Время: с 19 по 21 февраля 2012 года, с 10 по 12 февраля 2013 года, со 2 по 4 марта 2014 года, с 15 по 17 февраля 2015 года
Место: город Бенш (Binche), Валлония, Бельгия
Событие: ежегодный фестиваль — карнавал Бенша (Carnaval de Binche)
Если вы решили побывать в Бенше (Binche), то лучше всего ехать сюда во время карнавала. Остальную часть года этот небольшой бельгийский город с населением 35 тыс. человек, расположенный в валлонской провинции Эно (Hainaut), не слишком привлекает туристов: среди достопримечательностей здесь лишь массивная средневековая крепостная стена — впрочем, уникальная по степени сохранности — да коллегиальная церковь.
Есть здесь, конечно, и несколько других интересных построек (особенно красива главная площадь Бенша — Гран-Пляс, где находится ратуша), однако главной достопримечательностью этого бывшего шахтерского городка продолжает оставаться фантастический карнавал (Carnaval de Binche), который проводится в Бенше ежегодно.
На эти три февральских или мартовских дня (поскольку это праздник с плавающей датой, то он может приходиться на период от начала февраля до начала марта) бельгийский городок переносится назад в прошлое, в XVI век. Здесь устраиваются музыкальные шествия, процессии ряженых и фейерверки, а кульминацией фестиваля является момент, когда в городе проходит парад знаменитых на весь мир Жилей (Жиллей) из Бенша (Gilles de Binche) — главных персонажей карнавала, — которые начинают забрасывать зрителей апельсинами. Расписание всех основных мероприятий праздника вы найдете в разделе «Программа карнавала в Бенше».
Таков ритуал встречи весны в этой части Бельгии. Происходит это в последний день карнавала — Марди Гра (mardi gras, «жирный вторник»), предшествующий Пепельной среде и началу Великого поста. В этот день — аналог славянской Масленицы — тихий городок наводняют тысячи любопытных.
Карнавал Бенша — исключительно популярное событие, доставляющее радость и взрослым, и детям. Ежегодно он привлекает в город всё больше иностранных туристов. Росту популярности карнавала в немалой степени способствовало то, что в 2003 году ЮНЕСКО признало этот праздник — самый известный карнавал Бельгии — шедевром нематериального культурного наследия человечества. Бенш даже стали называть бельгийской столицей карнавалов.
На самом деле аналогичные праздники с похожими персонажами проходят и в других уголках Бельгии, но именно карнавал Бенша считается наиболее древним, ярким и интересным.
Карнавал глубоко укоренен в культуре города и является неотъемлемой частью местных традиций. Это прежде всего праздник для местных, не нацеленный на коммерциализацию. Жители Бенша очень любят свой карнавал, думают о нем почти круглый год и тратят на подготовку несколько месяцев. В городе даже поставлено два памятника главным персонажам карнавала: Жилю и Крестьянину.
Карнавал в Бенше по традиции начинается перед Великим постом, за 49 дней до Пасхи. Основные празднования продолжаются 3 «жирных дня» (воскресенье, понедельник и вторник), однако существует еще и программа «предпраздничных мероприятий» — публичных репетиций (soumonces), которые начинают проводиться за два месяца до самого карнавала.
История карнавала в Бенше и его основные участники
Несмотря на внешнюю бесшабашность, карнавал Бенша — серьезное мероприятие, которое требует многомесячных приготовлений и подчиняется строгим правилам поведения и вековым традициям. Благодаря богатой устной традиции, этот грандиозный фестиваль подчиняется чуть ли не самому строго церемониалу из всех карнавалов провинции. Традиционные костюмы и ритуалы этого уникального европейского праздника восходят к XIV-XVI вв.
В карнавале активно принимают участие местные жители — всего более тысячи ряженых, включая знаменитых Жилей, Пьеро, Арлекинов и представителей других костюмированных групп (карнавальных ассоциаций). Несмотря на жесткие условия приема, количество участников продолжает год от года расти.
И это притом, что участие в карнавале и подготовка к нему обходится тем же Жилям весьма недешево: начиная от аренды пышного костюма и прочих аксессуаров и покупки обязательных апельсинов и заканчивая организацией дружеских вечеринок в кругу семьи (например, одна только аренда знаменитой шляпы с плюмажем стоит около $300). Недаром в местной песенке поется, что «юноша из Бенша тратит за неделю весь годовой доход».
