Выставка «Искусство Северной Готики и Ренессанса. Живопись, скульптура, художественная мебель из собрания М.Е. Перченко (Москва)»

Рубрики: в России,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 9 февраля 2011, в 23:17

Время: с 1 февраля по 13 марта 2011 года (часы работы: вт-вс  с 10:00 до 19:00; касса до 18:00).

Место: Москва, Россия; Главное здание ГМИИ имени А.С. Пушкина; Волхонка, 12

Событие: Выставка «Искусство Северной Готики и Ренессанса. Живопись, скульптура, художественная мебель из собрания М.Е. Перченко (Москва)».

Святая Анна и Дева Мария с Младенцем, Нидерланды, Маас, XIII в.

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве открылась уникальная выставка, на которой представлены замечательные образцы североевропейского искусства конца XIII – начала XVII веков. Здесь можно увидеть произведения нидерландской и немецкой живописи, редчайшие предметы готической мебели, а также шедевры деревянной полихромной скульптуры. Все эти работы предоставил для выставки из своего частного собрания Михаил Ефремович Перченко — авторитетный российский коллекционер, президент Гильдии оценщиков международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, владелец галереи «Старые мастера».

Для российских любителей искусства эта экспозиция имеет особое значение, поскольку северная готика представлена в нашей стране весьма скудно: это редкость не только для частных коллекций, но даже для самых крупных музеев. Что же касается резной деревянной скульптуры, то она вообще практически отсутствует в музейных собраниях России. Поэтому данный раздел выставки, по словам ее куратора Вадима Садкова, «сопоставим с коллекцией ГМИИ и Эрмитажа вместе взятых».

Впервые в истории Пушкинского музея предметы из частного собрания демонстрируются не в Музее личных коллекций, а в Белом зале и Колоннаде главного здания ГМИИ. Уже одно это говорит об исключительной ценности экспонатов. Трудно даже сказать, для кого это бóльшая честь: для музея — принимать в своих стенах столь редкое собрание или для коллекционера — выставляться в этих престижных залах. Всего в экспозиции представлено около 60 западноевропейских полихромных скульптур XIII-XVI веков, 33 картины (в основном XV-XVI веков, главным образом на дереве) и десяток предметов готической мебели.

Мадонна с Младенцем на троне, Испания, начало XIV в.

Михаил Перченко обладает почти полувековым коллекционерским стажем, однако лишь сегодня впервые представил широкой публике свою коллекцию (точнее, не всю коллекцию, а одну из наиболее значимых ее частей — примерно одну треть от всего собрания). Москвич, окончивший школу им. Гнесиных по классу скрипки, а впоследствии работавший врачом-психиатром, увлекся коллекционированием еще в юности — в советское время, когда собирать предметы искусства было невероятно трудно из-за крайне негативного отношения общества к такого рода деятельности. Поначалу Перченко отдавал предпочтение произведениям русской живописи, собирал также миниатюру, фарфор, стекло, затем «заболел» восточным антиквариатом и, наконец, обратился в сторону Запада — к работам средневековых и ренессансных мастеров Северной Европы, которые он собирает уже более 30 лет. Его выбор не случайно пал на искусство Северного Возрождения. «Мне близка философия и символика протестантизма — от человеческого к божественному, — объясняет коллекционер. — Итальянские мастера всегда идут от Бога к человеку, что приводит к идеализации... Совсем другие северные Мадонны. В них нашла отражение тема страдания, покорность судьбе, смирение». В настоящее время Михаил Перченко владеет одной из лучших в стране коллекций этой тематики. Сам он говорит о своей страсти так: «Цель моего собирательства — сохранить в памяти человечества ключ к пониманию того мира, который уходит навсегда».

Святой Иоанн Креститель, Германия, 1460–1480 гг.

Любопытно, что все эти бесценные экспонаты хранятся у собирателя дома. Старинная мебель, готические алтари и скульптуры, со вкусом подобранные декоративно-прикладные изделия — всё это составляет ежедневный быт необыкновенной московской квартиры, превращая ее в настоящий дом-музей. В то же время это не просто пространство с красивым интерьером, а живая среда обитания: обладатель всех этих сокровищ и его супруга воспринимают искусство как неотъемлемую часть домашней обстановки. Более того, предметы давних веков находят у хозяев непосредственное функциональное применение: они обедают за столом XVI века, буднично пьют из антикварных чашек, пользуются старинными шкафами и сундуками... «Я и моя семья живем этим искусством и с этим искусством, ведь живопись, скульптура, мебель и декоративно-прикладные образцы создали не только неповторимый интерьер, но и, пожалуй, стиль нашей жизни», — говорит коллекционер.

