Достопримечательности Турина: церковь Св. Доминика (Сан-Доменико) и ее фрески

Рубрики: Италия, весна 2013,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 20 мая 2013, в 12:49

Когда мы говорим о самых известных местах Турина, на ум приходят монументальные барочные и классические здания: дворец Мадама, башня Антонеллиана, площадь Сан-Карло... Но город зародился значительно раньше, и тут можно обнаружить уголки, которые еще дышат средневековьем.

Фрески церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Мы уже писали о ренессансном палаццо Скалья ди Верруа. Недалеко от него находится церковь Св. Доминика (Chiesa di San Domenico) — уникальный пример средневековой готической архитектуры в Турине. Наряду с церковью делла Консолата она может считаться одним из старейших культовых мест в городе. Кроме того, внутри церкви можно увидеть единственный в пьемонтской столице цикл фресок XIV века. Церковь расположена в центре города, по адресу Via San Domenico, 1 (угол с улицей Via Milano). Посмотреть местоположение храма на карте Турина можно на туристическом плане города тут или на карте Турина онлайн.

История церкви Св. Доминика в Турине

Церковь, относившаяся к монашеской общине доминиканцев, осевшей в Турине близ старых городских стен в XIII веке, была построена в 1257-1280 гг. Длительное время это был скромный храм, даже не имевший фасада и колокольни. Фасад появился лишь в 1334 году, а колокольня и того позднее — в 1451 году. Несмотря на архитектурный минимализм, в средние века церковь являлась одним из важнейших культурных центров Турина. Так, основатель примыкавшего к церкви доминиканского монастыря отец Джованни да Торино (Giovanni da Torino) заложил основы крупной библиотеки, хранившейся затем доминиканцами на протяжении нескольких веков. Но церковь была не только культурным центром. Поскольку храм находился в ведении монастыря доминиканцев, он стал еще и центром инквизиции в Турине. В монастыре проходили знаменитые процессы над женщинами, обвиненными в колдовстве. Имелись тюрьма и кладбище.

Захоронение инквизитора в церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

В древности церковь была традиционно ориентирована алтарной частью на восток и только впоследствии приобрела нынешнее, нестандартное расположение с алтарем на севере. Первая реконструкция храма началась в XIV веке, когда его пространство удвоилось за счет расширения в южную сторону. Работы продолжались до XVI века, когда здание приобрело современные пропорции. В 1351 году соорудили четвертый неф со стороны нынешней улицы Via Milano. В конце XV – начале XVI века был разрушен прежний фасад и, после очередного расширения к югу, построен новый.

Церковь пользовалась благосклонностью Савойской династии и часто получала пожертвования от щедрых правителей. Именно по их желанию интерьер храма в XVII-XVIII вв. был оформлен в соответствии со вкусами эпохи барокко, а также были построены некоторые боковые капеллы.

Алтарь Амадея IX Савойского в церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Вереница барочных преобразований привела к тому, что оригинальный готический дух церкви был утрачен: средневековые фрески спрятаны, внутреннее убранство обновлено и дополнено лепниной, готические окна заменены барочными, а пол поднят на 60 см, чтобы сравнять его с уровнем улицы (основания колонн оказались, таким образом, скрыты). В 1729 году, в ходе реализации проекта знаменитого архитектора Филиппо Юварры (Filippo Juvarra) по выпрямлению улицы Via Milano, вся правая боковая часть церкви была легкомысленно урезана на четыре метра. Из-за этого храм лишился четвертого нефа и находившихся в нем многочисленных надгробий.

Интерьер церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Когда в 1762 году церковь пострадала от страшного пожара, королевский дом распорядился провести необходимые ремонтные работы. В 1776 году доминиканцы установили в храме новый главный алтарь. В 1802 году, во время французской оккупации, монахов отсюда выселили и устроили казарму. Впоследствии здание передали городу.

Разрез церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Оригинальный готический облик был возвращен церкви в результате комплексных реставрационных работ, в 1866-70 гг. и в начале XX века. На последнем этапе, в 1906-1909 гг., работами руководил известный ученый, реставратор, исследователь средневековой архитектуры, инженер и политический деятель Риккардо Брайда (Riccardo Brayda) (1846-1911) (более всего он известен своим участием в создании «средневековой деревни» Турина, Borgo Medievale). Вторым куратором реставрации церкви был Альфредо д‘Андраде (Alfredo d’Andrade) (1839-1915) — архитектор, археолог и художник португальского происхождения.

