Музей «Домик Петра I» в Петербурге: интерьер и самые интересные экспонаты

В прошлый раз темой нашего репортажа была история и архитектурные особенности Домика Петра I — старейшего сооружения Санкт-Петербурга. Сегодня мы побываем внутри музея «Домик Петра I» и увидим интересные исторические документы, а также подлинные вещи начала XVIII века, в том числе и те, что принадлежали самому царю.

Домик Петра I внутри, Санкт-Петербург

Стоит иметь в виду, что внутрь самого Домика туристов не пускают: зайти позволяется только в наружный павильон («футляр»), где размещается вводная экспозиция и откуда можно, обходя вокруг Домика, рассмотреть внутреннюю обстановку. Царские хоромы невелики (основных комнат всего две), но предоставляют несравненную возможность заглянуть — в буквальном смысле, через окна — в далекое петровское прошлое.

Практические детали о посещении домика Петра I (часы работы, цена билетов и т.п.) приводятся ниже.

Вводная экспозиция музея «Домик Петра I»

Заходя внутрь музея, мы оказываемся в кирпичном здании «футляра», ограждающего деревянный Домик Петра I.

Домик Петра I и защитный футляр, план музея

В северном крыле защитного «футляра» находится вводная музейная экспозиция, экспонаты которой (чертежи, гравюры, старинные фотографии) рассказывают о событиях Северной войны со шведами, начальных этапах строительства Санкт-Петербурга, а также истории Домика Петра I и устройства защитных сооружений над ним. С этой выставки и начинается осмотр музея «Домик Петра I».

Домик Петра I, вводная экспозиция музея

Немногочисленные, но насыщенные информацией выставочные стенды посвящены четырем основным темам: (1) Северная война, (2) основание Санкт-Петербурга, (3) история создания защитных «футляров» над Домиком Петра I и (4) часовня образа Спаса Нерукотворного, существовавшая в Домике с елизаветинской эпохи до 1929 года.

Первый стенд рассказывает о Северной войне, начатой Петром I с целью возвращения потерянных земель, без которых дальнейшее развитие России было бы затруднено. Эти исконно русские земли в районе Ладожского озера и Невы были отторгнуты Швецией в Смутное время по Столбовскому договору 1617 года. В итоге единственный принадлежащий России выход к Балтийскому морю через побережье Финского залива был потерян.

Домик Петра I, вводная экспозиция музея

«Нева и Нарова считались «воротами» северной торговли. Это знал Петр Великий; он напряг все силы своего молодого государства, чтобы завладеть этими воротами и, при достижении намеченной им цели, основал при устье Невы свою новую столицу» (С. М. Соловьев). В результате Северной войны (1700-1721) произошло полное освобождение устья Невы от шведов, Россия возвратила себе выход в Балтийское море, что дало мощный толчок развитию торговли и промышленности.

Для сохранения отвоеванной местности 16 мая 1703 года на Заячьем острове заложили Петропавловскую крепость. Вслед за возведением крепости появились строения на соседнем Березовом острове (он же Фомин, Городской, а ныне Петроградский). Центром рождающегося города стала на этом острове Троицкая площадь.

Один из наиболее примечательных предметов в экспозиции — макет Троицкой площади работы А. К. Дорогина, который позволяет в общих чертах представить, как выглядел Домик Петра и его окружение в начальные годы существования Петербурга (в 1706 году). Троицкая площадь была тогда самой оживленной частью города. Здесь производились смотры и парады, устраивались фейерверки по случаю побед, сюда по Неве приводили взятые в плен шведские корабли [1]. Троицкая пристань стала торговым портом города. Здесь в ноябре 1703 года рядом с Домиком Петра I пришвартовалось первое иностранное купеческое судно. За невиданно короткий срок на пустынных берегах Невы выросла новая столица.

