Базилика монастыря Монсеррат («Монсерратский собор»): архитектура и интерьер церкви

Рубрики: Испания, сентябрь 2011,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 7 августа 2012, в 18:38

Во время нашей самостоятельной экскурсии по монастырю Монсеррат мы посмотрели все основные достопримечательности центральной территории аббатства, в том числе площадь Девы Марии, готический клуатр, галереи перед внутренним двором базилики и сам этот внутренний двор (атриум), где возвышается фасад монастырской церкви — базилики. Эта базилика является подлинным сердцем Монсеррата.

Монастырь Монсеррат, монастырская базилика

Именно в этом храме хранится главная святыня аббатства — образ Черной Девы, издавна привлекающий толпы паломников и простых туристов. Кроме того, в этой церкви проходят монастырские богослужения и выступления хора мальчиков из певческой школы «Эсколания». Базилика эта не очень велика по размерам, но имеет столь важное духовное значение, что иногда ее даже величают «собором Монсеррата». В этой заметке мы поговорим об истории, архитектуре и внутреннем убранстве этого главного храма монастыря Монсеррат.

История и архитектура базилики монастыря Монсеррат

Первый камень монсерратской базилики был заложен в 1560 году аббатом Бартомеу Гаррига (Bartomeu Garriga). Освящение собора состоялось в 1592 году, когда были завершены своды и купол центральной башни. По архитектурному стилю здание храма относится к переходному периоду между готикой и Возрождением (очень редкий пример подобной архитектуры в Каталонии), в то же время внутреннее убранство церкви весьма эклектично и является творением художников разных эпох, однако с преобладанием стиля каталонского модернизма.

Монастырь Монсеррат, монастырская базилика

В конце XIX века базилика была реконструирована после разрушительного нашествия наполеоновских войск, поджигавших монастырь в 1811 и 1812 годах. В 1900–1901 гг. на месте бывшего церковного фасада в стиле барокко появился новый, нынешний фасад. Этот фасад создал каталонский архитектор Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона (Francesc de Paula del Villar y Carmona) (1860–1927), а авторами скульптурного оформления и тимпанов выступили братья Вальмиджана-и-Барбань (Vallmitjana i Barbany) — Венанси (1826–1919) и Агапит (1833–1905).

Монастырь Монсеррат, фасад базилики

В 1991–1995 гг. была осуществлена реставрация экстерьера и интерьера храма. Цель этих работ состояла в том, чтобы вернуть фасаду базилики ренессансный облик, который был утрачен в ходе различных перестроек, а интерьер храма сделать более светлым и ярким.

Монастырь Монсеррат, фасад базиликиМонастырь Монсеррат, фасад базилики

Фасад базилики украшают скульптуры Христа и двенадцати апостолов, большое окно-роза и часы, изготовленные в начале XX века. Это западная часть церкви. Чтобы увидеть снаружи восточную часть базилики (апсиду), нужно выйти за пределы внутреннего двора, на внешнюю территорию монастыря (о короткой прогулке в эту часть монастыря можно прочитать тут).

Монастырь Монсеррат, фасад базилики

Основные сокровища базилики, и в первую очередь чудотворная статуя Черной Мадонны, находятся во внутренних помещениях церкви.

Интерьер базилики монастыря Монсеррат

Если вы хотите сначала поклониться Черной Мадонне, то заходить в базилику нужно не через центральный вход, а через боковую дверь с правой стороны, расположенную под арками галереи атриума. Зачастую очередь к Мадонне начинается задолго до входа в храм, как раз в этом внутреннем дворе. Однако чтобы получить более полное представление о монастырском комплексе, лучше сначала осмотреть интерьер базилики, для чего необходимо пройти как раз через портал центрального фасада. Обратите внимание, что в базилике следует соблюдать тишину и другие важные правила поведения.

При входе в церковь взгляд в первую очередь обращается к алтарной части, где располагается хор с сидениями монахов и главный алтарь.

