Таллинский Домский собор (Тоомкирик) (Tallinna toomkirik), или собор Девы Марии, также именуемый Домской церковью — главный лютеранский храм эстонской столицы и один из самых известных символов города. Домский собор находится на Соборной площади (Kiriku plats) в Вышгороде. Храм дал название всему холму Тоомпеа (Toompea) (по-эстонски «соборный холм») и наряду с собором Александра Невского относится к числу главных архитектурных доминант этой части Таллина.
Первоначально храм принадлежал римско-католической церкви, а в 1561 году, с завершением Реформации на территории нынешней Эстонии, стал лютеранским собором. Сегодня Домский собор является важнейшим зданием Евангелическо-Лютеранской церкви Эстонии — кафедральным собором, резиденцией архиепископа. Кроме того, это самая древняя церковь Таллина и всей материковой Эстонии, а также одно из редчайших сооружений на холме Тоомпеа, во многом сохранившее свой средневековый облик после пожара XVII века. Среди главных сокровищ храма — богатейшая коллекция деревянных резных гербовых эпитафий. Здесь также стоит посмотреть барочную кафедру, прекрасные надгробия разных эпох, главный алтарь и орган. А в завершение можно еще подняться на башню и полюбоваться панорамой города.
История Домского собора в Таллине
Первая датская церковь
Эстонское название Домского собора — Toomkirik восходит к старонемецкому языку: Toom происходит от немецкого “Dom”, то есть «кафедральный собор», а “kirik” означает «церковь» [12]. Тем не менее, история Домского собора (хотя она и не до конца нам известна) началась не при немцах, а раньше, при датских завоевателях Прибалтики.
Историки предполагают, что датчане построили первую деревянную церковь на холме Тоомпеа непосредственно после завоевания этих земель, в 1219 году (о полулегендарной истории завоевания Эстонии датчанами в битве при Линданисе можно прочитать тут). Вероятно, эта датская постройка стала первой христианской церковью, появившейся на территории нынешней Эстонии [2].
В 1229 году сюда прибыли монахи из доминиканского монастыря датского города Рибе (Ribe), желавшие построить на холме Тоомпеа новый монастырь. Они начали постройку каменного церковного сооружения взамен деревянного [12]. Однако достроить храм монахи не смогли, поскольку были убиты, а церковь осквернена в ходе конфликта, вспыхнувшего между рыцарями ордена меченосцев и вассалами датского короля, поддерживавшими папского легата Балдуина Альнского ([2];[8];[41];[42]). (Хотя формально период 1219-1346 годов считается эпохой датского владычества, на самом деле всё было намного сложнее и эти земли несколько раз переходили из рук в руки. Территориальные споры были нормальным явлением. Меченосцы неоднократно пытались оккупировать Северную Эстонию, особенно в моменты ослабления Дании ([43];[44])).
Меченосцы заняли Ревель (Таллин) и перебили силы легата и его сторонников-датских вассалов. Трупы были свалены около алтаря в виде огромной пирамиды ([39];[41]). Эта «кровавая баня» произошла в 1233 году, и тогда же церковь на холме Тоомпеа была впервые упомянута в письменном источнике: то было направленное в Рим письмо с прошением переосвятить храм. Оккупация этих территорий меченосцами продолжалась недолго. В 1238 году ордену (к тому времени уже Ливонскому) пришлось возвратить Северную Эстонию датской короне (договор в Стенсби) ([6];[42]).
Каменный собор и его расширение
В 1240 году было закончено строительство первой каменной церкви, состоявшей на тот момент из одного нефа и прямоугольной алтарной части, к северной стене которой примыкала сакристия ([2];[8];[30]). Небольшой храм размерами примерно с нынешнюю алтарную часть был освящен в честь Девы Марии. Датский король Вальдемар II повелел сделать церковь кафедральным собором ревельского епископата, который подчинялся архиепископу лундскому [6]. С тех пор храм носит статус Домского собора (Домской церкви). Некоторые фрагменты этого древнего каменного сооружения до сих пор можно увидеть в стене, отделяющей алтарную часть от сакристии [3].
Поскольку первоначально ревельская епархия была крайне бедна, собор оставался предельно скромным сооружением вплоть до конца XIII века [8]. Но затем позиции епископа укрепились, а доходы возросли, что позволило предпринять поистине масштабную реконструкцию [30].
В ходе работ появился широкий и сравнительно короткий трехнефный храм, к которому прежняя маленькая церковь примыкала в качестве алтарной части. Чтобы приспособить бывшую миниатюрную церковь к новой функции, прямую восточную стену древнего храма снесли, алтарную часть удлинили и замкнули полигональной апсидой, которую наряду с алтарной частью (хором) перекрыли сводом ([16];[30]). Консоли и прочие резные детали украсили орнаментами на растительные мотивы (они до нашего времени почти не дошли, так как оплавились во время пожара XVII века; сохранился лишь замковый камень апсиды). Работы в алтарной части имели особое значение и осуществлялись в первую очередь, поскольку здесь располагались места для духовенства, а это было принципиально для храма столь высокого статуса [3].
Вскоре после того как приобрела свои нынешние размеры алтарная часть, в начале XIV века, началось расширение основной части церкви ([3];[30]). О том, насколько важен был этот храм для средневекового Ревеля, свидетельствует следующий факт: по указу датского короля Эрика VI (1319), штраф, налагаемый на ревельских бюргеров, которые не желали посылать своих детей в Домскую школу, направлялся на строительство и ремонт трех главных городских объектов: замка (4 марки из 10), крепостной стены (3 марки) и Домского собора (ad ecclesiae kathedralis fabricam) (3 марки) ([6];[30]).
На месте однонефной выросла трехнефная церковь зального типа, наружные стены которой сохранились до нашего времени. В толстую западную стену центрального нефа встроили винтовую лестницу. В этой же стене разместили небольшую королевскую капеллу, а выше — королевскую ложу (галерею), обращенную внутрь церкви (там, где сейчас орган). Эта же лестница вела на существовавшую некоторое время внешнюю кафедру для проповедника, имевшую вид эркера [8]. Также была расширена примыкающая к северной стене алтарной части сакристия ([8];[30]).
Домский собор и Тоомпеаский замок в середине XVII века: вместо привычной колокольни видна кафедра (источник [50]):
Во второй четверти XV века начался процесс перестройки зальной церкви в базилику (по всей видимости, эта перестройка происходила одновременно с восстановительными работами после разрушительного пожара 1433 года [6]). Именно в этот период возвели стены центрального нефа, и здание целиком перекрыли простыми крестовыми сводами [30]. Более простые геометрические элементы декора теперь начали приходить на смену пышным растительным мотивам, которые преобладали в архитектуре Ревеля (Таллина) в более ранний период [8]. В результате архитектурный облик собора стал строже.
Церковь не имела традиционного главного входа через западный портал. Вход, как и сегодня, осуществлялся с южной стороны [3].
К XV веку относятся также канцелярия и две капеллы с южной стороны (одна из них служит главным притвором), а также капелла Св. Георгия с северной стороны (см. план собора).
Данный этап реконструкции был закончен примерно в 1460-х годах и проводился, как считается, под руководством мастера из Падизе [30]. Так появилась трехнефная базилика в готическом стиле, в основном дошедшая до наших дней.
Несмотря на эти пристройки, монументальное соборное сооружение все еще стояло без высокой башни, какие обычно возводились над западными фасадами таллинских церквей. Роль колокольни выполняла башенка на восточном щипце храма, бывшая в те времена значительно выше ([3];[50]). Также имелась небольшая колоколенка в углу между алтарной частью и южным боковым нефом (до нас сохранилась лишь ее нижняя часть) ([8];[16;][30]).
Но почему на протяжении всего Средневековья храм не имел полноценной башни? По одной из версий, причины были самого практического свойства: строители считали, что возносящийся к облакам шпиль будет притягивать «небесный огонь». По мнению искусствоведов, причина была связана с тягой к строгости и простоте церковной архитектуры, которая была унаследована строителями от основателей храма — доминиканцев. Даже в устремленных к небу башнях они усматривали земную гордыню. Не исключены и политические причины: возможно, комтур замка Тоомпеа не желал, чтобы какое-либо сооружение на холме было выше главной замковой башни [50].
Реформация
Начало XVI века стало периодом крупных изменений в духовной жизни Эстонии. Переход церквей Нижнего города в лютеранство произошел еще в 1524 году, однако эта первая волна Реформации не затронула Домский собор. В 1561 году, когда Северная Ливония (Эстляндия) признала власть шведского короля и эта территория оказалась под юрисдикцией шведской церкви, в Эстонию окончательно пришла Реформация, и с тех пор Домский собор стал протестантским, превратившись в главную церковь лютеранской епархии [8].
