Будапешт. Площадь Эржебет. Площадь Ференца Деака. Базилика Святого Иштвана.

Рубрики: Венгрия, август 2009,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 30 сентября 2009, в 11:50

13 августа, мы решили погулять по Будайскому холму (его также называют Замковый холм (или по-венгерски Вархедь)), в районе Королевского дворца и знаменитого Рыбацкого бастиона. Так вышло, что в этот день мы еще успели осмотреть Лабиринт Будайской крепости, а также сталактитовую пещеру Палвёди.

Чтобы добраться из Пешта на Будайский холм, можно воспользоваться автобусом № 16, который идет от площади Эржебет, находящейся рядом с метро «Площадь Ференца Деака» (Deák Ferenc tér). Поэтому с утра после завтрака мы направились, собственно, на площадь Эржебет, то есть Елизаветы.

В центре площади Эржебет находится интересный фонтан «Дунай», копия знаменитого оригинала Миклоша Ибля.

Женские фигуры, расположенные на нижней чаше, символизируют притоки Дуная: Тису, Драву и Саву. Во главе, конечно, скульптура, воплощающая сам Дунай.

Дунайский фонтан, надо сказать, не работал, и вообще выглядел довольно потрёпанным. Какие-то ремонтные работы... Да и вокруг в скверике на площади Эржебет всё какое-то неухоженное. Такое впечатление, что здесь в основном тусуются бомжи.

По соседству, на площади Ференца Деака, у дома № 3 по проспекту Андраши, останавливаются туристические автобусы для обзорных экскурсий по Будапешту, и назойливые девицы, стоящие, кажется, по всем углам площади, настырно пытались всучить нам рекламу.

Кстати сказать, площадь Ференца Деака названа так в честь известного венгерского политика, занимавшего пост министра юстиции в независимом правительстве Венгрии в 1848-49 гг. При участии Деака был достигнут Австро-венгерский компромисс 1867 года, восстановивший конституцию Венгрии и равноправные отношения с Австрией (создана дуалистическая австро-венгерская монархия). Между прочим, королева Елизавета, или Сисси, которую так почитают в Венгрии, сыграла большую роль в заключении этого соглашения. Дело в том, что она много общалась с деятелями венгерской оппозиции (в частности, Ференцем Деаком и Дьюлой Андраши) и повлияла на позицию своего супруга по этому вопросу. В мае 1867 Елизавета и ее муж император Франц Иосиф были коронованы в Будапеште как король и королева Венгрии.

Сама по себе площадь Ференца Деака довольно интересна: здесь много достойных зданий, так что, если бы не эта суета вокруг экскурсионных автобусов, всё было бы просто замечательно.

Вот, например, интересный жилой дом Anker-ház, построенный в 1907-1909 годах по проекту видного венгерского архитектора Игнаца Алпара (Alpár Ignác) (1855-1928), автора двух великолепных зданий на площади Свободы, а также замка Вайдахуняд.

Игнац Алпар сыграл огромную роль в формировании архитектурного облика современного Будапешта. Как и многие другие венгерские художники и архитекторы, Алпар учился за границей, особенно в Германии. Собственно, именно в Берлине Алпар познакомился со множеством различных архитектурных стилей прошлых эпох (от греко-римского до барокко), а также с образцами историзма и эклектики. Первые работы венгерского архитектора выполнены как раз в этих двух последних стилях.

На начальном этапе карьеры Алпар работал под руководством известных венгерских архитекторов Алайоша Хаусмана (Alajos Hauszmann) (1847-1926) и Имре Штейндля (Imre Steindl) (1839-1902) (Имре Штейндль — автор здания Венгерского парламента и церкви Св. Елизаветы), а затем, с 1890 года, начал разрабатывать проекты самостоятельно. Игнац Алпар считал, что «архитектурный стиль должен давать зрителю возможность почувствовать красоту и получить удовольствие; в то же время архитектура здания должна содержать элементы, относящиеся к венгерской национальной истории и характерные для типичных венгерских архитектурных стилей». Алпар изучал национальные архитектурные стили от средних веков до позднего барокко, поскольку его главным стремлением было сохранить особый национальный характер даже в современной архитектуре. Аналогичным образом, Алпар уделял большое внимание пространственному расположению своих зданий, стремясь к тому, чтобы они хорошо вписывались в окружающий ландшафт, не «дрались» с ним. Идея этой гармонии, этого симбиоза между зданием и окружающим его городским пейзажем, была для архитектора одним из важнейших принципов работы, хотя он и признавал, насколько трудно порой его придерживаться.

Уделяя повышенное внимание деталям (например, декоративным элементам окон и дверей), Алпар заботился о том, чтобы они соответствовали общему духу постройки. Всего за свою карьеру архитектор построил 124 здания, в основном в стиле историзма и эклектики. Ему, в частности, принадлежит здание нынешней Будапештской фондовой биржи на углу улиц Váci utca и Deák Ferenc utca, а также уже упоминавшиеся здания Венгерского телевидения (MTV Székház/Magyar Televízió) и Венгерского национального банка (Magyar Nemzeti Bank) на площади Свободы и, конечно, шедевральный замок Вайдахуняд.

Еще один интересный дом, также на площади Ференца Деака.