Церковь Сан-Доменико, Турин, Италия

За время работ были восстановлены стрельчатые окна, контрфорсы апсиды, а также колонны в интерьере и фрески. Кроме того, был полностью переделан фасад: он обзавелся готическим вимпергом и стройными терракотовыми пинаклями, а на месте барочного окна появилась розетка. Несмотря на это, некоторые элементы эпохи барокко (в первую очередь правый боковой неф) остались на своих местах. Следующие две фотографии дают представление о том, как выглядела туринская церковь Св. Доминика до и после реставрации начала XX века, когда ей был частично возвращен средневековый облик.

Фасад церкви Сан-Доменико в Турине до реставрацииФасад церкви Сан-Доменико в Турине после реставрации

Главной точкой отсчета для реставраторов послужила средневековая религиозная архитектура Пьемонта, в первую очередь монастырский комплекс Сант-Антонио ди Ранверсо (Sant'Antonio di Ranverso) в городке Буттильера-Альта.

Архитектура церкви Св. Доминика в Турине

Снаружи церковь Сан-Доменико представляет собой странноватую комбинацию готики и барокко: с одной стороны суровая готическая колокольня и скромный псевдоготический фасад, с другой — томные изгибы барочных линий, обрамляющих окна правого бокового нефа.

Церковь Сан-Доменико, Турин, Италия

Готическая колокольня, не затронутая барочными переделками, сегодня отреставрирована и выглядит практически так же, как в XV веке. Ее строгий вид оживляют стрельчатые окна и проемы с колоколами.

Колокольня церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Фасад церкви смотрит на улицу Via San Domenico, тогда как основное протяженное пространство нефов ориентировано вдоль улицы Via Milano, соединяющей пешеходную улицу Via Garibaldi с торговой площадью Piazza della Repubblica (Porta Palazzo).

Церковь Сан-Доменико, Турин, Италия

Фасад выполнен из кирпича и состоит из трех частей. По центру расположен портал, увенчанный вимпергом, над которым разместилось окно-роза.

Церковь Сан-Доменико, Турин, ИталияЦерковь Сан-Доменико, Турин, Италия

Картина над порталом изображает Деву Марию, которая передает святому Доминику розарий (четки), а рядом с ним представлена Екатерина Сиенская.

Описание и фотографии интерьера церкви Св. Доминика в Турине

Внутреннее пространство храма Сан-Доменико состоит из трех нефов, разделенных рядами колонн. Церковь перекрыта крестовыми сводами, терракотовые ребра которых контрастируют с белым цветом запалубки. Колонны украшены гербами благородных семейств Турина, относящимися к разным эпохам.

Интерьер церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Как и во внешней архитектуре, во внутреннем убранстве храма готические элементы чередуются с барочными, причем в большинстве случаев — за исключением капеллы делле Грацие — именно барочные элементы являются наиболее древними. Не стоит забывать, что апсида и центральный неф — лишь «подделка» под средневековье, то есть результат работ начала XX века.

Интерьер церкви Сан-Доменико, Турин, ИталияИнтерьер церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

План церкви и основные достопримечательности в интерьере:

План церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Интерьер церкви достаточно темный. Горят лишь редкие светильники. Впрочем, наиболее ценную капеллу делле Грацие можно на некоторое время подсветить, бросив монету в специальный ящик. Остальные алтари рассмотреть в деталях довольно сложно из-за окутывающего их сумрака.

Интерьер церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

В глубине левого бокового нефа, непосредственно под готической колокольней, в самой древней части церкви, находится капелла делле Грацие (капелла Милости) (Cappella delle Grazie). Прежнее ее название — капелла Благовещения (cappella dell'Annunziata).

Капелла делле Грацие в церкви Сан-Доменико, Турин, ИталияКапелла делле Грацие в церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Именно в этой капелле можно увидеть единственный сохранившийся в Турине цикл фресок XIV века.