Домик Петра I, Санкт-ПетербургДомик Петра I, Санкт-Петербург

На стенде можно увидеть различные документы и карты, относящиеся к Северной войне. Вот, например, небольшая шведская карта Невы и Ниеншанца (до 1664 года). Крепость Ниеншанц была основана шведами в начале XVII века на островке при впадении реки Охта в Неву. Примерно на этом же месте тремя веками ранее шведский маршал Торгильс Кнутссон построил крепость Ландскрона («Венец Земли»). Как известно, крепость Ниеншанц была взята русскими войсками в ходе Северной войны, 1 мая 1703 года.

Карта Невы и Ниеншанца (до 1664 года)

А вот более подробная карта Ниена и окрестностей (устья Невы), относящаяся к 1698 году (видны редкие селения на берегах Невы):

Карта устья Невы, 1698 год

На гравюре Адриана Шхонебека «Взятие Нотебурга» изображена первая победа русской армии 11 октября 1702 года — момент штурма и взятия дотоле неприступной крепости Орешек (Нотебург), основанной новгородцами еще в 1323 году в истоке Невы. В осаде крепости Орешек лично участвовал Пётр I (Петр Алексеев) в должности бомбардирского капитана. На гравюре «Взятие Нотебурга» художник поместил аллегорические фигуры трубящей в рог Славы, бога войны Марса и богини мудрости Минервы [1].

Адриан Шхонебек. «Взятие Нотебурга»

Следующий стенд носит название «Основание Санкт-Петербурга». Здесь, в частности, показан Домик Петра I («Первоначальный дворец») на первом регулярном плане Петербурга:

Домик Петра I на первом регулярном плане Петербурга

Как видно на данной карте, особенность выбранного Петром места состояла в том, что Нева здесь делится на «три великие струи», образуя естественное трехлучие, у истоков которого и был поставлен Домик Петра I (Первоначальный дворец царя) — начало Санкт-Петербурга.

Впрочем, не исключено, что Домик стоял тут и раньше — или же был перенесен из Ниена. Во всяком случае на сегодняшний день считается почти доказанным фактом, что «Первоначальный дворец» Петра Великого был построен шведами и что он старше Петербурга. Подробное обсуждение любопытнейших альтернативных версий по поводу обстоятельств появления Домика Петра на невских берегах приводится тут.

На вышеприведенном регулярном плане также обозначена главная планировочная (тройная) ось Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Рядом для сравнения помещены схемы главных планировочных осей Рима и Версаля: система из трех лучей, исходящих от «единого средоточного центра», символически выражала существо имперской власти и поэтому являлась устойчивым градостроительным принципом Западной Европы.

Главные планировочные оси Рима и Версаля

Строительство новой столицы особенно оживилось после Полтавской победы. На стенде представлена раскрашенная гравюра Николая Лармессена (1724), посвященная решающему сражению под Полтавой (27 июня 1709). Художник с документальной точностью изобразил расположение полков и земляные укрепления — редуты, впервые примененные русскими войсками в Полтавской битве. Полтавская победа привела к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе. Петр I писал Ф. М. Апраксину: «Ныне уже совершенно камень в основание Санкт-Петербурга положен...» [1].

Н. Лармессен. «Полтавское сражение 27 июня 1709 года»

Первые постройки на берегах Невы были связаны с обороной города. Они изображены на гравюрах и рисунках XVIII века, таких как «Петропавловская крепость» («Первоначальная Санкт-Петербургская крепость») А. Рудакова. Это один из первых рисунков Петропавловской крепости.

А. Рудаков. «Первоначальная Санкт-Петербургская крепость»

Еще один стенд рассказывает о строительстве защитных каменных галерей или павильонов — так называемых «футляров» над Домиком Петра I. Весьма любопытно взглянуть на чертежи и планы Домика Петра I и защитных футляров над ним, сооруженных в XVIII-XIX веках. Также на стенде можно увидеть фрагменты исторических документов, старинные гравюры, литографии и фотографии, изображающие знаменитый исторический памятник в разные эпохи. Нынешний кирпичный футляр был построен в 1844 году. Подробная история строительства этих павильонов описывается в отдельной заметке.

