Достопримечательности Селесты: Гуманистическая библиотека

Если вы решили по нашему примеру совершить самостоятельную поездку по Эльзасу, имейте в виду, что на полпути между Кольмаром и Страсбургом, в самом центре Эльзаса, прячется небольшой, но очаровательный город Селеста. В этом городе вы найдете множество прекрасных зданий и прочих достопримечательностей, среди которых особое место занимает гуманистическая библиотека — настоящий клад для эрудитов и просто любопытствующих. (Основную информацию о городе Селеста, его географическом положении и достопримечательностях можно найти в статье «Селеста, город гуманистов и родина новогодней ёлки», а самостоятельная прогулка по городу описана тут).

Гуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, Франция

Гуманистическая библиотека, или библиотека гуманистов (Bibliothèque humaniste) является одной из важнейших достопримечательностей города Селеста (Шлеттштадт) и ценнейшим культурным достоянием всего Эльзаса. Недаром говорят, что Эльзас обладает тремя величайшими сокровищами: Кафедральным собором в Страсбурге, Изенгеймским алтарем в Кольмаре и гуманистической библиотекой в Селесте.

С 1889 года эта знаменитая библиотека, одна из самых известных исторических библиотек Европы, занимает здание бывшей зерновой биржи, построенное в 1843-1845 гг. в центре Старого города, в двух шагах от романской церкви Св. Фе, готической церкви Св. Георгия и ренессансной резиденции аббатов Эберсмюнстера. В библиотеке хранится огромная коллекция старых книг, привлекающая в Селесту исследователей со всех концов света.

Гуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, Франция

Побывав в выставочных залах библиотеки, можно получить представление об истории книги и книгопечатания и увидеть редкие манускрипты и печатные книги, охватывающие обширный период с VII по XVI век. Даже тем, кто не особенно увлекается чтением, будет интересно окунуться в торжественную, несколько мистическую атмосферу этой библиотеки, вызывающей в памяти образы средневековых скрипториев, о которых так увлекательно пишет Умберто Эко.

История гуманистической библиотеки в Селесте

Первые библиотеки появились в Селесте еще в XIII веке. Особо стоит отметить бенедиктинский монастырь Св. Фе, который в 1299 году владел библиотекой, насчитывавшей 102 тома, включая знаменитую «Книгу чудес святой Фе Аженской» (Liber miraculorum sanctae fidis) (XI-XII вв.). Другие монашеские ордены также располагали некоторыми манускриптами, часть которых после Французской революции 1789 года вошла в состав гуманистической библиотеки Селесты.

Страница «Книги чудес св. Фе», XI-XII вв

Но, разумеется, главным сокровищем книжного собрания, о котором идет речь, является собственно гуманистическая библиотека, состоящая из двух основных коллекций: основанной в 1452 году библиотеки Латинской школы и частного собрания известного эльзасского гуманиста, друга Эразма Роттердамского Беатуса Ренануса (Beatus Rhenanus) (1485–1547), в свое время учившегося в этой школе.

Библиотека Латинской школы

В 1441 года магистрат Селесты (которая тогда еще называлась Шлеттштадтом) поставил во главе местной Латинской школы немецкого преподавателя и гуманиста Людвига Дрингенберга (Ludwig Dringenberg) (ок. 1410-1477), некогда обучавшегося в Братстве общей жизни в нидерландском Девентере. Данное назначение оказалось крайне удачным решением. Дрингенберг оказался исключительно увлеченным и талантливым педагогом, восприимчивым к новейшим интеллектуальным течениям эпохи. Именно благодаря Дрингенбергу, руководившему школой с 1441 по 1477 год, в Селесте появилась первое в верхнерейнском регионе учебное заведение, где развивалась гуманистическая мысль.

Преподаватель и ученики, иллюстрация 1495 года

Последователи Дрингенберга — Крато (Крафт) Гофман (Kraft Hofman), Иероним Гебвилер (Hieronymus Gebwiler) и Иоганн (Ганс) Сапидус (Johannes Sapidus) (1510-1525) (друг и преданный поклонник Эразма Роттердамского) — не уронили престижа школы, а наоборот, способствовали укреплению ее репутации в Европе. В результате их деятельности в конце XV - начале XVI века Латинская школа Селесты превратилась в важный культурный центр и стала альма-матер для целого поколения эльзасских гуманистов (расцвет школы продолжался до середины XVI века).

Школьная тетрадь Беатуса Ренануса, 1499

В то время это была одна из самых прославленных школ Германской империи, привлекавшая учеников не только из Эльзаса, но и из Швейцарии и Лотарингии. За несколько десятилетий из стен школы вышла целая плеяда крупных ученых, вызывавших восхищение Эразма Роттердамского, который в своей поэме «Похвала Селесте» (Encomium Selestadii/Éloge de Sélestat) (1515) писал: «Тогда как прочие города производят на свет обычных людей, ты порождаешь гениев. Твоя плодовитость обогащает вселенную». В своей элегии Эразм прославляет этот небольшой, но яркий город Германской империи, говоря, что количество выдающихся ученых здесь столь велико, что превышает число воинов, которых способен был вместить Троянский конь.

Поэма Эразма Роттердамского о Селесте

Неотъемлемой частью школы была и ее библиотека, которая — в период, когда книги были большой редкостью и стоили очень дорого — не прекращала расти и пополняться за счет разнообразных пожертвований и подарков. Основу библиотеки заложили три десятка больших манускриптов начала XV века, подаренных школе в 1452 году Иоанном Вестхусом (Jean de Westhus), который был кюре церкви Св. Георгия. Тем самым он основал одну из самых престижных библиотек западного мира. Первоначально эти рукописные книги (в основном сочинения Отцов Церкви) хранились в сводчатой южной боковой капелле приходской церкви Св. Георгия (капелла существовала до XIX века). Книги, написанные на пергаменте и бумаге, были разложены на столах или пюпитрах. Многие из них были привязаны цепью, чтобы предотвратить кражу и вообще чтобы посетители не испытывали соблазна «позаимствовать» ценные книги и унести их домой. Эта библиотека использовалась не только преподавателями и учениками школы, но и священниками и местными эрудитами.

