Прогулка по Новодевичьему кладбищу Петербурга, часть 1. Самые красивые и необычные надгробные памятники. Святыни кладбища и его история

Сегодня мы совершим прогулку по Новодевичьему кладбищу, которое находится на территории ныне действующего Воскресенского Новодевичьего монастыря. О существовании Новодевичьего кладбища в Петербурге многие и не подозревают, считая, что кладбище и монастырь под таким названием есть только в Москве. Тем не менее, сегодня петербургское Новодевичье кладбище начинает возрождаться, здесь восстанавливают надгробия, проводят интересные экскурсии (как обычные туристические, так и специальные паломнические), и всё больше людей узнаёт об этом месте.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

До революции Новодевичье кладбище было одним из самых дорогих и престижных в Петербурге и, хотя оно сильно пострадало в советский период, по сей день остаётся ценным историческим некрополем. Прогулка по Новодевичьему кладбищу будет интересна как любителям изучать биографии выдающихся людей, так и ценителям художественных надгробий. Есть тут и свои святыни, куда люди приходят помолиться или просто загадать желание. Об известных людях, похороненных на Новодевичьем кладбище, можно прочитать в отдельной заметке. А мы пока что расскажем о самых красивых и необычных надгробиях Новодевичьего кладбища, а также познакомимся с его историей (и историей самого монастыря).

Самые красивые и необычные надгробия Новодевичьего кладбища в Санкт-Петербурге

Среди надгробий на Новодевичьем кладбище  встречаются саркофаги, обелиски, плиты, стелы с крестами, постаменты, горки с крупными сколами, памятники в виде набегающей волны, часовенки, миниатюрные храмы... Попадаются и памятники с портретами усопших, однако их сохранилось достаточно мало, поскольку бюсты, барельефы и другие подобные детали страдали при разорении кладбища в первую очередь.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Хотя до наших дней значительная часть дореволюционных захоронений не сохранилась, мы и сегодня можем восхищаться уцелевшими памятниками XIX – начала XX века, представляющими несомненную историческую и художественную ценность.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Многие надгробия созданы из ценных материалов, включая редкие породы мрамора и гранита. На некоторых до сих мор можно прочитать имена владельцев мастерских, где они изготавливались.

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

С точки зрения художественных достоинств особенно выделяются семейные часовни-усыпальницы.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

К сожалению, все они разорены и вряд ли смогут быть восстановлены в прежнем великолепии, однако и сегодня поражают качеством и разнообразием оформления.

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

Пожалуй, самой красивой является выполненная в стиле модерн усыпальница Лючии Гильзе Фан-дер-Пальс, урожденной Иогансен (1865-1903) ([1];[5];[13];[77]).

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

Массивная часовня с декоративным фризом представляет собой стилизацию под древнеегипетскую гробницу.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Усыпальница была сооружена в 1904 году по проекту архитектора В. Ю. Иогансена в мастерской Ю. П. Корсака ([1];[5]). Ее стены сложены из радомского песчаника, цоколь сделан из гранита, а пол — мраморный [1].

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Внутри усыпальницы уцелел мраморный барельеф работы пьемонтского скульптора Пьетро Каноника (Pietro Canonica) (1869-1959) (иногда его фамилию пишут «Каноник» или «Канонико») ([8];[13]). За свою долгую жизнь мастер успел плодотворно поработать в России, Италии, Англии, Турции... Не все знают, что когда-то на Манежной площади в Петербурге стоял конный памятник великому князю Николаю Николаевичу работы Пьетро Каноника (1914). В 1918 году «уродливого истукана» снесли [7], однако в Доме-музее Каноника, что в парке Вилла Боргезе в Риме, по сей день можно увидеть созданные для памятника модели. Из других работ Каноники у нас известна скульптура монахини «После принятия обета» (в настоящее время один из вариантов экспонируется в петербургском Музее истории религии) [10].

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Похороненная в столь изысканной часовне Лючия (Люси) была дочерью датского профессора Санкт-Петербургской консерватории Юлия Иогансена и женой нидерландского консула, содиректора Российско-американской мануфактуры резиновых изделий (будущего «Красного треугольника»), благотворителя и мецената Генриха ван Гильзе фан дер Пальса [11]. Многим знаком роскошный особняк Г. Г. Гильзе фан дер Пальса на Английском проспекте (нынешний военкомат). Особняк был построен братом Лючии, архитектором Вильямом Юльевичем Иогансеном (он же, как было сказано, проектировал это пышное надгробие) [77]. По старым фотографиям видно, что комнаты особняка украшали мраморные статуи работы Пьетро Каноника, в том числе упомянутая фигура монахини [12]. Судя по всему, Гильзе фан дер Пальс был ценителем творчества Каноники, поэтому неудивительно, что он доверил ему скульптурное оформление могилы любимой жены.

