Достопримечательности Нюрнберга. Церковь Св. Себальда в Нюрнберге.

Рубрики: Германия, весна 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 5 июля 2008, в 22:54

Преславный Нюренберг: город пряников, игрушек, мейстерзингеров и Альбрехта Дюрера

Родной город композитора Иоганна Пахельбеля Нюрнберг издавна славится благоприятной атмосферой для творческих умов, художников и мастеров-рукоделов, поэтов и мыслителей. Здесь Питер Хинлайн изобрел первые карманные часы. Здесь Мартин Бехайм изготовил первый глобус, когда Колумб еще отчаянно искал морской путь в Индию. Наперстком, кларнетом и токарным станком мы также обязаны вдохновению и усердию нюрнбергских ремесленников. Нюрнберг является родиной Щелкунчика, оловянных солдатиков и железной дороги. Испокон веков жили здесь кукольные мастера. Средневековый Нюрнберг был одним из самых развитых городов Германии. Местные негоцианты торговали почти со всем светом. Ремесленники Нюрнберга славились как превосходные оружейники, создатели ветряных мельниц, точных измерительных приборов, компасов, больших механических часов...

Это город с прекрасной старинной архитектурой и богатыми традициями. Прогулку по Нюрнбергу мы начнем с двух крупнейших городских церквей, с которыми связана, в частности, и судьба Иоганна Пахельбеля: церкви Св. Себальда и церкви Св. Лоренца.

Церковь св. Себальда: внутреннее убранство и история органа

Северные кварталы Нюрнберга получили название «сторона Себальд» из-за церкви Святого Себальда (Зебальда) (Sebalduskirche), построенной протестантами в 1273 году. Возведенная по подобию Бамбергского собора, она имеет готический облик (правда, если не принимать во внимание западный клирос — один из двух приделов храма, наделенный романскими деталями). Это старейшая лютеранская приходская церковь города. Две башни добавлены в XV в. В XVII в. здание и его интерьер был реконструирован в стиле барокко. Церковь названа в честь отшельника, миссионера и покровителя Нюрнберга св. Себальда.

Церковь Святого Себальда, Нюрнберг

Церковь серьезно пострадала во время Второй мировой войны, однако некоторые шедевры внутреннего убранства сохранились в первозданном виде.

Вид церкви Св. Себальда после Второй мировой войны, Нюрнберг

Должность органиста церкви Св. Себальда считалась самым престижным местом такого рода в Нюрнберге; этот пост в своё время занимали многие крупные композиторы.

Именно в этой церкви с 1695 года и до самой своей смерти служил органистом Иоганн Пахельбель. В 1719-1764 гг. этот же пост занимал его сын Вильгельм Иероним. Вильгельм Иероним (Wilhelm Hieronymus) Пахельбель (1686-1764) считается самым выдающимся музыкантом из сыновей Пахельбеля. В 1699 году Иоганн Пахельбель написал Hexachordon Apollinis и посвятил это произведение Дитриху Букстехуде с просьбой взять в ученики своего сына. Случилось ли это на самом деле (т.е. учился ли Вильгельм Иероним у Букстехуде) неизвестно.

Орган церкви Св. Себальда был сконструирован Г. Траксдорфом в 1444 году, и стоил он огромную по тем временем сумму в 1150 флоринов: очевидно, инструмент это был весьма крупный. На нём и играл Иоганн Пахельбель, а также многие другие известные органисты того времени (в 1691 году орган был перестроен). Особенности диспозиции этого уникального инструмента во многом обусловили стиль сочинений Пахельбеля, написанных им в последний период жизни. Кроме того, на характер его органной музыки повлиял также порядок и специфика литургии в церкви Св. Себальда, проявившиеся, например, в частом исполнении Магнифпката, что способствовало появлению превосходного собрания «органных фуг на Магнификат» Пахельбеля из 95 композиций, основанных на восьми магнификатных тонах (некоторые темы фуг производны от литургических напевов). Эти первоклассные, хотя и не очень сложные пьесы, которые можно назвать фугированными прелюдиями, были созданы Пахельбелем на вершине творческих возможностей.

