Отчаянно нуждающийся в реставрации особняк Брусницыных на Васильевском острове — федеральный памятник архитектуры — продолжает разрушаться. Затерянный среди заводских корпусов, этот дом с не самым примечательным (а сегодня еще и порядком облезлым) фасадом скрывает в себе великолепные интерьеры и мистические легенды. Не исключено, что Петербург скоро лишится и этого известного исторического здания, поскольку особняк давно находится в заброшенном состоянии. На реставрацию средств найти не удается. Запущенный дом состоит в ведении часто меняющихся арендаторов (они оплачивают охрану и коммунальные услуги), а кроме того, сдается для рекламных фотосессий, съемки клипов и кинофильмов, что только добивает умирающего. Еще сюда иногда водят экскурсии. Только предварительно предупреждают, чтобы туристы ничего в особняке не трогали: и так всё осыпается.
Удивляет, что часть богатого убранства, несмотря ни на что, уцелела. По счастью, в некоторых комнатах пока еще работает электричество и отопление. Сохранилось несколько потрясающих помещений с подлинным декором, и хотя это только остатки былой роскоши, даже сейчас эти интерьеры производят впечатление. Оказываясь на экскурсии в особняке Брусницыных, ощущаешь, что попал в какую-то дыру во времени, которая скоро закроется, и думаешь, как здорово, что успел-таки застать эту уходящую красоту.
История и архитектура особняка Брусницыных
Известно, что не позднее 1770-х годов на углу Косой и Кожевенной линии Васильевского острова был построен каменный дом, обращенный к прибрежной стороне. Когда в 1780-х годах в этот район города по указу Екатерины II перевели кожевенные заводы (поскольку «при самом въезде в городе быть оным неприлично, затем что от оных происходит нечистота и нездоровый воздух»), владелицей большого участка для организации производства стала А. Е. Фишер, вдова иностранного купца. В 1787 году стоявший тут дом перестроили, разместили в нем контору завода и прислугу, а на втором этаже — жилые комнаты. Это здание находилось на восточной половине нынешнего особняка Брусницыных.
В 1844 году дом приобрел купец Николай Мокеевич Брусницын, а через три года был основан кожевенный завод, занимавший в начале XX века два участка вдоль северной и южной стороны Кожевенной линии. В 1857 году по проекту А. С. Андреева к старому дому была сделана пристройка с западной стороны. В начале 1860-х годов тот же архитектор расширил оконные проемы первого этажа и увеличил высоту второго. Лицевые фасады были отделаны заново. В 1864 году по проекту того же Андреева была возведена новая двухэтажная пристройка с западной стороны. В 1868 года владелицей северного участка с особняком стала супруга купца, Елена Ивановна Брусницына, а южного участка — сам Н. М. Брусницын.
В 1882 году особняк перешел к сыновьям Николая Мокеевича Брусницына: Николаю, Александру и Георгию. Через два года трое братьев решили перестроить родительский дом. Перестройка была поручена архитектору Анатолию Ивановичу Ковшарову (1848-после 1917). В ходе работ была снова увеличена высота второго этажа, а с восточной стороны была сделана пристройка для размещения парадной лестницы. Кроме того, к дворовому фасаду пристроили зимний сад (оранжерею). В западной части дома были снесены несущие стены второго этажа, а лицевой фасад был надстроен под один карниз. Дом получил новую отделку интерьеров.
Двухэтажное здание особняка Брусницыных (Кожевенная линия, 27) в плане напоминает букву «Ш» (для каждого из трех братьев предназначалось свое крыло). С точки зрения архитектурного стиля дом относят к эклектике. Перестройка архитектора Ковшаров датируется 1884-1886 годами.
Некоторым кажется странным и нелогичным расположение такого роскошного особняка богатых кожевенных предпринимателей в глухой промышленной зоне Васильевского острова, в отдалении от центра Петербурга. Но купцам, видимо, не слишком мешали неприятные запахи и ядовитые пары кожевенного производства: гораздо важнее для них было находиться рядом с заводом. Собственно говоря, практика строительства жилища владельца предприятия рядом с производством была обычным делом в XIX веке.
Протяженный фасад вдоль Кожевенной линии (сейчас он выглядит весьма обшарпанным) расчленен рустованными лопатками и прямоугольным эркером. Архитектурный декор сосредоточен на втором этаже: над окнами расположены прямые сандрики с гирляндами, выше проходит фриз с гирляндами и филенками, а еще выше — сильно выступающий карниз с дентикулами (декоративными прямоугольными выступами). Над парадной лестницей в правом углу здания помещен лучковый фронтон. Правый боковой фасад со стороны сада украшают два изящных полукруглых эркера.