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

Еще одно интересное с точки зрения художественных достоинств захоронение — могила генерала от артиллерии Дмитрия Сергеевича Мордвинова (1820-1894). Это, бесспорно, одно из самых известных и красивых надгробий петербургского Новодевичьего кладбища. К сожалению, боковые пластины с именем погребенного утрачены [1], но уцелела художественная металлическая ограда.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Наиболее примечательная деталь надгробия — бронзовая фигура сидящего ангела над мраморным саркофагом. В руку ангела часто вкладывают живой цветок.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Скульптура ангела была создана в мастерской французского скульптора и художника Шарля Берто (Карла Августовича Берто) (Charles Bertault) [2]. Петербургская бронзолитейная фабрика Берто (бывшая Ф. Шопена) специализировалась на производстве мелкой бронзовой пластики. За участие во Всемирной выставке в Париже 1900 года, где изделия фабрики были отмечены золотой медалью, Берто получил звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Несмотря на это, по причине финансовых трудностей уже через два года ему пришлось закрыть дело и вернуться во Францию [79].

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Скульптурные памятники с мраморными или бронзовыми фигурами ангелов, стоящих или сидящих у надгробия, были весьма распространены на рубеже XIX-XX веков, однако до наших дней таких примеров дошло немного [2]. Поэтому, несмотря на то что перед нами всего лишь «типовой» образец, не связанный с индивидуальностью заказчика, надгробие воспринимается как большая ценность.

Что касается личности похороненного здесь Д. С. Мордвинова, то известно, что он с юных лет служил в артиллерии. В 1856 году был назначен начальником отдельной канцелярии Военного министерства, а еще через десять лет стал директором канцелярии Военного министерства, которой и посвятил почти половину своей многолетней службы. В 1872 году Мордвинов был пожалован в генерал-адъютанты к Его Императорскому Величеству; в 1881 году назначен членом Военного совета и пожалован алмазными знаками ордена Св. Александра Невского. В 1883 году Мордвинова произвели в генералы от артиллерии, а в 1889 году он отпраздновал 50-летний юбилей службы в офицерских чинах и получил орден Св. Владимира 1-й степени [78].

Стоит также обратить внимание на надгробие петербургского архитектора, который, правда, не слишком известен публике. Это Иван Денисович Черник (1811-1874), работавший в военном ведомстве и построивший, в частности, новый корпус Главного штаба и Крюковы (Морские) казармы.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Захоронение И. Д. Черника является одним из самых красивых сохранившихся памятников на Новодевичьем кладбище. Оно представляет собой великолепный беломраморный саркофаг на высоком пьедестале. Доска с эпитафией и фамилией усопшего не сохранилась, но уцелели барельефные портреты самого И. Д. Черника и его супруги (последний, к сожалению, поврежден вандалами и не подлежит реставрации из-за специфики каррарского мрамора [2]).

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Памятник выполнен в мастерской итальянского скульптора Доменико Карли (Domenico Carli) в Генуе (1878) ([1];[5]).

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Одно из самых необычных по оформлению захоронений на Новодевичьем кладбище — могила математика, профессора Владимира Павловича Максимовича (1850-1889).

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

Максимович родился в Петербурге в дворянской семье и с ранних лет обладал выдающимися математическими способностями. Учился в Петербурге и Париже, работал в Казанском и Киевском университетах. В начале 1889 года у математика была обнаружена тяжелая душевная болезнь, и в том же году он скончался в возрасте 39 лет [76].

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Надгробие Владимира Максимовича представляет собой каменную сферу в художественной металлической ограде. На сфере — изображения знаков зодиака и цитата из стихотворения Байрона «Эфтаназия» (Euthanasia) на английском языке («Count o'er the joys thine hours have seen...»).

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Данное стихотворение известно в переводах И. Гольц-Миллера и В. Левика (в переложении последнего это четверостишие звучит так: «Он близок, день, зовущий к тризне, ||Сочти же блага прошлых дней, ||И ты поймёшь: кем ни был в жизни, ||Не быть, не жить — куда верней»).

Святыни Новодевичьего кладбища

Еще один примечательный надгробный памятник украшает скульптура Христа, стоящего перед массивным гранитным крестом. Речь идет о надгробии жены генерала от кавалерии Анны Акимовны Вершининой (1858-1914). Это чуть ли не самая известная и почитаемая могила петербургского Новодевичьего кладбища. Надгробие содержится в идеальном состоянии верующими, которые регулярно приходят сюда с надеждой на исцеление и помощь. На могильном камне выбиты слова: «Возьмите иго Мое на себя и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем, и обретете покой душам вашим».

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

Памятник с монументальной фигурой Спасителя («Христос, сходящий с горы Фавор») был создан в 1915 году итальянским скульптором Пьетро Кюфферле ([1];[81]).

