Выставка «Рене Магритт и фотография. «Верность изображений» в Санкт-Петербурге

Рубрики: в России,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 7 апреля 2010, в 13:21

Время: с 30 марта по 20 мая 2010 года (часы работы: вторник-воскресенье с 11.00 до 18.00, понедельник выходной).

Место: Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург, Кузнечный переулок 5/2. Тел. для справок: +7 921 977 43 00. Вход 60 руб. (т.е. обычный билет на постоянную экспозицию; фотографировать можно за дополнительную плату, 50 руб.).

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Ангел-хранитель» (L'ange-gardien) (Брюссель, 1946)

Событие: Выставка «Рене Магритт и фотография. «Верность изображений» (René Magritte et la photographie. La Fidélité des images). Выставка, представленная Генеральным консульством Бельгии в Санкт-Петербурге, знакомит зрителей с новой гранью творчества знаменитого сюрреалиста и позволяет лучше узнать современное искусство Бельгии.

Этой весной в Музее Достоевского в рамках Дней Франкофонии-2010 проходит выставка черно-белых фотографий Рене Магритта, найденных в архивах художника (точнее, в беспорядке наваленными в обувных коробках) после его смерти. Хрупкие оригиналы фотографий хранятся в Фонде Магритта, в Россию привезли копии на пластике, всего 61 снимок. Нигде, кроме музея Достоевского, эту коллекцию показывать не будут.

Фотография «Радость жизни» (La joie de vivre) (парижский пригород Перрё-сюр-Марн, 1928):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Радость жизни»

Мало кто знает, что бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт (1898—1967) довольно активно, пуст и не совсем всерьез, увлекался фотографией и уделял этому хобби достаточно много времени. Представленные на выставке снимки охватывают период с 1928 по 1955 год. На фотографиях, представленных в музее Достоевского, запечатлен сам Магритт, его любимая жена Жоржетт (Жоржетта Бергер, с которой Магритт прожил до самой своей смерти, она же была его единственной моделью), домочадцы и друзья, среди которых, например, писатель-сюрреалист Луи Скутенер (Louis Scutenaire) и его жена, бельгийская поэтесса и романистка Ирен Амуар (Irène Hamoir), поэт и философ Поль Нуже (Paul Nougé), поэт, эссеист, фотограф и коллажист Марсель Мариен (Marcel Mariën), писатель-сюрреалист Поль Колине (Paul Colinet), поэт и галерист Камиль Гёманс (Camille Goemans), а также брат художника Поль Магритт.

Фотография «Искупление грехов» (Le grand pardon ) (лес Сенар под Парижем, 1929):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Искупление грехов»

Именно Луи Скутенер (1905-1987), ближайший друг Рене Магритта, центральная фигура бельгийского сюрреализма и автор монографии о художнике (1947), собрал коллекцию фотографий Магритта, которая была впервые представлена публике в 1976 году, под тем же названием, что и сегодня, — «Верность изображений» (существует еще и одноименной короткометражный фильм 1946 года с участием Рене Магритта и его друзей, срежессированный самим художником). Это была аллюзия на название знаменитого полотна Магритта Вероломство образов» (или «Предательство изображений») (La Trahison des Images), написанной в 1929 году. В этой картине художник показывает, что образ курительной трубки на картине, каким бы реалистичным он ни казался, в действительности не является реальным, это всего лишь изображение. Соответственно, на картине выведена надпись: «Это не трубка» («Ceci n’est pas une pipe»). «А вы попробуйте наполнить ее табаком. Если бы я написал на своей картине, что это трубка, я бы солгал», — говорил Магритт.

Фотография «Каменная звезда» (L'étoile de pierre) (Лессин, 1935):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Искупление грехов»

Вооружившись простым фотоаппаратом Kodak, Рене Магритт развлекается тем, что ставит свою жену, приятелей, родственников — в общем, всё свое ближайшее окружение — в придуманные им на ходу забавные (и не очень) ситуации. По словам Скутенера, занимаясь фотографией, Магритт использовал людей так же, как элементы своих картин, выстраивая необычные структуры и создавая другой мир. Фотографии, снятые зачастую в самых банальных местах, поражают необычностью композиции и нестандартным расположением персонажей. Свои фотографические автопортреты Магритт в некоторых случаях снимал сам (пользуясь соответствующей функцией камеры), а иногда ему помогали друзья. Друзья Магритта разделяли тот саркастичный игровой дух, который определял все эти фотографии, объединенные позднее под заголовком «Верность изображений».