В связи с Реформацией определенные изменения произошли и в архитектурных традициях. Так, например, капеллы, которые ранее предназначались главным образом для молитв и богослужений, теперь стали использоваться и для захоронений. В XVI веке одна такая погребальная капелла была построена к востоку от главного притвора (капелла Ферзена), а в следующем столетии еще одна появилась у западной стены сакристии (капелла Гюльденбанда) ([8];[30]).
В ходе этих пристроек оказалась полностью закрыта нижняя часть южного фасада. На втором этаже, над притвором, в 1641 году было устроено сводчатое помещение для соборной библиотеки [8]. В середине XVII века собор был покрыт кровлей из медных пластин. Средства были выделены шведской королевой Кристиной ([6];[54]).
Пожар и восстановительные работы эпохи барокко
На протяжении истории Домского собора члены общины передавали в дар храму многочисленные ценные произведения искусства и предметы обстановки. Всё это было уничтожено в трагический день 6 июня 1684 года, когда в результате страшного пожара погибла почти вся застройка Тоомпеа ([6];[30]).
Собор очень серьезно пострадал. Всё деревянное убранство храма было уничтожено. Часть сводов обвалилась, многие ценные образцы резьбы по камню также подверглись значительным повреждениям или были полностью разрушены. Особенно пострадал изящный каменный декор алтарной части и подпружные арки северного нефа, до нас дошли только бесформенные, растрескавшиеся от жара каменные поверхности [30]. Восстановительными работами после пожара руководил «городской столяр и каменщик» Даниель Бикель [50].
Найти средства на восстановление святыни было крайне сложно. По ходатайству консистории храма шведский король Карл XI собирал пожертвования по всей империи. Кроме того, было принято решение о взимании дополнительного налога ([6];[19];[54]). Благодаря всем этим усилиям уже 2 года спустя собор был вчерне отреставрирован. На Рождество 1686 года в обновленном храме прошло первое богослужение [6]. В дальнейшем восстановление собора продолжалось, завершившись в конце XVII века ([8];[30]).
В ходе восстановительных работ Домский собор обогатился двумя шедеврами: кафедрой (1686) и алтарем (1696). Оба произведения являются работой Кристиана Аккермана (Christian Ackermann) — выдающегося скульптора и резчика по дереву. В мастерской Акермана была изготовлена и значительная честь (около двух третей) гербовых эпитафий, дополнивших новый барочный интерьер храма.
Согласно первоначальному плану предполагалось совместить восстановительные работы с возведением недостающей башни над западным фасадом, однако от этой идеи пришлось отказаться, поскольку в 1700 году разразилась Северная война [8]. Возвышающаяся над западной оконечностью центрального нефа массивная башня-колокольня, увенчанная барочным шпилем-кивером, появилась лишь в 1778-1779 годах (обратите внимание на дату на флюгере) [2]. Она была возведена по проекту архитектора Карла Людвига Гейста (Гайста) (C. L. Geist) [3]. К тому же периоду относится органная трибуна-галерея [8].
Возведение западной башни стало последним существенным дополнением к архитектуре храма, и в этом виде Домский собор дошел до наших дней.
Архитектура Домского собора в Таллине
Архитектурный облик собора
Фасады собора в основном представляют собой простые, гладко оштукатуренные поверхности, главным украшением которых служат высокие стрельчатые окна.
Известное разнообразие в общий строй здания вносят пристройки с южной стороны здания и выступающая из общей плоскости пятигранная алтарная апсида, которая, как и северный боковой неф, укреплена простыми гладкими контрфорсами, располагающимися уступами и лишенными какого-либо декора.
На восточном щипце центрального нефа поставлена небольшая восьмигранная башенка. Также стоит обратить внимание на затейливую каменную резьбу в верхней части стрельчатых окон. Эти искусно вытесанные из камня ажурные переплёты создают на каждом окне неповторимый рисунок и смягчают строгость фасадов ([4];[7]).
Нижняя часть южного (выходящего на площадь) фасада полностью закрыта разнообразными пристройками (капеллы, притвор с главным входом, канцелярия) (источник фото: [55]).
Не будем забывать, что первыми строителями Домского собора были доминиканские монахи, что уже задавало определенный тон постройке: согласно доминиканским традициям, храмовая архитектура должна была быть предельно строгой и почти лишенной декора. Позднейшие перестройки многое привнесли в архитектурный облик церкви, однако в главном она осталась прежней: скромной и лаконичной. В целом такая аскетичность характерна для готической архитектуры Таллина. Суровый облик здания (как снаружи, так и внутри) обусловлен еще и местным строительным материалом, который плохо поддается обработке, — слоистым известняком-плитняком [4].
Вырастающая с западной стороны нефа башня-колокольня со шпилем была, как мы уже рассказывали, построена значительно позже остального собора — при Екатерине II, что и определило характерную барочную стилистику этой «самой молодой колокольни самой старой церкви Таллина» [50].
Каменное основание колокольни венчает вычурная глава (кивер) сложной формы. Нижняя восьмиугольная часть этого навершия с как бы «вздутой» формой кровли переходит в галерею с прорезанными в ней арками, над которой, в свою очередь, возвышается украшенный позолоченным шаром и флюгером шпиль, покоящийся на восьми шарах (также некогда позолоченных) [6].
Массивное квадратное основание несколько уравновешивает причудливую геометрию этой сложнопрофильной купольной конструкции, а срезанные углы смягчают геометрическую четкость барочных элементов. Благодаря этому чуждая готике башня с ее криволинейными контурами вписывается в общий строй средневекового сооружения, закономерно развивая композицию сооружения с характерным для готических соборов нарастанием объемов [7].
На флюгере башни указан год окончания ее строительства (1779), а венчает его лилия — символ чистоты и непорочности Девы Марии (источник фото: [40]).
Издалека может показаться, что это не лилия, а стилизованная корона, из-за чего и возникла легенда, что данный элемент поставлен в знак благодарности Екатерине II, выделившей недостающие средства на сооружение шпиля [50].
Колокола Домского собора
Из четырех бронзовых колоколов Домского собора два датируются XVII веком, а два других относятся к XVIII столетию [2]. Как видим, несмотря на длительное отсутствие полноценной башни-колокольни, без колокольного звона прихожане не обходились, хотя и довольствовались скромными колоколенками.
Одним из самых известных колоколов храма является исторический колокол Девы Марии (Marienglocke), отлитый вскоре после страшного пожара на холме Тоомпеа, в 1685 году. Колокол украшен изображением Богоматери с младенцем и надписью MARIA MATER DEI («Мария, Матерь Божия»). По обеим сторонам от образа Девы Марии помещена длинная стихотворная надпись на немецком языке, начинающаяся строками:
KOMMT IN DIE KIRCH AUF MEINEN CLANG
ZUM BETEN UND ZUM LOBGESANG
(«Приходите на мой звон в храм для молитвы и хвалебных песнопений»).
И далее:
ICH BIN DURCH FEUERHITZ GESCHMOLZEN UND ZERFLOSSEN
ALS LEIDER DURCH DAS FEUER DER DUHM GANZ ABGEBRANNT.
MAN HAT MICH NACH EIN IAR IN DIESE FORM GEGOSSEN
UND WIE DAS BILD DIR ZEIGT, MARIENGLOCK GENANNT.
E. S. GOTTSCHILDT, VORSTEHER. DURCHS FEUER BIN ICH GEFLOSSEN.
DETLOF RIEDEWEG HAT MICH GEGOSSEN IN REVAL. ANNO 1685
(«Я расплавился в пекле пожара и растекся, когда пламя, увы, спалило весь собор. Через год меня отлили в эту форму и, как говорит о том украшающий меня образ, нарекли колоколом Девы Марии. Э. С. Готшильд, настоятель. Жар огня расплавил меня. Отлил меня Детлоф Ридевег в Ревеле в год 1685») [49].
Нынешний вид колокола (источник фото [2]):
К тому же 1685 году относится колокол меньшего размера, именуемый «Спаситель» или «Сальватор» (Salvatorglocke). Как и колокол Девы Марии, он был создан мастером Ридевегом в 1685 году. На этом колоколе помещена более короткая надпись (на этот раз латинско-немецкая), которая завершается двумя аналогичными рифмованными строками [6]:
SALVATOR MEMORAT FUERIT QUAE NOSTRA RUINA
TERTIA POST CINERES EDO REFUSA SONUM.
DURCH FEUER BIN ICH GEFLOSSEN. DETLOF RIEDEWEG
HAT MICH GEGOSSEN IN REVAL l685.
(«Спаситель напоминает своим разносящимся звоном о нашем третьем разорении в губительном огне. Жар огня расплавил меня. Детлоф Ридевег отлил меня в Ревеле в год 1685»).
Нынешний вид колокола (источник фото [2]):
Два других колокола были изготовлены Карлом Йоханом Хаммербеком в 1779 году [13].