Монастырь Монсеррат, монастырская базилика

Над алтарем находится ниша, выполненная в виде позолоченной часовни: именно в этом небольшом верхнем помещении (Тронном зале), нависающим над алтарем наподобие балкона, установлен серебряный трон (престол) с почитаемым верующими образом Богоматери Монсерратской. Спроектировал эту позолоченную нишу уже известный нам архитектор Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона.

Монастырь Монсеррат, монастырская базилика

Церковь не особенно велика по размерам. Центральный неф имеет 58 м в длину, 15 м в ширину и 23 м в высоту. Полукруглые арки свода опираются на стены на уровне трибун верхнего яруса — там же, где стены храма прорезаны круглыми окнами-иллюминаторами. Над средокрестием возвышается восьмиугольная башня-фонарь, которая после реставрации 1990-х годов служит главным источником естественного света, в то же время не нарушая атмосферы интимного полумрака, которую проще всего почувствовать по вечерам, когда основной поток туристов спадает.

Монастырь Монсеррат, монастырская базилика

Здание базилики представляет собой храм с одним нефом и 12 боковыми капеллами, а также изящными боковыми галереями на втором ярусе. Основные части церкви можно увидеть на плане базилики Монсеррата:

Базилика Монсеррат, план

Как уже говорилось, во время нашествия наполеоновских войск базилика очень сильно пострадала. Результатом реставрации конца XIX века стало создание нового внутреннего убранства в эклектичном «романско-византийском» стиле. Качество оформления нефа оценивается специалистами неоднозначно, однако архитекторы, художники и скульпторы, работавшие над дизайном пресвитерия и боковых капелл, признаны выдающимися мастерами модерна и символизма.

Базилика Монсеррат, светильники

Вокруг главного нефа и внутри боковых капелл обращает на себя обилие красивых ламп, принесенных в дар храму целыми посёлками и районами, а также различными объединениями и ассоциациями.

Базилика Монсеррат, светильникиБазилика Монсеррат, светильники

Эти вотивные светильники зачастую обладают значительной художественной ценностью и являются яркими примерами каталонского ювелирного искусства послевоенного периода. Эти лампы заменили собой те, что украшали базилику до разрушения монастыря наполеоновскими войсками (1811-1812). Ансамбль светильников символизирует приношение каталонского народа и его постоянное присутствие у ног Черной Мадонны Монсерратской, святой покровительницы Каталонии.

Базилика Монсеррат, светильники

На центральных пилястрах нефа находится скульптуры пророков Иезекииля, Иеремии, Исайи и Даниила, напоминающие о пророчествах, связанных с Девой Марией. Эти фигуры вырезал из дерева скульптор Жузепом Льимона (Josep Llimona i Bruguera) (1864–1934), один из выдающихся представителей каталонского модернизма. Они были установлены в базилике в 1896 году.

Базилика Монсеррат, скульптура пророка

Алтарная часть базилики

Подойдя к пресвитерию, можно полюбоваться модернистскими росписями, украшающими участки стен между пилястрами. Крупные полотна в верхней части выполнили Александр де Рикер (Alexandre de Riquer) (1856–1920), Жуаким Вансельс (Joaquim Vancelles) (1956–1942) и Жуан Льимона (Joan Llimona) (1860–1926). Композиции, расположенные ближе всего к позолоченной нище с образом Черной Мадонны, изображают группы ангелов; крайние композиции посвящены легенде об обнаружении этой чудотворной статуи в Святой Пещере; на промежуточных полотнах представлены символы Монсеррата и Каталонии (справа) и Церкви (слева). Четыре полотна в нижней части посвящены сюжетам из жизни Богоматери. Эти росписи являются работой Жуана Льимоны, Диониса Башераса (Dionís Baixeras) (1862–1943) и Льюиса Гранера (Lluís Graner) (1836–1929).

