Выставка Курта Ройбера и Клауса Эккерта в катакомбах Петрикирхе

Рубрики: в России,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 29 мая 2015, в 16:39

Время: с 20 по 28 мая 2015 года

Место: Санкт-Петербург, Россия; Петрикирхе (кафедральный собор свв. апостолов Петра и Павла)

Событие: Свет - Жизнь - Любовь. Выставка работ двух пасторов Евангелической Церкви в катакомбах Петрикирхе

Выставка Курта Ройбера и Клауса Эккерта в катакомбах Петрикирхе

К сожалению, эта небольшая выставка продолжалась недолго: вчера она работала последний день. Тем не менее, наш сайт решил рассказать об этом событии и заодно о том уникальном месте, в котором оно организовано.

На выставке «Свет-Жизнь-Любовь», организованной галереей Dreiklang из Нижней Саксонии (Ганн. Мюнден), показаны работы двух лютеранских пасторов: Курта Ройбера и Клауса Эккерта. Судьбы этих двух людей, которые не были знакомы друг с другом, — одновременно похожие и разные. Оба немецких священнослужителя попали во время Второй мировой войны в Россию. Курт Ройбер был призван в качестве врача, а Клаус Эккерт служил связистом. Первый умер в лагере для военнопленных, второй дожил до наших дней. Оба пастора были художниками-любителями и продолжали рисовать даже в те страшные дни. Портретные рисунки Курта Ройбера созданы в Сталинградском «котле» в 1942 году, а пейзажные акварели Клауса Эккерта — под Ленинградом, во время блокады, в 1941 году.

Рисунок Курта Ройбера в катакомбах Петрикирхе

Через искусство эти два человека пытались переработать страшные образы войны, создать картину защищенности в ситуации мрака, смерти и обреченности.

Акварель Клауса Эккерта в катакомбах Петрикирхе

«Эти работы говорят о любви к России, ее природе и людям, показывают, что природа и люди сильнее войны. Этой выставкой мы хотели бы вам сказать, что не все немецкие солдаты несли разрушение, среди них были люди, состоявшие в антигитлеровской коалиции, такие как Клаус Эккерт, к примеру. Его до конца жизни преследовало то, что он видел на войне, но его также сопровождала и любовь к России», — говорит представитель галереи Dreiklang Эккахарт Бушон.

Выставка Курта Ройбера и Клауса Эккерта в катакомбах ПетрикирхеВыставка Курта Ройбера и Клауса Эккерта в катакомбах Петрикирхе

Одна из особенностей выставки в том, что она проходит в необычном пространстве: в чаше бассейна, который был устроен в Петрикирхе в советские времена и работал с 1963 по 1993 год. К тому времени уже погиб орган и было утрачено оформление церковных интерьеров (в том числе росписи по проекту Максимилиана Месмахера). Перестройка в бассейн довершила разрушения: изменилась планировка, уменьшилась на 4 метра высота церковного зала — и была испорчена замечательная акустика. В алтарной части расположились вышки для прыжков.

Бассейн в церкви Петрикирхе в советское времяБассейн в церкви Петрикирхе в советское время

После возвращения здания верующим в 1993 году бетонную ванну трогать не стали, так как это грозило обрушением всего здания. Новый церковный зал был сооружен на стальной конструкции поверх чаши бассейна. В ходе этих работ в теле сводов пробили большие отверстия для металлических колонн перекрытия. Бассейн ушел под пол, перекрыв по высоте уровень прежнего пола, и теперь в зал для богослужений люди попадают через боковую дверь, поднимаясь по винтовой лестнице.

Нынешний вид церковного зала Петрикирхе (период Адвента)

Сегодня подземелье вокруг чаши известно как «катакомбы», а собор Петрикирхе до сих пор нередко называют «церковью-бассейном».

Чаша бассейна в катакомбах ПетрикирхеЧаша бассейна в катакомбах Петрикирхе, пол

Интерьер бассейна служит мрачноватым напоминанием о страшных временах и сам является своего рода мемориалом.

Акварель Клауса Эккерта в катакомбах Петрикирхе

Когда обходишь по периметру обезвоженной чаши, ощущение действительно странное: сверху льются мягкие звуки органа (над нами — церковный зал!), под ногами жестко хрустят осколки советской кафельной плитки, а со стен смотрят лица детей, стариков, женщин, с которыми Бог весть что стало.