Книга на цепочке

Многими ценными поступлениями библиотека Латинской школы была обязана ученику Людвига Дрингенберга — гуманисту и педагогу, уроженцу Селесты Якобу Вимпфелингу (Jakob Wimpfeling) (1450–1528), который привозил сюда ценные инкунабулы (первопечатные книги) всякий раз, когда навещал родной город. Так, в 1517 году Вимпфелинг подарил школе два манускрипта и шесть инкунабул. Всего он преподнес библиотеке около шестидесяти печатных книг. Кроме того, сам Дрингенберг незадолго до смерти завещал свои книги этой библиотеке. Еще одним жертвователем был местный кюре Мартин Эргерсхейм (Martin Ergersheim), бывший ученик Дрингенберга и Гофмана, который также подарил школе свою богатую частную библиотеку, насчитывавшую свыше сотни томов. В настоящее время от этой библиотеки сохранилось 85 наименований, включая произведения Отцов Церкви и тексты античных классиков, а также ренессансных гуманистов.

Обложка «Грамматики» Якоба Вимпфелинга, 1497

Последним крупным дарителем был уроженец Селесты гуманист Якоб Тауреллус (Jacob Taurellus / Oechsel) (1524-1579), известный нотариус и секретарь германских императоров. Он подарил родному городу множество ценных документов, включая великолепную рукописную латинскую Библию XIII века, написанную на тонком пергаменте, богато иллюстрированную цветными миниатюрами (иллюминациями).

Библия XIII века, подаренная Тауреллусом

Благодаря всем этим щедрым пожертвованиям, сегодня гуманистическая библиотека Селесты может считаться самой древней публичной библиотекой Эльзаса.

Ренессансный гуманизм, его основные центры и представители в Европе

В ту эпоху в Европе сформировалось несколько основных центров ренессансного гуманизма. Возникнув в Италии в середине XIV века, это интеллектуальное движение с XV века распространилось и в других европейских странах: Германии, Франции, Фландрии, Испании и др. Основными представителями гуманизма в Италии были Петрарка, Боккаччо, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Большой вклад в развитие гуманизма внесли такие выдающиеся мыслители и художники, как Рабле, Монтень, Дюрер, Эразм Роттердамский и другие. Особое значение для развития гуманистической мысли, а вместе с ней и распространения идей Реформации имело изобретение книгопечатания в середине XV века Иоганном Гутенбергом.

В противовес христианскому аскетизму и религиозной схоластической философии, сосредоточенной на изучении «божественного», европейские гуманисты эпохи Возрождения ставили в центр мироздания человека, наделенного разумом и бессмертной душой. Их деятельность была направлена в первую очередь на познание человека со всеми его нуждами, на развитие его достоинств и творческих способностей. При этом гуманисты возрождали эстетику античной литературы. Будучи убежденными христианами, они искали свои идеалы в языческой древности, еще не знавшей Христа. В итоге появился особый тип «неолатинской» литературы, которая по своей форме отражала поэтические образцы греко-римской культуры, однако по содержанию носила уже христианский характер.

Гуманизм был в первую очередь культурным (эстетическим, литературным и педагогически) движением; его представители обращались к античным идеалам человека и античным принципам этики. Кроме того, гуманизм представлял собой определенную научную дисциплину — филологию античных языков. Это была попытка изучения, толкования, подражания и распространения античной культуры, направленная на развитие и совершенствование человеческого языка, красноречия. Безупречное знание классической латыни и греческого было обязательным для гуманиста той эпохи. Среди этих «интеллигентов эпохи Возрождения» царил культ прекрасной и чистой речи; высоко ценились хороший почерк и память.

На следующей карте показаны основные центры ренессансного гуманизма в Европе, а также европейские города, где действовали гуманистические школы и сохранились памятники ренессансной архитектуры. Также на карте обозначены основные направления путешествий трех выдающихся европейских гуманистов: Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера и Эразма Роттердамского.

Центры ренессансного гуманизма в Европе

Как видите, эльзасский регион занимал достаточно важное место в европейском гуманизме. В Страсбурге, например, бывали и Дюрер, и Эразм Роттердамский, а Иоганн Гутенберг изобрел здесь свой знаменитый наборный шрифт. Кроме того, важным предшественником гуманизма (и Реформации) в Эльзасе был популярный проповедник Иоганн Гейлер фон Кайзерберг (Johann Geiler von Kaysersberg) (1445-1510), на проповеди которого в Страсбургский собор стекались толпы народа. В своих проповедях он опирался на знаменитую поэму уроженца Страсбурга Себастьяна Бранта (1457-1521) «Корабль дураков» (Narrenschiff, 1494), рисуя сатирическую картину повседневной жизни страсбургского населения.

Проповедник Иоганн Гейлер фон Кайзерберг

Эразм Роттердамский, побывавший в Страсбурге в 1514 году, оставил о городе следующие воспоминания: «Я увидел единоличное правление без деспотии, аристократию без заговорщических группировок, демократию без беспорядков, богатство без роскоши, счастье без высокомерия. Разве можно вообразить что-нибудь лучше этой гармонии? О божественный Платон, если бы ты только мог узнать этот режим; здесь в самом деле оказалось возможным воплотить твое Идеальное государство».

