Первый день в Париже. Часть V. Церкви Святой Троицы (Сен-Трините) и Нотр-Дам-де-Лоретт

Рубрики: Бельгия-Франция, весна 2009,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 18 декабря 2009, в 15:25

После прогулки по кладбищу Монмартра, мы потихоньку направились в сторону Северного вокзала, откуда вечером отходил наш поезд в город Монс. Время еще было, и мы шли не торопясь. Заглянули по пути в интересную парижскую церковь — церковь Сент-Трините (Святой троицы) (Église de la Sainte-Trinité), расположенную между улицами Бланш (Blanche) и Клиши (Clichy) по адресу площадь Эстьена д'Орва, улица Трините (Place d'Estienne-d'Orves 3, rue de la Trinité), у станции метро Trinité /d'Estienne-d'Orves.

Парижская церковь Сен-Трините (Святой Троицы) построена в 1861-1867 годах по проекту архитектора Теодора Баллю (Théodore Ballu) (1817-1885) в стиле неоренессанс. Архитектор Теодор Баллю известен также тем, что занимался реконструкцией башни Сен-Жак и восстановлением здания Отель-де-Виль; кроме того, именно он построил колокольню парижской церкви Сен-Жермен-л'Осерруа. Он же после смерти Кристиана Го заканчивал строительство парижской базилики Св. Клотильды. Отметим также, что Баллю был учеником архитектора Л.И. Лебá (Louis-Hippolyte Lebas), о котором речь пойдет чуть ниже.

Проект церкви Святой Троицы был создан в рамках градостроительных преобразований барона Османа. Эта престижная церковь задумывалась как центр городского ансамбля, тесно связанный с окружающим буржуазным кварталом, протянувшимся вдоль улицы Шоссе-д'Антен  (rue de la Chaussée d'Antin), панораму которой и замыкает сегодня Сент-Трините. Перед церковью эта узкая улица расширяется, образуя элегантную площадь, спроектированную инженером Жаном Адольфом Альфаном (Jean-Charles-Adolphe Alphand) (1817-1891).

Открытка начала XX века: церковь Святой Троицы и вид в сторону Монмартра (источник: commons.wikimedia.org):

Несмотря на роскошный декор, проект строительства Сент-Трините, как считается, оказался достаточно, как мы теперь бы сказали, бюджетным: стоимость возведения церкви составила менее 4 млн. франков, что по тогдашним меркам было недорого. Архитектор был еще и хорошим администратором. В итоге, несмотря на умеренную стоимость, здание получилось весьма импозантным — как по  наружному облику и скульптурному декору, так и по оформлению интерьера.

Фасад церкви богато декорирован, внизу перед портиком расположено три фонтана. Полноценно посмотреть на фонтаны, к сожалению, не получилось; они были загорожены привычным пестрым забором — с граффити или детскими рисунками, как мне сначала показалось; потом выяснилось, что это живописные произведения на тему цирковых игрищ в Древнем Риме, и эти щиты якобы установлены специально в качестве ограждения фонтанных чаш, чтобы дети не упали в воду, а заодно позволяют людям«любоваться современным искусством». Подробнее об архитектурным особенностях и внешних скульптурных украшениях церкви Сент-Трините читайте в записи «Некоторые интересные парижские церкви». Мы же сегодня остановимся преимущественно на внутреннем убранстве Сент-Трините.

Хотя об этом и трудно догадаться, при строительстве церкви Баллю использовал чугун и железо. Это  позволило ему уменьшить количество опор и спроектировать обширный свод, создающий впечатляющее пространство внутри храма: 90 метров длиной, 34 метра шириной и 30 метров высотой.
Само здание, прямоугольное в плане, состоит из просторного нефа без трансепта, обрамленного узкими приделами с проходом к боковым часовням.

Внутреннее убранство церкви отличается плавным нарастанием интенсивности цвета и яркости позолоты, эти градации выгодно подчеркивают впечатление, производимой архитектурой интерьера. Церковь Сен-Трините имеет высокий и светлый центральный неф с большими полуциркульными арками с тонкими вертикальными тягами-полуколоннами, распространяющимися вплоть до сводов.

По краям приподнятой алтарной части находятся две высоких кафедры, окаймляющих главный алтарь, созданный мастером-ювелиром Пусьельгом-Русаном (Placide Poussielgue-Rusand) (1824-1889). Десять декоративных колонн искусственного зелёного мрамора (стукко) символизируют десять ветхозаветных заповедей.

В скульптурном оформлении церкви наблюдаются различные тенденции в искусстве периода Второй империи: большинство фигур апостолов, установленных на прямоугольных столбах нефа, выполнено в довольно строгом стиле, тогда как фигуры ангелов над кропильницами отличаются нежностью и тонкостью. Эти мраморные ангелы нам особенно понравились. Выполнил их примерно в 1866-1867 гг. Шарль Гюмери (Charles-Alphonse-Achille Gumery) (1827-1871), работавший также над скульптурным оформлением парижской Оперы Гарнье, Лувра и фонтана Сен-Мишель.