Фотография «Фараоны или Восьмая Династия» (Les pharaons ou la huitième dinastie ) (Лессин, 1935):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Фараоны или Восьмая Династия»

Фотография для Магритта — это игра, это искусство, которое позволяет пошутить или поиздеваться над реальностью, придумать нелепые, невероятные, курьезные ситуации. В то же время живопись для него — ремесло, работа, подчас длительная и монотонная. Фотография позволяет отвлечься от нее и развлечься. Магритта мало интересуют технические манипуляции, за исключением разве что приема наложения изображений, что позволяет совмещать два образа в одном кадре.

Фотография «Птицелов» (L'oiseleur ) (Брюссель, 1956):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Птицелов»

Повседневные ситуации, пейзажи, тривиальные вещи, изображенные на некоторых снимках Магритта, расположены по композиционным схемам, знакомым нам по определенным картинам художника. Мы узнаём в этих фотографиях ряд метафор, символов и поэтических соединений, используемых знаменитым бельгийским сюрреалистом в его живописных произведениях. Например, фотография 1928 года под названием «Любовь», где Рене рисует свою жену, но нет холста и рамы, повторяет схему полотна «Попытка невозможного» («Свершение невозможного», 1928), где художник рисует модель, не будучи отделенным от нее рамой: столкновение реального пространства и пространства картины отсылает не только к мифу о Пигмалионе, но и к типично сюрреалистической фантазии о возможности оживить образ взмахом кисти.

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Любовь»Рене Магритт, «Попытка невозможного»

Тема соответствия восприятия реальному миру отражена и в названии выставки — «Верность изображений». Оно говорит о верности художника самому себе: в фотографиях Магритта, как и в его картинах, непременно есть неразрешенная тайна, философский подтекст, язык метафор. Как известно, Магритт в своём творчестве стремился решить проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью.

На фотографии «Бог, день восьмой» (Dieu, le Huitième Jour) (Брюссель, 1937)  художник, с тростью в руке, скрыт за холстом, а на голове у него одеяло.

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Бог, день восьмой»

Этот снимок, сделанный в 1937 году во дворе дома Магритта под Брюсселем, может считаться своего рода наброском к нескольким аналогичным живописным работам, среди которых «Терапевт» (Le Thérapeute) (этой картины существует не менее четырех версий, только вместо холста изображена клетка с голубями), полотно 1947 года «Освободитель» (Le Libérateur),

Рене Магритт, «Терапевт»Рене Магритт, «Освободитель»

а также ряд аналогичных бронзовых скульптур, модели для которых были созданы Магриттом в конце жизни.

Рене Магритт, «Терапевт», бронзовая скульптура

В 1912 году мать Магритта покончила с собой, бросившись в реку Самбра, что, видимо, оказало большое впечатление на бывшего тогда ещё 14-летним подростком будущего художника. Ее нашли семнадцать дней спустя. Тело было практически полностью обнаженным, и только голова опутана подолом ночной рубашки. Некоторые исследователи считают, что женские изображения с лицом, закрытым платком или полотном, как у мертвых (например на картинах из серии «Влюбленные»), свидетельствует о бессознательном отождествлении жены художника, Жоржетты, с его покойной матерью. Однако сам Маргитт относился к психоанализу отрицательно, и подобные аналогии его попросту раздражали, он вообще всячески сторонился психоаналитической интерпретации своего творчества. По рассказу Скутенера, Жоржетта не знала, что мать Рене покончила с собой, вплоть до того случая, когда, уже много лет спустя, Скутенер решил написать книгу о Маргитте и заговорил на эту тему во время одного разговора. Жоржетта была ошеломлена. Когда Маргитта спросили, почему он никогда не рассказывал об этом жене, он коротко ответил, что о таких вещах не болтают.

Жена Магритта, Жоржетта, на фотографии 1936 года, «Торговка забвением» (La marchande d'oubli):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Торговка забвением»

Мастер сюрреализма хитроумно использует присущий фотографии «эффект реальности», разрушая свойственную этому способу отображения прямолинейность. Он шаловливо играет с образами и задает зрителю загадки. Он фотографируется с друзьями, придумывая своеобразные сценки — уморительные постановочные скетчи и комичные мизансцены. Особенно Магритт любит играть со своим собственным отсутствием или присутствием в кадре: достаточно ему облачиться в заурядный буржуазный костюм и шляпу-котелок, и вот он уже становится как будто невидим, обезличен, превращаясь в человека из толпы, становясь никем. В своих автопортретах Магритт нередко любил совмещать несколько лиц и как бы прятаться в этой «толпе». Снимал он себя и с закрытыми глазами, опять-таки будто не желая быть увиденным. Иначе говоря, художник на фотографии присутствует, но не лично он, а его персонаж.