В церкви Св. Себальда, Нюрнберг

Созданный Траксдорфом орган погиб в огне во время бомбового налёта 2 января 1945 года (в январе 1945 года союзная авиация разрушила Нюрнберг почти полностью, и его восстановление длилось больше 20 лет). На момент разрушения это был один из старейших в мире действующих органов. Сегодняшний 4-мануальный, 84-регистровый орган производства кёльнской фирмы Peter датируется 1975 годом (после войны в церкви временно был установлен списанный орган из церкви Св. Якоба баварского города Эттинген).

Несколько слов о других шедеврах внутреннего убранства — тех, что сохранились до наших дней.

В церкви находятся великолепные произведения Петера Фишера (Вишера) Старшего: «Мадонна в венке лучей» и надгробный памятник Себальду, украшенный скульптурными сценами из жизни святого. Гробницу покровителя города, особенно почитаемого нюрнбергскими протестантами, мастер завершил в 1519 году после 13 лет вдохновенного труда и вряд ли сумел бы выполнить эту тяжелую работу без сыновей. Мощи святого были скрыты 12 крупными статуями апостолов, расставленными вокруг могилы. Рядом размещалось столько же более мелких фигур пророков и отцов церкви.

Мадонна в венке лучей, церковь Св. Себальда, Нюрнберг

Трудно не восхититься, глядя на композицию из 70 миниатюрных статуй гениев, нереид, фантастических животных. В одной из нижних ниш раки Св. Себальда можно заметить фигуру ещё одного гения — скульптора Фишера, изобразившего самого себя в переднике, с резцом в руке (вероятно, правда, что это не автопортрет, а портрет, выполненный сыном Фишера, Петером Ф. Младшим). Рядом с деревянной кафедрой располагается полотно «Положение во гроб», которое по традиции приписывается Альбрехту Дюреру.

Портрет Петера Фишера Старшего, деталь раки св. Себальда, Нюрнберг

Петер Фишер Старший (ок. 1460–1529) стал первым мастером бронзового литья, в совершенстве освоившим скульптуру. В изготовлении художественных предметов из металла, как литых, так и кованых, ремесленники Нюрнберга не знали себя равных еще со Средневековья. Фишер отважился перейти границы ремесла, сумев превратить литейную мастерскую в ателье скульптора. Таким образом, германская пластика родилась не из деревянной резьбы и не из каменной скульптуры. Она вышла из бронзового литья, которое в эпоху готики не поднималось выше уровня народного промысла. Один из сыновей Фишера Старшего, Петер Фишер Младший (1487–1528), также был выдающимся скульптором. Именно ему принадлежат почти все фигурные украшения раки св. Себальда.

Надгробный памятник св. Себальду, Нюрнберг

Шедевр Адама Крафта (немецкий скульптор, ок.1440-1509) — надгробный памятник семьи Schreyer-Landauer, выполненный в 1492 году по заказу Зебальда Шрейера и его племянника Маттиаса Ландауэра. Рельеф надгробного памятника представляет, в многофигурных композициях, «Несение креста», «Распятие», «Положение во гроб» и «Воскресение». Почти к к тому же времени относятся «Семь остановок шествия Спасителя на смерть» (Sieben Stationen), размещенных по пути к нюрнбергскому кладбищу Св. Иоанна, и «Христос, распятый между двумя разбойниками», при входе на это кладбище — восемь горельефов, замечательных по ясности и драматизму композиции и по выразительности фигур.

Надгробный памятник работы Адама Крафта, церковь Св. Себальда, Нюрнберг

Фигуру апостола Андрея (1505-1507) и группу «Распятие» (1520) выполнил Вит Ствош (Файт Штосс). Файт (Фейт) Штосс (в Восточной Европе он более известен как Вит Ствош) (ок.1447-1533 гг.) — немецкий скульптор; создатель шедевра позднеготического стиля — резного алтаря Мариацкого костёла в Кракове.