Во внутреннем дворике особняка при Брусницыных был разбит сад. Сейчас на его месте — лишь неухоженные деревья, невзрачные пристройки и разбитые сараи. Ранее же это была настоящая усадьба с садом и огородами, особняком владельца, складскими и производственными постройками. Старая фотография сада (с сайта [11]):
Парадный подъезд особняка после революции 1917 года заколотили, а вензеля с монограммой Брусницыных заменили коммунистической символикой: серпом и молотом (между прочим, серп и молот можно увидеть не только на фасаде, но и в интерьере особняка — на ободе люстры в танцевальном зале). Дом и прилегающие здания стали принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева, а в особняке разместилось заводоуправление (администрация завода), а также лаборатории (до самого недавнего времени в бывшей оранжерее Брусницыных еще можно было видеть столы с приборами для химических анализов кожи). В 1920-х годах экзотические растения из оранжереи Брусницыных передали в Ботанический сад. В 1925-1930 гг. на месте воротного проезда были устроены вестибюль и проходная. Помещение парадной лестницы разделили деревянными перекрытиями, часть дверных проёмов заложили. В 1993 году над зимним садом (оранжереей) сделали металлическое покрытие, отремонтировали столовую и Белый зал.
Некоторое время назад заводские корпуса хотели перестроить в элитную гостиницу с видом на море, а особняк Брусницыных обустроить под ресторан. Однако на такую реставрацию требуется колоссальная сумма, да и глухой промышленный район не способствует инвестиционной привлекательности. В настоящее время судьба особняка неизвестна.
Интерьеры особняка Брусницыных
Как уже было сказано, в плане особняк напоминает букву «Ш». Центральная линия, идущая вдоль Кожевенной линии, предназначалась для парадных помещений, а три перпендикулярных корпуса служили для жилых комнат трех братьев Брусницыных и их семей. Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.
Часть этой анфилады мы сегодня и увидим, благо в этой, парадной, половине особняка кое-то уцелело (в жилых же помещениях в советское время были устроены цеха, так что в той части дома вся роскошь бесследно исчезла).
Повторимся, что основная часть интерьеров особняка Брусницыных находится в заброшенном состоянии: тут и там попадается потрескавшаяся краска, ободранная лепнина, обшарпанные стены. Зрелище печальное. Понятно, что основные предметы убранства (скульптура, комоды и этажерки, ковры, хрусталь и прочая обстановка богатого дома) утрачены. Радует, что сохранилось хоть что-то; в основном это люстры, камины, а также декор потолков и стен — причем всё это по большей части подлинное, и, поверьте, на это стоит посмотреть.
Миновав проходную, поднимаемся на второй этаж и после ряда невзрачных советских коридоров оказываемся в бывшей парадной купеческой столовой, оформленной в стиле позднего ренессанса. Великолепное помещение освещалось люстрой, которая сейчас не работает, настенные светильники тоже горят не все.
Практически всё сохранившееся в помещении убранство — подлинное. Особенно впечатляет лепной кессонированный потолок, окрашенный под дерево и гармонирующий с деревянными настенными панелями и дверями.
Большая бронзовая люстра и бра на стенах тоже подлинные, остались с брусницынских времен. Первоначально для освещения использовались свечи, впоследствии замененные электричеством.
Также в парадной столовой сохранился в первозданном виде прекрасный резной деревянный буфет.
Стены украшают деревянные дубовые резные панели ручной работы, очень ценные (среди этих панелей слева от буфета есть замаскированная потайная дверца, ведущая в бильярдную, где мы побываем в конце нашего путешествия по особняку).
Добротные деревянные двери украшены резными орнаментами и бараньими головами(баран является атрибутом бога торговли). Пол и бумажные обои — современные (вместо обоев стены раньше были затянуты тонкой светлой кожей — как-никак завод-то был кожевенный!).
Оконные и дверные проемы отделаны темным деревом. Окон, выходящих на улицу, в столовой нет. Гравированные стекла в окнах и дверях столовой обращены в зимний сад (оранжерею), где мы побываем чуть позже (фото с сайта [13]).
Мебели, как и в других помещениях особняка, в столовой практически не сохранилось. Когда-то в центре этого большого, но уютного обеденного зала стоял огромный овальный дубовый стол, вокруг которого располагались обитые кожей стулья на 60 человек. За столом собиралась и пировала купеческая семья, коллеги и друзья предпринимателей. Даже еще лет десять назад в этом помещении можно было увидеть несколько мощных дубовых стульев, на которых когда-то сиживали купцы Брусницыны, но сейчас от этого старинного гарнитура не осталось и следа.
