Голландское искусство XIX-XX вв. в выставочном центре Koningin Fabiolazaal в Антверпене

Рубрики: в Бельгии,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 27 марта 2012, в 9:27

Время: с 28 января по 19 августа 2012 года (часы работы: со вторника по пятницу и по воскресеньям с 10:00 до 17:00; по субботам с 10:00 до 18:00; понедельник выходной; выставка закрыта 17 мая)

Место: Антверпен, Бельгия; Выставочный центр королевы Фабиолы (Koningin Fabiolazaal); адрес: Jezusstraat, 28

Событие: Выставка «Модернисты. Искусство Нидерландов XIX-XX веков» (The MODERNS. Art from the Netherlands)

Выставка в центре Koningin Fabiolazaal, Антверпен, Бельгия

Стоимость входного билета: 4 евро; для посетителей младше 19 лет бесплатно; для молодежи в возрасте от 19 до 25 лет билеты стоят 1 евро.

В период реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене (KMSKA) различные фрагменты его коллекции можно увидеть в других бельгийских музеях. В частности, обширное собрание искусства XIX-XX вв. будет с 28 января по 19 августа 2012 года демонстрироваться в выставочном центре Koningin Fabiolazaal (KFZ).

Выставка в центре Koningin Fabiolazaal, Антверпен, Бельгия

Хотя основная коллекция антверпенского Музея изящных искусств состоит главным образом из произведений южноголландского и бельгийского искусства, музей владеет и рядом значимых работ зарубежных живописцев. Среди последних наиболее хорошо представлено именно голландское искусство, причем в собрании музея — не только шедевры XVII века таких старых мастеров, как Франс Халс и Рембрандт, но и свыше двухсот работ художников XIX-XX вв.

Выставка в центре Koningin Fabiolazaal, Антверпен, Бельгия

На выставке можно увидеть творения таких нидерландских художников, как Лоуренс Альма-Тадема, Георг Хендрик Брейтнер, Винсент Ван Гог, Кеес ван Донген, Пейке Кох, Карел Виллинк и Карел Аппел. Это уже вторая выставка из серии из серии «Современное искусство Нидерландов», проходящая в Koningin Fabiolazaal. Первая закончилась 8 января 2012 года.

Ян Слёйтерс, «Натюрморт с цветами»

На новой выставке представлено более 50 экспонатов, среди которых картины, акварели и рисунки из фондов антверпенского Музея изящных искусств. В совокупности они рассказывают историю современного искусства Нидерландов с середины XIX века до наших дней и свидетельствуют о высоком уровне и богатстве голландской культуры этого периода. Кроме того, выставка рисует картину художественных связей между Нидерландами и Бельгией и объясняет историю возникновения коллекции современного голландского искусства в антверпенском Музее изящных искусств.

Карел Виллинк, «Пейзаж с опрокинутой статуей»

Практически все художники, работы которых представлены на выставке, родились в Нидерландах, однако многие из них временно или навсегда покинули родную страну в поисках лучших условий для реализации своего таланта, качественного художественного образования и плодотворного климата. Так, начиная с середины XIX века, довольно много голландских мастеров эмигрировало в Бельгию. Антверпен, с его всемирно известной Академией художеств и богатой живописной традицией, привлекал многих голландских художников, в том числе Лоуренса Альма-Тадему и Винсента Ван Гога.

Схожую роль играл и Брюссель с его бурной художественной жизнью и богатыми возможностями для демонстрации и продажи работ. Сюда подались, например, Виллем Рулофс, Хендрик Виллем Месдах (Месдаг), Ян Тороп. Такие голландские художники, как Якоб Смитс, Виллем Парелс, Анн-Пьер де Кат, Брам Богарт осели в Бельгии на всю жизнь и составили часть истории искусств этой страны. А Кеес ван Донген в 1897 году перебрался еще южнее: переехал в Париж, где познакомился с Матиссом и Пикассо и стал выдающимся представителем фовизма.

Кеес ван Донген, портрет бейрутского митрополита

В 1937 году антверпенский Музей изящных искусств стал обладателем портрета бейрутского митрополита кисти ван Донгена — очень необычной для его творчества работы.

Портреты и автопортреты художников

В музейной коллекции современного голландского искусства особенно много автопортретов и портретов коллег художников.