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Пьетро (на русский манер — Петр Иосифович или Петр Осипович) Кюфферле (Küfferle, Pietro Angelo Zeno) (1871-1942) работал в Петербурге с 1899 года, заслужив известность как мастер скульптурных портретов и надгробий. После революции «царский скульптор» вернулся в Италию, где некоторые сделанные в России наработки нашли новое применение. В частности, образ Христа, установленный на Новодевичьем кладбище, Кюфферле повторил в серии бюстов и надгробий. Копия данной фигуры установлена также на могиле самого скульптора [81]. Сын мастера, Ринальдо Кюфферле, впоследствии стал известным переводчиком и поэтом.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Достоверных сведений о похороненной здесь А. А. Вершининой (в девичестве Карповой) известно немного. Мы знаем, что она была внучкой генерала, героя 1812 года Акима Акимовича Карпова, чей портрет имеется в Военной галерее Зимнего дворца, и дочерью генерала, которого также звали Акимом Акимовичем, а ее мужем был генерал Алексей Львович Вершинин (1857-1922) [80]. Жизнь генеральши окружена множеством легенд. Одна из них гласит, что больная чахоткой и бездетная Анна Вершинина очень жалела о том, что умрет молодой и никто о ней не вспомнит после смерти. Однажды во сне ей явился Христос, который сказал, что если она заранее выкупит на кладбище место и установит там Его бронзовую фигуру, люди будут обязательно приходить туда молиться и добрым словом вспоминать ее. Тогда муж Анны Акимовны купил место на Новодевичьем кладбище и установил там статую, а в 1914 году, когда Анна скончалась, похоронил ее здесь.

Легенда, впрочем, не имеет фактических подтверждений. Во-первых, Анна Вершинина умерла не такой уж молодой: ей было 56 лет. Во-вторых, неизвестно, страдала ли она чахоткой: мы знаем лишь, что умерла она на Кавказских минеральных водах, в Ессентуках, которые вовсе не являются профильным курортом по лечению легочных заболеваний. В-третьих, бездетной генеральша также не была: у нее были сын и дочь. В-четвертых, бронзовая фигура Спасителя появилась на могиле не до смерти Анны Акимовны, а годом позже, в 1915 году [80].

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Так или иначе, могила малоизвестной генеральши превратилась в настоящее место паломничества и считается чудотворной и исцеляющей.

Здесь молятся, просят о помощи, загадывают желания, по бронзовой руке Спасителя льют воду, подставляют чашки и пьют, ходят вокруг, как у могилы Ксении Блаженной, оставляют записочки, цветы, горящие свечи... Студенты местных вузов считают, что статуя Иисуса помогает успешно сдать экзамен.

Объектом массового притяжения верующих данная могила стала относительно недавно, в 1980-х годах, когда мародеры свалили бронзовую фигуру Спасителя с постамента и пытались ее украсть. Памятник удалось спасти. Но возникла легенда о том, что эти вандалы якобы отпилили у статуи ноги, после чего один из них, как по Булгакову, попал под трамвай и сам лишился ног [80]. Нижняя часть скульптуры в настоящее действительно залита бетоном, но неизвестно, сделано ли это для того, чтобы скрыть отсутствие ног или просто для более надежного укрепления статуи.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Стоит сказать, что на рубеже веков полнофигурные скульптуры Христа довольно часто встречались на кладбищах Петербурга (особенно иноверческих), однако до настоящего момента в нашем городе сохранилось лишь два таких памятника, одним из которых является данное захоронение. Второй подобный памятник находится на лютеранском Волковском кладбище — это захоронение баронов Остен-Дризен ([1];[80]).

Вторая главная святыня Новодевичьго кладбища — могила Дарьюшки (Дарьи Александровны Шурыгиной, в монашестве Исидоры) (ум. 1854) [1].

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Дарья Александровна Шурыгина родилась в конце XVIII века. Рано оставшись сиротой, она взяла на попечение малолетних сестру и брата. Уже в юности она сблизилась с сестрами Горицкого Воскресенского монастыря Вологодской губернии. Когда брат и сестра выросли, Дарьюшка осталась одна и выбрала судьбу богомолки-странницы. В 1845 году вместе сестрами Феофанией и Варсонофией 70-летняя подвижница перебралась в Петербург (пришла пешком!) и поселилась в возрожденном Воскресенском Новодевичьем монастыре [82]. Монахиней она никогда не была, но вскоре люди стали замечать, что эта маленькая бодрая старушка всюду приносит утешение и помогает в разных бедах. Незадолго до смерти Дарьюшка приняла постриг под именем инокини Исидоры. Скончалась она в возрасте около 80 лет.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Нынешний вид могила Дарьюшки приобрела совсем недавно. Прежнее надгробие пострадало от старого дерева, и на его месте был поставлен более надежный памятник. Православные петербуржцы регулярно посещают эту могилу и почитают странницу Дарьюшку не меньше Ксении Блаженной.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Рядом с Дарьюшкой похоронена ее племянница Анастасия. На плите выбиты слова странницы: «Придешь на мою могилку, перекрестись да прочти три раза: "Богородице Дево, радуйся!"»

История Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

Воскресенский Новодевичий монастырь ведет свою историю с 1740-х годов, когда императрица Елизавета устроила первую в Петербурге православную женскую обитель на месте Смоляного двора (название связано с тем, что там хранили смолу и варили дёготь для Адмиралтейской верфи). В 1748 году был заложен Смольный собор (собор Воскресения Христова) по проекту Ф. Б. Растрелли и началась постройка монастырских корпусов. За монастырем закрепилось название Новодевичий (по отношению к более древним девичьим монастырям в Москве), поскольку А первые монахини в него прибыли из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска.

Первой игуменьей (настоятельницей) Воскресенского Новодевичьего монастыря стала матушка Елпидифора (Екатерина Ивановна Кропотова). Вскоре, однако, пришла эпоха Просвещения, и основную часть покоев Екатерина II отвела для нового учебного заведения — Смольного института благородных девиц. К 1822 году монахинь на территории обители не осталось, и дальнейшая история данного архитектурного ансамбля связана в основном со Смольным институтом ([1];[2]). После этого в Санкт-Петербурге длительное время не было ни одного православного женского монастыря [19].

В 1845 году, то есть через 100 лет с момента основания первой обители, монастырь был возрожден по инициативе великой княжны Ольги Николаевны — дочери Николая I, будущей королевы Вюртемберга. 14 марта 1845 года император утвердил постановление о возобновлении обители [1]. Средства на возрождение монастыря пожертвовали княжна Ольга и сам Николай I, а также другие набожные люди, в том числе Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, помогавшая многим монастырям. Первой игуменьей стала Феофания (1787-1866), в миру Александра Сергеевна Готовцова (Готовцева) (в девичестве Щулепникова). Дворянка, выпускница Смольного института, она рано вышла замуж за генерала, который через несколько месяцев после свадьбы погиб на войне. А еще через 4 года генеральша потеряла дочь. Вдова поступила монахиней в Воскресенский Горицкий монастырь в Вологодской губернии ([1];[2];[16]). Когда же ей было около 60 лет, ее назначили на почетный пост игуменьи Новодевичьего монастыря в Петербурге. Первое время монастырь находился на Васильевском острове, близ Благовещенской церкви (на 8-й линии), а затем для сооружения отдельного комплекса был выделен удобный обширный участок на Царскосельской дороге (позднее Забалканский проспект, ныне Московский проспект), у Московской заставы.

Портрет игуменьи Феофании

Проект монастырского комплекса был утвержден 12 марта 1848 года. Еще через год были заложены каменные здания. Автором обширного ансамбля в русско-византийском стиле стал архитектор Николай Ефимович Ефимов (конкурс проектов не проводился, зодчий был назначен Николаем I) [2]. К сожалению, уже в 1851 году Ефимов скончался, и по его чертежам строительство заканчивали архитекторы Л. Л. Бонштедт и Н. А. Сычев [1]. Главным соборным храмом стал собор Воскресения Христова (Воскресенский собор) с позолоченными чешуйчатыми куполами.

Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург. Воскресенский собор

По сторонам от него в монастырских корпусах были устроены два небольших домовых храма с шатровыми колокольнями: церковь Ватопедской (Афонской) иконы Божией Матери и симметричная (больничная) церковь Трех Святителей.

Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург. Церковь Ватопедской (Афонской) иконы Божией Матери

Одновременно с началом строительства комплекса на специально выделенном месте в глубине небольшой рощи было устроено кладбище, при котором 10 октября 1848 года освятили построенную на скорую руку деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери (источник иллюстрации: [17]).

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Монахини переселились на новое место в 1854 году [1]. При матушке Феофании Новодевичий монастырь процветал. Ей удалось привлечь щедрых благотворителей и устроить на территории большое хозяйство: свинарники, коровники, пчельники, а также золотошвейную, башмачную и живописную мастерскую, организовать хор ([1];[2]). Заслуженная игуменья похоронена на территории монастыря.

Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург

Ее могилу можно увидеть у восточной стены главного монастырского храма — Воскресенского собора (в действительности это могила-кенотаф, так как мощи находятся в алтаре [2]).

Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-ПетербургВоскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург

В 1892-1895 году на одной оси с центральным Воскресенским собором выстроили грандиозную четырехъярусную колокольню с золоченым куполом, напоминающую колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Эта колокольня по проекту Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлера имела в первом ярусе парадный вход в монастырь, а во втором — церковь преподобного Исидора Пелусиота ([4];[22]). Колокольню взорвали в 1933 году, когда стали расширять Московский проспект [19]. В 2016 году возникла идея восстановить колокольню из современных материалов [18], но краеведы оценивают эту инициативу неоднозначно ([2];[20]) (источник иллюстрации: [18]).

Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург. Вид с исторической колокольней

В начале XX века было решено заменить тесную деревянную Казанскую церковь более вместительным каменным храмом-усыпальницей. Проект подготовил известный зодчий Василий Антонович Косяков, автор Морского собора в Кронштадте и множества других произведений. Строительные работы велись в 1908-1912 годах (источник фото: [4]).

Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург. Казанская церковь

Внутренние росписи так и не была закончены в связи со спором между художником Ф. Р. Райляном и игуменьей [1]. Сам Василий Косяков скончался от голода в 1921 году и завещал похоронить себя здесь же, что и было сделано (предположительно в районе алтаря Казанской церкви), однако захоронение утеряно [2]. В настоящее время справа при входе в храм имеется лишь кенотаф — символическая могила, поставленная в память о великом зодчем.

Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург. Казанская церковь, интерьер

По состоянию на 1917 год в петербургском Новодевичьем монастыре проживало более 400 насельниц [19]. После революции монастырь некоторое время существовал под разными названиями, в том числе «колхоз “Труд” общежития Новодевичьего монастыря» [1]. Монахини создали церковный приход, который удалось сохранить до 1932 года, хотя архитектурный ансамбль уже начал разрушаться ([1];[19]). Тем не менее, на какое-то время монастырь стал центром духовной жизни города: так, в 1927 году здесь разместился Епархиальный совет, а еще через год поселился митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов) [1].

В 1932 году по стране прокатилась волна арестов, затронувшая и духовных лиц. Все трудоспособные монахини Новодевичьего монастыря были арестованы и сосланы в Башкирию [2]. В 1937 году 85-летний отец Серафим, живший к тому времени в Подмосковье, был арестован и расстрелян [1]. Кроме того, в 1930-х годах была взорвана колокольня, обезглавлены монастырские храмы и уничтожено их внутреннее убранство, разрушена ограда. Во время блокады Ленинграда в монастыре находился штаб противовоздушной обороны, а после войны — различные учреждения, в том числе Институт электромашиностроения [1].

Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург

Возрождение Новодевичьего монастыря началось в 1996 году.

Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-ПетербургВоскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург

К настоящему времени почти завершена реставрация главного монастырского храма — Воскресенского собора. В Казанской церкви сейчас регулярно проводятся службы, но снаружи здание закрыто пленкой: с ноября 2015 года ведутся ремонтно-реставрационные работы, которые планируется закончить к началу 2017 года. Как уже было сказано, в ближайшем будущем планируется также восстановить колокольню.

Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург

Игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге на данный момент является матушка София (в миру Силина).

История Новодевичьего кладбища в Санкт-Петербурге

Позади монастырских строений, за апсидой Казанской церкви, находится Новодевичье кладбище. Изначально оно появилось как монастырское. Кладбище было заложено в 1848 году, а первую монахиню здесь похоронили 10 января 1849 года [2]. Так началась история петербургского Новодевичьего кладбища.

Одновременно с основными монастырскими храмами строились и церкви на Новодевичьем кладбище. Помимо вышеупомянутой деревянной Казанской церкви, стоявшей при кладбище и впоследствии замененной нынешним храмом по проекту В. А. Косякова, непосредственно на территории кладбища существовало две каменных церкви-усыпальницы (обе снесены в советское время, в 1929 году [25]).

Первой стала построенная в 1855-1856 годах по проекту Э. И. Жибера церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости (источник старого фото: [26]).

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Поскольку средства на сооружение этого храма-усыпальницы выделила Аврора Карловна Шернваль-Демидова-Карамзина, вдова погибшего под Калафатом Андрея Николаевича Карамзина (сына знаменитого историка), в народе эту церковь обычно называли «карамзинской». О драматической судьбе «роковой Авроры», самой красивой женщины Санкт-Петербурга, которую называли «зарей, обрученной со смертью», можно подробнее прочитать здесь. Есть мнение, что фрегат «Аврора» (тот самый, по которому позднее было дано имя крейсеру «Аврора»!) был назван Николаем I именно в ее честь.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

На кладбище также находилась церковь Илии Пророка, которую в народе называли «громовской», так как она служила усыпальницей Ильи Федуловича Громова — богатейшего лесопромышленника и мецената. Данный храм был начат в 1883 году и освящен в 1888 году [22] (источник старого фото: [4]).