Что касается Селесты, столицы Центрального Эльзаса, то она не отставала от Страсбурга, а в чем-то даже его превосходила. В начале XVI века этот город, называвшийся тогда Шлеттштадтом, считался одним из главных центров гуманизма в Европе. Это был третий по величине город Эльзаса с населением 6 тыс. человек. Славу городу составила, разумеется, Латинская школа, в которой по состоянию на 1515 год насчитывалось около 900 учеников. (Сегодня Селеста является лишь десятым городом Эльзаса; его население составляет около 19 тыс. жителей).

Гуманист Беатус Ренанус

Эльзасский гуманист Беатус Ренанус (Бильд из Рейнау) (Beatus Rhenanus/Beat Bild) (1485–1547) был крупным издателем и писателем гуманистической эпохи, одним из лучших ученых своего времени и близким другом Эразма Роттердамского. Сочинения и переводы этого эльзасского гуманиста были широко известны по всей Европе.

Беатус Ренанус

Уроженец Селесты (Шлеттштадта), Беатус Ренанус был сыном зажиточного мясника (а впоследствии члена городского совета Селесты), который происходил из местечка Ринау (Райнау) в Нижнем Эльзасе (отсюда и фамилия Rhinower, которую его 20-летний сын переделал на латинский манер в Rhenanus). Мальчик получил образование в престижной Латинской школе. Его педагогами были уже упоминавшиеся Крафт Гофман и Иероним Гебвилер. Беатус занимался с большим прилежанием и уже в раннем возрасте начал помогать преподавателям в обучении младших учеников (сохранились воспоминания одного из них, Иоганна Сапидуса, об уроках Беатуса — и о его палке...; впрочем затем они совместно продолжали обучение в Париже, а потом Сапидус даже стал ректором родной Латинской школы в Селесте). Сохранилась школьная тетрадь на 240 листов, которую вел 12-летний Беатус во время обучения в Селесте.

Школьная тетрадь Беатуса Ренануса, 1499

После окончания обучения в Латинской школе Беатус остался в своей альма-матер на три года работать преподавателем, а в мае 1503 года уехал в Париж, продолжать образование в Парижском университете у известного французского гуманиста, теолога, философа, переводчика Жака Лефевра (Jacques Lefèvre d'Étaples) (он же Якоб Фабер Стапуленсис) (Jacob Faber Stapulensis) (ок. 1460-1536), который оказал на него большое влияние.

Якоб Фабер (Жак Лефевр)

Во время обучения в Парижском университете Беатус собирал свои студенческие тетради с пометками, конспекты лекций и прочие подобные тексты, которые сегодня являются ценнейшим документальным свидетельством, позволяющим получить наглядное представление о европейском образовании в ренессансную эпоху. В настоящее время эти материалы хранятся в гуманистической библиотеке Селесты.

Студенческая тетрадь Беатуса Ренануса, 1505Студенческая тетрадь Беатуса Ренануса, 1505

Получив степень бакалавра и продолжая обучение в Парижском университете, Беатус начал работать корректором у французского печатника, эллиниста, филолога и гуманиста Анри Эстьена (Henri II Estienne) (1528-1598). Жалованье позволяло юноше стремительно расширять свою личную библиотеку. Если в школьном возрасте у Беатуса было около полусотни томов (то были книги по грамматике и риторике, а также сочинения гуманистов, купленные в основном на деньги отца, который всячески поощрял ученость), то в 22-летнем возрасте, на момент окончания обучения в Париже, в его коллекции насчитывается уже 253 тома — очень солидное по тем временам собрание, куда входили сочинения Отцов Церкви, работы Аристотеля и других античных классиков.

В 1507 году Беатус Ренанус получает дипломы лиценциата и магистра искусств и возвращается на берега Рейна. Здесь он продолжает заниматься науками, для чего едет из Селесты в Страсбург, а затем в Базель, где изучает греческий у знаменитого Иоганна Коно (Johannes Kuhn/Cono) (ок. 1463-1513), который становится его педагогом и другом. В Страсбурге Беатус работает корректором у печатника Матиаса Шурера (Mathias Schurer) и знакомится с выдающимися эльзасскими гуманистами: Якобом Вимпфелингом, Гейлером фон Кайзербергом, Себастьяном Брантом. В 1508-1509 годах Беатус делает первые шаги на писательском поприще: составляет предисловие к сочинению своего парижского учителя, итальянского гуманиста Фаустуса Андрелинуса (Faustus Andrelinus/Fausto Andrelini) (ок. 1462-1518) и выступает редактором первой книги Эразма Роттердамского «Пословицы» (Adagia). В 1510 году из-под пера Беатуса вышла биографическая книга «Жизнь Гейлера» (Das Leben des Johannes Geiler von Kaysersberg), посвященная недавно скончавшемуся великому проповеднику того времени Гейлеру фон Кайзербергу.

Проповедник Иоганн Гейлер фон Кайзерберг

В Базеле, где Беатус Ренанус живет с 1511 года, он вскоре занимает место редактора в книгопечатне известного издателя Иоганна Фробена (Johann Froben/Johannes Frobenius) (1460-1527), хорошего друга Эразма Роттердамского, публиковавшего многие работы последнего. Издательский дом Иоганна Фробена приобрел славу по всей Европе, а город Базель благодаря его деятельности стал в XVI веке крупнейшим центром книгопечатания и книготорговли. В издательстве Фробена Беатус Ренанус редактировал книги античных авторов (Плиния Старшего, Светония, Сенеки, Веллея Патеркула, Тацита), а также сочинения христианских писателей (Григория Богослова, Тертуллиана) и современных ренессансных авторов (Томаса Мора, Мартина Лютера, Эразма Роттердамского, Якоба Вимпфелинга).