Монастырь Монсеррат, монастырская базилика

Пресвитерий и хор с сидениями для монахов были реконструированы в 1957–1958 гг. по проекту каталонского архитектора Франсеска Фольгера-и-Грасси, создавшего, как мы знаем, также новый главный фасад монастыря. Главный алтарь базилики был освящен в 1959 году. Он выполнен из цельной каменной глыбы монсерратского камня весом 8 тонн. Алтарь покоится на каменном постаменте, который являлся частью прежнего алтаря базилики. Замечательно красивая фронтальная часть алтаря из серебра и эмали является творением Монсеррат Майнар (Montserrat Mainar) (р. 1928) и изображает тайную вечерю, брак в Кане Галилейской, чудо умножения хлебов и рыб, а также двух ангелов с кадилом и просфорой. Обрамляющая эту фронтальную часть рельефная серебряная рамка — работа ювелира Мануэля Капдевилы (Manuel Capdevila) (1910– 2006).

Базилика Монсеррат, главный алтарь

Центральное положение в алтарной части занимает чеканный золотой крест с распятием из слоновой кости (ок. 1496-1497), преподнесенный монастырю в подарок в 1960 году. С 2007 года «Распятие Монсеррат» приписывают Микеланджело, хотя ранее оно считалось работой Лоренцо Гиберти. Крест спускается на цепях с серебряного венца-балдахина (1960) работы Мануэля Капдевилы.

Базилика Монсеррат, распятие

Органы базилики Монсеррата

В базилике можно увидеть два органа. Старый орган монсерратской церкви датируется 1958 годом и был собран из различных фрагментов органов разрушенных каталонских храмов. Этот орган теперь и сам находится в плачевном состоянии и больше не используется. Он находится на своем прежнем месте в задней части базилики.

Базилика Монсеррат, старый орган

Новый орган был торжественно открыт в 2010 году и является самым большим в Каталонии. Инструмент был создан компанией Blancafort, orgueners de Montserrat на средства, собранные по общественной подписке и с помощью спонсоров. Орган по давней каталонской традиции разместился в левой боковой части нефа.

Базилика Монсеррат, новый орган

Орган насчитывает 4230 труб и 63 регистра, 4 мануала и 1 педаль. Этот инструмент с замечательным звучанием вывел Каталонию на международный музыкальный уровень. Теперь в базилике Монсеррата проходят органные концерты, в которых участвуют лучшие органисты мира. Кроме того, орган сопровождает проходящие в монастырской базилике богослужения и выступления хора мальчиков.

Боковые капеллы

Осмотрим сначала боковые капеллы, расположенные слева от нефа. Первая, ближайшая к алтарю, капелла посвящена сестре святого Бенедикта — святой Схоластике Нурсийской. Авторы скульптур: Энрик Кларасо (Enric Clarasó) (1857–1941) и Агапит Вальмиджана. Капелла была отреставрирована в 1886 году.

Базилика Монсеррат, капелла Схоластики Нурсийской

Следующая капелла — капелла Святого Причастия — была реконструирована по проекту Жузепа Марии Субиракса в 1977 году. Капелла поражает строгостью убранства и приглашает к тихой молитве. Своим оформлением она напоминает об изменениях, которые претерпело религиозное искусство после Второго Ватиканского собора 1962–1965 гг. Капелла отделена от остального пространства храма большой стеклянной дверью. На бронзе перил выгравированы аллегорические изображения Жизни и Смерти, а между ними помещен текст молитвы каталонского поэта Сальвадора Эсприу (Salvador Espriu) (1913–1985), обращенной к покровителю Каталонии святому Георгию с просьбой о том, чтобы в стране никогда больше не было гражданской войны.

Базилика Монсеррат, капелла Святого Причастия

Внутри капеллы взгляд посетителя, в соответствии с замыслом художника, сосредоточивается на самом главном: престоле и алтарной композиции. Собственно, больше в капелле нет почти ничего, лишь голые стены и скамьи. Алтарный ансамбль выполнен из единого блока цемента, чтобы подчеркнуть единство того, что он символизирует: каждый раз, празднуя у алтаря Евхаристию, мы провозглашаем победу над смертью (символически представленную в виде кости в центральной части престола) благодаря воскресению Христа (его символизирует аскетичная алтарная композиция, начинающаяся у престола). Дизайн литургической мебели излучает ту же строгость: серебряная дарохранительница (1967) работы Мануэля Капдевилы (Manuel Capdevila) (1910– 2006), а также крест, сидение, амвон, светильники (1996–1997) работы его сына Жуакима Капдевилы (Joaquim Capdevila) (р. 1944).