В музее им. А.С. Пушкина демонстрируется не разрозненная, а очень цельная коллекция, которая интересна именно в комплексе. Произведения объединены в три тематические группы. Первую группу составляют работы старых немецких и нидерландских мастеров живописи. Как известно, средневековые авторы редко подписывали свои работы и имена многих из них так и не удалось установить. Поэтому неудивительно, что многие картины на выставке принадлежат неизвестным художникам или, в лучшем случае, определены как относящиеся к определенной мастерской или «кругу» (характерная черта для цеховых мастерских).

Одной из самых ранних картин на выставке является работа «Бичевание Христа» кисти анонимного швабского мастера, которая датируется 1496 годом. Бичующие Христа воины в ярких нарядах, одетые как модные щеголи, изображены в непривычных для современного глаза танцевальных позах. Их жеманные жесты подчеркнуто угловаты и далеки от анатомического правдоподобия, но весьма выразительны и декоративны, создают драматический эффект. Сцена бичевания, вероятно, происходит, во дворце Пилата. Иисус привязан к колонне, одному из инструментов Страстей. Справа в чалме, в образе восточного царя, изображен, видимо, сам Пилат.

Бичевание Христа, неизвестный швабский мастер, 1496 г.

Неизвестному художнику нидерландской школы принадлежит работа «Оплакивание Христа» начала XVI века. Это чуть ли не самая ранняя копия с утраченного оригинала XV века Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes) (ок.1420-25-1482) — раннего фламандского художника, склонного к психологической экзальтации образов и любовной проработке мелких деталей.

Оплакивание Христа, копия с оригинала Хуго ван дер Гуса

Из работ нидерландских художников XV–XVI вв. стоит особенно отметить уникальный триптих «Новозаветная Троица с мистическим источником животворящей крови Христа». Работа приписывается мастерской валлонского художника Жана Белльгамба (Jean Bellegambe) (ок.1470- 1534/1540), который известен пленительным колоритом своих картин и потому традиционно именуется Мастером цвета. На левой створке триптиха изображена св. Екатерина, на правой св. Варвара, а центральная панель отведена сюжету о триединстве Бога и искуплении первородного греха.

Новозаветная Троица с мистическим источником животворящей крови Христа, приписывается Жану Белльгамбу и его мастерской

Из первоклассных работ нидерландских мастеров на выставке также можно увидеть небольшой «Ландшафт со сценой отдыха Святого Семейства на пути в Египет» («Отдых на пути в Египет»), написанный художником из круга фламандского живописца Иоахима Патинира (Joachim Patinir) (1475/1480-1524). Патинир одним из первых начал писать религиозные сцены на фоне панорамных пейзажей и потому считается родоначальником европейской пейзажной живописи. В мире известно всего несколько картин, собственноручно подписанных Патиниром. Прототип работы из собрания Перченко находится в музее Прадо. Еще одним сокровищем коллекции является картина «Пейзаж со сценой избиения младенцев» кисти фламандца Гиллиса Мостарта Старшего (Gillis Mostaert) (1528-1598).

Страсти Христовы, неизвестный художник из региона Верхний Рейн, начало XVI в.

Еще один интересный экспонат на выставке — состоящий из восьми эпизодов цикл «Страстей Христовых», написанный неизвестным художником верхнерейнского региона в первой трети XVI века. Цикл представляет собой фрагмент верхней части многостворчатого алтаря, ныне разрозненного и пострадавшего от времени. В соответствии с традициями немецкой живописи того времени, мастер предлагает нам подробное повествование с описанием различных евангельских эпизодов.

Страсти Христовы, неизвестный художник из региона Верхний Рейн, начало XVI в.

Кисти фламандского живописца Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst) (1502-1550) и художникам его мастерской принадлежит волшебная «Мадонна с младенцем на фоне пейзажа». Обратите внимание, как искусно мастер облачил младенца Христа в прозрачную шифоновую рубашку.

