Париж. Часть I. Некоторые интересные парижские церкви

Рубрики: Европа, март 2006,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 10 марта 2006, в 21:16

Здесь я решила выложить фотографии парижских церквей, которые посетила самостоятельно в течение тех двух дней, что были даны нам на свободное изучение города. В Париже, разумеется, огромное количество церквей, и я посетила далеко не все. Но даже те, куда мне удалось попасть, оказались очень интересными и необычными, великолепно сочетающими древность и современность, средневековье и модерн, с прекрасными интерьерами и не менее прекрасным внешним архитектурным оформлением. Все эти церкви находятся в разных районах Парижа, но большинство из них всё-таки расположено в относительной близости к центру и отчасти входит в обязательную туристическую программу (во всяком случае Нотр-Дам уж точно).

Церковь Марии Магдалины (Мадлен)

 

Одно из самых сильных впечатлений — церковь Марии Магдалины (Мадлен) (L'église de la Madeleine). Это римско-католическая церковь в неоклассическом стиле, расположенная в 8 округе Парижа (8e arrondissement), на площади Мадлен, через которую проходит длинная узкая улица Фобур Сент-Оноре (Rue du Faubourg-Saint-Honoré), известная своими модными магазинами. Квартал Мадлен (церковь дала название целому кварталу) расположен в самом центре Парижа: к югу — площадь Согласия, к востоку — Вандомская площадь, к западу — церковь св. Августина, неподалеку — Большие бульвары. Площадь Мадлен также известна своим цветочным рынком.

Церковь Мадлен строилась по подобию греко-римских храмов и задумывалась Наполеоном как монумент в честь побед его армии (правда, после поражения Наполеона храм на какое-то время преобразовали в железнодорожный вокзал (!) — первый в Париже, — но затем, в 1845 году, вновь вернули ему первоначальное предназначение). Строительство продолжалось 85 лет. Говорят, сейчас тут часто проходят свадьбы здешней элиты и вообще это чуть ли не самая светская и престижная церковь Парижа. Сфотографировать церковь снаружи не получилось, так что ограничусь фотографией из Википедии:

Архитектурная эстетика церкви неоднозначна. Из-за обширной колоннады коринфского ордера церковь напоминает здание Национальной ассамблеи или Биржи; в то же время она построена в таком же неоклассическом стиле, что и Пантеон , где находятся захоронения великих людей Франции (кстати сказать, первоначальный проект церкви — позднее пересмотренным при Наполеоне — представлял собой купольное сооружение наподобие Дома инвалидов); наконец, благодаря богатому скульптурному убранству она кажется похожей на музей скульптуры. В общем, это не совсем храм, во всяком случае снаружи, а скорее сооружение светского характера, государственное учреждение, внушительное и даже, может быть, немного отпугивающее. Однако внутри довольно уютное (хотя на мой вкус несколько, как бы это сказать, душноватое, видимо, из-за малого количества света) и располагающее к неторопливым размышлениям.

В момент, когда я там оказалась, в церкви проходила временная выставка какого-то современного художника. Очень понравилось. Было вывешено свыше десятка отличных работ на темы Евангелия (признаться, не поняла, то ли это витражи, то ли батики, то ли еще что, но здорово). Я решила заснять парочку наиболее понравившихся.

«Иисус в терновом венце» и «Предательство Иуды»:

И наконец, мой любимый, скажем так, элемент внутреннего убранства этой церкви. Кропильница в виде девушки-ангела. Помню ее лицо еще с прошлого раза, когда побывала в Париже впервые, даже удивительно, как запала в память.

Две таких кропильницы находятся у входа в церковь. Это ангелы работы скульптора-романтика Антуана Муана (Antonin Moine) (1796-1849). Оказывается, модель будущих кропильниц (bénitiers) демонстрировалась на парижском салоне 1836 года и вызвала восхищение знатоков искусства. Однако наиболее непримиримые  католики осудили слишком чувственные формы женских аллегорий, наклонявшихся к чаше. Сегодня в церкви находится измененный вариант кропильниц, созданный Муаном в 1840 году. Это высокая одиночная фигура меланхоличной девушки-ангела, которая держит кадило.