В третьей капелле находится монументальное полотно «Бегство в Египет» (1904), написанное художником Жузепом Кузаксом (Josep Cusachs) (1851–1908). Живописец выразительно передает мучительное беспокойство трех беглецов, которые вместе со своим мулом поспешно продвигаются по каменистой почве изгнания; в то же время призрачная группа ангелов, окутанных туманом и предрассветными проблесками зари, как будто поддерживает Иисуса, Марию и Иосифа и направляет их в безопасное место.

Базилика Монсеррат, капелла с картиной «Бегство в Египет»

Следующая капелла именуется капеллой Христа. Здесь находится скульптура распятого Христа работы Жузепа Льимоны. Она была преподнесена базилике в подарок в 1933 году.

Базилика Монсеррат, капелла Христа

Последняя капелла с этой стороны посвящена Непорочному зачатию и была открыта в 1910 году. Проект капеллы выполнил в 1906 году каталонский архитектор Жузеп Мария Перикас-и-Моррос (Josep Maria Pericas i Morros) (1881–1965). В своем творчестве этот зодчий испытал влияние Антонио Гауди и архитектуры модерна. Созданный им алтарь из белого мрамора украшают растительные орнаменты и декоративные элементы, напоминающие кости животных.

Базилика Монсеррат, капелла Непорочного зачатияБазилика Монсеррат, капелла Непорочного зачатия

В капелле также можно увидеть рельефный витраж работы Дариуса Виласа (Darius Vilás) (1880–1950), выполненный в том же стиле. Вся эта капелла является примером синтеза различных искусств эпохи каталонского модернизма.

Базилика Монсеррат, капелла Непорочного зачатия

Осмотр боковых капелл с правой стороны начнем со стороны входа. Первая боковая капелла с правой стороны содержит бронзовую фигуру святого Петра (1945) работы каталонского скульптора Жузепа Виладомата (Josep Viladomat i Massanas) (1899–1989). Напротив установлена мемориальная доска, напоминающая о визите в Монсеррат папы Иоанна Павла II (1982), преемника святого Петра.

Базилика Монсеррат, капелла Святого Петра

Следующая капелла посвящена святому Игнатию де Лойоле, совершившему знаменательное паломничество в Монсеррат в 1522 году. Игнатий де Лойола изображен на центральном полотне (1893) этой капеллы, написанном каталонским художником Рамиром Лоренсале-и-Рогентом (Ramir Lorenzale i Rogent) (1859–1917). Здесь же находится факсимильная репродукция шпаги, которую Игнатий де Лойола оставил в Монсеррате после бдения перед образом Черной Девы.

Базилика Монсеррат, капелла Святого Игнатия де Лойолы

Далее следует капелла Святого Мартина (1898). Скульптор Жузеп Льимона изобразил святого в решающий момент его жизни, когда тот мечом разрубил свой плащ на две половины и отдал одну из них нищему. Лицо нищего является автопортретом самого скульптора.

Базилика Монсеррат, капелла Святого Мартина

В четвертой капелле можно увидеть прекрасный модернистский алтарь (ретабло) (1891), созданный Франсеском Беренгером-и-Местресом (Francesc Berenguer i Mestres) (1866–1914) — известным каталонским архитектором, учеником, другом и соратником Антонио Гауди. Алтарь выполнен из кедрового дерева с декоративными деталями из кованого металла и посвящен святому Иосифу де Каласансу, педагогу и основателю ордена пиаристов. Именно этот человек открыл первую в Европе бесплатную общеобразовательную школу, а незадолго до этого, в 1585 году, посетил Монсеррат.