Питер Кук ван Альст, Мадонна

Еще одна картина под названием «Оплакивание Христа» (начало XVI в.) приписывается мастеру «Поклонения волхвов» из собрания фон Грооте в Китцбурге (von Groote collection, Kitzburg). На центральной створке этого триптиха, на фоне пейзажа с Голгофой и крепостными стенами Иерусалима, изображена собственно евангельская сцена оплакивания. На левой створке представлены сюжеты «Несение креста» и «Плат Вероники», на правой — «Воскресение Христа». Триптих является характерным образцом стилистики «нидерландского (антверпенского) маньеризма» с его любовью к сложным архитектурным декорациям, экзотическим костюмам, изощренным фантастическим фигурам, драматическим жестам и ярким цветам, запутанному многофигурному действию с обилием персонажей и пространственных планов.

Оплакивание Христа, приписывается мастеру «Поклонения» из собрания фон Грооте

Многие художники XVI века испытали влияние Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего. К этой категории работ можно отнести картину «Хождение по водам», которая приписывается немецкому художнику Гансу Леонарду Шейфелейну (Hans Leonard Schauffelein/Léonard Schäuffelin) (ок.1480-ок.1540). Шейфелейн родился в Нюрнберге и до 1505 года был там учеником и помощником Дюрера.

Хождение по водам, приписывается Гансу Леонарду Шейфелейну

Среди картин из коллекции Михаила Перченко есть не только работы на религиозные сюжеты, но и замечательные образцы знаменитого нидерландского бытового жанра и даже светские портреты. Среди жанровых зарисовок характерной гротескностью образов выделяется работа «Веселое общество», созданная в мастерской фламандского живописца Яна Массейса (Jan Massys) (ок. 1509-1575), сына Квентина Массейса. Здесь, казалось бы, изображена просто скромная пирушка, однако каждый предмет несет особую символику, и картина в целом обладает морализующим подтекстом. Например, волынка в руках у пройдохи слева является фаллическим символом, а горшок перед «дамой» на переднем плане — женским символом. Возможно, сцена высмеивает продажную любовь.

Веселое общество, мастерская Яна Массейса

Еще один образец бытового жанра нидерландской школы живописи — картина «Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа», выполненная художником из круга Питера Брейгеля Младшего «Адского» (1564-1638) во 2-й половине XVI - 1-й половине XVII века. Специалисты говорят, что данное полотно (в отличие от большинства картин на выставке, эта работа выполнена не на дереве, а на холсте, так что с полным правом может называться полотном) восходит к ныне утраченному рисунку отца художника, главного представителя династии Брейгелей — Питера Брейгеля Старшего по прозвищу «Мужицкий». Успех этого произведения был настолько велик, что в настоящее время известно не менее 14 сохранившихся копий, выполненных как Питером Брейгелем Младшим, так и его помощниками и современниками.

Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа, круг Питера  Брейгеля Младшего

На холсте изображено яркое свадебное шествие на фоне ландшафта с ветряной мельницей. Как и «Веселое общество», картина, казалось бы, является простой жанровой зарисовкой, но в действительности наполнена разнообразными образно-философскими смыслами, которые были хорошо понятны современникам художника. Так, ветряная мельница намекает на распространенное в ту эпоху представление о мотиве мельницы как колесе Фортуны, воплощающем идею о постоянном цикличном движении законов мироздания. «О Боже, сколь внезапно Фортуна, вращаясь, всё перемалывает стремительным колесом», — гласила позднесредневековая поговорка. Ветряк также олицетворяет христианскую добродетель Умеренности: мельница является наглядным выражением принципа духовной самодисциплины, не чурающейся мирских благ, но и не допускающей никаких излишеств и выпадений из ритма мудрых законов мироздания. А изображенные на переднем плане крестьяне — это «дети природы», участвующие в извечном круговороте природных процессов. Люди на заднем плане занимаются традиционными сельскими работами, что, вероятно, намекает на круговорот времен года. Свадебная процессия направляется в церковь. Обратите внимание, что мужчины и женщины шагают отдельно — идти вместе было в те времена неприлично. Жених возглавляет процессию (на нем красная шапочка и такого же цвета чулки). Невеста также одета в красное платье. Перед ней бежит волынщик (тут снова будет уместно вспомнить, что волынка является символом мужского начала).