 

Базилика Св. Клотильды

 

Базилика Св. Клотильды (Basilique Sainte-Clotilde) — это первая неоготическая церковь Парижа. Находится она на улице Rue Las Cases, на углу Фобур Сен-Жермен, в районе Сен-Жермен-де-Пре (Saint-Germain-des-Prés) в 7-м округе Парижа.

Псевдоготическая церковь Сент-Клотильд была спроектирована Кристианом Го (Christian Gau), архитектором немецкого происхождения, в стиле средневековых храмов XIV в. Церковь строили в 1846-56 гг.; после смерти Го в 1853 году работу завершал архитектор церкви Св. Троицы Теодор Баллю (Théodore Ballu). Над убранством Сент-Клотильд трудились Жоффруа-Дюшом, Джеймс Прадье, Франциск Дюре, Вильям Бугеро и Эжен Гийом.

Торжественное открытие храма состоялось 30 ноября 1857 года, работы продолжались двенадцать лет. Обратите внимание, что это не просто церковь: она носит почетное «звание» базилики. В 1896 году, в честь 1400-летия крещения короля франкского королевства Хлодвига (кстати сказать, именно вторая жена Хлодвига I, христианка Клотильда, позднее причисленная к лику святых, вместе со святым Ремигием сделали всё для того, чтобы убедить мужа перейти в католическую веру — крещение состоялось в Реймском соборе), папа Леон XIII присвоил церкви св. Клотильды почётный статус малой базилики со всеми соответствующими правами и привилегиями.

Интересно, что в церкви св. Клотильды с 1859 года и до конца жизни (1890) на должности органиста работал знаменитый органист и композитор Сезар Франк. В церкви находится торжественно открытый в 1859 году орган работы знаменитого органостроителя, мастера романтической школы Аристида Кавайе-Колля (1811–1899). На этом органе, собственно, и играл все 30 лет своей работы в церкви Сезар Франк.

Небольшой садик перед базиликой с забавными цветами, напоминающими декоративную капусту:

Церковь Сен-Сюльпис

Церковь расположена в Люксембургском квартале, в 6-м округе Парижа. После собора Нотр-Дам это самая крупная церковь французской столицы.

Одно из самых сильных впечатлений за всю поездку — скульптуры у церкви Сен-Сюльпис (Église Saint-Sulpice) (временная выставка работ какого-то современного художника). Сама церковь своей вечной недостроенностью, зияющими пустотами и огромным размером тоже создает довольно сюрреалистичное, даже несколько зловещее впечатление.

Фонтан классического стиля на площади Сен-СюльписФонтан четырех епископов» работы Висконти, также называемый фонтаном «Четыре стороны света») и тут же — эти современные скульптуры. Что особенно поражает в Париже, так это то, как они классно умеют сочетать традиционное с авангардным. Очень здорово! Еще, правда, всего одна скульптура подобного рода (очевидно, автор тот же) — у церкви Сен-Жермен-де-Пре.

Среди десятка скульптур, установленных на площади, эта — одна из самых сильных. Конечно, цвет делает свое дело. Плюс, когда смотришь на нее вблизи, видишь, как эта молния буквально пронзает тело. Жутковато, но запоминается.

Еще пара творений этого автора. Весьма оригинально, как мне кажется.

Последнюю скульптуру на этой площади монтировали при мне вот эти дядечки. Работа эта вызывает сардонический смех: мертвый человек прикрывает свой череп маской в виде Микки Мауса. Концептуально!

Тема мертвых людей, похоже, очень близка этому скульптору. Очередной миленький скелетик на моем фоне.

 

Церковь Сен-Жермен-де-Пре

 

Сен-Жермен-де-Пре (Saint-Germain-des-Près) — самая старая церковь Парижа. Освящена она была в 1163 году. Раньше это было целое аббатство, от которого сегодня осталась лишь церковь в романском стиле.

Находится церковь в картале (что неудивительно) Сен-Жермен-де-Пре, в 6-м округе Парижа.

Колокольня церкви Сен-Жермен-де-Пре:

Современная скульптура около церкви (я случайно попала на временную инсталляцию какого-то современного скульптора; сегодня этих фигур вы там не найдете). Интересно не только противопоставление цветов, но еще и выбор материалов. Человек черный, мертвый, холодный из металла с черепом вместо головы ниспровергает как бы свое «я», живое, яркое, да еще и этакое плюшевое: материал пушистый, напоминающий мягкую игрушку. Своеобразно.

