Любек: прогулка по Старому городу. Основные достопримечательности и Музей средневекового искусства

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 9 сентября 2008, в 17:28

В этот день, 6 сентября, мы с одногруппницей поехали в Любек, до которого из Гамбурга совсем недалеко (ровно час от главного ж/д вокзала). А достопримечательностей не в пример больше. Точнее, не то чтобы больше, просто они другого рода: больше исторических мест и зданий, весь Старый город очень гармоничный…

Пока я ждала приятельницу на вокзале Гамбурга, успела кое-что увидеть и сфотографировать.

Во-первых, сам центральный ж/д вокзал Гамбурга (на фото выше). Открыт он был 6 декабря 1906 года и заменил несколько старых железнодорожных вокзалов, рассредоточенных по городу.

Напротив вокзала я увидела гамбургский театр Deutsches Schauspielhaus, то бишь Немецкий драматический. Там скоро будет премьера пьесы Шиллера «Коварство и любовь». Судя по афише, постановка осовремененная.

Еще сфоткала церковь недалеко от вокзала. Кажется, она называется Dreieinigkeitskirche, или Святой Троицы.

Купили билеты в Любек и поехали, по пути обсуждая, что хотим посмотреть за этот день. Вошли в город мы, разумеется, через Городские ворота Holstentor, но перед этим прошли по мосту Puppenbrücke (то есть кукольному: здесь недалеко находится Музей марионеток, куда нас потом вечером зазывали, но мы не пошли, так как устали, и вообще…). На мосту привлекают внимание фигуры всевозможных богов: Меркурия, покровителя торговли, Нептуна, покровителя морей; и Траве, покровителя местной реки. Особенно мне, конечно, понравился Меркурий (Гермес). Этот премилый «вид сзади», оказывается, относится к классическим открыточным вариантам:

А вот и вид спереди:

Этот же мост вечером:

Городские ворота Хольстентор, через которые мы вошли в старый Любек, расположены на острове. Это сооружение XV века с двумя массивными круглыми башнями. Над аркой ворот — надпись по-латыни: «Единство внутри и мир вне»/ «Внутри согласие — снаружи мир» (CONCORDIA DOMI FORIS PAX).

Вход в сквер перед воротами украшен фигурами двух чугунных львов. Один из них дремлет, положив голову на вытянутую лапу. Второй, грозно ощетинившись, застыл с повернутой к первому льву головой.

Рядом очень хорошо смотрятся соляные склады Salzspeicher, шесть нарядных краснокирпичных зданий. Здесь хранили «белое золото» любекских купцов. Соль доставлялась из Люнебурга по «соляному пути» в любекскую гавань, а оттуда экспортировалась в Скандинавию и другие регионы.

Далее пошли мимо особняка, где раньше заседала некая купеческая гильдия. Наше внимание привлек барочный портал, между прочим, очень типичный для Любека (причем такие порталы встречаются при зданиях совершенно иного стиля, скажем, выстроенных в стиле классицизма, но, надо сказать, ничуть не дерутся).

То же самое, только вечером:

Далее мы подошли к одному из главных пунктов нашего путешествия, к Мариенкирхе (церкви Девы Марии). Это один из первостепенных памятников северонемецкой архитектуры, послуживший образцом для многочисленных церковных сооружений. Церковь была построена во время расцвета Любека в 1251-1350 годах по образцу французских соборов и являлась олицетворением гордости бюргеров за свой город.

Это третья по величине церковь Германии.

Очень нам понравилось оформление ручек на входной двери: они изображают группки людей под зонтами. Что-то современное, конечно, но смотрится очень мило.

В ночь на 29 марта 1942 года во время бомбежки была разрушена значительная часть города. Церковь сгорела почти полностью. Бомбили город накануне Вербного воскресенья. Уже в 1947 году начались восстановительные работы, а через 12 лет они были завершены.

В церкви можно увидеть самый большой механический орган в мире. Он был построен в 1968 году и заменяет сгоревший исторический Große Orgel — орган, на котором играл служивший здесь Дитрих Букстехуде (инструмент уничтожен в 1942 году). Реставрация единственного сохранившегося органа XVII века в Любеке, на котором играл композитор, стала значительным событием, которое привлекло внимание общественности к фигуре Букстехуде — наряду с обнаружением его портрета и выходом в свет нового издания полного собрания его сочинений для органа.

Второй, более новый инструмент (Totentanzorgel) был изготовлен в 1986 году и ежегодно участвует во множестве концертов. Он также существовал еще до войны (он даже старше, XV века), но был разрушен во время бомбежки. Называется этот орган так, потому что располагается в капелле Totentanzkapelle и использовался во время панихид.

К слову о Totentanz. Это переводится как «Пляски смерти». Во время работы Букстехуде в Любеке была сделана копия маслом уже тогда известной росписи 1463 года «Танец смерти». Оригинал был создан в память о жертвах чумы («черной смерти»), впервые прокатившейся по северной Европе в 1350 году. Это была 30-метровая роспись по четырем стенам небольшой капелле (на холстах, натянутых вдоль внутренних стен Мариенкирхе). Всего там было 24 персонажа: папа, император, императрица, король, кардинал, патриарх, архиепископ, герцог, епископ, граф, аббат, рыцарь, юрист, хормейстер, врач, дворянин, дама, купец, монахиня, калека, повар, крестьянин, ребенок и его мать. Росписи приписывают местному художнику Бернту Нотке (Bernt Notke).