Фрески церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Небольшое пространство капеллы сплошь покрыто волшебными красочными росписями. Вдоль стен изображены фигуры 12 апостолов, а над ними в люнетах — различные религиозные сцены («Христос Пантократор и символы евангелистов» слева, «Благовещение» по центру и «Фома Аквинский с донаторами перед Богоматерью» справа).

Фрески церкви Сан-Доменико, Турин, ИталияФрески церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Автор фресок неизвестен. Условно его называют «мастером Сан-Доменико» (Maestro di San Domenico). Предположительно это был ломбардский художник. В его творчестве североитальянские и французские влияние сочетаются с эстетикой Джотто (новаторские фрески, выполненные мастерской Джотто в церкви Сан-Франческо в Ассизи, оказали огромное влияние на развитие европейской живописи XIV века). Обрамляющий фигуры четкий волнистый контур, подчеркнутая выразительность лиц, некоторая архаичность в изображении архитектурных элементов — всё это объясняется именно этими культурными связями.

Фрески церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Фрески в капелле делле Грацие датируются 1350-60 гг. Среди фресок, сохранившихся лучше всего, можно назвать изображения апостола Фаддея и святого Фомы Аквинского, канонизированного в 1323 году. Тонкость их исполнения позволяет оценить мастерство средневекового художника.

Фрески церкви Сан-Доменико, Турин, ИталияФрески церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

В эпоху барокко в капелле делле Грацие находились антресоли, что нанесло фрескам непоправимый ущерб. Сама их сохранность оказалась под вопросом. В начале XX века композиции были тщательно отреставрированы под руководством художника Джованни Ваккетта (Giovanni Vacchetta). Из-за плачевного состояния, в котором находились фрески, реставратору пришлось собственноручно восполнять утраченные фрагменты росписей. Хотя Ваккетта руководствовался пьемонтскими образцами той эпохи, данную реставрацию считают спорной.

Фрески церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Одной из наиболее сильно пострадавших была фреска с образом Христа Пантократора: от нее к началу реставрации сохранялась лишь голова Иисуса и несколько мелких деталей. В 1986 году была проведена последующая реставрация капеллы с использованием самых современных технологий, и в теперешнем варианте фресок стало легче заметить разницу между исходным материалом и «вмешательством» реставраторов: немногочисленные оригинальные фрагменты отличаются более тусклым цветом по сравнению с воссозданными.

Фрески церкви Сан-Доменико, Турин, ИталияФрески церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

В центре капеллы делле Грацие находится «Мадонна с яблоком» (Madonna della mela) начала XVI века. Автор картины неизвестен. Возможно, это был тосканский художник, испытавший влияние фламандского стиля, что особенно чувствуется в смелых насыщенных цветовых сочетаниях при изображении лиц персонажей и драпировки. В правой руке Мадонна держит плод айвы (mela cotogna). Картина заменила старинный образ Богоматери делле Грацие, ныне утраченный.

Мадонна в церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

В левом боковом нефе церкви находится четыре мраморных алтаря в стиле барокко (Св. Лючии, Распятия, Амадея IX Савойского и Викентия Феррера). Особый интерес представляет алтарь капеллы, созданной по желанию Виктора-Амадея III в 1780 году и посвященной Амадею IX Савойскому. Существовавший ранее алтарь этой капеллы был переделан в 1779 году по проекту архитектора Лодовико Бо (Lodovico Bò) и впоследствии видоизменен в ходе реставрационных работ начала XX века. Сегодня в этой капелле находится замечательная позднеготическая фреска работы Антуана де Лони (Antoine de Lonhy) — бургундского художника, работавшего в Пьемонте. Фреска выполнена после 1474 года и изображает герцога Амадея IX Савойского (1435-1472). Этот правитель страдал эпилепсией и фактически не управлял государством, но был известен своим благочестием и любовью к бедным, и впоследствии его причислили к лику блаженных.