Группа Распятие, церковь Св. Себальда, Нюрнберг

С 1477 по 1496 гг. Ствош работал в Кракове, потом вернулся в Нюрнберг. Вит Ствош сам резал из липового дерева скульптуры и детали алтаря, сам расписывал их. Его работа поражает своим реализмом. В ней нет упрощенно-схематических черт, характерных для искусства средневековья. Ему также принадлежит резная икона в нюрнбергской церкви Св. Лаврентия, изображающая Благовещение, окруженное венком роз, среди которого представлены в медальонах «семь радостей Богородицы» и семь других новозаветных сцен (1518).

Апостол Андрей, церковь Св. Себальда, Нюрнберг

Вит Ствош смело вводит взятые из жизни мотивы в изображения, имеющие религиозный смысл. Для него, человека переломной эпохи, и поражающая своей красотой жизнь, которую он видит вокруг, и религиозные догматы составляют одну систему, одно единое мироздание. Он изображает то, что видит, то, что знает, а также и то, во что верит. Вера и знание не отделились еще друг от друга в его искусстве. Поэтому наряду с большими реалистическими завоеваниями в изображениях алтаря сохраняется еще немало специфически средневековых особенностей — резкая напряженность движения фигур, плотно закутанных в одежды, нервозно-экстатический ритм композиции и т.д.

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Нюрнберга (это несколько схематичный, но достаточно подробный план исторической части города, с названиями главных улиц и указанием всех основных достопримечательностей, на немецком языке). Чтобы загрузить план Нюрнберга, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке. На карте обозначены наиболее известные достопримечательности Нюрнберга: площади, церкви, музеи, памятники архитектуры.

План центра Нюрнберга, Германия

♦♦♦♦♦♦♦

Примечания:

1) Траксдорф Генрих (Traxdorf, Droßdorf, Traxdorff, Droßdorff) — один из старинных мастеров органа; жил в Майнце в середине XV в. Клавиатура органов Траксдорфа была в две октавы. В 1440-х годах мастер построил в Нюрнберге три органа: большой орган в церкви Св. Себальда и два небольших в Фрауенкирхе. По некоторым сведениям, именно им ок. 1460 г. был изобретён портативный язычковый орган регаль.

2) Мариацкий алтарь краковского костёла — один из самых больших готических алтарей в Европе, выполненный в липовом дереве мастером Витом Ствошем из Нюрнберга. Ствош работал над алтарем двенадцать лет (1477-1489 гг.). Алтарь был сооружен на пожертвования мещан и простого народа. Собранная ими сумма в 2808 флоринов равнялась годовому бюджету Кракова. Алтарь выполнен из вызолоченного полихромированного липового дерева, почти трехметровые фигуры алтаря вырезаны из цельных стволов. Во время фашистской оккупации Кракова алтарь Мариацкого костела был вывезен и спрятан фашистами в подземельях норнбергского замка. В 1946 году его обнаружили и после многолетней реставрации, в 1967 году вернули на прежнее место.

Вит Ствош. Успение богоматери. Фрагмент. Алтарь Мариацкого костела в Кракове (фото авторов сайта)

Использованные источники:

1) http://en.wikipedia.org/wiki/St._Sebaldus_Church
О церкви Св. Себальда в Нюрнберге.

2) http://www.sebalduskirche.de
Сайт церкви Св. Себальда в Нюрнберге.

3) George Ashdown Audsley. The Art of Organ-building. Courier Dover Publications, 1965.

4) Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков. М.: Музиздат, 2008.

5) http://012.brocgaus.ru/text/424.htm
Файт Штосс (Вит Ствош).

6) http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st020.shtml
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st030.shtml
Всеобщая история искусств. Том 3.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)