Сегодня об этой росписи напоминают только репродукции да витражи, которые были созданы в этой капелле в 1952-57 гг. художником Альфредом Малау (Alfred Mahlau) (1894-1967). Одна из тем этих витражей — антивоенная. Художник пережил две мировых войны, так что эта тема была для него более чем актуальна, и он знал об этом не хуже чем в средние века люди знали о чуме. Малау из 24 персонажей оставил только 18.

Тут есть интересный барельеф есть, где молодой Бах, приехавший в Любек в 1705 году, внемлет Букстехуде. По замечанию одного из биографов Букстехуде, если бы из-за высокой в то время детской смертности И. С. Бах и Гендель вдруг умерли в раннем возрасте, то именно творения Букстехуде остались бы наивысшим достижением органной музыки последующей эпохи.

Очень красивые также астрономические часы. Это новодел: прежние сильно пострадали во время войны и находятся в музее. Букстехуде был широко образованный человек, всякой астрономией интересовался, и у него в церкви были знаменитые часы-планетарий.

Рядом с Церковью Святой Марии находится Дом Будденброков, который в действительности был фамильным домом писателей Генриха и Томаса Маннов. Увы, мы туда в этот день не успели. Может быть, будет еще возможность. Тем более что я сейчас как раз читаю этот роман.

К самым известным сыновьям Любека наряду с Томасом Манном и Вилли Брандтом относится сатана. Этот милый чертик сидит прямо возле церкви. Про него сложена легенда, будто он что-то напутал и стал помогать строителям возводить Мариенкирхе, но потом хватился — и стал в ярости её крушить, пока горожане не пообещали ему открыть поблизости кабак. Чтобы и его паства не иссякла.

Эти расколотые колокола оставили как напоминание о войне (в капелле церкви Св. Марии):

От церкви мы пошли к городской Ратуше, на Рыночную площадь. Торговля шла довольно активно, народ сидел в кафе, а рядом из знаменитого заведения знаменитой фирмы Niederegger разливался сладкий запах марципанов.

Мы зашли в их фирменный магазинчик. Ассортимент за пару лет, что я здесь не была, изменился не особенно, но разнообразие, конечно, поражает. Разве что раньше, по-моему, не делали фигурок того самого чертика, что возле Мариенкирхе сидит, а так и тюлени милые, и свинки, и фрукты-овощи и многое-многое другое из марципана. Рядом мы купили себе по мороженому и заморили червячка.

Подкрепившись (точнее, освежившись: вообще-то есть не особенно хотелось, так как день был очень даже теплый, даже временами жарковатый), мы отправились в Музей средневекового искусства, St.-Annen Museum, расположенный в комплексе бывшего монастыря августинок. Музей является гордостью города и действительно очень интересен своими уникальными экспонатами. Здесь представлено крупнейшее собрание алтарей. Мне повезло, что моя спутница такой хороший специалист по средневековому искусству, а то я многого бы не поняла.

У входа в музей:

Народу в музее практически не было: не то что на уличках с кофе и марципанами… Очень понравилась атмосфера, когда все эти деревянные скульптуры стоят так рядом, что буквально дышат тебе в лицо и ты мог бы до них дотронуться. Вообще дерево оказалось очень приятным материалом. Пожалуй, я никогда так близко подобные вещи не рассматривала. Вот, например, фигуры апостолов:

Еще забавная композиция — «Умные и глупые девы» (Любек, ок.1400 г.). Очаровательные такие девушки. С одной стороны стоят глупые; они одеты в более модные и красивые платья; у них более изысканные прически; эту группу возглавляет Синагога, олицетворение Ветхого Завета (глаза у нее завязаны, корона скособочена, то есть она передает власть Новому Завету; в руках она держит сломанное копье и козла, жертвенное животное Ветхого Завета). С другой стороны стоят, соответственно, мудрые девы. Вся эта история восходит к Страшному Суду (Матфей, глава 25).

Интересным показался также известный алтарь 1405 года общества Св. Троицы, куда входили представители крупной заграничной торговли. Это была первая патрицианская корпорация (объединение городской элиты) в Любеке, образованная в 1379 г. Члены его носили особый орденский знак, изображавший циркуль, вписанный в круг. Круг символизировал божество, а циркуль — троицу. Четыре таких символа можно заметить и по углам этого алтаря. Любопытно, что художник изобразил многих персонажей в современной ему одежде.

Очень интересно рассматривать такие алтари вблизи, в деталях (Голгофа и Воскресение соответственно):

Еще один очень известный алтарь расписан художником Хансом Мемлингом в 1491 году, в Брюгге. Очень красиво размещены все сцены страданий и воскрешения Иисуса, насыщенные цвета, прекрасные пейзажи.

Очень меня повеселил алтарь Марии Магдалены, принадлежавший Обществу портных (Любек, 1519). Он показывает вознесение Марии ангелами: на этой кающейся грешнице нет одежды, только длинные золотистые волосы.

В садике мы нашли те самые фигуры с моста Puppenbrücke, только оригиналы.

В самом музее также находится оригинал астрономических часов из Мариенкирхе.

С такой вот гадиной представлен норвежский святой Олаф.

В этом музее есть также предметы быта и современная живопись, но мы гуляли по первому этажу до закрытия, да, собственно, и не собирались смотреть что-то еще.

Продолжение прогулки по историческому центру Любека см. тут.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)