Базилика Монсеррат, капелла Иосифа де Каласанса

В последней капелле находится современное полотно (1980), написанное замечательной каталонской художницей Монсеррат Гудиоль (Montserrat Gudiol i Corominas) (р. 1936). Тут будет уместно вспомнить, что Монсеррат — вообще одно из самых популярных женских имен в Каталонии (один из самых известных примеров — певица Монсеррат Кабалье). Хотя больше всего художница Монсеррат Гудиоль известна своими эмоциональными, проникнутыми средневековой утонченностью женскими образами, здесь, в монастыре среди «разрезанных гор» она изобразила святого Бенедикта — автора «Устава св. Бенедикта» и основателя ордена бенедиктинцев (не будем забывать, что именно этому ордену принадлежит монастырь Монсеррат). Впрочем, и этот святой в ее исполнении оказался сродни другим персонажам ее живописи: это стройный и даже несколько женственный юноша, а вовсе не старец, каким святого Бенедикта изображали другие художники.

Базилика Монсеррат, Святого Бенедикта

В руках у святого написанный им Устав. Интересно, что через год после написания этой картины Монсеррат Гудиоль стала первой женщиной, принятой в Королевскую академию изящных искусств Каталонии (Академию Сант-Жорди).

Проход к Черной Деве

Как уже говорилось, для поклонения Богоматери Монсерратской верующие входят в базилику не через центральный вход, а через боковую дверь, расположенную справа в галерее. Тимпан над этой дверью сохранился от старинного барочного портала монастырской базилики. В нижней части тимпана добавлена надпись, посвященная торжествам 1980–1981 гг. в честь 100-летия коронации образа Богоматери и ее провозглашения святой покровительницей Каталонии.

Монастырь Монсеррат, старый тимпан базилики

Путь к Мадонне лежит вдоль правого ряда боковых капелл, так что время ожидания в очереди можно потратить со смыслом: разглядывая примечательные скульптуры и картины, украшающие эти капеллы. Подробное описание этих капелл можно найти в предыдущем разделе.

Монастырь Монсеррат, боковые капеллы базилики

Далее путь ведет непосредственно к помещению, где находится образ Богоматери Монсерратской. Идея реконструировать этот «тронный зал» и прилегающие к нему комнаты, а также построить новую лестницу родилась в 1944 году. Предполагалось завершить работы к торжествам 1947 года, связанным с церемонией возведения Богоматери на трон. Однако в итоге закончить работы удалось лишь в 1954 году. Реализацией проекта руководили архитектор Франсеск Фольгер (Francesc Folguera i Grassi) и художник Жузеп Обиольс (Josep Obiols). В качестве исполнителей были привлечены многочисленные каталонские архитекторы, скульпторы, ювелиры и художники. Результатом их совместной работы стало создание ансамбля, в котором воплотился синтез изобразительных искусств Каталонии середины XX века.

Монастырь Монсеррат, очередь к Черной Мадонне

Проход к помещению с образом Черной Девы осуществляется по широкой лестнице, через величественный алебастровый портал наподобие триумфальной арки. Эти Ангельские врата (Porta angèlica) украшены барельефами, изображающими библейские сцены, связанные с Богоматерью. Саму арку портала окружают многочисленные скульптуры музицирующих ангелов, давших название этим чудесным вратам, созданным в 1946–1956 гг. Энриком Монжо. Фланкирующие лестницу канделябры также выполнены из алебастра и являются работой Рафаэля Соланика.

Базилика Монсеррат, Ангельские врата

Внутреннее пространство парадной лестницы украшено мозаикой Сантьяго Падроса по эскизам Бенито Мартинеса, монаха из Монсеррата. Мозаика изображает святых дев и святых жен.

Базилика Монсеррат, мозаика парадной лестницы

Далее мы оказываемся в зале, где ранее хранились различные пожертвования и вотивные предметы (ex-voto), то есть приношения Деве Марии Монсерратской в знак благодарности за помощь. Сегодня посетителям демонстрируются лишь три таких предмета — знамёна, помещенные в великолепный модернистский шкаф из черного дерева и слоновой кости. Шкаф был изготовлен в 1928 году каталонским краснодеревщиком Эусеби Бускетсом (Eusebi Busquets) (1875–1962) по его собственному проекту.