Иоганн Фробен, портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего, 1520–26

В 1514 году в Базеле Беатус лично знакомится с Эразмом Роттердамским и с тех пор поддерживает тесный контакт с этим гуманистом, оказавшим на эльзасского филолога огромное влияние и ставшим его другом. Также Беатус становится страстным сторонником и пропагандистом реформаторских идей Мартина Лютера, Ульриха Цвингли, Мартина Буцера, Иоганна Штурма (первого биографа Беатуса). Что касается Эразма Роттердамского, то в письмах ко многим вдающимся деятелям того времени он неоднократно выражал свое уважение и восхищение талантами Беатуса, которому он доверял настолько, что, уезжая из Базеля, поручил эльзасцу практически все свои издательские и прочие дела, наделив правом действовать от своего лица. Всякий раз когда в издательстве Фробена выходило очередное сочинение Эразма, Беатус брал на себя часть редакторской работы. В общем, он регулярно играл для Эразма роль alter ego.

Эразм Роттердамский, портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего, 1523

В одном из писем Эразм дал настоящий литературный портрет эльзасского гуманиста, назвав его в высшей степени остроумным, жизнерадостным человеком и просто «самым дорогим из всех своих друзей». Известно, что после смерти Эразма, в 1537 году, Беатус даже установил в церкви Св. Георгия витраж в память об этом выдающемся филологе и сатирике. Кроме того, его перу принадлежит самая ранняя из известных биографий Эразма Роттердамского.

В августе 1519 года в Базеле разразилась чума, и Беатус был вынужден на некоторое время уехать в Селесту. Через год он возвращается и продолжает публиковать произведения древнеримских историков, а также сочинения современных гуманистов. В 1520 году Беатус публикует «Римскую историю» Веллея Патеркула, подготовленную на основании манускрипта (ныне утерянного), обнаруженного им в бенедиктинском аббатстве Мюрбах (Murbach) на юге Эльзаса. В 1523 году выходит книга «Церковные истории» (Autores Historiae Ecclesiasticae), и в этом же году за выдающиеся филологические достижения Беатуса в 1523 году император Карл V жалует ему дворянство и герб.

Грамота о даровании дворянского титула Беатусу Ренанусу, 1523, пергамент

Во время крестьянской войны 1525 года, которую Беатус сурово осуждает, он сосредоточивается на науке и работает над новым изданием Плиния Старшего. В конце этого же года он отстраняется от Мартина Буцера и других реформаторов, опасаясь смут и предпочитая умеренность, не желая примыкать ни к одной политической фракции. Впоследствии жизнь в Селесте требовала от него мириться с господствовавшими в городе католическими устоями, хотя ранее он выражал явные симпатии по отношению к реформаторам. В 1526 году Беатус публикует «Естественную историю» Плиния Старшего.

С 1527 года религиозные конфликты в Базеле вынуждают Беатуса с его мирным складом характера вернуться в родной город. Здесь он проведет двадцать последних лет жизни, проявив себя как успешный издатель и крупный историк. В 1530 году Беатус едет в Аугсбург, где, по некоторым сведениям, даже присутствует на заседании рейхстага (Аугсбургском сейме), где было представлено Аугсбургское исповедание; в Аугсбурге он также знакомится с коллекцией произведений искусства семейства Фуггеров и изучает знаменитую римскую карту дорог Tabula Peutingeriana, принадлежавшую аугсбургскому гуманисту Конраду Пейтингеру. В следующем году увидело свет главное историческое сочинение нашего героя: фундаментальный труд «История Германии в трех книгах» (Rerum Germanicarum libri tres).

История Германии, издательство Фробена, 1531

После смерти Эразма Роттердамского Беатус публикует книгу «Жизнь Эразма» и два каталога произведений последнего. Параллельно он продолжает издавать работы античных авторов и христианских богословов. Особым успехом пользуются его издания Тита Ливия, Тацита и Тертуллиана; все они выдерживают несколько переизданий, равно как и популярные «Церковные истории». В первой половине XVI века Беатус Ренанус заслужил репутацию одного из лучших, если не лучшего, филолога Европы в области латинской литературы.

Продолжительная литературная и редакторская карьера позволила Беатусу обогатить свою книжную коллекцию разнообразными парижскими и базельскими изданиями. Помимо книг, в издании которых он сам принимал участие в качестве корректора и филолога (Тертуллиан, Сенека, Плиний Старший, Тит Ливий, Веллей Патеркул и др.), он приобретал и множество других сочинений, а также получал книги в подарок и обменивался ими с друзьями.

После 1540 года Беатус намеревался жениться на некой Анне Браун, вдовой племяннице его научного ассистента. Однако по неизвестным причинам дальше планов и обещаний дело не пошло, и Беатус продолжил жить в отчем доме «У слона» на Соляной улице (Rue du Sel) с ассистентом и одной старой прислугой. Этот набожный холостяк, согласно свидетельствам современников, вел уединенный образ жизни, и всё свое время посвящал ученым занятиям и переписке с просвещенными друзьями.

В 1546 году здоровье Беатуса пошатнулось. Он едет лечиться на воды в Бад-Вильдбад в Шварцвальде, но  чувствует себя настолько плохо, что вскоре решает вернуться домой. Во время обратной дороги гуманист делает остановку в Страсбурге, где и умирает в окружении трех протестантских пасторов. Похоронили Беатуса, согласно его воле, в родном Шлеттштадте, в католической церкви Св. Георгия. В этом храме и сегодня можно увидеть эпитафию Беатуса Ренануса.

Библиотека Беатуса Ренануса

Принадлежавшие Беатусу книги сегодня хранятся в фондах гуманистической библиотеки Селесты: незадолго до смерти гуманист завещал всё свое личное собрание книг родному городу. Вся жизнь Беатуса прошла среди книг: тех, которые он прочитал, издал, перевел, адаптировал, написал, собрал, снабдил комментариями и аннотациями... Эта исключительная коллекция дошла до наших дней практически в нетронутом виде и является одним из ценнейших памятников европейского гуманизма. Уникальность библиотеки не только в ценности ее содержимого, но и в том, что, несмотря ни на какие повороты истории, она сохранилась в целостности (тогда как другие известные частные коллекции, такие как библиотека Эразма Роттердамского, Иоганна Рейхлина, Гийома Бюде и других великих гуманистов, после смерти их владельцев оказались раздроблены между десятками собраний).