Антон ван Веле, портрет скульптора Йосюэ Дюпона

Особый интерес представляет реалистично точный портрет, выполненный Антоном ван Веле (Antoon van Welie) и изображающий его друга бельгийского скульптора-анималиста Йосюэ Дюпона (Josuë Dupon).

Образы голландской природы, городской и сельской жизни

В XIX веке на нидерландских художников продолжало оказывать влияние искусство голландского Золотого века. Они черпали вдохновение не только в стиле старых мастеров, но и в сюжетах: сельских пейзажах, жанровых сценах, городских видах. Например, нидерландский пейзажист XVII века Якоб ван Рёйсдал стал образцом для Баренда Корнелиса Куккука, который в поисках романтических живописных пейзажей поселился в 1834 году в немецком нижнеерейнском городе Клеве. Корнелис Спрингер и Иохан Вейсенбрух, в свою очередь, отдавали предпочтение городским пейзажам. Получили известность их тщательно выписанные городские сцены с мостами и каналами, часто освещенные ярким солнцем, как на работах старых мастеров XVII века.

Иохан Вейсенбрух, Замок в Голландии

Во второй половине XIX века в Нидерландах сформировалась гаагская школа живописи: в нее вошли голландские художники, испытавшие влияние барбизонской школы во Франции и много работавшие на пленэре для создания реалистичных пейзажей. Гаагская школа заложила основы для развития импрессионизма в голландском искусстве. Представители этого направления первоначально отдавали предпочтение сероватым тонам, но затем перешли к более яркой, светлой палитре и стали свободными мазками изображать природу и сельскую жизнь: скот на лугах, травянистые пустоши... 

Йозеф Израэлс, Ида, юная рыбачка

А, например, Йозеф Израэлс черпал вдохновение в рыбацкой жизни и изображал в основном быт и семейную жизнь моряков. Одной из его наиболее известных ранних работ является картина «Ида, юная рыбачка, на пороге дома». Картина Яна Хендрика Лейтена (Jan Hendrik Luyten) «Дети моря» обнаруживает явное влияние Израэлса.

Ян Хендрик Лейтен, Дети моря

Морские сюжеты были также излюбленной темой Хендрика Виллема Месдаха — выдающегося мариниста, представителя гаагской школы.

Нидерланды и Бельгия: художественные связи

Многие картины на выставке рассказывают о связи Нидерландов с Бельгией. Например, Лоуренс Альма-Тадема учился в антверпенской Академии художеств, затем переехал в Брюссель, а после и в Лондон, где приобрел огромную славу. Однако об Антверпене художник не забывал. В частности, он создал довольно смелую композицию «Вишни» для банкетного зала антверпенского Художественного кружка. Его друг Ян Антон Нейхус (Jan Antoon Neuhuys) также учился в Антверпене. Ян Нейхус поначалу интересовался историческим жанром живописи, но затем увлекся рисованием интерьеров крестьянских жилищ. Под его влиянием Якоб Смит решил и сам в 1888 году переехать в бельгийскую область Кампин. В отдаленной деревушке этой области он пишет сцены скромной крестьянской жизни в своем характерном стиле.

Лоуренс Альма-Тадема, «Вишни»

Голландская художница Генриетта Роннер-Книп (Henriëtte Ronner-Knip) в 1850 году после свадьбы с Фейко Роннером переезжает в Брюссель. Здесь пара окунается в активную культурную жизнь бельгийской столицы. Примерно с 1870 года Роннер-Книп стала рисовать практически исключительно кошек и в итоге стала самым крупным нидерландским мастером-анималистом в «кошачьей» области. На ее картине «Непоседы» мы видим игривых котят, которые под зорким присмотром мамаши изучают неведомый для них мир комода. Ниже приводится фрагмент этой картины.

Генриетта Роннер-Книп, «Непоседы»

На рубеже XIX-XX веков Брюссель был крупным художественным центром, где уже начали укореняться модернистские течения. Юный Виллем Парелс (Willen Paerels) сначала экспериментировал в области импрессионизма, а затем заинтересовался кубизмом.

Виллем Парелс, «Женщина в синем»

О влиянии кубизма свидетельствует, например, написанная в 1921 году картина «Женщина в синем» из собрания Королевского музея изящных искусств в Антверпене.