Новая ренессансная концепция значимости человеческой личности отразилась в развитии портретного искусства. На выставке этот жанр представлен несколькими интересными работами. Среди них назовем, во-первых, превосходный «Портрет молодой женщины с букетом цветов», выполненный нидерландским мастером в 1540-е годы. Девушка держит в руке букетик полевых гвоздик, который считался символом невинности. Кроме того, букет являлся атрибутом свадебных заказных портретов, которые были весьма распространены в Нидерландах в ту эпоху. Парного мужского портрета, насколько известно, не сохранилось.

Портрет молодой  женщины с букетом цветов, нидерландский мастер, 1540-е гг.

Весьма выразителен «Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонского» (Porträt des Kurfürst Johann Friedrich der Großmütige von Sachsen), написанный Лукасом Кранахом Младшим (1515-1586) в 1547 году. Иоганн-Фридрих Великодушный (1503-1554) был одним из предводителей Шмалькальденского союза, направленного против религиозной политики императора Карла V. Враждовавший с ним двоюродный брат герцог Мориц Саксонский вышел из союза и перешел на сторону католического императора. Вскоре начались боевые действия (Шмалькальденская война). В битве при Мюльберге в 1547 году Карл V нанес решающий удар по войскам союза и выиграл войну. Саксонцы были полностью разбиты. Иоганн-Фридрих попал в плен к Карлу V, приговорен к смерти, но затем помилован. В Виттенберге он подписал капитуляцию, согласно которой титул саксонского курфюрста переходил к Морицу, который и был объявлен курфюрстом (электором Саксонии) 4 июня 1547 года.

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонского;  Лукас Кранах Младший (1547)

Таким образом, перед нами портрет, изображающий саксонского курфюрста в последний и самый тяжелый год его правления. Обратите внимание на тучность мужчины. По свидетельству историков, Иоанн-Фридрих был так тяжел, что не всякая лошадь могла его нести. Командуя войсками, он зачастую был вынужден передвигаться в повозке.

Из плена бывшего правителя вызволил лишь в 1552 году, не поверите, всё тот же двоюродный брат Мориц, к тому моменту уже взбунтовавшийся против своего бывшего союзника императора. Большинство владений, равно как и герцогский титул, Иоанну-Фридриху оставили, однако он лишился власти и через два года после освобождения из плена скончался в Веймаре, где проживал в конце жизни. Прозвище «Великодушный» („der Großmütige“) он получил за свое участие в движении Реформации и покровительство Мартину Лютеру. Кстати, именно Иоанн-Фридрих Великодушный в 1547 году впервые высказал идею основания Йенского университета, однако из-за того что в тот же год курфюрст попал в плен, замысел был реализован позднее уже его сыновьями.

Из других образцов светской портретной живописи на выставке можно увидеть «Мужской портрет» («Портрет ученого») кисти прославленного кёльнского портретиста — ренессансного художника Бартеля (Бартоломеуса) Брейна Старшего (Bartholomäus Bruyn der Ältere) (1493 – 1555). Мужчина средних лет в черной шапочке одет по моде второй четверти XVI века. По всей видимости, это юрист или медик. Вероятно, данная работа была создана в начале 1530-х годов.

Мужской портрет, Бартель Брейн Старший, начало 1530-х гг.

Среди других портретных работ немецких художников отметим картину Франса Поурбюса  «Портрет инфанты Исабель Клары Еухении», созданную в мастерской нидерландского живописца Франса Пурбуса Младшего (1569-1622) в 1600-х годах. Изабелла Клара Евгения (Эухения) (1566-1633) была дочерью испанского короля Филиппа II Кровавого и внучкой императора Карла V. Изабелла Клара и ее сестра Каталина Микаэла были чуть ли не единственными близкими людьми, которым монарх доверял и которых искренне любил. Изабеллу Клару он называл «утешением своей старости и светом своих глаз». В возрасте 31 года Изабелла стала правительницей Испанских Нидерландов. Она также проявляла большой интерес к искусству. Ее придворным живописцем с 1609 года был Петер Пауль Рубенс, который также выступал послом и посредником при ведении мирных переговоров.