Портрет Амадея IX Савойского в церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Первоначально фреска с портретом герцога Амадея IX Савойского находилась на одной из колонн нефа, а в 1617 году была отделена и перенесена сюда, на третий алтарь левого бокового нефа. Автор фрески, Антуан де Лони, был художником и миниатюристом, который родился в Бургундии, общался с Рогиром ван дер Вейденом и Яном ван Эйком, затем работал в Тулузе, Барселоне и, наконец, в Турине. В эпоху пребывания в Пьемонте им, в частности, была создана известная картина «Троица» (1465-70), которую сегодня можно увидеть в музее дворца Мадама. На портрете Амадея IX Савойского художник изобразил герцога, опирающегося на скипетр — символ непрерывности власти, что должно читаться в политическом ключе: после ранней смерти герцога править государством стала его вдова, взявшая регентство над сыном Филибертом, что правомерно оспаривалось младшим братом Амадея, Филиппом.

Алтарь Амадея IX Савойского в церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Между четвертым алтарем с левой стороны и дверью в сакристию можно увидеть фреску «Милостыня святого Антонина» (Elemosina di sant'Antonino) — последнее известное произведение выдающегося итальянского художника Джованни Мартино Спанцотти (Giovanni Martino Spanzotti) (ок. 1455-1528), одного из важнейших представителей ренессансной живописи в Пьемонте. Фреска, выполненная в 1528 году, посвящена святому Антонину Пьероци — католическому святому и врачевателю XV века, архиепископу Флоренции. Как и вышеописанный портрет Амадея IX Савойского, эта фреска раньше находилась в другом месте церкви; ее перенесли сюда в 1970 году. Джованни Мартино Спанцотти изобразил святого Антонина, который подает милостыню двум мальчикам (которые, впрочем, выглядят вполне упитанными: известно, что святой создал учреждение для помощи нуждающимся членам благородных семей). В этой композиции художник с большим мастерством передал выражения лиц своих персонажей (особенно детей) и перспективу кабинета святого Антонина, где он предается своим теологическим занятиям.

Фреска Джованни Мартино Спанцотти в церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Перед фреской находится кафедра проповедника, выполненная из дерева туринским скульптором Стефано Мария Клементе (Stefano Maria Clemente) (1719-1794). Барельефы кафедры изображают призвание святого Петра (в центре) и фигуры четырех евангелистов (по бокам).

Интерьер церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Симметрично капелле делле Грацие, в глубине правого бокового нефа, находится капелла Розария (Cappella del Rosario) — пример пышного барочного убранства. Нынешний облик капелла приобрела в ходе восстановительных работ после разрушительного пожара 1762 года. Последний уничтожил капеллу, но пощадил самое ценное произведение искусства — алтарную картину «Мадонна Розария» работы известного итальянского художника Гверчино (Guercino) (1591-1666). Картина, написанная Гверчино в 1635-1637 гг., изображает Богоматерь, восседающую на облаке с младенцем на руках и протягивающую святому Доминику четки (по легенде, в 1214 году Дева Мария явилась святому Доминику и научила его молитве Розария). Маленький Иисус между тем обращается с аналогичным движением к Екатерине Сиенской. Композиция имеет вид пирамиды, и ее мощный визуальный эффект подчеркивается динамикой жестов и светотеневыми контрастами. Это один из лучших примеров барочной живописи в туринских храмах. Композиция пострадала во время бомбардировок 1941 года и была отреставрирована в 1968 году.

Капелла Розария в церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Картину обрамляют пятнадцать деревянных позолоченных панелей с барельефами «Таинства Розария», созданными уже знакомым нам итальянским скульптором Стефано Мария Клементе (Stefano Maria Clemente) (1719-1794). Богатое убранство капеллы Розария дополняется рядом полотен, среди которых выделяется картина Доменико Корви (Domenico Corvi) (1721-1803) «Во время чумы 1630 года» (Episodio della peste del 1630). Она посвящена эпизоду, когда герцог Савойский Виктор Амадей I послал в Турин, в церковь Сан-Доменико, баночку чудодейственного масла для зараженных, и многие исцелились благодаря этому средству.

Около бокового портала внутри церкви находится позолоченная деревянная скульптура Мадонны Розария, выполненная скульптором Джованни Тамоне (Giovanni Tamone) во второй половине XIX века.