Далее из столовой проходим в обширный танцевальный зал, который иногда еще называют Белым залом(в зал ведут двери, расположенные напротив дверей в зимний сад). Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу. К счастью, свет здесь тоже пока работает.
Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).
Белый зал оформлен в стиле Людовика XV. Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность. На следующей фотографии видны элементы отделки падуги с фигурками амуров и изображением музыкальных инструментов.
Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. Всё убранство зала наводит на мысль о том, что здесь должная царить музыка и вообще всяческая гармония.
Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры.
В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники. Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками — запыленная, но прекрасная.
Эта бронзовая золоченая люстра была частично переделана в советское время, лишилась части декора и заодно приобрела чужеродные элементы в виде серпа и молота.
Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга, например в особняке М. В. Штифтера.
В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.
В советское время, когда в особняке располагалось заводоуправление, Белый зал использовался в качестве клуба или актового зала, где проводились различные заводские праздники и собрания. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами, стали играть роль подставок под бюсты Ленина и Сталина.
Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.
Существует легенда о «зеркале Брусницына», которое когда-то находилось в Белом зале и приносило беды и несчастья своим владельцам. Согласно легенде, Брусницын заказал в Италии старинное зеркало для своего роскошного строящегося особняка. Рассказывают, что ранее оно висело в усыпальнице графа Дракулы (якобы усыпальница находилась в одном из венецианских палаццо). Все бывавшие в особняке и смотревшие в зеркало люди начинали испытывать странные ощущения, и с самим семейством Брусницыных с тех пор стали происходить необъяснимые явления, вплоть до несчастных случаев, после одного из которых зеркало решено было убрать в кладовую. Некоторые утверждают, что зеркало действительно существовало, но куда-то сгинуло после революции. Другие убеждены, что легенда о таинственном зеркале — всего лишь выдумка современных журналистов. Третьи считают, что зеркало до сих пор находится в особняке.
К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома. Есть мнение, что лучшей курительной не сыщешь во всем Петербурге, даже в самых пышных дворцах и особняках.
По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном (мавританском) стиле. Что-то из разряда сказок Тысячи и Одной Ночи. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками. Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.
Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями.
Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. Само зеркало в фестончатой раме сейчас уже не цельное, а состоит из фрагментов.
По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху». Кальян, подушки, ковры, диваны — всё это убранство не сохранилось. Напольное покрытие сделано уже в наше время, его орнамент повторяет рисунок низа стен. Эркер находится на углу здания, а окно с мраморным подоконником находится непосредственно над парадной дверью особняка, со стороны Кожевенной линии.
Как раз за стеной этого помещения находится мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа. Долгие годы лестница была закрыта деревянными перекрытиями, и во многом благодаря этому сохранилась почти в первозданном виде. Для проведения очередных киносъемок перекрытия удалили, и теперь лестницей можно любоваться без помех.
Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид.
На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах (фото с сайта [12]). Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.
В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах. Сейчас здесь откровенно холодно и бесприютно. Но при небольшом усилии воображения можно представить себе, как гости купцов Брусницыных, входя в парадную дверь, поднимались по ослепительно сверкающей беломраморной лестнице и видели в окно над камином цветущий рай оранжереи, а над головой — пышный лепной орнамент.
Вернемся теперь в Белый зал и пройдем далее по анфиладе в хорошо отапливаемую и освещаемую гостиную. В эту комнату ведет правая дверь в западной стене Белого зала (дверь слева заделана и заменена лепным панно, что нарушило анфиладный принцип).
Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии, однако другие гостиные не сохранились, так как были превращены в заводские помещения. К счастью, эта гостиная сохранилась: в советское время она служила кабинетом директора завода.
В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой.
Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.
Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.
В помещении сохранилась подлинная люстра.
Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Это большая редкость для петербургских дворцов.
Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.
Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания. Из этих окон видна вся Кожевенная линия. В комнате также сохранились цельные рамы и мраморные подоконники.
Далее проходим в зимний сад, который мы уже неоднократно видели из окон разных комнат особняка. В зимнем саду (оранжерее) когда-то росли пальмы и редкие виды других экзотических растений. Помещение, в отличие от нынешнего времени, отапливалось, здесь был создан подходящий климат для произрастания тропических растений. Как уже было сказано, после революции всё это зеленое богатство было передано в Ботанический сад.
В зимнем саду сохранились двойные металлические рамы. Во время войны стекла оранжереи были для маскировки полностью закрашены черной краской, и следы этой краски можно видеть и поныне. В советское время в помещении располагалась химическая лаборатория завода им. А.Н Радищева, и стояли столы для анализов. Стеклянный потолок оранжереи в 1993 был покрыт металлом, а под ним натянули брезент от протечек.
