Прогулки по вечернему Будапешту

Рубрики: Венгрия, август 2009,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 12 сентября 2009, в 17:13

Будапешт славится не только прекрасной архитектурой и термальными источниками, но и великолепными вечерними/ночными видами. Каждый турист стремится запечатлеть эту красоту на свою мыльницу, полумыльницу или что посерьезней. Удержаться просто невозможно!

В вечерней подсветке совершенно по-особому смотрятся оба берега Дуная, так что гулять можно по набережной с любой стороны, удовольствие гарантировано. Единственное, что иногда отвлекает, так это велосипедисты, которые по вечерам, когда спадает летняя жара, оккупируют набережные и периодически пролетают мимо гуляющих вдоль Дуная венгров и туристов. Но это ерунда, романтическая прогулка вам всё равно обеспечена.

Говорят, в Венгрии достаточно дешевая электроэнергия, так что власти не жалеют денег на подсветку столицы. Три года назад мне и вправду показалось, что Будапешт подсвечивают лучше, чем любой другой город Европы. В этом году впечатление было несколько иным: то ли дело в кризисе, то ли восприятие с возрастом меняется. Немного грустно было и то, что из-за каких-то реставрационных работ весьма слабо подсвечивалось здание Парламента. А мы, можно сказать, в основном ради него вылезли вечером из гостиницы — чтобы снять его в огнях. Ну, конечно, не только ради него. Нашлись и другие достойные объекты, но всё же немного обидно было смотреть со стороны Буды туда, в Пешт, в сторону Парламента. Другие достопримечательности, к счастью, не подвели. Кстати, вот что у меня вышло три года назад, когда Парламент подсвечивался получше:

Прогулка первая (13 августа). Мы вышли гулять в районе девяти вечера, чтобы поснимать вечерний Будапешт. Поехали на метро до станции площадь Батяни (Batthyány tér) и пошли гулять вдоль Дуная, со стороны Буды, соответственно. Дошли до моста Сечени, откуда открывался отличный вид на дворец Грешэм (собственно, уже в конце прогулке мы его посетили и полюбовались интерьерами в стиле модерн; подробное описание дворца Грешэм см. в записи  Прогулки по Будапешту. Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль).

Конечно, наибольшей популярностью у туристов заслуженно пользуется знаменитый Цепной мост Сечени, который вечером кажется особенно привлекательным, в этаком ожерелье огней.

Инициатором строительства моста был граф Иштван Сечени. Автором проекта был Уильям Тирни Кларк, а воплощал его Адам Кларк, однофамилец первого Кларка. Мост строился с 1839 года в течение десяти лет (до 20 ноября 1849 года). Мост Сечени стал первым постоянным мостом, связавшим Буду и Пешт. Строительство моста проходило негладко. Были и политические, и экономические, и чисто инженерные трудности. Характерный пример последних: однажды, когда последнюю конструкцию опускали на место, сорвалась цепь подъемника, разрушив часть лесов и сбросив наблюдавших (в том числе и самого Сечени) в Дунай.

Перед входом на Цепной мост всех гуляющих встречают грозные львы, именно поэтому его еще называют Львиным мостом. Создал их скульптор Янош Маршалко (1852). Львов, кстати сказать, жестоко критиковали за явное отсутствие у них языков. В нескольких научных статьях скульптор сумел доказать, что львиные языки «не свисают из пасти, как у собак».

Во время Второй мировой войны мост взорвали. Восстановленный мост Сечени был открыт в 1949 году. Львы, «охраняющие» мост, пережили войну.

В ночном освещении особенно интересно смотрелся и тоннель Адама Кларка. Этот тоннель под Замковым холмом (Крепостной горой) на площади Адама Кларка был пробит в 1857 году (работы продолжались 7 с половиной месяцев). Построил тоннель, соединяющий мост с районами Будды, собственно, инженер Адам Кларк. Любопытно, что длина моста Сечени почти равна длине этого тоннеля  (около 350 метров), в связи с чем даже появилась шутка, что строительство этого тоннеля — это проявление особой заботы венгров о своем мосте: мол, во время дождя будапештцы убирают мост в тоннель, до того они о нем заботятся.

Перейдя мост Сечени, мы оказались на родной стороне, в Пеште, в районе дворца Грешэм, откуда до нашего отеля уже было минут 20 пешком. Отсюда, в свою очередь, открывался прекрасный вид на Буду, а именно прямо на Королевский дворец:

Неплох был также вид со стороны Пешта на тоннель Адама Кларка и фуникулер Замкового холма.

Прогулка вторая (17 августа). Через несколько дней мы решили вновь совершить вылазку с целью фотосъемки. В этот раз мы вышли пораньше, когда еще не стемнело, и были вознаграждены: во-первых, посмотрели еще относительно четко некоторые невиданные ранее достопримечательности, а во-вторых, полюбовались именно вечерним, то есть кобальтово-синим, а не совсем ночным Будапештом, а это особое очарование.

Прогулка была на этот раз полностью пешеходной. Сначала мы пришли на площадь Вёрёшмарти (Vörösmarty tér), где установлен многофигурный памятник поэту-романтику Михаю Вёрёшмарти (180-1855). Памятник из каррарского мрамора появился здесь в 1908 году. Поэт изображен читающим свой «Призыв» к венгерскому народу. На постаменте выбита строка из стихотворения: «Будьте верны своей стране всегда, о венгры!» Хотя в «Призыве» есть и более оптимистические строки, поэта, словно ночной кошмар, преследовала мысль о полном исчезновении венгерского народа.