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Спроектировал его Л. Н. Бенуа по приглашению Владимира Александровича Ратькова-Рожнова. Этот чиновник суда, выпускник юридического факультета не раз выручал торговый дом Громова и в итоге стал его компаньоном. Не имея наследников, Илья Федулович оставил ему свое предприятие, а также всё свое недвижимое имущество. Одним из условий завещания была покупка участка на Новодевичьем кладбище и строительство там церкви Ильи Пророка [2]. Ратьков-Рожнов был очень успешным предпринимателем и богатым домовладельцем, ему принадлежало множество доходных домов в Петербурге.

Сейчас на месте обоих храмов установлены поклонные кресты.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Захоронения на Новодевичьем кладбище производились до 1930-х годов (сейчас возобновились) [25]. На рубеже веков это было одно из самых престижных и дорогих кладбищ столицы, уступавшее по привилегированности разве что Александро-Невской лавре [2].

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

Здесь никогда не было бесплатных или хотя бы просто дешевых захоронений.

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

Кладбище делилось на несколько разрядов: два церковных и три общих (позднее появился также 4-й разряд) [1]. Разряды шли в восточном направлении, убывая по значению: самый дорогой, 1-й церковный разряд располагался ближе ко входу, захоронение здесь на 1889 год стоило 500 рублей [1].

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

Стоимость места на участке самого дешевого 4-го разряда составляла 50 рублей, что тоже было недешево (для сравнения: корова в то время стоила 1,5-2 рубля) ([2];[25]). Данные расценки действовали до 1918 года.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Существовали также определенные тарифы на отпевание в монастырском соборе, погребальные услуги, вечное поминовение, вечный уход за могилой, вечное тепление лампады, вечную окраску решетки и т.п. [1]. По желанию можно было заказать работы по ремонту памятника и оформлению могилы. Так, в 1903 году композитор Э. Ф. Направник заплатил за содержание могилы своей супруги и трех соседних мест 1200 рублей [1].

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Все эти поступления служили важным источником дохода монастыря. Вот несколько цифр: в 1912 году за уборку могил, посадку цветов, тепление лампад и поминальные службы монастырь получил 12800 рублей, в 1914 году — 38100 рублей, а в 1915 году — 102 020 рублей [1].

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

План Новодевичьего кладбища от 1914 года с расположением захоронений (источник [3]):

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Поскольку некрополь всегда был очень дорогим, хоронили здесь преимущественно государственных и общественных деятелей: министров, военачальников, видных ученых, известных писателей и артистов. Кладбище поддерживали в образцовом порядке: имелись аккуратные газоны, посыпанные песком дорожки, декоративные цветники и кустарники.

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

Богатые склепы часто украшали иконами, венками и коврами, на многих могилах горели лампады. Общее число похороненных на Новодевичьем кладбище в период 1887-1934 годов составляло около 22 тыс. человек [1].

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

К сожалению, после революции большинство могил осталось без ухода. Сказалась классовая принадлежность погребенных. Многие из остававшихся в живых родственников были вынуждены уехать из страны, другие подверглись репрессиям, были высланы или погибли [1]. Кладбищенские часовни были разграблены, все ценности украдены. Надгробия из ценных материалов разрушались или вывозились. Памятники с дореволюционных захоронений переносились на новые могилы. Грабежи и вандализм на кладбище продолжались несколько десятилетий. Оба кладбищенских храма были в 1929 году разобраны, а Казанская церковь превращена в склад [1].

Новодевичье кладбище, Санкт-ПетербургНоводевичье кладбище, Санкт-Петербург

После 1934 года захоронения на Новодевичьем кладбище прекратились. В этот период отсюда начали переносить в Александро-Невскую лавру и на Литераторские мостки останки и надгробные памятники выдающихся деятелей культуры. Таким перезахоронениям подверглись, в частности, композиторы Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, певец Ф. И. Стравинский, архитектор Л. Н. Бенуа ([1];[25]). Планировался также перенос праха Н. А. Некрасова, М. А. Врубеля, Э. Ф. Направника и некоторых других известных деятелей. Но и без этого кладбищу был причинен непоправимый ущерб.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Но разрушений революционной поры и хаотических перемещений 1930-х годов оказалось мало. Еще один удар некрополю был нанесен в конце 1960-х. Под предлогом создания здесь музейного заповедника и «выбраковки бесхоза» началось легальное разграбление кладбища — массовое уничтожение могил. Только за 1969 год было уничтожено около 400 надгробных памятников ([1];[25]). На Новодевичьем кладбище орудовали спекулянты и проводилась распродажа надгробий и их фрагментов из ценных материалов. Наконец это варварство вызвало протесты общественности и было приостановлено.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

В 1970-х и 80-х годах было проведено частичное благоустройство территории некрополя, восстановление и реставрация отдельных надгробий. Несмотря на это, расхищения на кладбище продолжались до последнего времени [1].