В заключение можно осмотреть бильярдную (красный кабинет), куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца). Увы, освещение в этой комнате не работает, так что трудно что-либо рассмотреть. В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать ее над столом. Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью (второе фото с сайта [12]).
Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из оранжереи.
Экскурсии в особняк Брусницыных: как и когда можно посетить особняк
Экскурсии по особняку Брусницыных пока что еще проводятся. Их организуют некоторые петербургские туристические фирмы, в первую очередь фирма «Интересные экскурсии по Петербургу» и экскурсионное бюро «Прогулки по Петербургу». Эти авторские экскурсии проводит гид Наталья Павловна Озеркова.
Во время этих экскурсии можно увидеть как прилегающие к особняку исторические здания (бывший Дом призрения Брусницыных (ныне Морская академия), производственные корпуса завода Брусницыных, общежития для рабочих), так и интерьеры самого особняка. Гид расскажет об истории дома и судьбе купцов Брусницыных, покажет прекрасные залы с подлинными каминами, люстрами, лепниной и другими деталям отделки конца XIX века. Фотографировать в особняке Брусницыных разрешается.
ВНИМАНИЕ. С сентября 2016 года попасть в особняк Брусницыных можно также в рамках экскурсий проекта «Открытый город». Посещение бесплатное! Необходима регистрация и предварительная запись на сайте или по телефону. Записаться на экскурсию можно на сайте открытыйгород.рф. Запись также доступна по тел. 8 (800) 333-76-62 или +7 (812) 426-96-90. Количество мест ограниченно. Если вы не успели записаться, а свободных мест уже нет, не отчаивайтесь: экскурсии еще будут. Следите за расписанием!
Где находится особняк Брусницыных
Особняк Брусницыных находится по адресу Санкт-Петербург, Кожевенная линия, д. 27 (угол Косой линии). Ближайшие станции метро — «Василеостровская» и «Приморская». Посмотреть местоположение дома на карте Питера можно тут.
Купцы Брусницыны и промышленный район Чекуши на Васильевском острове
Брусницыны — династия кожевенных промышленников и предпринимателей, магнатов, которые обосновались в Санкт-Петербурге в середине XIX века, построив завод и ряд других зданий. До недавнего времени бывшее предприятие Брусницыных называлось кожевенным заводом им. А. Н. Радищева. Главное здание завода сохранилось, а напротив него, на углу Кожевенной и Косой линий, купцы Брусницыны построили себе особняк.
Земля от Кожевенной линии до Детской улицы и почти до Большого проспекта вся принадлежала Брусницыным. Тут располагался парк, разнообразные служебные постройки, а также построенное в конце XIX века по проекту архитектора П. Ю. Сюзора здание богадельни (Дом призрения Брусницыных) (Косая линия, 15А) (1895-1896 гг.). При освящении богадельни в декабре 1897 года присутствовали принц А.П. Ольденбургский и Иоанн Кронштадтский. Вскоре заведение посетил Николай II, выразивший благодарность Брусницыным, передавшим Дом призрения в распоряжение города. На строительство и содержание Дома братья Брусницыны пожертвовали крупную сумму, 1,5 млн рублей. В богадельню принимались сироты, а также одинокие пожилые люди. Были организованы школа, больница, учебные мастерские. Это было образцовое по тем временам заведение. Дети в приюте содержались до 14 лет, а затем переходили работать на завод Брусницыных. Перед революцией в приюте Брусницыных на полном содержании находилось более 100 детей и более 50 стариков.
Дом призрения Брусницыных — добротное кирпичное сооружение, в центре которой некогда находилась церковь Святого Николая Чудотворца, увенчанная куполами (не сохранились), — сегодня служит Морской академией им. адмирала С. О. Макарова. Резной дубовый иконостас из домовой церкви сейчас находится в храме иконы Казанской Божией Матери в Вырице (источник фото [14]).
Сама постройка архитектора П. Ю. Сюзора — автора знаменитого Дома компании «Зингер» на Невском проспекте — сохранилась неплохо (если не считать утраченных куполов). Она представляет собой живописное краснокирпичное здание с декоративными машикулями и ступенчатым щипцом по центру. В саду Дома призрения когда-то находились часовня и семейная усыпальница Брусницыных.
Глухой промышленный район на окраине Петербурга, в котором разместились завод и особняк Брусницыных, носит старинное название Чекуши. Эта юго-западная оконечность Васильевского острова ограничена Большим проспектом, 25-й линией и набережной Невы (Кожевенной линией). В XVIII веке здесь, на удаленной от центра города территории находились не только кожевенные мастерские, но и многочисленные склады, где хранилась, в частности, мука. От сырости мука в амбарах твердела и слипалась, поэтому чтобы продавать товар в надлежащем виде, муку приходилось расколачивать специальными молоточками (деревянными колотушками) под названием «чекуши». Стук чекуш стоял в этих местах постоянно, отсюда и историческое название данной местности.