Площадь также украшена двумя фонтанами, один из них со львами, из пасти которых течет вода. Я не упустила возможности взгромоздиться на спину льва. Кстати говоря, зимой в Будапеште именно на этой площади устраивают рождественский базар.

Затем мы вышли к Дунаю и пошли по набережной, всё так же со стороны Пешта, в сторону моста Эржебет. Вскоре мы дошли до площади Вигадо, на которой находится здание концертного зала Вигадо. Шикарный фасад здания украшен статуями и бюстами танцоров, монархов и иных видных деятелей Венгрии. В оформлении использовались ориентальные мотивы, отражающие восточное происхождение венгров. Этот концертный зал в романтическом стиле был построен в середине XIX века на месте Бального зала, сгоревшего в 1848 году во время антигабсбургского восстания в результате обстрела австрийскими пушками.

В этом концертном зале выступал Ференц Лист.

По соседству с Концертным залом Вигадо находится знаменитый отель «Мариотт». Почти напротив отеля, на чугунных перилах мы, наконец, увидели знаменитую скульптуру «Маленькая принцесса» (Kiskiralylany), появившуюся в Будапеште в 1989 году. «Принцесса», правда, скорее напоминает мальчишку, но всё равно пользуется большой популярностью у народа: заметно, как отполированы колени. Да и сидит она удачно: на той стороне Дуная, прямо у нее за спиной, виднеется Королевский дворец. По набережной прошли довольно шустро: в районе отелей «Мариотт» и «Интерконтиненталь» по вечерам, говорят, активно роятся навязчивые«ночные бабочки».

Затем мы вышли на площадь Шандора Петёфи (Petőfi) с памятником этому национальному поэту Венгрии, можно сказать, местному Пушкину. Здесь же мы полюбовались на Греческую православную церковь, куда уже раньше заходили, чтобы посмотреть алтарь.

Далее стали перебираться по мосту Эржебет на сторону Буды. За нами оставались красивые розовеющие облачка и вид на дворцы Клотильды и Приходскую церковь Старого города (церковь в кадр попала совсем чуть-чуть, видите, в левом верхнем углу; подробнее об этой церкви см. в отдельной записи):

Итак, потопали по мосту... Уже стало заметно смеркаться, и Королевский дворец на стороне Буды смотрелся совсем уже по-вечернему:

Белый подвесной мост Эржебет назван в честь любимицы венгров — королевы Елизаветы (или просто Сиси). Сам мост был построен в 1897-1903 гг. В 1945 году мост Эржебет был взорван немцами и впоследствии реконструирован.

Перейдя на ту сторону, в Буду, мы (правда, не сразу) нашли под заездом на мост памятник королеве Елизавете, издалека смотревшийся несколько странно из-за своих необычных пропорций, а вблизи оказавшийся очень милой скульптурой в стиле модерн: красавица Сиси, жена императора Франца Иосифа, восседает на каком-то троне или кресле, изящным жестом приподнимая правую руку (судя по некоторым фотографиям, ей в эту руку часто вкладывают живой цветок, да и вообще сам памятник редко бывает не украшен живыми цветами; однако в этот раз цветы были только «казенные», в виде клумбы, и ее «собственные», бронзовые).

Оказавшись на стороне Буды, мы пошли в обратную сторону, теперь уже поглядывая в стороны предвечернего Пешта. Между мостом Эржебет и мостом Сечени посмотрели на декоративные террасы со скульптурами, ведущие от набережной Дуная к Королевскому дворцу. И террасы, и скульптуры, увы, не в лучшем состоянии и давно нуждаются в реставрации.

Ну а мы пошли дальше в сторону уже знакомого нам моста Сечени, только, в отличие от первой вечерней прогулки, мост на этот раз смотрелся не более светлом, ярко-синем фоне, поскольку было еще не так темно. Мы пришли к выводу, что такой ранний вечер — даже более выгодное время с точки зрения вечерней съемки. Опять же открывался хороший вид на дворец Грешэм.

На этой же будайской набережной, но чуть дальше моста Сечени можно увидеть одну необычную деревянную скульптуру. Мы заметили ее в один из предыдущих вечеров, но тогда у нас не было с собой необходимого фотооборудования. Поэтому эта необычная фольклорная девушка сегодня была одним из объектов нашей вечерней прогулки.

Как выяснилось по приезде домой после длительного рыскания по венгерским словарям, девушка эта вовсе не веселая, а поставлена в память о жертвах бури, разыгравшейся 20 августа 2006 года во время празднования Дня независимости Венгрии (Дня святого Иштвана [о праздновании этого дня см. в записи Праздник ремесел в Будапеште]), когда в Будапеште традиционно устраивается огромный фейерверк. В тот раз торжества окончились печально: как минимум 4 человека погибли, 300 получили ранения. Шторм разразился в центре города как раз в тот момент, когда начался праздничный салют.

Вернувшись от необычного деревянного памятника к мосту Сечени, мы перешли мост и оказались у дворца Грешэм. Напоследок полюбовались круизными пароходами, уютно светившимися огнями на Дунае, и потопали к себе в отель, как в прошлый раз.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)