В 1547 году, в год смерти Беатуса Ренануса, его библиотека насчитывала около 670 томов в кожаных переплетах. Всё это были книги, собранные гуманистом во время учебы и работы в Страсбурге, Базеле, Париже и Селесте. Уже в ту эпоху данная библиотека обладала исключительной ценностью и считалась одной из лучших книжных коллекций Европы. Не будем забывать, что книги — не говоря уже о манускриптах — в ту эпоху были большой редкостью. Они очень дорого стоили и выпускались небольшими тиражами. Публичных библиотек в то время также практически не существовало, и каждый эрудит считал своим долгом собрать собственную библиотеку.

Герб Беатуса Ренануса

Для Беатуса Ренануса коллекционирование книг стало страстью на всю жизнь, благо материальное состояние позволяло гуманисту постоянно покупать всё новые книги, необходимые ему для исторических исследований и литературных занятий. К тому же, бывшие преподаватели и соученики Беатуса регулярно посылали ему свои сочинения. И все эти сокровища в 1547 года перешли в собственность города. Данная коллекция может считаться тем более значительной для своей эпохи, что многие тома представляют собой переплёты, скрывающие внутри себя до пятнадцати разных произведений! Книжное собрание Беатуса позволяет не только проследить жизненный путь одного из самых известных европейских гуманистов, но и лучше понять литературные и религиозные интересы той великой эпохи.

Гуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, Франция

В библиотеке Беатуса Ренануса нашли отражение два основных направления западной мысли: античный гуманизм и средневековая христианская мистика. Среди примеров последней следует особо отметить «Книгу чудес святой Фе Аженской» (Liber miraculorum sanctae fidis) (XI-XII вв.). Были в его коллекции и «альдины» — книги, напечатанные в доме Альда, издательстве, основанном в 1494 году в Венеции итальянским гуманистом Альдом Мануцием. Альдины, считающиеся шедеврами книгопечатания эпохи Возрождения, привез Беатусу из Венеции его учитель греческого Иоганн Коно.

Книжное наследие Беатуса, представленное сегодня в гуманистической библиотеке Селесты, охватывает довольно обширный исторический период, ведь первые книги были куплены Беатусом еще в 15-летнем возрасте (произошло это на ярмарке в Страсбурге). А наиболее поздние экземпляры датируются 1546 годом, то есть предпоследним годом жизни гуманиста. Благодаря тому что Беатус любовно помечал все свои книги экслибрисом с датой, мы можем проследить развитие его коллекции буквально год за годом (любопытно, что в юности, когда Беатус еще учился и зависел от отца, он также указывал на каждой новой книге ее цену; став состоятельным человеком, библиофил оставил эту привычку; в то же время благодарный Беатус непременно указывал на переплете имя друга, который подарил или достал ему ту или иную книгу).

Книга в переплете с гербом Беатуса Ренануса, XVI век

Иногда он даже писал на титульном листе своих книг: Sum Beati Rhenani Nec muto dominum («Я принадлежу Беатусу Ренанусу и не стану менять хозяина»). А получив в 1523 году дворянский титул, гуманист стал облекать многие книги своей коллекции в переплёты с личным гербом. На страницах принадлежавших ему книг также иногда можно увидеть рисунок с изображением этого герба, пожалованного гуманисту императором Карлом V. Беатус очень тщательно подшивал все манускрипты в сборники, и во многом благодаря этой привычке к аккуратности его библиотека сохранилась так хорошо.

Книга с гербом Беатуса Ренануса

Все эти сокровища, переданные Беатусом Ренанусом родному городу, насчитывают в общей сложности 1686 документов (423 тома, содержащие 1287 печатных произведений, и 41 манускрипт, разбросанный по различным сборникам, а также 33 тома древних манускриптов и 255 автографов писем). Сначала эти раритеты находились в муниципальной канцелярии, среди городских архивов, затем их переместили в здание таможни. В сентябре 1757 года коллекцию перенесли в архив церкви Св. Георгия, где по-прежнему хранились книги из приходской библиотеки.

В 1840 году библиотеки объединили и разместили в здании мэрии. До XIX века эти работы использовались главным образом учащимися и интеллектуалами. В 1841 году в Селесте была открыта первая по-настоящему публичная библиотека, целью которой было способствовать развитию интереса к чтению у широких слоев населения. Благодаря щедрой политике расширения фондов библиотеки, помещения, занимаемые на третьем этаже мэрии, вскоре оказались недостаточными. Тогда и было принято решение с 1889 года устроить библиотеку в здании бывшей зерновой биржи, которое и по сей день служит местом хранения этого книжного богатства, объединяющего библиотеку Латинской школы с коллекцией Беатуса Ренануса.

Страница «Книги чудес св. Фе», XI-XII вв

Оригинальность данной библиотеки заключается еще и в особой однородности ее фондов, состоящих в основном из парижских изданий первой четверти XVI века и книг издательских домов Фробена и Альда Мануция, а также старинных греческих книг и манускриптов, которые Ренанус унаследовал от своего профессора греческого, гуманиста Куно, скончавшегося в Базеле в 1513 году.