Итак, дожидаясь автобуса, мы присели в скверике на площади Эржебет, отдохнули (если можно так сказать, учитывая, что мы только полчаса назад вышли из отеля), а потом решили, что автобус (и Будайский холм вместе с ним) от нас никуда не убежит, и мы можем успеть еще заскочить в Базилику Святого Стефана (Штефана или Иштвана). От площади Эржебет до базилики буквально два шага. По пути к собору нам попалась вот такая любопытная современная скульптура:

Перед входом в базилику — прекрасная резная дверь с изображениями апостолов. Здесь же, у входа в храм, прекрасный потолок.

К сожалению, осмотреть базилику Святого Иштвана мы смогли только частично, поскольку в центральный проход не пускали: служители переставляли стулья, мыли пол, видимо, готовились к предстоящей службе.

Из-за этого, в частности, не удалось толком рассмотреть великолепный орган этой базилики («вживую» только краешком глаза, а целиком — только на фотографии, точнее, афише, которая висела снаружи собора, приглашая на органный концерт).

Вот, собственно, эта афиша:

Базилика Святого Иштвана (Штефана) — крупнейшее церковное сооружение Будапешта. Купол базилики высотой около 96 м и диаметром 22 м в виден почти из любой точки города. Строительство церкви началось в 1851-ом году, затем с 1868 года, после обрушения неоклассического купола, строительство взял в свои руки Миклош Ибль, великий строитель того времени, перестроивший церковь в стиле неоренессанса.

В 1905 году строительство храма завершил Йожеф Каузер, взявший на себя руководство работами после смерти Ибля. Таким образом, строительство базилики продолжалось 54 года. На освящении церкви присутствовал император Франц Иосиф, который с опаской косился на купол, очевидно, вспоминая рассказы об ужасном обрушении первого купола в январе 1868 года.

У главного входа в собор посетителей встречают две часовые башни. В одной из них расположен колокол весом в 9 тонн, подаренный немецкими католиками (это копия, поскольку оригинальный колокол был утрачен в 1944 году). Над входом в базилику — латинская надпись: «EGO SUM VIA, VERITAS ET VITA» («Я есмь дорога, истина и жизнь»).

Собор Св. Штефана по своей форме не базилика, но этот статус был присвоен ему папой Пием XI на Евхаристическом конгрессе, который проходил в Будапеште в 1938 году.

Интерьер базилики сказочный, золотисто-голубой, роскошный. Построенный Иблем купол — самая запоминающаяся часть интерьера церкви. Он изображает сотворение мира.

Украшали базилику лучшие художники того времени. Карой Лотц выполнил мозаики на куполе.

Дьюла Бенцур создал роспись южного трансепта (с правой стороны). Он использовал традиционный сюжет «Святой Стефан посвящает свою землю Деве Марии».

В нишах барабана, поддерживающего купол, по разные стороны сидят четыре евангелиста.

В алтарном пространстве под балдахином находится мраморная статуя Святого Иштвана работы Алайоша Штробля; вокруг расположены пять бронзовых барельефов, на которых изображены сцены из его жития.

В базилике хранится самая большая реликвия венгров: мумифицированная рука (десница) короля  Иштвана Святого, в честь которого получил и свое имя этот храм. Мумифицированная правая кисть святого хранится в раке, находящейся слева от алтаря (в часовне Святой правой руки). Раку выносят из собора только в День святого Иштвана.

Витраж с изображением святого Иштвана:

Еще витраж:

Посещение базилики бесплатное, но можно также посетить сокровищницу, и за это уже придется заплатить какую-то символическую сумму.

На фасаде базилики мое внимание привлекла скульптура покровителя всех переводчиков святого Иеронима:

Кстати сказать, существует возможность подняться на купол базилики. Это чуть ли не единственная смотровая площадка равнинного Пешта. На холмистой будайской стороне смотровых площадок, к счастью, предостаточно: это и террасы Королевского дворца, и Рыбацкий бастион, и вершина горы Геллерт. А вот увидеть все достопримечательности Буды с высоты птичьего полета можно только с купола базилики Святого Иштвана.

Посетив базилику, мы вернулись на площадь Эржебет и сели-таки на автобус № 16, который доставил нас в центр Будайского холма, на площадь Парадов (см. следующую запись).

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



3 комментария к заметке

  1. СВЕТЛАНА пишет:

    ПОТРЯСАЮЩЕ.В НАЧАЛЕ МАЯ МЫ ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ВЕНГРИИ, СИЖУ ВЕЧЕРАМИ В ИНЕТЕ, ПОДПИСЫВАЮ ФОТОГРАФИИ, НАБРЕЛА НА ЭТОТ САЙТ.СПАСИБО!!!!!!!! ТАК БЫ И ЧИТАЛА, И СМОТРЕЛА, И ВСПОМИНАЛА… ОЧЕНЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНО И ДУШЕВНО. СВЕТЛАНА

  2. Ирина пишет:

    Спасибо, за подробный рассказ и фотографии. Я только собираюсь в Венгрию и с вашей помощью формирую себе маршрут.

  3. Foxy пишет:

    Спасибо большое за приятный отзыв!
    Не забудьте, готовясь к поездке в Будапешт, заглянуть в раздел «Практические советы»: http://www.mishanita.ru/2009/08/20/756/