Портрет инфанты Исабель Клары Еухении, мастерская Франса Пурбуса Младшего

По композиции этот парадный портрет восходит к одноименной работе Франса Пурбуса (Поурбюса) Младшего, получившего почетный официальный заказ в 1599 году. Самим художником и его подмастерьями было выполнено несколько портретов инфанты, лучшим из которых считают картину из собрания английской королевы в Хемптон-коурте в Лондоне. На ней, как и на множестве других копий, инфанта представлена в парадном облачении рядом с карлицей. Портрет из собрания Михаила Перченко является репликой другого варианта данного портрета, на котором отсутствует изображение карлицы и уменьшено число деталей антуража.

Вторая составляющая экспозициидеревянная полихромная скульптура XIII-XVI веков из Нидерландов, Словакии, Франции, Испании, Германии и Австрии. Эту часть коллекции Михаила Перченко специалисты называют самой лучшей в России. Сам антиквар говорит, что обладает самой большой в мире частной коллекцией деревянной храмовой скульптуры этого периода (всего более ста вещей, из которых на выставке представлено 60). Эти раритеты являются особой гордостью коллекционера. В основном это изображения святых и многофигурные композиции, которые помещались в алтарях церквей и соборов, образуя подчас довольно сложные композиции, миниатюрные архитектурные ансамбли, гармонично вписывающиеся в пространство храма.

Деревянная пластика составляет истинное очарование выставки: эти прекрасно сохранившиеся  библейские образы привлекают внимание зрителей своей божественной красотой, их лица будто подсвечены изнутри. Хотя фигурки зачастую угловаты и непропорциональны, однако они создают вокруг себя особую гармоничную и камерную атмосферу, передают нам нежность их создателей, погружают нас в загадочный мир позднего Средневековья. Многие работы поражают удивительной выразительностью и проработкой деталей. Эти объемные расписные фигурки, сосредоточенные на темах страдания, смирения и покорности, вызывают в душе тихую, благоговейную радость.

Настоящей жемчужиной этого раздела выставки является дивная скульптура «Святая Анна и Дева Мария с Младенцем», выполненная в конце XIII в. нидерландским художником из региона реки Маас. За почти 700 лет к этой уникальной скульптуре ни разу не прикасалась рука реставратора. «Это достаточно ранний памятник произведений нидерландской пластики, произведений того времени сохранилось не так много, их по пальцам одной руки можно пересчитать», — отмечает куратор выставки Вадим Садков. Женские лики в этой скульптуре покоряют очаровательной наивностью и чистотой. Мы видим святую Анну, которая держит на руках Деву Марию и младенца Христа. Этот «семейный» сюжет (бабушка Анна с дочерью и внуком) был очень популярен в Северной Европе того времени.

Святая Анна и Дева Мария с Младенцем, Нидерланды, Маас, XIII в.

Значительно позже, в 1480–1490 годах, уже в Кёльне, была создана деревянная многофигурная группа «Успение Богоматери». Специалисты определили, что этот фрагмент алтарной композиции был исполнен в мастерской прославленного позднеготического скульптора Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider) (1460-1531). Рименшнейдер избегал позолоты и яркой раскраски как знаков излишней роскоши, зато его работы поражают психологической точностью образов (обратите внимание на лица предстоящих у одра Марии). Скромная по размеру скульптура отличается строгостью и величественностью, соответственно значимости изображенного события. Полихромное покрытие сохранилось лишь частично.

Успение Богоматери, мастерская Тильмана Рименшнайдера, 1480–1490 гг.

Почетное место в апсиде главного зала занимает большой резной ретабль (3,20 на 2,80 м) «Святые Иаков Младший и Иоанн Евангелист» («Святой Иаков Младший (брат Иисуса) и Святой Иоанн Евангелист»). Этот многоярусный деревянный расписной алтарь со сценами жития святых был выполнен в 1505–1520 годах по заказу князей Гогенцоллернов-Зигмарингенов антверпенскими мастерами. На каждой фигуре алтаря стоит отметка в виде ладони — знак городской гильдии мастеров-резчиков. В XVI веке такие повествовательные алтарные композиции вошли в моду, и антверпенские мастера делали их на экспорт для других европейских стран.

