Прогулка по Страсбургу: «новые» кварталы. Часть II (неоклассицизм, неоготика, неоренессанс, неороманика). Квартал Крутено. Немецкий квартал. Германская архитектура в Страсбурге. Ансамбль площади Республики.

После посещения очередной страсбургской пивной (см. наш отзыв) мы отправились гулять по городу дальше (первая часть прогулки по «новым» кварталам описана здесь). Перешли мост Св. Гийома (Pont Saint-Guillaume) и оказались на набережной Рыбаков (Quai des Pêcheurs). Поскольку церковь Св. Гийома оказалась закрыта, решено было обследовать прилегающий квартал Крутено или, на немецкий манер, Крутенау (Krutenau). Квартал этот расположен к югу от острова Гранд-Иль (Grande Île) («большой остров») — старой исторической части Страсбурга. Раньше в этом районе, некогда иссеченном каналами, жили рыбаки и лодочники. Об этом по сей день напоминают многие названия улиц и набережных. Сегодня Крутено — оживленный студенческий квартал. Этот район довольно мало известен туристам, хотя здесь находится несколько интересных достопримечательностей, таких как Школа декоративного искусства, Муниципальные бани, Зоологический музей и Цюрихский фонтан.

Цюрихский фонтан, Страсбург

Знакомство с кварталом Крутено мы начали как раз с Цюрихского фонтана (Fontaine des Zurichois) (см. фото выше), расположенного на живописной площади Кошачьего моста (Place du Pont-Aux-Chats). Это самый старый фонтан Страсбурга: он был установлен в 1884 году. Что же это за фонтан и почему он так называется?

История этого фонтана весьма любопытна. В 1456 году в Страсбурге прошел праздник стрелков, на котором собрались лучше арбалетчики и аркебузиры главных городов Священной Римской империи. Были приглашены и представители Цюриха. Но цюрихцы проявили стратегическую выдумку. Они предприняли попытку преодолеть водный путь до Страсбурга всего за один день (тогда как обычно это занимало трое суток), решив доказать страсбуржцам, что способны прийти им на помощь в рекордно короткое время, а значит союзнический военный договор между двумя городами имеет смысл. Еще до восхода солнца цюрихцы сели в лодку и отправились в Страсбург по реке Лиммат и дальше по рукавам Рейна (в ту пору еще существовал рукав, соединявший район Крутено и реку Иль с Рейном; в 1872 году он был засыпан: сейчас это страсбургская улица rue de Zurich). С собой они прихватили свежих булочек и большой чугунный котел с кипящей пшенной кашей, накрытый огромной бочкой, засыпанный слоем песка, обернутый соломой и тряпками. (Пшенная каша фигурирует в этой истории не случайно: в те времена она была основным продуктом питания). Швейцарцы бились об заклад, что к вечеру, когда они прибудут в Страсбург, или во всяком случае не позднее чем через сутки, каша в котле будет еще тёплой. Через двадцать часов плавания они достигли цели, и пшенное варево, действительно, к тому времени не успело остыть! Еще не спустилась ночь, а цюрихцы уже угощали страсбуржцев кашей и свежими кренделями. Таким образом они доказали своим эльзасским друзьям, что в случае опасности смогут прийти им на выручку быстрее, чем остынет горшок каши. Цюрихский корабль с котлом каши изображен на барельефе в нижней части фонтана:

Цюрихский фонтан, Страсбург

Через сто лет, в 1556 году городской совет Страсбурга вновь устроил стрелковый турнир, и цюрихцам удалось повторить свое достижение: меньше чем за сутки преодолеть расстояние до эльзасской столицы. На этот раз в поездке участвовало 54 гражданина Цюриха, среди которых был и врач по имени Георг Келлер (Georg Keller) (1533 – 1603), описавший свои впечатления в путевых заметках, дошедших до наших дней. Он пишет, что каша прибыла в Страсбург обжигающе горячей! Итак, жители Цюриха снова доказали, что способны в кратчайшее время прийти на помощь братскому Страсбургу.

Цюрихский фонтан украшен бюстом поэта Иоганна Фишарта (Johannes Fischart) (1545-1590), который описал этот исторический эпизод в своей поэме «Счастливый цюрихский корабль» (Das glückhafft Shiff von Zürich).

Цюрихский фонтан, Страсбург

Поэма была издана в 1576 году в Страсбурге. В своем идеализированном описании этой славной истории Иоганн Фишарт прославляет швейцарцев, которые, как аргонавты, отправились в путь «ради славы и дружбы», каковые и были их великолепным «золотым руном». Он поет хвалу труду, который «прорывает недра гор». Титульный лист первого издания поэмы «Счастливый цюрихский корабль» (иллюстрация с сайта commons.wikimedia.org):

Титульный лист поэмы «Счастливый цюрихский корабль»

(Множество иллюстраций, созданных художниками разных эпох по мотивам этого необычного исторического эпизода, можно посмотреть на этой странице официального сайта города Цюриха).