Домик Петра I, вводная экспозиция музея

Наконец, четвертый стенд рассказывает о часовне Спаса Нерукотворного, открытой по распоряжению Елизаветы Петровны в 1741-1742 годах в бывшей столовой Домика Петра I. Здесь хранилась икона Спаса Нерукотворного, которая некогда принадлежала царю и сопровождала его во всех походах и сражениях. Уже с XVIII века этот образ был самым почитаемым в Санкт-Петербурге. Сейчас он находится в Спасо-Преображенском соборе.

Домик Петра I, вводная экспозиция музея

Часовня в Домике Петра I была закрыта в 1929 году. Подробно об истории часовни можно прочитать тут.

Домик Петра I снаружи

Обратим теперь внимание на наружный облик Домика Петра. К сожалению, защитный павильон, в котором мы находимся вместе с другими туристами, очень тесен, поэтому панорамные снимки царской «избы» сделать невозможно. Осматривать и фотографировать ее приходится фрагментарно.

Домик Петра I, Санкт-Петербург

Подробно об архитектуре Домика Петра I мы уже рассказывали, поэтому ограничимся лишь парой наблюдений. Характер рубки («в шестиугольник»), способ обработки бревна (по его длине), нехарактерные для русского деревянного зодчества широкие окна и особенности планировки говорят о том, что перед нами образец скандинавского народного зодчества. Подобные дома часто встречались в Швеции и Норвегии, а не на Руси, поэтому Домик Петра I почти наверняка был построен шведами, причем не исключено, что еще до основания Петербурга. Подробное обсуждение возможных обстоятельств появления Домика Петра на невских берегах приводится тут. История этой «избушки» не так проста и однозначна, и некоторые факты и гипотезы наверняка вас удивят!

Домик Петра I, Санкт-Петербург

Изба-шестистенка (то есть дом с двумя поперечными стенами) хорошо приспособлена к условиям северного климата. Чтобы сохранять тепло, бревна в венцах точно подгоняли друг к другу и перекладывали мхом. Для строительства использовали смолистые породы деревьев. Входные двери из-за снежных зим всегда открывались внутрь. Домик Петра I сложен «в обло», то есть с выступающими за плоскость стен торцами бревен. Бревна были проложены мхом, о чем свидетельствовали его остатки, обнаруженные за наличниками окон.

Отметим еще несколько характерных архитектурных особенностей Домика Петра I. Домик построен из бруса, но в петровское время был — для пущей солидности и чтобы больше походить на Амстердам — ярко раскрашен «в кирпич на голландский манер». Во время последующих ремонтов, коих за 300-летнюю историю случилось немало, сруб десятки раз окрашивали, так что первоначальная роспись была скрыта и обнаружена лишь в период реставрационных работ 1971-76 годов.

Имитация кирпичной кладки на стенах Домика Петра (фото с сайта [17]):

Домик Петра I в первоначальном виде

Домик имеет высокую четырехскатную крышу, покрытую гонтом — деревянными дощечками, имитирующими черепицу. Крыша, как и сам Домик, неоднократно перекрашивалась и меняла цвет. Во время реставрации дощечки сняли, очистили от позднейших наслоений краски (в результате чего кровля стала легче почти на полтонны!), после чего вновь поставили на место. Теперь крыша Домика вновь серовато-зелёная, под цвет черепицы.

Домик Петра I, Санкт-Петербург

Первоначальный дворец Петра Великого — самый маленький из всех известных дворцов: его длина 12 м, ширина 5,5 м, высота до конька крыши 5,72 м, высота от пола до потолка 2,5 метра. Площадь Домика — около 60 кв. м. Двери в Домике имеют традиционные размеры, хотя в нем жил царь-исполин ростом 2 метра 4 сантиметра. Бронзовая табличка с указанием роста Петра I есть справа на косяке входной двери Домика.