Рисунок Курта Ройбера в катакомбах Петрикирхе

Несколько слов о художниках, чьи работы представлены на выставке.

Курт Ройбер (Kurt Reuber) (1906-1944) был священником и врачом, а еще — всегда любил рисовать. В 1939 году он был призван на службу военным врачом. В 1941 году обслуживал участки оккупированной территории, знакомился с русскими людьми. В 1942 году Ройбер оказался под Сталинградом. Там им были созданы около 150 портретов местных жителей (но ни одного из сослуживцев). Чаще всего это были рисунки углём. В 1943 году Курт Ройбер попал в лагерь для военнопленных в городе Елабуга, где и умер в возрасте 38 лет.

Автопортрет Курта Ройбера

Рисунки Ройбера отражают его попытку понять убитых горем и нуждой русских людей: «Я постоянно всматриваюсь в лица людей и не могу от них оторваться, — писал он. — Я вижу, как врожденная русская меланхолия владеет всем — смехом и плачем, жизнеутверждением и отрицанием. Какие темные силы ведут здесь свою игру? Русский человек во всем остается для меня загадкой. Постоянно оказываешься перед славянской душой как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму».

Рисунок Курта Ройбера в катакомбах ПетрикирхеРисунок Курта Ройбера в катакомбах Петрикирхе

Название выставки отсылает к самой известной работе Курта Ройбера — Сталинградской Мадонне. Этот рисунок углём был создан в Рождественскую ночь с 24 на 25 декабря 1942 года в окружении под Сталинградом во время завершающего этапа Сталинградской битвы. К тому времени немецкие войска были окончательно окружены в сталинградском «котле» частями Красной Армии. Солдаты и офицеры вермахта были морально сломлены. Выражением состояния этих людей, умиравших от холода и голода и боровшихся за выживание, и стал рисунок Курта Ройбера. «Кто-то из солдат спросил меня, могу ли я нарисовать для них картину к Рождеству... Когда я начал рисовать ее, из отдельных линий и штрихов начало складываться единое целое... Я вспомнил слова апостола Иоанна: “свет”, “жизнь”, “любовь”. Что мне было ещё сказать?» — писал Курт Ройбер в письме домой из Сталинградского котла. Рядом с изображением Сталинградской Мадонны художник написал на немецком языке: «Licht. Leben. Liebe. Weihnachten im Kessel. Festung Stalingrad» — «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград».

Сталинградская Мадонна Курта Ройбера

Перед этим рисунком-иконой молились немецкие солдаты в бункере под Сталинградом. Теперь оригинал хранится в Мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине. А копии и репродукции Сталинградской Мадонны, выполненные в самых разнообразных художественных техниках, хранятся в память о войне во многих храмах Германии, Австрии, Англии и России.

Рисунок Курта Ройбера в катакомбах Петрикирхе

Сталинградская Мадонна, автопортрет Курта Ройбера и около 150 портретов были вывезены из Сталинграда в Германию его командиром.

Клаус Эккерт (Klaus Eckert) (1914-2007) также был пастором и художником. Он с 1934 года изучал теологию, а в 1941 году был призван связистом на фронт. Разворачивая кабель за линией фронта, он старался находить время для того, чтобы передать свои впечатления от окружающей природы. В рюкзаке у него всегда были рулон бумаги и акварельные краски. Свои работы Клаус Эккерт отправлял отцу полевой почтой, а после демобилизации переработал эти эскизы в картины более крупного формата. Клаус Эккерт пережил войну и умер в возрасте 92 лет. Близким он о своих травматических переживаниях во время войны практических не рассказывал.

Акварель Клауса Эккерта в катакомбах Петрикирхе

На выставке представлены акварельные пейзажи с деревенскими мотивами, созданные Эккертом в районе поселка Шапки Ленинградской области.

Акварель Клауса Эккерта в катакомбах Петрикирхе

Всего на выставке демонстрируется более 20 работ — фотокопий. Оригиналы были показаны в ноябре 2014 года в галерее Dreiklang, которая вот уже двадцать лет работает в сфере установления культурных контактов между Россией и Германией.