Между прочим, начиная с 1976 года, когда отмечалось 400-летие этого знаменательного события, швейцарцы каждые десять лет проводят инсценировку этого исторического эпизода, получившего название Hirsebreifahrt, то есть «поход (путешествие) с пшенной кашей». Правда, в наши дни экспедиция занимает больше времени (свыше двух суток): всему виной дамбы, плотины, электростанции и прочие препятствия, построенные на реках за последние четыре столетия. Реконструкцию знаменитой поездки, которая, конечно же, проходит в исторических костюмах, традиционно организует гильдия лодочников совместно с другими историческими организациями и клубами Цюриха. Последний раз праздник дружбы двух городов состоялся в 2006 году. Прибытие лодки в Страсбург, как обычно, сопровождалось красочным народным праздником с участием представителей власти, торжествами, гуляньями, конкурсами и состязаниями. На Цюрихском фонтане в Страсбурге, кстати говоря, имеется довольно свежая табличка, добавленная, по всей видимости, в 1976 году, с надписью «Страсбургским друзьям от города Цюриха» (фото с сайта commons.wikimedia.org):

Цюрихский фонтан, Страсбург

Тут же, совсем рядом с Цюрихским фонтаном, на улице Крутено (rue de la Krutenau, 42) в недавно обновленном здании с неказистой, но умилительно привлекательной «деревенской» пристройкой — представляющей собой старинный домишко, который, напротив, очевидно, давно не реставрировался, — расположился небольшой ресторанчик Le Pont aux Chats, где подают различные блюда французской и эльзасской кухни из свежего мяса и овощей с собственного огорода, а  также лакомства из свежих морепродуктов, доставленных непосредственно из Бретани.

Пивная, квартал Крутено, Страсбург

Традиционная пивная в домике с коломбажем, с симпатичным интерьером и милым летним садиком, эта брассерия соединяет в себе гастрономическую изысканность и деревенскую прелесть. Здешний шеф-повар — титулованный кулинар и настоящий мастер своего дела, благодаря чему заведение завоевало высокую оценку критики и хорошие отзывы разборчивых посетителей. В этом заведении можно, например, попробовать телячью голову с каперсами или хрустящие шкварки с грибами лисичками.

От Цюрихского фонтана и улицы Крутено мы вышли на улицу rue de l’Académie, к зданию Школы декоративного искусства, фасад которого украшен прекрасными керамическими фресками в стиле ар-нуво (подробно об этом здании и других образцах стиля модерн/югендштиля в Страсбурге читайте в заметке «Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге»).

Здания в стиле модерн в Страсбурге, Школа декоративного искусства

От Школы декоративного искусства рукой подать до внушительного неороманского здания исторических общественных бань (купален) Страсбурга (Bains municipaux), которые расположены на бульваре Победы, по адресу Boulevard de la Victoire, 10.

Городские бани (купальни), Страсбург

Может быть, этот водный комплекс отчасти уступает будапештским купальням, однако довольно разнообразен и обширен: тут вам и два бассейна со старинными интерьерами и витражами, и римские термы, и сауны, и ванны, и душевые... В бассейнах проводятся занятия по аквааэробике, плаванию для детей и взрослых, есть программы семейного отдыха, массажа, водной терапии (раньше при купальнях действовала даже баня для собак!). Открыты страсбургские бани круглый год. Это настоящий храм воды, причем совсем недалеко от центра Страсбурга. Подробнее об этом историческом водном комплексе и его замечательных интерьерах читайте в заметке «Необычные достопримечательности Страсбурга. Городские бани (купальни): настоящий храм воды недалеко от центра Страсбурга».

По бульвару Победы (Boulevard de la Victoire) мы пошли в сторону речки Иль и далее через Королевский мост (Pont Royal) на ту сторону, к «немецкому» кварталу. От моста справа открывался открыточный вид на две 76-метровых башни неоготической церкви Св. Павла (Église Saint-Paul de Strasbourg), которая, к сожалению, частично была в лесах.

Церковь Св. Павла, Страсбург

Эта церковь на небольшом островке в месте пересечения рек Иль и Ааре (левый приток Рейна) была построена в 1892-1897 гг. по образцу церкви Св. Елизаветы в Марбурге, в рамках обширного градостроительного плана по благоустройству города. Изначально этот храм предназначался для протестантского немецкого гарнизона, расквартированного в Страсбурге в эпоху Германской империи, когда Эльзас находился под властью немцев. Сейчас это приходская церковь реформаторской общины Эльзаса и Лотарингии.