Интерьер Домского собора в Таллине. Описание и фотографии внутреннего убранства
План Домского собора. Что посмотреть в Домском соборе
Домский собор Таллина представляет собой трехнефную базилику с прямоугольным хором (алтарной частью) и пятигранной апсидой, датируемыми концом XIII века. Готический центральный неф в своей нынешней форме относится к XV веку.
Ниже представлен план Домского собора в Таллине с обозначением его основных достопримечательностей. План составлен авторами сайта с использованием источников [8], [24] и [27].
Вы можете использовать эту схему для самостоятельной экскурсии по собору. На ней указаны самые интересные объекты интерьера.
Главный притвор
Вход в Домский собор находится, как уже говорилось, с южной стороны храма (ранее существовал еще симметрично расположенный портал с северной стороны, но он был заделан кладкой [6]).
Фактически с южной стороны имеется два входа: через главный притвор и через юго-западную капеллу. Входом для туристов в настоящее время служит юго-западная капелла, тогда как главный притвор является выходом (см. план собора). Тем не менее, мы начнем нашу экскурсию по Домскому собору именно с главного притвора.
Любопытно, что чтобы попасть в храм, прихожанам и туристам сегодня нужно спуститься на несколько степеней вниз, тогда как в прошлом всё было ровно наоборот: чтобы войти в собор, приходилось как раз подниматься по лестнице [5]. Нынешняя ситуация — результат того, что за много веков на окружающей собор площади образовался так называемый «культурный слой». Это и привело к постепенному подъему уровня мостовой, в то время как уровень пола Домского собора опускался относительно земли всё ниже, уходя всё глубже в этот культурный слой и делая зримым ход времени ([7];[9];[13];[51]).
Притвор, своеобразный вестибюль с южной стороны собора, был построен позднее основного здания храма, в XV веке.
Именно здесь, в притворе находится собственно главный портал Домского собора, датируемый XIV веком [25]. До сооружения притвора этот портал выходил непосредственно на улицу и служил главным украшением южного фасада. Теперь портал находится внутри, что, вероятно, способствует его лучшей сохранности, так что идея постройки притвора, очевидно, имела практический смысл.
В отличие от богато украшенных скульптурой и прочими декоративными элементами порталов западноевропейских соборов Германии, Франции и т.д., портал Домского собора предельно сдержан и строг. Подобная скромность оформления вообще характерна для готических порталов средневековых церквей Таллина. В то же время портал выполнен с большим мастерством и, несмотря на отсутствие ажурной резьбы, отличается торжественным обликом. Эта величественность в данном случае достигается исключительно за счет архитектурных средств: совершенства форм, пропорций, качества выполнения обрамляющих портал архивольтов и расположенных под ними импостов (так называются горизонтальные фигурные «полочки», на которые опираются арки) [7].
Второй портал меньшего размера находится в юго-западной капелле. Он также датируется XIV веком [25].
Капелла Ферзена
Еще находясь в притворе, мы можем увидеть за фигурной деревянной решеткой погребальную капеллу Ферзена (Ferseni kabel, Fersenkapelle) (см. план собора), в которой находится незаконченный саркофаг барона Отто Вильгельма Ферзена (Otto Wilhelm von Fersen) (1623-1703) — фельдмаршала шведских войск, представителя знатного дворянского рода Ферзенов, в 1691-1698 годах занимавшего пост генерал-губернатора Ингерманландии и Кексгольма (нынешнего Приозерска).
Надгробный памятник барону Ферзену был выполнен в 1704 году, хотя сама капелла возникла в XVI веке. Памятник создан шведским скульптором и резчиком по камню Йоханом Густавом Стокенбергом (Johan(n) Gustav Stockenberg), который активно участвовал в восстановительных работах в соборе после пожара 1684 года ([30];[52]). Саркофаг выполнен в стиле барокко. Его сторожит каменный лев.
Ранее в капелле, помимо надгробия Ферзена, помещалась его резная гербовая эпитафия, воспроизводящая герб этого древнего дворянского рода. Ныне эпитафия находится внутри собора, а вместо нее на стене капеллы установлены мраморные мемориальные доски. На черной доске в центре под заголовком Für das Vaterland starben («Погибли за Родину») в алфавитном порядке перечисляются фамилии (в основном немецкие) представителей местного дворянства, которые погибли во время Отечественной войны 1812 года и походов 1813-1814 годов [39].
На двух белых досках по краям приводятся имена тех дворян, которые сражались за Родину (Für das Vaterland fochten) и отличились в этой войне.
Среди этих фамилий есть и несколько наших соотечественников: на доске справа — четыре представителя княжеского рода Голицыных: Александр Сергеевич (1789–1858), Сергей Сергеевич (1783–1833), Владимир Сергеевич (1794–1861) и Василий Сергеевич (1794-1836) Голицыны.
На левой доске в числе прочих значится герой Отечественной войны 1812 года Александр Иванович Остерман-Толстой (1770/72–1857) [39].
Основное пространство собора
Пройдем теперь в основную часть собора и познакомимся с его интерьером.
Интерьер таллинского Домского собора, как и его внешний облик, достаточно прост и лаконичен: гладкие плоскости белых стен, минимум скульптурного декора. В то же время в пространстве ощущается благородное спокойствие и монументальная торжественность, которая создается всем строем здания, подчеркнутой вертикальностью композиции и большой высотой центрального нефа (высота которого составляет 23,94 м, что почти в три раза превышает его ширину; высота боковых нефов значительно меньше — 14,28 м) [6]. По ширине все три нефа примерно одинаковы.
Внутреннее пространство храма имеет практически квадратную в плане форму (см. план собора). Два ряда квадратных в сечении столбов (1,44 x 1,44 м), по три с каждой стороны, разделяют собор на три нефа [6]. Доходя до основания (пяты) арок, столбы завершаются профилированным каменным карнизом-импостом. В остальном эти массивные опоры абсолютно лишены какого-либо декора и вертикальной профилировки, характерной для готической архитектуры других стран Северной Европы. В соответствии с традициями таллинской готики, они представляют собой цельные устои с простой гладкой поверхностью. В качестве строительного материала, как и во всем соборе, использован местный известняк-плитняк, очень трудный в обработке ([4];[7]).
Нефы перекрыты простыми крестовыми сводами, которые опираются на стены и подпружные арки. Последние профилированы в виде лент или валиков. Поддерживающие свод подпружные арки центрального нефа вырастают из консолей простой геометрической формы, лишенных какого-либо декора. Схожую конфигурацию имеют и консоли, поддерживающие подпружные арки боковых нефов.
В восточной части храма центральный неф переходит в хор (алтарную часть), завершающийся пятигранной апсидой.
Хор имеет форму почти правильного квадрата. Он заметно ниже центрального нефа и соединяется с ним стрельчатой «триумфальной» аркой. Ширина хора составляет 10,08 м, что несколько превышает ширину центрального нефа ([4];[6];[7]).
Эта часть собора перекрыта восьмидольным сводом с нервюрами в форме валиков.
Нервюры сводов апсиды опираются на короткие колонки с колоколообразными капителями и пирамидально скошенные консоли с простым скульптурным декором.
Из скульптурного декора алтарной части до наших дней сохранился лишь замковый камень апсиды с растительными формами орнамента, а также незначительные остатки резьбы на консолях.
Внутреннее убранство собора
Таллинский Домский собор богат произведениями скульптуры (среди последних выделяются надгробные памятники и гербовые эпитафии), которые производят особенно яркое впечатление на фоне строгой архитектуры интерьера.
Поскольку древнее убранство этого готического собора по большей части погибло во время разрушительного пожара 1684 года, то те предметы, которые мы видим сегодня, относятся преимущественно к более поздним эпохам — в основном к эпохе барокко и частично к периоду классицизма.
Несмотря на это, разнообразные эпитафии на стенах и надгробные плиты на выщербленном полу, стертом поколениями людей, создают ощущение давно минувших столетий.
Образцами барочного искусства являются главный алтарь, кафедра проповедника и значительная часть гербовых эпитафий. К периоду классицизма относятся надгробие Самуила Грейга и обелиск в честь Фердинанда фон Тизенгаузена. Еще более позднее стилистическое направление — историзм — представлено такими произведениями церковного искусства, как органный проспект и надгробие Ивана Крузенштерна.
Из произведений более раннего периода стоит отметить уцелевшие во время пожара готические надгробные плиты и выполненный в стиле ренессанса саркофаг Понтуса Делагарди. Кроме того, интерьер собора дополняют барочные люстры и скамьи XVII-XVIII веков ([25];[30];[34]).
Главный алтарь
Главный алтарь Домского собора создал в 1694-1696 годах (то есть вскоре после того самого пожара, уничтожившего весь Вышгород) выдающийся мастер Кристиан Акерман — возможно, по эскизам архитектора Никодемуса Тессина — младшего ([13];[16];[25)].