 

Церковь Валь-де-Грас

Церковь Валь-де-Грас (L'église du Val-de-Grâce), расположенная недалеко от Пантеона, в конце улицы Сен-Жак (rue Saint-Jacques, 1), в 5-м округе Парижа, оказалась в этот раз на реконструкции. Попасть внутрь и даже подойти поближе не удалось. Но сооружение действительно достойное. Изящное, в традициях итальянского барокко. Это самая римская из парижских церквей.

Интересна история церкви Валь-де-Грас. Возведение храма началось в 1645 году по приказу Анны Австрийской на территории заложенного ею же в 1624 году монастыря и продолжалось до 1665 года. Первый камень в основание церкви заложил 7-летний наследник, будущий Людовик XIV. Дело в том, что в 1638 году у Анны Австрийской после многих лет бездетного брака наконец родился сын, будущий Людовик XIV (королева дала обет построить здесь великолепный храм, если Бог пошлет ей ребёнка). Строительство церкви было поручено французскому архитектору Франсуа Мансару (François Mansart), но через год его отстранили от работ (из-за непомерной стоимости проекта), так что продолжали строительство Жак Лемерсье (Jacques Lemercier) и другие архитекторы.

Что касается интерьера церкви Валь-де-Грас (своими глазами мне его увидеть не удалось из-за реставрации), то пышное убранство купола и балдахин, созданный по образцу балдахина Бернини в соборе Св.Петра в Риме, делают Валь-де-Грас постройкой, наиболее близкой к римскому барокко. Купол церкви украшен фреской Пьера Миньяра «Слава блаженным» (1663), на которой изображено более 200 персонажей.

Вот панорамный вид на церковь и монастырь со стороны сада, который дает представление о том, как выглядело это место в XVIII в.:

После Великой французской революции здешний монастырь преобразовали в военный госпиталь, а церковь, соответственно, стала больничной. В бывшем здании монастыря сегодня располагается Музей военно-санитарной службы (Musée du service de santé des armées), военно-медицинская школа и библиотека Валь-де-Грас. Современный военный госпиталь Валь-де-Грас (Hôpital d'instruction des armées du Val-de-Grâce) находится на территории бывшего монастырского огорода.

У церкви Валь-де-Грас меня сфотографировал полицейский.

 

Церковь Сен-Северен

 

Церковь Сен-Северен/Свен-Северин (L'église Saint-Séverin), построенная в стиле пламенеющей готики, находится на улице Сен-Жак (rue Saint-Jacques) (вход с улицы rue des Prêtres-Saint-Séverin), в Латинском квартале, в 5-м округе Парижа.

Это старинная церковь, которая в XI в. являлась приходской для всего левого берега Парижа. С XIII по XVI век продолжались расширительные работы. Снаружи здесь можно полюбоваться на характерную полурозетку, состоящую как бы из языков пламени, на средневековых горгулий, а внутри— на великолепные органы и старинные витражи, а также более современные элементы убранства.

Современная скульптура Богоматери с младенцем в церкви Свен-Северен:

Интересные витражи и характерные перевитые своды с колоннами в виде пальмовых деревьев:

Семь современных витражей работы французского мозаичиста, иллюстратора и дизайнера, художника-философа, лидера абстрактного экспрессионизма Жана Базена (Jean René Bazaine) (1904-2001) посвящены семи таинствам католической церкви. Эти витражи были установлены здесь в 1970 году. В витраже, посвященном таинству крещения, доминирует синий цвет, символизирующий воду, — один из центральных мотивов в творчестве Базена. Затем огонь духа разгорается всё сильнее: от желтого к оранжевому и, наконец, к красному. Далее следуют остальные шесть таинств: миропомазание (конфирмация), святое причастие, венчание, исповедь (покаяние) , елеосвящение (соборование) больного и священство (рукоположение).