Домик Петра I, Санкт-ПетербургДомик Петра I, Санкт-Петербург

Дверь на северном фасаде Домика была установлена во время реставрации советского времени. Вместо полотна XIX века была выбрана дверь нарочито грубой («топорной») работы, сделанная по образцу подлинной двери той эпохи, обнаруженной во дворце Меншикова на Васильевском острове.

Домик Петра I, Санкт-Петербург

Трехстворчатые окна (все они разной величины) имеют характерную для петровского времени мелкую расстекловку из «лунного стекла». Это было выдувное стекло, имевшее волнистую поверхность и переливавшееся радужным светом. Впоследствии стекло заменили обыкновенным, но советским ученым удалось возродить технологию изготовления «лунного» стекла.

Домик Петра I, Санкт-Петербург

Опираясь на эксперименты Н. Н. Качалова, стеклодув Б. А. Еремин, сумел изготовить для Домика Петра небольшое количество «лунного» стекла, которое и было вставлено во время реставрации советского времени, позволив воссоздать целостный облик здания начала XVIII века.

Домик Петра I внутри, кабинет

Домик Петра I нередко становился жертвой знаменитых петербургских наводнений. О последнем большом наводнении, которое произошло уже в советское время, 29 сентября 1975 года, напоминает металлическая дощечка на восточном фасаде Домика с отметкой уровня воды — 278 сантиметров выше ординара.

Домик Петра I. Отметка наводнения 1975 годаДомик Петра I. Отметка наводнения 1975 года

А еще реставраторы вернули первоначальные пропорции Домика, искаженные в 1844 году, когда при возведении защитного «футляра» были скрыты его нижние венцы. Для этого пришлось разобрать пол футляра и понизить его уровень. В результате открылась нижняя часть сруба, а Домик стал выше на 35 см. Вместо разобранного пола сделали отмостку кирпичом, уложенным на ребро «елочку», в соответствии с документами петровского времени.

Только в одном месте, на юго-восточном углу, у основания Домика оставлена часть мраморного пола, а также пилястры и карниз, установленные в XIX веке и исказившие облик постройки (источник фото [17]):

Домик Петра I, Санкт-Петербург

♦♦♦♦♦♦♦

Интерьер царского жилища (Внутренняя обстановка Домика Петра I)

Благодаря тщательной работе реставраторов, мы теперь можем не только посмотреть на Домик снаружи, но и получить представление о внутреннем убранстве этого жилища — свидетеля первых лет строительства Петербурга.

Экспозиция в интерьерах Домика Петра I состоит из различных мемориальных вещей (бомбардирский мундир, трость), а также мебели и другие предметов обихода первой половины XVIII века.

Повторимся, что внутрь Домика посетителей не пускают. Осматривать комнаты (и фотографировать) позволяется только снаружи, заглядывая в окна из помещения защитного «футляра».

Планировка одноэтажного деревянного строения — типично скандинавская: жилище состоит из двух основных комнат с сенями, разделенными перегородкой.  Всего Домик Петра I имеет четыре помещения: кабинет, где царь работал (площадь 23,5 кв. м), столовую (17 кв. м), маленькую спальню (6,75 кв. м) и сени (5,3 кв. м).

План Домика Петра I (источник [34]):

Домик Петра I, план, Санкт-Петербург

Стены комнат обтянуты морской парусиной (восстановлена в ходе реставрации 1971-1975 годов). Внутри реставраторы постарались воспроизвести быт Петра I.

Входная дверь Домика ведет в сени, разделяющие внутреннее помещение на две светлицы (горницы): направо кабинет, налево — столовая, а за ней спальня. Сени имеют площадь около 5 кв. м. и, как и остальные помещения, обиты холстом. Увидеть сени туристы сейчас не могут. Входная дверь Домика закрыта и не открывает возможности обзора с этой стороны.

Кабинет Петра I

Справа от сеней располагается кабинет Петра I. Это самая большая комната Домика, ее площадь — 23,5 кв. м. Высота потолков — 2,5 м. Впрочем, маленькие размеры комнат и низкие потолки не являются особенностью только этого дворца. Например, в петергофском Монплезире личные комнаты Петра I тоже очень невелики и с низкими потолками.