Зарождение и расцвет карнавальных традиций
Карнавальные традиции Бенша зародились еще в XIV веке. Во время последних «жирных дней» перед Великим постом, периодом строжайшего воздержания, католическая церковь разрешала населению несколько дней кутежей, безудержных гуляний и излишеств в еде.
Этот традиционный праздник дошел и до нас, хотя и претерпел некоторые изменения за свою долгую историю. Уже к 1395 году относится письменное упоминание о карнавале в Бенше, который назывался Quaresmiaux или Caresmiaux и уже тогда включал так называемое «жирное воскресенье» (Cras Dimence). В ту эпоху традиция проводов зимы уже существовала и в других городах Валлонии и по всей Европе. Таким образом, как и другие европейские карнавалы, карнавал Бенша является наследником очень древних языческих ритуалов, посвященных возвращению весны и плодородию.
Наибольшего расцвета карнавальный праздник в этом регионе достиг в XVI веке. Город Бенш в это время находился под испанским владычеством, и здесь жила сестра императора Карла V Мария Венгерская (1505-1558), правительница испанских Нидерландов. Кстати сказать, в 1549 году она пригласила своего венценосного брата Карла V и племянника Филиппа II Испанского в Бенш, где по этому случаю были устроены пышные празднества. В эту эпоху город переживал период наивысшего экономического и культурного развития.
Именно тогда возникла испанская пословица Mas bravas que la feistas de Bains («Нет более красивых праздников, чем в Бенше»).
Жили (Жилли) — главные персонажи карнавала
Кто такие Жили из Бенша
Откуда взялись Жили (Gilles) — старейшие участники карнавала в Бенше — точно неизвестно. По мнению некоторых исследователей, эти персонажи являются отдаленными родственниками балаганного шута, наивного простофили Жиля из итальянской Комедии дель арте (из-за сходства костюмов Жиля даже часто путали с Пьеро — см., например, известную картину Антуана Ватто). Вероятно, появление этого персонажа относится к XVI веку, когда в валлонском регионе появились бродячие театральные труппы. С этим же периодом связано и происхождение других персонажей, в первую очередь Арлекинов и Пьеро.
В то же время существует легенда, что в королевских празднованиях августа 1549 года, когда Бенш посетил Карл V, уже принимал участие забавный фольклорный персонаж в маске, похожий на известных нам Жилей. Хотя на этот счет и не сохранилось никаких документов, некоторые убеждены, что Жили появились именно тогда.
Впрочем, еще более древние корни этого персонажа могут быть связаны с шаманами или исполнителями ритуальных танцев в честь возвращения весны. Видимо, Жиль — образ, который не имеет единственного источника происхождения; как подтверждают исторические исследования, этот персонаж сформировался в результате множества влияний и менялся на протяжении истории.
Например, древние языческие ритуалы проводов зимы нашли выражение в некоторых элементах традиционного танца и костюма Жилей. Они топают ногами в здоровенных деревянных башмаках, призывая «богов земли», хороший урожай и солнце, звоном бубенчиков они «прогоняют демонов» и «выметают» своими вениками злых духов и всяческие болезни.
Всеми этими чертами Жили напоминают многих других карнавальных персонажей европейских стран, в основном также имеющих языческое происхождение. Сами деревянные сабо, возможно, являются эхом сельских карнавальных традиций, которые были распространены в средние века по всей Европе. Маски тоже являются отражением маскарадных традиций Европы: скрытый под маской человек мог вволю предаваться веселью. Некоторые другие детали костюма Жилей демонстрируют влияние Комедии дель арте: например, воротник Арлекина или повязанный вокруг головы платок и шапочка Пьеро.
Традиционный костюм Жилей
В настоящее время канонический костюм Жилей состоит из следующих элементов. Самой характерной и узнаваемой частью костюма этих персонажей являются фантастические головные уборы — плюмажи из страусиных перьев, вес которых составляет около 3 кг, а высота может достигать больше метра. Учитывая особенности материала, цену головного убора и объем вложенной в него ручной работы, неудивительно, что злейшим врагом Жилей является дождь: плюмажи приходится убирать при появлении первых капель.
Несколько слов о том, как появились эти необычные головные уборы. Рассказывают, что во время знаменательного праздника 1549 года, когда Бенш посетил Карл V, некоторые придворные решили переодеться в костюмы южноамериканских индейцев в честь покорения отдаленной империи инков, рассказы о которой в XVI веке будоражили Европу. Вероятно, именно к этим вычурным костюмам и восходят высокие плюмажи, ставшие отличительной чертой костюма Жилей.