 

Церковь Сен-Этьен-дю-Мон

 

Церковь Сен-Этьен-дю-Мон (L'église Saint-Étienne-du-Mont) находится в Латинском квартале, на горе святой Женевьевы, в 5-м округе Парижа, недалеко от Сорбонны и Пантеона. Ее строительство было начато в 1492 году, а завершено в 1622 году, так что церковь представляет собой интересное смешение стилей: доминирующим признается пламенеющая готика, но и ренессансный стиль выражен довольно явно. Это одна из самых необычных церквей Парижа как по внешнему облику, так и с точки зрения интерьера, но при всей своей эклектичности очень гармоничная и изящная, просто чудо.

Амвон (поперечная навесная галерея, которая отделяет неф от хоров) в Сен-Этьен-дю-Мон такой кружевной, я бы даже сказала мавританский. Этот амвон (созданный, вероятно, французским архитектором эпохи Возрождения Филибером Делормом (Philibert Delorme/de l'Orme) (ок.1510-1570)) и винтовые лестницы из белого камня, украшенные ажурной резьбой, создают совершенно неповторимое впечатление. Подобной конструкции не осталось ни в одной из парижских церквей.

В церкви находится деревянная кафедра XVII века, великолепные старинные витражи XVI-XVII века, а также рака св. Женевьевы, покровительницы Парижа, спасшей город от нашествия гуннов в 451 году. Здесь также захоронены Паскаль и Расин. Известный композитор, органист и импровизатор Морис Дюрюфле (Maurice Duruflé) (1902-1986) занимал пост главного органиста церкви Сен-Этьен-дю-Мон с 1929 года до своей смерти в 1986 году.

 

Церковь Св. Троицы

Церковь Пресвятой Троицы (Сент-Трините) (Église de la Sainte-Trinité), расположенная в 9-м округе Парижа, в начале улицы Бланш (rue Blanche), на площади Place d'Estienne-d'Orves, строилась в 1861-1867 годах. Высокая, довольно необычная постройка с 65-метровой колокольней. Раньше на этом месте был известный ресторан.

Церковь Св. Троицы — это здание периода Второй империи (эпоха Наполеона III), созданное в неоренессанскном стиле. Задумывалось, что церковь должна быть видна от Гран-Опера: это было частью замысла архитектора Теодор Баллю (Théodore Ballu) по реорганизации, модернизации и благоустройству Парижа по плану барона Османа.

Архитектура фасада навеяна мотивами итальянского ренессанса (и отчасти готики): фронтоны, пилястры, ниши (ср. с Базиликой Сан-Джованни ин Латерано в Риме). Фасад украшают 16 статуй святых (Отцов Церкви): это копии, сменившие оригиналы в 1924 году. На вершине фасада представлены четыре главные добродетели: мудрость, мужество, справедливость, умеренность (последней скульптор Жан-Батист Карпо (Jean-Baptiste Carpeaux) придал черты известной красавицы того времени императрицы Евгении, супруги Наполеона III); а вокруг 65-метровой колокольни, выполненной в форме башен Беффруа в стиле французского ренессанса, — статуи четырех евангелистов с их традиционными символами (ангел, лев, орел и бык).

Ниже доминирует числовая символика Троицы: перед портиком с тремя аркадами — три фонтана с тройными ступенями, и на них три статуи, изображающие три богословские добродетели (Вера, Надежда, Любовь). Скульптор: Франциск Жозеф Дюре (Francisque Joseph Duret) (1804-1865) (автор знаменитого фонтана Сен-Мишель на бульваре Сен-Мишель в Париже); затем, после его смерти работу завершал Эжен Луи Лекен (Eugène Louis Lequesne) (1815-1887).

К сожалению, фонтаны были огорожены довольно уродливым забором с современными рисунками, так что выкладываю фотографию с сайта worldvisitguide.com:

Всемирную известность церковь получила благодаря тому, что именно здесь более 60 лет (c 1931 и до своей смерти в 1992 году) трудился знаменитый французский композитор и органист Оливье Мессиан (Olivier Messiaen) (1908 – 1992). Здесь же в 1869 году проходили похороны Гектора Берлиоза (в этой же церкви он венчался со своей второй женой).

Церковь Св. Троицы славится своими органами, главный из которых — большой орган Аристида Кавайе-Колля (1811–1899), построенный в 1869 году (на сегодня насчитывает 61 регистр, 3 мануала, электротрактуры).