Домик Петра I внутри, кабинет

В простенке у дверей висит погрудный портрет Петра I — копия с картины Карела де Моора, написавшего царя с натуры во время пребывания его в Гааге в 1717 году. Портрет этот исключительно простой, без признаков парадности, разве что выделяется синяя лента ордена Андрея Первозванного, которым царь был награжден за морскую победу над шведами 7 мая 1703 года [1]. Портрет изображает Петра I примерно в том возрасте, когда он начал строить Петербург [24].

Домик Петра I внутри, кабинет

Центр кабинета занимает массивный дубовый стол, сделанный русскими мастерами в начале XVIII века. На столешнице — врезанная шахматная доска. По воспоминаниям современников, Петр был большим любителем игр в шахматы и шашки. Подобные столы, украшенные резьбой, с точеными ножками и высоким подстольем, были распространены в России в XVII-XVIII веках как в крестьянской, так и в дворянской среде [1].

Домик Петра I внутри, кабинет

На столе — медный подсвечник на три свечи, какие были в ходу в петровское время, и курительная трубка из самшита с агатовыми вставками. Трубка необычной вытянутой формы сделана в конце XVII века в Германии и украшена тончайшей резьбой. Если верить музейной табличке, она принадлежала лично Петру I. Путеводитель советского времени утверждает, что трубка принадлежала А. Д. Меншикову [1]. Встречается и третья версия: будто бы эту изящную трубку А. Д. Меншиков подарил Петру ([14]; [24]). На тулове трубки горельефом изображены бытовые сценки: сидящая женщина, целующаяся пара, мужчина с тростью и дом [24].

Моду на такие трубки в России ввел сам Петр после поездки в Германию. Известно, что царь был заядлым курильщиком. Он предпочитал вытянутые немецкие или короткие голландские трубки из вишневого дерева [25]. Новую курительную трубку он обычно привозил из каждой страны, куда совершал поездку.

Домик Петра I внутри, кабинет, трубка

Другие вещицы на царском столе — медная походная чернильница с футляром для гусиного пера, солнечные часы, модель пушки-мортиры (такие пушки участвовали в штурме наиболее укрепленных крепостей во время Северной войны).

Стоящее у стола кресло грушевого дерева с кожаной подушкой, набитой конским волосом, смастерил, по преданию, сам царь. Подобного типа кресла и стулья в конце XVII – начале XVIII века только начали появляться в быту русского дворянства. В начале XVIII века русских «учеников» отправляли за границу для обучения «кабинетному делу», а на русскую службу нанимали иностранных специалистов. По мнению Петра, иноземцы были нужны, чтобы выучить русского человека мастерству, а когда цель достигнута, их можно отпустить. Поэтому для петровского времени характерна творческая переработка русскими мастерами европейских форм мебели, а не просто слепое подражание западным образцам.

Домик Петра I внутри, кабинет, кресло

Одним из таких предметов является стоящий у стены бюро-кабинет, изготовленный русскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века [3]. Это и книжный шкаф, и конторка для работы с выдвижной доской. Стоящие на бюро железные подсвечники оригинальной конструкции, с подвижным стержнем для выдвигания свечи, были широко распространены во всех слоях русского общества [1].

Домик Петра I внутри, кабинет

С 1740-х по 1929 год, когда в Домике Петра действовала часовня, в кабинете находилась ризница, в которой хранилось несколько предметов, изготовленных лично царем. До нашего времени дошло только упомянутое кресло.

Белые стены кабинета украшают гравюры «Вид Амстердама» (1705) и «План битвы у Нарвы» (1705). Гравированные на меди или дереве листы под названием «фряжские» (то есть иноземные), или «потешные немецкие печатные листы», появились в России еще в XVII веке.

Спальня

Спальня Петра I — небольшая комната площадью всего 6,7 кв. м, куда ведет дверь из столовой. В период существования в Домике часовни окно спальни было растесано до размеров двери. Это было сделано для регулирования нескончаемого потока богомольцев, но исказило облик Домика. Во время реставрации этот проем на южном фасаде был заделан.