С того же моста Pont Royal хорошо просматривается здание «Галлия» (Gallia), которое расположено в начале бульвара Победы (boulevard de la Victoire, 1), на набережной quai du Maire Dietrich, недалеко от трамвайной остановки Gallia (подробно об общественном транспорте в Страсбурге читайте в отдельной заметке).

Здание «Галлия», Страсбург

Здание «Галлии» было построено в неоренессансном вильгельмском стиле в 1885 году для немецкой страховой компании Germania. Архитектура его типична для Страсбурга той эпохи. Раньше дом со стороны набережной украшал центральный щипец, который, к сожалению, не дошел до наших дней (открытка 1900 года с сайта www.archi-strasbourg.org):

Здание «Галлия», Страсбург

С 1928 года в здании Gallia разместился региональный студенческий центр Centre régional des oeuvres universitaires de Strasbourg (CROUS), где предоставляются комнаты местным и иностранным студентам. Местоположение этого студенческого пансиона (или, если угодно, общежития) на редкость удачное: близко и от университета, и от центральных достопримечательностей Страсбурга. Кроме того, на первом этаже здания (вход со стороны place de l'Université, 1) открыт старейший университетский ресторан во Франции — на сегодняшний день вообще единственный в стране ресторан такого рода, полностью управляемый студенческой ассоциацией L’Association fédérative générale des étudiants de Strasbourg (Afges) (это организация, созданная в 20-х годах, задолго до учреждения CROUS). Студенты здесь обедают за сущие копейки, да и вообще цены вполне приемлемые. Помещение студенческого ресторана отличается богатой историей и красивым интерьером. Особенно интересен главный зал с кессонным потолком, украшенным немецкими гербами, и неоклассическими колоннами, характерными для германской архитектуры конца XIX века. Фотография интерьера ресторана Gallia (с сайта www.facebook.com):

Интерьер ресторана в здании «Галлия», Страсбург

Перейдя мост, мы попали на широкий проспект Марсельезы, Avenue de la Marseillaise. Здесь находится здание центральной почты (главпочтамта) Страсбурга hôtel des Postes, выстроенное в период 1896-1899 гг. по проекту архитектора фон Рехенберга (Von Rechenberg) в неоготическом стиле.

Центральная почта (главпочтамт), СтрасбургЦентральная почта (главпочтамт), Страсбург

В ходе бомбардировок 1944 года здание было частично разрушено. При реконструкции был использован розовый песчаник, причем реставрация проводилась безо всякого учета особенностей прежней архитектуры фасада. Красивый центральный фасад, увы, не уцелел (старинная открытка с сайта www.archi-strasbourg.org):

Центральная почта (главпочтамт), Страсбург

Понравился также дом напротив, по адресу Avenue de la Marseillaise, 20. Сейчас здесь находится какое-то кадровое агентство и кафе:

Здание на Avenue de la Marseillaise в Страсбурге

Также нам приглянулся вид от центральной почты, с угла улиц Avenue de la Marseillaise и Rue Joseph Massol, на Страсбургский собор и симпатичный дом с башенкой (Rue Brûlée, 24, угол Rue du parchemin, 7-11). Это здание в стиле ар-нуво было построено в 1903-05 гг. по проекту архитекторов Юлиуса Бернингера (Julius Berninger) (1856-1926) и Густава Крафта (Gustave Krafft) (1861-1927) (подробнее о других зданиях в стиле модерн, созданных этими и другими архитекторами, читайте в заметке «Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге»).

Дом с башенкой в Страсбурге

На противоположной стороне виднелась Рейнская опера и, слева от нее, выходящий на набережную Quai Lezay-Marnésia фасад Резиденции префекта (Hôtel du préfet, ранее Hôtel Klinglin) — здания в стиле Регентства, построенного в 1730 и восстановленного после прусской осады в 1871 году (не путать с Префектурой (Préfecture), расположенной на площади Республики и построенной в 1911 году).

Рейнская опера и резиденция префекта, СтрасбургРезиденция префекта, Страсбург

Наконец, мы вышли непосредственно на площадь Республики (Place de la République) — сердце  немецкого (германского) квартала Страсбурга. Из-за особенностей архитектуры и временных рамок застройки этот квартал также часто называют имперским (quartier impérial) или вильгельмским (Wilhelmien) (по имени германского императора Вильгельма II; к эпохе вильгельминизма относится период с 1890 по 1918 годы).