Вид на главный алтарь (maître-autel) церкви Св. Троицы:

Более свежие (и более качественные) фотографии, а также подробную информацию об интерьере церкви Св. Троицы вы можете найти в записи Церковь Святой Троицы (Сен-Трините).

Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте

 

Церковь Сен-Жерве-Сен-Проте (Église Saint-Gervais-Saint-Protais) выстроена в начале XVII века в позднеготическом стиле, а ее фасад считается самым ранним образцом французского классицизма. Храм посвящен Святым Гервасию и Протасию – раннехристианским мученикам.

Находится церковь прямо позади парижской Ратуши, в 4-м округе Парижа, на пересечении улиц Отель-де-Виль (rue de l'Hôtel-de-Ville) и Барр (rue des Barres).

Главный фасад церкви Сен-Жерве-Сен-Проте выходит на одноименную площадь, на которой уже много столетий подряд красуется старый вяз (разумеется, не один и тот же: нынешний посажен в 1982 году). Здесь в средние века люди окрестных кварталов собирались, чтобы обменять или отдать взятые в долг деньги.

В этой церкви находится самый старый орган Парижа, относящийся к XVI-XVII вв. Именно на этом органе играли Луи Куперен и его племянник Франсуа Куперен (Луи Куперен служил здесь с 1653 года и вплоть до своей смерти в 1661-м; затем его сменил брат Шарль, отец Франсуа Куперена; Франсуа Куперен работал здесь с 1685 года, а затем эта должность перешла к его кузену Николя Куперену; в целом представители династии Куперенов служили здесь органистами свыше двух столетий).

А еще здесь очень интересные современные витражи, солнечные такие.

 

Церковь Сен-Луи

 

Церковь Сен-Луи-Ан-Л’иль (Святого Людовика на острове) (Église Saint-Louis-en-l'Île) находится на острове Св. Людовика (Île Saint-Louis), в 4-м округе Парижа. Строилась она с 1624 по 1726 год. Церковь посвящена королю Франции Людовику IX Святому, который правил страной с 1226 по 1270 год, помимо всего прочего, был покровителем искусств и усердно возводил храмы (в том числе собор в Реймсе).

 

Собор Парижской Богоматери

 

И напоследок — несколько фотографий Собора Парижской Богоматери, Нотр-Дама (Notre Dame de Paris). Одна из розеток (северное окно-роза, изображающее Богоматерь в окружении персонажей Ветхого завета):

Одна из евангельских сцен, вырезанных из камня на алтарной перегородке:

А этот мужик продавал корм для птиц. Воробьи едят прямо с руки. Нежадные туристы покупают, кормят и фотографируются. Я сфоткала этого неприглядного предпринимателя в момент, когда он сам кормил птичек (в рекламных, очевидно, целях).

Подробное описание архитектуры и истории строительства, а также интерьера Нотр-Дам-де-Пари вы найдете в более свежей записи Собор Парижской Богоматери.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



3 комментария к заметке

  1. Светлана пишет:

    Прочла заметки о прогулках по Парижу. Замечательно…сразу вспомнила свою прогулку по Парижу. Жаль, что нельзя вставить свои фотографии, у меня есть очень красивые. Город прекрасен.Современный город мне тоже понравился. Спасибо.

  2. Foxy пишет:

    Да, эти фотографии Парижа у меня, наверное, не самые лучшие :)) . Делала на старый фотоаппарат, когда ездила три года назад.
    К счастью, этой весной мы с мужем побывали там снова, и теперь уже снимки получились куда более качественными. Мы до сих пор потихоньку описываем свои впечатления от этой поездки. Успели пока выложить на сайт совсем немного.
    Могу лишь предложить ознакомиться с нашими свежими фотографиями из собора Парижской Богоматери (там же дано довольно подробное описание интерьера, витражей, евангельских сцен):
    http://www.mishanita.ru/2009/10/23/1471/

  3. Alexandra пишет:

    Хотела бы добавить по поводу церкви Saint-Etienne-du-Mont, что амвон, перегородка отделящая неф от хоров, по-французски, jubé, выполнен мастером Антуаном Бокором (Antoine Beaucorps).