Домик Петра I внутри, спальня

Около стены спальни — рукомойник в виде шкафчика, украшенного сложной резьбой. Подобные предметы домашнего обихода в начале XVIII века привозили из Германии. Данный экземпляр родом из Южной Германии [3].

Домик Петра I внутри, спальня

Рядом с умывальником — отливка с руки Петра I. Она был сделана при жизни Петра, в 1707 году, при посещении им чугунолитейных заводов в Липецке. На оборотной стороне оттиска есть надпись: «Слепок с оттиском руки Петра Великого, сделанным на песке в основанном им же Чугунолитейном заводе в 1707 году в городе Липецке» [1]. В это же время царем была выкована полоса железа, хранившаяся в Домике до 1929 года, а затем переданная в Эрмитаж.

Домик Петра I внутри, слепок с оттиском руки Петра Великого

Особая достопримечательность комнаты — одежда Петра I: парадный бомбардирский мундир красного сукна. Носить такую одежду предоставлялось только тем военным, которые отлично знают артиллерийское дело, кораблестроение, иностранные языки и военное искусство. Размер мундира сопоставим с современным 48-м размером мужской одежды [25]. Всего известно около 300 предметов одежды Петра I, хранящихся в Эрмитаже [1]. Рядом представлена трость, принадлежавшая Петру I. Трость восточной работы обтянута кожей морского ската, а набалдашник украшен позолотой по черному лаку [3]. Трость выполняла не только эстетическую функцию, но могла послужить и в качестве дубинки [25].

Домик Петра I внутри, мундир царя

Во время пребывания Петра в спальне еще стояла походная кровать, но она, к сожалению, не сохранилась до наших дней, так что теперь комната не совсем оправдывает свое название. Известно, что походные царские кровати были богато украшены резьбой и сусальным золотом. Интересно, что собственно кровать появилась в России где-то в начале XVII века [1], а до того ее заменяла «спальная лавка».

Столовая

Двери из сеней и из спальни ведут в столовую. Эти двери украшены росписями, воссозданными реставраторами в советское время. При расчистке внутренних оконных и дверных наличников и полотен дверей реставраторам удалось обнаружить декоративную живопись в виде цветочных гирлянд, а на дверях кабинета и столовой — пейзажи и изображение архитектурных мотивов. «Травный» орнамент на наличниках окон и дверей исполнен масляными красками. На черном фоне переплетаются розы и шиповник, мята, васильки, гвоздики и другие цветы [3]. Это была совершенно неожиданная находка.

Домик Петра I внутри, Санкт-Петербург

Общая площадь росписи в интерьерах Домика Петра I — 26,2 кв. м [1]. Она покрывает дверные и оконные наличники и полотна дверей, обращенные в комнаты. Особенно интересна роспись на полотне двери, ведущей в столовую из спальни. На ней изображен архитектурный пейзаж — аркада в ренессансном духе. На светлой глади стен хорошо видны обрамляющие дверь жизнерадостные цветочные гирлянды.

Домик Петра I внутри, Санкт-Петербург

В столовой воссоздана обстановка XVIII века. В центре стоит большой дубовый стол работы русских мастеров, накрытый на голландский манер легкой скатертью поверх тяжелой бархатной [24]. Вокруг стола — стулья, сделанные по английским образцам.

Домик Петра I внутри, Санкт-ПетербургДомик Петра I внутри, Санкт-Петербург

На столе — медная и оловянная посуда, изготовленная в русских мастерских, щипцы из олова и цветных металлов для колки орехов, медный подсвечник на две свечи и образцы бокалов с первого стекольного завода России. Правительство Петра I расширяло стекольное производство в стране. Владельцем лучшего стекольного завода того времени (ямбургского) был А. Д. Меншиков. На столе также можно заметить большую пивную кружку из луженой меди, покрытую сложным узором (Германия, XVII века).