Выставка воспринимается как объяснение двух немецких солдат в любви русскому народу и русской земле. Она помогает понять, что только через любовь и единение можно прийти к миру на Земле.

Катакомбы Петрикирхе

Во время посещения выставки можно увидеть окружающий чашу бассейна подвал с основаниями колонн на уровне старого церковного зала, а также познакомиться с росписями стен в «катакомбах» Петрикирхе.

Катакомбы церкви Петрикирхе, основание колонны

В 2007 году церковный подвал оформил вместе со своими сподвижниками известный американский художник-неоэкспрессионист Мэтт Лэмб (Matt Lamb) (1932-2012). Так здесь появились настенные рисунки с христианскими символами и многочисленные зонтики — зонтики надежды, метафора защищенности человека.

Катакомбы церкви ПетрикирхеКатакомбы церкви Петрикирхе

Мэтт Лэмб, успешный бизнесмен, впервые обратился к творчеству в 1984 году, когда ему исполнилось 52 года. Смертельный диагноз (как потом оказалось, ошибочный) заставил его переоценить свои приоритеты, продать компанию и использовать отмеренное ему время жизни для искусства и распространения посланий мира, толерантности, надежды и любви среди людей. После теракта 11 сентября 2001 года художник основал проект «Зонтики Лэмба за мир».

Спуск в катакомбы церкви Петрикирхе

В 2003 году зонтики Лэмба были представлены в Европейском Парламенте в Страсбурге, в Немецком Бундестаге и Британском Парламенте. С тех пор более 2 млн участников в 32 странах приняли участие в подобных акциях. В 2007 году выставка картин Мэтта Лэмба состоялась в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Катакомбы церкви Петрикирхе

Особенно интересно взглянуть на ту часть стен подземелья, которую украшают полноценные росписи-картины. Их автор — художник Адам Шмидт (1921-2011).

Катакомбы церкви Петрикирхе, росписи Адама шмидта

Этот российский немец прошел депортацию и лагерь: попал в Воркуту на отбывание 20-летнего срока каторжных работ за побег с места ссылки. Работая до ареста художником-декоратором, он продолжил рисовать и в лагере.

Катакомбы церкви Петрикирхе, росписи Адама шмидтаКатакомбы церкви Петрикирхе, росписи Адама шмидта

В 1972 году Адам Шмидт перебрался в Ярославль, где провел остаток жизни. Роспись «катакомб» Петрикирхе он выполнил в 2007 году.

Катакомбы церкви Петрикирхе, росписи Адама шмидта

Для «катакомб» главной лютеранской церкви России в Санкт-Петербурге Адам Шмидт создал целый цикл настенных картин о судьбе немцев в сталинской России: низложение креста с церкви, арест на квартире, высылка по этапу, лесоповал («трудовая армия»), тайное богослужение братской общины на дому, трудовой лагерь в Воркуте. Эти своеобразные фрески описывают непростую судьбу репрессированных русских немцев: от транспарантов «Религия – опиум для народа» до иллюстрации тюрьмы.

Катакомбы церкви Петрикирхе, росписи Адама шмидта

Так подвал церкви Петрикирхе стал мемориалом жертвам репрессий.

Катакомбы церкви Петрикирхе, росписи Адама шмидта

За эти росписи художник Адам Шмидт был награжден архиепископом большой серебряной медалью.

Катакомбы церкви Петрикирхе, росписи Адама шмидта

«Катакомбы» Петрикирхе бывают открыты для посещения во время различных выставок и других культурных мероприятий. Следите за информацией на стендах церкви и в ее социальных группах в Интернете.

Богослужения в главном церковном зале регулярно проходят по воскресеньям в 10:30 (на немецком и русском языках).

Церковь открыта для посещения ежедневно с 9:00 до 21:00.

Адрес Петрикирхе: Невский пр., 22-24, Санкт-Петербург.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Выставка 'Свет-Любовь-Жизнь' открылась в Петрикирхе

2. Курт Ройбер, статья в Википедии

3. Биография Курта Ройбера

4. Видеофильм по материалам выставки и интервью с вдовой Клауса Эккерта

5. Приходы Петербурга: кому достанется место под крышей? Фотографии бассейна в Петрикирхе

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)