Акварели из собрания Генри Химанса

В собрании акварелей, подаренном музею в 1912 году вдовой профессора истории искусств Генри Химанса (Henri Hymans) 72 работы относятся к произведениям Королевского бельгийского общества акварелистов, причем многие из них выполнены жившими в Брюсселе голландскими художниками. Среди них — пейзажист Виллем Рулофс, который переехал в бельгийскую столицу в 1847 году и провел здесь следующие 40 лет своей жизни.

Виллем Рулофс, «Голландский пейзаж»

Несмотря на прописку в Бельгии, он оставался, в сущности, именно голландским художником, специализируясь на живописных пейзажах польдеров с ветряными мельницами и деревенскими домами. Виллем Рулофс обычно считается предшественником вышеупомянутой гаагской школы.

Лоуренс Альма-Тадема, «Вакх и Силен»

В этом же альбоме акварелей можно увидеть яркую работу Лоуренса Альма-Тадемы в римском духе, изображающую двух весёлых хмельных друзей: Вакха и Силена.

Первые голландские модернисты

Некоторые картины на выставке позволяют познакомиться с голландским искусством конца XIX – начала XX века. Винсент Ван Гог и Виллем Витсен в своем творчестве часто обращались в теме сборки картофеля, популярной среди живописцев гаагской школы. Эти картины выполнены маслом, быстрыми, широкими мазками в духе импрессионизма.

Винсент Ван Гог, «Крестьянка, собирающая картофель»Виллем Витсен, «Сборщики картофеля»

Этот новый стиль живописи затем подхватили молодые прогрессивные голландские художники: Георг Хендрик Брейтнер, Исаак Израэльс и др. С помощью динамичных, зримых мазков по холсту они создавали импрессионистские образы бурной амстердамской жизни. А в уединении своей мастерской Брейтнер создавал картины в жанре ню, примером которого является представленное на выставке полотно «Стоящая обнаженная».

Георг Хендрик Брейтнер, «Стоящая обнаженная»

В 1920-х годах на художественной сцене всё больше доминировали абстракция и экспрессионизм, но в то же время ряд голландских художников обратились в сторону реализма. Их творчество отличается отстраненной объективностью, сочетая ремесленную традицию с современной атмосферой. Характерными особенностями магического реализма являются реалистичные изображения повседневных явлений и одновременно — ощущение нереальности, элемент надвигающейся угрозы.

Пейке Кох, «Час U III»

С 1971 года Музею изящных искусств в Антверпене принадлежат значительные работы трех крупных голландских представителей магического реализма: Пейке Коха, Карела Виллинка и Рауля Хенкеса (Raoul Hynckes).

Эксперименты послевоенного времени

После Второй мировой войны возникает авангардистское движение CoBrA, ознаменовавшее поворот европейского искусства к эксперименту. Для творчества этой группы характерно свободное, спонтанное выражение. Эти художники писали картины, как дети, не продумывая предварительного плана, полностью отдаваясь воображению. Карел Аппел, например, изображал ярких фантастических животных и создавал «детские» образы. В 2008 году музей стал обладателем нескольких произведений новейшего голландского искусства, в том числе двух картин Ко Вестерика (Co Westerik).

Ко Вестерик, «Переменчивое время»

 ♦♦♦♦♦♦♦

Выставочный центр Koningin Fabiolazaal назван в честь королевы Фабиолы (супруги короля Бельгии Бодуэна I) и является одним из самых известных и популярных в Антверпене. Он находится в исторической части Антверпена, по адресу Jezusstraat, 28. До музея можно легко дойти от центрального железнодорожного вокзала Антверпена или главной торговой улицы Meir, которая ведет от вокзала к кафедральному собору Антверпенской Богоматери. Ниже показано местоположение музея на карте Антверпена:

Выставочный центр Koningin Fabiolazaal, Антверпен, Бельгия

 ♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Информация о выставке на официальном сайте Музея изящных искусств Антверпена

2. Туристический портал Антверпена: культурные события в Антверпене

3. Репродукции представленных на выставке картин

4. Картины Карела Виллинка

5. Нидерландское искусство: Антон ван Веле

6. Репродукции картин Йозефа Израэлса

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)