Помимо прочих производств (таких как винокурня, ситценабивная и галантерейная фабрика) в районе Чекуши, несомненно, по количеству предприятий лидировало именно кожевенное производство. Именно с этим фактом, как несложно догадаться, связано название Кожевенной линии, вдоль которой располагались заводы. В воспоминаниях современника читаем: «В Чекушах сосредоточено до 10 кожевенных заводов. Заводския трубы торчат там и сям над неуклюжими каменными зданиями. На этих заводах обрабатывают всю кожу с крупнаго убойнаго скота, который убивается в Петербурге. Выделывают подошвенный товар, так называемое “мостовье”». И далее: «В Чекушах находится самый огромный кожевенный завод в России, г. Брусницына. После пожара, он отстроен заново, со всеми новейшими приспособлениями по кожевенному производству. На заводе г. Брусницына выделывается в 1 год 80,000 кож от черкасских быков и 30,000 кож от американских быков» [4].
Расположение на взморье облегчало кожевенным и другим предприятиям решение различных технологических и транспортных задач. К тому же, здесь, в отдалении от жилых кварталов, тяжелый запах обработки кожи не слишком мешал, тогда как в более населенных частях Петербурга размещение подобных нездоровых производств было запрещено. Как вспоминает современник, «Кожевенное производство — очень грязная работа. В Чекушах — постоянное зловоние... <...> Где бы вы ни были в Чекушах, по какой бы улице вы ни ехали, вас повсюду преследует запах дубленой кожи, вместе с запахом ивовой коры… Мало того, вам кажется, что вы сами, и ваша одежда так пропитались запахом дубленой кожи, что вы долго не забудете о Чекушах» [4]. (Ивовая кора упоминается здесь потому, что в чаны с ее отваром погружали кожи для дубления).
В середине XIX века одну из находившихся в Чекушах кожевенных мастерских приобрел крестьянин Николай Мокеевич Брусницын, приехавший из Тверской губернии. Мастерская поначалу была небольшой (работало в ней всего 10 человек) и занималась дублением кожи. Вскоре у неграмотного, но предприимчивого крестьянина дела пошли на лад: он стал купцом, у него образовалась большая многодетная семья, а мастерская расширилась, превратившись в большую фабрику. Н. М. Брусницын скончался в 1870-е годы и похоронен на Смоленском кладбище. Семья и друзья Н.М. Брусницына, фотография 1870 года (предположительно в этот день отмечалось 70-летие купца) (источник фото [11]):
Семья у купца была большая: три сына и пять дочерей. Все дочери вышла замуж за купцов из известных в Петербурге фамилий, а сыновья получили образование и тоже стали купцами, продолжив дело Николая Мокеевича. Братья Брусницыны — Николай, Александр и Георгий — создали товарищество кожевенного завода «Брусницын Н. М. с сыновьями». Группа членов товарищества, родственников и знакомых Н.М. Брусницына в интерьерах особняка (в Белом зале); фотограф К. Булла (источник [8]):
Датой основания кожевенного завода Брусницыных считается 1847 год: именно в этом году на двух обширных участках с обеих сторон Кожевенной линии, принадлежавших Н. М. Брусницыну, была основана фабрика. Вскоре был построен главный производственный корпус (Кожевенная линия, 28-30) по проекту А.С. Андреева (1852), расширенный впоследствии Е. Е. Аникиным (1863) и затем В. И. Тимофеевым (1892). Здание является образцом «кирпичного стиля» в промышленной архитектуре Петербурга. Фасад оформлен рустованными пилястрами, центральная башня увенчана городчатым карнизом.
Помимо главного производственного корпуса, здесь появился целый конгломерат строений: это были не только промышленные корпуса (заводские флигели, котельная, флигели для выделки и дубления кожи), но и жилые здания: общежития для рабочих, купеческий особняк, вышеупомянутый Дом призрения. С нечетной стороны Кожевенной линии с особняком Брусницыных соседствуют заводские корпуса, построенные в 1869-1871 гг. по проекту архитектора А. Р. Гешвенда в классицистическом стиле, а затем перестроенные А. И. Ковшаровым в духе сдержанной эклектики. Чтобы упростить сообщение между разными частями завода, расположенными по разные стороны Кожевенной линии, над улицей сооружены обшитые деревом крытые переходы из одного здания в другое. Эти своеобразные мостики можно увидеть и сегодня.