Историки считают, что после грандиозного праздника 1549 года жители Бенша начали устраивать ежегодный карнавал, во время которого они тоже переодевались в дикарей Перу. (По некоторым сведениям, даже само слово «Жили» происходит от имени Хиль (Gil), которое было весьма распространенным в Испании той эпохи; апельсины якобы также являются намеком на Испанию). На самом деле историки выяснили, что такие плюмажи начали использоваться участниками карнавала в Бенше лишь после 1830 года.
Плюмажи Жилей завязываются под подбородком и надеваются поверх белого чепчика, который, в свою очередь, плотно привязывается к голове белой косынкой. Некоторые Жили не имеют плюмажа и участвуют в карнавале в одной шапочке и головном платке. Собственно, в прежние времена костюмы участников вообще не отличались особой роскошью: население было бедным, и чтобы смастерить костюм, люди использовали обычную рабочую одежду.
Еще одним типичным элементом костюма являются восковые маски с рыжими усами и нарисованными зелёными очками, надеваемые Жилями утром последнего дня карнавала. Город Бенш обладает эксклюзивным правом на эти маски: они защищены Европейской патентной организацией, и более никто не имеет права их носить или продавать.
Собственно костюм Жилей состоит из камзола и штанов, сшитых из льняного полотна. С 1830 года этот костюм украшают двадцать фигур геральдических львов, а также изображения гербов, корон, звезд, знамен и маски Арлекина. Все эти орнаменты вырезаны из войлока черного, желтого и красного цветов (расцветка бельгийского флага). После того как стало принято использовать костюмы со столь богатыми украшениями, исполнять роль Жилей могли себе позволить лишь состоятельные горожане (торговцы, ремесленники).
Блузы Жилей внутри наполняются соломой, которая заметно округляет их фигуры, образуя весьма упитанные животики и «горбы». Эта соломенная набивка превращает даже очень стройных мужчин в настоящих толстяков, а заодно может и выполнять функцию утепляющей подкладки, ведь не всегда в феврале-марте бывает достаточно тепло.
На плечах у Жилей — белые плиссированные воротники, из такой же ткани сделаны манжеты и отвороты на брюках. Необычной деталью костюма этих карнавальных персонажей является пояс (apertintaille) с небольшими колокольчиками. Пояс этот сделан из мягкой материи, покрытой желтой и красной шерстью. Также на груди у каждого Жиля можно заметить крупный бубенчик.
В качестве обуви, как уже было сказано, Жили носят деревянные башмаки (сабо), украшенные декоративными деталями из кожи. Под башмаки для большего комфорта надеваются мягкие туфли из белой шерсти.
Важным атрибутом костюма Жилей является пёстрая корзина из ивовых прутьев, наполненная апельсинами, которые принято бросать в толпу. Интересно, что до середины XIX века этой традиции еще не существовало: Жили раздавали жителям хлеб и фрукты, чтобы обеспечить изобилие полей и плодовитость женщин.
После обеда Жили несут в руках упомянутые корзины с апельсинами, а по утрам «вооружены» связанными из прутьев вязанками (ramon). Жиль бросает свою вязанку в того прохожего, которого хочет поприветствовать, после чего обнимает его и забирает свой «веник».
Быть Жилем — почетная обязанность
В карнавале участвует около тысячи Жилей (почти 3% населения! — неудивительно, что «Жиль» есть почти в каждой семье Бенша), исключительно мужского пола, но самого разного возраста — от трех лет до 60 и более. Выход Жилей подчиняется строгому канону.
Они имеют право появляться на улицах Бенша только в последний день карнавала («жирный вторник») и обязательно в традиционном костюме. Кроме того, они не имеют права передвигаться по улицам без музыкального аккомпанемента (их должен сопровождать как минимум один барабанщик), им запрещается пить алкоголь, они обязательно должны быть уроженцами Бенша и т.д. Жили являются представителями различных фольклорных ассоциаций, у каждой из которых имеются еще и свои собственные ритуалы.