Национальный театр и университетская библиотека, площадь Республики, Страсбург

На площади Республики мы посмотрели несколько неоклассических и неоренессансных зданий в монументальном имперском («берлинском») стиле. Страсбург, аннексированный Германией в 1870 году, стал столицей имперской земли Эльзас-Лотарингия, тогда и началась застройка зданиями в  вильгельмовском (вильгельмском) стиле. К периоду конца XIX века относится целый ряд монументальных зданий, сосредоточенных в районе нынешней площади Республики: императорский дворец, университет, университетская библиотека и др. Эти постройки имели целью «расфранцуживание немецкого населения» Эль­заса. Императорскую  площадь планировалось сделать самой престижной из всех, а вокруг нее решено было возвести здания для новых органов власти.

Национальный театр и университетская библиотека, площадь Республики, Страсбург

Во-первых, отметим здание Национального театра Страсбурга (Théâtre national de Strasbourg, TNS). Оно было построено в 1888-1899 гг. в неоклассическом стиле по проекту немецких архитекторов Аугуста Хартеля (August Hartel) (1844-1890) и Скьольда Некельмана (Skjold Neckelmann) (1854-1903). Сначала тут проходили заседания Региональной комиссии, затем, вплоть до конца Первой мировой войны, обосновался региональный Парламент (ландтаг) Эльзаса-Лотарингии.

Национальный театр, площадь Республики, Страсбург

После того как Страсбург вновь отошел к Франции, здание потеряло свое изначальное назначение. Парламентский зал превратился в концертную площадку. Долгое время здесь соседствовали Консерватория и драматический театр (в 1995 году Консерватория была переведена в отдельное здание). В 1950-х годах в здании велись масштабные реставрационные работы, поскольку оно серьезно пострадало во время Второй мировой войны. Здание внесено в список исторических памятников Франции.

Расположенное по соседству с Национальным театром здание библиотеки Страсбургского университета (Страсбургской государственной университетской библиотеки) (Bibliothèque nationale et universitaire de Strasbourg, BNU) построено в стиле итальянского неоренессанса по проекту тех же архитекторов, в 1880-1895 гг. По размеру фондов это вторая библиотека Франции после Национальной библиотеки (Bibliothèque nationale de France). Библиотека представляет собой солидное здание с характерным куполом из стекла и металла. С 1996 года здание внесено в число исторических памятников Франции.

Университетская библиотека, площадь Республики, Страсбург

Немного об истории этой значительной библиотеки. До 1870 года Страсбург обладал внушительным собранием книг и рукописей, уже тогда позволявшим назвать его вторым после Парижа «книжным городом» Франции. Наибольшее значение имели две библиотеки: книжное собрание протестантской семинарии (выросшей из гимназии Жана Стурма и в XVII веке превратившейся в протестантский университет) и собрание городской библиотеки, созданной в XVIII в. На 1870 год обе эти библиотеки насчитывали свыше 300 тыс. томов и более 3 тыс. ценных рукописей, в их числе знаменитейшая иллюстрированная энциклопедия средневековья «Сад утех» (Hortus Deliciarum), составленная в XII веке Герардой Ландсбергской (она была настоятельницей монастыря на горе Св. Одилии). Беда со всем эти книжным богатством случилась во время франко-прусской войны: в ночь с 24 на 25 августа 1870 года оба библиотечных собрания безвозвратно погибли (церковь Нового Храма, где они хранились, полностью сгорела в ходе бомбардировки). Начался сбор общественных средств и формирование новой библиотеке во дворце Роанов.

С 1872 года новая библиотека получила название Императорской университетской и государственной библиотеки Страсбурга (Kaiserliche Universitäts- und Landesbibliothek zu Strassburg, KULBS). Но Роанский дворец вскоре оказался слишком мал и ненадежен для хранения фондов, и в 1895 году состоялся официальный перевод библиотеки в только что построенное престижное здание на нынешней площади Республики (тогда называвшейся Императорской площадью — Kaiserplatz). Библиотека щедро пополнялась из различных источников Германской империи. Около 4 тыс. томов поступило из частного собрания императора Вильгельма I.

После Первой мировой войны, когда Эльзас вернули Франции, правительство первое время не могло принять определенного решения относительного будущего немецкой библиотеки, плохо вписывавшейся в новые институциональные рамки. Однако в итоге ее решено было сохранить. В 1926 году Страсбургскую библиотеку провозгласили общенациональным государственным учреждением культуры. После Второй мировой войны пострадавшее здание несколько лет реставрировали (увы, от оригинального вильгельмского декора интерьеров в ходе этих работ ничего не осталось; старинные фотографии можно посмотреть тут). Что касается библиотечных фондов, то они почти не пострадали, так как во время войны были переведены в Клермон-Ферран и другие города.

Еще одно важное здание на площади Республики — это тяжеловатый Рейнский дворец (Palais du Rhin), ранее называвшийся императорским (кайзерским) (Kaiserpalast), еще один образец прусской архитектуры в Страсбурге.