Святой Иаков Младший и святой Иоанн Евангелист, Антверпен, 1510–1515 гг.

Великолепно сохранившийся шестичастный  антверпенский алтарь представляет собой сложную многоярусную композицию, с центральной частью и боковыми створками, на которых изображены сценки из жизни святых. Запечатленные в дереве сюжеты выполнены с необычайной кропотливостью и состоят из множества ярко раскрашенных трехмерных фигур. Алтарь напоминает застывшее театрализованное шествие. Последним владельцем ретабля в начале века ХХ был германский император Вильгельм II.

Святой Иаков Младший и святой Иоанн Евангелист, Антверпен, 1510–1515 гг.Святой Иаков Младший и святой Иоанн Евангелист, Антверпен, 1510–1515 гг.

Известному сюжету посвящена деревянная полихромная скульптура «Святой Георгий убивает дракона» («Святой Георгий Победоносец»), созданная в Баварии в 1520 г. Весьма живописен и другой рыцарь — одетый в элегантные доспехи святой Мартин, разрезающий свой плащ, чтобы поделиться им с нищим. Скульптура называется «Святой Мартин верхом на коне» и была вырезана в Германии или Австрии в конце XV века.

Святой Георгий Победоносец, Бавария, 1520 г.Святой Мартин верхом на коне, Германия или Австрия, конец XV в.

Наконец, третий тематический раздел на выставке составляют изделия художественной мебели XV-XVII веков из ореха и дуба. Посетители могут увидеть сундуки и шкафы с изящной резьбой, а также причудливо декорированные креденцы (западноевропейская разновидность комода для хранения ценной посуды, получившая в русской традиции название «поставец»). Все эти старинные предметы мебели всё еще пахнут деревом, и этот запах старины помогает посетителю перенестись в далекое прошлое.


При подготовке статьи использовались следующие источники:

- Информация о выставке на официальном сайте Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Готика из московской квартиры. Велимир Мойст. Газета.ru.
- Интервью с Михаилом Перченко и куратором выставки Вадимом Садковым в передаче «Музейные палаты» на радиостанции «Эхо Москвы».
- Коллекция Михаила Перченко в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Статья на сайте ART products.
- Mikhail Perchenko's collection. Фотографии картин из собрания Михаила Перченко.
- Архив фотографий экспонатов выставки.
- Северная Готика и Ренессанс: выставка о мире, который уходит навсегда. Сюжет на сайте РИА НОВОСТИ.
- Недостающая часть. «Искусство северной готики и Ренессанса» в ГМИИ им. Пушкина. Дарья Курдюкова. Независимая газета.
- Выставка произведений искусства северной готики открылась в Москве. Новости телеканала «Культура».
- «Искусство Северной Готики и Ренессанса» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Обзор на сайте ARTinvestment.RU.
- Фоторепортаж о выставке на форуме сайта ARTinvestment.RU.
- «Искусство Северной готики и Ренессанса» в Пушкинском музее. Видеорепортаж телеканала «Культура».
- Северная готика с перчиком. Московский Комсомолец.
- Шедевры готики в Пушкинском: лучшие экспонаты. Софья Пономарева. Ваш досуг.
- «Шедевры Северной готики и Ренессанса». Афиша на сайте «Ваш досуг».
- Честь там выставиться. Интервью с Михаилом Перченко. Газета «Ведомости».
- Святая Анна - покровительница шахтеров. Российская газета.
- Арт Puzzle. Выпуск #17. Домашние шедевры одного коллекционера. Анастасия Полозова.
- Шедевры Северной готики в Пушкинском. Правда.Ру.
- Нежные, деревянные. Ольга Кабанова. Газета «Ведомости».
- Алтарь с Верхнего Рейна. Искусство северной готики и Ренессанса в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Александр Маркин. Газета «Московская перспектива».
- Копия с несохранившегося оригинала. Газета «Коммерсантъ».
- Совершенные копии. Татьяна Маркина о коллекции Михаила Перченко в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Газета «Коммерсантъ».
- Вернисажи. Искусство Северного Возрождения. Елена Вербина.
- Святая белизна. Коллекция Михаила Перченко в ГМИИ имени А.С.Пушкина. Надежда Назаревская.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)