Кристиан Аккерман (Christian Ackermann) (иногда встречается написание «Кристьян Аккерман» и «Христьян Акерман») (ок. 1670-1710) был величайшим мастером стиля барокко, одним из самых известных и талантливых скульпторов и резчиков по дереву в Эстонии того времени. Он работал в Ревеле (Таллине) и других городах Эстонии вплоть до 1710 года, когда скончался от чумы. Благодаря его творчеству в северо-восточную Европу пришли такие веяния центральноевропейского искусства, как, например, пышные орнаменты с листьями аканта [48].
Наряду с кафедрой Домского собора (выполненной тем же мастером), главный алтарь является одним из лучших образцов барочной резьбы по дереву в Таллине. Алтарь был создан по инициативе генерал-губернатора Эстляндии графа Акселя Юлиуса Делагарди, чей дед, знаменитый военачальник, похоронен здесь же в соборе [48] (о его знаменитом надгробии читайте ниже).
Пышный деревянный алтарь в стиле барокко представляет собой синтез архитектуры, скульптуры и живописи и очень эффектно воспринимается на фоне гладких стен алтарной части.
Ранее алтарь украшали два живописных полотна, выполненных художником эпохи барокко Эрнстом Лондицером (Ernst Wilhelm Londicer). Картины изображали, соответственно, Тайную вечерю и Распятие [6]. Четыре колонны, средняя пара которых выступает вперед, служат опорой для сандрика, перед которым помещается резной балдахин. По обеим сторонам балдахина располагаются фигурки ангелов, держащих в руках обрамленный лавровым венком щит с позолоченными буквами «альфа» и «омега» (Α и Ω) — символ Бога как начала и конца всего сущего. Ранее на месте этих букв находилась эмблема шведского короля Карла XI [6]. У внешних колонн алтаря на небольших постаментах установлены скульптуры апостолов Петра и Павла в динамичных позах.
Алтарь венчает композиция, обрамленная четырьмя пилястрами, в центре которой некогда располагалось «Распятие» кисти Лондицера. Сегодня это пространство занимает написанное на древнееврейском языке и окруженное солнечными лучами слово «Иегова» — так называемый тетраграмматон. По обеим сторонам этой композиции располагаются деревянные скульптуры четырех евангелистов с соответствующими символами, а на самом верху этого яруса — фигура Христа. «Тайную вечерю» Лондицера заменяет алтарное полотно «Распятие» кисти Эдуарда фон Гебхардта (Eduard Franz von Gebhardt) (1938-1925), датируемое обычно 1866 годом ([6];[25]). Эдуард фон Гебхардт — остзейский немец, родившийся в Эстонии в семье протестантского священника и получивший образование в Академии художеств в Санкт-Петербурге, а затем в Дюссельдорфе, где он и проработал большую часть жизни. Гебхардт является автором целого ряда исторических и религиозных полотен, которые в основном хранятся в Германии. О местонахождении алтарных полотен Лондицера, к сожалению, ничего неизвестно [6].
Кафедра
Висячая кафедра Домского собора датируется 1686 годом и также является работой Кристиана Аккермана, работавшего над оформлением храма после пожара. Выполненная в стиле барокко живописная кафедра вырезана из дубового дерева и установлена в месте соединения северного края алтарной части с центральным нефом (см. план собора).
Как и главный алтарь, кафедра представляет собой характерный для эпохи барокко синтез нескольких видов искусств: архитектуры, скульптуры и живописи. Висячий шестигранник поддерживает резная скульптура Моисея со скрижалями, на которых начертаны 10 заповедей ([6];[7];[51]).
Стенки лестницы и трибуны кафедры украшены ритмично расположенными витыми колонками, которые опираются на резные консоли с ангельскими головками. Плоскости между колонками заполнены масляными росписями с фигурами апостолов и евангелистов.
На кафедру ведет лестница, перед которой установлен портал, обрамленный такими же витыми коринфскими колонками.
На углах портала возвышаются резные деревянные фигуры апостолов Петра и Павла, схожие с аналогичными скульптурами главного алтаря.
Над кафедрой нависает шестигранный балдахин (звуковой козырек «аба-вуа»), в центре которого находится увенчанный распятием земной шар, окруженный летящими херувимами. По углам балдахина разместились фигурки херувимов с орудиями Страстей Христовых. Балдахин выполнен позже, чем основная кафедра: его изготовил в 1720 или 1730 году резчик по дереву Иоганн Рабе (Johann Valentin Rabe), прибывший в Ревель (Таллин) из Любека. В качестве материала на этот раз выбрана ель, обладающая наилучшими акустическими (резонансными) свойствами ([13];[25]). На гранях балдахина — библейские тексты на немецком («Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою?», «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня», «Я есмь путь и истина и жизнь» и др.) [1].
Некоторые искусствоведы отмечают, что скульптуры и живописные изображения кафедры выполнены (по сравнению с алтарем) достаточно неумело, однако общая композиция кафедры и ее декоративное убранство отличаются тонким художественным вкусом ([6];[7]).
Триумфальный крест
В эпоху барокко собор также пополнился «Голгофой» работы скульптора Генриха Мартенса (Heinrich (Hinrik) Martens), созданной на пожертвования старейшины Домской гильдии Германа Рара (Hermann Rahr) в 1694 году. Эта скульптурная группа размещается на поперечной балке алтарной части (под стрельчатой «триумфальной» аркой) и представляет собой четырехметровой высоты распятие с Христом на кресте, по бокам которого установлены фигуры Девы Марии и апостола Иоанна. Автором полихромного покрытия и позолоты является художник Лоренц Бухау (Lorenz Buchau) ([2];[6];[25]).
Как многие другие предметы внутреннего убранства Домского собора, распятие является произведением искусства национального значения и внесено в соответствующий реестр [25].
Ложи знати
Напротив кафедры проповедника, в месте соединения алтарной части и восточной стены южного бокового нефа (см. план собора), на возвышении расположена застекленная ложа семьи Паткуль (von Patkul).
Ложа создана в стиле классицизма и датируется второй четвертью XVIII века [8]. Подобные ложи предназначались для особо почтенных прихожан из аристократических семей, в данном случае для представителей старинного дворянского рода Паткуль, входившего в список дворянства Лифляндской и Эстляндской губерний.
Ближе ко входу в собор, на стене южного бокового нефа, находится ложа семьи Мантейфель (von Manteuffel) (см. план собора). Ложа создана в стиле барокко в середине XVIII века для представителей прибалтийского баронского рода Цеге фон Мантейфель, который восходит к 1226 году и был внесен в список курляндского дворянства в 1620 году.
В рамах этих лож для высокопоставленных особ сохранилось самое старое стекло в Таллинне [13].
Надгробные плиты старейшин цехов
Домский собор длительное время (до 1772 года) служил усыпальницей. Если его стены покрывает множество ценных гербовых эпитафий, то плиты каменного пола представляют собой крышки надгробий и тоже обладают немалой художественной и исторической ценностью. Сохранившиеся плиты охватывают период с XIII по XVIII век [2].
Правом захоронения в соборе пользовались исключительно дворяне и видные представители купечества [5]. Поближе к алтарю хоронили титулованных горожан, а в задней части собора — старейшин ремесленных цехов, способных оплатить столь дорогое место последнего упокоения [4].
Так, в дальней западной части собора, под органом (в противоположном от алтаря конце нефа; см. план собора), можно найти две необычных надгробных плиты, принадлежащих вовсе не дворянам, а купцам, точнее старейшинам (олдерманам) ремесленных цехов Домской гильдии, существовавшей на холме Тоомпеа и обслуживавшей эстляндскую элиту.
Обе плиты датируются XVIII веком ([8];[25]). На одной из них, помимо геральдической эмблемы Таллина (трех львов), изображен бык. Как несложно догадаться, эта надгробная плита покрывает склеп старейшин цеха мясников.
На другой аналогичной плите выбито изображение сапога, что указывает на захоронение старейшин цеха сапожников.
Об еще одной необычной надгробной плите читайте ниже.
Легенды Домского собора. Легенда о таллинском Дон Жуане
Чтобы найти еще одну интересную надгробную плиту, подойдите к главному порталу, ведущему в притвор (имеется в виду портал южного бокового нефа, который в настоящее время является официальным выходом для туристов; иногда он служит и в качестве главного входа).
У вас под ногами окажется большая каменная плита с полустершимися буквами.
Немецкая надпись, высеченная по периметру плиты, гласит: «ОТТО ИОХАНН ТУВЕ, могила помещика Эдизе, Вяэна и Кону, 1696 год от Рождества Христова» (OTTO IOHAN TH UWE ERBHERR AUFF ETZE FENA UND KONO SEIN GRAB ANNO 1696).
Живший в XVII веке барон Отто Йоханн Туве (Otto Johann Thuve), которого часто называют «таллинским Дон Жуаном», был, по легенде, заядлым кутилой и ловеласом, обожал шумные пиры, вино и женщин. Однако перед самой смертью распутник раскаялся и завещал похоронить себя у входа в Домский собор, чтобы набожные горожане, преклоняя колени и наступая на его могилу при входе в собор, могли искупить его многочисленные грехи ([2];[38];[39];[54]).