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Этот монументальный дворец в неоренессансном стиле с величественным куполом строился в 1883-1888 гг. как резиденция кайзера Вильгельма I, которому, правда, так и не довелось пожить во дворце, зато здесь бывал его внук Вильгельм II. Стиль дворца нередко называют неофлорентийским, поскольку он явился вольной вариацией на тему Палаццо Питти. Автором проекта выступил немецкий архитектор Герман Эггерт (Hermann Eggert) (1844-1920). Это внушительное четырёхугольное в плане здание служило символом имперского могущества. Правда, из-за тяжеловатой архитектуры его уже в пору строительства неоднократно обвиняли в чрезмерной массивности и называли «слоноподобным», указывая также на дороговизну проекта. Дворец был торжественно открыт в августе 1889 года и вплоть до 1914 использовался императором в качестве резиденции около десяти раз.

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

В центральной части фасада мы видим большой двухуровневый балкон с колоссальными коринфскими колоннами. Лицевая часть дворца выходит на две извилистых аллеи, по которым конные упряжки некогда въезжали на боковые лестницы. Центральный портал обрамляют гермы — два столба, которые завершаются бюстами атлантов, выполненными берлинским скульптором Максом Клейном (Max Klein) (1847-1908). Атланты будто держат на себе балкон, на который некогда выходил германский император. Фронтон богато декорирован скульптурой, прославляющей могущество Германской империи. Над порталом изображен прусский орёл. На угловых колоннах несложно заметить гербы Эльзаса и Лотарингии. Скульптуры тимпана на фронтоне изображают аллегории Добродетели и Труда (вероятно, работы берлинского скульптора Карла Бергмейера (Karl Albert Bergmeier) (1856-1897)). По центру мы видим императорскую корону (это уже, видимо, работа другого берлинского скульптора Рихарда Омана (Richard Ohmann)).

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, СтрасбургРейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Выполненные Карлом Бергмейером барельефы несколько оживляют в целом традиционных иконографию. Так, нижние части опор балкона украшены барельефами с изображениями детей. Эти скульптурные сцены посвящены исконным занятиям жителей региона: сельскому хозяйству, виноградарству, охоте, выращиванию табака, ткацкому ремеслу, рыболовству, горному делу...

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

В ныне пустом центральном картуше раньше помещались гербы империи. Также не дошли до нашего времени два обелиска и фигура Побелы, венчавшие фронтон. Это хорошо видно, если сравнить современные фотографии с открыткой начала XX в. (источник fr.wikipedia.org):

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Восточной стороной (главным фасадом) дворец выходит на площадь Республики, с трех остальных сторон ко дворцу примыкает парк с богатой растительностью и массой великолепных столетних деревьев. Этот сад, как и само здание дворца, отнесен к числу исторических памятников. Один из фронтонов бокового фасада (со стороны Rue du Maréchal Foch) изображает, очевидно, богиню Диану:

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Парк дворца огражден чудесной решеткой, один из фрагментов которой предположительно изображает портрет императора Вильгельма II (фото с сайтов www.archi-strasbourg.org и www.jmrw.com):

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, СтрасбургРейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

По очертаниям решетка, окружающая резиденцию с трех сторон, соответствует форме здания. Так, ограда вокруг большой лужайки в задней части парка закруглена аналогично ротонде (фото с сайта esukki.over-blog.com):

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

В отличие от бесследно утраченных интерьеров Национальной университетской библиотеки, часть внутреннего убранства кайзерского дворца в наши дни восстановлена (фото с сайта www.archi-strasbourg.org).

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Монументальная парадная лестница (escalier d'honneur), по обеим сторонам которой находятся два пышных зала — зал торжеств (в ротонде) и зал приемов (со стороны главного фасада) — является одним из самых прекрасных архитектурных сооружений здания. Она создана в традициях итальянских дворцов и немецких барочных замков (фото с сайта www.jmrw.com):

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Эта роскошная лестница с семью пролётами находится в самом сердце здания, на одной оси с портиком, и освещается через стеклянную кровлю и большие сводчатые проемы, выходящие на два внутренних дворика. Открытые галереи отделяют приемные залы от жилых помещений. Отдельно стоит отметить росписи, украшающие своды этой роскошной лестницы (фото с сайта www.archi-strasbourg.org):

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

На нижнем этаже дворца находится холл с двумя боковыми вестибюлями, которые ведут в апартаменты, изначально предназначавшиеся, соответственно, для императорской четы (южная сторона) и почетных гостей (северная сторона) (фото с сайта www.alsace.culture.gouv.fr):