Фотография «Святое семейство» (La sainte famille) (парижский пригород Перрё-сюр-Марн, 1928):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Святое семейство»

Наиболее плодотворным периодом в фотографическом творчестве Магритта считаются 1930-1954 годы. Анализируя его работы этого времени, можно увидеть, что художник прямо соотносит фотографические средства с собственной живописью для того, чтобы пошатнуть, поставить под сомнение очевидность реальности. Он фотографирует свои полотна, тем самым еще больше заостряя проблему, которую поднимают его картины: вопрос о логичности и простоте обыденности. В некоторых фотографиях он имитирует свои картины, таким образом как бы меняя местами модель и изображение.

Фотография «Создание образов» (La création des images) (парижский пригород Перрё-сюр-Марн, 1928) (за спиной Жоржетты мы видим картину «Антракт»):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Создание образов»

Проделки Магритта и его друзей (выступающих в качестве статистов) — например, в композиции «Каменный пир» (Festin de pierre) (Брюссель, 1942) компания делает вид, что грызет огромные куски камней — не только придают их концепции сюрреализма игровое, потешное измерение, но и подчеркивают их отличие от французских сюрреалистов. Бельгийские сюрреалисты ставят под сомнение очевидность и подлинность изображения реальности в словах и образах. Они предпочитают тихое ниспровержение привычного открытым публичным действиям, шумным акциям и эпатажным выходкам.

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Каменный пир»

Фотография «Отдание чести знамени» (Le salut au drapeau) (Коксид, 1935):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Отдание чести знамени»

Магритт часто обыгрывал свой образ в виде человека в котелке, подчас изображая себя отрешенным, далеким от мира, выбившимся из него.

Фотография «Вознагражденная добродетель» (La vertu récompensée) (Брюссель, 1934):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Вознагражденная добродетель»

В фотоработах Магритта присутствует характерная для его творчества отстраненность и магия, таинственная атмосфера и визуальные ребусы. Используются такие художественные приемы, как придание объектам нового смысла и усиление одной и той же темы. Примером может служить фотография «Тень и ее тень» (L'Ombre et Son Ombre) (1932, Брюссель, Rue Esseghem), на которой лицо Рене дублирует лицо его жены Жоржетт.

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Тень и ее тень»

Тема удвоения, дублирования, раздвоения вообще постоянно проходит в творчестве Магритта, начиная с ранней картины 1925 года «Две сестры».

Отдельно стоит сказать о названиях фотографий. Они как будто расширяют смысл представленного на снимке, поворачивают сюжет под совершенно неожиданным углом, создают дополнительные ассоциации. Некоторые из этих остроумных названий вызывают улыбку, некоторые — горькую усмешку, некоторые — откровенное недоумение. Юмор присутствует во многих названиях фотографий. В живописном творчестве Магритт тоже любил изобретать загадочные, зачастую никак напрямую не связанные с изображением поэтичные подписи.

Фотография «Шедевр» (Le chef-d'œuvre ) (Версаль, 1930):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Шедевр»

Художник считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства. Сам художник говорил, что названия картин не содержат объяснений, так же как картины не иллюстрируют своих названий; связь между заголовком и самой картиной должна быть поэтической; иначе говоря, эта связь должна передавать лишь некоторые характеристики предметов, обычно игнорируемые сознанием, но порой предощущаемые во времена каких-то экстраординарных событий, которые разум еще не успел разъяснить («Les titres des tableaux ne sont pas des explications et les tableaux ne sont pas des illustrations des titres...»). «Лучший заголовок картины, по словам Магритта, — поэтический. Заголовок, согласующийся с живой эмоцией, которую мы испытываем, глядя на картину. Поэтический заголовок не должен сообщать нам какую-то информацию о названии города, имени модели или символической роли, приписываемой изображенной фигуры. Чтобы дать картине заголовок, который выполняет лишь такую обучающую функцию, не требуется никакого вдохновения» («Je crois que le meilleur titre pour un tableau c'est un titre poétique...»). Заголовок ничему не должен учить, а вместо этого удивлять и завораживать. Магритт также говорил, что заголовки выбираются им таким образом, чтобы помешать зрителю поставить  картины в «успокоительную область», куда в противном случае завел бы его машинальный ход мысли, преуменьшив истинный масштаб полотна. Заголовок должен служить дополнительной защитой, подавляющей любые попытки свести настоящую поэзию к игре безо всяких последствий («Les titres sont choisis de telle façon gu'ils empêchent aussi de situer mes tableaux dans une région rassurante...»).

Фотография «Ясновидящие» (Les voyantes ) (Брюссель, 1930):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Ясновидящие»

По воспоминаниям родственников и друзей, придумывая названия, Магритт часто обсуждал их с друзьями-литераторами. Порой верное название появлялось сразу, а порой требовалось несколько лет, чтобы его найти. Какие только литературные источники не использовал художник!  Магритта всегда интересовало соотношение образа и слова — словесные комментарии будут появляться в его произведениях до последнего момента.