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Печально смотреть на разграбленные и заброшенные захоронения. На некоторых участках могилы уничтожены полностью, на других уцелели только поребрики и основания склепов. Ряд ценных надгробий утрачен безвозвратно. К счастью, в последние годы появляются средства на реставрацию сохранившихся памятников и восстановление утраченных. Так, недавно были восстановление надгробия художника А. Я. Головина, зодчих братьев Косяковых, министра путей сообщения России адмирала К. Н. Посьета, первопроходцев Рыковых, генерала И. А. Баратынского и его жены А. Д. Абамелек-Баратынской, адмирала Н. О. фон Эссена, горного инженера А. М. Повалишина, отреставрированы захоронения рода Тютчевых. Работа продолжается, и будем надеяться, каждый год будут выявляться и обновляться всё новые.

План Новодевичьего кладбища в Санкт-Петербурге с расположением захоронений. Адрес и график работы кладбища

Приведем практическую информацию о расположении и графике работы Новодевичьего кладбища, а также схему основных захоронений.

Адрес Новодевичьего кладбища в Петербурге: Московский пр., 100 (около троллейбусной остановки «Трамвайный парк №1»; ближайшая станция метро — «Московские ворота»). Посмотреть расположение кладбища на карте города можно тут.

Часы работы Новодевичьего кладбища в Петербурге следующие: кладбище открыто ежедневно с 9:00 до 18:00. Полезно знать, что недалеко от входа на кладбище на территории монастыря имеется бесплатный общественный туалет. Кроме того, в монастыре работают несколько лавок и трапезная. А на самом кладбище имеется место для пикника под крышей.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Территория Новодевичьего кладбища относительно невелика: чуть больше десяти гектаров.

Чтобы легче ориентироваться на кладбище, полезно вооружиться планом, хотя и он не всегда поможет отыскать нужную могилу. Кладбище имеет в плане форму неправильного пятиугольника. Вход расположен за алтарной частью живописной Казанской церкви, построенной по проекту В. А. Косякова. Отсюда начинается Алтарная дорожка, которая пересекает Новодевичье кладбище с запада на восток. Пустырь на оси Алтарной дорожки отмечает место утраченной «карамзинской» церкви. По левую сторону от дорожки находится левая (северная) часть некрополя, по правую — средняя и правая (южная) части. Кроме того, существует верхняя (восточная) полоса, отделенная от нижней (западной) Трухмановской дорожкой ([1];[5]). Остальные дорожки на кладбище имеют не названия, а порядковые номера.

Около входа для посетителей Новодевичьего кладбища установлен план с обозначением примечательных захоронений, включающий более ста пунктов с указанием номеров участков. На схеме отмечены преимущественно дореволюционные памятники известным историческим деятелям, а также примечательные монументы, представляющие художественную ценность.

Ниже приводится план Новодевичьего кладбища в Петербурге с обозначением наиболее известных и значимых захоронений.

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Расшифровка плана:

Новодевичье кладбище, Санкт-Петербург

Посетить Новодевичье кладбище в Петербурге можно самостоятельно или с экскурсией, которые, организует, в частности, агентство авторских экскурсий «Град Петра».

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. - Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: МиМ-Дельта, 2009

2. Экскурсия по Воскресенскому Новодевичьему монастырю и Новодевичьему кладбищу, проведенная гидом Татьяной Тюлюкиной, выпускницей Университета Петербурга, ученицей Ю. М. Пирютко

3. Новодевичье кладбище (Санкт-Петербург), статья в Википедии. План 1914 года с расположением захоронений

4. Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург), статья в Википедии

5. Новодевичье монастырское кладбище, перечень и план основных захоронений

6. Могилы знаменитых соотечественников на Новодевичьем кладбище

7. Толмачев Е.П. Александр III и его время. – М.: Терра-Книжный клуб, 2007

8. Гречук, Н. В. Петербург. События и лица. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников / Наталия Гречук. - Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка-СПб, 2014

9. Пьетро Каноника, статья в Википедии

10. Пьетро Каноника. Дом-музей в Риме

11. Дом Гильзе ван дер Пальса

12. Особняк Г. Г. Гильзе фан дер Пальса на сайте citywalls.ru

13. Итальянцы в России,. Каноника, Пьетро

14. Поверх барьеров с Иваном Толстым. Последний скульптор последнего русского царя: к 140-летию со дня рождения Пьетро Каноники

15. Воскресенский Новодевичий женский монастырь, Новодевичье кладбище на сайте citywalls.ru