Домик Петра I внутри, Санкт-Петербург

Кроме того, в столовой демонстрируются образцы западноевропейской мебели: шкаф-поставец (Германия, конец XVII – начало XVIII века) с изображением головки амура в окружении растительного орнамента, а также двустворчатый ореховый комод (Франция, XVI век) [3]. Над комодом — маленькое зеркало-стенник в раме из красного дерева. Такого рода стенники украшали в петровское время помещения и увеличивали освещенность, отражая свет свечей [24].

С середины XVIII века в столовой располагалась часовня образа Спаса Нерукотворного.

Лодка-верейка Петра I

Осмотр музея Домика Петра I мы закончим в южном отсеке «футляра», где стоит четырехвесельная лодка-верейка с рулем и багром. По преданию, лодку смастерил сам царь Петр. Ее длина 7 метров 70 сантиметров, а ширина 1 метр 55 сантиметров [1]. В центре — круглое отверстие для установки паруса.

Домик Петра I внутри, Санкт-Петербург

Лодку поместили рядом с Домиком Петра I уже после постройки защитного павильона-галереи и смерти царя. Первое упоминание о ней встречается в поэме «Прощание с Петербургом», написанной в 1735 году Иоганном Христианом Тремером [1]:

Я видел первый дом, построенный в столице,
Верейка первая в том домике хранится.
Великий Петр под этим кровом жил,
Когда с царицей он сюда приплыл.
Сей славный памятник вниманья удостоен,
И для сохранности над ним футляр построен.

Верейка упоминается в документах 1744, 1767, 1770 и последующих годов. Ее бережно хранили, о чем свидетельствует, например, «доношение» от 12 ноября 1744 года, в котором «требовано для покрытия имеющейся у старого дворца верейки, которая под гарнизонным караулом состоит при оном дворце, надлежащего числа парусной холстины, понеже де ныне наступает время зимнее, чтоб от снегу той верейке повреждений учинитца не могло» [1]. В 1824 году лодка была отремонтирована адмиральскими мастерами. В 1889 году специально для хранения верейки было пристроено южное крыло футляра.

Домик Петра I внутри, Санкт-Петербург

Название «верейка» происходит от английского слова wherry: так называли небольшие узкие лодки, традиционно использовавшиеся в Англии для перевозки пассажиров, отличавшиеся легкой и красивой постройкой и скоростью хода на веслах и под парусами.

Лодки-верейки широко использовались в петровском Петербурге в качестве транспортного средства наряду с буерами, галерами и яхтами. Так как при Петре через Неву не было ни одного моста, а территория разбросанного по островам города пересекалась реками и каналами, то перевозки людей и товаров осуществлялись исключительно по воде. Лодки-верейки с 1718 года изготавливались на Партикулярной верфи на левом берегу Фонтанки напротив Летнего сада.

Эти небольшие суденышки могли стать грозными для врага. Так, 50 лодок наподобие петровской верейки были перетащены волоком в сентябре 1702 года к Ладоге для штурма Нотебурга. А 7 мая 1703 года на тридцати таких лодках русские одержали первую морскую победу в устье Невы. Важность этого события была подчеркнута Петром, повелевшим выбить в ее честь медаль с надписью «Небываемое бывает». В этот день небольшой отряд под командованием царя (бомбардирского капитана Петра Алексеева) и А. Д. Меншикова после ожесточенного боя захватил в плен и доставил в Ниеншанц два шведских военных корабля — галиот «Гедан» и шняву «Астрильд», вооруженных 18 пушками [1].

Домик Петра I внутри, Санкт-Петербург

Рядом с лодкой выделено место для мраморного бюста Петра I работы неизвестного скульптора начала XX века.

♦♦♦♦♦♦♦

См. также:

Домик Петра I. История и описание старейшего сооружения Петербурга

♦♦♦♦♦♦♦

Посещение Домика Петра I в Петербурге: часы работы, цена билетов и прочие полезные детали для туристов

Домик Петра I находится на Петроградской стороне, недалеко от Петропавловской крепости, рядом с Троицкой площадью. Адрес Домика Петра I в Санкт-Петербурге: Петровская набережная, 6. Ближайшая станция метро — «Горьковская».