Новейшая история и нынешнее состояние гуманистической библиотеки Селесты

На протяжении XIX-XX вв. фонды библиотеки не прекращали расширяться благодаря различных приобретениям и подаркам. В частности, в 1860 году было куплено свыше 2,5 тыс. произведений из библиотеки адвоката и историка из Селесты Антуана Дорлана (Antoine Dorlan) (1803-1862). Таким образом, библиотека быстро пополнялась важными образцами эльзасской печатной культуры, в том числе многочисленными книгами XVI века и ценными манускриптами, такими, как, например, «Золотая книга гильдии портных Страсбурга» (Livre d’or de la corporation des tailleurs de Strasbourg), богато иллюстрированная гербами ее членов (XVII в.). Разнообразные пожертвования эльзасских деятелей культуры позволили собрать внушительную коллекцию книг, представляющих особую ценность для изучения данного региона и его истории.

Золотая книга гильдии портных Страсбурга, XVII век

Политика пополнения библиотечных фондов сохранилась и в XX веке. В этом столетии особый вклад в расширение книжного наследия внесли завещания четырех библиофилов: банкира Жюля Леви (1872-1933), юриста, историка и коллекционера Александра Дорлана (1864-1944), полковника Жана Факлера (1893-1965) и аббата Мартина Вожеле (1861-1930). Последний подарил библиотеке около 3 тыс. книг — музыкальных исследований и сборников с нотами произведений эльзасских композиторов.

Все эти пожертвования превратили библиотеку Селесты в крупнейшее собрание старинных книг в Эльзасе. В фондах библиотеки сегодня насчитывается 464 манускрипта, 550 инкунабул, более 2 тыс. печатных книг XVI века, около 3 тыс. произведений XVII-XVIII вв., около 13 тыс. произведений XIX века, около 4 тыс. исторических эльзасских книг и документов XV-XX вв. и свыше 20 тыс. книг XX века: все эти книги, затрагивающие самые разные сферы человеческих знаний, доступны для исследователей в читальном зале гуманистической библиотеки Селесты.

Гуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, Франция

В настоящее время библиотека продолжает расширять свой документальный и книжный фонд, приобретая произведения, представляющие региональный интерес (alsatiques), а также книги, связанные с историей гуманизма и Ренессанса, и известные литературные произведения европейских и американских писателей.

Гуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, ФранцияГуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, Франция

Недавно, 26 мая 2011 года, богатое собрание книг Беатуса Ренануса, хранящееся в библиотеке Селесты, было включено ЮНЕСКО в международный реестр документального наследия в рамках программы «Память мира». Ассоциация друзей гуманистической библиотеки (Association des amis de la bibliothèque), добивавшаяся этого не один год, теперь может отпраздновать победу. «Это великий момент всемирного признания», — говорит президент ассоциации.

Включение библиотеки Беатуса Ренануса в реестр документального наследия ЮНЕСКО

Согласно оценке отборочного комитета программы ЮНЕСКО «Память мира», «аутентичность, универсальная ценность, а также уникальный и неповторимый характер этой коллекции не вызывают сомнений».

Посещение библиотеки: наиболее интересные экспонаты коллекции

Практическая информация для туристов

Гуманистическая библиотека Селесты уже более столетия придерживается политики открытости. Постоянная экспозиция библиотеки позволяет интересующимся туристам познакомиться с некоторыми из наиболее ценных печатных книг и рукописей, хранящихся в ее фондах.

Гуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, Франция

Посетители имеют возможность осмотреть библиотечный музей самостоятельно или записаться на экскурсию в составе группы. Экскурсии продолжительностью около часа проводятся профессиональными гидами на английском, французском и немецком языках. При желании можно также взять напрокат аудиогид на любом из названных языков. Цена полного билета на осмотр постоянной экспозиции для взрослых составляет 4,10 евро (льготные категории посетителей платят 2,60 евро); аренда аудиогида обойдется еще в 2 евро. Также в библиотеке регулярно проводятся экскурсии и познавательные занятия для школьных групп.

Гуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, Франция

Помимо постоянной экспозиции, в библиотеке периодически проводятся временные выставки, в рамках которых публике демонстрируются какие-то особые тематические документы — например, в декабре обычно проходит рождественская выставка, во время которой можно увидеть историческую архивную запись 1521 года, в которой содержится, как полагают, первое письменное упоминание о европейской традиции украшать рождественские елки (подробнее об этом можно прочитать в статье «История рождественской (новогодней) ёлки с XVI века до наших дней»).

Гуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, Франция

График работы библиотеки. Гуманистическая библиотека Селесты открыта для посетителей в понедельник, среду, четверт и пятницу с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00; по субботам с 9:00 до 12:00. В июле и августе библиотека дополнительно открыта в субботу и воскресенье с 14:00 до 17:00. Адрес библиотеки: Bibliothèque Humaniste; Rue de la bibliothèque, 1 (Place Gambetta), 67 600 Sélestat.

Что стоит увидеть в библиотеке Селесты

В защищенных специальными фильтрами витринах выставочного зала посетителю представлена история книги с VII по XVI век — здесь можно увидеть около сотни произведений, отражающих эволюцию книги и кногопечатания, от роскошно иллюстрированных манускриптов на пергаменте до могучих бумажных томов конца XVI века с многочисленными вставками и гравюрами.

Гуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, ФранцияГуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, Франция

Многообразие тематик и языков, на которых написаны эти книги, географическая широта издателей — всё это отражает характерный для гуманистов дух космополитизма.

Гуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, ФранцияГуманистическая библиотека, Селеста, Эльзас, Франция

Среди подлинных сокровищ музея стоит выделить два древнейших манускрипта, хранящихся в Эльзасе (литургические книги меровингской эпохи VII века), а также сборник указов Карла Великого (IX век), сборник поэм Горация с комментариями (IX век), греческий словарь X века, подаренный Беатусу Ренанусу в 1513 году его профессором Иоганном Куно, богато украшенную миниатюрами «Книгу чудес св. Фе» (XI-XII вв.) и латинскую библию, подаренную библиотеке гуманистом Якобом Тауреллусом.