Впрочем, злые языки утверждают, что место своего захоронения лукавый Туве выбрал совсем по другой причине: чтобы и после смерти заглядывать дамам под юбки. Несчастный, он и не догадывался, что пройдет несколько веков, и большинство прихожанок будут носить джинсы!
Расположение этой легендарной плиты можно посмотреть на плане собора.
Гербовые эпитафии Домского собора
Исторически Домский собор Таллина являлся главной церковью эстляндского рыцарства и в XIII-XVIII веках служил местом погребения знатных людей. Здесь были похоронены многие выдающиеся деятели дворянского происхождения (а также некоторые видные представители купечества). Поэтому в храме можно увидеть множество надгробий и эпитафий.
Особый колорит интерьеру Домского собора придают украшающие его стены 107 (по другим данным, 109) резных фамильных гербов-эпитафий, которыми увековечивали память знатных прихожан (гербы размещали на стене собора примерно в том месте, где под полом был похоронен тот или иной рыцарь). Среди последних были представители видных дворянских родов балтийских немцев. Многие из этих дворян не только были членами соборной конгрегации, но и являлись владельцами особняков на холме Тоомпеа, где расположен Домский собор [11].
Основная часть этих деревянных резных эпитафий создана после пожара 1684 года. Самые высокохудожественные из них (около двух третей) сделаны в мастерской выдающегося скульптора и резчика Кристиана Аккермана ([2];[13];[30];[48];[61]).
Эти сложные трехмерные барочные гербы с богатым акантовым декором и яркой росписью являются подлинными произведениями искусства. Разнообразные по форме и рисунку, они значительно обогащают скромный интерьер собора и демонстрируют высокое мастерство резчиков, живописцев, позолотчиков. Подчас это очень крупные произведения, достигающие 3 метров в высоту [22]. Уникальная коллекция фамильных гербов, хранящихся в таллинском Домском соборе, является крупнейшей в Эстонии и одной из самых богатых в Европе [4]. Еще одну интересную коллекцию подобных эпитафий можно увидеть в церкви Святого Петра в Риге [23].
Традиция вешать в церквях гербы, увековечивая память именитых горожан, возникла в Эстонии после Ливонской войны и приобрела особую популярность в XVII веке. После Северной войны этот обычай несколько угас, но сохранялся до начала XX века, пока дворянство занимало господствующие позиции в эстонском обществе ([11];[22]).
С самого начала гербовые эпитафии состояли из двух основных частей: геральдического щита и собственно эпитафии — текста, посвященного памяти усопшего. Оба элемента крепились на доске и использовались во время похоронной процессии, а затем размещались на стенах внутри собора. В XVII веке иконографическая программа гербовых эпитафий расширилась: к щиту начали добавлять дополнительные геральдические элементы (гербы предков) и аллегорические фигуры. Если геральдическая часть эпитафии была посвящена главным образом конкретному дворянскому роду, то сама эпитафия касалась непосредственно личности покойного. Нередко герб окружали трофеями, символизирующими военные достижения. После 1710 года, когда Эстония перешла под власть Российской империи, дизайн эпитафий упростился, и основное внимание стало уделяться не истории семьи, а личности. Эпитафии изготавливались исключительно в память о мужских представителях дворянских семейств (в отличие, например, от мемориальных плит голландской знати) [22].
Гербовая эпитафия Отто Вильгельма фон Ферзена (ок. 1704) (источник фото [17]):
Почти все эпитафии изготовлены из дерева, камень встречается лишь изредка. Деревянные эпитафии были относительно просты и недороги в изготовлении, благодаря чему даже не слишком состоятельные люди могли позволить себе роскошь собственной эпитафии в церкви, что часто вызывало недовольство церковного начальства [6].
Гербовая эпитафия Фромхольда фон Тизенгаузена (ок. 1694) (источник фото [25]):
Форма и цвет щита, отдельные детали и их размещение — всё имело символическое значение. Например, павлин мог символизировать красоту, власть и знание; голубь — постоянство и мир; лев — мужество; роза — надежду и радость; гвоздика — восхищение; рука с мечом или луком — смелость; рука из облака с указующим перстом — верность. Цвета тоже имели свою символику: золото — щедрость и богатство; серебро — чистота, мир и искренность; красный — мужество; синий — красота и верность; зелёный — надежда; пурпурный — достоинство, благоразумие ([23];[61]).
Гербовая эпитафия Волтера Рейнхольда фон Врангеля (1697) (источник фото [25]):
В Домском соборе есть гербы многих известных немецко-балтийских (остзейских) родов, среди них: Врангели, Тизенгаузены, Беллинсгаузены, Унгерн фон Штернберг, Штакельберги, Мантейфели, Икскюли, Палены, Бенкендорфы, Грюневальдты, Кейзерлинги.
Гербовая эпитафия Тённиса Иоганна фон Беллинсгаузена (1695) (источник фото [25]):
Старейшая гербовая эпитафия в Домском соборе датируется 1586 годом, последняя — 1907-м ([22];[23]). На следующих фотографиях представлены гербовые эпитафии барона Фабиана фон Икскуля (Юкскюля) (Fabian von Üxküll) (1700) и барона Отто фон Икскуль-Гильденбандта (Otto von Üxküll-Güldenband) (1645-1696) (источник фото: [25]).
На щите герба этого дворянского рода изображены 2 короны и 2 льва на задних лапах. Также стоит обратить внимание на две пальмовых ветви с гербами предков по отцовской и материнской стороне [22].
Надгробные памятники
Помимо богатой коллекции эпитафий и надгробных плит, к достопримечательностям Домского собора в Таллине относятся надгробные монументы, созданные в разные эпохи: от Ренессанса до XIX века. Многие из них являются подлинными произведениями искусства и создавались для захоронений известных исторических деятелей.
О наиболее ярких образцах читайте ниже.
Надгробный памятник Понтусу Делагарди
Наибольшую художественную ценность представляет гробница шведского полководца и дипломата французского происхождения Понтуса Делагарди (де ла Гарди) (Pontus De la Gardie) (1520-1585) и его супруги, принцессы Софии Гюлленхельм (Юлленъельм) (Sofia Gyllenhielm) (1559-1583), внебрачной дочери шведского короля Юхана III.
Этот надгробный монумент расположен у южной стены алтарной апсиды (см. план собора) и, к сожалению, очень плохо виден посетителям, так как алтарная часть отгорожена от основного пространства собора канатом и недоступна для подробного осмотра. Между тем, речь идет о выдающемся образце ренессансного искусства в Эстонии.
Господствующим типом надгробия в эпоху Возрождения стал саркофаг, украшенный горельефом с изображением усопшего. К этому типу памятников относится и данная гробница, являющаяся произведением знаменитого скульптора и архитектора голландского происхождения Арента Пассера (Arent Passer) (1560-1637), плодотворно работавшего в Ревеле (Таллине). Арент Пассер создал данное надгробие по распоряжению Юхана III ([6];[14]). Оно стало его первой работой после переезда в Ревель [21]. Контракт с мастером был заключен в 1589 году. Работы завершились в 1595 году ([6];[30];[57]).
Гробница Понтуса Делагарди и его жены является, наряду с фасадом таллинского дома Черноголовых, самым известным произведением Арента Пассера.
Надгробие состоит из двух частей: саркофага и настенной эпитафии.
Богато украшенный скульптурой и частично позолоченный саркофаг из доломита выполнен наподобие парадного ложа с массивными спинками. На верхней плите помещены рельефные фигуры лежащих на смертном одре супругов в натуральную величину. Полководец представлен в полном рыцарском облачении, а его супруга — в чепце, шляпке с пером и роскошном парадном платье по испанской моде. Головы усопших покоятся на изящно декорированных подушках, орнамент которых, наряду с некоторыми деталями мужских доспехов и женского платья, украшен позолотой ([5];[6];[7]).
По углам верхней плиты саркофага поставлены добавленные позднее декоративные урны с высеченными из камня языками пламени. Стенки саркофага богато украшены резьбой: широкие угловые лопатки покрыты рельефом, составленным из рыцарских доспехов и оружия, а среднюю часть передней боковой плоскости саркофага занимает обрамленный виньетками рельеф с изображением осады города Нарвы.
Как известно, в 1581 году город Нарва был взят шведскими войсками под командованием Понтуса Делагарди, а сам он в 1585 году утонул в реке Нарове. Данный рельеф является самым древним из дошедших до нас изображений города Нарвы ([4];[7];[13]). Рельеф обрамляют два ангела со скорбно опущенными знаменами, а по краям разместились гербы Делагарди и его супруги. На торцевых сторонах, в изножье и изголовье саркофага, высечены латинские надписи, прославляющие мужественного воина [6]. Одна из них звучит так: «Здесь покоится Понтус, в волнах утонувший./ О рок, боги несправедливы к великим мужам./ Подобно богу войны был он высок. Смерть покусилась на доблестного мужа,/ Но не все захватила она, остались дочери и потомкам доброе имя, и Богу — душа» ([9];[59]).