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Покои императора оформлены в стиле немецкого ренессанса: кессонный потолок, деревянная обшивка стен, камин, со вкусом подобранная мебель. Скульптурные опоры изображают ангелочков и бородатых стариков. Комнату украшают инкрустированные панно с военных мотивами (орлы и шлемы). На стенах — рельефные обои красного и золотого цвета с цветочным орнаментом (фото с сайта www.archi-strasbourg.org):

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Оформление салона императрицы выполнено в духе рококо, выделяясь на фоне прочего внутреннего убранства резиденции, для которого характерно явное ренессансное влияние. Расписной потолок, белые двери, оттененные сверху красочными панно, беломраморный камин — всё это придает комнате тёплую радостную атмосферу, контрастирующую с обликом других помещений дворца. Затянутые бледно-голубым шелком стены усиливают это светлое впечатление (фото интерьеров с сайта www.archi-strasbourg.org):

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, СтрасбургРейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Западное крыло дворца было отведено под парадные залы: зал заседаний, столовую и вышеупомянутый зал торжеств. Соединялись они круговыми галереями и дополнительными лестницами. На верхнем этаже, называемым аттиком, располагались апартаменты императорской свиты и комнаты прислуги. В полуподвальном этаже находились кладовая и кухня, а также котельная. До 1902 года дворец освещался при помощи газовых светильников, затем было проведено электричество.

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Во время Первой мировой войны в бывшей императорской резиденции был оборудован военный госпиталь, а с 1920 года в Рейнском дворце размещается Центральная комиссия судоходства по Рейну (Commission Centrale pour la Navigation du Rhin). Кроме того, сейчас здесь находится офис Региональной дирекции по культуре (Direction régionale des Affaires culturelles (DRAC)). Во время Второй мировой войны дворец был превращен в нацистскую комендатуру, но отвоеван войсками Леклерка, которые организовали тут свой штаб.

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Вторая мировая война принесла с собой массу разрушений. Частично пострадал ныне восстановленный зал торжеств (salle des fêtes) в ротонде дворца. Два других зала по обеим сторонам ротонды были практически полностью уничтожены. Слева от зала торжеств находилась столовая (банкетный зал), которая была непоправимо разрушена во время Второй мировой войны. Справа  располагался зал заседаний (salle de réunion), который в настоящее время изолирован и превращен в офисное помещение (интерьер удалось частично сохранить).

В ходе реставрационных работ удалось восстановить апсиду зала торжеств и его усыпанный золотыми цветами свод (фото с сайта www.archi-strasbourg.org):

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

В остальном зал торжеств в ротонде выглядит сегодня так (фото с сайта www.archi-strasbourg.org):

Рейнский (императорский) дворец, площадь Республики, СтрасбургРейнский (императорский) дворец, площадь Республики, Страсбург

Напротив бокового фасада Рейнского дворца, на другой стороне улицы маршала Фоша, наше внимание привлек дом с угловым эркером и скульптурным фронтоном, расположенный по адресу Rue du Maréchal Foch, 43. Это красивое неоренессансное здание было построено в 1890 году по проекту архитектора Марселя Айсена (Marcel Eissen) (1848-1914). Сейчас в доме располагается некая адвокатская коллегия, а раньше, по всей видимости, находилось страховое общество.

Здание на ул. маршала Фоша, Страсбург

Общий вид здания (фото с сайта www.archi-strasbourg.org):

Здание на ул. маршала Фоша, Страсбург

Но вернемся на площадь Республики. Перед императорским дворцом на площади Республики в 1936 году был установлен памятник павшим (Monument aux morts) в честь погибших в Первую мировую войну (раньше, с 1919 года, на этом месте стоял простой обелиск в память о погибших сынах города). На монументе выбита лаконичная надпись: «Нашим павшим» ("À nos morts") без уточнений, за какую страну погибли солдаты (поскольку эльзассцы сражались по обе стороны, кто-то за Германию, кто-то за Францию).

Монумент павшим, площадь Республики, Страсбург

Скульптура изображает мать (она символизирует город Страсбург), склонившуюся над двумя умирающими сыновьями, которых она держит на коленях. Один из ее сыновей немец, а другой француз. На войне братья были противниками и соединились только на пороге смерти. На них больше нет униформы, которая бы их разделяла, и они наконец взялись за руки. Композицию нередко называют светской пьетой. Автор памятника, выполненного, как считается, в стиле Огюста Родена, — французский скульптор и иллюстратор Леорн-Эрнест Дривье (Léon-Ernest Drivier) (1878-1951). Это один из пацифистских антивоенных памятников, относительно редких во Франции. Эмоциональность скульптуры передает горечь и скорбь, вызванные множеством человеческих потерь, которые принесла с собой Первая мировая война — первый в истории человечества военный конфликт такого масштаба.