Переплет «Книги чудес св. Фе»

Принадлежавшая Беатусу Ренанусу «Книга чудес святой Фе Аженской» (Liber miraculorum sanctae fidis) представляет собой ценнейший пергаментный манускрипт XI-XII вв. В книге описывается житие, чудеса и мученичества святой Фе, приводятся тексты и ноты церковных гимнов в честь святой, сообщается легенда о краже ее мощей из Конка и об основании бенедиктинского монастыря Св. Фе в Селесте, а также содержится каталог монастырской библиотеки 1296 года.

Страница «Книги чудес св. Фе», XI-XII ввСтраница «Книги чудес св. Фе», XI-XII вв

Заглавные буквы этой рукописной книги на латыни, первоначально находившейся в собрании библиотеки монастыря Св. Фе в Селесте, украшены цветными миниатюрами (иллюминациями) в виде растительных орнаментов и переплетенных узоров красного, синего и зелёного цвета.

Миниатюра из «Книги чудес св. Фе»

Самой старинной книгой библиотеки является Lectionnaire mérovingienлекционарий меровингской эпохи, составленный в VII веке. Эта рукописная богослужебная книга на пергаменте написана на латыни унциальным письмом и содержит фрагменты текстов Священного писания, Деяний апостолов и апокрифов. Этот манускрипт является самой древней книгой из всех сохранившихся в Эльзасе.

Лекционарий VII века, пергамент

Выставочный раздел, посвященный инкунабулам и печатным книгам XVI века, позволяет увидеть издания, вышедшие в страсбургской типографии первопечатника Иоганна Ментелина (Johannes Mentelin) (ок. 1410-1478). Этот уроженец Селесты прославился тем, что напечатал первую Библию на немецком языке (так называемая Библия Ментелина), которая вышла в свет в 1466 году, всего через 10 лет после Библии Гутенберга. Иоганн Ментелин стал первым книгопечатником в Эльзасе и вторым (после Гутенберга) в Европе. Помимо изданий Ментелина, посетители имеют возможность увидеть книги, вышедшие в конце XV – начале XVI века в других эльзасских (в первую очередь страсбургских) типографиях.

Инкунабула Epistell all und evangeli, издательство Мартина Шотта, Страсбург, 1481Инкунабула «Комедии Теренция», издательство Иоганна Грюнингера, Страсбург, 1496

Многие из демонстрируемых в музее документов касаются блестящей карьеры эльзасского гуманиста Беатуса Ренануса, начиная с его образования в Латинской школе Селесты (школьная тетрадь 1499 года) и обучения в Сорбонне (студенческая тетрадь 1505 года). Кроме того, значительная часть текстов снабжена пометками и комментариями Беатуса, сделанными им уже в зрелом возрасте. Эти надписи проливают свет на методы, использовавшиеся в то время филологами-гуманистами. Также представлены некоторые довольно неожиданные заметки и документы. Например, здесь можно найти рассказ о землетрясении 1509 года, контракт Беатуса Ренануса с соседним крестьянином, касающийся зимнего содержания телёнка, и даже упоминание о стоимости похорон отца Беатуса, скончавшегося в 1520 году. Таким образом, наряду с учеными книгами, этот архив содержит и разного рода познавательные детали, рисующие повседневный быт той эпохи.

Школьная тетрадь Беатуса Ренануса, 1499

Работа Беатуса Ренануса в качестве корректора и филолога демонстрируется на примере изданий Тертуллиана. Писательский талант самого Беатуса представлен фундаментальным трудом об истории Германской империи, опубликованным в издательстве Фробена в 1531 году. Демонстрируются также книги, подаренные библиотеке другими уроженцами Селесты — такими известными гуманистами, как педагог, историк и теолог Якоб Вимпфелинг (Jakob Wimpfeling) (1450–1528), реформатор Мартин Буцер (Martin Bucer или Butzer) (1491–1551) (друг Лютера, Цвингли и Меланхтона), юрист Якоб Шпигель (Jacobus Spiegel) (1483–1547) (секретарь императора Максимилиана I) и Якоб Тауреллус (1524–1579).

Тертуллиан с пометками Беатуса Ренануса

Среди книг, принадлежавших самому Беатусу Ренанусу, особого внимания заслуживает знаменитое «Введение в космографию» (Cosmographiae Introductio), изданное в лотарингском городе Сен-Дье-де-Вож (Saint-Dié-des-Vosges) в 1507 году. Автор книги, выпускник Латинской школы в Селесте, филолог Матиас Рингман (Matthias Ringmann) (1482-1511), и его друг, выдающийся картограф Мартин Вальдземюллер (Martin Waldseemüller) (ок. 1470-1522) впервые предложили называть новый континент, открытый в 1492 году Христофором Колумбом, словом «Америка», по имени путешественника Америго Веспуччи. (Правда, на своей более поздней карте мира Вальдземюллер заменил «Америка» на «Terra Incognita»).

Америго Веспуччи на карте Вальдземюллера, 1507

Публикация «Введения в космографию» с картой Вальдземюллера, на которой впервые появилось название «Америка», считается историками подлинным «актом крещения Америки». Предложенное Вальдземюллером название Нового Света получило всеобщее распространение.

Cosmographiae Introductio с экслибрисом Беатуса РенанусаАмерика (Terra Incognita) на карте Вальдземюллера, 1520

Помимо собственно книг и манускриптов, в библиотеке хранятся разнообразные экспонаты из области верхнерейнского религиозного искусства, в основном датируемые XV-XVI вв. (скульптуры, алтари, картины). Например, здесь можно увидеть деревянный расписной алтарь св. Анны, созданный в начале XVI века. Он был подарен городу после распродажи собрания известного эльзасского коллекционера Георга Шпетца (Georges Spetz) (1844-1914). Предполагают, что первоначально эта композиция была частью алтаря св. Анны в церкви Св. Георгия. В центре помещена полихромная фигура святой Анны с Девой Марией на руках, а также стутаи св. Екатерины и св. Маргариты. Боковые створки расписаны картинами из жизни св. Иоакима (благовестие св. Иоакиму и встреча у Золотых ворот).