В воспоминаниях о поездке в Ревель и посещении Домской церкви в 1820 году писатель Александр Бестужев писал: «Войдем в нее посмотреть гробницу знаменитого де ла Гарди, которого изгнали из отечества (была версия о том, что он, будучи гугенотом, бежал из Франции), счастье увенчало славою полководца, а ничтожные почести были виною смерти (в ответ на приветствие Нарвская крепость выстрелила из пушки, старый бот, на котором де ла Гарди переплавлялся через Нарву, развалился, и полководец утонул)» [59].
Понтус Делагарди родился во Франции. Сначала он служил в датской армии, но в 1565 году он попал в плен к шведским войскам и поступил на шведскую службу. Он успешно выполнял дипломатические поручения Эрика XIV Вазы, однако затем принял участие в перевороте, который был подготовлен братом короля Юханом. В 1568 году страдавший психическим расстройством Эрик был свергнут с престола и заключен под стражу. Новоиспеченный король Юхан III щедро наградил Делагарди за помощь, отметив его различными знаками внимания. В 1580 году, после службы в Эстляндии и успешного выполнения ряда дипломатических поручений, Делагарди даже удостоился чести породниться с королем: в этом году состоялась свадьба 60-летнего Понтуса с внебрачной дочерью Юхана Софией Гюлленхельм (Юлленъельм). Вскоре Делагарди был назначен командующим шведскими войсками в Прибалтике и получил пост губернатора Эстляндии. В качестве полководца Делагарди особенно ярко проявил себя в начале 1580-х годов, во время Ливонской войны. В частности, во главе шведских войск он захватил Корельский уезд, Эстляндию и отобрал у России Нарву — главный морской порт на Балтике. Это привело к заключению невыгодного для России Плюсского перемирия, в результате которого за Швецией закреплялись захваченные в ходе Ливонской войны земли ([26];[39];[57]).
Погиб Понтус Делагарди нелепо, 5 ноября 1585 года, когда уже после окончания Ливонской войны возвращался в Нарву из Ивангорода (который отошел по результатам войны к Швеции), с очередного съезда с русскими. Когда знаменитый полководец переправлялся через реку Нарову, его лодка перевернулась, и обряженный в тяжелые доспехи Делагарди утонул (по одной из версий, произошло это из-за того, что в лодку попало одно из ядер пушек, салютовавших в Нарве в честь Делагарди). Русские увидели в гибели Понтуса Делагарди (или, как его называли в наших летописях, «Пунца») особое божие милосердие и милость великого Николая Чудотворца. Юная жена полководца скончалась за два года до этого, не пережив тяжелых родов третьего ребёнка ([26];[39];[57]).
На стене над саркофагом расположена резная эпитафия, являющаяся неотъемлемой частью надгробия. Основу композиции составляет портик из двух пар коринфских гранитных колонн на мощных постаментах. Центральная часть эпитафии увенчана прямоугольным аттиком, на котором высечен год (Anno Dom. 1595) и гербы четы Делагарди. Аттик имеет декоративное навершие с урной, именем Бога на древнееврейском языке в лучах и надписью Fortitudo Nostra («Наша сила»). Широкое среднее поле под аттиком украшает рельеф «Вознесение Христа», а в боковых полях между колоннами расположены аллегорические образы Веры и Надежды. На постаментах вырезаны фигуры евангелистов с соответствующими символами ([6];[7]).
Замечательная целостность композиции, реалистичность и блестящее исполнение скульптурных и архитектурных элементов позволяют отнести это произведение погребального искусства к лучшим памятникам ренессанса в Таллинне. В скульптурном декоре заметно влияние французского Ренессанса и, в частности, творчества Жана Гужона ([14];[21]).
В упрощенной форме Арент Пассер повторил надгробие Делагарди в соборе Турку, где исполнил саркофаг шведского полководца Эверта Горна и его жены [14].
Легенда о Понтусе, торговце дубленой кожей
По некоторым сведениям, Понтус Делагарди был очень жесток и скуп, его даже прозвали «торговцем дублёной кожей», так как, если верить таллинской легенде ([38];[39];[57]), он якобы имел обыкновение сдирать с убитых солдат кожу и отдавать ее дубильщику, заказывая для себя сапоги, кафтаны, штаны, ремни...
Легенда повествует о том, что в наказание за эти злодеяния дух Делагарди вынужден по ночам выходить из могилы и разъезжать на коне по улицам Таллина, предлагая прохожим купить дублёную кожу, так много ее осталось после его смерти. Но желающих приобрести товар у этого странного всадника не находится: покупателей отпугивает отвратительный запах.
Прочие надгробия работы Арента Пассера
Здесь же, в алтарной части Домского собора, расположено еще несколько надгробных памятников шведским военачальникам, созданных тем же Арентом Пассером. Представители таких дворянских родов, как Тизенгаузены, Хорны, Икскюли, охотно заказывали этому мастеру массивные надгробия и фигурные эпитафии для размещения в Домском соборе и других храмах [14].
У южной (правой) стены алтарной части можно увидеть доломитовые плиты саркофага Карла Хорна (Горна) с супругой (Karl Henriksson Horn/Carl Huringson Horn) и Отто фон Икскюля (Otto von Uexküll) (обе работы были выполнены в 1601 году) ([7];[30];[53]) (источник фото: [25]).
В отличие от расположенных в глубине алтарной апсиды памятников Делагарди и Рюнингу, эти плиты достаточно хорошо видны из центрального нефа (см. план собора). Усопшие представлены в молитвенных позах. В рельефных фигурах покойных и в богатом орнаментальном декоре (картушах, маскаронах, гирляндах) чувствуется высокое мастерство скульптора ([7];[21]) (источник фото: [25]).
Арент Пассер также создал незаконченный саркофаг ротмистра Каспара фон Тизенгаузена (Caspar von Tiesenhausen/Kaspar von Tiesenhausen) и его супруги, установленный у северной стены алтарной апсиды, напротив монумента Понтусу Делагарди (см. план собора). Датируется данная работа 1599 годом. Поскольку надгробие не было закончено, надписей на нем нет. Основная поверхность верхней плиты саркофага занята рельефными изображениями усопших под арками полукруглой формы. Пространство по краям украшают шестнадцать гербов предков [6] (источник фото: [25]).
Рядом с саркофагом Каспара Тизенгаузена стоит заметный обелиск в честь его потомка, о котором подробнее читайте ниже (источник фото: [58]).
Надгробный памятник Фёдору Тизенгаузену
Вплотную к саркофагу Каспара фон Тизенгаузена у северной стены апсиды стоит обелиск над прахом его потомка — Фердинанда (Фёдора) фон Тизенгаузена (Berend Gregor Ferdinand Graf von Tiesenhausen) (1782-1805). Посетителям обелиск виден, к сожалению, плохо, а в алтарную часть зайти нельзя (см. план собора).
Примечательна личность покойного. Представитель древнего немецко-балтийского рода граф Фёдор Иванович Тизенгаузен был флигель-адъютантом в свите императора Александра I. Во время битвы под Аустерлицем он подхватил упавшее знамя и повел солдат в атаку. Получив тяжелое ранение, офицер вскоре скончался. Считается, что именно этот исторический эпизод лег в основу сцены подвига и ранения Андрея Болконского на поле Аустерлица в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ([9];[39;][58];[59]).
Прах Тизенгаузена перевезли сюда из деревушки в Моравии. Хотя хоронить в церквях запретила еще Екатерина II, из этого правила бывали исключения. Тизенгаузена похоронили на почетном месте в алтарной части Домского собора по личному распоряжению Александра I ([13];[39]).
Женой фон Тизенгаузена была Елизавета Михайловна Голенищева-Кутузова (во втором браке Хитрово) — дочь фельдмаршала Кутузова. Фердинанд погиб, когда ему было всего 23 года, у него остались две дочки. М.И. Кутузов, очень любивший зятя, утешал овдовевшую дочь: «Милый друг, Лизанька, я еду по твоим следам. Слышу, ты поехала в Ревель. Жаль, душенька, что там будешь плакать. Сделаем так: без меня не плакать, а со мной вместе» ([39;][58];[59]) (источник фото: [25]).
Памятник в виде обелиска является типичным образцом надгробия в стиле классицизма. Монумент из желтого и белого мрамора был создан ок. 1806 года неизвестным скульптором. По одной из версий, это был Василий Иванович Демут-Малиновский ([25];[30];[39]).
В верхней части обелиска помещен медальон с вырезанным из мрамора портретом усопшего в обрамлении лаврового венка (источник фото: [58]).