16. Игуменья Феофания, статья в Википедии

17. Воскресенский Новодевичий монастырь. Старые фотографии

18. На Московском проспекте восстановят колокольню Новодевичьего монастыря

19. Повторное открытие Америки в Новодевичьем монастыре

20. Колокольню Новодевичьего монастыря спроектируют по-новой

21. Зодчие Санкт-Петербурга XIX-начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред.: Ю. В. Артемьева, С. А. Прохватилова. - Санкт-Петербург: Лениздат, 1998

22. Лисовский, В. Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов: / В. Г. Лисовский. - Санкт-Петербург: Коло, 2006

23. Воскресенский Новодевичий женский Монастырь . Церковь пророка Илии и иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на сайте citywalls.ru

24. Воскресенский Новодевичий женский монастырь Казанской иконы Божией Матери церковь на сайте citywalls.ru

25. Новодевичье кладбище. Энциклопедия Санкт-Петербурга

26. Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

27. На кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря восстанавливают могилы выдающихся железнодорожников России

28. Евгения Тихомирова. Жизненный и творческий путь братьев Косяковых

29. А. Г. Достоевская. Фрагменты воспоминаний

30. Гроссман Л. П. Достоевский. — М.: Молодая гвардия — Серия: Жизнь замечательных людей; 1962

31. Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах

32. Исаченко, В. Г. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII-XX веков / Валерий Исаченко. - Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: МиМ-Дельта, 2010

33. Письма Некрасова

34. В день 200-летия Тютчева в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга освящен некрополь поэта и его семьи

35. Известный терапевт, преподаватель медицины Боткин Сергей Петрович

36. Знаменитые врачи. Кто такой Боткин?

37. Отт, Дмитрий Оскарович

38. Немецкое культурное наследие в России: к истории органа Walcker в Большом зале С.-Петербургской Филармонии

39. Врубель, Михаил Александрович, статья в Википедии

40. Врубель на сайте funeral-spb.narod.ru

41. Михаил Александрович Врубель на сайте Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»

42. Врубель, анализ творчества

43. Мятежный дух живописца. Творчество и болезнь Михаила Врубеля

44. Лиловое зло: Михаил Врубель и его демоны

45. Чтобы помнили: Врубель Михаил Александрович

46. Высоцкий на родине Врубеля

47. КГИОП запросил Минкультуры о возможности установить памятник на могиле Врубеля

48. Головин, Александр Яковлевич

49. Неизвестное об известном: 7 фактов из истории Мариинского театра

50. Басин, Пётр Васильевич, статья в Википедии

51. Русский военный флот у берегов САСШ во время гражданской войны Севера с Югом

52. Гражданская война в США и Россия

53. Рыцарский род фон ЭССЕН на службе России

54. Царский адмирал фон Эссен: чем живут его казанские потомки

55. Эссен, Николай Оттович

56. Невельской, Геннадий Иванович, статья в Википедии

57. А. И. Алексеев. Любовь, Амур, счастье

58. Посьет, Константин Николаевич, статья в Википедии

59. Баратынский, Ираклий Абрамович, статья в Википедии

60. Михайлова О. И. Портреты А. Д. Абамелек

61. Шкот, Павел Яковлевич

62. Шкот Николай Яковлевич и Шкот Павел Яковлевич

63. Михаил Пиотровский: «Чета Баратынских является образцом русских дворянских деятелей культуры»

64. Моя глинкиана

65. Керн, Екатерина Ермолаевна, статья в Википедии

66. Две музы одного романса: кто вдохновил Пушкина и Глинку на создание шедевра «Я помню чудное мгновенье»

67. Борх, Софья Ивановна

68. Лаваль, Иван Степанович, статья в Википедии

69. Привалов, В. Д. Улицы Петроградской стороны. Дома и люди / Валентин Привалов. - Москва : Центрполиграф, 2013

70. Стихотворение Ивана Козлова «Разбитый Корабль» (графине С. И. Лаваль)

71. Ребиндер, Николай Романович, статья в Википедии

72. Рыков, Александр Николаевич, статья в Википедии

73. Актерские и театральные байки

74. Варламов, Константин Александрович, статья в Википедии

75. Татьяна Тюлюкина. Опять стыдно... Забыта могила великого маэстро Эдуарда Направника. Санкт-Петербургские ведомости, выпуск № 161 от 23.08.2013

76. М.М. Арсланов. Математика в Казанском университете за первые полтора столетия его существования

77. Потаенные уголки Коломны. Усадьба Генриха фан Гильзе фан дер Пальса, интерьеры особняка

78. Мордвинов, Дмитрий Сергеевич, статья в Википедии

79. Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 5 (126), май 2015

80. Вершинина, Анна Акимовна

81. Искусство и архитектура русского зарубежья. Кюфферле, Пьетро (Петр Осипович, Петр Иосифович)

82. Странница Дарьюшка

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)