Посмотреть расположение Домика Петра I на карте Санкт-Петербурга можно тут.

Домик Петра I — филиал Русского музея.

Режим работы музея в Домике Петра I следующий. Музей «Домик Петра I» в Петербурге открыт для посещения ежедневно (кроме вторника), с 10:00 до 18:00. Внимание: в четверг музей работает с 13:00 до 21:00! Вторник — выходной. Работа касс и впуск посетителей прекращаются за полчаса до закрытия.

Стоимость входных билетов в Домик Петра I: взрослый билет стоит 100 рублей, для студентов, школьников и пенсионеров — 30 рублей.

Фотографировать в Домике Петра I разрешается, но внутрь самого Домика туристов не пускают: зайти можно только в наружный «футляр» с музейной экспозицией, а внутреннюю обстановку Домика можно рассматривать (и фотографировать) только через окна.

За фотосъемку взимается дополнительная плата (приобретается отдельный билет за 100 рублей). Фотографировать можно только без использования штатива и вспышки.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Зязева, Л. К. Домик Петра I: путеводитель по музею / Л. К. Зязева. - Ленинград: Лениздат, 1983.

2. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район: научное издание / Под ред. Б. М. Кирикова. - СПб.: Коло, 2004.

3. Домик Петра на сайте Русского музея

4. Домик Петра в Санкт-Петербурге, статья в Википедии

5. В. В. Нестеров. Знаешь ли ты свой город? — Л.: Детская литература, 1974.

6. Домик Петра I на архитектурном сайте citywalls.ru

7. Домик Петра I на карте Петербурга

8. Семинар ДООнк Внеклассное занятие по истории Санкт-Петербурга "Домик Петра I"

9. Троицкая площадь в Санкт-Петербурге, фотопрогулки

10. Привалов, В. Д. Улицы Петроградской стороны. Дома и люди. - Москва: Центрполиграф, 2013.

11. Музей Домик Петра в Петербурге в журнале ruspics.livejournal.com

12. Кук Д. Путешествия и странствия по Российской империи, Татарии и части Персидского царства // В кн.: Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб., 1997. С. 415–416.

13. Прогулки по Петербургу, Домик Петра I

14. Свод Петровских памятников. Домик Петра I в Петербурге

15. Шведы в Санкт Петербурге

16. Шерих Д. История Петербурга наизнанку. Заметки на полях городских летописей. - Москва: Центрполиграф, 2014.

17. Домик Петра в Санкт-Петербурге: описания и фотографии

18. Синдаловский, Н. А. Легенды петербургских садов и парков. - Москва : Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка-СПб, 2012.

19. Анисимов, Е. В. Юный град: Петербург времен Петра Великого. - СПб : Дмитрий Буланин, 2003.

20. Домик Петра I на сайте niros.org

21. Домик Петра I, описания и фотографии в журнале irishar.livejournal.com

22. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1983.

23. Швеция на берегах Невы

24. Виртуальная экскурсия по Домику Петра I в Санкт-Петербурге

25. Шесть самых интересных экспонатов из Домика Петра I

26. Прогулки по Петербургу, Троицкая площадь

27. Прогулки по Петербургу, Петровская набережная

28. Меншиковские чтения - 2003

29. Историко-культурное научное археологическое обследование на территории расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, Петроградский район, ул. Куйбышева, д.13, лит. Б

30. Проведение научно-исследовательских археологических работ по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Мичуринская, д.1, лит. Б.

31. А. Шарымов. Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год. Книга исследований

32. Сорокин П.Е. Археологическое изучение Троице-Петровского собора //Археологическое наследие Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - Вып. 1. - С. 25-74.

33. Бюст у Домика Петра I

34. Дворец царя был воздвигнут как в сказке — буквально

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)