Алтарь св. Анны, XVI век

Другим интересным экспонатом музея является копия бюста «прекрасной незнакомки из Селесты». Этот бюст был обнаружен во время реставрационных работ в крипте церкви Св. Фе и предположительно является портретным изображением (посмертной маской) основательницы монастыря Св. Фе в Селесте, прабабушки императора Фридриха I Барбароссы Хильдегарды фон Эгисхейм или ее дочери Аделаиды. Также в библиотеке можно увидеть макет средневековой Селесты (Шлеттштадта).

Бюст незнакомки из Селесты

Кроме того, в «зале Беатуса Ренануса» можно увидеть единственный уцелевший фрагмент монументального Распятия 1464 года, некогда украшавшего алтарную часть готической церкви Св. Георгия, — это голова Христа из полихромного липового дерева, приписываемая эльзасскому резчику Николасу Хагенауэру (автору скульптур Изенгеймского алтаря) либо мастеру Файту Вагнеру (создателю композиции «Гефсиманский сад» в Страсбургском соборе).

Голова Христа, XV век

А за красивой ажурной решеткой, в сводчатой «капелле» — воссоздающей первоначальное расположение книг в приходской библиотеке церкви Св. Георгия  — скрываются главные сокровища библиотеки, недоступные для простых посетителей (сюда попасть могут только исследователи, получившие специальное разрешение в мэрии Селесты). Там же установлен бюст первопечатника, уроженца Селесты Иоганна Ментелина (Johannes Mentelin/Mentlin) (ок. 1410-1478), выполненный из алебастра в 1842 году скульптором Катрин Валластр (Anne-Catherine Sickler-Vallastre). Иоганн Ментелин служил в Страсбурге епископским нотариусом, а в 1458 году открыл в Страсбурге первую эльзасскую типографию, где успел за двадцать лет до своей смерти выпустить около сорока инкунабул.Бюст Иоганна Ментелина

 

Онлайн-доступ к ресурсам библиотеки гуманистов

С января 2010 года у всех пользователей Интернета появилась возможность ознакомиться со многими сокровищами гуманистической библиотеки Селесты в режиме онлайн. На сайте ville-selestat.fr/bh работает функция поиска, позволяющая прямо на экране компьютера просмотреть интересующие вас документы и книги из коллекции библиотеки, вплоть до самых древних.

Доступ к фондам библиотеки через Интернет

Пока еще в электронный формат переведены не все рукописные и печатные книги, но процесс «дигитализации архивов» продолжается.

♦♦♦♦♦♦♦

Коллекция Беатуса Ренануса остается редчайшим документальным свидетельством ренессансного гуманизма. Благодаря многочисленным томам этой библиотеки, художественно оформленным переплётам и испещренным пометками древним страницам, современный исследователь получает представление о важнейших вопросах, волновавших эрудитов этой части Европы и других представителей гуманистического движения в конце XV – начале XVI века.

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Селесты, Эльзас, Франция (это подробный план центра города, с названиями улиц и указанием основных достопримечательностей). Чтобы загрузить план Селесты, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке. Пешеходная зона Селесты обозначена на карте зелёным цветом. Розовыми стрелками обозначен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Селесты. Основные достопримечательности Селесты (церкви, исторические здания, памятники) обозначены розовыми кружками с цифрами.

План города Селеста, Эльзас, Франция

Предлагаем вашему вниманию также еще один туристический план города Селеста. Это карта центральной части города, на которой обозначены названия основных улиц и местоположение свыше тридцати туристических объектов. Также на этой карте указано направление в сторону железнодорожного вокзала, расположенного примерно в 700 метрах от Старого города.

План города Селеста, Эльзас, Франция

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Гуманистическая библиотека Селесты онлайн: оцифрованные материалы

2. Сайт Ассоциации друзей гуманистической библиотеки в Селесте

3. Официальный сайт гуманистической библиотеки в Селесте

4. Беатус Ренанус, статья в Википедии

5. Жак Лефевр (Якоб Фабер Стапуленсис), статья в Википедии

6. Иоганн Гейлер фон Кайзерберг, статья в Википедии

7. Гуманистическая библиотека на сайте Туристического управления Селесты

8. Гуманистическая библиотека Селесты, статья в Википедии

9. Иоганн Фробен, статья в Википедии

10. Основные достопримечательности Селесты

11. Гуманистическая библиотека в путеводителе по Селесте

12. Культурное наследие Селесты: фотографии и описания достопримечательностей

13. Отзыв об экскурсии по библиотеке гуманистов

14. Отзыв, фотографии и описание музейной экспозиции гуманистической библиотеки в Селесте

15. Отзыв о самостоятельном посещении гуманистической библиотеки в Селесте

16. Музеи Селесты: гуманистическая библиотека

17. Иоганн Сапидус, словарная статья

18. Людвиг Дрингенберг

19. Гуманистическая библиотека в Селесте: краткая история, наиболее интересные экспонаты, фотографии

20. Селеста и ее библиотека приобретают мировую известность

21. Золотая книга гильдии портных Страсбурга, XVII век

22. Peter G. Bietenholz, Thomas Brian. Contemporaries of Erasmus: a biographical register of the Renaissance and Reformation. Deutscher University of Toronto Press, 2003.

23. Дидактические материалы по историческим достопримечательностям города Селеста

24. Включение библиотеки Беатуса Ренануса в международный реестр документального наследия ЮНЕСКО

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)