Быть Жилем считается здесь очень престижным. Этот статус передается в семьях от отца к сыну. Ветераны карнавала с гордостью говорят, что другие праздничные традиции за последние годы утратили своеобразие и неповторимую атмосферу, но их карнавал остается таким же аутентичным, как прежде. Возможно, это отчасти связано с тем, что Бенш огорожен от внешнего мира крепостной стеной, и у его жителей своеобразное «островное» мировосприятия. Недаром тут в ходу выражение: «В мире существует лишь два места — Бенш и всё, что по ту сторону». Кроме того, сохранности ритуалов праздника способствует фанатичная строгость, с которой здесь принято соблюдать традиции.
Основные события карнавала в Бенше
Подготовительные мероприятия
Как уже было сказано, подготовка к карнавалу начинается за два месяца до основных мероприятий. В шестое и пятое воскресенье до начала карнавала проводятся первые публичные репетиции. Вечером на улицы Бенша выходят члены фольклорных организаций, которые будут исполнять роль Жилей, Арлекинов, Пьеро, Крестьян... В эти дни они проходят по городу под бой барабанов еще без карнавальных костюмов.
Следующие две недели — четвертое и третье воскресенье до начала карнавала — посвящены репетициям групп ударных инструментов (Soumonces en batterie). Расписание основных мероприятий праздника вы найдете в разделе «Программа карнавала в Бенше».
Кроме того, на улицы города снова выходят члены различных фольклорных ассоциаций, принимающих участие в празднике.
В своих деревянных сабо они танцуют под звуки барабанов и звон бубенцов, украшающих их пояса, а в руке у каждого — символический «веник» для изгнания зимы. Видео этого ритуала можно посмотреть тут.
Два последних воскресенья, предшествующих карнавалу, отведены репетициям музыкальных коллективов (Soumonces en musique). На улицах Бенша в это время появляются музыканты, играющие на духовых инструментах. Теперь они присоединяются к барабанщикам и исполняют 26 традиционных мелодий карнавала. А члены карнавальных ассоциаций по этому случаю облачаются в костюмы, которые были на них в прошлогоднее карнавальное воскресенье. Видео этой репетиции можно посмотреть тут.
Кроме того, в три предшествующих карнавалу недели, по субботам, проходят костюмированные балы. В каждую из суббот проводится бал одной из трех студенческих организаций города: Jeunesse Socialiste («Социалистическая молодежь»), Jeune Garde Libérale («Либеральная молодая гвардия») и Royale Jeunesse Catholique («Роялистская католическая молодежь»). На этих праздничных балах участники соревнуются в изобретательности: каждый пытается придумать наиболее оригинальный костюм на тему, заданную комитетом соответствующей организации. За лучшие костюмы присуждаются призы. Вплоть до начала 1980-х годов разделение участников по политической принадлежности еще играло какую-то роль, но сегодня это уже не имеет особенного значения, и балы выполняют исключительно развлекательную функцию. Нередко горожане участвуют сразу во всех карнавальных балах. Более того, все три молодежных организации объединились сегодня в одну карнавальную ассоциацию A.D.L (Association de Défense du Lundi-Gras).
В понедельник, за шесть дней до начала карнавала, проходит народный маскарад, или «ночь насмешек» — trouilles de nouilles. Жители Бенша и окрестных поселков прогуливаются по улицам города в масках. Согласно традиции, ряженые должны отыскать знакомых, неосторожно оставивших свои лица открытыми, и «заинтриговать» их так, чтобы те их не узнали. Если, несмотря на все ваши усилия (изменение тембра голоса, огромную маску монстра и т.д.), друзья вас узнают, то вам придется угостить их стаканчиком вина или пива.
В противном случае друзья должны признаться, что не могут понять, кто перед ними, и тогда бокал пива или вина положен уже вам. В этот вечер на улицах Бенша можно увидеть самых причудливых ряженых, которые в поисках жертв ходят от дома к дому.
Название этой традиции происходит от местного слова trouille, что можно перевести как «грязнуля», «неряха». Что касается слова nouille, то оно, по-видимому, добавлено просто ради рифмы и ничего не означает. Впрочем, возможно, оно происходит от guenilles («тряпки», «лохмотья»), поскольку, как мы уже говорили, в прежние времена в карнавалах участвовали люди весьма небогатые.