А вот одна из фигур апостолов; в данном случае это апостол Иуда Фаддей (не путать с Иудой Искариотом, предателем). Видите подпись под скульптурой: S.THADAEUS (S.Thaddeus), то есть Фаддей или Тадеуш (он же Иуда Иаковлев или Леввей). Святой Иуда принял мученическую смерть на территории нынешней Армении (тогда это была Персия): язычники насмерть забили его дубинками, а голову раздробили алебардами (есть также версия, что он был пронзен стрелами или копьями и распят на кресте).

В руках апостол Иуда держит булаву/дубину (символ его мученической смерти) и свиток с его посланием (см. Соборное Послание Апостола Иуды) или частью текста Апостольского символа веры (считается, что каждый из 12 апостолов сказал одно предложение этого символа веры, и конкретно святому апостолу Иуде приписываются слова carnis resurrectionem, то есть «воскресение плоти»). Не знаю, почему мы решили сфотографировать именно этого апостола. Вообще к святому Иуде прибегают в безнадежных ситуациях, он считается заступником в безнадежных делах. Этот святой долгое время был забыт, поскольку люди путали его с Иудой Искариотом и не смели ему молиться, к нему прибегали разве что в самых отчаянных обстоятельствах. Всего в церкви Сент-Трините шесть массивных колонн, которые подпирают неф, и на каждой, друг над другом, установлено по две скульптуры апостолов. Каждого апостола можно узнать по соответствующим символам: например, Петр с ключами, Иоанн с чашей, Матфей с мешочком с деньгами и т.д.

Благодаря недавно проведенным восстановительным работам внутри церкви ее интерьер заиграл свежими красками, и прекрасные картины, которыми богато украшены церковные стены, предстали в обновленном виде. Живопись относится к академической школе, господствовавшей в эпоху Наполеона III. Псевдомозаичные картины на десяти сводах нефа изображают Отцов Церкви в окружении аллегорических фигур, характеризующих их деяния. Эти росписи выполнили художники Феликс Барриа (Félix Joseph Barrias) (1822-1907) и Феликс Жоббе-Дюваль (Armand Félix Marie Jobbé-Duval) (1821-1889); их картины отличаются исключительным единообразием стиля. Над алтарной частью, на своеобразной триумфальной арке, изображена состоящая из трех лиц Святая Троица работы того же Феликса Барриа: жестом единства Бог Отец оборачивает своим покрывалом Бога Сына и Бога Святого Духа. В задней части церкви, на круговой арке над большим органом, изображена сцена Апокалипсиса художника Жоббе-Дюваля.

Боковые капеллы также богато украшены живописью. Их оформлением занимались спустя десять лет несколько знаменитых художников, в числе которых Феликс Барриа (Félix Joseph Barrias) (1822-1907) («Молящиеся перед св. Женевьевой»), Дезире-Франсуа Ложе (Désiré François Laugée) (1823-1896) («Мучение св. Дионисия»), Жюль-Эли Делоне (Jules-Élie Delaunay) (1828-1891) («Успение Богородицы»), Леконт дю Нуи (Jean-Jules-Antoine Lecomte du Nouy) (1842-1923) («Святой Викентий де Поль и каторжники»). Здесь росписи, напротив, скорее неоднородны по стилю.

Большой орган церкви Сент-Трините фирмы Аристида Кавайе-Колля (Aristide Cavaillé-Coll) (1811–1899) был торжественно открыт 16 марта 1869 года; в церемонии участвовали такие знаменитости, как Сен-Санс, Франк, Видор и другие. Инструмент считается вполне универсальным для исполнения любой музыки: то есть не только произведений французских романтиков, но и старинных мастеров, таких как Кабесон, Фрескобальди, Николя де Гриньи. Красиво звучащие корнеты этого органа великолепно подходят для исполнения хоральных прелюдий Баха. Кроме того, на этом органе, как утверждают специалисты, можно с успехом исполнять и самую современную музыку: от Марселя Дюпре и Шарля Турнемира до самых авангардных композиторов.

В 1872–1901 годах органистом Сен-Трините был французский композитор и органист Александр Феликс Гильман (Félix Alexandre Guilmant) (1837 – 1911).

С 1931-го по 1992 год органистом церкви Св. Троицы был известный французский композитор и органист Оливье Мессиан (Olivier Messiaen) (1908-1992). Это место Мессиан получил год спустя после окончания парижской консерватории (куда поступил в 11 лет) и занимал свыше 60 лет, вплоть до своей смерти. Мессиан говорил: «Я люблю этот орган! Для меня он как брат, как сын; мне было бы больно с ним расстаться». Кроме того,  Мессиан отмечал следующее: «Органы Нотр-Дам-де-Пари, Сакре-Кёр на Монмартре, Сент-Сюльпис и Сент-Уэн в Руане великолепны, грандиозны. Орган Сен-Трините не уступает им по мощи, величию и, возможно, превосходит по мистичности и поэтичности звучания». Мессиан также отмечал великолепно сбалансированную акустику Сент-Трините. Так что умелым органистам здесь играть (а нам — слушать) одно удовольствие. В церкви регулярно проходят органные концерты, вход на которые всегда бесплатный.