Интерьер церкви Сан-Доменико, Турин, ИталияИнтерьер церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Главный алтарь церкви — позднебарочный, выполнен из полихромного мрамора в 1776 году. Над алтарем находится ценное деревянное распятие XVII века. Апсида прорезана пятью вытянутыми окнами.

Алтарь церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

Из глубины левого нефа можно пройти в клуатр, где похоронен пьемонтский инквизитор Пьетро Камбиани да Руффия (Pietro Cambiani da Ruffia) (1320-1365) и многочисленные другие представители доминиканского ордена, а также итальянский историк Филиберто Пингоне (Filiberto Pingone) (1525-1582), живший неподалеку.

Захоронение Пингоне в церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

♦♦♦♦♦♦♦

Панораму интерьера церкви Сан-Доменико в Турине можно посмотреть тут.

Практическая информация для туристов: адрес, часы работы и порядок посещения церкви

Церковь Сан-Доменико в Турине открыта для посещения с 7:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:30. Фотографировать внутри церкви разрешается.

Храм действующий, богослужения проходят с понедельника по субботу в 7:30 и 18:00, в воскресенье — в 10:00 и 18:00. Адрес церкви: Via San Domenico, 1 (угол с Via Milano). Местоположение на карте Турина показано ниже.

Местоположение церкви Сан-Доменико, Турин, Италия

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Турина с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать подробную туристическую карту (план) Турина.

Карта Турина, Италия

Предлагаем вашему вниманию план исторического центра Турина, на котором обозначены все основные достопримечательности города (музеи, церкви, дворцы, фонтаны, парки, значимые здания и культурно-исторические памятники, площади), а также приведены названия улиц. Кроме того, на карте указано местоположение пунктов туристической информации Турина. Также на этом плане обозначен главный железнодорожный вокзал Турина (Porta Nuova).

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Турине: основные достопримечательности

- Собор Иоанна Крестителя (Duomo di San Giovanni Battista) (часы работы: в будние дни 7:15-12:30 и 15:00-19:00; в выходные 8:00-12:30 и 15:00-19:00)
- Королевский дворец (Palazzo Reale)
- Савойская галерея (Galleria Sabauda)
- Церковь Св. Лаврентия (Chiesa di San Lorenzo)
- Палатинские ворота (Porta Palatina)
- Египетский музей (Muzeo Egizio)
- Башня Антонеллиана (Mole Antonelliana)
- Площадь Статуто (Piazza Statuto) и фонтан Фрежюс (La Fontana del Frejus)
- Площадь Сан-Карло (Piazza San Carlo)
- Площадь Сольферино (Piazza Solferino)
- Площадь Кастелло (Piazza Castello)
- Дворец Мадама (Palazzo Madama)
- Дворец Кариньяно (Palazzo Carignano)
- Церковь Консолата (Santuario di Santa Maria Consolatrice/La Consolata)
- Церковь Богоматери (Chiesa della Gran Madre di Dio)
- Базилика Суперга (Basilica di Superga)

♦♦♦♦♦♦♦

Соборы и церкви Турина

- Собор Иоанна Крестителя (Duomo di San Giovanni Battista)
- Церковь Св. Лаврентия (Chiesa di San Lorenzo)
- Церковь Св. Доминика (Chiesa di San Domenico)
- Церковь Консолата (Santuario di Santa Maria Consolatrice/La Consolata)
- Церковь Богоматери (Chiesa della Gran Madre di Dio)
- Церковь Сан-Карло (Chiesa di San Carlo)
- Базилика Корпус Домини (Basilica del Corpus Domini)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Церковь Сан-Доменико в Турине, статья в Википедии

2. Путеводитель по Турину и Валле-д'Аоста. Touring Editore, 1999

3. Церковь Сан-Доменико в Турине: подробная история, архитектура, внутреннее убранство. Фотографии интерьера

4. Фреска с портретом герцога Амадея IX Савойского

5. Интересные места в Турине: церковь Сан-Доменико

6. Исторические достопримечательности Турина: церковь Сан-Доменико, описание и фотографии

7. Культовые сооружения Пьемонта

8. Путешествие в средневековое прошлое Турина: церковь Сан-Доменико

9. Подробное описание истории, архитектуры и интерьера церкви Сан-Доменико в Турине, фотографии храма, панорама интерьера

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)