Базилика Монсеррат, шкаф для подношений

С другой стороны зала находится фонтан Богоматери, украшенный барельефами швейцарского скульптора Шарля Колле. Барельефы посвящены чудесам Иисуса, которые имеют отношение к воде: укрощение бури, чудесный лов рыбы и исцеление расслабленного при овчей купальне. Скульптурные группы на капителях работы того же Колле напоминают о средневековых чудесах, которые приписываются Деве Монсерратской. В глубине зала находится картина итальянского художника Карло Маратта (Carlo Maratta) (1625–1713) с изображением новорожденного Иисуса на руках Богоматери.

Базилика Монсеррат, фонтан Богоматери

Росписи, украшающие стены и своды небольшого вестибюля (1946) перед помещением с троном Мадонны, выполнил художник Жузеп Обиольс. Эти росписи изображают выдающихся женщин, описанных в Библии. Аналогичный вестибюль находится по другую сторону помещения с Мадонной, и туда уже верующие попадают после поклонения святому образу.

Базилика Монсеррат, вестибюль перед Тронным залом

Рельефные серебряные двери вестибюля датируются 1955 годом. Они выходят на небольшую лестницу, ведущую непосредственно в помещение с образом Черной Мадонны.

Помещение с образом Черной Девы (Тронный зал)

Помещение, где находится престол (трон) с образом Черной Девы Монсерратской, находится над алтарем и хорошо видно снизу, из центрального нефа базилики. Оно представляет собой своего рода нишу, или балкон. Однако издалека практически невозможно рассмотреть пышное убранство этого небольшого «тронного зала», сплошь покрытого мерцающей венецианской мозаикой.

Базилика Монсеррат, Тронный зал

 Эти мозаичные композиции созданы по эскизам Жузепа Обиольса и выполнены Сантьяго Падросом. Они посвящены Деве Марии как матери всего человечества, покровительнице и защитнице Каталонии, монахов и паломников. Девять окружающих купол серебряных светильников работы Шавьера Корберо (Xavier Corberó) (1901–1981) символизируют восемь епархий Каталонии и Монсеррат. Два алебастровых канделябра по обеим сторонам престола Богоматери являются творением Пере Джоу (Pere Jou) (1891–1964) и украшены барельефами на тему паломничества богомольцев к святому образу.

Сам престол Мадонны — это не просто трон, а масштабная композиция, выполненная наподобие алтаря (триптиха) из чеканного серебра. Престол был создан на пожертвования каталонского народа в 1947 году. Два крупных серебряных барельефа выполнил ювелир Рамон Суньер (Ramon Synyer) (1889–1963) по проекту Жоакима Роса-и-Бофаруля (Joaquim Ros i Bofarull). Эти сцены изображают встречу Марии и Елизаветы и Рождество. Общий проект престола разработал архитектор Франсеск Фольгера.

Базилика Монсеррат, Тронный зал

В центре престола находится главная святыня Каталонии — Монсерратская Мадонна, за тёмный цвет лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta). Нынешняя деревянная романская статуя Черной Девы датируется концом XII века. Она покоится на фрагменте полированной каменной глыбы с горы Монсеррат. В основании постамента помещено изображение архангела Михаила работы Жузепа Граньера (Josep Granyer) (1899–1983).

Базилика Монсеррат, статуя Черной Мадонны

В правой руке Мадонна держит сферу, которая символизирует верховную власть над Вселенной, а жестом левой руки Дева Мария по-матерински защищает младенца Иисуса. Младенец держит в левой руке шишку — символ плодородия и долголетия. Подробное описание скульптуры Черной Мадонны, а также историю чудотворного образа и связанные с ним легенды можно прочитать в заметке «Чёрная Дева Монсерратская (Моренета)».