Фотография «Затмение» (L'éclipse) (Беерсел, 1935):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Затмение»

Магритт не устает задавать вопросов об изображении личности, о представлении ее подлинного лица, о правдивости и очевидности изображения реальности в словах и образах. На фотографии «Серый кардинал» (L'Éminence Grise) мы видим Рене Магритта в купальном костюме на бельгийском побережье. В верхней части спины загадочно открытая книга — словно бы для того, чтобы лучше читать мысли. В этом снимке проявляется характерное для творчества Магритта сближение несопоставимых, противоречивых или невозможных предметов.

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Серый кардинал»

Фотография из серии «Пришельцы» (Les extra-terrestres) (Брюссель, 1935):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Пришельцы»

Фотография «Стопоходящие» (Les plantigrades) (Коксид, 1935):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Стопоходящие»

Фотография «Гигант» (Le géant) (Бельгийское побережье, 1937):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Гигант»

В своих фотографиях Магритт свободно фантазирует, дает волю своей истинно бельгийской иронии и дерзости, отражающей его антиконформистский, непокорный нрав. Здесь господствуют бурлеск и хулиганство, ужимки и озорство. Хотя, как и в картинах Магритта, фантазия подчинена определенному замыслу. Неслучайно художник всегда подчеркивал, что в своем творечстве не просто дает волю своей фантазии, а представляет на суд зрителей логические построения, в которых нет ни одной случайной детали, какими бы безумными они ни казались.

Фотография «Свидание» (Le rendez-vous) (Брюссель, 1938):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Свидание»

Голубь — частый гость на картинах Магритта. Достаточно упомянуть, например, полотно 1937 года «Черная магия» (La Magie Noire ). Мы видим, как происходит магическая метаморфоза: волшебник-Магритт превращает женскую плоть в небо, а серые стены повседневной комнаты преображаются в расщелины морского грота.

Рене Магритт, «Черная магия»»

Фотография «Семирамида» (La reine Sémiramis) (Брюссель, 1947):

Выставка «Рене Магритт и фотография», фотография «Семирамида»

В центре выставочного зала помещена репродукция знаменитого дождя из человечков, картины «Голконда» (1953). Магритт изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье, сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. «Здесь изображена толпа людей — разных людей. Когда вы думаете о толпе, вы ведь не думаете об индивидууме. Поэтому все люди одеты одинаково, как можно проще, чтобы проще было представить толпу… Голконда был богатым городом в Индии, нечто вроде чуда. А я считаю чудом, что смогу на земле шагать по небу. С другой стороны, котелок — самый неоригинальный головной убор — удивления не вызывает. Человек в котелке — это господин Посредственность при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок — у меня нет особого желания выделяться из массы» (Рене Магритт).

Рене Магритт, «Голконда»

В отличие от произведений других сюрреалистов, предметы, изображенные на картинах Магритта, никогда не теряют своей «предметности». Сам художник никогда не называл себя сюрреалистом, предпочитая термин «магический реализм». Главное, что заставляет зрителя насторожиться, — необычные сочетания обычных вещей, абсурдность обстановки, в которой они оказываются, — как, например, джентльмены, падающие на крыши, будто капли дождя.

Источники:

1. Выставка фотографий Магритта в Санкт-Петербурге, обзор.

2. Информация о выставке на сайте музея Достоевского.

3. Репортаж о выставке фотографий Магритта в музее Достоевского.

4. «Портреты художника»: статья о выставке фотографий Магритта в Парижском музее фотографии (Maison européenne de la photographie) в 2006 году.

5. Магритт и фотография. Выставка фотографий Магритта в Париже.

6. Рене Магритт в Санкт-Петербурге, о выставке на сайте Государственной службы международных культурных и торговых связей Региона Валлония-Брюссель (WBI).

7. О картине «Вероломство образов».

8. Рене Магритт. Встреча с самим собой (попытка психоаналитической интерпретации).

9. Бельгийские сюрреалисты из ближайшего окружения Магритта.

10. О выставке фотографий Магритта в Бухаресте.

11. Рене Магритт. Арт-галерея.

12. О выставке фотографий Магритта в Париже в 2006 году.

13. О выставке фотографий Магритта в Брюсселе в 2005 году.

14. «Попытка невозможного» и другие картины Магритта.

15. Картина Магритта «Освободитель».

16. Картина Магритта «Терапевт».

17. Бронзовая скульптура Магритта «Терапевт».

18. Картина Магритт «Черная магия».

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)