От Рейнского дворца открывается великолепная перспектива проспекта Свободы (avenue de la Liberté), замыкаемая неоренессансным зданием Университетского дворца (Palais Uni­ver­­sitaire) по ту сторону реки. Дворец был построен в 1879-1884 году молодым архитектором Отто Вартом (Otto Warth) (1845-1918). В настоящее время в здании размещается несколько факультетов Страсбургского университета (исторический, теологический и др.). Дворец считается одним из наиболее удачных строений эпохи Германской империи.

Университетский дворец, СтрасбургУниверситетский дворец, Страсбург

Во внешней архитектуре Университетского дворца, с его парадной лестницей и колоннадой, обнаруживается сходство с генуэзскими дворцами эпохи Возрождения. На фасаде из песчаника изображены такие знаменитости, как Лютер, Лейбниц, Кеплер, Кант, Гаусс и др. Фотография здания Страсбургского университета с сайта www.archi-strasbourg.org (слева направо: Лютер, Лейбниц, Кеплер, Иоганн Стурм):

Университетский дворец, Страсбург

С архитектурной точки зрения Страсбургский университет также интересен грандиозной аулой (Aula) — огромным крытым залом, представляющим собой четырехугольный двор со стеклянной кровлей, закрытый по бокам богато украшенными двухэтажными аркадами. Именно здесь в 1949 году состоялось первое заседание Совета Европы. В этом дворе устраиваются различные мероприятия, в том числе роскошные банкеты на 500 человек. Фото с сайта www.jmrw.com:

Университетский дворец, Страсбург

Перед главным корпусом университета, на площади Place de l'Université в 1904 году (в честь 155-летия поэта) был установлен бронзовый памятник Гёте. Гёте учился в эльзасской столице в течение трех семестров в 1770-1771 гг. на фкультете юриспруденции. Он жил в Страсбурге по адресу Rue du Vieux-Marche-aux-Poissons, № 36 (сейчас об этом напоминает бронзовый медальон на этом доме).

Автор памятника — скульптор Эрнст Вэгенер (Ernst Waegener/Wägener) (1854-ок.1919). Один из знаменитейших студентов Страсбургского университета словно прогуливается с тросточкой на постаменте из белого мрамора. Старинное и современное фото памятника (с сайтов www.goethezeitportal.de и www.otstrasbourg.fr):

Памятник Гёте, СтрасбургПамятник Гёте, Страсбург

По бокам поэта окружают две аллегорические фигуры муз: Эвтерпа (муза лирической поэзии) и Мельпомена (муза трагедии). Общий вид памятника Гёте (источник: www.panoramio.com):

Памятник Гёте, Страсбург

Слева на постаменте памятника изображена сцена из автобиографического сочинения Гёте «Поэзия и правда: из моей жизни» (Dichtung und Wahrheit: aus meinem Leben): Гёте и его друзья на смотровой площадке Страсбургского собора. На том же пьедестале с правой стороны мы видим другой барельеф: здесь изображены Гёте и его юношеская любовь Фредерика Брион в эльзасском селении Зезенгейм (Sesenheim, Sessenheim) (Фредерика была дочкой местного пастора, она послужила прототипом Гретхен из «Фауста», ей посвящены многие стихи молодого Гёте). (Фотографии барельефов см. на сайте www.jung-stilling-forschung.de).

Памятник Гёте под необычным ракурсом и одна из его муз, Мельпомена (фото с сайта http://gribb.fr):

Памятник Гёте, СтрасбургПамятник Гёте, Страсбург

Муза Эвтерпа:

Памятник Гёте, Страсбург

В университетском парке Страсбурга (позади Университетского дворца) установлен еще один памятник Иоганну Вольфгангу Гёте, только на этот раз это не статуя не в полный рост, а бюст (который появился здесь в 1887 году). Бюст изготовлен уроженцем Одессы, работавшим в Берлине и умершим в Америке скульптором Генрихом Мангером (Heinrich Carl Johann Manger) (1833-?) по модели прижизненного гётевского бюста, созданного в 1820 году Кристианом Фридрихом Тиком (Christian Friedrich Tieck) (1776-1851). На постаменте вырезана фраза из «Фауста»: «И не смело б веков теченье следа, оставленного мной» (пер. Н. Холодковского) (фото бюста с сайта www.qype.fr):

Бюст Гёте, Страсбург

Побывав на площади Республики, мы немного углубились в немецкий квартал, где увидели несколько прекрасных образцов стиля модерн/югендштиль, таких как доходный дом на углу улицы Кастельно (Général de Castelnau), Египетский дом и другие (подробные описания и фотографии этих замечательных зданий см. в заметке «Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге»). Немного не доходя до Египетского дома, на перекрестке улиц Avenue des Vosges и Rue du Général de Castelnau, мы увидели еще один интересный дом в неоренессансном стиле (адрес: avenue des Vosges, 37), разу уж мы здесь говорим об архитектуре немецкого периода истории Страсбурга. Это здание — бывшее кадастровое бюро (Ancien cadastre), построенное в 1897 году по проекту архитектора Отто Бака (Otto Back).