Ниже находится металлический герб и мраморная доска с немецким текстом, означающим следующее: «Здесь покоится флигель-адъютант Его Величества императора всероссийского граф Фердинанд фон Тизенгаузен, кавалер орденов св. Анны и Марии Терезии. Он умер смертью героя от ран, полученных накануне под Аустерлицем. 1805 год» ([6];[9]) (источник фото: [58]).
На цоколе расположены рельефная фигура скорбящей женщины, крест и ангел с опущенным факелом, а также слова: «От отца сыну» (VOM VATER DEM SOHNE).
Надгробный памятник Олафу Рюнингу
У северной стены апсиды, непосредственно над саркофагом Каспара фон Тизенхаузена, стоит вытесанный из доломита надгробный монумент шведскому гофмаршалу Олофу (Улофу) Рюнингу (Ринингу) (Olof Ryning zu Toresio) ([5];[7]), который выполнил в 1594 году еще один мастер таллинского Ренессанса, Ганс фон Акен (Hans von Aken) (источник фото: [25]).
Плиту памятника обрамляют две пары пилястр, плоскость между которыми заполнена резными гербами предков. Гербы также составляют своеобразный фриз среднего поля, на котором мы видим рельефную фигуру рыцаря в латах. Усопший лежит, опираясь на локоть правой руки, повернувшись всем корпусом к зрителю. В правой части композиции изображены отброшенный шлем и перчатки. Над опирающимся на пилястры карнизом находится обрамленный волютами аттик, в центре которого помещен герб усопшего и надпись с годом его смерти: OLOFF RYNING ZV TORESIO. ANNO 1589 ([6];[7]). Более длинная немецкая надпись об Олофе Рюнинге, гофмаршале Юхана III и владельце замка Тюресё (Tyresö), содержится в нижнем поле монумента, под основной фигурой (источник фото: [25]).
Хотя фигура Рюнинга и декор монумента выполнены достаточно профессионально, искусствоведы отмечают, что этот памятник в целом скомпонован не столь удачно и не отличается столь же тонким художественным вкусом, как расположенный напротив монумент Понтусу Делагарди ([6];[7]).
Эпитафия Иоганну Хастферу
Отдельно стоит отметить расположенную на первом столбе южного бокового нефа (см. план собора) мраморную барочную эпитафию помещику и военному Иоганну Хастферу (Гастферу) (Johan(n) Hastfer) (ум. 1674), созданную в 1676 году мастером Николаем (Николаэсом) Миллихом (Nicolaes Millich) — шведским скульптором голландского происхождения ([6];[25];[30]) (источник фото: [25]).
Памятник отличается высоким художественным уровнем. Он состоит из бюста усопшего и небольшого мраморного саркофага с фигурами двух херувимов по бокам и различными военными эмблемами и черепом на крышке. Ниже располагается сам текст эпитафии и головка ангела с крыльями. Это одна из лучших барочных эпитафий, сохранившихся на территории Эстонии.
Надгробный памятник адмиралу Самуилу Грейгу
Одно из самых красивых и интересных надгробий в таллинском Домском соборе — мемориальный монумент-саркофаг прославленному флотоводцу Самуилу (Самуэлю) Грейгу (Samuel Greig) (1736-1788), российскому адмиралу шотландского происхождения.
В 1764 году молодой шотландский капитан поступил на русскую службу. Участвуя в Русско-турецкой войне, отличился в знаменитом Чесменском сражении (1770), закончившемся поражением турецкого флота, а в 1788 году, во время Русско-шведской войны, командуя Балтийским флотом, одержал блестящую победу над шведами у острова Гогланд и был награжден орденом Андрея Первозванного. Между этими сражениями участвовал вместе с графом Алексеем Орловым в аресте княжны Таракановой, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы и претендовавшей на русский престол. (Адмирал командовал эскадрой, направлявшейся в Ливорно для выполнения этого особого задания Екатерины II. В составе эскадры был корабль «Святой Великомученик Исидор», на котором в 1775 году и была доставлена в Кронштадт похищенная самозванка, скончавшаяся в том же году в заключении в Петропавловской крепости) ([39];[59]).
Этот великолепный саркофаг располагается в северном боковом нефе (см. план собора).
Монумент из белого итальянского мрамора был создан ок. 1788-89 года по приказу Екатерины II и установлен в Домском соборе, несмотря на запрет хоронить умерших в церквях, введенный той же императрицей в 1772 году ([7];[12];[18];[30]]). Как и надгробный памятник Фёдору Тизенгаузену, данный саркофаг стал исключением из этого правила.
Надгробный памятник в стиле раннего классицизма выполнен по проекту знаменитого петербургского архитектора итальянского происхождения Джакомо Кваренги. Он имеет форму миниатюрного античного храма, фронтальная часть которого представляет собой портик с четырьмя коринфскими полуколоннами и треугольным фронтоном. По бокам в пространстве между колоннами находятся рельефные фигуры крылатых юношей с венками и опущенными факелами (символами смерти). Фронтон украшен резным гербом Грейга, который поддерживают двое херувимов.
В центральной части монумента в обрамлении дубового венка и лент высечена золотая латинская надпись, которая переводится следующим образом: «Самуилу Грейгу, шотландцу, главнокомандующему русским флотом, родился в 1735, умер в 1788. Его славят архипелаг, Балтийское море и берега, охраняемые от вражеского огня. Его славят его доблести и непроходящая скорбь великодушной Екатерины II» ([7];[9];[13]). Как видим, ставя памятник адмиралу, императрица и себя не забыла.
На боковых плоскостях саркофага размещены сидящие аллегорические фигуры в тогах ([6];[7]).
Безупречная архитектурная основа композиции и органично дополняющие ее фигуры позволяют отнести этот памятник к лучшим надгробным монументам эпохи классицизма в Таллине.
Надгробный памятник Ивану Крузенштерну
Рядом с памятником Грейгу установлен монумент Ивану Фёдоровичу (Адаму Иоганну) фон Крузенштерну (Adam Johann von Krusenstern) (1770-1846) — знаменитому российскому мореплавателю, происходившему из остзейских дворян. В юности Крузенштерн служил под началом адмирала Грейга и очень его уважал [39].
Иван Крузенштерн прославился как первый российский флотоводец, совершивший кругосветное путешествие: в 1803-1806 годах он совершил кругосветную экспедицию совместно с Юрием Лисянским на кораблях «Надежда» и «Нева». Крузенштерн также был одним из основателей Русского географического общества. Он положил начало систематическим глубоководным исследованиям Мирового океана, создал «Атлас Южного моря».
Несколько аляповатый памятник в псевдоготическом стиле был создан в 1848 году скульптором Иоханном Готфридом Экснером (Johann Gottfried Exner) ([13];[25]). Искусствоведы не находят в нем особых художественных достоинств, однако он представляет несомненную историческую ценность ([6];[7]). Обратите внимание на украшающий надгробие герб: звезда (по-немецки «штерн») и рука с луком, символ отваги ([39];[61]). Герб обрамлен двумя флагами, поддерживаемыми островитянином Южного моря и японцем. Ниже добавлен девиз, относящийся к названию корабля, на котором было совершено путешествие: Spe fretus («Живущий надеждой»). На цоколе высечена надпись на немецком языке с именем и годами жизни легендарного адмирала и его супруги Юлии фон Таубе, которая покоится вместе с ним ([6];[13]).
Надгробие Крузенштерна в Домском соборе стало последним из воздвигнутых и потребовало специального разрешения ([5];[13];[53]) (источник фото: [25]).
С правой стороны монумента находится рельефная женская фигура с факелом и якорем, стоящая перед кораблем с русской надписью «НАДЕЖДА». Обрамляющий композицию круг содержит надпись: «ПЕРВОМУ РУССК ПЛАВАТЕЛЮ КРУГОМЪ СВѢТА».
Андреевские флаги в Домском соборе
Ранее на стене северного нефа над саркофагами Грейга и Крузенштерна размещалось множество старинных морских флагов (источник фото: [35]).
Это были различные Андреевские флаги, а также флаг Российско-американской компании, участвовавшей в организации экспедиции Крузенштерна [34]. Управляющим, а затем директором и председателем совета директоров этой компании был знаменитый мореплаватель Фердинанд Петрович Врангель, о котором мы вскоре еще поговорим (источник фото: [34]).
В ходе реставрации, проходившей в соборе в 1993 году, было решено, что из-за неудовлетворительного состояния флагов их следует передать в реставрационную мастерскую Kanut. О сложной работе по консервации обветшавших флагов рассказывает реставратор Анна Дмитриева. «Именно консервации, — подчеркивает она, — а не восстановлению. Мы сняли полностью обветшавшую старую подкладку, после чего остатки основной ткани флага закрепили между двумя слоями прозрачного шелка».
Из 13 флагов работа завершена над двумя. К сожалению, остальные пока что ждут лучших времен-за отсутствия средств [61].