Основные празднования
Первый день карнавала
В «жирное воскресенье», первый день карнавала, по улицам Бенша проходит шествие, в котором участвуют разнообразные музыкальные коллективы и тысячи ряженых — членов карнавальных ассоциаций. Карнавальные персонажи впервые появляются перед публикой в своих новых костюмах, которые они втайне от всех готовили целый год. Они шествуют под звуки барабанов или шарманки, а во второй половине дня к ним присоединяются другие музыканты, играющие на медных духовых инструментах и барабанах.
Тогда начинается грандиозная праздничная процессия («кортеж»), в которой также принимают участие так называемые «общества» (sociétés) — группы друзей, коллег или родственников, придумавшие для своей компании определенные костюмы.
Около 3 часов дня все эти разнообразные группы ряженых собираются на площади около городского вокзала, откуда и стартует кортеж. Под звуки 26 традиционных карнавальных мелодий участники праздничной процессии шествуют по городу, а зрители пританцовывают вместе с ними и восхищаются костюмами, созданными с такой фантазией и мастерством.
Второй день карнавала
Второй день карнавала («жирный понедельник») проходит более спокойно. Это так называемый «день молодежи» или «детский день».
Утром по улицам Бенша под звуки шарманки маршируют молодые люди из трех крупнейших студенческих ассоциаций города: Jeunesse Socialiste («Социалистическая молодежь»), Jeune Garde Libérale («Либеральная молодая гвардия») и Royale Jeunesse Catholique («Роялистская католическая молодежь»). Большинство из них одето в карнавальные костюмы.
Молодежь ходит от одного кафе, к другому, где их по дружбе угощают стаканчиком вина или пива. Однако при этом, как правило, не обходится без «боев конфетти» (batailles de confetti), которые проходят в многочисленных тавернах города, а также на центральной площади Гран-Пляс.
Во второй половине дня к студентам присоединяются дети в карнавальных костюмах. Все вместе они собираются на главной площади, а затем под бой барабанов и звуки духовых проходят по улицам города, танцуют и жгут бенгальские огни.
Ближе к вечеру молодежь направляется к привокзальной площади, где в присутствии множества зрителей начинается праздничный фейерверк. Расписание всех основных мероприятий праздника вы найдете в разделе «Программа карнавала в Бенше».
Заключительный день карнавала — «жирный вторник» Масленицы
«Жирный вторник» — это последний и самый главный день карнавала в Бенше, кульминация праздника. Для многих жителей города это лучший день в году. Это единственный день, когда зрители могут увидеть легендарных Жилей.
Всё начинается рано утром, примерно в 4 часа, когда под звуки барабанов и флейт, исполняющих традиционную мелодию l'Aubade matinale, начинают собираться по группам главные участники карнавала — Жили. Они ходят от дома к дому, до тех пор пока группа не будет в сборе (каждый Жиль к этому времени должен быть уже готов и облачен в костюм, заботливо набитый соломой с помощью жены, матери или сестры). Жили приветствуют друг друга бокалом шампанского, а затем продолжают путь: каждая группа направляется в свое кафе и там завтракает. Праздничный завтрак Жилей по традиции состоит из устриц и опять-таки шампанского. Видео утреннего шествия Жилей можно посмотреть тут.
К 9 часам утра все костюмированные группы — Жили, Крестьяне, Пьеро, Арлекины — направляются к площади Гран-Пляс. На Жилях и Крестьянах при этом обязательно надеты восковые маски, символизирующие всеобщее социальное равенство. На Арлекинах более простые полумаски, заимствованные из Комедии дель арте, черные полумаски скрывают также и лица Пьеро. Всех этих персонажей затем ждет торжественный прием в ратуше Бенша, во время которого «ветераны карнавального дела» получают из рук бургомистра или иного высокопоставленного лица юбилейные медали, которые частично компенсируют расходы на карнавал.
После исполнения нескольких танцев Жили в сопровождении барабанщиков отправляются по домам, чтобы хорошенько пообедать и отдохнуть.
После обеда в кругу семьи или друзей, примерно в 3 часа дня, на Place de Battignies, около памятника, изображающего Крестьянина («Paysan») — одного из традиционных персонажей карнавала, под звуки традиционных мелодий вновь собираются все участники праздника.
Отсюда начинается праздничное шествие в сторону площади Гран-Пляс, где затем исполняется хоровод карнавальных персонажей (видео хоровода можно посмотреть тут). Во время этого кортежа Жили уже предстают публике без масок, зато в своих знаменитых плюмажах из страусиных перьев, которые эффектно колышутся над толпой.