Вид помещения с образом Монсерратской Богородицы снизу, из главного нефа базилики:

Монастырь Монсеррат, монастырская базилика

Каждый паломник или простой турист может, дождавшись своей очереди, поклониться святой, прикоснувшись к ее правой руке и попросив о сокровенном. Имейте в виду, что для защиты от повреждений чудотворная фигура накрыта специальным стеклянным куполом, так что желающие поклониться святому образу могут поцеловать или дотронуться только до шара в правой руке Мадонны. Таков традиционный ритуал поклонения.

Заалтарная капелла Богоматери

Выходя из зала с престолом Богоматери, по правую руку видим круглое помещение, именуемое заалтарной капеллой (El Cambril), или капеллой Богоматери. Эта капелла расположена в центральной из трех больших неороманских апсид в восточной части базилики. Она создавалась в 1876–1887 гг. под руководством архитектора Франсеска де Паула дель Вильяр-и-Лосано (Francesc de Paula del Villar i Lozano) (1828–1901), которому помогал юный Антонио Гауди (1852–1926) (именно Гауди разработал основную часть декоративных элементов), а затем и собственный сын зодчего, Франсеск де Паула дель Вильяр-и-Кармона. Последний продолжил работы по реставрации базилики и, в частности, построил ее новый фасад.

Базилика Монсеррат, заалтарная капелла

По внутреннему убранству эта капелла с ее многочисленными неороманскими, неоготическими и ренессансными элементами является одним из самых интересных помещений церкви. Ее эклектичный стиль считается предтечей каталонского модернизма. Напротив образа Черной Мадонны (который из этого помещения виден лишь со спины) на фоне центрального окна находится скульптура святого Георгия, покровителя Каталонии, выточенная из дерева и покрытая полихромным покрытием (ее автор — Агапит Вальмиджана). Предполагают, что в образе святого Георгия скульптор изобразил своего брата Венанси.

Базилика Монсеррат, заалтарная капелла

Значительный интерес представляет роспись купола капеллы, выполненная в 1896–1998 гг. Жуаном Льимоной (Joan Llimona) (1860–1926). Купол расписан в светлых, ярких тонах, подчеркивающих бесконечность небесного свода, на котором появляется Богоматерь с младенцем Иисусом на руках в окружении ангелов и архангелов. Также на куполе представлена панорама горы Монсеррат, обозначающая пересечение небесного мира с земным. В нижней части купола, по обеим сторонам, изображена череда паломников: справа мы видим представителей духовенства, а слева — гражданских лиц. Художником выбраны персонажи, имеющие значение для истории Каталонии. Весь этот ансамбль считается подлинной жемчужиной монастыря Монсеррат и всей современной каталонской живописи.

Базилика Монсеррат, заалтарная капеллаБазилика Монсеррат, заалтарная капелла

Путь Аве Мария

Выходя из заалтарной капеллы, оказываемся в пространстве, именуемом Путем Аве Мария (Camí de l'Ave Maria). Это наружное пространство базилики, ограниченное с одной стороны стеной храма, а с другой — скальной породой. Чтобы соединить внутреннее пространство храма с внешним и одновременно защитить паломников от дождя, архитектор Жузеп Марторель (Josep M. Martorell) (р.1925) в 1982 году соорудил сводчатый полукруглый навес из оргстекла. Через эту прозрачную конструкцию видно небо, горы и покрывающую их растительность. Также здесь находятся остатки прежнего (XVI века) фасада базилики.

Монастырь Монсеррат, Путь Аве Мария

Путь Аве Мария утопает в свете тысяч лампад и больших восковых свечей, которые верующие оставляют в знак молитвы или благодарности Деве Монсерратской. Вы тоже можете поставить здесь свою свечу (ее нужно будет заранее купить во внутреннем дворе базилики, опустив нужную сумму денег в металлический ящик).

Монастырь Монсеррат, Путь Аве Мария

Кроме того, в этом коридоре можно увидеть современную бронзовую скульптуру ангела Благовещения, которую создал в 1978 году Апеллес Феноза (Apel·les Fenosa) (1899–1988), а также большую майоликовую композицию с образом Богоматери Монсерратской (1982). Это творение, равно как и ряд других майоликовых панно с обращениями к Богоматери на Пути Аве Мария, является работой керамиста Жуана Гивернау (Joan Baptista Guivernau) (1908–2001). Путь Аве Мария возвращает нас вновь в атриум базилики.