Фабрика Брусницыных была крупнейшим из кожевенных производств Петербурга царской эпохи и одним из самых передовых в Европе предприятий по производству кожи. Завод вырабатывал жесткие кожи (подошвенные, шорно-седельные, для ремней и конской сбруи и др.). Предприятие было оснащено по последнему слову техники. Один из братьев, Александр, регулярно ездил за рубеж, закупал современное иностранное оборудование, внедрял современные технологии. Перед революцией на заводе работало 600 человек. В Петербурге у Брусницыных было несколько магазинов, где продавались сумочки, ремни, сандалии и высококачественные мелкие изделия из кожи.
О широких купеческих нравах Брусницыных свидетельствует интересная история, рассказанная в книге капитана Д.А. Лухманова (1867-1946) «Соленый ветер». Однажды Александр Николаевич Брусницын отбил яхту у шведского наследного принца. Эта красивая, как породистая лошадь, белоснежная яхта, называвшаяся «Астарта», пленила фабриканта с первого взгляда, и он, будучи в Стокгольме, ее перекупил. «Принц решил, что сто тысяч крон на земле не валяются, и милостиво разрешил продать русскому самодуру яхту». Характерно, что яхта была куплена Брусницыным исключительно «для форса»: купцы на ней не путешествовали, поскольку страдали морской болезнью. В 1920-х годах красавицу яхту благополучно потопили советские курсанты [8].
Надо сказать, что братья Брусницыны были не только предпринимателями, но и филантропами и общественными деятелями. Благотворительность вообще была характерной чертой петербургского предпринимательства. Александр Николаевич и Николай Николаевич Брусницыны были гласными (депутатами) Городской думы, участниками Комитета Санкт-Петербургского Попечительства о народной трезвости. Они организовывали столовые, читальни и спектакли для мастеровых, а также приюты, ясли и убежища для подростков. В 90-х годах XIX века, по случаю 50-летия своего предприятия, эти богатые купцы построили ту самую богадельню на Косой линии — Дом призрения для малолетних детей-сирот и назвали ее в память о своих родителях, Николае и Елене Брусницыных. Они же построили интересующий нас особняк на углу Кожевенной и Косой линии (точнее, перестроили старый дом, принадлежавший их отцу).
После революции 1917 года Николай и Александр Брусницыны с семьями уехали во Францию, а третий брат, Георгий, остался в Петрограде. Его домработница вспоминала, как поселилась в коммунальной квартире вместе с Георгием и его женой. Георгий Брусницын умер в 1934 году.
Кожевенный завод Брусницыных работал и после революции, вплоть до 1990-х годов, причем на качественном дореволюционном оборудовании, приобретенном еще Брусницыными. После революции кожевенный завод был национализирован и получил имя А. Н. Радищева. В 1965 году на его основе вместе с соседним Владимирским заводом (Кожевенная линия, 29 и 32) образовалось Кожевенное производственное объединение имени А. Н. Радищева. В объединение вошел соседствующий с главным заводским зданием Брусницыных старинный производственный корпус с тремя колонными портиками и полуциркульными окнами, возведенный еще в 1810-х годах архитектором В. И. Беретти для винного завода купца Перетца, а затем надстроенный третьим этажом для Владимирского кожевенного завода (Кожевенная линия, 32).
Сегодня здесь царит разруха и — особый колорит петербургской заводской окраины.
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район. Под ред. Кирикова Б.М. — СПб.: Изд. дом «Коло», 2006.
2. И. В. Цевелева. Cтарейший промышленный район Петербурга – Чекуши на Васильевском острове.
3. Маршрут: Чекуши. Путеводитель Афиши.
4. Фрагменты из книги А.А.Бахтиарова “Пролетариат и уличные типы Петербурга. Бытовые очерки”, 1895 год
5. Наталья Шкуренок. Разруха федерального значения (о разрушающемся особняке Брусницыных). Журнал Итоги, №44 / 855 (29.10.12)
6. Об истории кожевенного завода имени А. Радищева
7. Особняк Брусницыных, фотографии и описание на архитектурном сайте citywalls
8. Миллионеры Брусницыны и их особняк. Достопримечательности Васильевского острова
9. Кожевенный завод Брусницына
10. Интерьеры особняка Брусницыных. Экскурсия
11. Особняк Брусницыных на Васильевском острове – смесь истории и мистики
12. Фотографии особняка Брусницыных
13. Особняк Брусницыных, неожиданное открытие
14. Фотографии иконостаса Казанской церкви в Вырице Гатчинского района Ленинградской области
15. Особняк братьев Брусницыных нуждается в реставрации. Репортаж телеканала «Санкт-Петербург»
27 февраля 2013 в 14:38
Добавила ваш блог в закладки ;) Очень понравился подход к описанию особняков.
27 февраля 2013 в 15:14
Спасибо, Елена, что обратили внимание на наш блог:)!