Орган Кавайе-Колля прошел долгую историю, неоднократно реставрировался, обновлялся, модернизировался. Уже через два года после того, как Кавайе-Колль и его помощники построили этот инструмент, им пришлось его ремонтировать, поскольку он очень серьезно пострадал во время событий 1871 года (Парижской коммуны). Впоследствии орган несколько раз перестраивался в XX веке (сам Мессиан добавил несколько язычковых регистров и микстур). В церкви есть также еще один небольшой орган.

Балкончик под органом изначально предназначался для императора и его свиты во время крупных религиозных церемоний. Однако император им никогда не пользовался. С этого балкона, говорят, самый лучший вид на центральный неф и алтарь. Общий вид в сторону органа (фото с сайта www.hberlioz.com):

На этом наша экскурсия по церкви Сент-Тринета закончена.

От церкви Св. Троицы мы пошли по улице Шатодан (Rue de Châteaudun) и набрели на церковь Нотр-Дам-де-ЛореттДевы Марии Лоретанской (Notre-Dame-de-Lorette), расположенный рядом со станцией метро Notre-Dame-de-Lorette. Названа церковь (и, соответственно, станция метро) в честь итальянского города Лорето (Loreto) и его базилики Санта-Каза (Chiesa della Casa Santa) (церкви Святой хижины), являющейся паломническим центром марианизма, то есть культа Девы Марии (именно в Лорете хранится тот домик, в котором произошло Благовещение и родился Иисус: считается, что реальная Святая хижина была перенесена сюда из Назарета в XIII веке).

Фасад парижской Нотр-Дам-де-Лоретт выходит на улицу Шатодан:

Портик с четырьмя коринфскими колоннами венчается треугольным фронтоном, украшенным по углам тремя статуями. Это аллегории Веры (с потиром и просфорой) работы Дени Фуатье (Denis Foyatier), Надежды (с якорем) работы Филиппа-Анри Лемера (Philippe Henri Lemaire) (Лемер также является автором горельефа «Страшный суд» на фронтоне парижской церкви Мадлен) и, в центре, Любви (с двумя детьми) работы Шарля-Рене Лэтье (Charles René Laitié). На фризе надпись: BEATAE MARIAE VIRGINI LAURETANAE (Пресвятой Деве Марии Лоретанской). Горельеф на тимпане изображает поклонение шести ангелов Богоматери с младенцем (скульптор — Шарль Франсуа Лебёф Нантёй (Charles François Leboeuf Nanteuil)). В 1902 году над главным входом церкви был добавлен девиз Liberté Egalité Fraternité (Свобода, равенство, братство).

Церковь Нотр-Дам-де-Лоретт была построена в период 1823-1836 гг. по образцу римских базилик. Это одна из самых знаменитых построек архитектора неоклассического направления Ипполита Леба (Louis-Hippolyte Lebas) (1782-1867) (он, между прочим, был дедушкой известного драматурга и либреттиста Людовика Галеви (1834-1908)). Городская администрация устроила этот конкурс, решив, что пора уже  построить в этом квартале новую церковь: ближайшими церквами были Сен-Пьер на Монмартре и Сент-Эсташ на юге. Церковь Св. Троицы, как мы знаем, была построена лишь в 1867 году, а базилика Сакре-Кёр еще позднее, в 1914-м.

Конкурс на строительство новой церкви выиграл Ипполит Леба. Он был единственным, кто предложил сооружение на свайном основании, сумев учесть особенности грунта. Однако в архитектурном отношении работа Леба не вызвала положительных откликов. Критики считали, что считала, что «попытка имитировать кокетливое убранство итальянских церквей почти полностью провалилась». Они также утверждали, что вместо церкви Ипполиту Леба удалось построить лишь будуар, который вполне во вкусе куртизанок, облюбовавших этот район Парижа (тогда этот квартал, образованный улицами Faubourg-Montmartre и  Saint-Lazare — называемый кварталом Поршенон (quartier des Porcherons), т.к. здесь проходила дорога в монмартрское предместье Поршерон — находился за чертой города, и здесь процветали всевозможные кабачки, кабаре и прочие сомнительные заведения, не платившие ввозную пошлину). И вот что интересно. Поскольку в XIX веке в этом квартале жило много женщин легкого поведения, от названия церкви образовалось новое слово, lorette (лоретка) — нарицательное обозначение кокотки, содержанки.

Внутрь церкви мы заходить не стали. Однако говорят, что интерьер там довольно интересный, красочный и пышный, контрастирующий с суровым внешним обликом базилики; шикарный плафон. Архитектор Ипполит Леба был другом Энгра и попросил его помочь в выборе живописцев для росписи церкви. Говорят, что по интерьеру это одна из самых ярких и красочных церквей в Париже, ее стены целиком покрыты росписями. В свое время она даже казалась слишком современной, слишком сверкающей из-за непривычно яркого газового освещения.

...На время распрощаемся с Парижем. Нас ждет поездка в Бельгию и сначала — в бельгийский город Монс.

ертикальными тягами-полуколонн

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



1 комментарий к заметке

  1. Vladimir пишет:

    Спасибо за статью. Очень интересно! Аж в Париж захотелось)))