая Музей Оранжери в Париже, галерею Тейт в Лондоне и Берлинскую картинную галерею в «Культурфоруме», а также Метрополитен-музей в Нью-Йорке и музей Гетти в Лос-Анджелесе.

Картины Эль Греко из коллекции Немеша и Херцога

Гений Эль Греко (1541-1614) был заново открыт в XIX веке во многом благодаря усилиям Марселя Немеша, который одним из первых европейских коллекционеров начал проявлять интерес к этому забытому испанскому художнику и быстро «заразил» своей одержимостью другого известного венгерского коллекционера — сказочно богатого промышленника, владельца табачных плантаций и банкира по имени Мор Липот Херцог (Mór Lipót Herzog) (1869-1934). Барон Херцог, представитель разбогатевшей еврейской семьи, под влиянием своего друга и наставника Немеша стал увлекаться приобретением произведений искусства и скоро превратился в фанатичного собирателя — одного из ведущих коллекционеров Венгрии, который во многом определял развитие художественного вкуса в Европе.

Эль Греко, Снятие одежд с Христа

Вместе с Немешем Херцог восхищался экстатическими образами, искаженными фигурами и иррациональными жестами героев картин уроженца греческого острова Крит, которого так привлекали темы мистического экстаза. Маньеристические излишества в творчестве Эль Греко оказались созвучны иррациональным тенденциям европейского модернизма, отрицавшего рациональность академического искусства и искавшего новых идолов. Эль Греко прекрасно подходил на эту роль. Он стал считаться предшественником модернизма и питал новейшие художественные течения, вдохновляя экспрессионистов и кубистов. Парадокс был лишь в том, что интерес к его работам в Европе пробудили выходцы из бедных еврейских семей, которые как раз благодаря «материалистической культуре» XIX века превратились в состоятельных дворян.

Эль Греко, Святое семейство со св. Анной

В неудачный для Немеша период, в 1913 году, он был вынужден продать часть своей коллекции барону Мору Липоту Херцогу и барону Ференцу Хатвани (1881-1958), тоже выходцу из еврейской семьи и обладателю внушительной коллекции произведений искусства. В частности, Херцог приобрел у своего товарища Немеша восемь картин Эль Греко (включая «Моление о чаше» из собора Сигуэнсы), которые довольно длительное время украшали его особняк на проспекте Андраши.

В этом огромном доме практически не было нормальной жилой площади: всё пространство оккупировали картины, и в итоге семейный особняк превратился в настоящий музей, так что большинству родственников Херцога пришлось переселиться в дом по соседству. Единственными жилыми комнатами в доме оставались спальня сестры Херцога и кабинет самого коллекционера, где находились картины его любимых художников, в первую очередь Эль Греко. Собрание Херцога стало лучшей частной коллекции работ Эль Греко за пределами Испании. Среди шедевров были «Моление о чаше», «Святое семейство со святой Анной», «Снятие одежд с Христа», «Благовещение», «Апостол Андрей», «Непорочное зачатие» и др.

Кабинет барона Херцога в Будапеште

Проживающие ныне в США наследники барона Мора Липота Херцога в 2010 году затеяли судебный процесс против Венгрии с требованием вернуть им картины, изъятые у их предка фашистским правительством во время Второй мировой войны. Имеются в виду работы Эль Греко, Веласкеса, Лукаса Кранаха, Сурбарана, Гюстав Курбе, Камиля Коро и других — всего свыше четырех десятков полотен общей стоимостью более $100 млн., принадлежащие ныне трем будапештским музеям, включая Музей изобразительных искусств (все картины, которые участвуют в этом реституционном скандале, можно посмотреть тут). К их числу принадлежат и демонстрируемые на данной выставке в Будапеште картины Эль Греко, включая «Моление о чаше» из собора Сигуэнсы.

Эль Греко, Моление о чаше

Эта эмоциональная картина считается одной из самых фантастических и одухотворенных в творчестве Эль Греко. Она изображает Христа, молящегося в Гефсиманском саду. Эль Греко удалось передать духовную борьбу Христа, понимающего неотвратимость грядущего распятия. Иисус взывает к Господу: «Отче! Пронеси эту чашу мимо Меня, но пусть будет не Моя воля, а Твоя!» С небес к нему спускается ангел, чтобы ободрить его. Тем временем ученики Иисуса мирно спят (художник изобразил их в нижней части картины). Еще дважды уходил молиться Иисус и дважды по возвращении находил своих учеников спящими. Возвратившись в третий раз, Иисус сказал: «Вы все спите и отдыхаете? Хватит! Время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, пойдем. Вот уже приближается мой предатель» (обратите внимание на группу солдат на заднем плане картины). Выразительно искаженные черты лица, удлиненные фигуры, напряженно-исступленные позы, чрезвычайно богатая цветовая гамма и грозное небо — всё это помогает художнику создать тревожный, сверхъестественный образ. Картина была написана Эль Греко в Толедо в 1605-1610 гг.

В результате приобретений, сделанных по совету своего друга Немеша (и в первую очередь купленных у него же картин Эль Греко), Херцог стал владельцем самой крупной коллекции произведений искусства, которая когда-либо существовала в Венгрии.

Музей изобразительных искусств в Будапеште

Будапештский Музей изобразительных искусств — главный художественный музей венгерской столицы — находится на площади Героев. До музея можно добраться на метро (станция метро Hősök tere, линия M1) или на автобусах № 20E, 30 и 105.

Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия

Схему проезда можно посмотреть тут.

Рекомендуемые ссылки

- Рекомендуем посмотреть качественные репродукции картин интересного венгерского художника Йожефа Рипль-Ронаи (1861–1927) в галерее по ссылке. Кроме того, некоторые работы Рипль-Ронаи можно увидеть здесь.

- С работами знаменитого венгерского живописца Михая Мункачи (1844–1900) можно ознакомиться здесь.

Дополнение: еврейские коллекционеры в Будапеште начала XX века

К началу XX века коллекционерская деятельность в Будапеште переживала золотой век, причем ее основными представителями были как раз Немеш, Херцог и другие представители элитного еврейства. Это были разбогатевшие буржуа, которые собрали в своих виллах на холмах Буды и во дворцах на стороне Пешта впечатляющие художественные богатства, делавшие эти дома больше похожими на частные музеи. Столь интенсивной деятельности в сфере коллекционирования предметов искусства, какая наблюдалась в этот период в Будапеште, не было ни в одной другой стране Центральной Европы.

Еврейская буржуазия в ту эпоху занимала видное положение в венгерском обществе: это были крупные банкиры, юристы, доктора, предприниматели, представители финансовой элиты... Многие из них были посвящены в рыцари самим императором Францем-Иосифом. Они были членами парламента и завсегдатаями элитных клубов и салонов, покровителями искусства и учредителями литературных обществ. Зачастую они были большими патриотами Венгрии, чем сами этнические венгры. Они были в большей степени интегрированы в венгерское общество и ощущали себя в Будапеште в большей степени «своими», чем евреи в Праге или Вене. Многие из них давно приняли христианство, имели дворянский титул. Однако именно искусство и литература стали для этих людей основным механизмом закрепления своего аристократического статуса в социуме: чуть ли не каждый представитель еврейской элиты в Будапеште рубежа XIX-XX вв. тратил свою энергию и средства на коллекционирование произведений искусства.

♦♦♦♦♦♦♦

Перечень использованных в статье репродукций картин из собрания Немеша (позднее частично находившихся в собрании Херцога):

1) Якопо дель Селлайо. Иоанн Креститель. Около 1485 года.

2) Полидоро да Ланчано (ок. 1515–ок 1565). Христос и грешница.

3) Бартоломеус Брейн Старший (1493–1555). Портрет юриста Петруса фон Клаписа. Около 1528 года.

4)Эль Греко (1541–1614). Кающаяся Мария Магдалина. Около 1589 года.

5) Эль Греко (1541–1614). Снятие одежд с Христа. Около 1600 года.

6) Эль Греко (1541–1614). Святое семейство со святой Анной. Около 1605 года.

7) Эль Греко (1541–1614). Моление о чаше (Христос на Масличной горе). Около 1608 года.

8) Адам Маньоки (1673 - 1757). Портрет Ференца II Ракоци. 1724 год.

9) Михай Мункачи (1844–1900). Христос перед Пилатом. 1880 год.

10) Йожеф Рипль-Ронаи (1861–1927). Дядя Пьячек и куклы (Piacsek bácsi babákkal). 1905 год.

11) Йожеф Рипль-Ронаи (1861–1927). Портрет Марселя Немеша. 1912 год.

12) Йожеф Рипль-Ронаи (1861–1927). Лайош и Эдён, мои братья (Lajos és Ödön). 1918 год.

13) Оскар Кокошка (1886–1980). Портрет Марселя Немеша. 1928/29 год.

 

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1) Информация о выставке на официальном сайте Музея изобразительных искусств Будапешта.

2) Произведения искусства от Эль Греко до Рипль-Ронаи можно увидеть в Музее изобразительных искусств в Будапеште.

3) В Музее изобразительных искусств в Будапеште открылась новая выставка.

4) От Эль-Греко до Рипль-Ронаи, из собрания Марселя Немеша.

5) Марсель Немеш, меценат и коллекционер.

6) Собрание Марселя Немеша в Музее изобразительных искусств Будапешта.

7) Меценат Марсель Немеш.

8) Шедевры мирового искусства в Будапеште.

9) Ближайшие выставки в Будапеште.

10) Марсель Немеш и искусство эпохи Ракоци.

11) Снятие одежд с Христа, Эль-Греко.

12) Моление о чаше, Эль-Греко.

13) Фоторепортаж с выставки.

14) Портрет мецената Марселя Немеша кисти Рипль-Ронаи.

15) Йожеф Рипль-Ронаи (1861–1927). Лайош и Эдён, мои братья.

16) Оскар Кокошка, портрет Марселя Немеша.

17) Михай Мункачи. Христос перед Пилатом.

18) Подробно о выставке.

19) Основные разделы выставки

20) Якопо дель Селлайо. Святой Иоанн Креститель.

21) Бартоломеус Брейн. Портрет Петруса фон Клаписа.

22) Портрет князя Ференца II Ракоци кисти Адама Маньоки.

23) Полидоро да Ланчано. Христос и грешница.

24) Эль Греко. Святое семейство со святой Анной.

25) Венгерские коллекционеры: Золотой век. Марсель Немеш.

26) Еврейские коллекционеры в Будапеште в начале XX века.

27) О судебном процессе наследников барона Мора Липота Херцога против Венгрии.

28) Фотография Марселя Немеша.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)