2 мая 2013 в 18:07
В 90-е годы работала на кожевенном заводе им. Радищева.Никто тогда не задумывался о происхождении завода,а что это историческая ценность и подавно.Завод развалили,помещения мелькали в сериалах(особенно центральная лаборатория). Хорошо, если действительно проводятся экскурсии. Хочется, чтобы история сохранилась не на словах, а на деле.
12 мая 2013 в 12:40
Спасибо за отзыв, Александра! Экскурсии экскурсиями, но хорошо бы, чтобы кто-то действительно озаботился сохранением самого особняка.
14 мая 2013 в 17:26
Мы (три человека) хотели бы посетить особняк Брусницыных с экскурсией. Как это можно сделать?
14 мая 2013 в 17:29
Добрый день, Надежда! В заметке выше даны ссылки на сайты питерских фирм, которые организуют экскурсии в особняк Брусницыных. Повторю на всякий случай:http://excurspb.ru/inter/palace/7-brusnitsyn.html (ближайшая экскурсия — 19 Мая)http://vk.com/exsspb (но, насколько я вижу, на ближайшее время у них экскурсий в особняк Брусницыных не намечено; возможно, что-то будет летом)
1)
2)
По этим ссылкам можно записаться на экскурсии онлайн. Кроме того, в первом случае приводится номер телефона, если Вы предпочитаете такой способ общения.
Возможно, есть и другие туристические фирмы, которые проводят такие экскурсии.
6 июня 2013 в 22:17
Спасибо огромное за Ваш рассказ. Как же жалко, что это все скорее всего пропадет .
На олимпиады, универсиады, мундиали и разные саммиты у правителей деньги есть, а на сохранение собственной истории — нет.
От Охтинской башни , насколько я знаю, Петербург все-таки отбилася, но теперь вроде бы что-то собираются строить в Лахте.
Эту бы энергию — да на сохранение того, что уже(еще) существует.
7 июня 2013 в 9:23
Согласна с Вами, Наталья:(.
27 октября 2013 в 16:56
Этот блог приятная находка!Спасибо.
8 ноября 2013 в 20:34
Супер онлайн экскурсия!Жаль раньше не знал об особняке,иначе обязательно приехали бы семьёй посмотреть,когда были в Питере.Как жаль,что у правительства нет денег на реставрацию.
9 ноября 2013 в 17:57
Большое спасибо за очень интересный, изобилующий историческими фактами и подробными фотографиями репортаж. Я узнала об особняке купцов Брусницыных из выпуска от 08 ноября «От зеркала не убежать» программы А.Лысенкова «Истина где-то рядом». Там как раз рассказывается о семейных трагедиях,связанных с мистическим зеркалом Дракулы. Я очень удивлена и поражена, что особняк прошел через все исторические катаклизмы и донес до нашего времени свое лицо, красоту и благородство. В каждой детали интерьера чувствуется, с какой любовью и вкусом эта семья создавала свое «родовое гнездо». И как мне искренне жаль, что эти люди, вложившие результаты своего труда и ума в свой дом-дворец, гордившиеся своим шедевром, рассчитывавшие жить и наслаждаться этой красотой долгие годы, а доживали свой век кто где, спасаясь от последствий революции. Эта история напомнила мне другую — про имение графа Храповицкого под г.Муромцем Владимирской области. Человек создал из своего имения второй Версаль с каскадами фонтанов и прудами, а после революции отдал «добровольно» все свое хозяйство и остался там работать агрономом. Желаю всем живым еще историческим домам и имениям найти настоящих хозяев, с тонким вкусом и большими финансовыми возможностями для восстановления былого величия.
С уважением, Анна Шипилова, г.Химки
10 ноября 2013 в 11:31
С огромным удовольствием посетил Вашу экскурсию онлайн . Жаль одного , что особняк сильно болен, а почему бы не обратиться к телевидению и собрать средства на лечение( реставрацию) особняка. С миру по нитке голому рубаха. Еще раз огромное спасибо, хотелось бы увидеть особняк в его первозданной красоте
18 ноября 2013 в 9:20
Я тоже узнал из программы А.Лысенкова. Очень понравился особняк. Я когда-то учился на Васильевском острове в Военной Академии на набережной адмирала Макарова,а вот об этом особняке и не знал до сих пор. Спасибо всем. Буду в Питере обязательно постараюсь побывать.
21 июля 2014 в 23:32
Спасибо вам огромное за такую интересную виртуальную экскурсию и столь подробный рассказ. А вот мне еще бы хотелось узнать про дальнейшую судьбу семей братьев. Где сейчас могут жить их потомки? Так как я тоже являюсь счастливой обладательницей этой фамилии, то хотелось бы узнать свое причастие к ней. Вдруг это мои предки?! Подскажите, пожалуйста, где можно узнать про это?