Таким образом, в настоящее время в соборе можно увидеть лишь два Андреевских флага (с синей и красной полосой у основания; синяя полоса означает звание контр-адмирала, красная — контр-адмирала).
Памятная плита адмиралу Врангелю
На восточной (примыкающей к алтарной части) стене северного нефа можно заметить небольшую мемориальную табличку в честь известного российского мореплавателя, полярного исследователя и путешественника барона Фердинанда Петровича (Фёдора Петровича) Врангеля (Ferdinand Friedrich Georg Ludwig von Wrangell) (1796-1870), происходившего из древнего рода балтийских немцев.
В 1817-1819 годах юный Врангель принимал участие в кругосветной экспедиции Василия Головнина на шлюпе «Камчатка». В 1820-1824 годах он возглавил Колымскую экспедицию для исследования северо-восточного побережья Сибири; в 1825-1827 годах обошел вокруг света на военном корабле «Кроткий». Врангель был директором Российско-американской компании, морским министром. Его именем назван остров Врангеля в Северном Ледовитом океане.
На табличке указаны годы жизни адмирала и место его захоронения (Вирланд/Виру-Яагупи).
Саркофаги XVII века
Помимо вышеописанных надгробий, в северном боковом нефе находятся саркофаги шведских военных: командира Отто Рейнхольда фон Таубе (Otto Reinhold Taube) и фельдмаршала Фабиана фон Ферзена (Fabian von Fersen) (кузена уже знакомого нам Отто Вильгельма Ферзена) [30] (см. план собора).
Работы эти несколько тяжеловесны и представляют меньший художественный интерес. Они относятся к последним десятилетиям XVII века и предположительно являются работой шведского скульптора Йохана Густава Стокенберга ([25];[30]).
Орган Домского собора в Таллине
Орган таллинского Домского собора является одним из самых крупных и лучших по звучанию в Эстонии. Органная галерея была построена еще в 1780 году ([13];[30]). Сам орган — более поздний. Он был создан в 1878 году видным органным мастером Фридрихом Ладегастом (Friedrich Ladegast). Именно к этому времени относится дошедший до нас органный проспект [25]. В 1913-14 годах орган был модернизирован усилиями органной компании Вильгельма Зауэра — W. Sauer Orgelbau.
Комплексная очистка и основательная реставрация органа состоялась в 1998 году при поддержке немецкого посольства в Таллине ([2];[8];[12]) (источник фото ангела: [1]).
В настоящее время это один из ведущих концертных органов Европы. Инструмент насчитывает 73 регистра, имеет 3 мануала и педаль [2]. Он является гибридом классического и позднеромантического органа [8].
Послушать орган таллинского Домского собора можно каждую неделю: в 12:00 по субботам.
Обзорная площадка Домского собора в Таллине
При желании посетители могут не только осмотреть интерьер Домского собора, но и подняться на смотровую площадку, расположенную на башне-колокольне (за отдельную плату). Для этого придется преодолеть 130 ступеней (источник фото: [10]).
Стоит ли подниматься на башню — решать вам. Всё-таки вид с этой обзорной площадки не столь эффектен, как с церкви Олевисте (притом, что посещение последней обойдется дешевле). Однако следует отметить, что в процессе подъема вы сможете увидеть исторические колокола Домского собора, что добавит вам впечатлений (источник фото: [10]).
♦♦♦♦♦♦♦
Часы работы Домского собора и смотровой площадки, а также стоимость билетов приводятся ниже.
♦♦♦♦♦♦♦
Практическая информация о посещении Домского собора в Таллине: адрес, часы работы, стоимость билетов и т.п.
Домский собор в Таллине находится в Вышгороде, по адресу Toom-Kooli, 6. Посмотреть расположение Домского собора на карте Таллина можно тут.
Часы работы Домского собора в Таллине следующие. С июня по август Домский собор открыт для посещения ежедневно, с 9:00 до 18:00. Уточнить расписание на остальные месяцы можно на официальном сайте собора и на официальном туристическом сайте Таллина.
Посещение собора ограничено во время проведения концертов и богослужений. Богослужения проводятся по воскресеньям в 11:00.
Вход в собор для туристов стоит 2 евро. Фотографировать в соборе можно (фотосъемка разрешена без вспышки, отдельная плата за фотосъемку не взимается).
Подъем на башню со смотровой площадкой требует приобретения отдельного билета за 5 евро. Башня работает по собственному расписанию. С июня по август она открыта для посещения ежедневно, с 9:30 до 17:30. Уточнить расписание на остальные месяцы можно на официальном сайте собора и на официальном туристическом сайте Таллина.
Отзывы о посещении Домского собора можно прочитать тут.
Органные концерты в таллинском Домском соборе проводятся каждую неделю: в 12:00 по субботам. Стоимость билета составляет 2 евро. Подробнее об органе Домского собора читайте выше. Уточняйте расписание концертов на официальном туристическом сайте Таллина.
При входе в собор имеется стойка по продаже билетов, путеводителей и сувениров.
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Официальный сайт Домского собора в Таллине
2. Домский собор в Таллине. Статья в Википедии
3. Tallinn churches: history and restoration. Tallinn: Tallinna Kultuuriväärtuste Amet, 2009
4. Брунс, Д. В. Таллин: история градостроения, рассказанная главным архитектором. - Таллинн: КПД, 2006
5. Т. Томберг. Таллин-столица ЭССР. Путеводитель. - Таллинн: Периодика, 1987
6. Geschichte und Kunstdenkmäler der Stadt Reval, 1896
7. Таллин. Справочник путеводитель
8. История и архитектура Домского собора в Таллине. План собора. Орган
9. Лев Лившиц. Памятник истории и искусства. Молодежь Эстонии, 27.01.04
10. Отзыв о посещении Домского собора в Таллине в блоге cannundrum
11. Экскурсия по холму Тоомпеа
12. Краткое описание Домского собора в Таллине
13. Описание истории, архитектуры и интерьера Домского собора
14. Jüri Kuuskemaa. Renaissance in Estonia
15. Вид Таллина на гравюре XVII века
17. Отто Вильгельм Ферзен. Статья в Википедии
18. Самуил Грейг. Статья в Википедии
19. Эстония. Путеводитель серии Bradt Travel Guides, 2010 (на английском языке)
20. Гаврилов, С. Л. Остзейские немцы в Санкт-Петербурге : Российская империя между Шлезвигом и Гольштейном, 1710-1918. - Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка-СПб, 2011
21. Das Renaissance-Epitaph in der St. Benedikt Kirche in Herbern
22. Гербовые эпитафии в Домском соборе Таллина
23. О символике гербовых эпитафий
24. Tallinna toomkirik в эстонской энциклопедии. План Домского собора
25. Перечень объектов культурного наследия в Домском соборе Таллина, с фотографиями
26. Род Делагарди или де ла Гарди
27. Baltikum: Estland, Lettland, Litauen, Königsberger Gebiet. Baedeker, 2005
28. Карл Хорн. Статья в Википедии
30. Собор Святой Марии (Домская церковь) в Таллине. История и архитектура
31. Фабиан фон Ферзен. Статья в Википедии
32. Отто Рейнхольд фон Таубе. Статья в Википедии
34. Heige Peets, Markus Samma. Исторические флаги Домского собора
35. История Домского собора в Таллине
36. Икскуль-Гильденбандты. Статья в Википедии
37. Главный портал Домского собора в Таллине, фото
39. Новак А В. Отчет: Таллинн четверть века спустя. Часть 1-я. Таллинн: Тоомпеа, или Вышгород
40. Фото шпиля башни Домского собора в Таллине
42. Нарва - Дания и Орден меченосцев - 1219-1269 гг
43. Шкрабо Д. Северная Русь и Ливония к 1240 году
44. Конопленко А.А. Орден меченосцев в политической истории Ливонии. Автореферат
45. Назарова Е. Крестовый поход на Русь 1240 г. (организация и планы)
46. Домский собор на официальном туристическом сайте Таллина
47. Фото гербовых эпитафий в Домском соборе Таллина
48. Кристиан Аккерман. Статья в Википедии
49. Лев Лившиц. О чем говорят колокола. Молодежь Эстонии, 04.03.03
50. Йосеф Кац. Над крышами Тоомпеа
51. Лев Лившиц. История лежит ниже уличных мостовых
52. Йохан Густав Стокенберг. Статья в Википедии
53. Достопримечательности Эстонии
54. The 4 oldest Churches in Tallinn
55. Фото южного фасада Домского собора
56. Вид Домского собора и холма Тоомпеа с воздуха
57. Понтус Делагарди. Статья в Википедии
58. Тизенгаузены, или Дела давно минувших дней
59. Лев Лившиц. Потомкам - доброе имя, а Богу - душа. Молодежь Эстонии, 18.09.07
60. Крузенштерн, Иван Фёдорович. Статья в Википедии
61. Лев Лившиц. Памятник истории и искусства. Продолжение. Молодежь Эстонии, 03.02.04