Теперь-то Жили и начинают раздавать или запускать в прохожих свои праздничные «снаряды» — некрупные апельсины (oranges de Gille, этот сорт обычно называется «кровавые апельсины»), которые они несут в плетёных корзинках. Ни в коем случае не бросайте попавший в вас золотой фрукт обратно — это подарок! В противном случае вам грозит оказаться объектом самой настоящей апельсиновой канонады!
Владельцы магазинов, расположенных вдоль маршрута шествия Жилей, предусмотрительно защищают свои витрины проволочной сеткой, чтобы защитить свое имущество от «апельсинового обстрела». Всего во время этого весёлого двухчасового ритуала расходуется около 300 тыс. фруктов! Мостовые после этого остаются мокрыми от апельсиновой мякоти. Но на завтра улицы уберут так, что и не догадаться.
В половине восьмого вечера начинается второй праздничный кортеж, который следует тем же маршрутом и с теми же участниками за исключением того, что на этот раз Жили уже не забрасывают публику апельсинами. Их корзинки пусты, а на головах уже нет плюмажей. Участники карнавала продолжают маршировать по улицам города примерно до 9 вечера. Затем все карнавальные группы собираются на главной площади Бенша, чтобы исполнить заключительный хоровод.
Зажигаются бенгальские огни, отбрасывающие причудливые тени на стены ратуши, которая вскоре преобразится от отблесков грандиозного фейерверка, начинающегося в 9 часов вечера. Официальные празднования завершаются, когда искры салюта освещают девиз города: PLVS OVLTRE («Вперёд»).
Затем наиболее стойкие гуляки продолжают до зари плясать вокруг костров под звуки барабанов, периодически подкрепляя себя выпивкой. Однако все барабаны обязаны замолчать до того, как взойдет солнце и наступит утро Пепельной среды. Этим же утром рабочие уберут с улиц Бенша кучи раздавленных апельсинов, груды конфетти и прочий мусор. А Жили сложат свои пёстрые наряды в сундуки. До следующей весны.
Видео наиболее ярких и интересных фрагментов карнавала в Бенше можно посмотреть тут и тут.
Практическая информация для туристов
Добраться до Бенша можно с Южного вокзала Брюсселя (поезда ходят каждый час, поездка занимает также около часа). Также можно доехать на поезде из Монса (40 минут) или Намюра (1 час 10 минут) с пересадкой на станции La Louvière Sud.
Можно сюда добраться и на автомобиле. Из Брюсселя или Монса нужно ехать по шоссе E19 до съезда 21, а затем около 10 км по автостраде N55. Из Намюра и Льежа направляйтесь по шоссе E42 в сторону Монса, до съезда 21 и далее, как описано выше, или до съезда 19 на La Louvière и далее по шоссе N90 через город.
В городе практически нет отелей, так что лучше всего остановиться в Брюсселе или соседнем Монсе.
Помимо собственно карнавала, в Бенше стоит побывать в Международном музее карнавала и маски (Musée Internationale du Carneval et du Masque), который расположен по адресу Rue de Saint-Moustier, 10, в здании бывшего коллежа августинцев. Экспозиция музея знакомит с праздниками и ритуалами всех частей света: от карнавала в Бенше и зимних праздников Европы до эскимосских церемоний и обрядом североамериканских индейцев. Не забыты также Африка, Океания и Азия. В общем, посетители имеют возможность увидеть самые разные маски и узнать о многообразии связанных с ними обычаев. Считается, что музей обладает самой крупной коллекцией масок в мире. Также представлены разнообразные карнавальные костюмы и прочие аксессуары.