Спасибо. Юлия Владимировна Брусницына.
27 июля 2014 в 17:25
Юлия, добрый день! Единственное, что мне известно о дальнейшей судьбе Брусницыных, приводится в тексте статьи:
«После революции 1917 года Николай и Александр Брусницыны с семьями уехали во Францию, а третий брат, Георгий, остался в Петрограде. Его домработница вспоминала, как поселилась в коммунальной квартире вместе с Георгием и его женой. Георгий Брусницын умер в 1934 году.»
Чтобы узнать наличие родства с этим семейством, придется работать в архивах или обратиться в какой-нибудь центр генеалогических исследований. Существует и несколько интернет-ресурсов (типаhttp://forum.vgd.ru/ , http://www.vgd.ru/generes.htm ), куда также можно обратиться за помощью. В любом случае выяснение своей родословной — весьма непростая и трудоемкая работа.
29 октября 2014 в 12:07
Добрый день! Спасибо огромное за шикарную статью с фотографиями — читала и сердце кровью обливается! Наши власти топчут ногами наши историю — как можно бросать дома с такой историей и с такими великолепными интерьерами — как раньше строили — на века!!!!! Читала комментарии выше и на самом деле надо обратиться к людям — многие откликнуться на помощь — восстановить этот чудесный дом! И конечно же очень хочется туда попасть — планируем приехать в Петербург в сентябре сл.года
29 октября 2014 в 12:13
Ольга, большое спасибо, за комментарий. Да, особняк потрясающий, и печально, что он брошен на произвол судьбы. Кто знает, может, что-то и изменится. Не знаю, будут ли проводить экскурсии в следующем году. Советую ближе к приезду в Питер проверить это по разным сайтам местных турагентств (например,http://www.mishanita.ru/2012/12/22/18136/#tours ).
25 ноября 2014 в 19:02
Классный особняк с точки зрения культуры и архитектуры я строитель и понимаю в этом!
25 января 2015 в 13:25
Добрый день! Спасибо за интересный рассказ. Я думал, что Брусницыны есть только на Урале. Наше село называется Бруснятское и пятьдесят процентов жителей носят фамилию Брусницыны. Если можете как-то объяснить это сходство, пожалуйста напишите. С уважением Юрий Брусницын.
25 января 2015 в 22:31
Юрий, спасибо за внимание к нашему сайту, но по поводу фамилии Вам лучше обратиться к специалисту-лингвисту.
1 марта 2015 в 21:25
Подскажите, как можно попасть в особняк? Время работы?
И можно ли делать фотосьемку?
1 марта 2015 в 21:31
Мария, вся известная нам информация о посещении особняка есть тут:http://www.mishanita.ru/2012/12/22/18136/#tours
В бюро «Прогулки по Петербургу» ближайшие экскурсии состоятся 7 марта в 14:00 и 22 марта в 12:00.
25 ноября 2015 в 2:45
анализ легендыhttp://wanderer-city.blogspot.ru/2015/11/blog-post.html
12 сентября 2016 в 17:09
С сентября 2016 года посетить особняк Брусницыных можно еще в рамках проекта «Открытый город».
Это бесплатно!
Необходима регистрация и предварительная запись на сайте или по телефону. Записаться на экскурсию можно на сайте http://открытыйгород.рф/.
Запись также доступна по тел. 8 (800) 333-76-62 или +7 (812) 426-96-90.
Если вы не успели записаться, а свободных мест уже нет, не отчаивайтесь: экскурсии еще будут. Следите за расписанием!
14 ноября 2016 в 1:50
Очень интересная статья,самое печальное осознавать, то что в Петербурге достаточно много таких мест, которые попросту разваливаются…..Да и вообще, сколько много их раньше было, но революция внесла свои поправки..
Кстати для меня было очень интересно узнать, то что один из главных учебных городков моего ВУЗа находиться в старом здании богодельни, правда внутри сейчас, кроме величественных сводов потолков, ничего о той эпохе не напоминает..
18 января 2017 в 20:13
Жаль но телефон не работает, хотела узнать по поводу экскурсии :((
Заразилась по вашему рассказу !
18 января 2017 в 20:15
С бесплатными экскурсиями сейчас напряженно.http://excurspb.ru/inter/palace/7-brusnitsyn.html )
Проще обратиться в бюро (например:
13 мая 2020 в 7:01
Ну очень здорово написано!
Легко, интересно, не перегружено.
Кстати, работаю на Косой,15а, поэтому и заинтересовалась.
С интересом буду читать ваш блог.
Спасибо.