Богослужения и выступления хора мальчиков в базилике

В монастыре несколько раз в день звонят восемь больших колоколов готической колокольни XIV века. Самый большой колокол весит 7,5 тонн и носит имя Девы Марии. Он был установлен на колокольне в 1958 году. Колокола созывают верующих на богослужения и важные церемонии. Не стоит забывать, что помимо художественного значения монастырская базилика Монсеррата имеет также духовное и культурное значение: именно здесь проходят все богослужения аббатства, а также выступления знаменитого хора мальчиков «Эсколания» (Escolania de Montserrat) и другие концерты. Если вы хотите посетить мессу в церкви Монсеррата, советуем предварительно ознакомиться с расписанием богослужений. Кроме того, если вы решили присутствовать на службе, стоит соблюдать определенные правила поведения в храме.

Монастырь Монсеррат, выступление хора мальчиков в базилике

Даже если вы человек не верующий и богослужения вас не интересуют, вам всё равно, скорее всего, захочется услышать чистые голоса мальчиков из хора «Эсколания», обучающихся в музыкальной школе при монастыре. Хор мальчиков монастыря Монсеррат считается одной из старейших певческих академий в Европе и славится высоким качеством исполнения духовной музыки. Он принимает участие во всех торжественных литургиях, а также почти каждый день (кроме субботы и каникул) устраивает для туристов и паломников короткие концерты в базилике. Точное расписание выступлений хора мальчиков в Монсеррате приводится тут.

План монастыря Монсеррат (Монтсеррат) с достопримечательностями

Предлагаем вашему вниманию подобный план центральной территории монастыря Монсеррат, на котором на русском языке обозначены основные постройки, площади, памятники и другие достопримечательности монастыря. В частности, на плане указано расположение базилики, школы «Эсколания», музея, станций фуникулеров и канатной дороги.

План монастыря Монсеррат

Помимо этого плана, на нашем сайте вы можете скачать еще одну подробную карту монастыря Монсеррат. На этом плане присутствуют обозначения на русском языке основных туристических достопримечательностей на территории Монсеррата, в том числе монастырской базилики с образом Черной Девы Монсерратской, Музея Монсеррата, станций фуникулеров, канатной дороги и зубчатой железной дороги (кремальеры), а также смотровых площадок, информационных пунктов, магазинов, ресторанов и отелей.

План монастыря Монсеррат

Кроме того, на плане Монсеррата указаны направления основных пешеходных троп в окрестностях монастыря (маршруты в сторону Святой Пещеры, часовни Святого Иоанна, смотровой площадки Фра Гари, вершины Сант-Жерони и др). Такую карту вы также можете получить в пункте туристической информации при входе в монастырь. Также в этом офисе можно взять более подробную карту маршрутов по местности вокруг монастыря. Другие карты пешеходных маршрутов по Монсеррату можно скачать на нашем сайте тут.

♦♦♦♦♦♦♦

См. также другие материалы из нашего подробного путеводителя по Монсеррату с фотографиями:

- Чёрная Дева Монсерратская (Моренета)

- Как самостоятельно добраться до монастыря Монсеррат

- Поездка в Монсеррат: практические советы и информация для туристов

- Самостоятельные прогулки по Монсеррату: путеводитель по основной территории монастыря

- Маршруты самостоятельных прогулок по Монсеррату: Святая Пещера и Путь молитв

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Монастырь Монсеррат, статья в Википедии

2. Монастыри Каталонии: Монсеррат

3. Официальный сайт аббатства Монсеррат

4. Официальный путеводитель по Монсеррату

5. Поездка в монастырь Монсеррат: описания и фотографии

6. Бенедиктинский монастырь Монсеррат в каталонской энциклопедии

7. Виртуальная экскурсия по монастырю Монсеррат

8. Путеводитель по Монсеррату

9. Боковые капеллы монсерратской базилики

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)