♦♦♦♦♦♦♦
Ниже вашему вниманию предлагается программа основных праздничных мероприятий карнавала Бенша на 2012 год. Официальный сайт карнавала: carnavaldebinche.be
Программа карнавала в Бенше на 2012 год
(обратите внимание, что расписание мероприятий и дни недели год от года не меняются, корректируются только даты)
Дата | Время |
Событие |
19 февраля, воскресенье |
с 8:00 утра | Сбор участников карнавала под звуки барабанов и шарманки. Каждый одет в какой-нибудь необычный костюм. В течение всего утра ряженые проходят по улицам города. После полудня участники расходятся по домам для обеда в кругу семьи. |
15:00 | От привокзальной площади Place Eugène Derbaix стартует грандиозное карнавальное шествие (кортеж). К барабанам присоединяются духовые инструменты. Шествие заканчивается около 18:00, но ряженые продолжают гулять по городу под звуки барабанов допоздна. | |
20 февраля, понедельник |
с 10:00 утра | Шествие членов трех главных молодежных организаций под звуки шарманки. Они маршируют по городу в костюмах всё утро. |
ок. 11:00 | Битва конфетти на центральной площади Гран-Пляс и в многочисленных городских кафе. | |
16:00 | К членам молодежных организаций присоединяются дети. Они собираются на главной площади Гран-Пляс для дружеского хоровода (Rondeau de l’amitié). | |
с 17:00 | Молодежь постепенно направляется в сторону привокзальной площади Place Eugène Derbaix, где танцует и зажигает бенгальские огни. | |
19:00 | Праздничный фейерверк на площади Place Eugène Derbaix. | |
21 февраля, жирный вторник | с 4:00 утра | Рано на заре начинается сбор Жилей. |
8:00 | Жили завтракают устрицами и шампанским. | |
ок. 9:00 | Жили в восковых масках, а также Арлекины, Пьеро и другие участники карнавала приходят на главную площадь Гран-Пляс. Далее следует торжественный прием в ратуше, во время которого юбилярам вручаются почетные медали. Около полудня Жили и другие персонажи расходятся по домам, чтобы отдохнуть и пообедать. | |
15:00 | Участники карнавала собираются на площади Place de Battignies, откуда стартует главное карнавальное шествие (кортеж), во время которого Жили появляются перед публикой в своих фантастических плюмажах и начинают забрасывать зрителей апельсинами. Участники маршируют под аккомпанемент барабанов и медных духовых. После того как парад приходит на главную площадь Гран-Пляс, исполняется хоровод. | |
19:30 | Начинается второе за этот день карнавальное шествие, но на этот раз без апельсинов и плюмажей. Вечереет, и участники карнавала танцуют в свете бенгальских огней. | |
21:30 | На главной городской площади Гран-Пляс начинается большой праздничный фейерверк, закрывающий карнавал. Однако многие участники карнавала продолжают гулять и танцевать всю ночь. Главное — закончить празднования до утра следующего дня, Пепельной среды. |
♦♦♦♦♦♦♦
Другие материалы из рубрики «Традиции народов мира» и «Фестивали и праздники в Европе»:
- Швейцария, г. Базель. Карнавал в Базеле (базельский фаснахт): три самых чудесных дня в году
- Бельгия, г. Монс. Традиционный городской праздник Doudou
- Бельгия, г. Брюссель. Традиционный фольклорный праздник Ommegang
- Франция, г. Страсбург. Традиционный городской карнавал.
- Испания, г. Барселона. Традиционный городской праздник Мерсе
- Испания, г. Реус. Городской праздник (фестиваль) Мизерикордия
- Испания, г. Валенсия. Праздник Тела Христова (Corpus Christi): процессии, мистерии, шествия, парады
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Программа карнавала в Бенше, Бельгия
2. Карнавал в Бенше, статья в Википедии
3. Жиль из Бенша, статья в Википедии
4. Карнавал в Бенше: наиболее интересные мероприятия
5. Лучшие карнавалы Европы: карнавал Бенша
6. Фестивали и праздники в Бельгии
7. Интересные карнавалы Европы
8. Карнавал Бенша: апельсины и гражданская инициативе
9. Туризм в провинции Эно: карнавал Бенша
10. Карнавал в Бенше: фотогалерея Максима Майорова
13. Валлонский город Бенш, его история и традиции
14. Жилли (Жили) из Бенша, их костюмы и традиции
15. Жили из Бенша: фотогалерея
16. Кто такие Жили, их традиционный костюм
18. Dominique Guillaud, Maorie Seysset, Annie Walter. Le voyage inachevé. IRD Editions, 1998
20. Карнавал Бенша, фоторепортаж
21. Карнавальное общество «Крестьяне из Бенша»
22. Карнавальное общество «Арлекины из Бенша»
23. Карнавал Бенша: ночь насмешек
24. Ночь насмешек в Бенше: фотографии
25. Карнавал Бенша: фотохроника
26. Барабанщики Бенша: фотографии с карнавала
27. Памятники карнавальным персонажам в Бенше
28. Clare Thomson. Beware of low flying fruit (Марди Гра в бельгийском городе Бенше: традиция швырять апельсины). Статья в газете The Independent от 6 февраля 1999