Время: с 10 июня по 3 августа 2015 года
Место: Санкт-Петербург, Россия; Концертный зал Мариинского театра (ул. Декабристов, 34)
Событие: Вернисаж под абажуром. Вера Шанская — выставка графики. «Все мы — кисточки в Божьих руках»
Стены фойе Концертного зала Мариинского театра никогда не пустуют: здесь функционирует своеобразная художественная галерея.
Регулярно обновляемая экспозиция позволяет слушателям не скучать во время антрактов и занимать себя разглядыванием картин, фотографий, рисунков во время ожидания начала представления. Хорошая альтернатива — или дополнение — буфету. Публике демонстрируются работы самых разных стилей и жанров, творения признанных и начинающих художников, взрослых и детей, но, как правило, все экспонаты так или иначе связаны с музыкальной тематикой.
На третьем этаже фойе этим летом устроена выставка графических работ Веры Шанской, и каждый, кто приходит на концерт или оперу, имеет возможность познакомиться с творчеством этой художницы — лиричным, музыкальным, очень петербургским, не лишенным иронии, остроумия, чисто женского юмора (хулиганства даже), а порой и тонкого эротизма.
В сюжетах Веры Шанской много выдумки и шаловливой улыбки, теплоты и поэзии.
Особенно запоминается сказочная цветовая гамма: чего стоит один только синий, интенсивный и светящийся (репродукции не передают этого ощущения). Большинство этих графических листов могли бы стать отличными книжными иллюстрациями. Впрочем, художница действительно создаёт иллюстрации: например, у нее вышла совместная книга с питерским поэтом Галиной Пристенской (сборник «Мое измерение»), а теперь у них готов материал и для детской книжки.
Поскольку выставка проходит не где-нибудь, а в Концертном зале, многие из отобранных работ отчетливо музыкальны, причем среди них есть как лирические, так и саркастические («Органный вечер», «Осенний блюз», «Арфа», «Белый рояль», «Ёперный театр»).
Не менее значительная часть произведений посвящена Петербургу или содержит узнаваемые мотивы нашего города.
Причем художница воспринимает любимый Питер не как мрачный, унылый и серый город, а скорее как фееричный, воздушный, почти всегда уютный. Многие образы Петербурга у нее нереально красочны и по-театральному декоративны.
Случается и так, что эти две темы (музыка и Петербург) пересекаются и сосуществуют в одном произведении — как, например, в работах «Музыкальные мосты» и «После концерта».
Также выделяется серия картин с «ожившими» деревьями («Друиды»), в том числе «Паводок» (он положил начало этой серии в 1996 году), «Белый рояль» и другие — часто с видами Петербурга.
Вера Шанская родилась в семье ленинградских художников в 1967 году. Ее отец был реставратором монументальной и станковой живописи, а мама преподавала рисование. Традиционную художественную школу девочка не посещала: родители хотели, чтобы она научилась творить в собственном стиле и лишь потом получала академическое образование.
В 1990 году Вера Шанская закончила факультет графического дизайна училища им. Серова (Рериха). А ее дипломной работой стала серия театральных плакатов к произведениям М. А. Булгакова. С творчеством Михаила Афанасьевича художницу вообще связывает многое: в юном возрасте она не раз рисовала по мотивам булгаковских романов и пьес, а венцом этого литературного увлечения стала собирательная графическая работа «Мастер и Маргарита» (которую, кстати, тоже можно увидеть на выставке).
Первая выставка Веры Шанской состоялась в 1995 году. (Именно тогда впервые стала известна «Тень», одна из самых популярных работ художницы, также присутствующая на выставке в Концертном зале).
С тех пор ее работы регулярно выставлялись как в рамках совместных проектов, так и на персональных выставках. С 1995 года Вера Шанская является членом Союза художников России. Помимо оригинальных графических работ, она создаёт авторские постеры-репродукции, а также уютные подушки с трогательными собственными рисунками, календари и прочую сувенирную продукцию.
На творчество Веры Шанской повлияли Иван Билибин, Александр Головин, Николай Акимов, Анри Матисс, а также Ремедиос Варо — необыкновенная испано-мексиканская художница, представительница сюрреализма. При этом Вера убеждена, что творческие люди должны стремиться не перегружать себя информацией извне, чтобы не скатиться в тривиальность или неосознанный плагиат.
Приходите в Концертный зал дополнить свои музыкальные впечатления изобразительными!
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Вера Шанская: «Все мы — кисточки в Божьих руках». Интервью журналу «Мираман»
3. Вера Шанская, графика. Репродукции
4. Вера Шанская. Мозаика ассоциативных образов. Репродукции
5. Презентация выставки Веры Шанской в Концертном зале Мариинского театра