Здание на Avenue des Vosges, Страсбург

Вход в здание обрамляют две кариатиды (точнее, одна кариатида и атлант):

Здание на Avenue des Vosges, Страсбург

Внутри здания, на лестничной клетке у входа со стороны улицы Avenue des Vosges, сохранился витраж страсбургской мастерской братьев Отт (Frères Ott), изображающий кадастровые работы. На витраже надпись: Suum cuique, то есть «Каждому свое» (фото с сайта www.archi-strasbourg.org):

Здание на Avenue des Vosges, Страсбург

Познакомившись со зданиями немецкого квартала и, в частности, со страсбургским модерном, мы вернулись на площадь Республики, чтобы сесть на трамвай. Отметим, что площадь вообще является довольно крупным транспортным узлом, здесь останавливается несколько автобусов и три трамвая, B, C и E. Подробную информацию о проездных билетах и городском транспорте в Страсбурге вы найдете в разделе «Общественный транспорт и проездные билеты в Страсбурге».


В этой заметке мы поговорили об относительно новых кварталах Страсбурга, о зданиях в неоклассическом и неоренессансном стиле. Заодно отметим и здание страсбургского вокзала, о котором уже писали тут, — первое крупное общественное сооружение, построенное в Страсбурге новыми немецкими властями после франко-прусской войны с фасадом в неоренессансном стиле.

Тем, кого интересует старый Страсбург и достопримечательности исторической части города, мы рекомендуем следующие записи:
Прогулка по старому Страсбургу. Достопримечательности исторической части города. Часть I.
Прогулка по старому Страсбургу. Достопримечательности исторической части города. Часть II.

Описания исторических достопримечательностей Страсбурга см. в записях:
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть I. Торговая палата: превратности истории.
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть II. Памятник Иоганну Гутенбергу в Страсбурге.
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть III. Дом Каммерцеля.
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть IV. Страсбургский кафедральный собор.
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть V. Аптека Оленя.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Alex пишет:

    Спасибо вам за замечательные комментарии о городах Эльзаса и фотографии. Я тоже планирую посетить этот регион. Скажите,реально ли посмотреть Страсбург (все более или менее интересное) не за 3 дня(как вы), а (допустим) за 1.5-2 (приезд в город во второй половине дня…+1или 2 ночи в этом городе… далее Кольмар, Мюлуз и т.д.)? Чем (в целях экономии времени) можно было бы пожертвовать? Реально ли зайти в здания,которые являются историческими и культ.памятниками, но формально закрытыми для широкой публики?

  2. Foxy пишет:

    Добрый день, Alex!
    Спасибо, что обратили внимание на наши материалы об Эльзасе:).

    Да, я думаю, основные достопримечательности Страсбурга вполне можно успеть посмотреть за пару дней. Лично я на Вашем месте пожертвовала бы как раз «новыми» кварталами и сосредоточилась на квартале острова Гранд-Иль — старой исторической части Страсбурга. Особенно рекомендую Страсбургский собор (http://www.mishanita.ru/2010/02/03/3010/) и окрестности; площадь Клебера (http://www.mishanita.ru/2010/04/15/4537/); набережные (http://www.mishanita.ru/2010/03/08/3630/); а также церковь Св. Петра Молодого (http://www.mishanita.ru/2010/02/16/3425/), церковь Св. Фомы (Томаса) (Église Saint-Thomas) и церковь Св. Гильома (Вильгельма) (Église Saint-Guillaume de Strasbourg) с готическими витражами. Правда, в эти церкви не всегда можно попасть (мы, например, смогли побывать только в церкви Св. Петра, и то только благодаря тому, что пришли перед воскресной службой — но то было зимой, Вам должно повезти больше; допустим, церковь Св. Фомы работает вообще только в летний период).
    Что касается остальных культурных памятников, то точно не скажу. Думаю, нужно смело пробовать заходить внутрь :). Знаю, что, например, в Рейнский дворец пускают в какие-то специальные дни культурного наследия. Но попробуйте — вдруг получится (я, признаться, когда там была, то даже не подозревала, что там красивые интерьеры:) ).
    Карту Страсбурга можно скачать в конце вот этой записи: http://www.mishanita.ru/2010/01/21/2615/

    Удачной Вам поездки и свежих впечатлений!